Сказка о Мёртвой и Живой Воде. Александр Афанасьев — Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде: Сказка Сказки о живой и мертвой воде список

С годами моя жизнь становиться все ярче, звонче, острее, вкуснее, интереснее...

Кто придумал, что самая счастливая пора – это детство и юность?

По-моему, детство – это время сбора психотравм. А гадкая юность? Кипишь, как рыба на сковородке, масло брызгается и обжигает, вокруг дым и чад. Хочется всего и сразу: любви, тепла, понимания, осознать свое предназначенье, понять смысл жизни… А сколько обид и претензий! К людям вообще и к родственникам в частности, к собственной внешности, обстоятельствам, государству, и особенно к Господу Богу – что не посоветовался со мной, когда создавал этот мир. И внутри постоянное тревожное ожидание, пронизанное тонким, острым холодком страха – а если не сбудется то счастье, что себе напридумала. Зачем тогда ВСЕ? Ничего из того, что я намечтала, не сбылось. Получилось намного больше и полноценнее, чем задумывалось. Сегодня, в моем совсем не юном возрасте, я могу сказать, что жизнь удалась. Нет. Это не надпись черной икрой по красной. У меня другой формат и другое измерение. Жизнь получилась. Полновесной, умной, сильной, настоящей.

В юности я бредила классической музыкой. Я занималась пением и мечтала стать оперной певицей. Хотя была согласна и на хороший академический хор. Лишь бы петь настоящую музыку. Сам процесс пения доставлял неизъяснимое наслаждение. Когда голос звучит и подчиняется тебе – это непередаваемо. Ты как будто прикасаешься к космосу, плывёшь в нем.

Я помню один октябрь. Той осенью я замечательно пела. С каждым уроком все лучше. Я возвращалась после занятий переулками старой Москвы и была абсолютно счастлива. Я не грезила будущими победами, сценой. С меня хватало того, что сегодня я взяла такой си бемоль…

Та осень была очень красива: тихая, сухая, солнечная. Старинные московские особняки, разноцветные листья и мой си бемоль, всё еще звучащий во мне – все сливалось в негромкий, уютный праздник.

А потом всё кончилось. Короткое дурацкое замужество, беременность, тяжёлые роды и парез голосовых связок. Еще несколько лет я буду пытаться восстановить голос, но на связках появятся узлы и пение для меня кончится. Долгое время мне снились мучительно-прекрасные сны. В них я пела арию Баттерфляй: «В ясный день желанный пройдет и наше горе…» и просыпалась в слезах.

Я была в отчаянии. Я хотела только петь и не желала ничего другого! У меня отняли мое предназначение, как я считала тогда. За что? Долгое время мне хотелось умереть.

Неисповедимы пути Господни. Сейчас я занимаюсь тем, что у меня получается, и что я люблю.

Я – психотерапевт. Через мои руки, голову и душу проходят представители почти всех слоев населения. Вне зависимости от возраста, пола, национальности, достатка, образования.

Я умею работать с детьми, подростками и взрослыми. Я умею работать с людьми здоровыми и с тяжелыми душевнобольными.

Я не богата и не знаменита. Но у меня есть большее – ощущение осмысленности моего пребывания на этой Земле.

Перед вами наброски будущей книги. Весьма субъективные размышления о людях, о жизни, о смерти, о любви. С философскими отступлениями и злобными комментариями.

Я Шерлок Холмс, садовник, хирург и шпион

В центре клинической психотерапии, куда я пришла работать, тогда была еще Старая Гвардия. Первый год я сидела на приёме или на сеансе (если пускали) и училась. Ах, какая же это была умная, тонкая и красивая работа! Изысканная шахматная партия, где каждый ход рассчитан на несколько шагов вперед... Импровизация сродни джазовой, где за каждой «верной нотой» громадный труд: накопленные годами знания, умения, опыт… Хотя, наверное, дело было не только в опыте. Это были люди высочайшего уровня образования и культуры. И знали они не только медицину, но и литературу, классическую музыку, живопись, философию. Это позволяло им в работе с пациентом выводить его на более глубокий уровень восприятия жизни, видения мира. Я училась у Старой Гвардии фиксировать малейшие детали мимики и жестов, слышать интонации голоса, строй фразы, оговорки. Я училась складывать из отрывочно поступающей информации полноценную картину. Очень похоже на работу знаменитых детективов вроде Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро!

Я хотела бы здесь описать одного из Мастеров. Хотя каждый из них достоин книги.

Вера Лазаревна Шендерова. Первое, что бросалось в глаза, – элегантность. Во всем: одежде, поведении, работе. Умная. Тонкая. Сложная. Простая. Естественная. Клички для любимых пациентов: «Митя Карамазов»; «Шестая Симфония Чайковского»; «Рузвельт»; «Элиза Дулиттл»… Клички не были унизительными – они ловили суть характера.

А какой она умела быть разной! С одним – жесткий диктатор, с другим – отстраненный философ, с третьим – мягкая, теплая… При этом она не старалась быть приятной. Не отыгрывала на пациентах собственные амбиции. Не делала на пациентах деньги. Никогда не изображала всемогущего гуру. Могла искренне сказать: «Я не знаю, как Вам помочь». Могла отказаться от пациента: «Неприятный дядька. Морочит голову себе и мне. Пошлю его к Н.Н.». Я удивлялась: разве пациент может быть неприятен? Разве это профессионально? Она улыбалась: «Профессионально – значит честно, Женечка». В ее отношениях с пациентами, с коллегами, с миром было что-то, чему я долго не могла подобрать определения. Сейчас я знаю, как это называется. Уважение. Уважение к себе. К жизни. К мыслям, чувствам, ценностям другого человека. Поэтому пришедший на прием для нее был не пациент, не клиент, не объект и даже не субъект. Человек.

На первый взгляд, мне сильно повезло – было у кого учиться. С другой стороны, страшный комплекс неполноценности после психфака МГУ сподвиг меня на активный поиск живых, настоящих знаний. Спасибо комплексу! А еще я знала – нужных мне знаний по миру рассеяно много. Но никто не будет за мной гоняться, с предложением научить психотерапии. Это я должна искать их и гоняться за ними.

Сегодня, к сожалению, как и 30 лет назад, психотерапии нигде по настоящему не учат. Нет, есть разные замечательные места, вполне официальные, где учат приёмам и навыкам, но не дают основ мастерства. Зато всем выдают справку, что он имеет право заниматься психотерапией. Даже если человек по личностным особенностям профессионально непригоден. Моя ирреальная голубая мечта – своё маленькое учебное заведение, где я могла бы обучать психотерапии. Я знаю, какой должна быть программа. И я знаю, чему и как надо учить. Никаких заочных отделений! И отбирать тщательно. Потому что не каждого можно научить быть психотерапевтом. Основной критерий отбора - глубокий, искренний интерес к людям. И потребность, нет – безумная жажда собственного развития! Думаю, я бы быстро прогорела. Потому что в нашей стране качество не котируется.

Помимо осваивания секретов ремесла я пыталась заглянуть в суть явления. Что это такое, психотерапия? И кто такой психотерапевт? Я наблюдала за работой Мастеров и записывала свои хаотичные впечатления. Вот некоторые записи тех лет:

Психотерапевт – это садовник. Обрубает сухие ветки. Черенкует. Удобряет. Иногда дереву надо сделать больно, чтобы оно было здоровее. Чтобы приносило плоды.

Психотерапевт – как хирург на войне. Он работает, а вокруг рвутся снаряды: трусость и тупость родственников пациента, инертность самого пациента, его безответственность, надежды на чудо.

Психотерапевт – слегка ясновидящий. Он должен понимать о человеке больше, чем тот о себе рассказывает.

Но психотерапевт, как хороший разведчик-шпион, глазом не моргнет, бровью не дрогнет. И что понял, никак не покажет.

