Шпаргалка: Русская культура XIX века. Русская культура XIX в Главные события 19 века в культуре

изобразительный искусство культура крепостнический

XIX век по праву считают «золотым веком» русской культуры. Именно в это столетие национальная культура русского народа достигла высокой зрелости, получила мировое значение. Культурное наследие этого столетия так велико, что мне бы хотелось написать о развитии каждого из видов искусства того времени отдельно.

Литература

19 век - знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением. Русская литература первой половины XIX в. - одно из?наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На?рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким?штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением?- сентиментализмом. Основоположником этого направления в?русской словесности был Н.М. Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств,?пользовались огромным успехом. Творчество Н.М. Карамзина?сыграло большую роль в развитии русского литературного?языка. Именно Н.М. Карамзин, по выражению В.Г. Белинского,?преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской?конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой,?естественной, разговорной русской речи". Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем?национального самосознания вызвал к жизни такое?литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал?В.А. Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский часто?обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством,?перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая?деятельность В.А. Жуковского знакомила русское общество с?шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Высоким гражданским?пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов -?декабристов К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно?богата яркими именами. Величайшим проявлением народного?гения стала поэзия и проза А.С. Пушкина. "...через эпоху?Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся?представителей отечественной философской мысли?В.В. Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь?Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с?самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е?годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего?современника А.С. Пушкина - М.Ю. Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную?скорбь по поводу гибели А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов вскоре?разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С. Пушкина?и М.Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического?направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В. Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на?дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное?влияние Н.В. Гоголя испытали начавшие свою литературную?деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М. Достоевский,?М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и?мировой культуры. Крупным событием литературной жизни?конца 30-начала 40-х годов стала короткая творческая?деятельность А.В. Кольцова, поэзия которого восходила к?народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И. Тютчева. Шедеврами русского?национального гения стали элегии Е.А. Баратынского.

Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов. А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем. Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века. И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений. Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение. Все творчество Ф.М. Достоевского -- это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского -- это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского - это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это - мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди. Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру. Мир Достоевского - это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом». Изображение духовного роста человека, «диалектики души» -- самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера. Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи -- все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью. Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например). ? Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину. Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени - это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.

Реферат
по истории на тему:
«Русская культура XIX века»

Введение.

