Славянская свастика — за и против. Что означает свастика? История происхождения символа свастики

Символы были сильным оружием в нацистском преобразовании общества. Ни до, ни после этого в истории символы не играли столь важной роли в политической жизни и не использовались столь сознательно. Национальная революция, по мысли нацистов, не только должна была быть осуществлена - ее должно было быть видно.

Нацисты не только уничтожили все те демократические общественные институты, заложенные во время Веймарской республики, они свели на нет и все внешние признаки демократии в стране. Национал-социалисты поглотили государство еще больше, чем это удалось сделать Муссолини в Италии, и партийные символы стали частью государственной символики. Черно-красно-желтое знамя Веймарской республики сменилось на нацистское красно-бело-черное со свастикой. Немецкий государственный герб был заменен новым, а свастика заняла в нем центральное место.

Жизнь общества на всех уровнях была пропитана нацистской символикой. Недаром Гитлер интересовался методиками влияния на массовое сознание. Опираясь на мнение французского социолога Густава Ле Бона о том, что контролировать большие группы людей лучше всего с помощью пропаганды, направленной на чувства, а не на интеллект, он создал гигантский пропагандистский аппарат, который должен был донести до масс идеи национал-социализма в простом, понятном и эмоциональном виде. Появилось множество официальных символов, каждый из которых отражал часть нацистской идеологии. Символы работали так же, как и остальная пропаганда: однотипность, повторяемость и массовая продукция.

Стремление нацистов к тотальной власти над гражданами проявлялась и в знаках отличия, которые надлежало носить людям из самых разных сфер. Члены политических организаций или администрации носили нашивки из ткани, почетные знаки и приколотые значки с символами, которые были одобрены Министерством пропаганды Геббельса.

Знаки отличия использовали и для того, чтобы отделить «недостойных» для участия в строительстве нового рейха. Евреям, например, ставили в паспорта штамп с буквой J (Jude, еврей), чтобы контролировать их въезд и выезд из страны. Евреям же было предписано носить нашивки на одежде - желтую шестиконечную «звезду Давида» со словом Jude («еврей»). Наибольшее распространение такая система получила в концлагерях, где узников разделяли на категории и заставляли их носить нашивки, обозначавшие их принадлежность к той или иной группе. Часто нашивки были треугольными, как предостерегающие дорожные знаки. Разным категориям узников соответствовали разные цвета нашивок. Черные носили умственно неполноценные, алкоголики, ленивые, цыгане и женщины, отправленные в концлагеря за так называемое антисоциальное поведение: проституцию, лесбиянство или за применение контрацептивов. Мужчины-гомосексуалисты были обязаны носить розовые треугольники, члены секты свидетелей Иеговы - лиловые. Красный, столь ненавидимый нацистами цвет социализма, носили «враги государства»: политзаключенные, социалисты, анархисты и масоны. Нашивки могли комбинироваться. Например, еврей-гомосексуалист был вынужден носить розовый треугольник на желтом треугольнике. Вместе они создавали двухцветную «звезду Давида».

Свастика

Свастика - самый известный символ немецкого национал-социализма. Это один из древнейших и наиболее распространенных в истории человечества символов, который использовался во многих культурах, в разное время и в разных частях света. Его происхождение спорно.

Наиболее древние археологические находки с изображением свастики - это наскальные рисунки на керамических черепках, найденные в юго-восточной Европе, их возраст - более 7 тысяч лет. Свастика встречается там как часть «алфавита», который использовался в долине Инда в бронзовом веке, то есть 2600-1900 до н.э. Подобные находки бронзового и раннего железного века обнаружены и при раскопках на Кавказе.

Археологи находили свастику не только в Европе, но и на предметах, найденных в Африке, Южной и Северной Америке. Вероятнее всего, в разных регионах этот символ использовался совершенно независимо.

Значение свастики может быть различно в зависимости от культуры. В Древнем Китае, например, свастика обозначала число 10 000 и далее бесконечность. В индийском джайнизме она обозначает четыре уровня бытия. В индуизме свастика, в частности, символизировала бога огня Агни и бога неба Диауса.

Многочисленны и ее названия. В Европе символ называли «четырехножкой», или cross gammadion, а то и просто gammadion. Само слово «свастика» пришло из санскрита и его можно перевести как «нечто, приносящее счастье».

Свастика как арийский символ

Трансформация свастики от древнего символа солнца и удачи к одному из самых ненавистных знаков в западном мире началась с раскопок немецкого археолога Генриха Шлимана. В 70-е годы XIX века Шлиман начал раскопки руин античной Трои вблизи Хисарлыка на севере современной Турции. На множестве находок археолог обнаружил свастику, символ, знакомый ему по древней керамике, найденной при раскопках Кенингсвальде в Германии. Поэтому Шлиман решил, что нашел недостающее звено, связывающее германских предков, Грецию эпохи Гомера и мифическую Индию, воспетую в «Махабхарате» и «Рамаяне».

Шлиман проконсультировался с востоковедом и теоретиком расового учения Эмилем Бюрнауфом, который утверждал, что свастика - это стилизованное изображение (вида сверху) горящего алтаря древних ариев. Поскольку арии поклонялись огню, то свастика и была их главнейшим религиозным символом, делал вывод Бюрнауф.

Находка вызвала сенсацию в Европе, особенно в незадолго до того объединенной Германии, где идеи Бюрнауфа и Шлимана встретили горячий отклик. Постепенно свастика потеряла свой первоначальный смысл и стала считаться исключительно арийским символом. Ее распространение считали географическим указанием того, где именно древние «сверхлюди» находились в той или иной исторический период. Более трезвомыслящие ученые сопротивлялись такому упрощению и указывали на случаи, когда свастику обнаруживали и вне региона распространения индоевропейских языков.

Постепенно свастике стали придавать все более антисемитское значение. Бюрнауф утверждал, что евреи не принимали свастику. Польский писатель Микаэль Змигродски в 1889 году опубликовал книгу Die Mutter bei den Völkern des arischen Stammes, которая изображала арийцев чистой расой, не допускавшей смешения с евреями. В том же году на Всемирной ярмарке в Париже Змигродски устроил выставку археологических находок со свастикой. Спустя два года немецкий ученый Эрнст Людвиг Краузе написал книгу Tuisko-Land, der arischen Stämme und Götter Urheimat, в которой свастика выступала как очевидно антисемитский символ народного национализма.

Гитлер и флаг со свастикой

Национал-социалистическая партия Германии (НСДАП) формально приняла свастику в качестве партийного символа в 1920 году. Гитлер тогда еще не был председателем партии, но отвечал в ней за вопросы пропаганды. Он понимал, что партия нуждается в чем-то, что отличало бы ее от конкурирующих группировок и вместе с тем привлекало бы массы.

Сделав несколько эскизов знамени, Гитлер остановил свой выбор на следующем: черная свастика в белом круге на красном фоне. Цвета были заимствованы у старого императорского знамени, но выражали догмы национал-социализма. В своей автобиографии «Майн кампф» Гитлер затем пояснял: «Красный цвет - это социальная мысль в движении, белый олицетворяет национализм, а свастика - символ борьбы арийцев и их победы, которая является, таким образом, победой идеи творческого труда, которая сама по себе всегда была антисемитской и всегда будет антисемитской».

Свастика как национальный символ

В мае 1933 года, всего через несколько месяцев после прихода Гитлера к власти, был издан закон о защите «национальных символов». По этому закону свастика не должна была изображаться на посторонних предметах и запрещалось также коммерческое использование знака.

В июле 1935 года немецкое торговое судно «Бремен» вошло в порт Нью-Йорка. Нацистский флаг со свастикой развевался рядом с государственным флагом Германии. Сотни членов профсоюзов и американской компартии собрались на пристани на антинацистский митинг. Демонстрация переросла в беспорядки, возбужденные рабочие взобрались на борт «Бремена», сорвали флаг со свастикой и его бросили в воду. Инцидент привел к тому, что четыре дня спустя немецкий посол в Вашингтоне потребовал от американского правительства официальных извинений. Американцы отказались извиняться, ссылаясь на то, что неуважение было проявлено не к государственному флагу, а всего лишь к флагу нацистской партии.

Нацисты сумели использовать этот инцидент в собственных интересах. Гитлер назвал его «унижением немецкого народа». А чтобы впредь подобного не случалось, статус свастики был повышен до уровня национального символа.

15 сентября 1935 года вступил в силу первый из так называемых Нюрнбергских законов. В нем были узаконены цвета немецкого государства: красный, белый и черный, а флаг со свастикой стал государственным флагом Германии. В ноябре того же года это знамя было введено в армии. Во время Второй мировой войны оно распространилось на все оккупированные нацистами страны.

