Славянские суеверия: Лихо одноглазое. Славянские суеверия: Лихо одноглазое Лихо - славянская мифология

В статьях, о которых сказано выше, говорилось о том, что в глубокой древности, скорее всего, во времена праиндоевропейцев, когда языческие верования имели свою единую форму, существовало поверие в одноглазых богов, в частности, бога дня, света и жизни с одним глазом — Солнцем, и богом ночи, тьмы и загробного мира с одним глазом — Луной. Впоследствии, когда единый народ расселился по всей земле и заметно видоизменил языческие верования, данный атрибут приобрел разнообразные формы, однако сохранил особую связь с одним глазом-солнцем и глазом «плохим», лунным глазом или даже мертвящим глазом. В Греции такими оказались великаны циклопы, в Египте бог Солнца Хор, в скандинавских странах — одноглазый Один. В этих статьях, затрагивая тему одноглазых богов в культурах мира, мы рассматривали Кощея-Чернобога и его последующую ипостась в двоеверии — Святого Касьяна. При этом совсем забыли упомянуть про такое мифологическое существо, которое явно является одним из образов бога «тёмного» мира, как Лихо одноглазое .

Лихо одноглазое можно назвать тем самым недостающим элементом, который мы пытались найти в предыдущих статьях, описывая языческих богов различных стран мира и пытаясь найти их взаимосвязь со славянскими богами. В сказках Лихо предстаёт женщиной-великаншей с одним глазом. В одной из русских народных сказок говорится, что к великанше приходит кузнец. Лихо принимает гостя и просит его сковать ей второй глаз, на что кузнец, почуяв, что великанша может его съесть, хитростью выкалывает ей и второй глаз, после чего, развернув тулуп шерстью наружу, прикидывается бараном и сбегает. Как же можно расшифровать эту сказку, которая, по всей видимости, является преобразованным языческим мифом, дошедшим до нас в виде детской страшилки?

Во-первых, здесь мы опять же имеем дело с или путешествием героя в подземный мир, который часто наблюдается в различных культурах мира. Главный герой отправляется в тёмный лес, где встречает хозяина этого тёмного леса. Если вспомнить теорию катабасиса, судя по которой, с ходом времени путешествие главного героя переместилось из подземного мира в тёмный и непроходимый лес, то здесь мы можем увидеть как раз этот случай, сравнимый с другими сказками, где главный герой отправляется на встречу с хозяйкой тёмного леса (подземного мира) Бабой Ягой () или с Кощеем Бессмертным (Чернобогом). Сюжет путешествия практически идентичен, так что можно уверенно сказать, что Лихо является властительницей подземного мира, то есть той самой Мораной.

Стоит также сказать и про образ героя, который является кузнецом. Во многих сказках главными героями-победителями являются именно кузнецы, так что, скорее всего, в сказке сокрыт некий древний миф о боге-кузнеце и подземной владычице Моране.

В хитросплетениях взаимосвязи богов различных стран мира можно легко запутаться, однако здесь мы попробуем сравнить греческий миф со сказкой о Лихо одноглазом и с предположением, что Морана являлась одной из трёх богинь-судьбы. В древнегреческой мифологии описана история Геркулеса, который крадёт единственный глаз у богинь-судьбы мойр. Не правда ли, это очень схожий сюжет?! В одной из предыдущих статей « » мы пришли к мнению, что одной из богинь судьбы как раз является Морана — богиня подземного мира, богиня смерти, которая обрезает нить жизни. Если предположить, что эти рассуждения верные, то здесь мы увидим тесную взаимосвязь двух языческих верований, поверий в одноглазую богиню, у которой крадут последний глаз, которая является хозяйкой подземного мира мёртвых и одной из богинь-прях судьбы.

Лихо одноглазое, по причине того, что кузнец выкалывает ей последний глаз, стало синонимом неразборчивости бед, несчастий и смертей, когда божество, причиняющее различные страдания и забирающее в свой мир души людей, не разбирает, кому причиняет несчастья и кого забирает в мир мёртвых. Таким образом, «Лихо одноглазое» — одно из наименований Мораны, которое означает, что иногда богиня причиняет беды людям, которые достойны счастья, тогда как злые люди продолжают радоваться жизни, и забирает жизни людей, достойных дальнейшего существования, тогда как настоящие злодеи и преступники продолжают ходить по земле, как ни в чём не бывало.

Сайт «Fun Gun Net» создан специально для поклонников Counter Strike. Рулетка кс го для бомжей поможет вам быстро приобрести необходимые для игры вещи. Помимо этого, есть возможность игры на вещи для Dota 2 и TeamFortress.