XIX век- это особый период в развитии России. Быстрый прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создает новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, пауку, искусство.
Именно в XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. Были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Этот век действительно можно назвать золотым ведь происходит необычайный взлет российской культуры. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Глава 1.
Иностранное влияние на развитие культуры в России.
Россия волею исторических обстоятельств объединила сотню племен и народов, с непохожим историческим опытом, имеющих различные верования и этнические характеристики. Это предало ей весьма своеобразный культурный облик. В российских городах существовали бок о бок совершенно непохожие этнические общности, сохраняющие собственный исторический быт и свои традиционно-конфессиональные ориентации.
Русский язык открывает пути к достижению определенных административных и ощутимых материальных преимуществ, а так же становится единственным средством межэтнического общения. Многие представители родовых и племенных элит еще до XIX века начинают инкорпорироваться в состав высшего привилегированного сословия. Множество известных аристократических фамилий имели помимо старославянских и европейских корней, имели тюркские, греческие, грузинские и армянские корни.
Полиэтничность государственного портрета России повлияла на весь культурный процесс. Среди выдающихся русских художников, поэтов, писателей и людей творческих существует немало представителей не чисто русских кровей. Например, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Рахманинов, Левитан…Само понятие «русскости» подразумевало под собой отражение духовного состояния, принадлежность к христианству, а не к чистой племенной родословной.
В последующие века Россия ощущала влияние как с Востока, так и с Запада. В России многое менялось и изменялось, но в национально-культурном отношении страна сохраняла свой «код самобытности». В первой половине XIX века Россия представляла собой образец сложной социокультурной амальгамы. Верхние слои общества жили в соответствии с западноевропейскими нормами и правилами. Они владели иностранными языками (чаще всего французским и немецким), что позволяло им знакомиться с новейшими мировыми достижениями, в том числе и художественного творчества. В страну ввозилось огромное количество книг и журналов, в которых рассказывалось о политической и общественной жизни дальних стран, важных событиях и открытиях. Наиболее состоятельные люди отправлялись в путешествия. Часть аристократии настолько европеизировалась, что французский язык стал для них фактически родным, владели им в совершенстве, в то время как родным языком многие пользовались с большим трудом. Некоторые дворяне перенимали так же образ мыслей иностранцев, вступали в масонские организации. В начале XIX века масонство стало модным увлечением русского дворянства. Элитарные слои были затронуты влиянием заподноевропейской буржуазной цивилизации, которая сформировала социоправовой строй экономически развитых европейских стран, где фетиши рационализма, прагматизма властвовали безраздельно. Однако в России они не приобрели должного влияния в общественном сознании.
Россию всегда волновал вопрос о смысле жизни, а в Европе главным вопросом была цель жизни человека. От этого и появлялась внутренняя психологическая напряженность русской культуры. Русская культура в это время становится практически светской, но сохраняет глубокую духовную интенцию. Нравственно-этические проблемы человеческого бытия всегда оставались в поле зрения культуры. Психологизм русских художественных творений нередко озадачивал иностранцев. Русское художественное действие - это решение философской дилеммы между «сущим» и «должным» бытия, постижения внутреннего мира человека. В силу этого персонажи русской литературы и драматургии значительно чаще размышляют и говорят, чем действуют. Ярким примером можно назвать литературные произведения Льва Толстого, Федора Достоевского и пьесы Антона Чехова.
Сословная стратификация сходила на нет в храме, где все становились равными перед образом Бога. Православие остается мощным средством, сохраняющим различные элементы общественной среды в рамках единого народа. Процессы секуляризации разрушали это единение, но до самого падения монархической России православное понимание жизни было широко распространено.
До сих пор распространена точка зрения о том, что почти все исторические обретения России есть результат заимствования. Россия действительно заимствовала художественно-эстетические представления, технические новации и интитуциональные приемы у Запада, но все эти приобретения адаптировались к местным условиям и новый симбиоз современных форм и традиционных ценностей часто уже не имел ничего общего с первоисточником. Но даже в проявлениях, равнявшихся на запад, русская культура оставалась национальной. Если что-то и подрывало ценности в России, то это общий антихристианский дух западной буржуазной цивилизации, высказывавшей индивидуалистические принципы после французской революции 1789 года.
Православие придает всему процессу национально-созидательного развития специфический облик и не похожие на западноевропейские черты. Церковь, ее обряды, таинства, символы веры поднимали простых русских людей от повседневных забот и заставляли смотреть на мир по-другому. Простые люди, в отличие от дворян, которые уже к началу XIX века фактически порвали с церковью, сохраняли безусловную веру. Народ создавал замечательные сказки, былины, песни, изделия из кожи, дерева, льна, камня, металлов, строили деревянные жилища и церкви, отличавшиеся причудливостью форм и затейливостью оформления.
В первой половине XIX века привилегированные группы населения начинают осознавать значение культурной самобытности России. Происходит появление творцов, преодолевших старый культурный разрыв между «верхами» и «низами».

Глава 2.
Золотой век русской культуры.