Психотерапевт, как Господь Бог (да простят мне это сравнение), может создать целый мир, в котором зародится жизнь. Мир, полный новых звуков, чувств, ощущений, мыслей. Задачи те же: из бесформенного нечто создать прекрасное творение… Но лепить мы эту жизнь должны вместе. Иногда получается. Иногда нет. Потому что психотерапевт всего лишь Проводник. Он может показать место, где зарыто сокровище, может провести к нему. Но добывать свои сокровища придется самому. Таковы условия игры, не нами придуманной. А уж как вы распорядитесь этим сокровищем – ваше дело, ваш выбор и ваше право.

О сокровищах и чудовище

Мне нравятся метафоры Юнга о сказках. Оказывается, тридевятое царство – это подсознание. Главный герой отправляется туда, чтобы добыть сокровище. Но просто так ему никто ничего не дает. Сначала он должен пройти испытания и совершить подвиг – победить чудовище. И только тогда герой в награду получит принцессу. Или кольцо, делающее его всемогущим. Или эликсир жизни и т.д. По Юнгу это «сокровище, которое трудно добыть» является метафорой самопознания, необходимого для становления личности. Грубо говоря, чтобы обрести себя, надо столкнуться со своей темной стороной, узнать её и победить.

У меня есть своя метафора о подсознании: страшная и красивая легенда о Лох-Несском чудовище. Говорят, оно поднимается из глубины озера и пугает местных жителей и туристов. Говорят, оно даже сожрало кого-то – то ли небольшой корабль с пассажирами и капитаном, то ли корову, пришедшую водички попить.

В общем-то, неприятно знать, что из глубин красивого озера вдруг может подняться что-то загадочно-страшное, неуправляемое и накинуться на тебя. Точь-в-точь наше подсознание – там, в глубинах, живет нечто, о чем мы не догадываемся…

Работая на психотерапевтических группах, я с этим «нечто» сталкиваюсь постоянно. Потому что психотерапевтическая группа проявляет и безжалостно высвечивает всё: скрытые амбиции, упоительные грёзы, неиспользованные ресурсы и реальные возможности. И спящих чудовищ.

Мы учились с ней вместе в старших классах школы. Уже тогда она говорила, что больше всего хочет выйти замуж и воспитывать детей. Это была женщина, рожденная для семьи. А что, собственно, в этом плохого? Помните, у Толстого в финале «Войны и мира»: «Все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа... Все силы душевные её были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье».

В юности у моей приятельницы было многое от Наташи Ростовой. Она была такой естественной, непосредственной, живой! После школы жизнь то разбрасывала нас, то вновь сводила. Она добилась своего – вышла замуж, родила троих детей. Матерью она была замечательной: внимательная, спокойная, заботливая. Она пришла ко мне на группу, по её словам, чтобы лучше понимать своих детей, больше им давать, грамотнее себя вести. Хорошая заявка.

Честно говоря, я очень скоро пожалела, что взяла её. Занималась она кое-как. На самом деле, внутренней необходимости познавать что-то новое – о себе или о своих близких – у нее не было. Когда-то придуманная и спланированная ею теперешняя жизнь полностью устраивала её.

Иногда мне казалось, что это глубокое погружение в семью и материнство поглотило ее индивидуальность, подавило потребность в развитии. (Или материнские функции ничего этого не предполагают?) Осталась здоровая, сильная, красивая самка, истово исполняющая предписанные для Семьи ритуалы: одеть… накормить… впихнуть образование…

Вскоре новые знания, которые будут выходить за рамки её собственных представлений о жизни, начнут раздражать и пугать её. Ей будет спокойнее – не знать. И она группу оставит.

На правах старой знакомой я позволю себе заговорить с ней об ответственности? – перед людьми, которые с ней занимались, передо мной – ведь я могла взять на её место другого человека. Она довольно агрессивно заявит, что отвечает в этом мире только за свою семью! Но я не поверила ей, потому что у меня уже был опыт. И я знала, насколько работа на группе может отражать сущность человека.

И когда через несколько лет беда придет в её дом, она поведет себя так же – сбежит из ситуации, как в свое время сбежала из группы.

У её первенца обнаружиться душевное заболевание. Папа будет водить сына по врачам. Мама же как будто ослепнет и оглохнет. Ей так будет спокойнее – не видеть, не слышать, не понимать, не знать. Мальчик оказался за рамками её представлений о том, каким должен быть её ребенок. И тогда она вычеркнет его из своей жизни. Так животные оставляют без внимания и заботы нежизнеспособную особь.

Она направит все свои силы на младших детей – ведь у дочери бальные танцы и английский, а у сына карате и компьютерные курсы. Но ни разу не дойдет до врача своего старшего мальчика, не поинтересуется, что можно и нужно для него сделать, чтобы адаптировать к жизни.

Мы с папой будем перезваниваться по поводу его лечения. Тайно от мамы. Потому что эта тема станет табу в доме. А мальчик – изгоем в собственной семье. Он почти не выходит из своей комнаты. Сначала ему было не велено, а потом он привык. «Узнику снились сначала деревья и птицы, потом перестали…»

Я помню его 4-х летним. Приветливый, ласковый малыш. С помощью рук и настольной лампы я показывала ему на стене теневой театр, он смеялся и просил еще…

Когда-нибудь я напишу книгу о Семье. И вывалю на человечество всё то, с чем я за 20 лет практики в психотерапии сталкивалась. Это будет страшная книга. О том, как невидимое Лох-Несское чудовище управляет всеми действиями человека. И одним легким ударом хвоста сметает все красивые мифы о голосе крови.

Панегирик психотерапии

Психотерапия – школа чувств и самопознания, школа человеческих взаимоотношений. Мне всегда казалось, что эта «школа» необходима абсолютно всем, вне зависимости от состояния здоровья, социального статуса, положения в обществе. Сюда приходят искать себя, свои новые, скрытые возможности. Здесь вместе открывают законы жизни. Здесь можно говорить всё, что чувствуешь и думаешь (попробуйте этак с родственниками – впрямую и начистоту…). На каком-то этапе группа становится единым организмом. Далеко не каждая семья может похвастаться этими ощущениями.

Уже к середине первого года мы – на одной волне, одних представлений, «одной крови». Мы учимся слышать и видеть. Чувствовать. Понимать закономерности жизни. Её глубину. Силу. Блеск. Драйв.

Мы учимся заглядывать в себя. Без страха и с интересом. Но мы одновременно оглядываемся и вокруг. Мы должны научиться читать знаки, которые подает нам окружающий мир, «расшифровывать» сигналы, которые посылают нам другие люди. Ведь психотерапевтическая группа – одно из немногих мест на земле, где можно научиться это делать.

На самом деле, от психотерапии можно здорово поумнеть. Возможно, природа хочет, чтобы каждое существо было совершенным представителем своего рода?

Первые годы работы, когда меня спрашивали о ком-то из пациентов: «он же здоровый, зачем ему психотерапия», я взвивалась до потолка. Потому что в нашей ханжеской стране посещение психотерапевта воспринимается как признание тайных болезней или явной слабости – сам что ли не можешь проблемы решить?

А зуб самому себе залечить можно? Психика (в переводе душа) посложнее зуба будет! Ау, оппоненты! А вы про себя всё знаете? В какие игры вы играете с собой и с господом Богом? Что вы делаете со своей жизнью и с жизнью своих близких? Во всем разобрались? Уже?! Из-за этого всероссийского, деревенского ханжества часть моих пациентов из групп «в миру» (для здоровых) стараются не говорить знакомым и родственникам, куда они ходят. Так при советской власти тайком лечили у частного венеролога подцепленный в командировке триппер... Оказывается, это стыдно – развиваться. Оказывается, это стыдно – умнеть. Это делают тайно!

Моя боль

На самом деле у меня очень вредная работа. Я натыкаюсь на грубое вранье и тонкие манипуляции, агрессию, трусость, предательство... Но больше всего меня ранит безответственность моих пациентов, с которой я сталкиваюсь чаще всего.

