Сколько раз был женат магомаев. Муслим Магомаев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Спрятанный паспорт и тайный брак

Годы жизни одного из самых любимых слушателями певцов Советского Союза Муслима Магомаева: 1942-2008. Он начал музыкальную карьеру в совсем юном возрасте, и практически сразу стал популярным благодаря уникальному голосу. От чего умер Магомаев, и где он похоронен?

Причиной смерти Муслима Магомаева стала ишемическая болезнь сердца. «Он был простым и одновременно великим, предсказуемым и неожиданным…», – такими словами охарактеризовал ушедшего маэстро один из старейших мужских американских журналов «Esquire».

Когда умер певец

Дата смерти Муслима Магометовича Магомаева 25 октября 2008 г. Эстрадный и оперный певец, исполнявший композиции низкозвучащим лирическим баритоном, умер в возрасте 66 лет на руках у своей супруги Тамары Синявской в Москве.

Причина смерти

11 ноября 2008 г. Муслим Магомаев должен был подвернуться сложной операции, в результате которой его сердце смогло бы работать ещё длительное время. Однако он не дотянул до неё несколько дней.

Музыкант мужественно переносил болезнь, но она прогрессировала, и в последние дни Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал. Нарушение работы кровеносной системы стало причиной того, что в отдельную область сердца перестал поступать свежий поток крови. Последнее обследование в кардиоцентре имени Бакулева выявило ещё ряд отклонений, которые в любой момент могли послужить причиной гибели артиста:

  • тахикардию;
  • гипертонию;
  • патологию сердечной мышцы.

Незадолго до этого на его сосудах была сделана операция, о она не дала ожидаемых результатов. Единственным выходом оставалось внедрение к кровеносную систему катетеров, что и было предпринято.

Выполненный ряд процедур не облегчил жизнь Магомаева, как и раньше, его мучили страшные головные боли. Для того чтобы спасти великому композитору жизнь, было принято решение делать сложнейшую операцию – коронарное шунтирование. В кардиоцентре начались подготовительные работы, но Муслим Магометович не смог дожить до их завершения.

«Мы планировали вставить в закупоренный сосуд шунт и перенаправить кровь в обход пробки. Длительное раздумье было связано с тем, что операцию необходимо делать с использованием местного наркоза, что для его почтенного возраста является существенным риском. Уверенности в том, что изношенное сердце выдержит нагрузки, нет. Но другого выхода не было…», – так вспоминает ситуацию один из лечащий врачей.

Прощание и похороны

Церемония прощания ушедшего русского Орфея проходила в столице исторической родины его предков, Баку, 29 октября. Гроб с телом был установлен в Государственной филармонии Азербайджана, за день до этого, 28 октября 2008 г. он стоял в Москве, в концерном зале имени Чайковского.

Проститься с умершим пришли тысячи поклонников, друзей и даже тех, кто никогда не слышал его голос. Молодые девушки вряд ли были поклонницами его таланта, но как и все, стояли в очереди, чтобы почтить память великого азербайджанца, ставшего самым первым народным артистом из их маленькой родины.

Шествие, проследовавшее по проспекту Свободы, оставило после себя дорогу, усыпанную цветами. Прибыв на мемориальное кладбище, предназначенное для захоронения почётных граждан страны, произнесли молитву. После того как мулла закончил, гроб под аплодисменты было опущено в землю. Могила Муслима Магометовича Магомаева находится рядом с захоронением его деда, известного советского композитора и дирижёра.

Краткая биография

Народный артист СССР Муслим Магомаев родился во время войны, 17 августа 1942 г в Баку. Страшное для страны и всего человечества время отразилось на мальчике. С детства он воспитывался сиротой: отец погиб во время взятия Берлина, мать была вынуждена уехать в Майкоп, затем в Вышний Волочек.

Детство Муслима

До 9 лет маленький Муслим воспитывался братом отца Джамаилом Муслимовичем. Дядя сделал для него всё, что смог: воспитал любовь к родине и музыке, почитание старших. В целом сделал всё необходимое для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя сиротой.

В 1951 мать забирает его к себе в Волочек. Здесь ребёнок продолжает ходить в школу, занимается музыкой, играет на фортепиано. Однако спустя год он возвращается обратно в Баку.

Кое как закончив школу, Муслим поступает в музыкальное училище г. Баку имени Асафа Зейналлы, которое успешно оканчивает в 1959 г. Удивительно, но в период обучение, у подростка не меняется голос, что существенно сказалось на его дальнейшей популярности.