Первая половина XIX века стала времени расцвета всех искусств, временем достижений в области архитектуры, театра, живописи и музыки.
В архитектуре господствует классицизм, для которого было характерно преклонение перед образцами искусства Древней Греции и Древнего Рима. Расцветает имперское монументальное искусство. Города и селения украшались сооружениями, посвященными героическим страницам истории.
С 1709 года появляется новое направление в изобразительном искусстве, искусство имперской монументальной пропаганды. В некоторых районах России начинают появляться памятники, не характерные для России: триумфальные арки, стелы, колонны, пирамиды, обелиски, статуи и скульптурные группы. Первым наиболее крупным и долговечным становится памятник Петру I, скульптор Э.Фальконе, памятник был установлен в 1782 году в центре Петербурга, данный памятник более известен, как «Медный всадник».
Храмовая и монументальная тенденция в русском изобразительном искусстве была направлена на увековечвание памяти героических потомков, прославивших Россию. В их числе: святой Владимир, Иван Сусанин, князь Потемкин и многие другие…
Так же стоит отметить, Исаакиевский собор в Петербурге, Александровскую колонну. Эта колонна посвящена победам русского оружия в войне с Наполеоном. В 1811 году архитектор Воронихин строит большой Казанский Собор. В XIX веке строится здание императорского Эрмитажа, по воле Николая I в 1852 году Эрмитаж становится первым общедоступным музеем в России.
В Москве в 1817 году появляется здание Манежа, предназначенное для проведения военных смотров, учений и парадов. В 1825 году появляется Большой Театр, ставший одним из крупнейших в мире театральных зданий. На Красной площади в 1818 году устанавливается первый московский памятник Минину и Пожарскому. Заканчивается строительство Странноприимного дома (более известный как Институт скорой медицинской помощи имени Склифосовского).
В XIX веке происходит становление отечественного общественного театра. Раньше театральные труппы существовали в усадьбах богатых дворян или при царском дворе. Располагались они в маленьких темных помещениях, которые не были рассчитаны на большое количество зрителей. Репертуар состоял из незатейливых водевилей, легких пьесок.
В Петербурге существовали французские и немецкие театры, выступали итальянские артисты. Театр становится общественным явлением, появляются современные театры, ставятся отечественные пьесы, в которых затрагиваются большие серьезные общечеловеческие проблемы. Например, «Ревизор».
В 1832 году строится здание Александринского театра по проекту Карла Росси. Этот театр возник еще в середине XVIII веке, на его сцене стали известы имена таких русских актеров, как Ф.Г.Волков, И.Ф,Дмитриевский, В.Н.Асенкова., В.А. Каратыгин.
В Москве крупнейшим драматическим театром являлся Малый театр, в 1824 году для него строится здание, в котором и по сей день находится этот театр. М.С.Щепкин и П.М.Садовский прославились на сцене Малого театра. Вскоре Малый театр стали называть «Домом Островского», потому что произведения этого драматурга заняли доминирующее положение в репертуаре данного театра.
Наиболее заметных результатов в XIX веке занимает портретная живопись и эпические полотна на исторические и библейские сюжеты. Позже распространяются пейзаж и жанровая живопись. С середины XIX века именно живопись приобретает направление критического реализма, вершиной которого становятся произведения художников-передвижников. В первой же половине XIX века изобразительное искусство было лишено ангажированной критической направленности, а главными критериями оставались красота и гармония. Среди портретистов наиболее известны Д.Г.Левицкий и В.Л.Боровиковский, которых в началу века относили к числу лучших в России.
Стоит отметить К.П.Брюллова, написавшего «Последний день Помпеи», написанного в Италии по заказу богатого вельможи А.Демидова. Так же стоит поговорить о О.А.Кипренском, В.А.Тропинином и П.А.Федоровом. Первые два прославились портретами, а последний написал целую серию полотен, отражавших быт и нравы России XIX-ого века.
Что касается музыкальной культуры, в начале XIX века господствовали сочинения иностранных авторов. Но с 1830-х годов появляются крупные музыкальные произведения, в которых использовали национальные мотивы. Начало русской оперной традиции положил А.Н.Вертовский, чья опера «Аскольдова могила» была создана на основе русского фольклора и народных напевов.
М.И.Глинка совершает переворот в русской музыкальной культуре, он является родоначальником русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» кладет начало народно-музыкальной драмы, а опера «Руслан и Людьмила» опере-сказке.
Так же в XIX веке происходит грандиозное событие – написание русского гимна «Боже, Царя храни!». Создают его поэт В.А.Жуковский и композитор А.Ф.Львов. Впервые как гимн он звучит в 1834 году и до самого падения монархии в России (1917 год).

Глава 3.
Русская православная церковь.
Русская православная церковь возникла еще в 988 году, в 1721 года начинается синодальный период. Во главе церкви стоял Святейший правительствующий синод, включавший видных церковных иерархов, решавший важнейшие вопросы церковного устройства. Во главе стоял обер-прокурор Святейшего синода. Положение церкви и ее роль регулировались законом, по которому православная вера первенствующая и господствующая в России. Закон возлагал на церковь ведение актов гражданского состояния и требовал от всех православных непременно, хотя бы раз в год, исповедоваться и причащаться. О случаях упорного уклонения от этого духовенство должно было сообщать светским властям.
Со времен Петра I наблюдалось все более тесное сращивание церкви и государства. В конце концов православная церковь превратилась в часть государственной машины. Но полного слияния не произошло. Церковь оставалась обособленной частью государственной машины. Союз церкви и государства имел внутренние противоречия. Церковь тяготилась гнетом светского чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором никогда не прекращались.
Приход - первичная церковно- административная единица, приход имел храм с причтом. Приходское духовенство состояло из священнослужителей и церковнослужителей. Территория государства делилась на церковные округа – епархии. В среднем на одну епархию было около тысячи церковных приходов.
Секуляризация монастырского землевладения в XVIII в. лишила монастыри больших земельных угодий. При Павле I и Николае I каждому монастырю от казны был выделен небольшой земельный надел. Сверх этого они могли приобретать недвижимое имущество (даже в виде дара) всякий раз с особого “высочайшего” разрешения. Тем не менее монастырское землевладение постепенно вновь стало расти. Увеличивались и денежные капиталы монастырей - в основном за счет многочисленных пожертвований.
Среди русских монастырей выделялось несколько особо чтимых - Троице-Сергиева и Александро-Невская лавры, Оптина пустынь (в Калужской епархии) и другие. Большую известность в народе получил монах Саровской пустыни Серафим (1760-1833). Со всех концов России шли к нему люди, чтобы высказать свое горе, услышать мудрый совет, получить благословение. С той поры Саровская пустынь (в Тамбовской епархии) стала одним из всероссийских религиозных центров. В некоторых монастырях находили приют больные и убогие.
В середине XIX
и т.д.................