Интересуясь славянской мифологии я недавно обнаружил, что одного из духов зла, несчастья и бед (меня как молнией поразило, когда я прочёл его название), зовут Лихо Одноглазое.

Если разбиратиь слово слово плохо(п-ЛОХо). Для, этого кстати и возьмём один слог из слова плохое, а именно Лох, заметьте п-ЛОХое, и начнём развивать это негативное слово ибо оно ассоциируется в Руском языке с ветхим, старым, неказистым, глупым и т.д. ну например ЛОХмотья, пЛАХа, Лоханка (посуда для слива нечистот, помоев). Но этого нам мало, если перевернуть слово то получим Хол, и тут не менее интересно, ХОЛостяк, ХОЛостой. Сюда же можно привести пренебрежительное к украинцам хоХОЛ, древнее ХОЛоп, а так же ХАЛтура, ХАЛупа, ХАЛява.

Кстати, слово имеет и древнее женское употребление, ныне почти выведенное из употребления СоЛоха неряха, нерасторопная баба. В так называемый блатной жаргон это слово попало в конце 19 века по всей видимости из обще народного русского языка. Связь с иудеями, и ивритом, ну что вы конечна она есть, при чём в истоках его, это слово ХАЛдеи. В просторечии их до сих пор принято величать, через букву О, ХОЛдеи, при чём норовя называть так всех официантов, а если учесть что семиты, читают с право на лево, а русские с лева на право, то любому становится понятно истинное значение Лохдеев в прошлом. Тут так же нельзя не отметить, и такой прозрачный намёк как ХОЛокост, которое всеми истинными арийцами с родовой генетической памятью давно переименован в ЛОХокост, и не как иначе. Что говорит нам что глупость, неряшливость, не умение ухаживать за собой всегда вызывало в Руском этносе негативные эмоции, и одновременно было стремление переучить плохое, исправить.

Так вот Лихо из той же оперы Лихо (по лиху).

Естественно подобное открытие не могло оставить меня равнодушным, и я стал искать имеющуюся информацию по Лиху Одноглазому.

Что можно сразу узнать о Лихе?

Согласно славянской мифологии лихо считается воплощением горя и бед, духом зла. Внешне оно немного напоминает человека, но имеет существенные отличия. Иногда эту нечисть описывают как великана с одним глазом, в другом случае лихо предстает в образе мерзкой худой женщины высокого роста, но также с одним глазом.
Сопутствуя человеку, лихо приносит беды, неудачи и разные несчастья. Иногда эта напасть привязывается к человеку на всю жизнь, превращая ее в постоянный кошмар. Отвязаться от такого «соседства» может только сильный человек, способный противостоять всем жизненным трудностям и невзгодам.


или

В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо — его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам — человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не хочет противостоять повседневным трудностям и ищет помощи у злого духа.

Вот значится Леди Гаага изображает из себя Лихо


Вот значится Мадонна Лихо Одноглазненькое:




Да тысячи их!

Вам вообще не кажется что вас пытаются сглазить? Да контроль илюминати он такой, порчу наводят на всех просмотревших, а потом чему удивляться, что вас горести, беды, несчастье и зло по жизни преследует?!

Но вернёмся к истокам, разберём Русскую Народную Сказку "Лихо Одноглазое"
Беру отдельные самые интересные моменты, благо сказку целиком вы можете прочесть сами.

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.
— Что это, — говорит кузнец, — никакого я лиха на веку своем в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое там такое лихо на свете. Кузнец это скорее намёк на Сварога, кузнеца небесного.

И пошёл он его искать. Стемнело (наступила Ночь Сварога) Когда нашёл, то Лихо вот так появилось:

Как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Ну как же без них без баранов, впрочем баранов мы разбирём в теме про христианство. Нам интересно значится Лихо: большое, огромное, великанша, об одном глазе. Что же это?!

Вавилонский зиккурат:


Лихо затопило печь, зарезало барана, убрало и изжарило.

Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладет, а кузнецу кусок в горло не идет, даром что целый день ничего не ел. Кузнец барана не ест, видимо вегетарианец.)

Потом Лихо намеревается сьейсть кузнеца, но прежде просит выковать кузнеца ей второй глаз. Но кузнец хитростью выбивает оставшийся глаз Лиху, то слепнет, но кузнеца из дому не выпускат.

