Скульптуры лансере. Живая скульптура евгения лансере. Бронзовая скульптура Лансере Е.А

В августе в стенах Каслинского музея художественного литья начала действовать выставка «Живая скульптура Евгения Лансере», посвященная 170-летию со дня рождения скульптора Евгения Александровича Лансере, автора произведений, тиражируемых в каслинском литье с 1880-х годов.

Евгений Александрович Лансере – русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств (1876), самостоятельно изучал лепку, посещал мастерские скульпторов, в частности Н.И. Либериха, много работал с натуры.

Не имея профессионального образования в области скульптуры, он в своих работах показал глубокое знание натуры и формы. Позже изучал бронзовое литьё в Париже. За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств.

Е.А. Лансере считается основателем русской кабинетной пластики. Популярность работ Лансере во многом обусловлена его самобытностью. Он не терпел шаблонов и трафаретов, не подражал чужим работам, предпочитал правдивость композиций.

Каждая скульптурная композиция Е. А. Лансере - это небольшой рассказ, насыщенный подробностями. На протяжении всей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей. Сюжеты были самыми разнообразными: бытовые картинки жизни России, изображения животных, военные и охотничьи сцены…

Лансере создал около четырехсот произведений. Его работы выставлялись в Вене, Лондоне, Филадельфии, Париже. Известные бронзолитейные фирмы Морана, Шопена, Овчинникова считали за честь с ним работать. В 1880-е годы Каслинский завод приобрел право на выпуск работ скульптора «Отъезд казака» (1868), «Тройка» (1869), «Джигитовка лезгин» (1870). Данные работы и в настоящее время тиражируются на предприятиях г. Касли и востребованы ценителями каслинского художественного литья.

По поручению управляющего Кыштымскими заводами П.М. Карпинского, в начале 1890-х гг. В.Ф. Торокин, каслинский литейщик, скульптор-самоучка, автор моделей для художественного литья, создал редукции с работ Е.А.Лансере «Джигитовка лезгин» и «Отъезд казака». Чтобы в точности соблюсти все пропорции и соотношения частей, Торокин сделал медную фигурную линейку и производил ею обмеры скульптуры оригинала, а там где не помогала линейка, вымерял ниткой.

Евгений Александрович Лансере стал родоначальником художественной династии. Трое его детей, из шести, продолжили творческую стезю: Евгений – народный художник РСФСР, мастер монументально-декративного и театрально-декорационного искусства, Николай – русский архитектор-художник, профессор Академии Художеств, Член общества «Мир Искусства», а дочь Зинаида Серебрякова стала известной художницей.

М. В. Смирнова, научный сотрудник МУ «Каслинский историко-художественный музей»

Евгений Александрович Лансере — один из самых известных русских скульпторов . Родился в 1848 году в городе Моршанск. Большая часть его работ относится к стилю . Животные занимали в его творчестве особую роль. Самое почётное место среди всех животных он отдавал лошадям. Любовь к этим прекрасным животным у него появилась ещё в детстве. На протяжении всей своей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей.

Многие из тех, кто знакомятся со скульптурами Лансере, замечают, что в его творчестве немалое внимание отдано не только русской, но и другим культурам. Совершив несколько поездок в Центральную Азию, на Кавказ, Северную Африку, а также другие страны и регионы, в своей скульптуре он попытался выразить сам дух тех мест, где побывал и где был вдохновлён.

По большей части Евгений Александрович Лансере был самоучкой и всех своих успехов добился самостоятельно. У него не было высшего художественного образования. Советами и наставлениями ему помогал другой русский скульптор Николай Иванович Либерих, который увидел в молодом даровании необыкновенный талант. Кроме того, Евгений Лансере посещал мастерские скульпторов, где работал с натуры и перенимал опыт других мастеров. Позже изучал бронзовое литьё в Париже.

Этот скульптор сделал немало в становлении русского искусства, как одного из наиглавнейших в мире. Он прославил скульптурную школу России за рубежом, не раз участвовал во Всемирных выставках. Кроме того, его скульптуры отливались на бронзолитейных и чугунолитейных заводах. За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств, а также стал почетным вольным общником Академии Художеств. За свою жизнь создал около 400 скульптур, которые в настоящее время представлены в Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее Москвы и других музеях.

Великий русский скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.