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по истории России

Тема «Русская культура в 19 в»

Москва 2014

Введение

Начало XIX века -- время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. культура литература искусство

Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России

1.«Золотой век» русской культуры

Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавнокрепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

2. Литература 19 века в России

В первой половине 19 века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнальногазетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвыреки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль попрежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтовдекабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.

Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социальнополитическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

3. Искусство России в 19в

В первой половине 19 века русское изобразительное искусство развивается в рамках академической школы живописи. Большое распространение получают исторический и батальный жанры, что связано с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. С середины 60-х годов 19 века русские художники обращаются к темам народной жизни, в изобразительном искусстве появляется социально-бытовой жанр. В последние десятилетия века он частично заменяется пейзажем в стиле импрессионизма, в живописи русских художников появляются черты неоклассицизма и модерна.

Академическая школа живописи в начале 19 века занимала прочные позиции законодательницы художественных стилей и направлений. Основным методом был классицизм, основными жанрами - портрет, декоративный пейзаж и историческая живопись. Молодые художники были недовольны непримиримым консерватизмом Академии и, чтобы не писать картины на библейские и мифологические сюжеты, обращались к портретному жанру и пейзажу. В них все чаще появлялись черты романтизма и реализма.

В портретной живописи О. А. Кипренского встречается немало романтичных образов: портрет мальчика А. А. Челищева (1810-1811), супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809), супругов В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814), Е. С. Авдулиной (1822). В портретах художник стремился выразить индивидуальность, внутренний мир человека. Для этого он использовал различные средства художественной выразительности: цветовые и светотеневые контрасты, пейзажный фон, символические детали. Одним из лучших романтических портретов О. А. Кипренского является портрет молодого А. С. Пушкина. Не все замыслы были осуществлены художником, но его романтические искания нашли отражение в творчестве следующего поколения художников.

Портреты В. А. Тропинина написаны в реалистической манере. Изображаемый человек является в них центральным образом, все внимание сосредоточено на нем. Фигуры и черты лица выписаны с анатомической четкостью и достоверностью (портреты графов Морковых, 1813-1815; «Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823). В раннем периоде творчества художник использует краски приглушенных цветов, позднее - более яркие. Кисти В. А. Тропинина принадлежит один из самых известных портретов А. С. Пушкина - тот, где поэт положил руку на стопку бумаги и будто прислушивается к внутреннему голосу.

В картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», написанной по всем канонам академической школы живописи, отразилось развитие русской общественной мысли, ожидание перемен, что было связано с подъемом национального самосознания. Картина символизировала мужество людей, смотрящих в глаза страшной катастрофе. Среди других известных полотен К. П.Брюллова можно назвать «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадницу», «Вирсавию». В этих и многих других картинах художнику одинаково талантливо удалось запечатлеть красоту человеческого тела и красоту природы.

Идеи духовного пробуждения народа отразились в творчестве А. А. Иванова. Над самой знаменитой картиной, «Явлением Христа народу», он работал около двадцати лет. Иисус на картине изображен в отдалении, а на передний план выведен Иоанн Креститель, указывающий народу на приближающегося Спасителя. Лица людей, ожидающих Иисуса, светлеют по мере его приближения, их души наполняются радостью.