Сам Муслим Магометович вспоминает школьные годы такими словами: «Всё, что относилось к музыке: фортепиано, сольфеджио, хор, музыкальная литература – идеальное восприятие. По другим предметам еле вытягивал на тройку. Иногда складывалось такое впечатление, когда вижу формулу, отключаются мозги».

Первые выступления

Дата первого выступления на сцене приходится на 1957 год. В юношеском возрасте он тайком от дяди и деда пел в местном Доме культуры. Взрослые были против этого, так как опасались, что не сформировавшийся голос мальчика может сорваться навсегда.

В дальнейшем в 1961 г. дебютирует в ансамбле песни и пляски и становится лауреатом всемирного молодёжного фестиваля в Финляндии.

Популярность

Известность пришла к солисту после того, как он выступил в Москве на концерте азербайджанского искусства. Последующие сольные концерты привели к тому, что молодой, подающий большие надежды паренёк был отправлен на стажировку в Италию. Оттуда с гастролями он попадает в Париж. Уникальный голос становится предметом восхищения местной публики, в результате чего певец получает предложение остаться и стать звездой мирового масштаба. Юноша был не против, но вмешательство Министерства культуры Советского Союза не позволило ему остаться.

По достижении 31 года ему присвоили звание Народного артиста, что стало своеобразным рекордом для Азербайджанской ССР. Через 2 года, в 1975, певец создаёт Азербайджанский эстрадно-симфонический оркестр и возглавляет его до 1989 г. На протяжении всей жизни Муслим Магометович был популярен, им восхищались, и приглашали на самые значимые в стране мероприятия.

Последние годы жизни

В последние 10 лет Магамаев практически не пел. Это связывается с тем, что в начале 2000-х маэстро стал плохо себя чувствовать, сказывались годы каждодневных нагрузок. Больше времени уделял рисованию и написанию автобиографии.

После того как в 1998 г. музыкант завершил карьеру, он больше не возвращался на сцену, лишь изредка брался за исполнение. Одна из его последних работ расценивалась критиками, как прощание с миром, она называлась «Прощай, Баку».

Семья

Симпатичный молодой человек, обладающий уникальным голосом, пользовался большой популярностью среди ровесниц, у него было много поклонниц. На одной из них Магомаев женился в 1960 г. Брак с однокурсницей Офелией продлившийся всего год, подарил Муслиму единственного ребёнка – Марину.

Женщина, с которой он прожил всю жизнь, Тамара Синявская, народная артистка СССР, была младше на 1 год. Знакомство произошло на одном из концертов в 1972 г, спустя 2 года молодые поженились.

Известие о том, что скончался великий Магомаев, потрясло весь мир. Ценители его творчества имеются практически в каждой цивилизованной стране. Репертуар маэстро включает в себя известные оперные арии, эстрадные песни, романсы и зарубежные хиты.

Видео

Видео ролик, посвящённый жизни, творчеству и смерти музыкального гения

Муслим Магомаев – легенда советской, а впоследствии российской эстрады, талантливейший певец, обладающий уникальным голосом. Родился в столице Азербайджанской ССР, г. Баку 17.08.1942.

Трудное детство

Раннее детство певца пришлось на тяжелые послевоенные годы. Родного отца он совсем не помнит – тот погиб на фронте всего пару недель не дожив до долгожданной Победы. Мать вскоре после войны переехала в российскую провинцию, сибирский город Высший Волочек и вернулась на театральные подмостки. В мирное время она играла в театре и имела красивый звучный псевдоним – Кинжалова.

Дед со стороны отца был очень известным композитором, вклад которого в азербайджанское искусство был высоко оценен – его именем назвали государственную филармонию. Возможно, талант передался внуку по наследству. Он всегда искренне любил Родину, но не с не меньшим трепетом был привязан и к России, имея и русские корни.

После второго замужества матери Муслим Магомаев остался в Баку и предпочел жить у родного дяди, семья которого приняла его как родного ребенка. Там же он пошел и в музыкальную школу при консерватории, успешно совмещая учебу и интенсивные занятия музыкой. Основной его специальностью была игра на фортепиано и композиция.

Муслим Магомаев с матерью

Однако мальчик с детства обладал уникальным по красоте и силе голосом. Конечно же, это не могло остаться незамеченным в консерватории и один из преподавателей, талантливый виолончелист Аншелевич предложит Магомаеву дополнительные уроки пения. Ставить голос не было необходимости. Аншелевич лишь обучал его филигранным техникам пения, которые впоследствии очень пригодились певцу.

