Швец С.К.Стратегии управления рисками в компании. Эффективные стратегии управления рисками

У многих компаний вообще нет стратегии риска, хотя от нее зависят все инвестиционные решения и поэтому разрабатывать ее жизненно необходимо любой организации.

С точки зрения менеджмента, стратегия - это рассчитанная на перспективу система мер, направленных на обеспечение организации долгосрочного конкурентного преимущества. Разработка стратегии состоит в выборе наиболее оптимального направления развития организации.

Грамотная стратегия выделяет типы рисков, сулящие компании максимальную выгоду, указывает предельный объем рисков, который она может взять на себя, и необходимый при этом уровень доходов. Формулировать стратегию компании в отношении рисков должен генеральный директор при поддержке совета директоров, важно, чтобы все сотрудники понимали общую стратегию рисков компании.

В условиях современной рыночной экономики основа хорошей стратегии управления рисками заключается в занятии на рынке сильной позиции и построении такой организации, которая в состоянии успешно функционировать, несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы.

На сегодняшний день принято выделять три основных вида стратегии: портфельную, деловую и функциональную.

Портфельная стратегия - это высший уровень стратегии. Управление портфельной стратегией предполагает управление всеми предприятиями и организациями, входящими в состав корпорации, с помощью ценных бумаг.

Под портфелем в бизнесе понимается набор ценных бумаг дочерних предприятий, принадлежащий материнской компании.

В общем виде портфельная стратегия предполагает:

1. Покупку новых компаний.

2. Укрепление и расширение имеющихся в составе корпорации компаний.

3. Ликвидацию нежелательных компаний.

4. Размещение и контроль финансовых ресурсов.

5. Использование эффекта единства совместных усилий, имеющихся в составе портфеля предприятий.

Деловая стратегия - это стратегия на уровне отдельных фирм, входящих в состав корпорации либо самостоятельно работающих на рынке.

Главная задача деловой стратегии - обеспечить своей фирме долгосрочное конкурентное преимущество.

Реализация деловой стратегии включает в себя три этапа:

1. Разработка правильной корпоративной миссии.

2. Разработка видения и целей корпорации.

3. Разработка мер для достижения стратегических преимуществ.

Функциональная стратегия - это стратегия на уровне отдельных подразделений фирмы.

В функциональной стратегии важны следующие моменты:

1. Определение конкретного содержания структурного подразделения.

2. Четкое усвоение целей и задач деловой стратегии всеми сотрудниками подразделения.

3. Осознание каждым работником своего места в отделе и места своего отдела в фирме.

4. Четкое разграничение функций всех подразделений фирмы.

5. Координация функций и объединение усилий отделов.

выделяют следующие стратегии управления рисками в компании:

Безрисковая стратегия (избегание риска) является эффективным средством избегания негативных последствий бизнес-деятельности компании в том случае, когда вероятность риска и последствия его воздействия оказывают существенное влияние на активы компании.

Стратегия принятия риска применяется в том случае, когда компания не предусматривает каких-либо специальных действий в отношении определенного типа (класса) риска. В этом случае менеджмент компании сознательно идет на риск и развивает бизнес до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Подобная стратегия также не представляется оптимальной в силу того, что вероятный конечный результат - отрицательная прибыль - не соотносится с основной целью бизнеса. Основные просчеты в данном случае - отсутствие системного анализа состояния рынка и его динамики, факторов рисков, а также гибкого реагирования на изменившиеся условия.

Стратегия последующего воздействия на риски разрабатывается с целью создания условий для уменьшения (минимизации) воздействия последствий реализации рискового события на деятельность компании.

28. Организация контроля за управлением информационными потоками и рисками искажения консолидированной и иной отчетности.

Задача минимизации рисков существенного искажения финансовой отчетности хозяйствующего субъекта решается им в рамках системы внутреннего контроля.

Риски, связанные с финансовой отчетностью хозяйствующего субъекта, обусловлены внутренними и внешними факторами, которые могут неблагоприятно повлиять на способность организации формировать, фиксировать, обрабатывать и представлять в отчетности информацию, достоверно отражающую ее финансовое состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Возникновение рисков может быть вызвано, в частности, изменениями бизнес-среды, в которой функционирует хозяйствующий субъект, модернизацией его информационной системы, быстрым увеличением объемов деятельности, внедрением новых технологий, изменениями в системе управления организацией, расширением внешнеэкономической деятельности, изменениями в нормативных документах и другими обстоятельствами.

Искажения финансовой отчетности могут быть следствием ошибок (непреднамеренные ошибки в сборе, обработке информации) или мошенничества (преднамеренные действия/бездействие ответственных лиц)

Существуют два вида преднамеренных искажений:

    мошенническое составление финансовой отчетности (цель – ввести в заблуждение пользователей фин. Отчетности)

    сокрытие незаконного присвоения активов (кража имущенства организации)

Применительно к финансовой отчетности процесс оценки рисков организацией включает выявление руководством рисков, связанных с подготовкой достоверной финансовой отчетности, оценку их значимости и вероятности возникновения, а также принятие решений в части реагирования на эти риски. По мере выявления риска руководство оценивает его величину, значимость и разрабатывает способы реагирования. Руководство может прийти к выводу о нецелесообразности реагирования на риск, например, по причине несоразмерности затрат на такие мероприятия с величиной предотвращаемого отрицательного эффекта.

На эффективность внутреннего контроля организации большое влияние оказывают степень и характер использования информационных технологий (ИТ)

Как правило, контрольная деятельность, связанная с учетным процессом, включает:

    осуществление обзорных проверок. В частности, это может быть сравнение фактических показателей с плановыми, прогнозными, показателями за предшествующие периоды; сравнение информации, полученной из внутренних и внешних источников;

    обработка информации. При этом контроль осуществляется на уровне отдельных программ и всей системы компьютерной обработки данных в организации;

    непосредственный контроль. В качестве примеров можно привести ограничение доступа к активам и документам и инвентаризацию;

    распределение обязанностей между сотрудниками, например, по инициированию операций, ведению бухгалтерских записей, обеспечению сохранности активов.

Мониторинг контроля предполагает постоянно осуществляемое руководством наблюдение за тем, чтобы внутренний контроль отвечал установленным параметрам и модифицировался в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Оценивая способность внутреннего контроля предотвращать возникновение и устранять последствия существенных искажений финансовой отчетности, необходимо помнить о том, что он обеспечивает лишь разумную, а не абсолютную уверенность в достижении целей организации.

29. Контроль за обеспечением информационной безопасности.

конституционные права и свободы граждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;

    необходимый уровень безопасности информации, подлежащей защите;

    защищенность систем формирования и использования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачи информации).

Ключевым моментом политики государства в данной области является осознание необходимости защиты любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.

Нормативные акты правового регулирования вопросов информатизации и защиты информации в Российской Федерации включают:

    Законы Российской Федерации

    Указы Президента Российской Федерации и утверждаемые этими указами нормативные документы

    Постановления Правительства Российской Федерации и утверждаемые этими постановлениями нормативные документы (Положения, Перечни и т.п.)

    Государственные и отраслевые стандарты

    Положения, Порядки. Руководящие документы и другие нормативные и методические документы уполномоченных государственных органов (Гостехкомиссии России, ФАПСИ, ФСБ).

Федеральные законы и другие нормативные акты предусматривают:

    разделение информации на категории свободного и ограниченного доступа, причем информация ограниченного доступа подразделяется на:

    • отнесенную к государственной тайне

      отнесенную к служебной тайне (информацию для служебного пользования), персональные данные (и другие виды тайн)

      и другую информацию, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу;

    правовой режим защиты информации, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, устанавливаемый:

    в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, -уполномоченными государственными органами на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (от 21.07.93 г. N 5485-1);

    в отношении конфиденциальной документированной информации -собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" (от 20.02.95 г. N 24-ФЗ);

    в отношении персональных данных - отдельным федеральным законом;

    лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций в области защиты информации;

    аттестование автоматизированных информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом на соответствие требованиям безопасности информации при проведении работ со сведениями соответствующей степени конфиденциальности (секретности);

    сертификацию средств защиты информации и средств контроля эффективности защиты, используемых в АС;

    возложение решения вопросов организации лицензирования, аттестации и сертификации на органы государственного управления в пределах их компетенции, определенной законодательством Российской Федерации;

    создание автоматизированных информационных систем в защищенном исполнении и специальных подразделений, обеспечивающих защиту информации с ограниченным доступом, являющейся собственностью государства, а также осуществление контроля защищенности информации и предоставление прав запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения требований по обеспечению ее защиты;

    определение прав и обязанностей субъектов в области защиты информации.