Много лет я не переставала удивляться: ко мне на группы «в миру» приходят взрослые, более-менее здоровые, приличные, образованные люди. Их сюда не звали, не заманивали, не уговаривали. Они пришли сами. Добровольно. Они знают, что программа сложная – всем предлагали занятия посмотреть и нагрузку на себя примерить. Они знают, что набираем мы всего 16 человек (на 13-миллионную Москву!) и два года с ними работаем. И если человек из группы уходит, на его место никого взять нельзя. Их всех привлекает именно то, что это тонкая, ювелирная работа по «огранке» личности. Почему же до конца доходит только 8-10 человек? Сейчас, по прошествии стольких лет, я знаю ответы на многие «почему».

Люди очень хотят изменений в своей жизни… не меняя себя. Люди очень хотят чтобы все получилось, но без напряга, без знаний и умений, без вложения сил и времени.

Эх, не знал Юнг сказку про Емелю, где никаких испытаний, чудовищ и побед. Главное – оказаться в нужном месте в нужное время. И какой-нибудь Благодетель заметит тебя и обязательно поможет. Поэтому все силы идут на поиски этого нужного места. Где, человек уверен, его ждут с распростертыми объятьями и горячим самоваром с пирогами. Ждут, чтобы исполнить все его нелепые, дурацкие, иногда чудовищные желания. И не за что-то, а просто так. За факт рождения. Большинство так и проживает жизнь в ожидании чудес и подарков.

Есть и еще одна причина, по которой человек всеми силами сопротивляется нашей совместной работе. Он боится. Боится увидеть происходящее с ним и вокруг него без иллюзий. Боится стать умнее, сильнее. Тогда с него спрос другой. Страх повернуть ключ, выпить эликсир, перейти некий рубеж. И что-то начнётся, чего потом не остановить. Страх другого уровня, другого измерения. Страх большой реки, настоящей воды. Живешь в маленьком, привычном болотце, кругом все знакомо – одна кочка, три лягушки, два головастика. Плавать не надо, достаточно барахтаться. А большая вода требует качественно других энергозатрат.

Вот мы и дошли до сказки о Живой и Мертвой воде. Мне кажется, « Живая вода » – это сложная, многомерная жизнь со всеми её оттенками: тоски и восторга, ужаса и ликования, ненависти и нежности... Быть живым – значит сильно чувствовать, много видеть и понимать... Это может ранить, значит, это опасно! А « Мертвая вода » – это безвкусная имитация жизни, для «съедобности» приправленная иллюзиями.

На самом деле, большинство предпочитает имитацию: любви, семьи, дружбы, работы, развития...

Людям кажется, что имитация проще, её легче достичь. И что она не приносит боли. Прошло много времени, прежде чем я открыла удивительную для себя истину.

«Живая вода» не для всех. Потому, что не все ее хотят! Чего там не хотят, прямо-таки шарахаются! Потому что умненькое подсознание ведает, что человек, попробовавший вкус живой воды, будет искать это измерение до конца дней своих, тоскуя по глубоким и сильным чувствам, открытым, искренним отношениям.

И вам это надо?!

Что такое повезло…

Добывать живую воду тяжело, зато иногда находишь ее в самых невообразимых местах.

Несколько лет назад у меня стала страшно болеть спина. Оказалось – две большие грыжи диска. Операция ничего не гарантировала. Нашла врача, он мне делал массаж. Это несколько облегчало боль, но ненадолго. Спина болела постоянно, даже во сне. Я уже не могла наклониться и поднять упавшую вещь, не могла стелить себе кровать. Приближалось то, что для меня страшнее смерти – беспомощность. Через два года появилась третья грыжа. И тут я очередной раз пошла искать спасения. Нашла мало известный Центр, в котором лечат… занятиями на тренажерах. Упражнениями ты нарабатываешь мышечный корсет, и он твои страшные грыжи держит.

Помню, как в первый раз я растерянно смотрела на тренажеры и плакала. Как хорошо было на массаже! Лежишь, а с тобой кто-то что-то делает. А тут надо самой. После третьего занятия боль стала меньше, после десятого прошла. Нет, грыжи не исчезли, но они были в надежном панцире собственных мышц.

Мне очень повезло с этими грыжами. Не пошла бы я в тренажерный зал просто так. Некогда. Меня загнали туда обстоятельства. Возможно, испытания посылаются нам, чтобы мы развивались – физически или душевно? А от тренажеров я научилась получать удовольствие. Если качественно занимаешься, приходит «мышечная радость», как назвал ее Павлов. Это как будто ёлочные огоньки бегут по всему телу. Спасибо грыжам. Боль подарила мне еще одну грань наслаждения жизнью – от движения. И в очередной раз я убедилась – настоящего результат возможен только через громадное, колоссальное напряжение. Через боль, кровь, пот.

Эпитафия психотерапии

Психотерапия умирает. На смену ей пришли милые, весёлые, примитивные психологические тренинги. С упражнениями, достойными детского сада. Ух, что народу «впаривают»! Например: «Как жить без внутренних конфликтов». Вы о чем? Отсутствие внутренних конфликтов типично для… слабоумия. Вот так идеал! На самом деле, человек развивается только благодаря этим самым внутренним конфликтам.

Другая фенька: «Как управлять эмоциями». Управлять можно автомобилем. Или трактором. Я 30 лет занимаюсь эмоциями. Эмоциональная сфера – тончайшая, сложнейшая область. А тут все так простенько! Напоминает анекдот: «пришел дядя Вася и починил атомный реактор с помощью топора и какой-то матери».

А этот вечный вопль психологов: «Вы себя не любите! Научитесь любить себя!» По моему мнению, большинству не хватает не столько любви к себе, сколько уважения. Потому что уважение к себе просто так не возникает. Его можно только заслужить. Заработать. А перед самим собой это сложнее всего. С другой стороны, эпидемия халтуры, которая сейчас свирепствует на рынке психологических услуг, вызвана самими потребителями. Ведь нет запроса: «Я хочу стать умнее, сложнее, теплее»… Хотят другого: успеха. Спрос рождает предложение. Вам предложат кучу тренингов «как стать успешным», где будут учить делать деньги, ноги, мозги лохам, секс и т.д.

После подобных «игр в развитие» человек на настоящей психотерапии уже не идет. Планка снижена. Он ориентирован на имитацию. Его научили домик Ниф-Нифа из веточек и листьев выдавать за качественный дом. Хлипкие стены заклеивать яркими плакатами и не обращать внимания, что с потолка капает... Это называется « позитивное отношение к жизни ». Сколько раз я сталкивалась с тем, что человеку бы затревожиться, испугаться тому, что происходит с ним или в его семье. Но ему объяснили, что негативные эмоции – это плохо. И он их душит на корню.

На днях беседовала с мамой юной наркоманки. Мама в поисках гармонии прошла кучу тренингов. И эмоции контролирует, и конфликтов у нее внутренних нет, и себя научилась любить. Не научилась, правда, строить теплых, искренних отношений с близкими. Вот девочка из мертвого холода семьи и пошла искать свою гармонию. Нашла. А мама, чтобы не рушить свой домик Ниф-Нифа, долгое время старательно не замечала, что дочь приходит домой обдолбанная. Пока та не попала в Склиф. Частный случай? Конечно. Типичный частный случай. Мертвая вода надвигается.

Милые психологические тренинги, где жизнь представлена как простенький детский конструктор! По предложенным рисункам можно собрать один из 5 вариантов. А большего не дано.

О Каштанке и мадам Баттерфляй

Подобные печальные мысли посещают меня регулярно. А потом наступает время занятий. И все чудесным образом меняется. Мои пациенты собираются загодя. Кстати, я так и не научилась называть людей, которые приходят на психотерапию, «клиентами», как сейчас принято. Напоминает баню. Или парикмахерскую. А что, «пациент» звучит унизительно?