Художники А. Г. Венецианов и П. А. Федотов в первой половине 19 века заложили основы социально-бытового жанра в живописи. А. Г.Венецианов в своих картинах идеализировал жизнь крестьян, делая акцент на красоте и благородстве людей вне зависимости от социального положения («Гумно», «На жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками»). Картины П. А. Федотова написаны в жанре сатирического реализма. Он высмеивал чиновничество, разоблачал быт и нравы современной ему верхушки общества, их тупость и бездуховность («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа»).

С 50-х годов 19 века основным направлением русского изобразительного искусства становится реализм, а главной темой - изображение жизни простого народа. Утверждение нового направления проходило в упорной борьбе с приверженцами академической школы живописи. Они утверждали, что искусство должно быть выше жизни, в нем нет места русской природе и социально-бытовым темам. Однако академики были вынуждены пойти на уступки. В 1862 году все жанры изобразительного искусства были уравнены в правах, это значило, что оценивались только художественные достоинства картины, независимо от тематики.

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа из четырнадцати выпускников отказалась писать дипломные работы на заданные темы. Они демонстративно ушли из Академии и объединились в «Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской. Артель стала своеобразным противовесом Академии художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее место заняло новое объединение - «Товарищество передвижных художественных выставок», организованное в 1870 году. Главными идеологами и учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В уставе общества говорилось, что художники не должны материально ни от кого зависеть, будут сами устраивать выставки и вывозить их в разные города.

Главной темой картин передвижников стала жизнь простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г. Венецианов в свое время изображал красоту и благородство крестьян, то передвижники делали акцент на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых передвижников изображают реальные сцены из повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»), и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г. Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют бездуховность служителей церкви и невежество народа («Сельский крестный ход на Пасхе»), а некоторые проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»).

В картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» отразилась проблема нравственного выбора, которая неизменно возникает перед каждым, кто берет на себя ответственность за судьбы мира. В 60-70-х годах 19 века такая проблема стояла перед представителями русской интеллигенции. Но не только жизнь народа интересовала передвижников. Были среди них и замечательные портретисты (И. Н. Крамской, В. А. Серов), пейзажисты (А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан).

Не все художники второй половины 19 века открыто выступали против академической школы. И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В творчестве И. Е. Репина представлена народная («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии»), революционная («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И. Суриков прославился историческими картинами («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову особенно удавались портреты («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

В последних десятилетиях 19 века русские художники стали больше внимания уделять технике исполнения рисунка, стилизации, сочетанию красок - всему тому, что уже в скором времени станет основными чертами авангардизма с его поисками новых форм художественной выразительности.

В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный путь развития от классицизма до первых признаков модерна. К концу века академизм полностью изжил себя как направление, уступив место новым направлениям в живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах 19 века были открыты первые общественные музеи: Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге.

Заключение

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в "золотой век" Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка

Учитывая новый "дух времени", в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь, оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина "Вольность", его "Послание в Сибирь" декабристам и "Ответ" на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева "К временщику" (Аракчееву), стихотворение Лермонтова "На смерть поэта", письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные "вселенные". Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим "золотым веком" русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее "необыкновенном внутреннем единстве и целостности", "тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций". Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. "Знамением" времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

В XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского- гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы естествознания, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки и медицину. Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего объема информации в естествознании, принципиально новых техники и методологии исследований.

Список литературы

1. Балакина Г.И. История отечественной культуры: Ч.2. - М., 2005. -140 с.

2. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов. - М., 2003. - 192 с.

3. История России: Пособие по истории: Т.2. ХIХ - начало ХХ в. - М., 2004. -196 с.

4. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. История России, учебник для вузов. - М., 2007.

5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. -М., 2007. - 544 с.

6. Книга для чтения по истории Отечества, начало ХХ в.: Сост. К.Ф. Шацило. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

7. Пятецкий Л.М. История России: ХIХ век. -М.: Моск. Лицей, 2005 - 356 с.

8. Россия и мир: Учебная кн. По истории: В 2-х частях. Ч.1. - М., 2004. - С. 262-478.

9. Головатенко А. Аграрный вопрос в России: конец ХIХ - начало ХХ века. - 2006. - N 25.26.

10. Захарова Е. Культура России в конце ХIХ - нач. ХХ века. - 2005. -N 7.8.

11. Зырянов П. Российская государственность в ХIХ - нач. ХХ века. -2005. - N 8.

12. Кеворкова Н., Полонский А. Россия в конце ХIХ - начале ХХ столетия.- 2008. -N 5.