30. Анализ и контроль всех видов рисков в бизнесе.

Риск - это любое событие или действие в будущем, которое может как неблагоприятно, так и положительно отразиться на достижении организацией ее деловых целей. Риск в бизнесе представляет собой потенциально существую­щую вероятность потери ресурсов и неполучения доходов .

Риск в бизнесе:

а) непосредственно связан с управлением организацией;

б) находится в прямой зависимости от эффективности и обосно­ванности принимаемых управленческих решений.

Наиболее важными элементами, положенными в основу классификации рисков,

являются:

Время возникновения;

Основные факторы возникновения;

Характер учета;

Характер последствий;

Сфера возникновения и др.

По времени возникновения риски распределяются на ретроспективные,

текущие и перспективные. Анализ ретроспективных рисков, их характера и

способов снижения дает возможность более точно прогнозировать текущие и

перспективные риски.

По факторам возникновения риски подразделяются на политические и

экономические (коммерческие).

Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической

обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность.

Экономические риски - это риски, обусловленные неблагоприятными

изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. По характеру учета риски делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др. К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.По характеру последствий риски подразделяются на чистые и спекулятивные.Чистые риски (простые) - это риски, предполагающие только вероятность убытков. Этот вид содержит в себе лишь опасность ущерба, без всякой возможности выигрыша. Причинами этих рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособность организации и др.Спекулятивные риски (динамические или коммерческие) - это риски, предполагающие вероятность как прибылей, так и убытков. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменения конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.п. Наиболее многочисленная по классификации группа по сфере возникновения, в основу которой положены сферы деятельности. - производственная - предприниматель, непосредственным образом используя

в качестве факторов предпринимательства орудия и предметы труда, рабочую

силу, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные

ценности для последующей продажи потребителю.

Коммерческая - предприниматель выступает в роли коммерсанта, продавая

готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю. При таком

предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене,

превышающей цену приобретения.

Финансовая - особая форма коммерческого предпринимательства, в котором

в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги,

продаваемые предпринимателем потребителю (покупателю) или предоставляемые

ему в кредит.

Посредническая - предприниматель сам не производит и не продает товар,

а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного

обмена, в товарно-денежных операциях.

Страхование - оно заключается в том, что предприниматель за

определенную плату гарантирует потребителю (страхователю) компенсацию

возможной потери имущества, ценностей, жизни в результате непредвиденного

бедствия.

В соответствии со сферами предпринимательской деятельности обычно

выделяют: производственный, коммерческий, финансовый риск, а также риск

страхования.

Производственный риск - риск невыполнения предприятием своих планов и

обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов

производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия

внешней среды, а также неадекватного использования новой техники и

технологий, основных и оборотных фондов, сырья, рабочего времени.

Среди наиболее важных причин возникновения производственного риска -

возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и (или) других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая

дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и т.п.

Коммерческий риск - риск, возникающий в процессе реализации товаров и

услуг, произведенных или закупленных предпринимателем.

Причинами коммерческого риска являются: снижение объема реализации

вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение

закупочной цены товаров, потери товара в процессе обращения, повышение

издержек обращения и др.

Финансовый риск - это риск возможности невыполнения фирмой своих

финансовых обязательств. Причинами его являются: обесценивание

инвестиционно-финансового портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществление платежей; войны, беспорядки, катастрофы и т.п.

Страховой риск - риск предусмотренного условиями страхования события, в

результате чего страховщик обязан выплатить страховое возмещение (страховую

сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной

страховой деятельностью как на этапе, предшествующем заключению договора

страхования, так и на последующих этапах - перестрахование, формирование

страховых резервов и т.п. Основными причинами страхового риска являются:

неправильно определенные страховые тарифы, азартная методология

страхователя; войны, беспорядки, катастрофы и т.п.

Сначала рассмотрим внешние риски, не зависящие от предпринимателя.

Страновой риск - это риск, непосредственно связанный с

интернационализацией предпринимательской деятельности. Они зависят от

политико-экономической стабильности стран - импортеров, экспортеров.

Причинами странового риска могут быть нестабильность государственной

власти, особенности государственного устройства и законодательства,

неэффективная экономическая политика, проводимая правительством, этнические и региональные проблемы, резкая поляризация интересов различных социальных групп и т.п.

Валютные риски - это риски, связанные с изменением валютных курсов.

Величина валютного риска связана с потерей покупательной способности

валюты, поэтому она находится в прямой зависимости от разрыва во времени

между сроком заключения сделки и моментом платежа. Курсовые потери у

экспортера возникают в случае заключения контракта до падения курса валюты

платежа, потому что за вырученные средства экспортер получает меньше

национальных денежных средств. Импортер же имеет убытки при повышении курса валюты, т.к. для ее приобретения потребуется затратить больше национальных валютных средств.

Налоговые риски рассматривают с двух позиций - предпринимателя и

государства.

Налоговый риск предпринимателя связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых

льгот и т.п.), а также изменением величины налоговых ставок.

Налоговый риск государства состоит в возможном сокращении поступлений в

бюджет в результате изменения налоговой политики и/или величины налоговых ставок.Внутренние риски, в отличие от внешних, в значительной степени

определяются ошибочными решениями, принимаемыми предпринимателем,

вследствие его некомпетентности.

Организационный риск - риск, обусловленный недостатками в организации

работы. Основными причинами организационного риска являются:

а) низкий уровень организации:

Ошибки планирования и проектирования;

Недостатки координации работ;

Слабое регулирование;

Неправильная стратегия снабжения;

Ошибки в подборе и расстановке кадров;

б) недостатки в организации маркетинговой деятельности:

Неправильный выбор продукции (нет сбыта);

Товар низкого качества;

Неправильный выбор рынка сбыта;

Неверное определение емкости рынка;

Неправильная ценовая политики (залеживание товара);

в) неустойчивое финансовое положение.

Основными причинами ресурсного риска являются:

Отсутствие запаса прочности по ресурсам в случае изменения ситуации;

Нехватка рабочей силы;

Нехватка материалов;

Срывы поставок;

Нехватка продукции.

Портфельный риск заключается в вероятности потери по отдельным типам

ценных бумаг, а также по всей категории ссуд.

Кредитный риск (риск невозврата долга) - это риск неуплаты заемщиком

основного долга и процентов по нему в соответствии со сроками и условиями

кредитного договора.

Инновационный риск - это риск, связанный с финансированием и применением

научно-технических новшеств.

Качественный анализ предполагает: выявление источников и причин риска,

этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, т.е.: установление

потенциальных зон риска; идентификацию (установление) всех возможных

рисков; выявление практических выгод и возможных негативных последствий,

которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

В процессе качественного анализа важно не только установить все виды

рисков, которые угрожают проекту, но и по возможности выявить возможные

потери ресурсов, сопровождающие наступление рисковых событий.

Результаты качественного анализа служат важной исходной информацией для

осуществления количественного анализа.

Количественный анализ предполагает численное определение отдельных

рисков и риска проекта (решения) в целом. На этом этапе определяются

численные значения вероятности наступления рисковых событий и их

последствий, осуществляется количественная оценка степени (уровня) риска,

определяется (устанавливается) также допустимый в данной конкретной

остановке уровень риска.

Наиболее распространенными методами количественной оценки риска являются статистический метод и метод экспертных оценок.

Суть статистического метода заключается в том, что изучается статистика

потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве,

устанавливается величина и частотность получения того или иного

экономического результата и составляется наиболее вероятный прогноз на

будущее. Главными инструментами статистического метода являются: среднее значение изучаемой случайной величины, дисперсия, стандартное (среднеквадратическое) отклонение, коэффициент вариации, распределение вероятности изучаемой случайной величины.

Этот метод требует наличия значительного массива данных, которые не

всегда имеются в распоряжении предпринимателя, а сбор и обработка данных

могут обойтись дорого. Суть экспертного метода заключается в получении количественных оценок

риска на основании обработки мнений опытных предпринимателей или

специалистов. Это особенно эффективно при решении сложных неформализуемых проблемных ситуаций, когда неполнота и недостоверность информации не позволяют использовать статистический или другие формализованные методы для количественной оценки риска. Недостатками являются: отсутствие гарантий достоверности полученных оценок, а также трудности в проведении опроса экспертов и обработке полученных данных. Наиболее приемлемым вариантом для практики является комбинация из статистического и экспертного методов.

31. Концепции, классификации объектов и критериев корпоративного контроля деятельности

КК–это результат распределения сил, позиций, возможностей, власти среди субъектов корпоративных отношений.