В этот раз читали финалы своих мелодрам. Нет, у нас не литературный кружок, это все в рамках психотерапии. У нас в мелодраме все персонажи – это части собственной личности (субличности). Сюжет заранее придумывать нельзя. Автор со своими персонажами как в шахматы играет. Постепенно они начинают оживать, говорить, выявляются злодеи, герои… В общем и коротко не расскажешь, это длительная, сложная работа – мелодраму пишем два месяца.

В этой группе в мелодрамах почти все пробились, прорвались на такие глубинные пласты собственной души! Меня переполняла благодарность к моим пациентам за честную, качественную работу, за искренность.

Потом было сценическое фехтование, ставили бой с судьбой. Фехтовали с драйвом, но несколько грязновато. Будем работать еще. Пришло время театра. В театральных упражнениях мы учимся импровизировать – свободно, легко, с наслаждением. Если эти ощущения отложатся в психике, жизнь будет восприниматься как интереснейшее путешествие! В нем каждый день звучит в своей тональности, обладает своим, неповторимым вкусом, цветом, ароматом...

Может быть, именно в этом сложном «букете» ощущений и таится главное очарование жизни?

После занятий все остались. Зажгли свечки, достали еду. Говорили о предназначении. Заговорили о «Каштанке» Чехова. Вроде заканчивается хеппи-эндом, а почему-то душу щемит. Да и не о собачке же там речь. Пришли к выводу, что это рассказ о душе простой и чистой, которая привыкла к побоям и корке хлеба. А создана она была для другого. Для сложного, высокого, тонкого циркового искусства. Но она предпочла возвращение к привычному – к побоям и корке хлеба...

Время было уже позднее. С утра мне в психиатрическую больницу. Да и всем рано вставать. Но что-то было такое важное в этом разговоре, что невозможно было его прервать ради сна.

Я смотрела на лица в мерцании свечей, слушала умные реплики, тонкие замечания… В этот момент они не были ни моими клиентами, ни пациентами. Мы все были равные друг другу полубоги. Мы дожили, дозрели, доросли до этого измерения. И такое чудесное ощущение радостной наполненности бытия парило над нами... Потом все спохватились, что скоро закрывается метро.

Я ехала по ночной Москве на своей старой, раздолбанной машине и пела арию Баттерфляй: «А сердце рвется, не выдержит оно такого счастья...» .

Один из четырех первоэлементов, основа сущего, первоначальный хаос, из которого была в последствии сотворена (поднята со дна мирового океана) земля, аналог материнского чрева, через оплодотворение которого небом (мужским началом) творится мир. В вавилонской космогонической поэме "Энума Элиш" говорится:
Когда вверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали…
Перевод В.Афанасьевой
Священный брак неба и воды (или земли как второго женского начала мироздания) воспроизводится в дождях и грозах, даруя плодородие; в представлениях о священном браке вода одновременно выступает как оплодотворяемое (небом) и как оплодотворяющее (водой дождя оплодотворяется замля).
В фольклорных представлениях воду разделяют на живую и мертвую. Живая вода- вода небес, несущая жизнь, плодородящая; мертвая- вода подземелий (противопоставление верха и низа как жизни и смерти), ядовитая, губительная. В современном целительстве "живой" считается вода с положительного электрода (мужское начало), а "мертвой"- вода отрицательного электрода (женское начало).
Духи воды- ундины. По замечанию Мэнли П.Холла: "Ундины работают с жизненными веществами и жидкостями растений, животных и людей и присутствуют буквально везде, где есть вода. Когда ундины видны, они напоминают греческие статуи богинь. Они поднимаются из воды, окутанные туманом, и не могут долго существовать вне ее".
В сказаниях всех индоевропейских народов играет важную роль; все они гласят, что земля покоится на воде, в которую каждый день вечером погружается солнце, чтобы, освежившись, снова встать поутру сияющим и добрым. С этим связаны многочисленные сказки о морском царе и царевне, которые весьма популярны у русского народа и даже отчасти вошли в былины, напр., в былину о "Садке". Небесное царство, т.е. царство солнца, луны и звезд, представляется народу в виде окруженного со всех сторон водою острова, который в русских заговорах носит название острова "Буяна". Олицетворяются народом и реки: из больших рек рождаются народные богатыри вроде Дуная Ивановича, Дона Ивановича, Непры или Днепры и др. Меньшие реки, озера и пруды имеют своих богинь- русалок, и с ними связано множество местных преданий, особенно же с местами при мельницах и с озерами, в которых будто бы потонули древние и богатые города, вместе с многочисленными церквами. Воде рек, озер, источников и колодцев придаются те же чудесные силы, что и весеннему дождю, т.е. сила плодородия, сила целебная, очистительная и, наконец, сила вещая. Отсюда многие народные обычаи, существенную часть которых составляет вода. Латыши обрызгивают водой пахаря или пастуха, который в первых раз весной идет в поле или возвращается оттуда домой. Точно так же, благодаря чудесным силам воды, с помощью ее можно гадать, а также производить божий суд (так называемые ордалии- прим.автора), особенно над ведьмами; их бросали в воду и если они тонули- их освобождали, когда же всплывали кверху- их казнили. В летописях сохранилось множество указаний на то, что славяне обоготворяли воду моря, озер, рек и колодцев и часто приносили ей дары; до сих пор также сохранился в некоторых местностях обычай приносить воде в жертву пирог, кашу, просо и т.п., с той целью, чтобы земные воды ниспослали дождь. Вообще в воображении первобытного человека смешивалось понятие о реке и о дожде; по одному русскому преданию, все воды в реках, морях, ключах и т.п. произошли от дождя, который падал с неба на землю, а птицы, по повелению Божию, разносили воду в назначенные ей вместилища; в преданиях других индоевропейских народов часто упоминаются реки, источник которых лежит в небе.

Вода живая

Живая вода, также сильная или богатырская, в народных сказках всех индоевропейских народов является символом весеннего дождя, который воскрешает землю от зимнего мертвого сна. Она возвращает мертвым жизнь и слепым зрение и, вместе с тем, составляет напиток тех богатырей, которые, по замечанию Афанасьева, в сказочном эпосе заступают место бога- громовника. Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более.

Мертвая вода

называется иногда целительной: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живой водой возвращает ему жизнь. По Афанасьеву, мертвая вода- это первый весенний дождь, сгоняющий с полей льды и снега и как бы стягивающий рассеченные члены матери- земли, а следующие за ним дожди дают ей зелень и цветы. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны- носы- железные. По словам сказок, живую и мертвую воду приносят олицетворенные силы летних гроз- вихрь, гром, град и вещие птицы, в образе которых фантазия воплощала те же самые явления: ворон, сокол, орел и голубь. Кто выпьет живой или богатырской воды, у того тотчас прибывает сила великая. С поверьем о живой воде соединяется русский народный обычай, по которому, когда раздается удар первого грома, все спешат умыться водою, дающей красоту, здоровье и счастье.

В сказке «Иван-царевич и серый волк» волк, чтобы оживить убитого старшими братьями царевича, полил его сначала мертвой водой, которая заживила смертельные раны, а потом живой водой, которая воскресила его.

«Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уж вороны летают. Откуда ни возьмись прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком:
- Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.

Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой – Иван-царевич ожил.
- Ох, крепко же я спал!..»
Люди издревле догадывались, что самое распространённое химическое вещество на Земле – вода, - играет выдающуюся роль в происхождении и поддержании жизни на планете. И что это вещество не такое простое, как кажется на первый взгляд. Наверное, нет на Земле народа, у которого не было бы мифов и сказок, связанных с важной ролью воды в жизни человека.
Однако, пожалуй, только в русском фольклоре вода могла даровать жизнь и приносить смерть.