Начало творческого пути

Пение увлекло Магомаева, и он перевелся в музыкальное училище, так как там была кафедра вокала с известными и опытными преподавателями. И уже через год состоялось его первое выступление на престижной сцене Дома культуры моряков. Юный исполнитель был очень тепло принят зрителями, и с этого момента вся его жизнь была одним великим концертом.

Муслим Магомаев в молодости

После окончания училища Магомаев влился в состав военного ансамбля песни и пляски г. Баку. А в 1962 году на Всемирном студенческом фестивале он получил диплом лауреата за песню «Бухенвальдский набат». Затем в составе азербайджанской делегации отправился в Москву представлять национальное искусство в Кремле.

С 1963 года Магомаев официально вошел в состав труппы Бакинского оперного театра, но при этом продолжает выступать на больших сценах с сольными концертами. Он много гастролирует, принимая участие в ставших культовыми постановках «Севильский цирюльник» и «Тоска», и даже получает предложение от руководства Большого Театра. Но выбирает самостоятельный путь и сольную карьеру.

Звезда Магомаева

В полную силу раскрылся талант и загорелась звезда Муслима Магомаева после его двухлетней стажировки в знаменитом итальянском театре «Ла Скала», о которой тогда и мечтать не могли даже более известные артисты. Его выступления производили настоящий фурор, и он становится знаменитостью мирового масштаба.

В 1966 г. у него состоялись первые сольные гастроли во всемирно знаменитой парижской «Олимпии», которые затем повторились через три года, собрав еще больше зрителей. Директор театра в течение нескольких месяцев вел переговоры с Москонцертом и Минкультуры о подписании с Магомаевым контракта.

Однако советское правительство отказало, мотивируя это тем, что Магомаев – национальное достояние.Более того, в 1967 г. Магомаев оказался в центре грандиозного скандала, раздутого работниками КГБ, в результате которого на несколько лет он стал не только невыездным, но и получил запрет на выступления за пределами родного Азербайждана.

В момент возбуждения этого странного уголовного дела он находился во Франции и получил предложение там остаться. Но, опасаясь преследований членов своей семьи, он предпочел вернуться.

Годы творческой изоляции он провел с пользой. За это время он все же закончил консерваторию по классу вокала и значительно расширил сольный репертуар.

После того, как Магомаев был оправдан по личному указанию Андропова, он вновь вернулся на большую сцену. И в 1969-1970 гг. получает престижные премии в Сопоте и Каннах.

Около 20 лет Магомаев собирает полные концертные залы и стадионы, выступая на лучших концертных площадках Советского Союза. Часто его сопровождает основной состав азербайджанского эстрадно-симфонического оркестра. В репертуаре Магомаева более 600 произведений, многие из которых стали всенародными хитами.

Последние годы

Официально свою концертную деятельность Муслим Магомаев завершил в 1998 году, дав несколько прощальных концертов в Москве и крупных городах России. В 1980-1990 годах он много творил, создав множество песен к фильмам и мюзиклам. Также он был ведущим цикла телепередач о мировых музыкальных звездах. Немного преподавал и в московской консерватории.

В последние годы жизни у него появилось время заняться живописью. Он научился пользоваться интернетом и стал вести свой персональный сайт. Особенно тяжело пережил Магомаев смерть своего давнего друга Гейдара Алиева.

Он стал еще больше курить, что вызвало осложнения ряда имеющихся хронических заболеваний. Ушел из жизни певец 25.10.2008, скончавшись на руках у любящей супруги, с которой счастливо прожил большую часть своей жизни.

Торжественное прощание с великим певцом состоялось в Москве. Казалось, цепочке людей, которые пришли отдать дань последнего уважения великому артисту не будет конца. Но после завершения церемонии его тело было кремировано и переправлено на Родину, в г. Баку. Там он похоронен рядом со знаменитым дедом на Аллее почетного захоронения.

Творческое наследие Магомаева — поистине великое достояние России. До сих пор люди слушают с замиранием сердца песни в его исполнении. Он был и остается одним из величайших деятелей искусства мирового масштаба. О его творческом пути было снято множество передач и несколько полнометражных фильмов.

Личная жизнь

Красивый, талантливый и успешный, Муслим Магомаев с юных лет был любимцем женщин и имел тысячи поклонниц. В свой первый брак он вступил в очень юном возрасте – ему было всего 18 лет. Его супругой стала девушка армянского происхождения Офелия, которая родила ему дочь Марину.

