Школьная олимпиада по химии. Городская (районная) олимпиада по химии

Школьный этап

8 класс

Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)

Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур

3. Sе - селен 4. U - уран
3. Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:

1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.

4. К чистым веществам относится:

1. уксус 2. дистиллированная вода

3. воздух 4. молоко

5. Является веществом:

1. капля росы; 2. медная монета;

3. кусочек мела; 4. ртуть.

6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO

3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S

7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.

Задание 2. (2 балла)

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.

Задание 3. (6 баллов)

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.

Задание 4. (3 балла)

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.


Задание 5. (4 балла)

Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.

Задание 6. (6 баллов)

В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс

Задание 1. ТЕСТ (3 балла)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...

1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.

3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.

4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;

3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.

5. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;

3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .

6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задание 2. (7 балла)

Дана цепочка превращений:

X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4

K 2 XO 3 KMnO4/H+

Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Задание 3. (3 балла)

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (3 балла)

Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.

Задание 5. (3 балла)

При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

Задание 6. (5 баллов)

В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс

Задание 1. (8 баллов)

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.

Задание 2 . (3 балла)


KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .

Задание 3 . (7 баллов)

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.

Задание 4. (5 баллов)

К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.

1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.

2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.

3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.

4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.

Задание 6. (8 баллов)

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс

Задание 1. (6 баллов)

Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)


С 6 Н 14 → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5

Задание 2. (3 балла)

Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….

Задание 3. (5 баллов)

Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.

Задание 4. (5 баллов)

Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.

Задание 6. (8 баллов)

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

8 класс (макс. 24,5 баллов)

Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .

Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)

1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задание 4. 3 балла

Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Задание 5. 4 балла

Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл

Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл

Профильтровать - 1 балл

Выпарить воду – 1 балл

Задание 6. 6 баллов

1) Fe 3 O 4 2 балла

    2Fe 2 O 3 3H 2 O

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс (макс. 24 балла)

Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элемент Х – сера S 0,5 баллов

    S + О 2 = SО 2 1 балл

    2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл

    SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл

    Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл

    SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл

    2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение

– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)

Задание 3 3 балла

    4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл

    2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл

    3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл

Задание 4 3 балла

Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл

Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл

Задание 5 3 балла

Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл

1 моль 1 моль

(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль

n (X) = m (X) / M (X)

n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)

9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;

х = 56 (Fe –железо) 2 балла

Задание 6 5 баллов

Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах

Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска.

NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски.

Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора

NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски

В пробирке - HCl

Оставшийся раствор – хлорид натрия

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс (макс. 36 баллов)

Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)

Уравнения реакций:

1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)

2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O

3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl

4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O

5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)

6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)

7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)

8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr

(рекция Вюрца)

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:

Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задание 4. (5 баллов)

CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL

ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL

Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O

0.5 – балла

Рассчитаем количество вещества оксида меди (II):

N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль

0.5 – балла

Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль

0.5 – балла

Отсюда масса CuCL 2 равна:

m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г

0.5 – балла

масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г

0.5 – балла

Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2

0.5 – балла

Задание 5. 5 баллов

1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла

Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла

2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл

3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл

СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл

4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл

Задание 6. 8 баллов

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс (макс. 32 балла)

Задание 1. 6 баллов

С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2

С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t)

С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету)

С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р)

С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4)

X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла

Задание 3. 5 баллов

Яблоко не изменилось – нет кислорода.

Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа.

При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ.

Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2

CuO + H 2 → Cu +H 2 O

CuO + CO→Cu +CO 2

3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O

Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот.

Задание 4. 5 баллов

С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О

0,5 – балла

υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль

υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль

х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1

2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2

ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33%

ω (С 3 Н 8) = 67%

0,5 – балла

Задание 5 . 5 баллов

Находим молярную массу в-ва

М= 28* 1.64 = 46

Находим массу углерода

М=2.24\22,4 * 12= 1,2

Находим массу водорода

М=2,7*2\18= 0.3

2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода

а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1

Задание 6. 8 баллов

Сливаем вещества поочередно

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

1 балл

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

Выпадение осадка, затем растворение

H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4

K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2

ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4

2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2

Составление таблицы

Департамент образования Администрации ЯНАО

Ямало-Ненецкий окружной институт повышения

квалификации работников образования

Городская (районная) олимпиада

по ХИМИИ

Тексты заданий и ответов

Салехард

Пояснительная записка

Химические олимпиады способствуют пропаганде знаний по предмету, чтению учебной и научно-методической литературы , повышают интерес учащихся к химии, формируют профессиональные интересы и намерения. Они не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы.

Выполнение предложенных заданий требует от учащихся знаний теоретических основ химии, химических свойств веществ, условий протекания и признаков химических реакций, превращения веществ, а также умений решать задачи.

Задачи разнообразны как по темам, так и по уровню сложности, они нацелены на выявление и развитие творческого потенциала школьников.

В олимпиаде принимают участие победители школьного тура олимпиад.

На выполнение заданий отводится 4 астрономических часа.

1 место присуждается участникам, набравшим 75% (и более) от максимального количества баллов за все задания олимпиады.

1. Вычислите массу меди, железа и алюминия в смеси, если при действии на смесь массой 13 г раствора гидроксида натрия выделился газ объемом 6,72 л, а при действии соляной кислоты без доступа воздуха – газ объемом 8,96 л (н. у.).

(5 баллов)

2. Определите молекулярную формулу алкана, если известно, что для сжигания 6 л этого вещества потребовалось 39 л кислорода. Сколько литров углекислого газа при этом образовалось?