13. Россия во второй половине ХIХ века. - 1998. -N 34.

14. Филлипова Т.А. Российское реформаторство второй половины ХIХ века.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование художественной культуры России второй половины XIX века. Изучение процесса развития русской литературы, живописи, драматического театра. Описания произведений литературы и искусства, занявших достойное место в сокровищнице мировой культуры.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Особенность развития русской культуры в XVIII в. Подъем культурного и экономического развития России в петровскую эпоху. Предпосылки развития науки. Направления развития литературы и театра. Живопись и архитектура. Трансформация придворного быта.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Предпосылки формирования культуры XIX века как особой социокультурной реальности. Общие черты развития художественной культуры. Отказ от жестких ограничений классицизма в русской живописи XIX в. "Золотой век" русской литературы и его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2016

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Факторы развития культуры в России XIX века. Отмена крепостного права как условие для нравственного развития народа и страны. Метод критического реализма в литературе и искусстве второй половины XIX века. Достижения русской реалистической школы искусства.

    презентация , добавлен 27.05.2014

    Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архитектуры и живописи. Яркие представители данных направлений и оценка их основных достижений в XVIII веке.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Исследование экономических, политических и социальных условий развития русской культуры в XVIII веке. Характеристика особенностей науки, образования, литературы и театра. Расцвет русской живописи. Новые тенденции в архитектуре. Культура Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