Культ свастики

Однако в Третьем рейхе свастика была не символом государственной власти, а прежде всего выражением мировоззрения национал-социализма. За время своего правления нацисты создали культ свастики, который скорее напоминал религию, чем обычное политическое использование символов. Грандиозные массовые сборища, организованные нацистами, походили на религиозные церемонии, где Гитлеру отводилась роль верховного жреца. Во время партийных дней в Нюрнберге, например, Гитлер со сцены восклицал «Хайль!» - и сотни тысяч нацистов отвечали хором: «Хайль, мой фюрер»! Затаив дыхание, огромная масса наблюдала, как под торжественную барабанную дробь медленно разворачивались огромные знамена со свастикой.

В этот культ входило и особое почитание знамени, сохраненного со времени «пивного путча» в Мюнхене 1923 года, когда несколько нацистов было застрелено полицией. Легенда утверждала, что несколько капель крови упало на полотнище. Десять лет спустя, после прихода к власти Гитлер приказал доставить этот флаг из архива баварской полиции. И с тех пор каждый новый армейский штандарт или флаг со свастикой проходил особую церемонию, во время которой новое полотнище прикасалось к этому окропленному кровью знамени, ставшему реликвией нацистов

Культ свастики как символа арийской расы должен был со временем заменить христианство. Поскольку нацистская идеология представляла мир борьбой между расами и народами, христианство с его иудейскими корнями было в их глазах еще одним доказательством того, что ранее арийские регионы были «завоеваны» евреями. К концу Второй мировой войны нацисты разработали далеко идущие планы по преобразованию немецкой церкви в «национальную». Все христианские символы должны были быть заменены в ней нацистскими. Идеолог партии Альфред Розенберг писал, что все кресты, Библии и изображения святых должны быть изъяты из церквей. Вместо Библии на алтаре должна лежать «Майн кампф», а слева от алтаря - меч. Кресты во всех церквях должна быть заменены «единственным непобедимым символом - свастикой».

Послевоенное время

После Второй мировой войны свастика в западном мире была до такой степени связана с жестокостями и преступлениями нацизма, что это совершенно заслонило все другие толкования. Сегодня на Западе свастика ассоциируется прежде всего с нацизмом и правым экстремизмом. В Азии же знак свастики по-прежнему считается позитивным, хотя, некоторые буддистские храмы с середины XX века стали украшать только левозакрученными свастиками, хотя ранее использовались знаки обоих направлений.

Национальные символы

Точно так же, как итальянские фашисты представляли себя современными наследниками Римской империи, нацисты стремились доказать свою связь с древней германской историей. Гитлер недаром называл задуманное им государство Третьим рейхом. Первым масштабным государственным образованием была Германо-римская империя, просуществовавшая том или ином виде почти тысячу лет, с 843 до 1806 год. Вторая попытка создания германской империи, предпринятая в 1871 году, когда Бисмарк объединил северогерманские земли под главенством Пруссии, потерпела крах с поражением Германии в Первой мировой войне.

Немецкий национал-социализм, как и итальянский фашизм, был крайней формой национализма. Это выражалось в заимствовании ими знаков и символов из ранней истории германцев. К ним относится и комбинация красного, белого и черного цветов, а также символов, которые использовала милитаристская власть во времена Прусской империи.

Череп

Изображение черепа - один из самых обычных символов в истории человечества. В разных культурах он имел разное значение. На Западе череп традиционно ассоциируется со смертью, с течением времени, с конечностью жизни. Рисунки черепа существовали еще в античные времена, однако стали заметнее в XV веке: они во множестве появились на всех кладбищах и массовых захоронениях, связанных с эпидемией чумы. В Швеции на церковных росписях смерть изображали в виде скелета.

Ассоциации, связанные с черепом, всегда были подходящим символом для тех группировок, которые хотели либо напугать людей, либо подчеркнуть собственное презрение к смерти. Всем известный пример - пираты Вест-Индии XVII и XVIII веков, которые использовали черные флаги с изображением черепа, часто комбинируя его с другими символами: мечом, песочными часами или костями. По тем же причинам череп с костями стали использовать для обозначения опасности и в других областях. Например, в химии и медицине череп с костями на этикетке означает, что препарат ядовит и опасен для жизни.

Эсэсовцы носили металлические значки с черепами на головных уборах. Такой же знак использовался в лейб-гусарских частях прусской гвардии еще во времена Фридриха Великого, в 1741 году. В 1809 году «Черный корпус» герцога Брауншвейгского носил черную форму с изображением черепом без нижней челюсти.

Оба эти варианта - череп и кости или череп без нижней челюсти - существовали в немецкой армии в период Первой мировой войны. В элитных частях эти символы означали боевую отвагу и презрение к смерти. Когда в июне 1916 года саперный полк Первой гвардии получил право носить белый череп на рукаве, командующий обратился к солдатам со следующей речью: «Я убежден, что этот знак отличия нового отряда всегда будут носить в знак презрения к смерти и боевого духа».

После войны немецкие части, которые отказались признать Версальский мир, выбрали череп своим символом. Некоторые из них вошли в личную охрану Гитлера, которая позже превратилась в СС. В 1934 году руководство СС официально утвердило тот вариант черепа, который и сегодня используется неонацистами. Череп был также символом танковой дивизии СС «Мертвая голова». Эту дивизию первоначально набирали из надзирателей концлагерей. Перстень с «мертвой головой», то есть с черепом, был и почетной наградой, которую Гиммлер вручал отличившимся и заслуженным эсэсовцам.

И для прусской армии, и для солдат императорских частей череп был символом слепой верности командиру и готовностью пойти за ним на смерть. Это значение перешло и к символу СС. «Мы носим череп на черных фуражках как предостережение врагу и как знак готовности пожертвовать жизнью ради фюрера и его идеалов», - такое высказывание принадлежит эсэсовцу Алоизу Розенвинку.

Поскольку изображение черепа широко использовалось в самых разных областях, то в наше время оно оказалось наименее связанным с нацистской идеологией символом. Наиболее известная современная нацистская организация, которая использует череп в своей символике, - британская Combat 18 .

Железный крест

Первоначально «Железным крестом» назывался военный орден, учрежденный прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в марте 1813 года. Сейчас так называют как сам орден, так и изображение креста на нем.

«Железный крест» разных степеней вручали солдатам и офицерам четырех войн. Сначала в войне Пруссии против Наполеона 1813 года, затем во время Франко-прусской войны 1870-1871 года, а затем и в ходе Первой мировой войны. Орден символизировал не только храбрость и честь, но был тесно связан с германской культурной традицией. Например, во время прусско-австрийской войны 1866 года «железным крестом» не награждали, так как она считалась войной двух братских народов.

С началом Второй мировой войны Гитлер возродил орден. В центр креста была добавлена, цвета ленты изменены на черный, красный и белый. Тем не менее, сохранилась традиция указывать год выдачи. Поэтому на нацистских вариантах «Железного креста» проставлен год 1939. Во время Второй мировой войны было вручено примерно 3,5 миллиона «Железных крестов». В 1957 году, когда в Западной Германии запретили ношение нацистских символов, ветеранам войны дали возможность сдать ордена и получить обратно такие же, но без свастики.

Символика ордена имеет длинную историю. Христианский крест, который стал использоваться в Древнем Риме в 4 веке до н.э., первоначально означал спасение человечества через мученическую смерть Христа на кресте и воскресение Христово. Когда в эпоху Крестовых походов в XII и XIII веков христианство милитаризировалось, значение символа расширилось и стало охватывать такие достоинства крестоносцев, как храбрость, верность и честь.

Один из многих рыцарских орденов, возникших в то время, был Тевтонский орден. В 1190 году во время осады Акры в Палестине купцы из Бремена и Любека основали полевой госпиталь. Два года спустя Тевтонский орден получил формальный статус от папы римского, наделившего его символом: черным крестом на белом фоне, который называется cross patté. Крест равносторонний, перекладины его изогнуты и расширяются от центра к концам.

Со временем Тевтонский орден численно вырос и его значимость увеличилась. Во время крестовых походов на Восточную Европу XIII и XIV веков тевтонские рыцари завоевали значительные территории на месте современных Польши и Германии. В 1525 году орден подвергся секуляризации, а принадлежавшие ему земли вошли в состав Прусского герцогства. Черно-белый крест рыцарей существовал в геральдике Пруссии до 1871 года, когда его стилизованная версия с прямыми линиями перекладин стала символом немецкой военной машины.

Таким образом, железный крест, как и многие другие символы, которые использовались в гитлеровской Германии, является не нацистским политическим символом, а военным. Поэтому он не запрещен в современной ФРГ в отличие от чисто фашистских символов и по-прежнему используется в армии бундесвера. Однако неонацисты стали использовать его во время своих сборищ вместо запрещенной свастики. А вместо запрещенного знамени Третьего рейха используют военный флаг императорской Германии.