В русской сказке о молодильных яблоках и живой воде:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына… Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу - будет видеть». И отправились сыновья добывать живую воду…»

В сказке «Иван и чудо-юдо» «Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калиновый мост и прокрался незаметно к чудо - юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь еще чего? Смотрит - сидят в палатах три чудо - юдовых жены, да мать, старая змеиха. Сидят они да сговариваются. Первая говорит:
- Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама обернусь колодцем. Захотят они воды выпить - и с первого же глотка мертвыми свалятся!
Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха…
После того собрались братья и поехали домой. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный. Пить хочется - терпенья нет! Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
- Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим!
- Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.
Соскочил он с коня и принялся мечом сечь да рубить этот колодец. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Тут спустился туман, жара спала - пить не хочется.
- Вот видите, братцы, какая вода в колодце была, - говорит Иван. Поехали они дальше».

В сказке «Иван - мужицкий сын» убегает Иван с полюбившейся ему девицей-красавицей от погони, посланной злым колдуном.
«Слышит красавица девица, что нагоняют. Сделала она Ивана конем, а сама обернулась репьем. Возвращается погоня ни с чем. Колдун спрашивает:
- Что же, никого не видали?
- Нет, никого. Только конь ходит, а на хвосте у него репей.
- Ах, это они самые!
Побежал колдун сам. Бежит - земля дрожит. Слышит красавица девица - нагоняют. Обернулась она морем, а Ивана селезнем сделала. Стал колдун воду пить, чтобы море осушить. А селезень крякает:
- Чтоб ты лопнул! Чтоб ты лопнул!
Так оно и случилось: лопнул колдун и издох. Прибежал Иван - мужицкий сын со своей невестой домой, к отцу - матери. Свадьбу сыграли. Стали жить – поживать, добро наживать».

В другой сказке обычная вода придала силы злому Кащею Бессмертному, а живая дала жизнь царевичу. Дело было так: Иван-царевич «полюбился Марье Моревне (Маре-Морене) и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе столько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
- Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмертный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе». Делать нечего, отправился Иван-царевич выручать свою жену. Нашёл её в Кащеевом дворце, когда того дома не было. И бросились они бежать из этого ненавистного царства.
«Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
- Что ты спотыкаешься? Аль чуешь какую невзгоду?
- Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
…Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
- Ах, - говорят они, - видно, беда приключилась!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон - за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою - тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живою водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!»

В русских сказках Иван-церевич всегда кого-нибудь теряет, потом ищет и избавляет от зла, и получает за это очень приличное вознаграждение. На этот раз, свою матушку Настасью-царицу. И во всех жизненных передрягах ему помогает вода.

«…Покатил Иван-царевич шарик и пошел за ним. Шел, шел и пришел к такому дворцу, что ни в сказке сказать, ни пером описать - так горит скатным жемчугом и камнями драгоценными. У ворот шипят шестиглавые змеи, огнем палят, жаром дышат.
Напоил их царевич. Присмирели змеи, пропустили его во дворец. Прошел царевич большими покоями. В самом дальнем нашел свою матушку. Сидит она на высоком троне, в царском наряде разукрашенном, драгоценной короной увенчана. Глянула она на гостя и вскрикнула:
- Иванушка, сынок мой! Как ты сюда попал?!
- За тобой пришел, моя матушка.
- Ну, сынок, трудно тебе будет. Великая сила у Вихря. Ну, да я тебе помогу, силы тебе прибавлю. Тут подняла она половицу, свела его в погреб. Там стоят две кадки с водой - одна по правой руке, другая по левой.
Говорит Настасья-царица:
- Испей-ка, Иванушка, водицы, что по правую руку стоит.
Иван-царевич испил.
- Ну, что? Прибавилось в тебе силы?
- Прибавилось, матушка. Я бы теперь весь дворец одной рукой перевернул.
- А ну, испей еще!
Царевич еще испил.
- Сколько, сынок, теперь в тебе силы? - Теперь захочу - весь свет поворочу.
- Вот, сынок, и хватит. Ну-ка, переставь эти кадки с места на место. Ту, что стоит направо, отнеси на левую сторону, а ту, что стоит направо, отнеси на правую сторону.
Иван-царевич взял кадки, переставил с места на место.
Говорит ему царица Настасья:
- В одной кадке сильная вода, в другой - бессильная. Вихрь в бою сильную воду пьет, оттого с ним никак не сладишь.
Воротились они во дворец.
- Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Настасья. - Ты схвати его за палицу да смотри не выпускай. Вихрь в небо взовьется - и ты с ним: станет он тебя над морями, над горами высокими, над глубокими пропастями носить, а ты держись крепко, рук не разжимай. Умается Вихрь, захочет испить сильной воды, бросится к кадке, что по правой руке поставлена, а ты пей из кадки, что по левой руке... Только сказать успела, вдруг на дворе потемнело, все вокруг затряслось. Влетел Вихрь в горницу. Иван-царевич к нему бросился, схватился за палицу.
- Ты кто таков? Откуда взялся? - закричал Вихрь. - Вот я тебя съем!
- Ну, бабка надвое сказала! Либо съешь, либо нет. Рванулся Вихрь в окно - да в поднебесье. Уж он носил, носил Ивана-царевича... И над горами, и над морями, и над глубокими пропастями. Не выпускает царевич из рук палицы. Весь свет Вихрь облетел. Умаялся, из сил выбился. Спустился - и прямо в погреб. Подбежал к кадке, что по правой руке стояла, и давай воду пить.
А Иван-царевич налево кинулся, тоже к кадке припал. Пьет Вихрь - с каждым глотком силы теряет. Пьет Иван-царевич - с каждой каплей силушка в нем прибывает. Сделался могучим богатырем. Выхватил острый меч и разом отсек Вихрю голову.
Закричали позади голоса:
- Руби еще! Руби еще! А то оживет!
- Нет, - отвечает царевич, - богатырская рука два раза не бьет, с одного раза все кончает».

Другому царевичу, Ивану-Гороху пришлось искать и выручать из лап страшного чудища свою старшую сестру. В награду за победу над Змеем Лютым добыл он и волшебной змеиной водицы.
«Змей разлетелся ударить Ивана, взоткнуть на копье - промахнулся; Горох отскочил - не шатнулся.
- Теперь я тебя! - зашумел Горох, пустил в Змея посох и так огорошил, что Змея в куски разорвал, разметал, а посох землю пробил, ушел через два в третье царство.
Народ шапки вверх побросал, Ивана царем величал.
Но Иван тут, приметя кузнеца-мудреца, в награду, что посох скоро сработал, старика подозвал и народу сказал:
- Вот вам голова! Слушайте его, на добро радея, как прежде на зло слушали вы Лютого Змея.
Иван добыл и живо-мертвой воды, спрыснул братьев; поднялись молодцы, протирая глаза, сами думают:
- Долго спали мы; Бог весть, что сделалось!
- Без меня и век бы вы спали, братья милые, други родимые, - сказал им Иван Горох, прижимая к ретивому сердцу.
Не забыл он взять и змеиной водицы; корабль снарядил и по реке Лебединой с Василисой-красой, золотою косой, поплыл в земли свои через три царства в четвертое; не забыл и старушки в избушке, дал ей умыться змеиной водицей: обернулась она молодицей, запела-заплясала, за Горохом бежала, в пути провожала. Отец и мать Ивана встречали с радостью, с честью; гонцов разослал и во все земли с вестью, что возвратилась дочь их родная, Василиса-краса, золотая-коса. В городе звон, по ушам трезвон, трубы гудят, бубны стучат, самопалы гремят. Василиса жениха дождалась, а царевичу невеста нашлась».