История русской культуры 19 века полна драматизма и противоречивости. Это было время формирования классической культуры, порожденной пробуждением национального самосознания народа. Перед отечественной культурой встала задача освоения культурного наследия как западных, так и восточных народов на основе своей национальной специфики. Именно и только так русская культура могла войти в историю мировой культуры на правах ее органической составной части.
Развитие культуры было сопряжено с процессом раскола прежде единой дворянской культуры второй половины XVIII в. на два идейных направления — консервативное и либеральное. Каждое из них ориентировалось на различные системы идеологических ценностей, которые порой выступали как противоборствующие и даже враждебные. Их появление не было случайным в русской культуре, оно отражало те противоречия, которые порождались попыткой самодержавия стать на путь робкого заимствования идей европейской буржуазной модернизации. Так возникли две субкультуры в среде русского дворянства.
Процесс размежевания не означал кризиса дворянской культуры. Появление разных идейных направлений придавало ей новый импульс обновления и динамизма. Для русской культуры характерна была попытка предложить гражданам свой вариант ответа на острейшие проблемы российской действительности, связанные с отношением к деспотической самодержавной власти, к правам и свободам личности.
Появление двух направлений в русской классической культуре можно проследить на примере творчества Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина. Хотя они были современниками, взгляды их на решение проблем России были разными.
Н.М. Карамзин — выдающийся писатель, историк-публицист, журналист и реформатор русского языка, на рубеже XVIII—XIX вв. — самая яркая фигура русской культуры. Выступая за просвещение, он в то же время яростно защищал самодержавие. В записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) он напомнил царю, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: «Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Творчество Карамзина в области литературы строилось на этой идейной платформе и являлось своеобразным хранилищем русских патриархальных традиций.
Литературное творчество А.С. Пушкина — это попытка сделать Россию способной на «всемирную отзывчивость» (Ф.М.Достоевский), при этом, не изменяя национальной специфике, усвоить идеи свободы и равенства, к которым пришли европейские страны.
Человеческая индивидуальность и межличностные отношения Н.М. Карамзин отражает в «Бедной Лизе», а А.С. Пушкин — в «Станционном смотрителе». Каждый из них решает эти проблемы с разных идейных позиций. Для Карамзина — это воспевание устоев русской жизни, тогда как для Пушкина — протест против бесчеловечной русской действительности.
Н.М. Карамзин — это первый классик дворянской культуры, который очеловечил русскую историю, воспев самодержавную форму правления в «Истории государства Российского». По мнению Пушкина, эта работа стала «новым открытием» для российского общества и «все бросились читать историю своего Отечества». Труд этот не только «создание великого писателя, но и подвиг честного человека».
А.С. Пушкин уделяет не меньше внимания, чем Карамзин, проблеме развития российской государственности. В «Борисе Годунове», «Истории пугачевского бунта», «Арапе Петра Великого» он выступает как бы одновременно и консерватором, и революционером. По мнению Г. Федотова. Пушкин являлся одновременно «певцом Империи и Свободы». При этом предпочтение отдавалось свободе, хотя он и осудил «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Доминантой развития русской классической культуры XIX в. стали государственные и свободолюбивые тенденции. С одной стороны, речь шла лишь об идеях создания могучего Российского государства ценой порабощения отдельных личностей, с другой — стремление разрушить государственную тиранию и раскрепостить во что бы то ни стало каждую личность, по своей природе самобытную и суверенную. Коллизии этих двух подходов в российской культуре можно проследить в творчестве таких великих деятелей русской культуры, как Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм — особая роль литературы и литературной критики, их влияния на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарных знаний, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто.
Николаевское авторитарное правление, удушавшее как политическую, так и творческую свободу, и стало, по мнению исследователей культуры, «катализатором» вызревания русской классики. И. Кондаков справедливо заметил, что Николай I создал тот политический и административный «пресс», под давлением которого русская культура обрела свои канонические, эталонные формы, характеризующиеся совмещением крайностей. Дилемма «Запад <^> Восток», возникшая во времена Древнерусского государства, так и не получила своего окончательного завершения ни в период робких либеральных реформ Александра I, ни в период авторитарного правления Николая I. Царствование Александра II, подарившего России «великие реформы», но не успевшего дать стране конституцию, обрекло русское общество и культуру на появление крайнего радикализма и нигилизма. Непоследовательность самодержцев, стремление всеми средствами отстаивать имперскую державность порождало противоречия в обществе, и как следствие, в русской культуре возникало стремление бороться за идеалы свободы и права личности.
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким воплощением романтизма в литературе была баллада с характерными для нее чертами романтического мировосприятия — двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда — опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О.А. Кипренского (портрет А.С. Пушкина), В.Д. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С.Щедрина, И.Айвазовского.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса; значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гумилев.
Критический реализм стал господствующим направлением не только в литературе, но и в искусстве, музыке. Видным теоретиком и пропагандистом его был выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов. Под его идейным влиянием молодой художник И.Н. Крамской создал группу художников-передвижников. Сегодня мы наслаждаемся знаменитыми творениями В.Н. Сурикова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского, В.Г. Перова и И.И. Шишкина. Каждый из них, разделяя основные принципы критического реализма, обогатил русское искусство своей индивидуальностью.
В развитии русского музыкального искусства пальма первенства принадлежит М.И. Глинке. Его новаторство состояло в том, что он положил русскую народную музыку в основу своих произведений. А.С. Даргомыжский, продолжая традицию Глинки, создал первую демократическую драму-оперу «Русалка».
Русская культура второй половины XIX в. представлена целой плеядой талантливых композиторов. Демократизм и народность были присуши творчеству всех членов «Могучей кучки», в которой объединились М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Мировую славу снискало творчество П.И. Чайковского, проникнутое лиризмом и необычайной силой эмоционального воздействия.