КК–это вся совокупность возможностей извлечь выгоду от деятельности корпорации.

Объекты КФК – финансовые потоки корпорации, связанные с операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью

По объектам КФК:

Контроль деятельности бизнес-единиц корпорации

Контроль центров финансовой ответственности

Контроль операционной деятельности бизнес-единиц

Контроль инвестиционной деятельности бизнес-единиц

Контроль финансовой деятельности бизнес-единиц

Критерии внутреннего контроля – Положение о СВК компании, внутренние нормативные документы компании.

Критерии оценки деятельности службы внутреннего аудита: - Организационный статус (подчиненность только высшему руководству предприятия) ; - Функции (степень выполнения руководством предприятия рекомендаций специалистов службы внутреннего аудита) ; - Компетентность (степень обоснованности политики приема на работу сотрудников службы внутреннего контроля аудита, дальнейшего непрерывного профессионального обучения); - Профессионализм (степень соблюдения порядка планирования, документирования результатов работы и др.). .

концепции внутреннего контроля: COBIT, SAC, COSO и SAS 55/78 Стандарт «Цели контроля при использовании информационных технологий» (COBIT), разработанный Ассоциацией аудита и контроля информационных систем ISACA

· Доклад «Контроль и аудит систем» (SAC), подготовленный Исследовательским фондом Института внутренних аудиторов

· Доклад «Внутренний контроль: интегрированный подход» (COSO), подготовленный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тридуэя

· Указание о рассмотрении структуры внутреннего контроля при аудите финансовой отчетности (SAS 55), утвержденное Американским Институтом дипломированных бухгалтеров с внесенными позднее изменениями (SAS 78).

Документ COBIT (1996 г.) – это системный подход, обеспечивающий владельцев бизнес - процессов инструментом для полного и эффективного исполнения его обязанностей по контролю за безопасностью информационных систем.

Документ SAC (1991 г., с изменениями, внесенными в 1994 г.) предлагает поддержку внутренним аудиторам в вопросах контроля и аудита информационных систем и технологии.

Документы SAS 55 (1988 г.) и SAS 78 (1995 г.) дают руководства внешним аудиторам относительно влияния внутреннего контроля на планирование и проведение аудита финансовой отчетности организации.

Концепция COSO: КРИТЕРИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ - это процесс, осуществляемый Советом Директоров, руководством и персоналом организации, направленный на достижение разумной уверенности в достижении целей по следующим критериям:

    Результативность и эффективность деятельности

    Достоверность финансовой отчетности

    Соответствие применяемым законам и нормам

Существует 5 компонентов модели coso

Контрольная среда

Оценка рисков

Средства контроля

Информация и коммункация

Мониторинг

    Функции внутреннего контроля по идентификации, оценке и предупреждению неприемлемых рисков.

Под этим видом риска понимается вероятность того, что ка­кие-то события и действия могут оказать неблагоприятное влияние на объект проверки .

Например:

Компетентность штатных со­трудников и соответствие их занимаемым должностям;

Падение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

Сложность и разнообразие видов деятельности;

При разработке подхода к проведению аудита аудитор принимает во внимание предварительную оценку риска средств контроля, а также оценку неотъемлемого риска для того, чтобы определить надлежащий риск необнаружения, который может быть принят во внимание в отношении предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также для определения характера, временных рамок и объема аудиторских процедур по существу. Для проведения оценки неотъемлемого риска аудитор полагается на свое профессиональное суждение для того, чтобы учесть следующие факторы: а) опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период

б) необычное давление на руководство

в) характер деятельности аудируемого лица

г) факторы, влияющие на отрасль, к которой относится аудируемое лицо

д) счета бухгалтерского учета, которые могут быть подвержены искажениям

е) сложность лежащих в основе учета операций и прочих событий, которые могут потребовать привлечения экспертов;

Все факторы риска подлежат изучению и взвешенной оценке на пред­мет относительной значимости.

Риск обмана аудитора и контролера и ошибок в отчетности возрастает, если:

1) не ведется необходимая работа по устранению недостатков в работе систем бухгалтерского учета и контроля;

2) имеет место значительное недоукомплектование по сравне­нию со штатным расписанием СВА, бухгалтерии и юридического подразделения;

3) имеют место необычные операции, особенно в конце года, которые оказывают существенное влияние на величину финансо­вых показателей (сделки со связанными сторонами или платежи за услуги консультантам, адвокатам и т.д.) и выглядят явно несо­ответствующими предоставленным услугам;

4) встречаются неполные файлы, бухгалтерские книги и счета с многочисленными исправлениями, не отраженные в учете хо­зяйственные операции, отсутствуют подтверждающие документы, на запросы контролеров поступают от руководства и специали­стов объекта проверки расплывчатые и необоснованные ответы.

Оценка неотъемлемого риска произво­дится на уровне отчетности объекта проверки. Она должна учиты­вать следующие дополнительные факторы:

1) опыт и знания руководства, а также изменения в его составе за определенный период времени (неопытность руководства мо­жет повлиять на подготовку отчетности объекта проверки);

2) необычное давление обстоятельств на руководство объекта проверки (например, нехватка оборотных средств);

3) характерные особенности хозяйственной деятельности объекта проверки (например, потенциальная возможность устарева­ния в недалеком будущем выпускаемой продукции и услуг).

Риски в работе предприятия и их виды

Объекты хозяйствования действуют в многофакторных условиях. На деятельность компании может оказываться влияние со стороны макро-, мезо- и микросреды. Факторы могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Под риском понимается возможность наступления неблагоприятных событий, способных принести негативные изменения.

Определение 1

Управляемые риски – это те виды рисков, которые можно спрогнозировать и минимизировать результат их воздействия при помощи различных методов.

Рассмотрим некоторые виды рисков:

  1. В зависимости от результата воздействия риски могут делиться на спекулятивные и чистые. Первые дают положительный, отрицательный или нейтральный результат. Сюда относят финансовые риски, которые могут принести выгоду. Чистые риски обычно дают нулевой или отрицательный результат. Здесь выделяют природные, техногенные и стихийные риски.
  2. Одним из методов преодоления кризисных ситуаций в случае возникновения риска является страхование. Оно может быть как сторонним, так и внутренним, то есть минимизация риска происходит за счет собственных ресурсов и резервов. Поэтому их делят на страховые и не страховые.
  3. В зависимости от природы негативного воздействия выделяют риски, связанные с воздействием человека или природы.
  4. По принципу страхования риски разделяют на индивидуальные и универсальные. Первые подразумевают наличие специфических свойств страхуемого объекта или явления, а вторые относятся к распространенным формам страхования.
  5. Аномальные риски представляют собой группу негативных воздействий, несущих за собой полное разрушение или нарушение жизнедеятельности объекта.
  6. По особенностям возникновения выделяют коммерческие, технические, экологические, политические, валютные, имущественные, производственные и другие виды рисков.
  7. Риски, связанные с вероятностью завершения работы предприятия, называются рисками банкротства, ликвидации, финансовых потерь, снижения доходности.

Управление рисками на предприятии

Одним из методов преодоления наступления рисковых ситуаций является риск-менеджмент. Его сущность заключается в организации процессов по идентификации риска, его анализе и принятии соответствующего управленческого решения по его ликвидации или минимизации. Сама процедура управления рисками включает в себя:

  • Планирование рисков направлено на выработку методологии по их преодолению в процессе деятельности компании.
  • Определение рисков и мест их возникновения на основе аналитической работы.
  • Качественная оценка направлена на понимание эффекта, который может принести риск.
  • Количественная оценка показывает объем ущерба, который может принести риск.
  • Проведение постоянного мониторинга и анализа свершившихся рисков в целях их преодоления и будущего предотвращения.

В предпринимательской деятельности выработался набор методов преодоления кризисных ситуаций. Наиболее распространенным является уклонение от наступления негативных тенденций. Данный подход позволяет спрогнозировать риск и внедрить в практику методы его преодоления. Сюда относят отказ от работы с ненадежными поставщиками, отказ от сомнительных контрактов, сделок и договоров. Кроме того, предприниматель может прибегать к услугам страхования и гарантов, способных взять на себя часть риска.

Локализация риска представляет собой изоляцию определенных участков работы. Однако, этот подход требует четкого определения слабых мест и идентификации риска. Для этих целей могут создаваться специальные дочерние компании, либо структурные подразделения, либо заключаться договора со сторонними компаниями для реализации рисковых проектов.

Замечание 1

Диверсификация риска заключается в распределение результата его воздействия на всю деятельность компании с целью минимизации потерь. Риск может распределяться на участников проекта, на виды деятельности, на виды закупок. В сфере инвестиционной деятельности может формироваться портфель, который подразумевает наличие различных активов с целью распределения рисков по ним.