В фольклоре, таким образом, живая и мертвая вода обладает определенными волшебными свойствами. В преданиях она охраняется злыми существами и ее добыча связана для героя с тяжелыми испытаниями.
С точки зрения современной науки «живая вода» – это жидкость, полученная методом электролиза в катодном пространстве. Желающие могут самостоятельно найти в Интернете немало описаний технических устройств, позволяющих получать и «живую», и «мертвую» воду в домашних условиях.
«Живая вода» (католит), поясним, имеет щелочную среду и считается биостимулятором. Не случайно многие дачники применяют ее для усиления роста цветов и рассады. Яблоки, обмытые католитом, сохраняются до весны следующего года. Такая вода, как утверждается, усиливает защитные механизмы организма человека и выводит из него шлаки.

«Мертвая вода» (анолит) имеет кислую среду и оказывает дезинфицирующее действие. Ее используют для обработки помещений, отбеливания белья, обработки посуды при консервации фруктов и корнеплодов. Помогает она и при лечении язв желудка, трофических язв и гнойных ран, кожных заболеваний. Разумеется, относительно ее дозировки и противопоказаний надо проконсультироваться с врачом.

Но вернемся к преданиям. У древних славян интересная легенда была связана со спасением Даждьбога. В стародавние времена, как повествует она, прибывшие из глубин Космоса кощеи (или кащеи, представители «темных миров») украли у людей их богиню Мару (Мара = МАть РА [Солнца] сияния). У наших предков она считалась покровительницей смерти. Слово «смерть» они расшифровывали так: Смена МЕРности. Это процесс, при котором человек, умирая, переходит в мир, имеющий большее количество измерений, чем наш четырехмерный.

Наша справка. Даждьбог (древнерусское Дажьбогъ) – один из главных богов в славянской мифологии, бог-покровитель. Означает «бог дарующий» (однокоренное слово «дать). Он поведал людям «сокровенные Веды, несущие огонь знаний».

Упоминается в наиболее ранних памятниках древнерусской письменной культуры, таких как «Повесть временных лет» (Ипатьевская летопись), «Слово о полку Игореве». Считалось, что от него на Руси пошла княжеская власть. В представлении славян Даждьбог был правителем на их землях, а князья – это потомки («внуки») Даждьбога. В «Слове о полку Игореве» автор говорит о русичах: «Даждьбожьи внуки».

Согласно некоторым преданиям, сохранившимся на Кубани и в Сибири, Даждьбог – это сын бога Перуна, внук бога Сварога. Родился он на нашей планете (Мидгард-земле). В древней славянской астрономии существовал чертог Расы (созвездие Белого Леопарда, или Пардуса) с солнцем Даждьбога. С планеты Ингард этой солнечной системы около 190 тысячелетий назад на нашу Землю в район нынешнего Северного полюса (легендарная земля Даария) прибыли рассены, одни из дальних предков европейских народов.

В современной астрономии звезда Даждьбог именуется Бетой Льва. Рассматривается как хороший кандидат для поиска экзопланет, т.е. планет, расположенных за пределами нашей Солнечной системы.

С похищением Мары (ее еще называли Мареной) пришло на землю горе, остановилось развитие людей. Они «застряли» в нашем Явном мире (Яви) и не могли двигаться в другие миры – Нави и Прави. Их физические тела старели и изнашивались, их одолевали неизлечимые болезни, немощь и безысходность. Но умереть, чтобы перейти в другой мир, они не могли, так как такой переход возможен только через смерть.

Тогда Даждьбог решил помочь людям. Он прошел через врата междумирья, находившиеся, по преданиям, на Северном Кавказе, в иное измерение – в «пекельные миры» (миры, предназначенные для очищения душ). Там он нашел похищенную богиню и вернул на Землю. Но в борьбе с кощеями ослаб и был прикован ими магическими цепями к Орлиным скалам в Кавказских горах (Сочи, район Мацесты).

Позже греки, побывавшие здесь и услышавшие эту легенду, пересказали ее на свой лад – так родился античный миф о Прометее. Греки заменили русское прозвище героя «Даждьбог» своим – «Прометей» (или Промефей, «предвидящий», имя, производное от индоевропейского корня, означающего «размышлять»).

Некоторые славянские авторы в XIX веке утверждали, что в античной Греции не раз шли на такие подмены. Они ссылались на уцелевшую в водовороте времени поэму ведического автора Славомысла – песнь о Светославе Хоробре, разгромившем Хазарию. Она якобы написана примерно в тот же период, что и «Слово о полку Игореве», однако впервые была опубликована лишь в 1847 году в Варшаве. Там есть такие строки:

«А скиф судьбы таинства не боится
и волхв с Непры (Днепра) эллинами
под грека уж рядится.
Всеслава вещего Анахарсисом
прозвали,
а Любомудру из Голуни,
когда его призвали,
то имя Гераклита дали…
И так же точно прочих же славян,
науками прославивших Элладу,
в эллинов богоравных возвели
и в изваяньях каменных
их лики воссоздали.
Но вот значенья почему-то
не придали,
что богоравные славянской
внешностью блистали…
Велик тот перечень имен
эллинских,
славян скрывающий лицо,
в нем между прочими
и проживавший на Самосе Аристар,
и сиракузец Архимед,
Сварожии читавшие скрижали,
которые законы мира
Яви провещали…»

Прикованного к кавказским скалам мистическими цепями Даждьбога нашла и освободила богиня Джива (Дева Жива, покровительница силы жизни). В древних заповедях говорится: «Почитайте, люди, страстную неделю – как скорбел Даждьбог наш от распятия на Кавказских горах до спасения Лебедью-Дживой».
Одной силы жизни, подконтрольной Дживе, не хватало, чтобы привести Даждьбога в чувство. Тогда она позвала на помощь свою родную сестру Мару – ту самую, которую спас Даждьбог. Вместе они провели обряд восстановления его сил. Обряд проходил возле Кудепстинского жертвенного камня, своей лицевой стороной направленного на восход Солнца. С тех пор этот комплекс зовется в народе «трон Богинь» (или «Возрождающие солнца»).

В древнем ритуале согласно преданию использовалась сила мертвой и живой воды. Живую воду для исцеления Даждьбога доставила из светлого Ирия (далеких земель, небесного царства) богиня Жива. Мертвую принесла с собой из Пекла Мара, знавшая, что в ее отсутствие на Земле многие люди заболели душой и телом. Требовалось излечить их, помочь им освободиться от воспалительных процессов в организме (хворобы) и душе (дурные привычки, грехи и т.д.).

Наши предки верили, что местом, где во Вселенной происходит очищение души с помощью сверхвысоких температур, как раз и является Пекло. Грязная душа там, говоря образно, обжигается огнем, «печется». Потому это место называется Пеклом. В нашем теле, кстати, очищение крови происходит в печени при помощи ее повышенной относительно других органов температуры (печень тоже «печет»).

На Северном Кавказе в Мацесте есть месторождение сероводородных источников. Это название, возможно, дано в честь богини Мары (МА – Мара, ЦЕ – это, СТА – древнерусский корень, означающий что-то, утвержденное богами). Принесенная Марой из Пекла «огненная вода» напоминает сероводородную жидкость Мацесты.
Интересно, что сохранилась старинная черкесская легенда, согласно которой лечебный источник в Мацесте назван так в честь девушки, которая не побоялась спуститься в Пекло и принести из него «огненную воду» для спасения родителей и людей своего рода от одолевших их плоть и душу болезней.

Мацеста – действительно мертвая вода (мертвее не бывает), так как она перенасыщена сероводородом. Ее можно считать и «огненной», так как после приема ванн с мацестинской водой тело краснеет и разогревается, а болезни (особенно воспалительные) проходят. Мертвая вода Мацесты, вытекающая из-под скалы и еще ничем не разбавленная, имеет фиолетовый оттенок. Значит, живая вода должна иметь противоположный цвет спектра – красный.