Союз этот распался всего через год. Марина сегодня живет в США и чтит память своего отца, с которым всю его жизни она поддерживала самые теплые отношения.

Свой следующий брак Магомаев заключил только через 14 лет, в 1974 году, разделив судьбу с народной артисткой СССР Тамарой Синявской. Впрочем, знакомство их состоялось двумя годами раньше, и Тамара тогда была замужем. Однако, перед его обаянием никто не мог устоять и вспыхнувшее чувство толкает Синявскую на решительный шаг – она расстается с первым мужем.

Муслим Магомаев - советский, российский и азербайджанский певец и композитор. Он был самой яркой звездой на советской эстраде. Благодаря прекрасному вокалу и уникальной манере исполнения он стал непревзойденным кумиром для миллионов поклонников. О судьбе этого замечательного человека пойдет речь в данной статье.

Родители

Магомаев Муслим Магометович, биография которого интересует многих, появился на свет в 1942 году, 17 августа, в городе Баку. Его отец - Магомет Магомаев - трудился театральным художником и погиб на фронте за пятнадцать дней до Победы. Мать будущего певца - Айшет Магомаева - была драматической актрисой и сталинской стипендиаткой. Она выступала на сцене под творческим псевдонимом Кинжалова. Дедушка мальчика - Абдул-Муслим Магомаев - знаменитый в Азербайджане композитор. Имя этого талантливого человека носит Азербайджанская государственная филармония. Таким образом, биография Муслима Магомаева с самого рождения связана с творчеством.

Национальность

Мама будущей знаменитости имела русские, адыгейские, а также (по отцу) турецкие корни и была очень красивой женщиной. Бабушка мальчика со стороны папы по национальности была татаркой, происхождение ее супруга никому не известно. Сам Муслим Магометович всегда назвал себя азербайджанцем и утверждал: "Азербайджан - мой отец, Россия - моя мать".

Детские годы

После смерти мужа Айшет Магомаева избрала актерскую карьеру и переехала в Вышний Волочек, а затем - в Мурманск, где поступила на службу в местный театр и вновь вышла замуж. После этого у Муслима появились сестра Таня и брат Юрий. После окончания войны будущий певец жил у своего дяди - Магомаева Джамала Муслимовича. Мальчик посещал музыкальную школу при Бакинской консерватории, где осваивал игру на фортепиано и основы композиции. Талантливого ученика заметил профессор консерватории В.Ц. Аншелевич. Он стал заниматься с Муслимом, научил его филировать свой уникальный голос. Эти уроки впоследствии очень пригодились певцу во время работы над партией Фигаро в знаменитом "Сибирском цирюльнике".

В музыкальной школе, в которую ходил мальчик, не имелось вокального отделения, поэтому в 1956 году биография Муслима Магомаева ознаменовалась новым событием: он стал студентом Бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа. Ему довелось учиться у преподавателя Милованова А. А. и концертмейстера Крейтинга Т. И. Муслим окончил учебное заведение в 1959 году.

Первые успехи

Творческая биография Муслима Магомаева-певца началась в 1957 году в городе Баку, где он втайне от своей семьи выступил на сцене Дома культуры бакинских моряков. Родственники мальчика боялись, что пятнадцатилетний исполнитель излишним напряжением может повредить свой уникальный голос. Однако Муслим был уверен, что его вокал уже полностью сформировался. Спустя четыре года певец стал выступать в составе профессионального Ансамбля песни и пляски при Бакинском военном округе. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов в городе Хельсинки, где исполнил песню "Бухенвальдский набат". Вся страна узнала певца после его выступления на сцене Кремлевского дворца съездов в 1962 году, во время заключительного концерта фестиваля азербайджанского искусства. Юный артист потряс публику не только уникальным голосом, но и незаурядными внешними данными. Его популярность стала быстро набирать обороты.

Становление карьеры

Сольный концерт певца впервые состоялся в 1963 году, 10 ноября, на сцене концертного зала имени Чайковского. Выступление прошло с большим успехом. В том же году биография Муслима Магомаева украсилась новым важным событием: он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. Параллельно артист продолжал выступать с исполнением эстрадных композиций.