Стратегическое управление рисками

Методы управления, используемые предприятиями, принято делить на стратегические и тактические. Первые относятся в долгосрочной перспективе и планам предприятия. Они ориентированы на весь процесс жизнедеятельности предприятия. Тактическое управление занимается вопросами реализации конкретных практических задач в определенный срок. Стратегический менеджмент в сфере рисков занимается анализом, планированием и преодолением негативных тенденций в случае их наступления.

Стратегия предполагает выработку методов и принципов поведения компании с учетом их прогнозирования и аналитической подготовительной работы. Тщательная работа с управлением рисками позволяет повысить инвестиционную привлекательность компании, повысить доверие со стороны контрагентов, партнеров, сторонних организаций, оказывающих услуги. Разработка стратегии позволяет создать комплекс альтернативных решений и гибко реагировать на кризисные события.

Линия поведения компании по работе с рисками может придерживаться следующих направлений. Избежание риска заключается в такой организации процессов предприятия, которые позволят минимизировать ситуации возникновения его наступления. Удержание подразумевает принятие того, что риск может наступить. Для того, чтобы выйти из кризиса разрабатываются резервы, способные покрыть внезапные расходы или ущерб. Чтобы реализовать данный подход необходимо создать прозрачную информационную среду, которая минимизирует неопределенность среды для принятия решений. Принятие риска включает в себя его страхование. Получается, что страховая компания берет на себя обязательства по покрытию расходов, а компания выплачивает взносы за обслуживание. Самострахование подразумевает, что предприятие самостоятельно создает некий финансовый резерв, который будет использоваться только для закрытия расходов в случае наступления кризиса.

Замечание 2

В финансовой деятельности широко применяется метод хеджирования. Существуют даже специальные фонды, обеспечивающие страхование в сфере финансовых услуг. Суть данного процедуры заключается в проведении таких операций, которые при любом исходе дадут владельцу активов получить определенную сумму выплат.

Стратегический мене джмент представляет собой одно из основных направлений менеджмента, главная задач а которого состоит в разработке генерального курса развития организации, а также в подготовке и реализации програм м его осуществления.

С точки зрения менеджмента, стратегия – это рассчитанная на перспективу система мер, направленных на обеспечение организации долгосрочного конкурент ного преимущества.

Разработка стратег ии состоит в выборе наиболее оптимального направления развития организации.

Первоначально под стратег ией понималось управление ресурсами и большими массами товаров. Но в середине 70-х гг. западные страны вступили в эпоху избыточного предложения, поэтому на первый план вышла стратег ия, направленная на достижение долгосрочных конкурент ных преимуществ.

Таким образом, основной целью стратегии риск-менеджмента является достижение значительных конкурент ных преимуществ в сфере управления рисками.

С точки зрения риск-менеджмента, под конкурент ным преимуществом понимается более выгодное положение фирмы в ситуациях риска относительно конкур ирующих организаций. Такое преимущество может выражаться в двух основных вариантах.

Первый вариант связан с минимизацией потенциальной возможности возникновения рисков, и, соответственно, снижением уровня возможных потерь.

Второй – с максимизацией потенциальной выгоды, которую можно получить в ситуации риска. Иными словами, чем ниже размер потерь и выше уровень доход ов, возникающих в ситуациях риска, тем более выгодным и устойчивым будет положение фирмы на рынке относительно ее конкурент ов.

Обобщив вышеизложенное, можно утверждать, что в рамках стратег ии риск-менеджмента долгосрочные конкурент ные преимущества могут быть достигнуты фирмой за счет наиболее эффективного управления рисками. Это имеет большое значение в процесс е освоения новых рынков, выпуска новой продукции, внедрения нетрадиционных методов производства и товаропродвижения.

основа хорошей стратег ии управления рисками заключается в занятии на рынке сильной позиции и построении такой организации, которая в состоянии успешно функционировать, несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкур енцию и внутренние проблемы.

В круг задач стратег ического риск-менеджмента входят:

1) определение сферы деятельности фирмы (в том числе оценка уровня рисков в указанной сфере) и формирование основных направлений ее развития;

2) разработка стратег ии (стратег ического план а) управления рисками;

3) реализация стратег ического план а;

4) оценка результатов деятельности по управлению рисками и внесение корректив в стратег ический план и методы его реализации.

Процесс выбора стратег ии управления рисками включает в себя следующие основные шаги:

уяснение текущей стратег ии;

проведение анализа продукции;

выбор стратег ии фирмы и

оценку выбранной стратег ии.

· Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация и какие стратег ии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратег ии. А. Томпсон и А. Стрикланд считают, что необходимо оценить по пять внешних и внутренних факторов, чтобы разобраться с реализуемой стратег ией.

Внешние факторы: размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции; диверсифицированность фирмы; общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности; структура и направленность деятельности фирмы за последний период; возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время; отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы: цели фирмы; критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции; отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой, осуществляемой финансовой политик ой; уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР; стратег ии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).

· Анализ продукции представляет собой один из важнейших инструментов стратег ического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части бизнеса очень взаимосвязаны между собой и что портфель как сумма существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей; с помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.

Процедура анализа продукции включает в себя шесть основных шагов:

♦ Выбор уровней в организации для проведения анализа продукции. Необходимо определить иерархию уровней анализа продукции, которая должна начинаться на уровне отдельного продукта и завершаться на верхнем уровне организации.

♦ Фиксация единиц анализа, называемых стратег ическими единицами бизнеса (СЕБ), для того чтобы использовать их при позицировании на матрицах анализа продукции. Очень часто СЕБ отличаются от производственных единиц. СЕБ могут охватывать один продукт, могут охватывать несколько продуктов, удовлетворяющих схожие потребности, некоторые фирмы могут рассматривать СЕБ как продуктово-рыночные сегменты.

♦ Определение параметров матриц анализа продукции проводится для того, чтобы иметь ясность в отношении сбора необходимой информации, а также для выбора переменных, по которым будет проводиться анализ портфеля. Например, при изучении привлекательности отрасли в качестве таких переменных могут служить размер рынка, степень защищенности от инфляции, прибыльность, темп роста рынка, степень распространенности рынка в мире.

♦ Для измерения силы бизнеса могут быть использованы следующие переменные: доля рынка, рост доли рынка, относительная доля рынка по отношению к ведущей марке, лидерство в качестве или другие характеристики, такие как, например, издержки, прибыльность по отношению к лидеру. При определении размера матриц очень важную роль играет выбор единиц измерения объемов, норм приведения к единой базе, временных интервалов и т.д.

♦ Сбор и анализ данных, проводимых по многим направлениям, из которых выделяют четыре наиболее важных направления: привлекательность отрасли с позиции наличия позитивных и негативных аспектов у отрасли, характера и степени риска и т.п.; конкурент ная позиция фирмы; возможности и угрозы фирме, которые оцениваются применительно к фирме, а не по отношению к отрасли; ресурсы и квалификация кадров, рассматриваемые с позиции наличия у фирмы потенциала для проведения конкурент ной борьбы в каждой конкретной отрасли.

♦ Построение и анализ матриц продукции с цель ю получения представления о текущем состоянии продукции фирмы, на основе которого руководством могут быть сделаны прогнозы по поводу будущего состояния матриц и соответственно по поводу ожидаемого портфеля продукции фирмы.

♦ Разработка динамики изменения матриц проводится для того, чтобы уяснить, приведет ли переход продукции в новое состояние к достижению фирмой стоящих перед ней целей. Для этого должны быть выяснены следующие характеристики прогнозируемого состояния продукции: включает ли в себя продукция фирмы достаточное количество наименований; сильно ли уязвима продукция фирмы в случае проявления негативных тенденций и т. п.

♦ В зависимости от ответов на данные вопросы руководство может прийти к выводу о необходимости формирования нового ассортимента продукции.

♦ Определение желаемого ассортимента продукции в соответствии с тем, какой из вариантов может лучшим образом способствовать достижению фирмой своих целей.

Подводя общий итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что матрицы анализа продукции сами по себе не являются инструментом принятия решения. Они только показывают текущее состояние продукции фирмы, которое должно учитываться руководством при принятии решения.

Существенное влияние на специфику и содержание стратег ии риск-менеджмента оказывает уровень управления, на котором указанная стратег ия разрабатывается и реализуется. На сегодняшний день в зависимости от уровня управления принято выделять три основных вида стратег ии: портфельную, деловую и функциональную.