Поутру (Ночь Сварога заканчивается) стало Лихо выпускать баранов на пашню, да все по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошел на четвереньках. Лихо пощупало, схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы. То есть хитростью, выбив глаз и прикинувшись овцой кузнецу удалось уберечься. Вот такая народная мудрость.

Лихо – в мифологии восточных славян комплексная аллегория неблагоприятного стечения обстоятельств, основанного на человеческих проступках. До наших дней дошла поговорка «Не буди лихо, пока оно тихо», которая великолепно отражает всю сакральную сущность этого образа. Лихо – это дух зла, который активизируется только тогда, когда сам человек поступает не правильно, говорит лишнее или делает что-то в вразрез с установленными традициями.Фактически Лихо является нежитью, но его функции в этом отношении строго ограничены.

Это существо – метафора Вселенской справедливости, которая определяет, что каждый человек обязан отвечать за свои поступки, как за хорошие, так и за плохие. Ведь по легендам Лихо само по себе никогда не нападет, они лишь отвечает на сторонние воздействия. И совсем не зря местом обитания Лиха наши предки определили болото. Ведь болото у славян считалось местом нечистым, опасным, имеющим в себе максимальную концентрацию отрицательной энергии. А если учесть, что болото обычно образуется в низине, которая легко может оказаться результатом карстовых пустот, то негативная специфика этого места становится абсолютно очевидной. Человеку в таком месте делать нечего, если, конечно, он не является служителем какого-либо культа Дасуней. То есть болото – это запретное место, где человеку находиться не следует и если он нарушает установленные правила, то к нему рано или поздно приходит расплата, сконцентрированная в образе того самого Лиха болотного.

В физическом плане разные легенды изображают Лихо по-разному. В одних говорится, что это огромных размеров великан, рост которого превышает высоту самых высоких деревьев. Это очень сильное, свирепое и мстительное существо, встреча с которым почти всегда означает неминуемую гибель. Кроме того, Лихо способно проклинать человека, насылая на него череду неудач, также способную в конечном итоге привести к летальному исходу. То есть это чудовище плюс ко всему вполне определенно обладает магическими способностями.По другим легендам Лихо – страшная высокая сутулая, но очень сильная женщина-нежить, которая наряду с нечеловеческой силой и реакцией обладает чрезмерно развитым обонянием. В связи с постоянной в болоте или в непосредственной близости от него цвет кожи и волос Лиха имеет грязно-зеленый оттенок.При этом все легенды сходятся в одном – Лихо имеет всего один глаз. Поэтому очевидно, что зрение этого создания оставляет желать лучшего, чем герои легенд и пользовались для победы над этим чудовищем. Хотя, строго говоря, одолеть Лихо никому никогда не удавалось, лишь немногие смогли скрыться от него. Вероятно, это существо неуязвимо для земного оружия.

Так или иначе, но человек всегда сам виноват в появлении Лиха. Чаще всего причина заключается в его слабости, лени, не желании что-то менять. То есть для людей сильных и волевых вероятность встречи с Лихом сведена к минимуму.

Жил кузнец припеваючи, никакого лиха не знал.

— Что это, — говорит кузнец, — никакого я лиха на веку своем в глаза не видал! Хоть посмотрел бы, какое там такое лихо на свете.

Вот и пошел кузнец лиха искать. Шел, шел, зашел в дремучий лес; ночь близко, а ночевать негде и есть хочется. Смотрит по сторонам и видит: неподалеку стоит большущая изба. Постучал — никто не отзывается; отворил дверь, вошел — пусто, нехорошо! Забрался кузнец на печь и лег спать не ужинавши.

Стал было уже засыпать кузнец, как дверь отворилась, и вошло в избу целое стадо баранов, а за ними Лихо — баба огромная, страшная, об одном глазе. Понюхало Лихо по сторонам и говорит:

— Э, да у меня, никак, гости; будет мне, Лиху, что позавтракать: давненько я человеческого мяса не едало.

Вздуло Лихо лучину и стащило кузнеца с печи, словно ребенка малого.

— Добро пожаловать, нежданный гость! Спасибо, что забрел; чай, ты проголодался и отощал, — и щупает Лихо кузнеца, жирен ли, а у того от страха все животики подвело.

— Ну, нечего делать, давай сперва поужинаем, — говорит Лихо; принесло большое беремя дров, затопило печь, зарезало барана, убрало и изжарило.

Сели ужинать. Лихо по четверти барана за раз в рот кладет, а кузнецу кусок в горло не идет, даром что целый день ничего не ел. Спрашивает Лихо у кузнеца:

— Кто ты таков, добрый человек?