В 1964-1965 годах талантливого вокалиста направили на стажировку в итальянский театр "Ла Скала" (Милан). В 1960-е годы Магомаев активно гастролировал по СССР, выступал в самых крупных городах страны в спектаклях "Севильский цирюльник" и "Тоска". Певцу предложили войти в труппу Большого театра, однако он отказался, потому что не желал ограничивать свой репертуар исполнением классических арий.

Временные трудности

Биография Муслима Магомаева связана с постоянным успехом. С юных лет он был почитаем и любим. Официальная власть всячески благоволила певцу, его постоянно отправляли на заграничные гастроли, где он покорял своим талантом восторженную публику. Так, в 1966 и в 1969 годах Муслим Магометович выступил на сцене парижского театра "Олимпия". Однако даже этого любимца фортуны настигли временные трудности. Директор театра - Брюно Кокатрикс - предложил талантливому артисту годовой контракт, собирался сделать из него звезду мировой величины. Однако эта идея не понравилась Министерству культуры СССР. У Магомаева начались проблемы на родине - его заработками заинтересовалась ОБХСС. Новость о возбуждении уголовного дела застала певца в Париже. Местные эмигрантские круги всячески уговаривали артиста остаться во Франции, но он не представлял свою жизнь вдали от России и предпочел вернуться. Министерство культуры СССР на время запретило Муслиму выступать за пределами Азербайджана. Артист воспользовался свободным временем и окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию по классу вокала.

Пик популярности

После временного забвения Магомаева вновь стал знаменит. В 1969 году он завоевал первую премию на Международном фестивале в городе Сопоте. В 1968 и 1970 годах получил в Каннах награду "Золотой диск". В 1973 году творческая биография Муслима Магомаева вышла на новый уровень: певцу присвоили звание "Народный артист СССР". В течение многих лет (с 1975-го по 1989-ой) вокалист являлся художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым неоднократно гастролировал по Советскому Союзу. Популярность артиста в 1970-е годы была поистине безграничной. Его пластинки расходились огромными тиражами, даже в наши дни он остается непревзойденным кумиром для многих людей, живущих на постсоветском пространстве. В репертуаре певца более шестисот произведений, среди которых присутствуют арии, романсы, эстрадные песни.

Последние годы

В 1998 году артист оставил творческую деятельность и поселился вместе с семьей в Москве. Будучи тонкой натурой, он понимал, что уходить со сцены нужно вовремя и с достоинством. Занимался живописью и вел оживленную переписку через интернет с поклонниками в последние годы Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца до сих пор волнуют многочисленных почитателей его таланта. По свидетельству друзей, исполнитель страдал заболеванием сердца и легких, но совершенно не умел беречь себя - мог выкурить три пачки сигарет за день. Одной из последних песен артиста была композиция "Прощай, Баку", записанная в 2007 году. Скончался в 2008 году, 25 октября, в возрасте шестидесяти шести лет Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца ни для кого не является тайной. Певец умер от ишемической болезни сердца.

Личная жизнь

Артист был женат дважды. В 1960 году он сочетался браком с девушкой по имени Офелия. Муслим Магомаев, биография, его дети всегда являлись предметом обсуждения в народе. Первый брак певца распался через год, однако супруга успела подарить ему дочь. Девочку назвали Мариной. Это единственный ребенок певца. В настоящее время живет в Соединенных Штатах вместе с супругом и воспитывает сына по имени Аллен дочь Муслима Магомаева

Биография певца в 1974 году, 23 ноября, отмечена повторным браком. Он женился на Синявской Тамаре Ильиничне - певице, народной артистке СССР. С ней Муслим Магомедович прожил до самой смерти.

Такова биография Муслима Магомаева. Его жизненный путь был незабываемым и ярким. Он стал символом целого поколения и до сих пор живет в памяти многочисленных поклонников.


Народный артисm СССР, лауреат международных фестивалей

МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ МАГОМАЕВ

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь - так он стал полным его тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит

У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - , отец Муслима, был очень одаренным человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить все и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.

, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а ее музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: ее отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушел на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, ее томила жажда к перемене мест.

навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тетя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочел сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлекся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало все, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлекся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...

Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню "Соловьиный час".

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вел музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлек ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из нее сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было все, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма , в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел все подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда еще никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел ее как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлекся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: ". Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетеров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссером В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль.Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. прошел лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев".Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в свое время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажеров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажеры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поет по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении все интересно"... Через 3 года Магомаев , но уже с Ленинградским мюзик-холлом.

Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнес ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. вошла в кинофильм "Поет Муслим Магомаев".