Где может находиться этот источник живой воды? Скорее всего, недалеко и от Мацесты, и от Кудепсты (обратим внимание: тот же корень СТА). И действительно, в 150 метрах на север от Кудепстинского жертвенного камня – «трона Богинь» – находится минеральный источник железистой воды. От большого содержания железа вода и дно имеют красноватый оттенок. А недалеко от этого места находятся небольшие заросшие тиной озера. Рядом, в ущелье течет река Агура (дочь Перуна зовется Магурой – совпадение?), чуть далее стоит гора Большой Чур.

Существует предание, как в районе Кудепсты появился чудодейственный источник. Об этом повествуется в «Ведах Словена» (Белград, 1874 г.). Дева Жива обращается к богу Перуну и просит его, чтобы он метнул свой золотой посох в гору – в то место, где находятся три прудика. «Ведь там рядом протекает бел кладенец, а от того, что Перун метнет туда молнию, вода из него польется сурьяная [оздоравливающая, красноватого оттенка от слова «сурик». - Я.К.], а кто будет набирать эту воду в Щуров [Чуров] день и нести в свои дома, чтобы окропить себя и домочадцев, тот будет сам и вся его семья весь год живы и здоровы».

Культовая практика, связанная с Кудепстинским камнем, в общих чертах, видимо, выглядела так. Обряды, очевидно, проводились в дни солнцестояния (летнее и зимнее) и дни равноденствия (осеннее и весеннее), а также в день возрождения Даждьбога (возможно, и в другие значимые для наших предков дни).

Ночью зажигалось пять костров в очагах, обозначающих линию направления на точку восхода солнца. Сиденья, предназначенные для двух богинь (Мары и Дживы), могли оставаться пустыми либо занимались двумя жрицами, изображающими великих богинь. Справа, с южной стороны, где у нас, по убеждению наших предков, находится «пассивный полюс», – трон Мары. С северной стороны, где находится активный «положительный полюс» и источник с живой водой, – кресло Дживы.

На ложе укладывался жрец, воплощающий образ Даждьбога. Он ложился на правый бок, лицом к восходящему Солнцу. Сзади ложа в специальные углубления, окружающие его, насыпали зерно. Впереди на специальную площадку ставились в качестве дара продукты, вокруг клались цветы.

Возле трона Дживы можно обнаружить специальную горизонтальную площадку с большой лункой и выдолбленной бороздкой из нее для живой воды. Так как естественным путем живая вода обретала свои чудодейственные свойства в роднике всего лишь один раз в году (в Чуров день), то для насыщения воды жизненной силой поступали иначе – прибегали к силе божественного слова. Из родника с минеральной железистой водой набирали воду и выливали ее в лунку со стороны кресла Дживы, читая при этом богине специальные прославления. Вода стекала по выдолбленной бороздке вниз, где ее собирали в специальный сосуд с живой водой. Эту воду использовали для оздоровления домочадцев.

Лунка была горизонтальная, поэтому посредством бороздки стекали только излишки воды, а остальная оставалась на каменной поверхности в углублении. Глоток живой воды мог сделать любой страждущий путник.
В наше время был поставлен опыт с зарядкой воды из минерального источника Дживы. Воду на «троне Богинь» заряжали словом в течение 30 минут, и прибор регистрировал затем многократное увеличение «энергетики» воды.
Иначе обстоят дела с мертвой водой, которую можно набирать из родника Мары (Мацесты) в любой день, и она будет обладать очищающей силой. С помощью «трона Богинь» можно многократно усилить ее свойства.

Со стороны кресла Мары на наклонной поверхности сделана маленькая лунка с бороздкой для очищающей «огненной воды». Так как мертвую воду пить нельзя, то лунка сделана в целях безопасности таким образом, что в ней не остается вода после проведения ритуала (это обеспечивается наклонной поверхностью)…

Сохранившийся Кудепстинский жертвенный камень – свидетельство существования на землях Северного Кавказа цивилизации, истоки которой уходят в глубь тысячелетий. Русские – не пришлые люди на этой территории. И еще один вывод – с древнейших времен наши предки умели лечить с помощью природных средств – живой и мертвой воды – многие хвори. Так почему бы нам в полной мере не пользоваться проверенными знаниями пращуров.

Самая обычная вода является универсальным растворителем, поэтому она стала основой жизни. Как известно, человек на 70% состоит из воды, и от ее количества в организме зависит самочувствие.

И разумеется, очень многое определяется тем, какие вещества растворены в воде. В одних случаях вода может стать живой, в других — мертвой.

Волшебные источники

Наши предки приписывали природным родникам чудесные свойства. Источники красоты и молодости бьют из земли рядом с Изборском — древнерусской крепостью неподалеку от Новгорода. А если вы побываете в Крыму, на горе Мангуп, то экскурсовод предложит вам выпить воды из местных источников мудрости и красоты.

И подобных источников и родников — каждый с похожей историей — великое множество во всех частях света. Здесь нет ничего странного. Просто люди, вне зависимости от того, где и когда они жили, одинаково обожествляли воду, справедливо считая ее основой жизни. А болезни и смерть подстерегали древнего человека повсюду: в неизбежных стычках с соседями, в войнах с кочевыми племенами, на охоте и в труде.

Даже такое радостное событие, как рождение ребенка, слишком часто заканчивалось смертью младенца и матери. Но человек не склонялся покорно перед тайной смерти и не сидел сложа руки. Сама природа, так часто приносившая смерть, стала для него источником жизни.

Человек изучал лекарственные свойства трав, дикого меда, воды из различных источников. Он наблюдал за тем, к каким ручьям и родникам идут животные, чтобы исцелиться. Эти родники казались ему волшебными, наделенными могущественной силой. Он обожествлял их, складывал о них сказки.

Древние греки называли нимф, покровительствующих источникам, наядами.

Наяды были дочерями Зевса. Бесчисленные наяды входили в свиту многих богов: своего отца Зевса, считавшегося еще и покровителем дождя, бога океана Посейдона, богини плодородия Деметры, богини красоты Афродиты, бога искусства Аполлона. Они обладали способностью даровать изобилие, плодородие и здоровье, покровительствовали бракам.

Орфические гимны воспевают наяд как целительниц. Считалось, что купание в воде определенных источников дает исцеление от болезней. Особняком стояла одна из наяд — Мента, которая носила прозвище Кокитида: она была связана с водой царства мертвых и считалась возлюбленной Аида. Другие наяды могли очистить от грехов и даже обладали способностью даровать бессмертие.

Русские сказки донесли до нас историю о живой и мертвой воде. Название «живая вода» говорит само за себя, но и мертвая вода, оказывается, обладает целительной силой. Во многих сказках убитого богатыря прежде опрыскивают мертвой водой, которая затягивает его раны, и только потом он оживает, выпив живой воды.

Добыть такую воду нелегко. Героям приходится отправляться на ее поиски за тридевять земель. Иногда она течет с рук и ног девицы-богатырки, которую нельзя победить, но можно обхитрить и добыть драгоценную влагу. Иногда ее источник бьет из земли в чудесном саду на краю света, где растут яблони с молодильными плодами. Иногда ее приносит вещий ворон. Иногда героя приводит к источнику Баба-яга.

Как видите, фольклор, связанный с целительной водой, многообразен и весьма распространен среди народов. И закрадывается подозрение, что наши предки знали о воде нечто такое, чего пока не знаем мы.

Водное целительство

В сказках живую и мертвую воду получают в награду за храбрость, смекалку или доброе сердце. Однако стоит заглянуть в Интернет, и сразу убедишься, что сегодня все гораздо проще. Достаточно заплатить тысячу рублей, и по почте пришлют чудо-приборчик, который превратит простую водопроводную воду в волшебную!

Произойдет это чудо в результате электролиза. Если вы в детстве не валяли дурака на уроках химии, то помните, что при электролизе вода распадается на водород и кислород, которые благополучно растворяются в атмосфере.