Распространен железный крест и среди группировок байкеров. Встречается он и в популярных субкультурах, например, у серфингистов. Варианты железного креста встречаются в логотипах различных фирм.

Волчий крюк

В 1910 году немецкий писатель Герман Лёнс издал исторический роман под названием «Вервольф» («Оборотень»). Действие в книге происходит в немецкой деревушке во время Тридцатилетней войны. Речь идет о борьбе крестьянского сына Гарма Вольфа против легионеров, которые, подобно ненасытным волкам, терроризируют население. Герой романа делает своим символом «волчий крюк» - поперечную перекладину с двумя острыми крюками на концах. Роман стал необыкновенно популярен, особенно в националистических кругах, из-за романтического образа немецких крестьян.

Лёнс был убит во Франции во время Первой мировой войны. Однако его популярность сохранилась и в Третьем рейхе. По приказу Гитлера в 1935 году останки писателя были перенесены и захоронены на немецкой земле. Роман «Вервольф» неоднократно переиздавался, и на обложке часто изображался этот знак, вошедший в число санкционированных государством символов.

После поражения в Первой мировой войне и распада империи «волчий крюк» стал символом национального сопротивления против политики победителей. Его использовали разные националистические группировки - Jungnationalen Bundes и Deutschen Pfadfinderbundes, а один добровольческий корпус даже взял себе название романа «Вервольф».

Знак «волчий крюк» (Wolfsangel) существовал на территории Германии много сотен лет. Происхождение его не вполне ясно. Нацисты утверждают, что знак языческий, ссылаясь на его сходство с древнескандинавской руной i, но доказательств этого нет. «Волчий крюк» вырезали на зданиях члены средневекового цеха каменщиков, разъезжавшие по Европе и строившие соборы еще в XIV веке (из этих ремесленников и образовались затем масоны или «вольные каменщики»). Позже, начиная с XVII века, знак входил в геральдику многих дворянских семей и городских гербов. По некоторым версиям, форма знака напоминает орудие, которое использовали для подвешивания волчьих туш после охоты, но, вероятно, эта теория основана на названии символа. Само слово Wolfsangel впервые упоминается в геральдическом словаре Wapenkunst 1714 года, но обозначает совсем другой символ.

Разные варианты символа использовались молодыми «волчатами» из гитлерюгенда и в военном аппарате. Наиболее известны примеры использования этого символа: нашивки с «волчьим крюком» носили вторая эсэсовская танковая дивизия Das Reich, Восьмой танковый полк, Четвертая моторизированная пехотная дивизия СС, нидерландская добровольческая гренадерская дивизия СС Landstorm Nederland. В Швеции этим символом в 30-е годы пользовалась молодежное крыло движения Линдхольма «Молодежь Севера» (Nordisk Ungdom).

В конце Второй мировой войны нацистский режим стал создавать своего рода партизанские группы, которые должны были бороться с врагом, вступившим на немецкую землю. Под влиянием романов Лёнса эти группы тоже стали называть «Вервольф», а в 1945 году их отличительным знаком стал «волчий крюк». Некоторые из этих групп продолжали борьбу против войск союзников и после капитуляции Германии, за что сегодняшние неонацисты стали их мифологизировать.

«Волчий крюк» может быть изображен и вертикально, с остриями, указывающими вверх и вниз. В таком случае символ называется Donnerkeil - «молния».

Символы рабочего класса

До того, как во время «Ночи длинных ножей» Гитлер избавился от социалистической фракции НСДАП, партия использовала и символику рабочего движения - прежде всего, в штурмовых отрядах СА. В частности, как и у итальянских фашистских боевиков десятилетием ранее, в начале 30-х годов в Германии встречалось революционное черное знамя. Иногда оно было совершенно черным, иногда комбинировалось с такими символами, как свастика, «волчий крюк» или череп. В настоящее время черные знамена встречаются почти исключительно у анархистов.

Молот и меч

В Веймарской республике 20-х годов существовали политические группы, которые пытались совместить социалистические идеи с идеологией фёлькише. Это отразилось в попытках создания символов, сочетавших элементы этих двух идеологий. Чаще всего среди них встречались молот и меч.

Молот был почерпнут из символики развивавшегося рабочего движения конце XIX - начала XX века. Символы, прославлявшие трудящихся, были взяты из набора обычных инструментов. Наиболее известными стали, естественно, серп и молот, которые в 1922 году были приняты в качестве символов только что образованного Советского Союза.

Меч традиционно служил символом борьбы и власти, а во многих культурах еще и был неотъемлемой принадлежностью различных богов войны, например, бога Марса в римской мифологии. В национал-социализме меч превратился в символ борьбы за чистоту нации или расы и существовал во множестве вариантов.

В символе меча была заложена идея будущего «единства народа», которого рабочие и солдаты должны были достичь после революции. Несколько месяцев 1924 года левый радикал, а впоследствии националист Зепп Эртер издавал газету под названием «Молот и меч», в логотипе которой использовался символ в виде двух скрещенных молотков, пересекающихся с мечом.

И в НСДАП Гитлера существовали левые движения - в первую очередь представленные братьями Грегором и Отто Штрассерами. Братья Штрассер издавали книги в издательствах «Рейн-Рур» и «Кампф». Обе фирмы использовали молот и меч в качестве эмблемы. Символ встречался также на ранних этапах существования гитлерюгенда, до того, как в 1934 году Гитлер расправился со всеми социалистическими элементами в нацистском движении.

Шестерня

Большинство символов, использовавшихся в Третьем рейхе, существовало в той или иной форме сотни, а иногда и тысячи лет. А вот шестеренка относится к гораздо более поздним символам. Ее начали использовать лишь после промышленной революции XVIII и XVIII веков. Символ обозначал технику вообще, технический прогресс и подвижность. Из-за прямой связи с промышленным развитием шестеренка стала символом фабричных рабочих.

Первым в гитлеровской Германии стал использовать шестеренку в качестве своего символа Технический отдел (Technische Nothilfe, TENO, ТЕНО), основанный еще в 1919 году. Эта организация, где внутри шестеренки помещалась буква Т в форме молотка и буква N, осуществляла техническую поддержку различных правоэкстремистских групп. ТЕНО отвечала за эксплуатацию и охрану таких важных отраслей, как водоснабжение и газ. Со временем ТЕНО влилась в военную машину Германии и стала подчиняться непосредственно Гиммлеру.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году в стране были запрещены все профсоюзы. Вместо профсоюзов рабочих объединили в Немецкий трудовой фронт (DAF, ДАФ). В качестве символа была избрана все та же шестеренка, но со свастикой внутри, и рабочих обязали носить эти значки на одежде. Похожие значки, шестеренка с орлом, вручались работникам технического обслуживания авиации - «Люфтваффе».

Сама по себе шестеренка не является нацистским символом. Его используют организации рабочих разных стран - как социалистического направления, так и не относящиеся к нему. Среди движения скинхедов, восходящего к британскому рабочему движению 1960-х годов, это также обычный символ.

Современные неонацисты используют шестеренку, когда хотят подчеркнуть свое рабочее происхождение и противопоставить себя «манжетникам», то есть чистоплюям из служащих. Для того чтобы их не путали с левыми, неонацисты комбинируют шестеренку с чисто фашистскими, праворадикальными символами.

Ярким примером является международная организация скинхедов «Хаммерскинс» (Hammerskins). В центр шестеренки они помещают цифры 88 или 14, которые используются исключительно в кругах нацистов.

Символы древних германцев

Многие символы нацистов были позаимствованы из оккультного неоязыческого течения, которое существовало в виде антисемитских сект еще до образования нацистских партий в Германии и Австрии. Помимо свастики, в эту символику входили знаки из дохристианской эпохи истории древних германцев, такие как «ирминсуль» и «молот бога Тора».

Ирминсуль

В дохристианскую эпоху у многих язычников в центре селения стояло дерево или столб, вокруг которого совершались религиозные обряды. У древних германцев такой столб назывался «ирминсуль». Это слово состоит из имени древнегерманского бога Ирмин и слова «суль», обозначающего столб. На севере Европы имя Jörmun, созвучное «Ирмин», было одним из имен бога Одина, и многие ученые предполагают, что германский «ирминсуль» связан с Древом мира Иггдрасиль в древнескандинавской мифологии.

В 772 году христианин Карл Великий сровнял с землей культовый центр язычников в священной роще Экстернштайне на территории современной Саксонии. В 20-е годы XX века, с подачи немца Вильгельма Тойдта, возникла теория, что важнейший ирминсуль древних германцев находился именно там. В качестве доказательства приводился рельеф, высеченный в камне монахами XII века. На рельефе виден ирминсуль, согнутый под изображением Святого Никодемуса и креста - символ победы христианства над язычеством.