Портфельная стратегия – это высший уровень стратег ии. Управление портфельной стратег ией предполагает управление всеми предприятиями и организациями, входящими в состав корпорации, с помощью ценных бумаг.

Под портфелем в бизнесе понимается набор ценных бумаг дочерних предприятий, принадлежащий материнской компании.

Портфели бывают двух видов: синергетические (централизованные, объединенные) и диверсификационные (децентрализованные).

Пути образования синергетических портфелей:

1. Покупка новых предприятий.

2. Укрепление имеющихся в составе портфеля предприятий и их дальнейшее развитие.

3. Ликвидация старых предприятий в основе портфеля.

4. Продажа компаний, которыми могут лучше

5. Централизованное распределение и управление финансовыми ресурсами.

6. Четкая стратег ическая ориентация всех компаний, входящих в состав корпорации.

7. Использование преимуществ синергизма для обеспечения единства корпоративных миссий.

Пути образования диверсификационных портфелей:

1. Сама динамика развития бизнеса способствует отделению от материнских компаний фирм, специализирующихся в иной сфере предпринимательской деятельности.

2. Технический прогресс способствует развитию предпринимательских сфер, связанных с материнской линией лишь технологически.

3. Предоставление большей хозяйственной самостоятельности отдельным компаниям в рамках корпорации или холдинга.

В наиболее общем виде портфельная стратег ия предполагает:

1. Покупку новых компаний.

2. Укрепление и расширение имеющихся в составе корпорации компаний.

3. Ликвидацию нежелательных компаний.

4. Размещение и контроль финансовых ресурсов.

5. Использование эффекта единства совместных усилий, имеющихся в составе портфеля предприятий.

Деловая стратегия – это стратег ия на уровне отдельных фирм, входящих в состав корпорации либо самостоятельно работающих на рынке.

Главная задача деловой стратегии – обеспечить своей фирме долгосрочное конкурент ное преимущество.

Реализация деловой стратег ии включает в себя три этапа:

1. Разработка правильной корпоративной миссии.

2. Разработка видения и целей корпорации.

3. Разработка мер для достижения стратег ических преимуществ.

Функциональная стратегия – это стратег ия на уровне отдельных подразделений фирмы.

В функциональной стратег ии важны следующие моменты:

1. Определение конкретного содержания структурного подразделения.

2. Четкое усвоение целей и задач деловой стратег ии всеми сотрудниками подразделения.

3. Осознание каждым работником своего места в отделе и места своего отдела в фирме.

4. Четкое разграничение функций всех подразделений фирмы.

5. Координация функций и объединение усилий отделов.

В рамках практической реализации стратег ии управления рисками на первый план выходит стратег ия конкур енции. Ведь чем в более выгодном положении будет находиться фирма относительно конкур ирующих организаций, тем в меньшей степени она будет подвержена негативному воздействию рисков.

Стратегия конкуренции включает в себя подход к бизнесу, который фирма использует для привлечения клиентов, ведение конкурент ной борьбы и укрепление своей позиции на рынке.

Конкурент ную стратег ию можно разделить на две группы составляющих сегментов:

Краткосрочные такти ческие ходы (которые применяются для мгновенной реакции на изменение внешней среды);

Долгосрочные действия (направленные на создание будущих конкурент ных возможностей компании).

Конкурент ная стратег ия имеет более узкую направленность, чем деловая стратег ия. Деловая стратег ия затрагивает не только вопрос о том, как проводить конкурент ную политик у, но и отражает функциональные возможности.

Независимо от своей направленности конкурент ная стратег ия всегда рассматривает два основных вопроса:

1. Цель деятельности компании на рынке.

2. Тип конкурент ного преимущества, которым компания пытается заниматься.

Различают пять видов конкурент ной стратег ии компании:

стратег ия низких издержек;

стратег ия широкой дифференциации;

стратег ия оптимальных издержек;

Сфокусированная стратег ия низких издержек;

Сфокусированная стратег ия дифференциации.

Стратегия низких издержек предусматривает снижение полных издержек производимого товара для привлечения покупателей.

Для достижения преимущества по издержкам общие издержки фирмы на всей цепочке ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурент ов. Этого можно добиться двумя способами:

1. Совершенствовать определенные звенья цепочки ценностей, т.е. делать работу лучше, чем конкурент ы. Эффективно осуществлять операции по внутренней цепочке ценностей и управлять факторами, которые определяют уровень издержек цепочки ценностей.

2. Исправить цепочку ценностей компании вплоть до объединения отдельных операций или отказаться от высокозатратных действий в цепочке ценностей.

Конкурент ная стратег ия лидерства по издержкам особенно сильна в следующих случаях:

Сильная ценовая конкур енция среди продавцов;

Производимый в отрасли продукт стандартен и его характеристики отвечают требованиям всего круга потребителей;

Существуют несколько способов дифференциации продукта чтобы привлечь покупателей, и при этом различие в цене для покупателей существенно;

Большинство покупателей используют продукт одинаковым образом. В этом случае именно цена, а не особенности или качества товара, является основным фактором, определяющим потребительское предпочтение;

Существует большое количество покупателей, имеющих возможность диктовать собственные условия производителям.

Стратегия дифференциации – это стратег ия, направленная на предание товарам компании специфических черт, отличающих их от товаров конкурент ов.

Стратег ия дифференциации становится привлекательным конкурент ным подходом, когда запросы потребителей становятся разнообразными и уже больше не могут удовлетворяться стандартными товарами.

Успешная дифференциация позволяет фирме установить повышенную цену на товар, завоевать приверженность покупателей к своей товарной марке. Наиболее общие моменты, когда существует возможность дифференциации, связаны со следующими звеньями цепочки ценностей:

а) материально-техническое обеспечение подразделений организации, которая оказывает наиболее сильное влияние на качество конечного продукта;

б) действие, связанное с созданием товара на базе новых исследований, – позволяет значительно улучшить дизайн и характеристики изделия, а также существенно расширить сферу его применения;

в) производственный процесс , ориентированный на исследование и разработки, – позволяет производителям использовать технологии, улучшать качество продукции и расширять ее возможности;

г) обеспечение отгрузки продукции потребителю позволяет ускорить поставки, более аккуратно выполнять заказы, сократить складские площади и снизить запасы готовой продукции;

д) действия по обслуживанию клиентов могут создавать такие отличительные характеристики товара, как обслуживание и ремонт, более выгодные условия продажи и т. д.

Стратегия оптимальных издержек – это стратег ия, которая дает возможности конкурент ам получать за свои деньги большую стоимость посредством сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции.

Сущность указанной стратег ии состоит в создании повышенной ценности, превышающей любительские ожидания в шкале (качество – обслуживание – дизайн) и одновременным убеждением покупателя в разумности цены.

Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации по своей сути аналогичны стратег иям лидерства по издержкам и дифференциации. Отличие состоит в том, что сфокусированные стратег ии ориентированы не на весь рынок, а только на один из его сегментов.

В данной стратег ии можно достичь преимущества, если:

1) иметь более низкие, чем у конкурент ов, издержки, заданные в рыночной нише;

2) иметь возможность предложить потребителям данного сегмента что-то отличное от продукции конкурент ов.

Выполнение стратег ии риск-менеджмента обычно направлено на решение следующих трех задач .

Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратег ии, которую будет реализовывать организация. Это касается в первую очередь таких задач , как распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т.п.

Во-вторых , это установление соответствия между выбранной стратег ией и внутриорганизационными процесс ами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратег ии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделенные ценности и верования, квалификация работников и менеджеров и т.п.

В-третьих , это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратег ией стиля лидерства и подхода к управлению организацией. Все три задач и решаются посредством изменения. Поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратег ии, и именно поэтому изменение, которое проводится в процесс е выполнения стратег ии, называется стратегическим изменением .

Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для осуществления деятельности, соответствующей выбранной стратег ии. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратег ии. Бывают ситуации, когда фактически не требуется проведение изменений; бывают же ситуации, когда выполнение стратег ии предполагает проведение очень глубоких преобразований. В зависимости от состояния основных факторов, задающих необходимость и степень изменения, таких, как состояние отрасли, состояние организации, состояние продукта и состояние рынка, можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа изменений.

Перестройка организации предполагает основательное изменение организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Подобные изменения могут возникнуть тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняется ее продукт и место на рынке. В случае перестройки организации наблюдаются самые большие трудности с выполнением стратег ии. Серьезного внимания заслуживает работа по созданию новой организационной культуры. Очень большие [изменения происходят и в технологической области, а также)на рынке рабочей силы.

Радикальное преобразование организации проводится на стадии выполнения стратег ии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичной организацией, в этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры.

Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесс а, а также маркетинга, особенно той его части, которая связана с привлечением внимания к новому продукту.

Обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с цель ю поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом.

Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она неизменно реализует одну и ту же стратег ию. При таком выполнении стратег ии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при таком подходе очень важно четко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.

Наряду с процесс ом разработки и реализации стратег ии в стратег ическом управлении организацией большую роль играют правила , которые так же, как и стратег ии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратег ий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется основная деятельность.

Одни правила могут иметь очень широкий смысл, другие же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации либо отдельной функции.

Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, ориентируя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратег ий. Многие правила имеют очень долгую жизнь, в то же время существуют правила , которые вводятся для реализации какой-то определенной стратег ии или для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратег ического управления в том случае, если стратег ической задач ей организации становится изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т.п.


Похожая информация.


Риск-менеджмент, который рассматривается обычно как система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществлении этих вариантов. При достижении поставленной цели определённая стратегия утрачивает своё значение, а новые цели требуют разработки новой стратегии. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, методов и приёмов управления, которые наиболее соответствуют конкретной хозяйственной ситуации.

В таблице 2 представлена классификация основных методов управления риском предприятий (фирм). Эти методы способствуют снижению общей величины предпринимательского риска предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, а часть – немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать в качестве мер прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, а другие – как меры опосредованного (косвенного воздействия).

Методы предупреждения риска Методы избежания риска Методы локализации риска Методы диверсификации риска Методы снижения экономических последствий риска
Приобретение необходимой информации о риске; Стратегическое планирование деятельности предприятия; Активный, целенаправленный маркетинг; Прогнозирование развития внешней среды; Обучение персонала и его инструктаж; Осуществление предупредительных мероприятий (противоаварийных, противопожарных и т.п.) Отказ от ненадёжных партнёров; Поиск гарантов рисковых проектов; Консервация имущества; Увольнение некомпетентных работников Создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов; Создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений; Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рисковых проектов Распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями); Диверсификация сбыта и поставок; Диверсификация инвестиций; Диверсификация видов деятельности; Распределение риска во времени Лимитирование; Самострахование (создание запасов и резервирование); Взаимное страхование; Страхование

Таблица 2. Классификация методов управления риском



В российской хозяйственной практике наиболее распространены методы локализации и избежания риска. Этими методами пользуются руководители многих предприятий, которые отказываются от услуг ненадёжных посредников, стараются не расширять круг партнёров, работать только с надёжными контрагентами. Сдаче в аренду неиспользуемых площадей они предпочитают их консервацию, а страхованию – поиск гарантов.

Хозяйствующие субъекты, которые используют методы избежания риска , отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. Мелкие предприятия используют гарантии различных фондов (поддержки малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), а крупные предприятия пользуются гарантиями органов государственного и муниципального управления. Выдача таких гарантий в какой-то степени способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.

Методы локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово-опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод также допускает реализацию рисковых инвестиционных и инновационных проектов через механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся из-за необходимости реализации товаров, полученных по бартеру), транспортных и ремонтно-строительных подразделений.

Методы диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управления, находящиеся в определённом противоречии с методами избежания риска (например, диверсификация поставок и сбыта возможна при распределении поставок между многими потребителями, взаимодействии со многими поставщиками, что объективно приводит к расширению числа контрагентов предприятия).

Ограничение риска

Основными приёмами ограничения и снижения экономических последствий риска являются лимитрование, самострахование и страхование. Лимитирование - это установление предельных сумм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками. Оно должно применяться для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвлённой структуре управления крупными объёктами, имеющими филиалы и дочерние структуры.

Страхование – это, по существу, страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, создаётся база данных о возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-хозяйственной деятельности.

Страхование часто рассматривается в литературе как основной приём риск-менеджмента. Однако по своей сущности страхование не сожжет быть альтернативой другим мерам, направленным на снижение риска деятельности предприятия (фирмы). Его сложившееся исторически и логически предназначение – завершать систему внутрифирменного (внутрипроизводственного)риск-менеджмента.

В управлении рисками предприятий (фирм) следует различать два относительно автономных блока действий –организацию борьбы непосредственно с опасностями (рисками) и организацию борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей (рисков). Борьба с рисками с технической точки зрения может носить характер предупреждения (превенции) и пересечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучение сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных и других предупредительных мероприятий. Поскольку превентивная деятельность позволяет не допустить реализацию риска (а значит, избежать финансовых потерь), она должна иметь приоритет перед репрессивной деятельностью.

Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических последствий уже реализовавшегося риска. Её успех на предприятии (фирме) предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, как расторжение договоров с ненадежными партнёрами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонт повреждённых линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зависит от возможности оперативного принятия управленческих решений (т.е. делегирование полномочий и ответственности в управленческом аппарате предприятия).

Даже при самой эффективной организации превентивной и репрессивной деятельности полностью избежать ущерба от реализации опасностей (рисков) невозможно. Защитить своё предприятие (фирму) от возможного ущерба предприниматель пытается прежде всего путём самострахования. Очевидно, что случайный характер рисковых событий делает самострахование недостаточным приёмом борьбы с ними. Поэтому возникает необходимость организации страхования, связанная с многообразием форм проявления риска, частотой и тяжестью последствий его проявления, невозможностью абсолютного устранения его вероятности.

Поскольку многие методы управления риски являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя из конкретной ситуации, каждое предприятие (фирма) должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия порождает стремление к сокращению любых расходов. Для предприятия верных решений в области финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками, следует принимать во внимание стоимость риска.

Оценка риска

Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки для предприятия, затраты по их уменьшению, или возмещение таких убытков и их последствий. В структуре стоимости риска можно выделить три основных элемента: стоимость контроля за риском; стоимость риска, остающегося на ответственности предприятия; стоимость передачи риска на страхование.

Первым и особенно важным элементом является стоимость контроля за риско м. Разработав действенную программу контроля, нужно добиться, чтобы эта программа вписывалась в общий механизм внутрифирменного управления и успешно выполняла поставленные перед ней задачи. Система контроля за риском в конечном итоге должна обеспечивать безопасность людей, имущества, информации, а также получение прибыли. Несмотря на то что проведение мероприятий по контролю порождает связанные с этим расходы, порой весьма значительные, оно должно способствовать снижению стоимости риска, остающегося на ответственности предприятии, и стоимости передачи риска на страхование. Так, по применяемым правилам страхования многие страховщики предлагают значительные (до 40-50% годовой суммы) скидки с платежей страхователям, заинтересовывая их в организации контроля за рисками, проведения предупредительных мероприятий. В то же время экономия на финансировании создания системы внутреннего контроля за рисками может лишить предприятие (фирму) возможности пережать риск на страхование.

Второй элемент – стоимость риска, остающегося на ответственности предприятия , - определяется величиной фактического прямого и косвенного ущерба от риска, не компенсируемого страховщиком. Обычно у всех страховщиков в правилах страхования предусмотрены случаи, по которым страховщик не несёт ответственности за гибель и повреждение имущества. В такой ситуации убытки покрывает само предприятие. Оно может также часть рисков (или все риски) не страховать и по ним обеспечить самострахование. В любом случае предприятию необходимо вести статистику, учитывать, анализировать результаты самострахования. Поскольку любой субъект предпринимательства заинтересован в бесперебойности производства, подтверждённого различным рисковыми обстоятельствам, в условиях кризиса российского страхового рынка могут значительно расшириться границы самострахования. В связи с этим доля стоимости риска, остающегося на ответственности предприятии, в общей стоимости риска может возрастать.

И наконец, третий элемент – стоимость передачи риска на страхование . Сюда входят расходы предприятия на уплату страховых платежей. Так как на страховом рынке одновременно работают десятки страховых компаний, предлагающих сходные страховые услуги, для предприятия важно правильно оценить, какой объём ответственности принимает на себя страховщик и какова цена этой услуги. Немаловажно иметь информацию о финансовой устойчивости страховщика, так как страховой платёж вносится предприятием для обеспечения гарантированной компенсации ущерба. Во избежание возможных просчётов при заключении договоров страхования целесообразно пользоваться услугами страховых брокеров, а также иметь в штате финансовой службы сотрудников, компетентных в вопросах страхования рисков.

Стратегический мене джмент представляет собой одно из основных направлений менеджмента, главная задача которого состоит в разработке генерального курса развития организации, а также в подготовке и реализации программ его осуществления.

