Скульптурный авангард александра архипенко. Скульптурный авангард александра архипенко Оценка по биографии

Некоторые российские сайты именуют его художником «русского зарубежья». С таким же успехом его можно было назвать французским художником (он прожил во Франции с 1908 по 1921 год), немецким (в Берлине,1921-1923), американским (1923 -1964, до самой смерти).

В Москве же он пробыл всего 2 года (1906-1908).

Если учесть, что родился Александр Архипенко в Киеве и прожил в нем до 19 лет (отец – профессор Киевского университета, мать – дочь иконописца Мохового), то мы с полным основанием можем называть его и украинским скульптором.

Хотя, чего греха скрывать, его родина, соблюдая прекрасную традицию «поставщика талантов миру», родила его и забыла. Его имя в советской Украине было под запретом, наряду с именами Малевича и Кандинского в советской России. Большинство его работ, созданных в царской империи, были уничтожены. (Имена Малевича и Кандинского были инкарнированы на постсоветском пространстве, но этого не скажешь об Александре Архипенко.)

Сегодня его имя иногда можно услышать на лекциях по искусству или прочесть в редких, в основном, специализированных, изданиях и на сайтах. Но скульптуры Александра Архипенко, покорившие мир, широкому кругу людей в Украине вообще неизвестны.

И это очень обидно. Потому что современные дизайнеры и скульпторы всего мира во многом «питаются» его идеями.

Поэтому – давайте с ним познакомимся. Он заслуживает известности у себя на родине (в мире его и без нас хорошо знают).

Александр Архипенко был назван «самым впечатляющим скульптором современности» (французский поэт и арт-критик Аполлинер). Его считали основоположником кубизма в скульптуре. Если Пабло Пикассо был «кубическим» революционером в живописи, то Архипенко – в скульптуре.

Один из законодателей мирового искусства. Самый известный скульптор 20 столетия. Один из столпов мирового искусства 20 века.

Его работы выставлялись и выставляются в самых престижных музеях: галерея Соломона, центр Помпиду, музей Модерн Арт, галерея Гугенгейма (Нью-Йорк), музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы. А также его работы сегодня можно увидеть и в Украине: в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее им. Шептицкого во Львове.

Что же выдающегося создал этот скульптор?

Чтобы осознать вклад любого художника в ту не всегда понятную, отделенную от обычной жизни структуру, куда попадают избранные, но при этом она вроде бы открыта для всех, — то, что называется «мировая культура», — нужно понять личность художника.

И очень показательной в этом смысле станет для нас сегодня веселая, а тогда – скандальная – история создания «Красного мыслителя». Ему было 19 лет, когда местный помещик заказал ему скульптуру на вольную тему. Юный Архипенко изваял из терракота мужскую скульптуру, преувеличенно-гротескную (простите за тавтологию), покрыл ее красной эмалью и экспонировал в одном из сельских магазинов. При этом повесил табличку, гласящую, что рабочие и крестьяне могут посещать выставку по заниженной цене. Это не очень понравилось представителю местной власти.

“Первым посетителем был полицейский надзиратель… «Почему рабочие и крестьяне должны меньше платить?» Потом узрел «Мыслителя». «А о чем он мыслит и почему красный?» Полицейский увидел в этом символ», – рассказывал позже художник.

Опишет личность художника и тот факт, что юный студент Архипенко выражал недовольство методами обучения в Киевском художественном училище и был отчислен оттуда за вольнодумство (в 1905 году).

В 1908 году он уже жил во Франции, куда поехал учиться. Вместе с Модильяни ходил по музеям и изучал традиции готики, Ассирии, Греции, Египта. При этом сумел не утонуть в классике, а создал свой неповторимый стиль.

Идеи и находки Александра Архипенко

Его работы были настолько необычными и интересными, что к нему сами пошли ученики, хотя ехал Александр Архипенко во Францию, чтобы найти себе учителя.

  1. Он первым использовал кубическую форму в скульптуре, ошарашив всех тем, что не тесал композиции, а строил их из различных геометрических форм. И это была не дань моде (как легко Архипенко вошел в кубизм, так легко и вышел), а стремление показать закономерность космического творения: материя рождается из хаоса, а из материи – упорядоченное тело.
Вертикальная фигура гондольера опирается на диагональ весла, создавая при этом непоколебимое равновесие.