(5 баллов)

3. Поставьте приведенные формулы химических веществ в соответствии с областями их применения, указанными в таблице. (Решение можно записать в виде « число – буква»)

Абразивный материал

А

Боевое отравляющее вещество

Са SО4 - 0,5 Н2О

Детская присыпка

Компонент порохов

К Аl(SО4Н2О

Наполнитель электроламп

Пигмент масляных красок

Nа2 S2О3- 5 Н2О

Протрава при крашении тканей

Строительный материал

Фиксаж (фотография)

Хладагент

4. Ацетиленовый углеводород, содержащий пять углеродных атомов в главной цепи, может максимально присоединить 80 г брома с образованием продуктов реакции массой 104 г. Определите строение ацетиленового углеводорода, если известно, что он не вступает в реакцию с аммиачным раствором оксида серебра.

(5 баллов)

5. Напишите уравнения реакций, протекающих в водной среде:

а) Nа2SО3 + КМп О4 (в кислой среде) → Х + …..

б) Х + КОН → …..

(3 балла)

6. Смесь трёх газов взорвали в закрытом сосуде. Определите качественный и количественный составы продукта реакции, если первый газ был получен действием хлороводородной кислоты на 21,45 г цинка, второй – разложением нитрата натрия массой 25,5 г и третий – действием избытка хлороводородной кислоты на оксид марганца (IV) массой 2,61 г.

(5 баллов)

ХИМИЯ

10 КЛАСС

1. 1. Из данных трех металлов (Сu, Fе, Аl) только алюминий взаимодействует с раствором щелочи, поэтому можно вычислить массу алюминия в смеси.

Х моль 0,3 моль

2Аl + 2NаОН + 6Н2О = 2 Nа [Аl(ОН)4] + 3Н2

2 моль 3 моль

2.Определяем количество вещества выделившегося водорода:

ν (Н2) = V (Н2)/Vм = 6,72/22,4 = 0,3 (моль)

1. Находим массу алюминия.

Из уравнения следует:

ν (Аl) : ν(Н2) =2: 3 → ν (Аl) = 2· ν(Н2) / 3 = 2 · 0,3 /3 = 0,2 (моль)

m (Аl) = ν (Аl) · М(Аl) = 0,2· 27 = 5,4 (г).

2. Из данных металлов железо и алюминий реагирует с раствором соляной кислоты, поэтому можно вычислить объем газа, который выделяется при взаимодействии алюминия количеством вещества 0,2 моль, а затем – по оставшемуся объему газа – массу железа, содержащуюся в смеси.

0,2 моль Х моль

2Аl + 6 НСl = 2 АlCl3 + 3 Н2

2 моль 3 моль

Определяем количества вещества выделившегося водорода:

ν(Н2) = V(Н2) / Vм = 8,96 / 22,4 = 0,4 (моль)

Из уравнения следует:

ν (Аl) : ν(Н2) =2: 3 → ν(Н2) = 3 · ν (Аl) /2 = 3 ·0,2 / 2 = 0,3 (моль)

3. Находим количество вещества оставшегося водорода:

ν(Н2) = 0,4 – 0,3 = 0,1 (моль)

4. Определяем массу железа в смеси:

Х моль 0,1 моль

Fе + 2 НСl = FеСl2 + Н2

1 моль 1 моль

Из уравнения реакции следует:

ν (Fе) : ν(Н2) = 1: 1→ ν (Fе) = ν(Н2) = 0,1 моль.

Масса железа равна:

m (Fе) = ν (Fе) ·М(Fе) = 0,1· 56 = 5,6 (г).

7. Вычислим массу меди в смеси:

m (Сu) = m смеси - [ m(Аl) + m(Fе) ] = 13 – (5,4 +5,6) = 2 (г).

(5 баллов)

2. Общее уравнение сгорания алкана СnН2n+2:

СnН2n+2 + (3n +1) / 2 О2 → nСО2 + (n +1) Н2О

Объем кислорода в 6,5 раз превышает объем алкана. По закону Авогадро это означает, что для сгорания одного моля алкана требуется 6,5 моль кислорода, т. е. (3n +1) / 2 = 6,5, откуда n = 4. Формула алкана – С4Н10.

Из закона Авогадро также следует, что объем углекислого газа в n = 4 раза превышает объем алкана: V(СО2) = 4 · 6 = 24(л)

Ответ: С4Н10., V(СО2) = 24 литра.

(5 баллов)

Светочувствительное вещество (фотография)

Л

Абразивный материал

Компонент моющих средств

Са SО4 - 0,5 Н2О

Строительный материал

Хладагент

Боевое отравляющее вещество

К Аl(SО4Н2О

Протрава при крашении тканей

Наполнитель электроламп

Действующее вещество в изолирующих противогазах

Nа2 S2О3- 5 Н2О

Фиксаж (Фотография)

Пигмент масляных красок

Компонент порохов

Детская присыпка

Основа искусственных драгоценных камней

(за каждый правильный ответ 0,5 балла, итого 7 баллов)

4. К тройной связи в ацетиленовых углеводородах может присоединиться две молекулы брома:

Сn Н2n-2 + 2 Вr2 → Сn Н2n-2 Вr4

ν(Вr2) = 80 / 160 = 0,5(моль), ν(Сn Н2n-2) = 0,5 / 2 = 0,25(моль). В реакцию с бромом вступило 104 – 80 = 34 (г) углеводорода Сn Н2n-2 , следовательно его молярная масса равна М(Сn Н2n-2) = 24 /0,25 = 96 г/моль, откуда следует,

что п = 7.