С точки зрения менеджмента, стратегия - это рассчитанная на перспективу система мер, направленных на обеспечение организации долгосрочного конкурентного преимущества. Разработка стратегии состоит в выборе наиболее оптимального направления развития организации. Первоначально под стратегией понималось управление ресурсами и большими массами товаров. Но в середине 70-х гг. западные страны вступили в эпоху избыточного предложения, поэтому на первый план вышла стратегия, направленная на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ.

Таким образом, основной целью стратегии риск-менеджмента является достижение значительных конкурентных преимуществ в сфере управления рисками.

С точки зрения риск-менеджмента, под конкурентным преимуществом понимается более выгодное положение фирмы в ситуациях риска относительно конкурирующих организаций. Такое преимущество может выражаться в двух основных вариантах. Первый вариант связан с минимизацией потенциальной возможности возникновения рисков, и, соответственно, снижением уровня возможных потерь. Второй - с максимизацией потенциальной выгоды, которую можно получить в ситуации риска. Иными словами, чем ниже размер потерь и выше уровень доходов, возникающих в ситуациях риска, тем более выгодным и устойчивым будет положение фирмы на рынке относительно ее конкурентов.

Обобщив вышеизложенное, можно утверждать, что в рамках стратегии риск-менеджмента долгосрочные конкурентные преимущества могут быть достигнуты фирмой за счет наиболее эффективного управления рисками. Это имеет большое значение в процессе освоения новых рынков, выпуска новой продукции, внедрения нетрадиционных методов производства и товаропродвижения.

В условиях современной рыночной экономики основа хорошей стратегии управления рисками заключается в занятии на рынке сильной позиции и построении такой организации, которая в состоянии успешно функционировать, несмотря на непредвиденные обстоятельства, мощную конкуренцию и внутренние проблемы.

В круг задач стратегического риск-менеджмента входят:

1) определение сферы деятельности фирмы (в том числе оценка уровня рисков в указанной сфере) и формирование основных направлений ее развития;

2) разработка стратегии (стратегического плана) управления рисками;

3) реализация стратегического плана;

4) оценка результатов деятельности по управлению рисками и внесение корректив в стратегический план и методы его реализации.


Процесс выбора стратегии управления рисками включает в себя следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии; проведение анализа продукции; выбор стратегии фирмы и оценку выбранной стратегии.

Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея

четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. А. Томпсон и А. Стрикланд считают, что необходимо оценить по пять внешних и внутренних факторов, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.

Внешние факторы: размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции; диверсифицированность фирмы; общий характер и природа недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности; структура и направленность деятельности фирмы за последний период; возможности, на которые была ориентирована фирма в последнее время; отношение к внешним угрозам.

Внутренние факторы: цели фирмы; критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции; отношение к финансовому риску как со стороны руководства, так и в соответствии с реальной практикой, осуществляемой финансовой политикой; уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР; стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки).

Анализ продукции представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части бизнеса очень взаимосвязаны между собой и что портфель как сумма существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей; с помощью анализа портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание.

Процедура анализа продукции включает в себя шесть основных шагов:

♦ Выбор уровней в организации для проведения анализа продукции. Необходимо определить иерархию уровней анализа продукции, которая должна начинаться на уровне отдельного продукта и завершаться на верхнем уровне организации.

♦ Фиксация единиц анализа, называемых стратегическими единицами бизнеса (СЕБ), для того чтобы использовать их при позицировании на матрицах анализа продукции. Очень часто СЕБ отличаются от производственных единиц. СЕБ могут охватывать один продукт, могут охватывать несколько продуктов, удовлетворяющих схожие потребности, некоторые фирмы могут рассматривать СЕБ как продуктово-рыночные сегменты.

♦ Определение параметров матриц анализа продукции проводится для того, чтобы иметь ясность в отношении сбора необходимой информации, а также для выбора переменных, по которым будет проводиться анализ портфеля. Например, при изучении привлекательности отрасли в качестве таких переменных могут служить размер рынка, степень защищенности от инфляции, прибыльность, темп роста рынка, степень распространенности рынка в мире.

♦ Для измерения силы бизнеса могут быть использованы следующие переменные: доля рынка, рост доли рынка, относительная доля рынка по отношению к ведущей марке, лидерство в качестве или другие характеристики, такие как, например, издержки, прибыльность по отношению к лидеру. При определении размера матриц очень важную роль играет выбор единиц измерения объемов, норм приведения к единой базе, временных интервалов и т.д.

♦ Сбор и анализ данных, проводимых по многим направлениям, из которых выделяют четыре наиболее важных направления: привлекательность отрасли с позиции наличия позитивных и негативных аспектов у отрасли, характера и степени риска и т.п.; конкурентная позиция фирмы; возможности и угрозы фирме, которые оцениваются применительно к фирме, а не по отношению к отрасли; ресурсы и квалификация кадров, рассматриваемые с позиции наличия у фирмы потенциала для проведения конкурентной борьбы в каждой конкретной отрасли.

♦ Построение и анализ матриц продукции с целью получения представления о текущем состоянии продукции фирмы, на основе которого руководством могут быть сделаны прогнозы по поводу будущего состояния матриц и соответственно по поводу ожидаемого портфеля продукции фирмы.

♦ Разработка динамики изменения матриц проводится для того, чтобы уяснить, приведет ли переход продукции в новое состояние к достижению фирмой стоящих перед ней целей. Для этого должны быть выяснены следующие характеристики прогнозируемого состояния продукции: включает ли в себя продукция фирмы достаточное количество наименований; сильно ли уязвима продукция фирмы в случае проявления негативных тенденций и т. п.

♦ В зависимости от ответов на данные вопросы руководство может прийти к выводу о необходимости формирования нового ассортимента продукции.

♦ Определение же лаемого ассортимента продукции в соответствии с тем, какой из вариантов может лучшим образом способствовать достижению фирмой своих целей.

Подводя общий итог сказанному, следует еще раз подчеркнуть, что матрицы анализа продукции сами по себе не являются инструментом принятия решения. Они только показывают текущее состояние продукции фирмы, которое должно учитываться руководством при принятии решения.

Существенное влияние на специфику и содержание стратегии риск-менеджмента оказывает уровень управления, на котором указанная стратегия разрабатывается и реализуется. На сегодняшний день в зависимости от уровня управления принято выделять три основных вида стратегии: портфельную, деловую и функциональную.

Портфельная стратегия - это высший уровень стратегии. Управление портфельной стратегией предполагает управление всеми предприятиями и организациями, входящими в состав корпорации, с помощью ценных бумаг.

Под портфелем в бизнесе понимается набор ценных бумаг дочерних предприятий, принадлежащий материнской компании.

Портфели бывают двух видов: синергетические (центра-1зованные, объединенные) и диверсификационные (децентрализованные).

Пути образования синергетических портфелей:

1. Покупка новых предприятий.

2. Укрепление имеющихся в составе портфеля предприятий и их дальнейшее развитие.

3. Ликвидация старых предприятий в основе портфеля.

4. Продажа компаний, которыми могут лучше

5. Централизованное распределение и управление финансовыми ресурсами.

6. Четкая стратегическая ориентация всех компаний, входящих в состав корпорации.

7. Использование преимуществ синергизма для обеспечения единства корпоративных миссий.

Пути образования диверсификационных портфелей:

1. Сама динамика развития бизнеса способствует отделению от материнских компаний фирм, специализирующихся в иной сфере предпринимательской деятельности.

2. Технический прогресс способствует развитию предпринимательских сфер, связанных с материнской линией лишь технологически.

3. Предоставление большей хозяйственной самостоятельности отдельным компаниям в рамках корпорации или холдинга.

В наиболее общем виде портфельная стратегия предполагает:

1. Покупку новых компаний.

2. Укрепление и расширение имеющихся в составе корпорации компаний.

3. Ликвидацию нежелательных компаний.

4. Размещение и контроль финансовых ресурсов.

5. Использование эффекта единства совместных усилий, имеющихся в составе портфеля предприятий.

Деловая стратегия - это стратегия на уровне отдельных фирм, входящих в состав корпорации либо самостоятельно работающих на рынке.

Главная задача деловой стратегии - обеспечить своей фирме долгосрочное конкурентное преимущество.

Реализация деловой стратегии включает в себя три этапа:

1. Разработка правильной корпоративной миссии.

2. Разработка видения и целей корпорации.

3. Разработка мер для достижения стратегических преимуществ.

Функциональная стратегия - это стратегия на уровне отдельных подразделений фирмы.

В функциональной стратегии важны следующие моменты:

1. Определение конкретного содержания структурного подразделения.

2. Четкое усвоение целей и задач деловой стратегии всеми сотрудниками подразделения.

3. Осознание каждым работником своего места в отделе и места своего отдела в фирме.