Знаменитый «Гондольер», стиль: кубизм, 1914 год

  1. Кубизм был только способом для художника в поисках художественной истины. Он постоянно искал новые пути для воплощения художественных идей.

Знаменитые «Боксеры», 1914 год. Стиль: кубизм. Музей Гугенхейм, Нью-Йорк

  1. Одно из его новшеств – «скульптуро-живопись», где цвет подчеркивает рельеф, а рельеф дополняет цвет. Он первым в скульптуре начал расписывать поверхность красками, почувствовав художественную ценность в произведениях давних мастеров.

«Карусель Пьеро», 1913 год, музей Гугенхейм, Нью-Йорк

«Мы видим, что природа никогда не отделяет формы от цвета, а только в разных случаях соединяет их в бесконечную разнородность», -- говорил скульптор.

  1. Идея пустот в скульптуре принадлежит именно Александру Архипенко, а не Генри Муру, как это принято считать. Эта новая идея художественной экспрессии – идея углубления, воплощенная в виде пустоты. Простор (пустота) внутри скульптуры используется им как изобразительный элемент, по силе равный материальному.

Это была архипенковская находка – открытые формы. Не существует линии круга без пустоты. Оба эти элемента растворяются друг в друге, создавая себя.

«Женщина расчесывает волосы», 1915

«Именно отсутствие чего-то, а не присутствие, и есть причиной, импульсом мотива творения. Этот процесс присутствует в природе как скрытая сила и есть основным творческим возбудителем создания новых форм жизни». – Александр Архипенко.

  1. «Архипенковский стиль» в скульптуре: соединение металла, пластмассы, цемента, дерева, терракота, жемчужин, стекла. Сейчас в дизайне пространства и скульптур это кажется обыденным, но кто-то должен был быть первым. И этим кем-то был А. Архипенко.

«В будуаре» (Перед зеркалом), 1915. Масло, графит, фотография, металл, деревоl, 1941 год

  1. Современные движущиеся бил-борды существуют благодаря тому, что в 1912 году скульптор придумал, а в 1924 году создал архипентуру – «двигающуюся живопись». Это сложный механизм, который с помощью узких цветных полосок создавал живописные композиции.

Архипентура, 1924 год. Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Архипентура, 1924 год, Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Инженерная конструкция архипентуры

  1. На всемирной выставке в Чикаго 1933 года присутствовал и украинский павильон, организованный . Один из залов был оформлен 48-ю работами Архипенко. Коллекция была оценена в 25 тысяч долларов! Для сравнения: Понтиак можно было купить в те времена в Америке за 1 тысячу долларов. Коллекция была оценена в баснословную сумму.
  2. Скульптор экспериментировал не только с внутренней сутью вещей, но и с внешней: он обращал внимание даже на то, как солнце будет освещать композицию в разную пору дня. Создавая позитивные и негативные эффекты скульптуры, он предусматривал освещения их для каждой поры суток.
  3. Александр Архипенко преподавал в 17 университетах и художественных учебных заведениях (5 из них основаны самим мастером в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго).
  4. Его признали в 1923 году «самым выдающимся скульптором после Родена».
«С тех пор, как существует фотография, сходство не нужно. Разве задача художника – фотографировать? Я считаю, что задача художника -- творить» (Александр Архипенко, 1887-1964, рожденный в Киеве, умерший в Нью-Йорке).

Александр Порфирьевич Архипенко (30 мая 1887, Киев, Российская империя - 25 февраля 1964, Нью-Йорк, США) - американский скульптор и художник украинского происхождения, один из основателей восточного кубизма в скульптуре.

Биография

Родился в Киеве. Отец, Порфирий Антонович Архипенко, служил механиком при Киевском университете. Проучившись два класса в реальном училище Валькера, Александр в 1902 году перешел в Киевское художественное училище, из которого был отчислен в ноябре 1905 года за участие в ученической забастовке, вызванной началом революции 1905-1907 г. В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве.

В этом же году переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры.

В 1909 году переехал в Париж. В 1909-1914 живёт в интернациональной колонии художников «Улье» (фр. La Ruche), в 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. Первая персональная выставка - в Хагене (Германия, 1912). В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине.

В 1923 переезжает в США, в 1929 получает американское гражданство. В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго. С 1937 преподавал в Новом Баухаусе. Похоронен на кладбище Вудлон.