Углеводород С7 Н12 не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, следовательно тройная связь находится в середине цепи. Существует только один алкин состава С7 Н12 с пятью атомами углерода в главной цепи и с тройной связью в положении 2 – это 4,4 – диметилпентин –2

СН3 – С – C ≡ C ─ СН3

(5 баллов)

а) 5Nа2SО3 + 2КМп О4 +3 Н2SО4 → 5 Nа2SО4 +2Мп SО4 +К2 SО4 +3Н2О

5 SО3 2- + Н2О –2е → SО4 2- +2Н +

2 Мп О4 - + 8Н + + 5е → Мп 2+ + 4Н2О

б) Из продуктов предыдущей реакции только сульфат марганца (вещество Х) реагирует со щелочью:

Мп SО4 +2 КОН = Мп (ОН)2 ↓ +К2 SО4

(3 балла)

6. Решение:

1..gif" width="289" height="71">

https://pandia.ru/text/78/020/images/image011_10.gif" width="67 height=23" height="23">

https://pandia.ru/text/78/020/images/image014_6.gif" width="251" height="23">

https://pandia.ru/text/78/020/images/image016_5.gif" width="217" height="71">

Таким образом, все исходные газы израсходовались полностью (0,33 моль Н2 , 0,15 моль О2 и 0,03 моль Сl2), при этом образовалось 0,3 моль, или 5,4 г, Н2О и 0,06 моль, или 2,19 г, НСl.

5. m р-ра = ?

5,4 г + 2,19 г = 7,59 г

Итак, образовался раствор соляной кислоты с массовой долей 28,8% НСl.

(5 баллов)

11 класс

1. Определите формулу предельного одноатомного спирта, если при дегидратации образца его объемом 37мл и плотностью 1,4г/мл получили алкен массой 39,2 г.

(5 баллов)

2. Через горячий 10 % - ный раствор муравьиной кислоты массой 75 г. пропускали газообразный хлор до тех пор, пока массовые доли обеих кислот в растворе не стали равными. Определите массы образовавшихся кислот.

(5 баллов)

3. Через 10 г смеси бензола, фенола и анилина пропустили ток сухого хлороводорода, при этом выпало 2,59 г осадка. Его отфильтровали, а фильтрат обработали водным раствором гидроксида натрия. Верхний органический слой отделили, его масса уменьшилась на 4,7 г. Определите массы веществ в исходной смеси.

(5 баллов)

4. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой (вещества закодированные буквами, не повторяются; Х – оксид):

А → В → карбонат натрия

Х → С → диметиловый эфир

уксусная кислота

5. При обжиге на воздухе сложного вещества массой 9,7 г образуется оксид массой 8,1 г, растворимый в щелочах, содержащий 80,2 % элемента (II) и газ, плотность которого по водороду равна 32, обесцвечивающий раствор, содержащий бром массой 16 г. Определите исходное вещество.

(5 баллов)

6. Расположите вещества в порядке возрастания энергии связи Э –Э в молекулах этана, гидрозина (Н2N –NН2), пероксида водорода, фтора. Объясните свой выбор.

(2 балла)

ХИМИЯ

11 КЛАСС

Ответы на задания и решения задач

1. 1. Определим массу спирта: m (Сn Н2n+1 ОН) = V - ρ = 37- 1,4 = 51,8 (г).

2. Составим уравнение реакции в общем виде:

Сn Н2n+1 ОН → Сn Н2n + Н2О

3. Молярная масса спирта равна:

М(Сn Н2n+1 ОН) = (12n + 2n +1 + 16 + 1) = (14n + 18) г/моль.

4. Молярная масса алкена равна:

М(Сn Н2n) = 12n + 2n = 14 n (г/моль).

5. Вычислим количество вещества спирта и алкена:

ν(Сn Н2n+1 ОН) = m (Сn Н2n+1 ОН) / М(Сn Н2n+1 ОН) = 51,8 / 14n + 18 (моль),

ν(Сn Н2n) = 39,2 /14n (моль).

6. Находим значение n. Из уравнения следует:

ν(Сn Н2n+1 ОН) = ν(Сn Н2n) или 51,8 / 14n + 18 = 39,2 / 14n,

отсюда n = 4, следовательно формула спирта С4 Н9 ОН (бутанол).

(5 баллов)

2. Решение: НСООН + Сl2 = СО2 + 2 НСl

М(НСООН) =46 г/моль, М(НСl) =36,5 г/моль

Найдем массу муравьиной кислоты в растворе – m(НСООН) = 75 · 0,1 =7,5 (г)

Пусть масса прореагировавшей муравьиной кислоты будет равна Х г. Поскольку процесс идет в одном растворе, то массы кислот тоже оказываются одинаковыми (по условию задачи – реакцию проводили до тех пор, пока массовая доля образовавшейся соляной кислоты не стала равной массовой доле непрореагировавшей муравьиной кислоты).

Выразим массу непрореагировавшей муравьиной кислоты через m2,

По уравнению реакции найдем массу образовавшейся соляной кислоты:

m(НСl) = х · 2· 36,5 / 46 , зная, что m(НСООН) = m (НСl) составим уравнение: 7,5 – х = х · 2· 36,5 / 46, х = 2,9г.