4. Четкое разграничение функций всех подразделений фирмы.

5. Координация функций и объединение усилий отделов.

В рамках практической реализации стратегии управления рисками на первый план выходит стратегия конкуренции. Ведь чем в более выгодном положении будет находиться фирма относительно конкурирующих организаций, тем в меньшей степени она будет подвержена негативному воздействию рисков.

Стратегия конкуренции включает в себя подход к бизнесу, который фирма использует для привлечения клиентов, ведение конкурентной борьбы и укрепление своей позиции на рынке.

Конкурентную стратегию можно разделить на две группы составляющих сегментов:

Краткосрочные тактические ходы (которые применяются для мгновенной реакции на изменение внешней среды);

Долгосрочные действия (направленные на создание будущих конкурентных возможностей компании).

Конкурентная стратегия имеет более узкую направленность, чем деловая стратегия. Деловая стратегия затрагивает не только вопрос о том, как проводить конкурентную политику, но и отражает функциональные возможности.

Независимо от своей направленности конкурентная стратегия всегда рассматривает два основных вопроса:

1. Цель деятельности компании на рынке.

2. Тип конкурентного преимущества, которым компания пытается заниматься.

Различают пять видов конкурентной стратегии компании:

Стратегия низких издержек;

Стратегия широкой дифференциации;

Стратегия оптимальных издержек;

Сфокусированная стратегия низких издержек;

Сфокусированная стратегия дифференциации.

Стратегия низких издержек предусматривает снижение полных издержек производимого товара для привлечения покупателей.

Для достижения преимущества по издержкам общие издержки фирмы на всей цепочке ценностей должны быть меньше совокупных затрат конкурентов. Этого можно добиться двумя способами:

1. Совершенствовать определенные звенья цепочки ценностей, т.е. делать работу лучше, чем конкуренты. Эффективно осуществлять операции по внутренней цепочке ценностей и управлять факторами, которые определяют уровень издержек цепочки ценностей.

2. Исправить цепочку ценностей компании вплоть до объединения отдельных операций или отказаться от высокозатратных действий в цепочке ценностей.

Конкурентная стратегия лидерства по издержкам особенно сильна в следующих случаях:

Сильная ценовая конкуренция среди продавцов;

Производимый в отрасли продукт стандартен и его характеристики отвечают требованиям всего круга потребителей;

Существуют несколько способов дифференциации продукта чтобы привлечь покупателей, и при этом различие в цене для покупателей существенно;

Большинство покупателей используют продукт одинаковым образом. В этом случае именно цена, а не особенности или качества товара, является основным фактором, определяющим потребительское предпочтение;

Существует большое количество покупателей, имеющих возможность диктовать собственные условия производителям.

Стратегия дифференциации - это стратегия, направленная на предание товарам компании специфических черт, отличающих их от товаров конкурентов.

Стратегия дифференциации становится привлекательным конкурентным подходом, когда запросы потребителей становятся разнообразными и уже больше не могут удовлетворяться стандартными товарами.

Успешная дифференциация позволяет фирме установить повышенную цену на товар, завоевать приверженность покупателей к своей товарной марке. Наиболее общие моменты, когда существует возможность дифференциации, связаны со следующими звеньями цепочки ценностей:

а) материально-техническое обеспечение подразделений организации, которая оказывает наиболее сильное влияние на качество конечного продукта;

б) действие, связанное с созданием товара на базе новых исследований, - позволяет значительно улучшить дизайн и характеристики изделия, а также существенно расширить сферу его применения;

в) производственный процесс, ориентированный на исследование и разработки, - позволяет производителям использовать технологии, улучшать качество продукции и расширять ее возможности;

г) обеспечение отгрузки продукции потребителю позволяет ускорить поставки, более аккуратно выполнять заказы, сократить складские площади и снизить запасы готовой продукции;

д) действия по обслуживанию клиентов могут создавать такие отличительные характеристики товара, как обслуживание и ремонт, более выгодные условия продажи и т. д.

Стратегия оптимальных издержек - это стратегия, которая дает возможности конкурентам получать за свои деньги большую стоимость посредством сочетания низких издержек и широкой дифференциации продукции.

Сущность указанной стратегии состоит в создании повышенной ценности, превышающей любительские ожидания в шкале (качество - обслуживание - дизайн) и одновременным убеждением покупателя в разумности цены.

Сфокусированные стратегии низких издержек и дифференциации по своей сути аналогичны стратегиям лидерства по издержкам и дифференциации. Отличие состоит в том, что сфокусированные стратегии ориентированы не на весь рынок, а только на один из его сегментов.

В данной стратегии можно достичь преимущества, если:

1) иметь более низкие, чем у конкурентов, издержки, заданные в рыночной нише;

2) иметь возможность предложить потребителям данного сегмента что-то отличное от продукции конкурентов.

Выполнение стратегии риск-менеджмента обычно направлено на решение следующих трех задач. Во-первых, это установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация. Это касается в первую очередь таких задач, как распределение ресурсов, установление организационных отношений, создание вспомогательных систем и т.п. Во-вторых , это установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. Соответствие должно быть достигнуто по таким характеристикам организации, как ее структура, система мотивирования и стимулирования, нормы и правила поведения, разделенные ценности и верования, квалификация работников и менеджеров и т.п. В-третьих , это выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией. Все три задачи решаются посредством изменения. Поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратегии, и именно поэтому изменение, которое проводится в процессе выполнения стратегии, называется стратегическим изменением .

Проведение изменений в организации приводит к тому, что в ней создаются условия, необходимые для осуществления деятельности, соответствующей выбранной стратегии. Необходимость и степень изменений зависят от того, насколько организация готова к эффективному осуществлению стратегии. Бывают ситуации, когда фактически не требуется проведение изменений; бывают же ситуации, когда выполнение стратегии предполагает проведение очень глубоких преобразований. В зависимости от состояния основных факторов, задающих необходимость и степень изменения, таких, как состояние отрасли, состояние организации, состояние продукта и состояние рынка, можно выделить четыре достаточно устойчивых и отличающихся определенной завершенностью типа изменений.

Перестройка организации предполагает основательное изменение организации, затрагивающее ее миссию и культуру. Подобные изменения могут возникнуть тогда, когда организация меняет свою отрасль и соответственно меняется ее продукт и место на рынке. В случае перестройки организации наблюдаются самые большие трудности с выполнением стратегии. Серьезного внимания заслуживает работа по созданию новой организационной культуры. Очень большие [изменения происходят и в технологической области, а также)на рынке рабочей силы.

Радикальное преобразование организации проводится на стадии выполнения стратегии в том случае, если организация не меняет отрасли, но при этом в ней происходят радикальные изменения, вызванные, например, ее слиянием с аналогичной организацией, в этом случае слияние различных культур, появление новых продуктов и новых рынков требуют сильных внутриорганизационных изменений, особенно касающихся организационной структуры.

Умеренное преобразование осуществляется в том случае, когда организация выходит с новым продуктом на рынок и пытается привлечь к нему покупателей. В этом случае изменения касаются производственного процесса, а также маркетинга, особенно той его части, которая связана с привлечением внимания к новому продукту.

Обычные изменения связаны с проведением преобразований в маркетинговой сфере с целью поддержания интереса к продукту организации. Эти изменения не являются существенными, и их проведение мало затрагивает деятельность организации в целом.

Неизменяемое функционирование организации происходит тогда, когда она неизменно реализует одну и ту же стратегию. При таком выполнении стратегии не требуется проводить никаких изменений, потому что при определенных обстоятельствах организация может получить хорошие результаты, опираясь на накопленный опыт. Однако при таком подходе очень важно четко следить за возможными нежелательными изменениями во внешней среде.

Наряду с процессом разработки и реализации стратегии в стратегическом управлении организацией большую роль играют правила, которые так же, как и стратегии, определяют функционирование организации, но в отличие от стратегий в явном виде не имеют целевого начала. Они носят преимущественно ограничительный или предписывающий характер, создавая атмосферу, в которой осуществляется основная деятельность.

Одни правила могут иметь очень широкий смысл, другие же достаточно узкий, касающийся отдельной стороны жизни организации либо отдельной функции. Общим для всех правил является то, что они устанавливают границы деятельности и поведения в организации, ориентируя тем самым функционирование организации в направлении реализации ее стратегий. Многие правила имеют очень долгую жизнь, в то же время существуют правила, которые вводятся для реализации какой-то определенной стратегии или для способствования достижению какой-то определенной цели. Правила сами могут быть предметом стратегического управления в том случае, если стратегической задачей организации становится изменение ее внутренней жизни, организационной культуры и т.п.