Евгений Александрович Лансере

Араб со львятами

Богатырь

Запорожец после битвы

Киргизский косяк на отдыхе

Киргизский косяк на отдыхе

Отъезжающая тройка

Плугарь-малоросс

Прощание казака с казачкой

Скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере родился 24 августа 1848 году в Моршанске Тамбовской губернии.

Сын статского советника Людвига Пауля Лансере и Элеоноры Антоновны Яхимовской — воспитанницы баронов Ворнезиус (живших в Моршанске).

Уже в детстве Евгений заинтересовался скульптурой, и тогда же в своих работах выбрал тему, которой был увлечен всю жизнь, - лошадей. Со временем страсть к животным вылилась в многочисленные бронзовые работы, которые прославили мастера на весь мир. Ряд путешествий по Центральной Азии, Кавказу и Северной Африке, позволили скульптору добавить в своё творчество многие этнические образы.

Скульптор не имел специального художественного образования. Благодаря интуитивному ощущению формы предметов и умению передать их в своих работах с невероятной точностью в 1872 году Евгений Лансере получил от Академии художеств звание классного художника 1-й степени. Через два года был признан почетным вольным общником Академии Художеств. С 1879 – член Московского общества любителей художеств.

Художник умер в своем имении в возрасте 37 лет от чахотки. Несмотря на болезнь, Евгений Лансере до последнего продолжал творить, и в периоды улучшения даже выезжал верхом на своей лошади Кабарде.

За свою недолгую жизнь скульптор создал столько, сколько не многим удается за более длительный срок (около 400 произведений). Евгения Александровича Лансере по праву считают основателем русской кабинетной пластики, благодаря которому русская скульптурная школа стала известна всему миру. Работы мастера представлены в крупнейших музея России и Национальном художественном музее Беларуси.

Родился в 1848 году. Происходил из французской семьи, поселившейся в России. Образование получил в Петербургском университете, на юридическом факультете.

Скульптор Евгений Александрович Лансере по праву считается одним из лучших мастеров малой пластики второй половины XIX века. За свою короткую жизнь Е. А. Лансере создал около 400 произведений, основную часть которых составляют жанровые сцены с изображением лошадей, русские тройки, спортивные состязания, охоты, сюжеты исторической и военной тематики. Особо интересовала художника жизнь кочевых народов Востока, которую он внимательно изучал во время своих поездок в Крым, на Кавказ, в Киргизскую степь, в Башкирию, в Алжир.

Скульптор не имел специального образования, посещал мастерскую Н. И. Либериха. Начав со школьной скамьи заниматься лепкой фигурок лошадей и людей, быстро усовершенствовался благодаря внимательному изучению натуры. Двукратная поездка в Париж дала возможность Е. А. Лансере видеть образцовые произведения мелкой скульптуры. Материал для творчества доставляли Е. А. Лансере, главным образом, его собственные наблюдения над типами и бытом казаков, киргизов, башкир, кавказцев, с их бойкими и выносливыми конями.

Евгений Александрович Лансере достиг высокого мастерства в своей малоформатной скульптуре для которой характерны этнографическая достоверность, жизненность и поэтичность образов, а также выразительная проработка деталей.

Он работал в основном по заказам частных лиц, отливавших его произведения в бронзе (Шопен, Соколов, Дипнер, Богун) и в серебре (Сазиков, Овчинников, Грачев). Некоторые работы, в том числе произведения декоративно-прикладного искусства (чернильница "Конек-Горбунок", часы "Дед и внучка" и многие другие) были отлиты на Каслинском чугунолитейном заводе на Урале.

Произведения Е. А. Лансере получили широкое признание еще при жизни мастера на Всероссийских выставках 1870 и 1882 годов и на международных выставках в Лондоне, Вене, Филадельфии и Париже. Его работы приобретались многими крупными музеями и частными коллекциями в различных странах мира.

Интересны и его родственные связи. Внук офицера армии Наполеона Павла Лансере, раненного при Бородино в 1812 году и оставшегося в России, Евгений Александрович стал родоначальником широко известной художественной династии. Его женой была Екатерина Николаевна Бенуа (1850-1933), дочь архитектора Николая Леонтьевича Бенуа (1813-1898) и сестра известных художников и историков искусства Альберта, Леонтия и Александра. Все дети Е. А. Лансере прекрасно рисовали, а трое стали знаменитыми: Евгений Евгеньевич Лансере (1875-1946) и