Найдем массу муравьиной кислоты - m2 (НСООН) = 7,5 –2,9 = 4,6(г)

Ответ: m(НСООН) = m (НСl) = 4,6 г

(5 баллов)

3. Решение: При пропускании через смесь сухого хлороводорода выпадает осадок хлорида фениламмония, который нерастворим в органических растворителях:

С6Н5NН2 + НСl → С6Н5NН3 Сl ↓

ν(С6Н5NН3Сl) = 2,59 / 129,5 = 0,02 (моль), следовательно ν(С6Н5NН2) = 0,02 моль, m (С6Н5NН2) = 0,02 ∙ 93 = 1,86(г).

Уменьшение массы органического слоя на 4,7 г произошло за счет реакции фенола с гидроксидом натрия: С6Н5ОН + NаОН → С6Н5ОNа + Н2О.

Фенол перешел в водный раствор в виде фенолята натрия m(С6Н5ОН) = 4,7 г.

Масса бензола в смеси составляет 10 – 4,7 – 1,86 = 3,44 (г).

Ответ: 1,86 г анилина,4,7 г фенола, 3,44 г бензола.

(5 баллов)

4. Решение: Х – Н2О, А – NаОН, В – NаНСО3, С – СН3ОН

Уравнения реакций

1. 2Nа + 2 Н2О = 2 NаОН + Н2 ;

2. NаОН + СО2 = NаНСО3 ;

3. 2NаНСО3 = Nа2СО3 + Н2О + СО2 (при нагревании) ;

4. СН3СООСН3 + Н2О = СН3ОН + СН3СООН;

5. 2 СН3ОН → СН3 - О - СН3 + Н2О;

6. (СН3СО)2 О + Н2О = 2 СН3СООН.

(за каждое уравнение по 0,5 балла, всего 3 балла)

5. Решение:

1. Определяем о каком элементе идёт речь.

В-во + О2 = ЭО + газ

100% - 80,2% =19,8% (для кислорода в оксиде).

16 мас. ч. кислорода составляют 19,8%

x мас. ч. элемента составляют 80,2%

x= , т. е. А r (Э) ,

следовательно, элемент – цинк, его оксид ZnO растворяется в щелочах.

2. Определяем формулу образовавшегося газа.

М r (газа)=

Исходя из относительной молекулярной массы газа и его свойства

обесцвечивать бромную воду, можно сделать предположение, что этот газ SO2.

3. Определяем массу SO2.

16 г х г

Br2 + SO2 + H2O=2HBr + H2 SO4

Итак, исходное вещество, по-видимому, ZnS, убедимся в этом.

4. Определяем массу цинка в оксиде цинка.

8,1 г х г

81 г 65 г

5. Определяем массу серы в оксиде серы (IV) массой 6,4 г.

6,4 г х г

64 г 32 г

6. Определяем массу (Zn + S) в веществе.

6,5 г + 3,2 г = 9,7 г

Следовательно, вещество – сульфид цинка (ZnS).

(5 баллов)

6. В ряду С – N – О – F увеличивается число несвязывающих электронных пар и, следовательно, увеличивается вызванное ими отталкивание между связанными одноименными атомами, что облегчает диссоциацию по связи элемент – элемент. Таким образом, энергия связи возрастает в ряду:

: F - F: < Н – О – О – Н < Н2N – NН2 < Н2С – СН2

Задание 8-1

Относительная атомная масса является величиной безразмерной.

Шел 1817 год. У министра Веймарского герцогства, поэта и философа Иоганна Гете собрались за вечерним чаем его друзья и родственники. Среди них были Иоганн Дёберейнер, профессор химии, жена сына герцога Мария Павловна – сестра русского царя Александра I и другие влиятельные лица. Дёберейнер сказал, что если все известные химические элементы сгруппировать по сходству их свойств и расположить по три в ряд по возрастанию атомных масс, то обнаружится нечто удивительное. Мария Павловна заметила: “Бог троицу любит…”

Задание: 1. Сгруппируйте данные химические элементы по свойствам: литий, хлор, натрий, кальций, йод, бром, барий, калий, стронций (3 элемента в каждой группе) и расположите их в порядке возрастания их атомных масс. 2. Попробуйте отгадать, что же удивительного обнаружил Дёберейнер? (5 баллов)

Задание 8-2

Наука не знает, чем она обязана воображению. Ральф Уолдо Эмерсон

Придумывая химические названия, ученые порой принимали во внимание необычные свойства нового элемента. Какие элементы получили названия по цвету и запаху простых веществ или соединений?(За каждый приведенный пример элемента 1 балл)

Задание 8-3

Новые идеи надо поддерживать. Циолковский

Осуществите превращение: Оксид 1 → кислота → соль 1 → основание → соль 2 → соль 3.

Подберите вещества и запишите уравнения реакций. (5 баллов)

Задание 8-4

Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль

Какие животные помогли ученым-химикам в открытии химических элементов или спасли им жизнь? (За каждый приведенный пример 2 балла)

Задание 8-5

Нас ждут бездны открытий и мудрости. Циолковский

В четырех пробирках содержатся бесцветные растворы карбоната натрия, фосфатанатрия, силиката натрия и нитрата серебра. Как с помощью одного реактива определить каждое вещество? (7 баллов)

Задание 8-6

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Монтескьё

Химический элемент IV группы Периодической системы, при взаимодействии с кислородом образует бесцветный газ, который выделяется при растворении шипучих таблеток в воде, при растворении в растворе щелочи образует среднюю и кислую соль.