— Кузнец.

— А что умеешь ковать?

— Да все умею.

— Скуй мне глаз!

— Изволь, — говорит кузнец, — да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься: я бы тебе вковал глаз.

Лихо принесло две веревки — одну толстую, а другую потоньше. Кузнец взял веревку потоньше, связал Лихо, да и говорит:

— А ну-ка, бабушка, повернись! Повернулось Лихо и разорвало веревку. Вот кузнец взял уже толстую веревку, скрутил бабушку хорошенько.

— А ну-ка теперь повернись!

Повернулось Лихо и не разорвало веревок.

Тогда кузнец нашел в избе железный шкворень, разжег его в печи добела, поставил Лиху на самый глаз, на здоровый, да как ударит по шкворню. Повернулось Лихо, разорвало все веревки, вскочило как бешеное, село на порог и крикнуло:

— Хорошо же, злодей! Теперь ты не уйдешь от меня.

Пуще прежнего испугался кузнец, сидит в углу ни жив ни мертв; так всю ночку и просидел — даром что спать хотелось. Поутру стало Лихо выпускать баранов на пашню, да все по одному: пощупает, точно ли баран, хватит за спину да и выкинет за двери. Кузнец вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел в рукава и пошел на четвереньках. Лихо пощупало: чует — баран, схватило кузнеца за спину да и выкинуло из избы.

Вскочил кузнец, перекрестился и давай бог ноги. Прибежал домой; знакомые его спрашивают:

— Отчего это ты поседел?

— У Лиха переночевал, — говорит кузнец, — знаю я теперь, что такое лихо: и есть хочется, да не ешь, и спать хочется, да не спишь.

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое

Лихо одноглазое является сопутствующим персонажем русских сказок. В восточнославянской мифологии - это дух зла, олицетворение горя. Оно также символизирует злую судьбу. Внешне Лихо и похоже на человека и не похоже. Обычно оно изображается в виде одноглазого великана, напоминающего древнегреческого Циклопа, либо высокой, худощавой, кривой и одноокой женщины устрашающих размеров. Иногда, но очень редко, в сказках Лихо изображается вообще слепым. Оно также обладает небольшим волшебством.

Исходя из мифов, живет это существо в большой избе, которая расположена в густом, темном лесу. Иногда оно поселяется на старой заброшенной мельнице. Вместо кровати у него большая груда человеческих костей. Таким образом, Лихо спит на костях тех, кого съело. В принципе это символ внутренних процессов, происходящих в человеке, если к нему прицепится Лихо, зло, беда. Оно пожирает его изнутри. В сказках же это выражено символически, в обгладывании тела до костей. Сказочное Лихо не брезгует людоедством и способно пожрать любое существо, которое попадается ему под руку. Не следует искать встречи с Лихом из простого любопытства. В отличие от других недобрых созданий, которые иногда проявляют расположение к человеку и могут наградить его, от Лиха можно ждать только неприятностей.

Ближайшими родственниками Лиха в русских преданиях называют Горе-Злосчастье, а также Долю и Недолю. В одной из сказок про Лихо почти полностью повторяются приключения Одиссея на острове Циклопов. Также немного сходны с ними и приключения разбойника в немецкой народной сказке «Разбойник и его сыновья», записанной братьями Гримм, и третье приключение Синдбада в «Стране мохнатых». Во всех четырех случаях герои ослепляют людоедов, протыкая глаза или обливая их кипящим маслом. Как будто специально для того, чтобы героям было легче, людоеды одноглазы и лишь великаны Синдбада и братьев Гримм двуглазы. В первых трех случаях даже способ ухода героев от ослепленных чудищ одинаков - прикинуться овцой и выйти вместе со стадом.

Вот как описывается встреча хитрого кузнеца с Лихом в русской народной сказке «Лихо одноглазое»:

«…Кузнец смотрит в печку и говорит:

Бабушка, я кузнец.

Что умеешь делать-ковать?

Да я все умею.

Скуй мне глаз.

Хорошо, - говорит, - да есть ли у тебя веревка? Надо тебя связать, а то ты не дашься; я бы тебе вковал глаз…

…Взял он толстую веревку да этою веревкою скрутил ее хорошенько… Вот он взял шило, разжег его, наставил на глаз-то ей на здоровый, взял топор да обухом как вдарит по шилу. Она как повернется - и разорвала веревку, да и села на пороге…».

Когда рядом с человеком находится Лихо, его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо - он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.