В 1928 году Тойдт основал Общество по изучению древнегерманской истории, символом которого стал «выпрямленный» ирминсуль с рельефа в Экстернштайне. После прихода нацистов к власти в 1933 года Общество попало в сферу интересов Гиммлера, и в 1940 году вошло в состав Немецкого общества по изучению древней германской истории и наследия предков (Аненербе).

«Аненербе», созданная Гиммлером в 1935 году, занималась изучением истории германских племен, однако результаты исследований, которые не укладывались в национал-социалистическое учение о чистоте расы, не могли быть опубликованы. Символом «Аненербе» стал ирминсуль, и многие сотрудники института носили маленькие украшения из серебра, воспроизводившие рельефное изображение. Этот знак и по сей день используется неонацистами и неоязычниками.

Руны

Нацисты считали Третий рейх прямым продолжателем древнегерманской культуры, и им было важно доказать право называться наследниками арийцев. В погоне за доказательствами их внимание привлекли руны.

Руны - это знаки письма дохристианской эпохи народов, населявших север Европы. Так же, как буквы латинского алфавита соответствуют звукам, каждый рунический знак соответствовал определенному звуку. Сохранились рунические письмена разных вариантов, высеченные на камнях в разное время и разных регионах. Предполагается, что каждая руна, как и каждая буква алфавита, имела свое название. Однако все, что мы знаем о рунических письменах, добыто не из первоисточников, а из более поздних средневековых записей и еще более позднего готического шрифта, поэтому неизвестно, верны ли эти сведения.

Одной из проблем для нацистских исследований рунических знаков было то, что в самой Германии таких камней не слишком много. Исследования в основном основывались на изучении камней с руническими надписями, найденных на европейском Севере, чаще всего в Скандинавии. Ученые, которых поддерживали нацисты, нашли выход: они утверждали, что широко распространенные в Германии фахверковые постройки с их деревянными стойками и раскосами, придающими зданию декоративно-выразительный облик, повторяют способ написания рун. Подразумевалось, что таким «архитектурно-строительным способом» народ якобы сохранял секрет рунических надписей. Такая уловка привела к обнаружению на территории Германии огромного количества «рун», смысл которых можно было истолковывать самым фантастическим способом. Однако балки или бревна в фахверковых конструкциях, конечно, нельзя «читать» как текст. Нацисты решили и эту проблему. Без всяких на то оснований было объявлено, что каждая отдельная руна имели в древности некий скрытый смысл, «образ», прочесть и понять который могли только посвященные.

Серьезные исследователи, которые исследовали руны только как письменность, лишились субсидий, поскольку стали «отщепенцами», отступниками от нацистской идеологии. В то же время квазиученые, которые придерживались санкционированной сверху теории, получили в свое распоряжение значительные средства. В результате почти вся исследовательская работа была направлена на поиски доказательств нацистского взгляда на историю и, в частности, на поиски ритуального смысла рунических знаков. В 1942 году руны стали официальными праздничными символами Третьего рейха.

Гвидо фон Лист

Главным представителем этих идей был австриец Гвидо фон Лист. Сторонник оккультизма, он посвятил полжизни возрождению «арийско-германского» прошлого и был в начале XX века центральной фигурой в среде антисемитских обществ и объединений, занимавшихся астрологией, теософией и другой оккультной деятельностью.

Фон Лист занимался тем, что в оккультных кругах называлось «медиумным письмом»: с помощью медитации погружался в транс и в этом состоянии «видел» обрывки древнегерманской истории. Выйдя из транса, он записывал свои «видения». Фон Лист утверждал, что верой германских племен была некая мистическая «природная религия» - вотанизм, которой служила особая каста жрецов-«арманов». По его мнению, эти жрецы пользовались руническими знаками как магическими символами.

Далее «медиум» описывал христианизацию Северной Европы и изгнание арманов, вынужденных скрывать свою веру. Однако их знания не исчезли, а тайны рунических знаков сохранялись немецким народом веками. С помощью своих «сверхъестественных» способностей фон Лист мог находить и «считывать» эти скрытые символы повсюду: из названий немецких населенных пунктов, гербов, готической архитектуры и даже названий разных видов выпечки.

После офтальмологической операции в 1902 года фон Лист в течение одиннадцати месяцев ничего не видел. Именно в это время его посетили самые сильные видения, и он создал собственный «алфавит» или рунический ряд из 18 знаков. В этот ряд, не имевший с научно принятым ничего общего, были включены руны из разных времен и местностей. Но, несмотря на его антинаучность, он сильно повлиял на восприятие рунических знаков не только немцев вообще, но и нацистских «ученых», занимавшихся исследованием рун в «Аненербе».

Тот магический смысл, который фон Лист приписывал руническим письменам, используется нацистами от времен Третьего рейха до сегодняшних дней.

Руна жизни

«Руна жизни» - нацистское название пятнадцатого в древнескандинавском ряду и четырнадцатого в ряду рун викингов рунического знака. У древних скандинавов знак назывался «маннар» и обозначал мужчину или человека.

Для нацистов он обозначал жизнь и использовался всегда, когда речь шла о здоровье, семейной жизни или рождении детей. Поэтому «руна жизни» стала эмблемой женского отделения НСДАП и других женских объединений. В сочетании с крестом, вписанным в круг, и орлом этот знак был эмблемой Союза немецких семей, а вместе с буквой А - символом аптек. Эта руна заменила христианскую звезду в газетных объявлениях о рождении детей и возле даты рождения на надгробных камнях.

«Руна жизни» широко использовала на нашивках, которыми награждали за заслуги в самых разных организациях. Например, девушки Службы здоровья носили эту эмблему в виде овальной нашивки с красной руной на белом фоне. Такой же знак выдавали членам гитлерюгенда, прошедшим медицинскую подготовку. Все медики вначале пользовались международным символом врачевания: змея и чаша. Однако в стремлении нацистов реформировать общество вплоть до мельчайших деталей в 1938 году и этот знак был заменен. «Руну жизни», но на черном фоне, могли получать и эсэсовцы.

Руна смерти

Этот рунический знак, шестнадцатый в ряду рун викингов, стал известен среди нацистов как «руна смерти». Символ использовался для прославления убитых эсесовцев. Он заменил христианский крест в газетных некрологах и объявлениях о смерти. Его стали изображать и на могильных плитах вместо креста. Ставили его и на местах массовых захоронений на фронтах Второй мировой войны.

Этот знак использовали и шведские правые экстремисты в 30-е - 40-е годы. Например, «руна смерти» напечатана в объявлении о смерти некоего Ханса Линдена, который воевал на стороне гитлеровцев и был убит на Восточном фронте в 1942 году.

Современные неонацисты, естественно, следуют традициям гитлеровской Германии. В 1994 году в шведской газете под названием «Факел свободы» под этой руной был опубликован некролог на смерть фашиста Пера Енгдаля. Годом позже в газете «Вальхалл и будущее», которую выпускало западношведское движение нацистов НС Гетеборг, под этим символом был опубликован некролог на смерть Эскиля Иварссона, который в 30-е годы был активным членом шведской фашистской партии Линдхольма. Нацистская организация XXI века «Фонд Салема» и сейчас продает в Стокгольме нашивки с изображениями «руны жизни», «руны смерти» и факела.

Руна Хагал

Руна, означающая звук «х» («h»), в древнем руническом ряду и в более новом скандинавском выглядела по-разному. Нацисты использовали оба знака. «Хагал» - старая форма шведского «хагель», что означает «град».

Руна «хагал» была популярным символом движения фёлькише. Гвидо фон Лист вкладывал в этот знак глубокий символический смысл - связь человека с вечными законами природы. По его мнению, знак призывал человека «объять Мироздание, чтобы овладеть им». Это значение было позаимствовано Третьим рейхом, где руна «хагал» олицетворяла абсолютную веру в нацистскую идеологию. Кроме того, издавался антисемитский журнал под названием «Хагал».

Руна использовалась эсэсовской танковой дивизией «Хохенштауфен» на флагах и значках. В скандинавском виде руна была изображена на высокой награде - эсесовском перстне, а также сопровождала свадьбы эсэсовцев.

В наше время руна использовалась шведской партией «Хембюгд», правоэкстремистской группировкой «Хаймдаль» и небольшой нацистской группировкой «Народные социалисты».

Руна Одал

Руна Одал - последняя, 24-я руна древнескандинавского ряда рунических знаков. Ее звучание соответствует произношению латинской буквы О, а форма восходит к букве «омега» греческого алфавита. Название - производное от названия соответствующего знака в готическом алфавите, которое напоминает древнескандинавское «имущество, земля». Это один из самых распространенных знаков в нацистской символике.

Националистический романтизм XIX века идеализировал простую и близкую к природе жизнь крестьян, делая упор на любви к родной деревне и родине в целом. Нацисты продолжали эту романтическую линию, и руна Одал получила особое значение в их идеологии «крови и почвы».