Задание: 1. Определите химический элемент. 2. О каких соединениях этого элемента идет речь?3. Составьте уравнения реакций получения этих соединений. (7 баллов)

Решение заданий заочного тура олимпиады для 8 класса с системой оценивания

Задание 8-1

Данные элементы сгруппированы в 3 группы: Литий, натрий, калий, Хлор, йод, бром; Кальций, барий, стронций. При расположении данных элементов по возрастанию атомных масс Дёберейнер установил, что в “триаде”, атомная масса второго элемента оказывается примерно равной средне-арифметическому значению от атомных масс первого и третьего элементов

Задание 8-2

За каждый приведенный пример элемента: Бром – “бромос” - зловонный, рубидий – окрашивает спектр в красный цвет, сера – “сира” светло-желтый цвет и др.

Задание 8-3

Цепочка имеет множество решений. За каждое уравнение, соответствующее условию. 1 балл

Возможный вариант решения: Оксид серы(VI) → серная кислота → сульфат меди(II) → гидроксид меди (II) → хлорид меди (II) → хлорид серебра.

Задание 8-4

Речь идет о Куртуа, открывшего новый химический элемент йод. У него был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. В один из дней кот чего-то испугался, прыгнул на пол, но попал на бутылки, которые Куртуа приготовил для опытов. В одной из них находилась суспензия золы водорослей в спирте, а в другой концентрированная серная кислота. Бутылки разбились, и жидкости смешались. С пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на предметах в виде черных кристалликов. Это был йод.

За каждый найденный эпизод … 2 балла

Задание 8-5

Данным реактивом является соляная кислота. Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O выделяется бесцветный газ Na 3 PO 4 + HCl → ничего не наблюдаем

Na 2 SiO 3 + 2HCl → H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl наблюдаем выпадение бесцветного желеобразного осадка

AgNO 3 + HCl → AgCl↓ + HNO 3 наблюдаем выпадение белого осадка

Задание 8-6

1. Химический элемент – углерод 2. Углекислый газ СО 2 , карбонат натрия Na 2 CO 3, гидрокарбонат натрия NaНCO 3 3. С +О 2 →СО 2 СО 2 + NaOH → NaНCO 3 СО 2 +2 NaOH → Na 2 CO 3 + H 2 O

Комплект задач для очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Кто ищет – тот всегда найдет!

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов. (2 балла)

Задача 8-2

Светлое тело, которое ковать можно. М.В.Ломоносов

Один из химических элементов был выделен еще в XVI в. немецким химиком и металлургом Георгиусом Агриколой. В “Алхимическом словаре” Руланда (1612) он отнесен к металлам и назван “легчайшим, бледнейшим и дешевейшим свинцом”. В России его называли то “нимфой”, то “глаурой”. Происхождение современного названия тоже покрыто тайной. Одни считают, что оно происходит от арабских слов “би исмид” - похожий на сурьму. Другие предполагают, что название элемента древнегерманского происхождения и означает “белый металл”. Третьи утверждают, что название произошло от двух немецких слов – “визе” (луг) и “мутен” (рудник), поскольку в немецкой Саксонии элемент издавна добывают в рудниках, расположенных среди лугов округа Шнееберг. Задание: Что это за элемент? Опишите его положение в Периодической системе.Определите состав высшего оксида данного элемента.

Задача 8-3

Точное логическое определение понятий –условие истинного знания. Сократ

Предложите различные варианты классификации данных неорганических веществ:

CO 2 , NO, NO 2 , Na 2 O, Al 2 O 3 , SiO 2 , P 2 O 5 , Cr 2 O 3 , CuO, ZnO

Задача 8-4

Хорошая идея состоит из большого количества маленьких идей. Томас Эдисон

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений. (6 баллов)

Задача 8-5

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших
основой для ее построения. Вернадский

Расшифруйте данную цепочку реакций, составьте к ней уравнения реакций (все вещества в цепочке содержат атомы железа): 56 → 127 → 90 → 72 → 56 (11 баллов)

Задача 8-6

Все соли состоят из какой-либо кислоты и
какой-либо щелочи… Немецкий химик и аптекарь О.Тахений

Приведите примеры солей, в реакциях которых с кислотами и со щелочами выделяются газообразные продукты. Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной форме.

Задача 8-7

Что и требовалось доказать. Евклид

В бутылке, цилиндре, колбе, банке находятся магний, гидроксид бария, сульфат меди (II), серная кислота. Магний и сульфат меди (II) не в бутылке, сосуд с гидроскидом бария стоит между колбой и сосудом с серной кислотой. В банке не гидроксид бария и не вещество, имеющее блеск. Цилиндр стоит около сосуда с веществом голубого цвета.

Задание: Узнайте содержимое каждого сосуда.Составьте уравнения реакций, протекающих при попарном смешивании содержимого этих сосудов. (14 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 8 класса

Задача 8-1

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром

4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть. Всего: 2 балла.

Задача 8-2

Элемент-путаник – это висмут , легкоплавкий металл красновато-белого цвета, последний по номеру элемент Периодической системы, не обладающий естественной радиоактивностью, порядковый номер 83, 6 период, V группа, главная подгруппа, состав высшего оксида Вi 2 О 5

Задача 8-3

Все приведенные в условии задачи вещества являются оксидами, поэтому необходимо привести классификацию оксидов по различным признакам:

А) оксиды металлов и неметаллов Б) основные, кислотные, амфотерные, другие

В) солеобразующие, несолеобразующие Г) газообразные, твердые

Д) бесцветные, окрашенные

Задача 8-4

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов) 1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задача 8-5

Так как все вещества в цепочке содержат атомы железа, а цепочка начинается с вещества 56, следовательно, в основе шифра лежат атомные и молекулярные массы веществ (Ar (Fe)=56).