Развитие любой культуры определяется образовательным уровнем народа. Александр I видел свое предназначение в реформировании устоев государственного абсолютизма. Философия его политических преобразований сводилась, во-первых, к созданию идеальной модели «законосвободных учреждений», которые должны были подорвать старые устои государственного абсолютизма, а во-вторых, к организации «казенного воспитания» через сеть учреждений народного просвещения для насаждения «новых знании и новых идей». В соответствии с этой установкой, в 1804 г. в стране была создана единая система образования, через которую император намеревался подготовить почву для осуществления механизма «свободного правления». Она включала в себя три ступени учебных заведений: низшая — одногодичные церковно-приходские школы; средняя — уездные училища и гимназии; высшая — университеты.
Дети крестьян, ремесленников и купцов получали начальное образование в приходских и уездных училищах. Дети дворян и чиновников обучались в гимназиях. Однако по традиции они предпочитали обучение в закрытых заведениях. В 1811 г. в Царском Селе был открыт лицей — привилегированное закрытое учебное заведение для детей дворянства. Подобные лицеи появились в Нежине, Одессе и Ярославле.
В первой половине XIX в. страна располагала семью университетами. Тогда же были открыты: Институт гражданских инженеров. Горный. Политехнический, Педагогический, Лесной институты, Коммерческая академия и Техническое училище. По замыслу Александра I, высшие учебные заведения и должны были стать рассадниками новых знаний и передовых идей, т.е. стать основой для будущего российского просвещения. Жизнь внесла коррективы и в эту новую форму: всесословную школу, вопреки заложенным в уставах идеям, стали подменять сословным образованием.
Особо следует сказать еще об одном необычном шаге Александра I: в 1803—1806 гг. на книжном рынке страны появились «евангелия» экономического и политического либерализма. Речь идет о трудах Адама Смита, о «Конституции Англии» Делольма и о работах классика римского республиканизма — Корнелия Тацита.
Оценивая первый опыт по подготовке необходимой почвы для реализации своих реформаторских идей, Александр I все более и более впадал в состояние раздражения и разочарования.
Крах либеральных исканий Александра I был воспринят его преемником как серьезное предупреждение о необходимости всемерного укрепления и сохранения основ самодержавия. Неудачное восстание декабристов и последовавшие за ним меры правительства более всего сказывались в области народного просвещения. Николай I нанес сильнейший удар по университетам: отменялась их автономия, запрещались научные контакты с европейскими учебными заведениями и преподавание философии, вводилась строжайшая цензура за учебными программами. Число учащихся в первой и второй ступенях к середине века так и не достигло 500 тыс. Уровень образованности оставался невысоким, и грамотность была уделом выходцев из богатых сословий, тогда как среди крестьян она не превышала 1—5%.
Заметный подъем развития народного просвещения связан с реформами Александра II. В 1864 г. он утвердил «Положение о начальных народных училищах». Страна получила различные типы начальных школ: государственные, земские и церковно-приходские. Общая их численность к 80-м годам достигла 17,7 тыс., а число учащихся в них — 600 тыс.
По уставу 1864 г. прежние гимназии были разделены на классические и реальные, и те, и другие семиклассные. Устав вводил принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Однако высокая плата за обучение сделала гимназическое образование доступным только детям состоятельных родителей. Первые пореформенные годы принесли увеличение числа средних учебных заведений с 84 гимназий, в которых обучалось 24,5 тыс., до 118, в них уже было 36,6 тыс. учащихся. В эти же годы открыли университеты в Одессе и Томске, а кроме того — 30 новых специализированных высших учебных заведений, готовивших специалистов для сельскохозяйственной, лесной и горной отраслей.
В XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. Наиболее значителен был прогресс в естественных науках — математике, физике, биологии, медицине, химии.
Возникновение единой математической школы, которая вскоре встала в ряд ведущих в мире, связано с именем П.С. Чебышева, известного трудами по теории чисел и теории вероятностей, теории механизмов, по математическому анализу. Среди его учеников были А.А. Марков, положивший начало новому отделу теории вероятностей (цепи Маркова), A.M. Ляпунов, разработавший теорию дифференциальных уравнений. За вклад в развитие математики СВ. Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской академий наук.
Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова, автора исследований по теории магнетизма и электричества. Открытие закона фотоэффекта принесло ему мировую славу. Его ученик Н.А. Умов обосновал учение о движении энергии — одно из центральных в физике.
С именем великого химика Д.И. Менделеева, ректора Петербургского университета, связано создание в 1869 г. периодической системы элементов, что дало возможность предугадывать свойства не известных еще элементов. Его главный труд «Основы химии» был переведен на многие европейские языки. Основоположником новой школы органической химии был A.M. Бутлеров, создавший теорию химического строения органических тел.
Начало русской физиологической школе положил И.М Сеченов. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов. Крупный вклад в биологию был сделан И.И. Мечниковым, заложившим основы современной микробиологии и патологии.
Русская классическая культура XIX в. характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, отразивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения, с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия, с другой — направленности на преодоление национальной специфики.
Таким образом, процесс становления дворянской и буржуазной культуры в России совпал с напряженными поисками европейской интеллигенцией места человека в изменяющемся мире. Втягивание России в орбиту европейских интересов заставляло деятелей культуры искать свой ответ на сложнейшие проблемы духовной и социальной жизни. Русская культура, безусловно, испытывала на себе влияние как политических, так и общественных потрясений. Однако она гораздо меньше, чем другие сферы общественной жизни, непосредственно зависела от диктата царского самодержавия. Не случайно, что именно русская культура стала почти единственной официальной сферой, которая показывала всем гражданам страны то, чем могла бы стать Россия, если бы она развивалась по демократическому пути. Именно в сфере культуры россияне жили одними помыслами и чувствами с европейской интеллигенцией. Великие достижения в науке, музыке, литературе и искусстве сделали Россию в XIX в. неотъемлемой частью мировой культуры.