Нацисты считали, что между народом и землей, где он живет, существует некая мистическая связь. Эта мысль была сформулирована и развита в двух книгах, написанных членом СС Вальтером Дарре.

После прихода нацистов к власти в 1933 году Дарре был назначен министром сельского хозяйства. Двумя годами раньше он возглавил подотдел СС, который в 1935 году превратился в государственное Центральное управление по вопросам расы и переселения Rasse- und Siedlungshauptamt (RuSHA), задачей которого было практическое применение основной идеи нацизма о расовой чистоте. В частности, в этом заведении проверяли на чистоту расы членов СС и их будущих жен, здесь определяли, какие дети на оккупированных территориях достаточно «арийские», чтобы их похитить и вывезти в Германию, здесь решали, кто из «неарийцев» должен быть умерщвлен после сексуальной связи с немцем или немкой. Символом этого ведомства была руна Одал.

Одал носили на воротниках солдаты добровольческой горной дивизии СС, куда как вербовали добровольцев, так и забирали силой «этнических немцев» с Балканского полуострова и из Румынии. В годы Второй мировой войны эта дивизия действовала в Хорватии.

Руна Зиг

Руну Зиг нацисты считали знаком силы и победы. Древнегерманским названием руны было sowlio, что означает «солнце». Англосаксонское название руны sigel также значит «солнце», однако Гвидо фон Лист ошибочно связал это слово с немецким словом «победа» - «зиг» (Sieg). Из этой ошибки возникло то значение руны, которое до сих пор бытует среди неонацистов.

«Зиг-руна», как ее называют - один из самых известных знаков в символике нацизма. Прежде всего потому, что этот удвоенный знак носили на воротниках эсэсовцы. В 1933 году первые такие нашивки, разработанные в начале 1930-х годов эсэсовцем Вальтером Хекком, текстильная фабрика Фердинанда Хоффстаттерса продала частям СС по цене 2,50 рейхсмарок за штуку. Чести носить двойную «зиг-руну» на воротниках униформы была первой удостоена часть личной охраны Адольфа Гитлера.

Носили сдвоенную «зиг-руну» в сочетании с изображением ключа и в сформированной в 1943 году танковой дивизией СС «Гитлерюгенд», вербовавшей молодежь из одноименной организации. Одинарная «зиг-руна» была эмблемой организации «Юнгфольк» (Jungfolk), которая обучала основам нацистской идеологии детей от 10 до 14 лет.

Руна Тир

Руна Тир - еще один знак, который был позаимствован нацистами из дохристианской эпохи. Произносится руна как буква Т и обозначает также имя бога Тира.

Бог Тир рассматривался традиционно как бог войны, следовательно, руна символизировала борьбу, сражение и победу. Выпускники офицерской школы носили на левой руке повязку с изображением этого знака. Символ использовался также Добровольческой танковой гренадерской дивизией «30 января».

Особый культ вокруг этой руны был создан в гитлерюгенде, где вся деятельность была направлена на индивидуальное и групповое соперничество. Руна Тир отражала этот дух - и собрания членов гитлерюгенда украшали руны Тир колоссальных размеров. В 1937 году были созданы так называемые «школы имени Адольфа Гитлера», где наиболее способных учеников готовили к важным позициям в администрации Третьего рейха. Ученики этих школ носили сдвоенную «руну Тира» в качестве эмблемы.

В Швеции 30-х годов этот символ использовала организация «Молодежь Севера», подразделение шведской нацистской партии НСАП (NSAP).

Как отдельный символ, свастика имеет много значений, и у большого количества народов они положительны. Так, для древних племен она имела значение движения, созидания, света, Солнца, удачи, счастья, жизни и благополучия. Олицетворяя собой вращательные движения, преобразуемые в поступательные, символизирует философскую специфику.
Свастика, как один из древнейших и архаичных знаков, указывает на видимую активность Солнца, его вращение вокруг Земли, благодаря которому земной год делится на четыре части - климатические сезоны. Символ также характеризует собой зимнее и летнее солнцестояние в годовом движении Солнца. Помимо солярных символик, свастика имеет значение плодородия земли, неся в себе идею четырех частей света, центрированного вокруг своей оси. Также она предполагает двустороннее движение по направлению часовой стрелки и против нее, символизируя соответственно мужское и женское начало Инь и Янь. В писаниях древней Индии проводится различие между мужской и женской энергией, существуют изображения божеств, олицетворенных из двух мужских и двух женских свастик.
В целом же, несмотря на популярное и повсеместное использование свастики в искусстве и живописи, и ее древнее и длительное наследие во многих культурах, после ассоциирования с ней нацистской Германии, свастика стала иметь отрицательное значение и ее применение считалось синонимом подражания нацизму. К сожалению, и многие другие символы, как например руны, также приобрели негативный оттенок после завершения Второй мировой войны.
Истории известно большое количество схожих фашистских движений, появившихся в основном в период между двумя ужасающими войнами двадцатого века, как известны и весьма разнообразные символики нацистского движения. В качестве символик использовались национальные Гербы, как знак единства нации, а также различные фигуры, имевшие историческое значение. Некоторые нацистские организации символично использовали вооруженный салют.
Принятие и повсеместное ношение символик, созданных тоталитарными фашистскими правительствами, считалось одним из ключевых аспектов пропаганды нацизма.
В понимании самого Гитлера, она точно олицетворяла торжество его борьбы за превосходство арийской расы над всеми нациями мира. Такой выбор сочетал в себе и мистическое, и оккультное значение, сформировалось значение свастики в качестве символа Древней Арийской расы. Кроме того, уже утвердившееся ее использование крайними правыми политическими силами - её применяли некоторые австрийские радикальные партии, также она использовалась при Капповском путче не без влияния стран Прибалтии - сослужило неплохую агитационную роль. Но уже в двадцатые годы свастика напрямую ассоциируется с нацизмом, а после тридцатых - воспринимается преимущественно как нацистский символ, результатом стал полный запрет изображения свастики в некоторых странах, а также она была исключена из эмблем детского движения скаутов.
Немецкие нацисты позаимствовали у итальянских фашистов зрелищность, использование ритуалов и салютирование. Нацизм отличался от фашизма выраженым расистским вектором, поэтому гитлеровская Германия использовала свастику в качестве символа арийской расы с целью подтвердить свое превосходство. Третьим Рейхом использовался конкретный вариант свастики - двадцатиугольник, вписанный в квадрат, повернутый под углом 45 градусов, с лучами, направленными по часовой стрелке и загнутыми под прямым углом. В основном изображался в черном цвете, на фоне белого либо красного круга, иногда на любом другом фоне (например на комуфляже). Также данная свастика располагалась на государственном немецком флаге, как и на эмблемах государственных и военных организаций страны. Свастика голубого цвета использовалась пронемецким режимом Финляндии, аналогичный знак, но красного цвета, использовался в качестве опознавательного символа воздушно-военных сил Латвии в довоенный период. Более того, известно, что некоторые части Красной Армии в период гражданской войны использовали именно этот вид свастики на нашивках и знаменах еще до принятия Красной Звезды в качестве национальной символики.

Славянская свастика , ее значение для нас должно быть предметом особого внимания. Путать фашистскую свастику и славянскую можно только при полном незнании истории и культуры. Вдумчивый и внимательный человек знает, что свастика не является изначально «брендом» Германии времён фашизма. Сегодня не все люди помнят истинную историю возникновения этого знака. И всё это благодаря мировой трагедии Великой Отечественной Войны, прогремевшей по Земле под штандартом подчиненной свастики (заключенной в неразрывный круг). Нужно разбираться, чем же был этот символ свастики в славянской культуре, почему он почитается до сих пор, и как сегодня мы можем применять его на практике. Помним о том, что нацистская свастика в России запрещена.

Археологические раскопки на территории современной России и в соседних с ней странах подтверждают, что свастика намного более древний символ, чем возникновение фашизма. Так, есть находки с изображениями солярного символа, датируемые 10000-15000 годами еще до наступления нашей эры. Славянская культура изобилует многочисленными фактами, подтвержденными именно археологами, что свастику применял наш народ повсеместно.

сосуд, найденный на Кавказе

Славяне еще сохранили память об этом знаке, ведь до сих пор передаются схемы вышивок, а также уже готовые полотенца, либо домотканые пояса и другие изделия. На фото - пояса славян разных регионов и датировки.

Подняв старинные фотографии, рисунки, можно удостовериться, что и у русских массово использовался свастичный символ. Например, изображение свастик в лавровом венке на деньгах, оружии, стягах, нарукавных шевронах солдат-красноармейцев (1917-1923 гг.). Честь мундира и солярный символ в центре символики были едины.