Цепочка реакций выглядит так:Fe → FeCl 2 → Fe(OH) 2 → FeO → Fe

1) Fe + 2HCl → FeCl 2 + H 2 2) FeCl 2 + 2NaOH → Fe(OH) 2 ↓+ 2NaCl

3) Fe(OH) 2 → FeO + H 2 O 4) 2FeO + C→ 2Fe + CO 2

Задача 8-6

Соли аммония: карбонаты, сульфиты, сульфиды и соответствующие кислые соли.

Например: NH 4 HCO 3 + HCl → NH 4 Cl + CO 2 + H 2 O NH 4 HCO 3 + NaOH→ NH 3 + H 2 O + NaHCO 3

Задача 8-7

Цилиндр - Mg колба - CuSO 4 бутылка - Ba(OH) 2 банка - H 2 SO 4

Mg + CuSO 4 → MgSO 4 + Cu признаки реакции – раствор обесцвечивается, выделяется порошок розового цвета – медь Mg + H 2 SO 4 → MgSO 4 + H 2 признаки реакции – выделяется газ без цвета CuSO 4 + Ba(OH) 2 → BaSO 4 ↓ + Cu(OH) 2 ↓ признаки реакции – выпадение осадка

Ba(OH) 2 + H 2 SO 4 → BaSO 4 ↓ + 2H 2 O признаки реакции – выпадение осадка белого цвета

Комплект задач для очного тура олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Всё хорошо, что в меру. Гиппократ

Отрывок из повести Хаггарда “Жемчужина Нила”: “Она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин … и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли”.

Задание: Объясните почему Клеопатра смогла выпить “крепкий уксус”, а также составьте уравнение реакции. (3 балла)

Задача 9-2

Вселенная - это разнообразие в единстве. Оноре де Бальзак

Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозиться сжечь Б , справа – отравить ядовитый Д , а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и совсем не ясно, что от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру. Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех радует. Задание: Определите, кто такие А, Б, Д, Е?

Задача 9-3

Составьте уравнения реакций к цепочке реакций: Fe 0 → Fe +2 → Fe +3 → Fe +2 → Fe 0 → Fe +3

Задача 9-4

Опыт - это не то, что происходит с вами;
это то, что вы делаете с тем, что происходит с вами. Сэр Исаак Ньютон

Юный химик насыпал в первую колбу аммиачную, норвежскую и кальциевую селитры; во вторую колбу насыпал мел, а также чилийскую и аммиачную селитру; в третью колбу – натриевую и индийскую селитру, а также поташ. Задание: Сколько веществ окажется в смеси, образованной смешением содержимого: а) первой и второй колбы; б) всех трех колб?

Задача 9-5

Наука борется с суевериями,
как свет с потемками. Менделеев Д.И.

Однажды алхимик сказал своему господину, что может показать ему “шайтана”, принимающего образ жидкости, пожирающей золото. Алхимик показал хану, как рождается “шайтан”. Он поглотил газообразный красно-бурый оксид другим, жидким оксидом. При этом получилась сильная кислота и новый бесцветный газообразный оксид, который на воздухе снова превращался в бурый газ. Затем алхимик смешал полученную сильную кислоту с поваренной солью и бросил в смесь золотой перстень. Перстень стал покрываться пузырьками газа, а потом…исчез. Эмир приказал запечатать сосуд с дьявольской жидкостью в землю, а алхимика заключить в подземелье. Задание: Д окажите, что алхимик не виновен, и найдите химический смысл его действиям. (7 баллов)

Задача 9-6

В каждой естественной науке заключено столько истины,
сколько в ней есть математики. Иммануил Кант

В 25 мл раствора 20%-ной соляной кислоты растворили 4,0 г сульфида железа (II), после выделения газа в раствор добавили 1,68 г железных опилок. Рассчитайте массовые доли веществ в полученном растворе. (8 баллов)

Задача 9-7

Знание - настолько ценная вещь,
что его не зазорно добывать из любого источника. Фома Аквинский

В доме лондонского ювелира исчез алмаз необычного голубого цвета. Срочно приглашенный в дом знаменитый сыщик Шерлок Холмс обратил внимание на баллон с хлором, отводная трубка от которого была погружена в колбу с раствором пероксида водорода. “Где хранился алмаз?” – спросил Холмс. “В маленьком алюминиевом футляре, который стоял вот здесь”, – ответил ювелир и показал на серую кучку пепла рядом с включенной горелкой. “Алмаза уже не вернуть”, – заметил Шерлок Холмс. Задание: Ювелир прислал нам схему места происшествия и попросил вас объяснить, что же все-таки случилось?