Творчество

Работы Архипенко близки к кубизму: то, с чем до него художники-кубисты экспериментировали в живописи, он перенёс в скульптуру. Активно использовал в скульптуре так называемое «негативное пространство».

Признание

Произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже. В 2016 году именем Архипенко была названа улица в Киеве.

Персональные выставки

  • 1922 - Франкфурт-на-Майне

В художественной литературе

В романе Хулио Кортасара «62. Модель для сборки» м-р Уитлоу говорит Маррасту о «коллеге, который когда-то продавал материалы Архипенко».

Галерея

    Царь Соломон. 1963, Филадельфия

    Мадонна. Музей Иланы Гор, Яффа

    Карл фон Вайнберг. 1961, Бронза. Франкфурт

    Могила Александра Архипенко на кладбище Вудлон, Бронкс, Нью-Йорк

Произведения А. П. Архипенко перевернули мировые представления начала XX в. о скульптуре, развязали руки и освободили глаза многим художникам-скульпторам. Именно Архипенко впервые "составил" единую форму из различных неэквивалентных форм, вводя в композиции стекло, дерево, металл, целлулоид. Пластика, движение, выявленная конструкция и конструктивность, лиричность - основные качества его работ, высоко оцененные современниками - Г. Аполлинером, П. Пикассо, Ф. Леже, М. Дюшаном, Р. и С. Делоне, А. Родченко, П. Ковжуном, последователями и исследователями.

Архипенко родился в семье профессора Киевского университета, инженера-изобретателя П. А. Архипенко. Его дед был художником-иконописцем. Будущий скульптор с детства питал любовь к искусству и математике, изобретательству, конструированию. Занятия живописью начал, по собственным воспоминаниям, в 1900-01 гг. с копирования из книги рисунков Микеланджело. В 1902-05 гг. учился в Киевском художественном училище, откуда был исключен за критические замечания в адрес учителей, преподававших по старой системе. Продолжал образование в частных студиях Москвы. В 1908 г. Архипенко поселился в Париже, где недолго учился в Школе искусств, затем штудировал в музеях вместе с А. Модильяни древнюю скульптуру Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки.

В 1908-11 гг. создал бронзовые скульптуры "Адам и Ева", "Женщина с кошкой", "Саломея", "Сусанна", "Сидящая обнаженная". Акцентировал внимание на пластике целого, обтекаемости формы и фактурности поверхности. Работал также в керамике. В 1910 г. открыл мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов. В 1912 г. создал серию фигур "Цирк Медрано", построенных с помощью элементарных геометрических форм. В том же году, ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального, нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области "скульпто-живописи", сочетая трехмерное и плоскостное ("Эспаньола", 1916;

"Натюрморт с книгой и вазой на столе"", 1918), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой скульптурной практике используя пространство "внутри" и "пустоту" как изобразительный элемент, равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы, вазоподобные скульптуры: "Женщина, укладывающая волосы" (1915), "Луч" (1918), "Ваза-женщина" (1919)и др.

В 1921 г., женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там художественную школу. Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе на русском.

Вскоре, в 1923 г., скульптор переехал в США, в 1928 г. принял американское гражданство. В 1920-30-х гг. создал ряд реалистических произведений ("Повернутый торс", "Диана", "Шагающая", "Желание", "Меланхолия" и др.), а также академически традиционные скульптурные портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской политики и культуры. Продолжал работать и в русле абстрактной, конструктивной скульптуры, используя различные технические изобретения; в частности, разработал так называемую архипентуру - подвижную живопись (1924-27), где при помощи сложного механизма приводились в движение узкие цветные полосы, создававшие определенные композиции, изменявшие образы по прихоти художника. Экспериментировал он и со "звуковой скульптурой", а также делал полупрозрачные, освещаемые изнутри формы-объекты (1940-е).

В Америке творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом; за сорок лет было устроено более 150 персональных выставок. Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-28, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-36, 1952), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), университете Канзас-Сити (1950); ездил с лекциями по городам США.

После смерти мастера ретроспективная выставка его произведений была показана во многих городах США.

Перед зеркалом. 1915. Масло, карандаш, дерево, металл, бумага


Шагающая. 1912. Бронза

Александр Архипенко - украино-американский скульптор и художник, которого боготворили Аполлинер, Пикассо и Леже, однако забыли соотечественники.

Здесь же состоялась первая выставка работ мастера, которому было суждено изменить мировые представления о скульптуре начала XX века.