Но даже и сегодня можно встретить как прямую, так и стилизованную свастику в сохранившейся в России архитектуре. Для примера возьмем только один город Санкт-Петербург. Присмотритесь к мозаике на полу Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, либо Эрмитажа, к виньеткам из ковки, лепке на зданиях по многим улицам и набережным этого города.

Пол в Исаакиевском соборе.

Пол в Малом Эрмитаже, зал 241, «История древней живописи».

Фрагмент потолка в Малом Эрмитаже, зал 214, «Итальянское искусство конца XV —XVI вв».

Дом в Петербурге на Английской набережной, д. 24 (год постройки здания 1866).

Славянская свастика – смысл и значение

Славянская свастика – это равносторонний крест, концы которого одинаково загнуты в одну сторону (иногда по движению стрелок часов, иногда – против). На изгибе концы по четырем сторонам фигуры образуют прямой угол (прямая свастика), а иногда – острый или тупой (косая свастика). Изображали символ с заостренными и закругленными загибами концов.

К таким символам ошибочно могут относить двойную, тройную («трискелион» с тремя лучами, символ Зервана – бога пространства и времени, судьбы и времени у иранцев), восьмилучевую («коловрат» или «коловорот») фигуру. Эти вариации неправильно называть свастиками. Наши предки славяне каждый символ, пусть и похожий чем-то на другой, воспринимали как силу, имеющую отдельное свое назначение и функцию в Природе.

Смысл свастике наши родные пращуры придавали такой – движение сил и тел по спирали. Если это солнце, то знак показывал вихревые потоки в небесном светиле. Если это Галактика, Вселенная, тогда понималось движение небесных тел по спирали внутри системы вокруг некоего центра. Центром является, как правило, «самосиянный» свет (белый свет, не имеющий источника).

Славянская свастика в других традициях и народах

Наши предки славянских родов в давние времена наравне с другими народами почитали свастичные символы не только как обереги, но также и как знаки, имеющие сакральное значение. Они помогали людям выходить на контакт с богами. Так, в Грузии верят до сих пор, что закругленность углов в свастике обозначает не что иное, как бесконечность движения во всем Мироздании.

Индийская свастика сейчас начертана не только на храмах разных арийских богов, но и применяется как защитная символика в домашнем обиходе. Чертят этот знак перед входом в жилище, рисуют на посуде, используют в вышивке. Современные индийские ткани до сих пор выпускаются с рисунками закругленных свастичных символов, похожих на распустившийся цветок.

Рядом с Индией, в Тибете, буддисты не менее уважительно относятся к свастике, чертя ее на статуях Будды. В этой традиции свастика обозначает, что круговорот во Вселенной бесконечен. Во многом на основе этого сложен даже целый закон Будды, о чем зафиксировано в словаре «Буддизм», Москва, изд. «Республика», 1992 г. Еще во времена царской России, император встречался с буддийскими ламами, находя много общего в мудрости и философии двух культур. Сегодня ламы используют свастику как охранный знак, оберегающий от злых духов и демонов.

Славянская свастика и фашистская отличаются тем, что первая не включена в квадрат, круг или еще какой-либо контур, тогда как на флагах нацистов мы наблюдаем, что фигура чаще всего располагается в центре белого круга-диска, расположенного на красном поле. Славяне никогда не имели желания или цели помещать знак какого-либо Бога, Господа либо силы в замкнутое пространство.

Речь идет о так называемом «подчинении» свастики, чтобы она «работала» на тех, кто ее использует по своему произволу. Есть мнение, что после того, как на этот символ обратил внимание А.Гитлер, был проведен особый колдовской обряд. Мотив обряда был следующим – начать управлять при помощи небесных сил всем миром, подчинив себе все народы. Насколько это правда, источники молчат, но зато многие поколения людей смогли увидеть, что можно сделать с символом и как его очернить и использовать в своих интересах.

Свастика в славянской культуре – где применяется

Свастика у славянских народов встречается в разных знаках, которые имеют свои названия. Всего таких названий насчитывается сегодня 144 вида. Среди них популярны следующие вариации: Коловрат, Чароврат, Посолонь, Инглия, Агни, Сваор, Огневик, Суасти, Яроврат, Сварга, Расич, Святоч и другие.

В христианской традиции до сих пор используют свастики, изображая на православных иконах различных святых. Внимательный человек увидит такие знаки на мозаиках, картинах, иконах, либо одеянии священника.

Маленькие свастики и двойные свастики, изображенные на одеянии Христа Пантократора Вседержителя – христианской фрески Софийского собора Новгородского Кремля.

Сегодня используют свастичные символы те славяне, которые продолжают чтить коны своих предков и помнят своих Родных Богов. Так, на празднование дня Перуна Громовержца водятся хороводы вокруг выложенных на земле (или начертанных) свастичных знаков – «Фаш» или «Агни». Есть также многим известный танец «Коловрат». Магический смысл знака передавался из поколения в поколение. Поэтому понимающие славяне сегодня свободно могут носить обереги со свастичными знаками, использовать их в качестве талисманов.

Свастика в славянской культуре в разных местах России воспринималась по-разному. Например, на реке Печоре жители называли этот знак «заяц», воспринимая его как солнечный зайчик, луч солнечного света. А вот в Рязани – «ковыль», видя в знаке воплощение стихии ветра. Но и пламенную силу в знаке народ ощущал. Так, встречаются названия «солнечный ветер», «огнивцы», «рыжик» (Нижегородская область).

Понятие «свастика» преображалось в смысловое значение – «то, что пришло с Небес». Здесь заключены: «Сва» – Небеса, Сварга Небесная, Сварог, руна «с» – направление, «тика» – бег, движение, приход чего-либо. Понимание происхождения слова «Суасти» («Свасти») помогает определять силу знака. «Су» – добро или прекрасное, «асти» – быть, пребывать. В общем, можно резюмировать значение свастики – «Быть добру!» .

Пожалуй, нигде нельзя найти такого количества различных по значению символов, как в России. Славянская свастика (ведические символы) активно использовались русами при строительстве городов - изображалась на фасадах домов, на домашней утвари и одежде. Особенно часто свастику использовали для женских украшений. Сегодня же значение свастических символов для многих остается спорным, ввиду множества негативных факторов, ассоциирующих ее с нацистской символикой, а также негативных стереотипов. Все это происходит только по незнанию собственной истории, языка и элементарных понятий о различии свастики и нацистской символики. Что ж, попробуем разобраться.

Что означает свастика?

Само понятие «свастика» произошло посредством сокращения трех форм «свасти», «су» и «асти», что означает - желаю удачи, благо и быть. Что же касается значения - это символ солнца. Да, именно такого мнения придерживались славяне, а также иранцы, буддисты и даже некоторые африканские племена.

С 1917 года солярный (синоним — свастический) знак должен был стать символом Российской империи, дополнив двуглавого орла. Однако после захвата власти большевиками, русская культура оказалась под запретом.

Теперь же об использовании свастики нацистами.

В девятнадцатом веке Жозеф Гобино создал труд «Исследование о неравенстве человеческих рас». В нем шла речь об «арийцах» — представителях белой расы, которые рассматривались, как люди высшей ступени цивилизации. Чуть позже немецкие ученые, проводя исследования, сделали заключение, что у древних индийцев и германцев были общие предки. Как вы уже догадались, это были арийцы.

Такую идею быстро подхватили и моментально распространили. Поговорим о самом знаке - черный крест с загнутыми концами. Да, именно этот символ навсегда будет связан со всеми преступлениями, совершенные нацистами. Для европейского народа - это символ страха, абсолютного зла и ненависти. Однако стоит знать, что археологи находили этот знак в самые древние времена. Свастика встречалась в Индии, Древней Греции, у кельтов и англосаксов. Так, например, в Киеве хранится древнейший орнамент славянской свастики, который был изображен еще 15 тысяч лет назад.

Отличия нацистской и славянской свастик

Славянская свастика - крест, где каждый конец луча еще загибается под прямым углом. Все лучи направлены в одну сторону - вправо или влево. Основное отличие нацисткой и славянской свастик - направление лучей. У Третьего рейха - вправо, у славян - влево (однако, это не всегда так - подробнее далее в статье). Еще одной отличительной чертой является цвет и форма символов.

Линии свастики немцев гораздо шире славянской. Обязательно использование фона - белый круг на красном полотне. Славянская свастика также отличается по форме. За основу, как правило, берется крест с прямыми углами на концах и тут есть очень важное «но». У такого креста бывает не только четыре луча, но и шесть или восемь. Кроме того, на линиях появляются дополнительные элементы, а также плавные линии. Так, например, наш Коловрат со Звездой Руси является ярким тому примером. Сам коловрат состоит из восьми лучей, а также дополнен орнаментом символа Звезды лады . Славяне изображали солярные знаки, в основном, на белом фоне, а сам символ был красного цвета, что является олицетворением солнца.