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 9 класса

Задача 9-1

Состав жемчуга – СаСО 3 , уксуса – СН 3 СООН СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О

Задача 9-2

Определены элементы А, Б, Д, Е: А – сера, Б – кислород, Д – хлор, Е - фосфор ……4 балла

Задача 9-3

Составлены уравнения реакций: 1. Fe +2HCl →FeCl 2 + H 2 2. 2 FeCl 2 + Cl 2 → 2 FeCl 3

3. 2 FeCl 3 + Fe → 2 FeCl 2 4. 3 FeCl 2 + 2 Al → 2AlCl 3 + 3 Fe 5. 2Fe + 3Cl 2 → 2FeCl 3

Задача 9-4

Определены формулы названных веществ: аммиачная селитра – NH 4 NO 3 , норвежская селитра – Ca(NO 3) 2 , кальциевая селитра - Ca(NO 3) 2 , чилийская селитра - NаNO 3 , индийская селитра - КNO 3 , натриевая селитра - NаNO 3 , мел – СаСО 3 , поташ К 2 СО 3

Задача 9-5

Определены вещества: красно-бурый газ – это диоксид азота, жидкий оксид – вода, при взаимодействии между собой дают азотную кислоту и монооксид азота, который легко окисляется на воздухе до NO 2 При добавлении к азотной кислоте поваренной соли идет образование соляной кислоты, таким образом, получается смесь кислот (азотной и соляной) – “царская водка”, которая химически растворяет золото: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O

Задача 9-6

Составлены уравнения реакций: FeS + 2HCl → FeCl 2 + H 2 SFe + 2HCl → FeCl 2 + H 2

n(HCl)=0,151 моль, n(FeS)=0,0455 моль, n(Fe)=0,03моль Определено вещество в избытке: HCl – 0,06 моль – в первой реакции, во второй реакции вещества прореагировали полностью

Вычислены количества образующихся веществ: n(FeCl 2)=0,0455 моль, n(H 2 S)=0,0455 моль,

n(H 2)=0,03моль Определена масса образовавшегося раствора: m(р-ра)= m(р-ра HCl) + m(FeS) + m(Fe) –m(H 2 S) – m(H 2) = 27,5 + 4,0 + 1,68 – 1,55 – 0,06 = 31,57 г Определены массовые доли веществ в растворе: w(FeCl 2) = 17,85%.

Задача 9-7

Составлены уравнения реакций: ювелир не закрыл кран баллона с хлором, начались реакции:

Cl 2 + H 2 O 2 → 2HClO HClO + H 2 O 2 → O 2 + HCl + H 2 O 4Al + 3O 2 →2 Al 2 O 3 C + O 2 → CO 2

Комплект задач для очного тура олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

То, что мы знаем, - ограничено,
а то, чего мы не знаем - бесконечно. Апулей

Самки бабочки медведицы сигнализируют самцам с помощью пахучего вещества – аттрактанта. Это 2-метил-замещенный алкан. Его относительная молекулярная масса равна 254. Составьте структурную формулу данного алкана. (2 балла)

Задание 10-2

Хлорофилл (от греч. chlorós - зеленый и phýllon - лист),
зеленый пигмент растений, с помощью которого
они осуществляют фотосинтез .

Хлорофилл является важным пигментом обусловливающим зеленый цвет листьев растений. При сжигании 89,2 мг хлорофилла в избытке кислорода получаются следующие вещества: 242 мг газа, которым обычно газируют напитки, 64, 8 мг жидкости, составляющей основу этих напитков, 5,60 мг газа, которого больше всего в земной атмосфере и 4,00 мг белого порошка, который является оксидом металла II А группы. Задание: Определите формулу хлорофилла, учитывая, что его молекула содержит только один атом металла.

Задание 10-3

Недостаточно только получить знания:
надо найти им приложение. Гёте И.В.

Расшифруйте именные реакции в органической химии:

  • 13≡13 + 18 → 44
  • 16 + 63 → 61 + 18
  • 3 * 14 = 14 + 2 * 158 + 4 * 18 → 3 * 62 + 2 * 87 + 2 * 56
  • 2 * 95 + 2 * 23 → 15 – 15 + 2 * 103. (8 баллов)

Задание 10-4

Я предпочитаю то, что можно увидеть,
услышать и изучить. Гераклит Эфесский

Перед вами в трех шкатулках находятся: в первой – натуральный и фальшивый бриллианты; во второй – натуральный и фальшивый жемчуг; в третьей – натуральное и поддельное золотое изделие. Задание: С помощью каких химических реакций можно отличить натуральные объекты? (6 баллов)

Задание 10-5

Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон

Составьте уравнения реакций: ан → ин → аль → овая → ат → ол → диен → ен.

Задание 10-6

Опыт всему учитель. Юлий Цезарь

Цианид калия – один из самых сильных ядов, и хранят его обязательно в сейфе под замком. Но однажды утром лаборант, вынув из сейфа банку с надписью KCN, обнаружил, что крышки нет, характерный запах миндаля исчез, а между тем объем содержимого не уменьшился. Анализ показал, что вещество в банке вовсе не цианид калия, при приливании к нему соляной кислоты наблюдалось характерное шипение. Задание: Определите, что за вещество в банке, и кто виноват в пропаже? (5 баллов)

Задание 10-7

Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит.
Ломоносов

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества. (10 баллов)

Решение заданий очного тура школьного этапа олимпиады для 10 класса

Задание 10-1

Определена молекулярная формула алкана: С 18 Н 38

Задание 10-2

Определены вещества: углекислый газ, вода, азот, оксид магния Определены количества вещества элементов в молекуле: n(C)=5,5 ммоль, n(H)=7,2 ммоль, n(N)= 0,4 ммоль, n(O)= 0,5 ммоль, n(Mg)= 0,1 ммоль Определена молекулярная формула: C 55 H 72 N 4 O 5 Mg

Задание 10-3

Реакция Кучерова: СН≡СН + Н 2 О → СН 3 – СНО Реакция Коновалова: СН 4 + НNО 3 → СН 3 NО 2 + Н 2 О Реакция Вагнера:3СН 2 =СН 2 +2KMnO 4 + 4Н 2 О → 3CН 2 ОН- CН 2 ОН + 2КОН + 2MnО 2