Архипенко начал обучение скульптуре и живописи в Киевском художественном училище, однако был исключен из него за участие в революционных выступлениях студентов в 1905 году.

Чтобы продолжить учебу, в двадцатилетнем возрасте он отправляется в Москву. Но мастер быстро понимает, что академическая система обучения для него слишком скучна.

Печаль. 1909

Голова из бронзы

И тогда в поисках учителей он едет во Францию. Но его работы настолько впечатлили современников, что вскоре к нему самому стали проситься в ученики.
Уже в 1912 году Архипенко открывает собственную Школу искусств в Париже, а спустя десять лет - в Берлине. К тому времени его работы уже знают Италия, Швеция, Франция, Германия и Чехословакия.

Сидящая обнаженная 1909—1911

Мадонна в скалах. 1912

Отдых. 1912


Семейная жизнь. 1912

Сидящая обнаженная, 1912

Карусель Пьеро. 1913

Медрано II. 1913—1914

Женщина, расчесывающая волосы. 1915


В 1920 году Венецианская биеннале объявила набор работ для первой послевоенной выставки. Архипенко привез на выставку 85 скульптур и рисунков.

Женский торс (Белый торс). 1916

Ваза-фигура. 1918

Итальянские критики оказались не готовыми к столь революционным скульптурным формам. Одни называли их «неприятными ортопедическими комбинациями дерева, гипса и металлов», другие ограничивались оценками вроде «это интересно, но это не искусство». А католический патриарх Венеции Пьетро Ла Фонтэн вообще запретил верующим посещать выставку Архипенко.

Католический кардинал публично проклял мои произведения, выставленные на Биеннале в Венеции в 1920-м, за деформации человеческого тела... Один конгрессмен в 1949-м пришел к абсурдному выводу, будто модернистские тенденции искусства, включая и мои работы, инспирировали марксизм... Политики трактуют все авангардное искусство как коммунистическое, тем временем как в коммунистических странах тот самый авангард объявляют опасной затеей западной буржуазии - писал об этом сам Архипенко.

Голубая танцовщица. 1913

Впрочем, все это лишь возбудило интерес публики к его работам. Благодаря выставкам он заработал денег на открытие собственной школы искусств в Берлине и в 1923 году эмигрировал в США.

В конце мая 1933 года в Чикаго открылась очередная Всемирная выставка, на которой впервые был представлен украинский павильон. Его организовали выходцы из Украины, представители второй волны эмиграции.

Отдельный зал этого павильона был отведен под работы Александра Архипенко. Страховщики на выставке оценили коллекцию его работ в $25 тыс. Для сравнения - новенький Pontiac тогда стоил в США $1 тыс.

Помпеи


Позже он открывает в Нью-Йорке свою школу пластики.

Благодаря ему в парках Чикаго появились памятники Шевченко, Франко и князю Владимиру.

И именно в США Архипенко делает новое открытие — архипентуру, или, как будет указано в патенте, «движущуюся живопись». Суть новинки заключалась в том, что полотно с изображением складывалось из нарезанных и подсвеченных полосок, положение которых художник мог менять при помощи специального механического устройства. Сейчас мы ежедневно видим меняющиеся картинки на рекламных билбордах, даже не догадываясь, кто автор этого дизайнерского изобретения.

До конца жизни скульптор зарабатывал преподаванием. При этом он содержал мастерскую в Нью-Йорке и продолжал экспериментировать с новыми материалами - акрилом, алюминием, глиной…

Прошлое. 1926

Грация. 1926

Бокс. 1935

Жозефина Бонапарте. 1935

Арабка. 1930—1940

С выставкой в Париже, 1948 год

Сидящая геометрическая фигура. 1950

Египетский мотив. 1952

Лежащее горизонтально. 1957


Женщина с веером - 1958

Царь Соломон. 1963

«Царь Соломон» был последней работой, которую Александр Архипенко задумал и сделал как монументальную скульптуру.

За два года до смерти, в 1962 году он был избран членом американской академии искусств и литературы.

Похоронен Архипенко на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Нью-Йорке.

Сегодня произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. Много его работ имеется в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее США и Бостонском музее изящных искусств.

Торс на мыльном камне

На родине великого скульптора в Киеве в открытом атриуме бизнес-центра по ул. Пушкинской, 42 мастеру установлен памятный знак "Возвращение Архипенко" в виде копии одной из его скульптур.