В результате количество воды в емкости уменьшится (правда, при электролизе в домашних условиях уменьшение заметить трудно), но никакими целебными свойствами вода от этого обладать не станет. Единственный, кому эта покупка пойдет на пользу, — продавец, ведь он станет богаче на тысячу рублей.

Есть и более дешевые способы превратить воду в живую. Например, один профессор с говорящей фамилией Неумывайкин рекомендует с экрана телевизора пить от болезней талую воду, потому что «птички прилетают на север, пьют талую воду и несут яйца, а если не дать им полететь на север, то они и яйца нести не смогут».

Еще один рецепт от профессора: перелить воду сорок раз из сосуда в сосуд, чтобы она «освободилась от лишней информации». К сожалению, сколько ни переливай воду из пустого в порожнее, целительные свойства она от этого не приобретет.

Зато продажа подобных рецептов и приборов — бизнес практически беспроигрышный.

Люди привыкли доверять тому, что рекомендуется под девизом «Рецепты народной медицины», но для того, чтобы лечиться травами, нужно обладать хотя бы начальными познаниями в ботанике и фармакологии, а то ведь можно и отравиться ненароком. А вода своя, знакомая, простая — от нее хуже не будет.

Но гораздо опаснее, когда народные целители начинают лечить водой буквально от всего, а пациенты теряют драгоценное время, запуская свои болезни. Поэтому к рецептам народных целителей надо относиться осторожно и всегда помнить, что они способны дать лишь общие оздоровительные рекомендации, а с конкретным недомоганием следует все-таки обратиться к дипломированному врачу.

Память воды

Лечебные свойства гипотетической живой воды сегодня связывают с теорией, которая гласит, что вода имеет память. Теорию отстаивают сторонники гомеопатии — альтернативной медицины, разрешенной к массовому применению. Любой из нас хоть раз лечился гомеопатическими средствами, многим они реально помогают, поэтому к ней принято относиться всерьез.

О существовании у воды памяти впервые заявил французский иммунолог Жак Бенвенист. В1983 году он получил приглашение от гомеопата Бернара Протвина принять участие в изучении воздействия антител (особых белков, вызывающих иммунный ответ организма) в минимальных концентрациях.

Бенвенист, относившийся к гомеопатии со скептицизмом, согласился и решил опровергнуть ее теоретические основы с помощью серии экспериментов. Согласно известным законам химии, реакция организма на препарат должна снижаться по мере снижения его концентрации в растворе, а при достижении нулевой отметки прекратиться вообще.

Однако, к удивлению ученого, удалось зарегистрировать совершенно иной эффект: эффективность препарата то падала, то повышалась, но главное — не исчезла полностью при полной очистке раствора от антител. Обескураженный Бенвенист тем не менее подготовил научную статью, которую после небольшой дискуссии опубликовали.

Тогда и возникла гипотеза, гласящая, что вода сохраняет память о веществах, которые в ней некогда были, и может стать живой или мертвой в зависимости от этого.

Поскольку гипотеза покушалась на фундаментальные основы химии, ее сразу же попробовали опровергнуть новой серией экспериментов, но они дали неоднозначный результат: в одних случаях удавалось выявить эффект памяти, в других — нет.

К группе Жака Бенвениста присоединился нобелевский лауреат Брайан Джозефсон. Была даже учреждена премия в миллион долларов, которую получит исследователь, однозначно доказавший существование памяти у воды.

Пока что такой чистый эксперимент провести не удалось. Но попытки продолжаются, и не исключено, что в будущем мы все-таки сможем исцелять живой и мертвой водой наши раны и болезни.

Елена ПЕРВУШИНА

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
-Деда, начало я помню, ты мне сразу скажи, а зачем сражённого богатыря мёртвой водой обливали,- он же и так мёртвым был?!
-А разве ты не помнишь, что в бою его разрубили?..
-Помню, потому он и погиб.
-А если его разрубленного сразу живой водой окропить, что толку, что его половинки оживут на мгновение? Чтобы сразу же опять погибнуть?! Наверное, их сначала соединить нужно, или нет?..
-Наверное, нужно.. Как клеем склеить, да?
-Ну вроде того, зато потом..
-Помню-помню: потом живой водой окропить и богатырь уже весь целый опять оживёт! А вода Живая и Мёртвая только в сказках или по-настоящему есть?
- А ты сам-то как думаешь?
- Но кто-то эту сказку придумал… Значит, откуда-то взял эту воду?...
- И я так думаю, внучок, никакие придумки не берутся ниоткуда.. И думаю я, что вода мёртвая это душевность наша человеческая, а вода живая- духовность, вера в Бога Живого.
- Душевность- это доброта, что ли?...
- Не только доброта, но и её разумное использование: ведь даже при склеивании надо не только всё клеи облить, но, сначала, склеиваемые части от грязи очистить, аккуратно их клеем смазать, соединить правильно, прижать, чтоб хорошенько склеилось.. А если всё обмазать как попало, то ничего держаться не будет, а засохшие остатки нашей высохшей доброты будут только курам на смех!
-А почему склеенный добротой богатырь сам ожить не может? Он же целым стал? Зачем нужно его ещё Живой водой поливать? Ты её духовностью назвал,- это что-то церковное? Или что-то музейное! Я тут видел по телевизору передачу «Духовные сокровища Эрмитажа»?!
- Слово «духовность»- от слова «дух», а Дух- с большой буквы- это Бог Живой, не нарисованный на иконах церквей или картинах в музеях,а Живой Бог в живом сердце человека. Обращение в глубине своего сердца к Нему, к Богу и Духу, и открывает источник воды Живой!
-Как бутылку с соком?
-Скорее, как зажим на трубке капельницы, по которой оживляющее лекарство по трубочкам сразу в кровь тяжело больного человека попадает. И как лекарство попадает в кровь через вену, а в вену иглой нелегко попасть!- поэтому капельницы ставят только опытные медсёстры,- так и принять Духа в нашей жизни совсем непросто. Помнишь, как в Детском Евангелии мы читали: «Дух дышит где хочет»?
-Так ведь если после Мёртвой воды не окропить Живой водой, человек останется целым, но всё равно мёртвым?!
-Скорее спящим в глубоком болезненном сне-летаргии, что с точки зрения Духа, всё равно, что смерть. Интересно, но таких людей немало на Земле… Они думают, что живут в своих заботах поесть, поспать и сходить в туалет, но на самом деле для Духа они ещё спят, как.. Помнишь сказку о спящей в хрустальном гробу царевне, которую ведьма через отравленное яблоко околдовала?..
-Но, она же не могла двигаться, пока её царевич не поцеловал?...
-Да, это прообраз души нашей спящей, пока её Христос не пробудит. А тело может двигаться… Помнишь, ещё в Писании сказано: Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов… Это как раз о таких спящих душах, которые вроде и живут, но только телами, телесными потребностями.
-А какие ещё могут быть потребности?
-Чтобы приносить пользу не только себе и своим самым близким, но и всем людям, а значит и Богу. Именно эта потребность пробуждает душу, делая её готовой к принятию Живой Воды Духа.
-Но это та же самая доброта, или ты её как-то по-своему назвал…
- Душевность, именно она, как мёртвая вода, соединяет разрозненное в людях, но если после этого соединённое не посвятить Богу, т.е. не окропить Живой Водой, соединённый добром душевности богатырь, как прекрасная царевна останется спящим.
-А мне всё-таки интересно: чем душевность отличается от духовности?
-Направленностью доброты в своей душе: или на себя и своё окружение, или на всех, кому её не хватает. Причём в первом «душевном» случае, доброту экономят, чтобы её хватило себе и своим, то во втором «духовном» случае, доброты не жалеют, понимая, что её бесконечный источник в Боге, но и не растачивают куда попало, понимая её не своим, а Божиим достоянием. Так что… попроси у Бога благословения для всех людей и давай-ка спать. Завтра столько добрых дел нужно сделать…
22.04.2009.(5й месяц внутриутробного возраста Мишки)