Реакция Вюрца: 2 СН 3 Br + 2 Na → CH 3 – CH 3 + 2 NaBr

Задание 10-4

Предложены методы анализа и составлены уравнения реакции:

Бриллианты – правильно отшлифованные алмазы и состоят из чистого углерода. Они полностью сгорают в атмосфере кислорода с образованием только углекислого газа, поддельные бриллианты (стекло, хрусталь) либо не горят, либо при сгорании дают твердые продукты. Натуральный жемчуг представляет собой природную разновидность карбоната кальция, подобно всем карбонатам жемчуг растворяется в кислотах: СаСО 3 +2 СН 3 СООН → (СН 3 СОО) 2 Са + СО 2 + Н 2 О, поддельные жемчужины, изготовленные из стекла или пластмассы, не растворяются в кислотах, или не выделяют СО 2. Чистое золото растворяется в “царской водке”, образуя желтый раствор: Au + 4HCl + HNO 3 → H + NO + 2 H 2 O, поддельные золотые изделия могут быть изготовлены из сплавов меди и др. веществ, они растворяются в соляной или азотной кислоте.

Задание 10-5

Метан → ацетилен → этаналь → уксусная кислота → этилацетат → этанол → бутадиен → бутен

Задание 10-6

Определено вещество в банке – КНСО 3 Виновники пропажи углекислый газ и влага воздуха. Чем дольше банка была открытой, тем быстрее шел гидролиз цианида калия, в результате обратимого гидролиза получались летучий циановодород и гидроксид-ионы.

Задание 10-7

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задания были составлены с использованием данной литературы:

1. Еремина Е.А., Рыжова О.Н. Cправочник школьника по химии Под ред. Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина М.: Издательство “Экзамен”, 2006.- 512 с. (Серия “Справочник школьника”)

2. Занимательные задачи по химии/ Под ред. Н.Е. Дерябиной. – М.: ИПО “У Никитских ворот”, - 48 с.: ил.

Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова.- 2-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М.: Химия, 1994 г.

5. Тюльков И.А., Архангельская О.В., Павлова М.В. Система подготовки к олимпиадам по химии. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.

6. Фигуровский Н.А. Открытие элементов и происхождение их названий. – М.: издательство “Наука”, 1970 г.

7. Четвертая Соровская олимпиада школьников 1997-1998. М.: МЦНМО, 1998. – 512 с.

Олимпиадные задания по химии

Олимпиадные задания по химии 9 класс

Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 10 класс

  1. В водно-спиртовом растворе хлорида цинка было обнаружено 1,806·10 22 хлорид-ионов и 11,56 г соли, не распавшейся на ионы. Определите степень диссоциации соли (в %) в этом растворе.

  • Неизвестный алкен массой 7 г присоединяет бромоводород, объём которого одинаков с объёмом метана массой 2 г (н.у.) Найдите молекулярную формулу алкена и напишите структурные формулы его изомеров.
  • При пропускании 15,68 л смеси метана, углекислого газа и угарного газа через раствор гидроксида калия, взятого в избытке, объем исходной смеси уменьшился на 8,96 л (н.у.). Для полного сгорания оставшейся смеси потребовалось 6,72 л (н.у.) кислорода.
    Определите объемные доли компонентов в исходной смеси.
  • Соль А является соединением металла Х , окрашивающим бесцветное пламя газовой горелки в жёлтый цвет. При нагревании до 300°С А разлагается с образованием хорошо растворимой в воде соли Б . Взаимодействие раствора гидроксида кальция с раствором соли Б или с раствором соли А приводит к выпадению осадка вещества В , которое разлагается при нагревании до 1000°С на газ Г (без запаха) и твёрдое вещество Д . Пропускание газа Г через раствор соли Б приводит к образованию А .
    Определите вещества А Д , напишите уравнения реакций.
  • Составьте уравнения реакций (укажите условия их протекания), с помощью которых можно осуществить превращения, назовите вещества А–Г .
    ацетат натрия → А → Б → В → Г → этиленгликоль
  • Олимпиада по химии. Олимпиадные задания по химии 11 класс

    1. Как вы можете объяснить такие термины, как «твердые растворы» и «жидкие кристаллы», которые на первый взгляд не соответствуют традиционным представлениям о растворах и кристаллах. Какими свойствами обладают твердые растворы и жидкие кристаллы?

  • Химик получил образцы трех металлов серебристо-белого цвета и нашел способ как их быстро различить. Для этого он подверг образцы действию кислот и раствора гидроксида натрия. Результаты его исследования представлены ниже.

    Условные обозначения: «+» - реакция идет, «–» - металл не реагирует.

    Определите какие металлы могли быть получены химиком и напишите соответствующие уравнения реакций.

  • После обработки смеси двух сложных эфиров избытком раствора щелочи в полученном водном растворе найдены следующие вещества: глицерин, фенолят натрия, ацетат натрия и нитрат натрия. Определить формулы сложных эфиров, написать уравнения реакций и указать условия их протекания.

  • А реакция замещения > В реакция соединения > С реакция замещения > D реакция обмена > Е
  • Составьте уравнения реакций по схеме:
    Cu → CuSO 4 → Cu(OH) 2 → Cu 2 O → CuO
  • Газообразный углеводород объемом 50 мл, плотность которого по водороду больше 8, полностью окислили до углекислого газа и воды. После конденсации паров воды объем газовой смеси составил 120 мл. Вычислите объем избыточного кислорода, если известно, что исходный и конечный объемы газов измерены при одинаковых условиях.
  • Ответы и решения на сайте.