Мы поговорили о явных - внешних отличиях, однако есть и другие факторы: время появление знака и его значение. Много научно-популярных изданий вышло в последние годы на тему использования свастических символов у славян, а также разрушению закостенелых мифов. Поэтому, если вам действительно интересна эта тема, рекомендуем для ознакомления книгу «Ярга-свастика - знак русской народной культуры» профессора П.И.Кутенкова. Он приводит малоизвестные факты и интересные исследования.

Свастика может быть использована как отдельный знак, так и в составе какого-то более замысловатого символа.

Свастика — это хорошо

Славянская свастика имеет значения мудрости, сохранения домашнего очага, самосовершенствования и духовного развития, а также защиту богов. Как видите, никаких злых умыслов, напротив, значение благородное и духовно возвышенное. Русская свастика была направлена исключительно на защиту человека.

Факт из истории: человек, который предложил Адольфу Гитлеру использовать в качестве символа - свастику, предлагал крест, который смотрел влево, однако тот настоял именно на правостороннем.

Значение же фашистской свастики кардинально противоположное славянскому. Крест символизировал победу арийской расы и истребление других наций. Здесь можно привести в пример Холокост.

Теперь, узнав основные факты, мы можем сделать вывод, что свастика нацистов и славян имеет колоссальные отличия. Это касается как внешних факторов, так и внутреннего содержания. Славяне несли в орнаменте доброе, светлое, высокое, нацисты же - смерть. Поэтому рассматривая наши знаки забудьте о фашизме и ассоциируйте эти знаки исключительно со светлой стороной.

Славянская свастика, её виды и значение

Всего насчитывается 144 солярных символа и множество видоизмененных.

Что же касается основных обереговых символов, то их можно выделить всего 40. Приведем несколько примеров. Если вы хотите почерпнуть более подробную информацию, то рекомендуем вам перейти на основную страницу оберега.

Свастика — фото

Свадебник - главный семейный талисман, объединяющий два Рода.

Символ священного огня, который дарует покровительство высших сил.

Или Перунов цвет - обладает целительными силами, помогает раскрыть духовные силы.

Михаил Задорнов размышляет в своем блоге об аресте Трехлебова.

Михаил Задорнов

Появились первые сведения, почему арестовали Трехлебова: его обвиняют в использовании нацистской символики.

Помните, я когда-то говорил, что вместо того, чтобы взять лучшее из советского прошлого и нашего настоящего, мы сделали наоборот? Люди, которые его обвиняют, сочетают в себе сегодняшнюю безграмотность, необразованность и советское инквизиционное мышление партработников.

Неужели они до сих пор не знают, что означает свастика? Гитлеровская Германия стала нацистской не потому, что взяла свастику – древний знак Солнца, а потому, что объявила себя высшей расой! Скажите, если бы Гитлер в то время взял для Германии и для его партии двуглавого орла – тоже древнейший символ,– сегодняшние менеджеры-следаки и его бы причислили к нацистским символам? Мало ли кто из маньяков-властолюбцев, мечтавших завоевать мир, для своего успеха и убеждения масс использовал различные древние магические символы?

Конечно, Трехлебов рассказывал своим ученикам о значении свастики. Ведь он преподавал древние знания. О свастике известно не только ему, а всем учёным в мире. Только наши туристы, попадая в буддийские монастыри Индии, с ужасом восклицают: «Что это за гадость?», увидев на стенах или столбах монастыря многочисленные свастики.

Свастика, может быть, один из немногих символов таких же древних, как и человечество.

Свастика встречалась у многих народов в незапамятные времена.

Это Солнце!

Сначала Солнце рисовали кружочком. Потом стали рисовать крест, замкнутый в круге. Это означало, что люди стали делить пространство на четыре части света. Они заметили четыре основных дня в году – два солнцестояния и два равноденствия. Дни, в которые в любой точке Земли постоянное соотношение между днём и ночью: самая короткая ночь, самый короткий день и два дня, когда день равен ночи. А потом кто-то из очень древних «кулибиных» додумался придать этому кресту вращение, тем самым обозначить вечное движение и развитие, зависящее от солнца. Как можно понять, что нарисованный крест вертится? Привязать к концам креста ленточки и показать, в какую сторону действует сила инерции! Или исходящие из центра-кружка лучи показать изогнутыми. Изображение вращающегося креста-солнца – археологи находят в самых различных точках мира. Датировку многих из них нельзя точно определить. Ясно только одно – некоторые из них допотопного времени!

Те, кто считают свастику фашистским и нацистским символом, фактически становятся на сторону… Гитлера!

Да, слово «свастика» неприятно уху советского человека. Слишком много беды принесла Отечественная война. И символом этой беды в памяти на подсознательном уровне осталась свастика. Но не на сознательном!

Однако многие забывают, что свастика была у нас также на денежных купюрах с 1918 по 1922 год, и даже на нарукавных нашивках красноармейцев.

Свастика встречается в русских северных народных узорах постоянно. На рушниках. На прялках. На вазочках. В узорах наличников… Всего не перечислить!

Поезжайте сегодня на Север России, следаки-придурки, и арестуйте всех, у кого найдёте подобные рушники!

Более того, я понимаю, что на меня сейчас набросятся «отредактированные» церковью, но и на ранних иконах тоже изображалась зачастую свастика. И тому немало примеров! И ничего плохого в этом нет.

Да, свастику можно считать знаком языческим. Но на Руси до определённого времени официально было так называемое двуеверие. Это означало, что люди поклонялись кресту как символу Солнца и распятию Христа одновременно. Поскольку и Христос тоже для них являлся воплощением Солнца на земле! Поезжайте в Сергиев Посад и посмотрите на кресты на куполах – в центре крестов солнышки! Я спрашивал не у одного священника, откуда на крестах солнышки? Никто толком не ответил. А ведь наверняка знают, что эта традиция – изображать кресты с солнышком – существует ещё со времён Сергия Радонежского.

Вы представляете, насколько безграмотные наши власти?!

Ещё раз повторяю, что слово «свастика» не самое приятное для русского слуха. Солнечный знак славяне называли коловратом. Солнцеворот. Антиславянисты утверждают, что такого слова не было. Верно. Его не было в письменах монахов-церковников. А у народа и было, и есть. Именно народ сохраняет живой язык, а учёные живого языка не знают и зачастую его омертвляют.

Коловратов в нашей славяно-русской традиции было два. Один крест вращался по солнцу, другой против солнца.

О свастике можно было бы рассказывать бесконечно. Да, слово противное даже для меня, выросшего сразу после войны, поэтому расшифрую, что оно значит.

Прежде всего повторю, что слово «свастика» не славянского происхождения. Индийское, санскритское. Но санскрит – язык, изобретённый арьями-брахманами, чтобы записать Веды на новом месте и сохранить знания. Прямыми носителями языка арьев, помимо санскрита, остались языки славянские, поэтому почти все санскритские слова, если внимательно в них вслушаться, совпадают с русскими.

Так что не надо удивляться, что слово «свастика» несёт в себе светоносный смысл и на русском, и на санскрите.

«Сва» - это свет. В ведическом языке произносили короче – «су». И переводили как «божья благодать». А что как не свет есть божья благодать. Ведь от слова «свет» - «святой». Слово «асти» это «есть» по отношению к единственному числу третьего лица: он асти, она асти. А «ка» во многих языках мира, в том числе и в том, который учёные обозначают лицемерным политкорректным «индоевропейский», означало «душа». «Св/у-асти-ка» – «он/она есть свет души»!

Славянское «коловрат» значит то же самое – «вращающееся солнце». Об этом уже не раз писалось, «коло» - в древности называли солнце. А потом, когда буква «cи» стала произноситься как «к» (и наоборот) у южных народов (перепутали от безграмотности), то и «коло» превратилось в «соло».

Свастика, или коловрат, священный знак ариев. Арии ещё задолго до образования известных нам рабовладельческих цивилизаций заселяли весь евроазиатский материк. Естественно, поклонялись Солнцу. Природоведические знания ариев практически забыты. Символы живут дольше. Тайные знания, как правило, хранят не учёные. Учёные цепляются за всё явленное. А знания в устной традиции хранит народ. Спросите белорусского крестьянина или любого жителя Кольского полуострова, что означает свастика. В отличие от многих учёных он вам расскажет.

Кстати, на рушниках свастика-коловрат изображалась очень интересно. Если смотришь на рушник с одной стороны, солнце вращается по часовой стрелке, а если с другой – против! Остроумно, не правда ли? Символ вечности: тьма сменяется светом, свет сменяется тьмой…

Инквизиция возвращается – арестовывают за веру в солнце!