Муслиму Магометовичу посвящен еще один фильм - , который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и еще один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Темную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Веселый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалевой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провел на радио цикл из 5 передач, посвященных творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нем, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в , написанной о нем в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижере Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез" (2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное" (2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев. Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В свое время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принес в нее новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарен разносторонне: он не только прекрасный певец и актер, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днем писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и еще одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. получился прекрасным - в нем все изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В свое время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.

Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит ее и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу теплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

В 1997 г. именем "4980 Magomaev" названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом "1974 SP1".

М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал" (2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004 году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Является Кавалером ордена , присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.

"Кто есть кто в современной культуре"
[ Эксклюзивные биографии. - Выпуск 1-2. - М.: МК-Периодика, 2006-2007. ]

17 августа 1942 года в столице Азербайджанской ССР, Баку, родился мальчик, которому надлежало стать легендой не только азербайджанской и даже советской эстрады, но и мировой сцены.

Муслим Магометович Магомаев — так звали этого мальчика. Выдающийся оперный и эстрадный певец и композитор, чей баритон не раз становился голосом самой крупной державы на планете, он вскоре стал народным артистом СССР, а позже, когда от Советского Союза остались лишь воспоминания, и народным артистом России. Муслим Магомаев был одним из немногих советских исполнителей, кто получил мировое признание ещё в молодости. 10 ноября 1963 года Магомаев выступил в Концертном Зале имени Чайковского с сольной программой и покинул этот зал уже звездой.

Да и что говорить, если на протяжении всех шестидесятых и семидесятых годов Муслим Магомаев имел неслыханную популярность. На его концерты трибуны стадионов и концертные залы забивались до отказа. Он часто выступал на телевидении, а пластинки с его записями выходили гигантскими тиражами и на прилавках никогда не задерживались. Муслим Магометович давал концерты везде, где только можно, от небольших сельских клубов до концертных залов Кремля и крупнейших сцен мира.

Во всём мире голос Магомаева слушали, любили, а записи его концертов и альбомов коллекционировали. Причём, вовсе не всегда почитателями творчества азербайджанского певца были его соотечественники и масса русскоговорящего населения планеты. Да и по сей день Муслим Магомаев имеет огромное количество поклонников на всём постсоветском пространстве и за его пределами.

Точнее - имел бы, если бы остался в живых. Муслим Магометович всю свою взрослую жизнь был заядлым курильщиком. Удивительно, что не нанёс никакого вреда его замечательному голосу. До самой смерти Муслим Магомаев имел прекрасный, ничуть не испортившийся от курения голос. Да, действительно, табак никакого вреда голосу певца не нанёс. Зато по всему остальному организму нанёс смертельный удар.

Впрочем, в отношении табака сложно говорить «нанёс удар», так как смерть от табака никогда не бывает внезапной. Она всегда медленная и мучительная. Вначале курильщик даже не замечает, как табак шаг за шагом, неумолимо начинает уничтожать его здоровье. Сначала начинают желтеть зубы, кожа, белки глаз, ногти на руках. Потом начинается одышка, притупляется обоняние и вкус, падает зрение. А спустя ещё несколько месяцев начинается «кашель курильщика» — первый признак того, что в организме начались необратимые процессы. Это первый сигнал о том, что до порога, когда бросать курить станет уже бесполезно, осталось всего ничего.

Муслим Магометович прошёл через все мучения, вызванные табаком. Много лет, всю его взрослую жизнь, табак каждый день, не ленясь, исправно выполнял свою работу по уничтожению организма певца. Для табака не существует разницы в том, кого убивать. У курильщика могут быть миллиарды, и он будет курить только элитный табак, а какой-нибудь мальчишка-цыган не будет иметь ничего, и до конца дней будет курить окурки, брошенные другими курильщиками.

Но у обоих, если они не бросят курить, конец всё равно будет одинаков - целый набор болезней, потом инфаркт или рак и смерть. Табак убивает! Всегда! И единственный способ его победить - это не курить и, по возможности, не давать курить другим. Муслим Магомаев не смог победить собственную привычку, хотя и говорил под конец жизни, что если бы можно было прожить собственную жизнь заново, то единственное что бы он изменил - это никогда не закурил. Но ещё ни одному человеку со времён сотворения мира не удавалось дважды прожить собственную жизнь. И мы должны всегда помнить о том, что, взяв в рот сигарету, мы собственными руками начинаем приближать свою смерть.