Неужели Трехлебов виноват в том, что Гитлер срастил свастику с обезумевшей Германией?! И опоганил её! Причём, взял только тот солнечный знак, который вращается против часовой стрелки. То есть только знак тьмы!

И у древних греков встречается тот же солярный символ. Но у них он соединился в узоре, который называли «река жизни».

У наших славянских предков по тому, в какой узор была «вплетена» свастика на одежде невесты, можно было сказать, какого она рода. Сегодня так по шотландским юбкам можно определить, к какой фамилии принадлежит знатный шотландец. Тоже обычай идёт из языческих времён. Но в Шотландии никому на ум не приходит арестовать человека, идущего по улице в юбке. Или всех портных, которые эти юбки шьют!

Я в YouTube посмотрел некоторые ролики с выступлениями Трехлебова. В одном из них он пояснял своим ученикам, что любовь согласно русской азбуке означает «люди Бога ведают»!

И что же в этом преступного? И любовь, и Бог в одном учении, в одном слове.

Кстати, очень интересно, следаки, которые выписали ордер на его арест, или прокуроры, я уж там не знаю, они люди русские? Я имею в виду, их родной язык – русский? Я национальность познаю по языку, на котором человек думает, естественно не по крови и не по форме черепа, как это делалось в гитлеровской Германии.

Славяне – прямые потомки ариев! Приезжавшие не раз в Россию из Индии санскритологи подчёркивали, что нет более похожих в мире языков, нежели санскрит и русский. Русский язык велик тем, что он впитал множество славянских наречий, говоров, произношений – он как бы суммировал все славянские языки. Если на какой-то конференции собираются два славянских народа и не понимают друг друга на своих языках, переходят на русский. Я не раз подобную ситуацию встречал в Риге, когда литовцы вынуждены были разговаривать с латышами на русском языке. Хотя литовский и латышский очень друг на друга похожи. Но общий знаменатель всё равно русский. (Причём, уже в то время, когда русский считали языком оккупантов).

Итак, подведём черту. Трехлебов распространял знания о свете, о солнце, а его арестовали!

Просто новый вариант легенды о Люцифере! Ведь Люцифер тоже - от слова «свет» -«луч». Правда, его преподнесли людям как ангела падшего. Так что у нас, Трехлебов падший ангел?

Однако у меня есть и другая точка зрения. Может быть, те, кто его арестовывал, не такие придурки, как кажется. Может, им за это просто заплатили? А тогда совсем погано. Ни для кого не секрет, что сегодня могут арестовать или потому что заплатили, или по звонку сверху. По звонку сверху вряд ли. Там наверху никому Трехлебов не интересен. Для них падший ангел тот, который кинул в бизнесе, особенно в нефтяном или в газовом. Например, Юлия Тимошенко или Ющенко... и иже с ними.

Однако меня не оставляет ощущение, что в этом деле замешана какая-то разборка между сегодняшними, вечно спорящими друг с другом, славянскими общинами. Не уверен, не утверждаю…Если это так, опомнитесь! Ссорьтесь, ругайтесь, идите друг на друга «стенка на стенку», но не предавайте стремления к ведическим знаниям. Если какая-то община, которой не нравятся взгляды Трехлебова, его заказала, то это великий грех. Это антиведичество!

Но если это сделали сами власти, то тогда предлагаю арестовать примерно половину русских жителей на севере России, в Бурятии большую часть населения, закрыть бурятские буддийские дацаны, которые, кстати, были открыты в конце 40-х годов указом… Сталина! Иосиф Виссарионович разрешил в этих дацанах изображать свастику! А уж он должен был ненавидеть её как никто. Но ведь был грамотней сегодняшних властей! Потомок древних осетинов-ариев, видимо, знал суть этого знака и понимал, что сам солнечный символ не виноват в том ужасе, который развязала гитлеровская Германия.

Ой-ой-ой, чуть не забыл… Мне в Иволгинском дацане, где находится святой мудрец Итигэлов, ламы подарили войлочные домашние тапочки с изображением свастики! По-моему, пришла пора и меня арестовать. Причём, вместе с тапочками!

И вот скажите теперь, господа власть держащие, после всего сказанного вы всё равно будете продолжать верить Гитлеру, а не нашим достойным солнечным предкам?

Я сочувствую Трехлебову, но, может, благодаря его аресту люди многое, наконец, для себя прояснят. И всё закончится солнечно.

P.S. Кстати советские партийные руководятлы пытались внушить советским людям, что гитлеровскую свастику изобрел сам Гитлер и означала она четыре соединенные буквы "Г": Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Геринг.

P.P.S. Поскольку мои слова у части населения не вызывают доверия, ведь у меня нет никаких званий, то предлагаю прочесть статью настоящего учёного.

Доктор исторических наук, лауреат международной премии им. Джавахарлала Неру

Наталья ГУСЕВА

Свастика - дитя тысячелетий

За всю историю человеческой цивилизации накопилось много знаков и символов. Бессмертны ли знаки? Нет, в огромной своей массе они теряются, исчезая из памяти людей. Но те, что продолжают жить, вероятно, и в дальнейшем не будут утрачены. К таким вечным знакам относятся, в частности, солнце, крест и свастика.

Казалось бы - что общего между замкнутым кругом солнца и четырехконечным крестом? Почему так привычна для слуха формула «солнце и крест»? Да потому что эти два знака почти идентичны. Их издревле сближает такой простой факт, как сходство астрономических представлений древних жителей разных стран. В очень отдаленные времена появляется изображение солнца с перекрестными чертами внутри круга. Предполагают, что так человек пытался выразить свое отношение к четырем странам света, свое понимание мироустройства, изобразить главные области небесного свода в их соотношении с солнцем и его движением.

Кто, где и когда начал изображать перекрещенное солнце, сказать нельзя. По крайней мере, до тех пор, пока не будут сделаны и датированы все археологические открытия в мире. Солнце с крестом внутри круга предстает перед нами в разных концах земли. Постепенно знак креста как бы высвобождается из охвата солнечного кольца и начинает жить своей жизнью. Его иногда изображают все же рядом с солнечными розетками и с кружочками внутри его контура, но все чаще именно в виде прямого, а иногда и косого креста.

И в той же глубочайшей непроглядной древности крест все же продолжал нести на себе некие условные обозначения своей связи с солнцем, своей прямой ему принадлежности. По всей видимости, началось с желания людей изобразить каким-нибудь образом сам факт движения солнца. И началом этим было придание солнечному кругу загнутых лучей. Ведь крест статичен, неподвижен, и изменения его формы не придают ему энергии крутого вращения.

Но как показать движение светила, его вращение? Ответ был найден - надо расчленить кольцо вокруг креста, оставив его отрезки лишь на четырех концах креста (или на пяти, или на семи, если крест мыслился как спицы внутри обода колеса солнца). Так рождалась и родилась СВАСТИКА.

Очень наглядны в этом смысле изображения на сосудах из Древней Мексики.

Никто не сможет ответить на вопрос о времени и месте такого придания кресту новой формы, нового значения, более прямо, более выразительно связывающего его с солнцем. Но это произошло, и в ряду древнейших символических начертаний появился новый знак.

Знак сам по себе молчалив и не несет на себе ни вины, ни ответственности. Ответственны люди, использующие его в своих целях, как благовидных, так и неблаговидных.

Начиная с 1930-х годов в мире стали разгораться споры о значении и исторической роли свастики. В России, так жестоко пострадавшей от врага, громившего страну под знаменами со знаком свастики, эта неприязнь утвердилась в душах людей и не затухает уже полстолетия, особенно в душах представителей старшего поколения. Но, тем не менее, запрет знака в стране, или области, или городе выглядит: у знака свастики слишком глубокая и древняя судьба.

Важно обратиться к Индии по той причине, что археологи и историки обнаружили очень мало изображений свастик на памятниках из других стран Азии, близких к Индии. В литературе упоминается лишь одно древнее изображение этого знака, относимое к такой же и даже еще более глубокой древности - это свастика на дне сосуда из Самарии, которую датируют (или, точнее, принято датировать) IV тыс. до н.э. Кто создавал это множество других найденных вещей, говорящих о высоком развитии культуры местного населения, создавшего здесь процветающие города и развитую земледельческую цивилизацию?

Это была одна из древнейших цивилизаций земли, упоминаемая в книгах чаще всего под названием цивилизации долины Инда, или цивилизация Хараппы (по названию одного из местных городов). Эту цивилизацию называют доарийской, потому что ее расцвет приходился на IV-III тыс. до н.э., т.е. на те века, когда племена кочевых скотоводов арьев еще только продвигались в сторону Индии по землям Восточной Европы, а затем и Средней Азии. Откуда началось их длительное движение? По широко распространенной в науке теории, известной под названиями северной, или арктической, предки арьев («арийцев») жили изначально, наряду с далекими предками всех народов-носителей индоевропейских языков, на землях Заполярья.