Школьная энциклопедия. Бертель Торвальдсен (1770–1844) Смотреть что такое "Торвальдсен" в других словарях

Бертель Торвальдсен

«В центре Копенгагена расположено здание, мимо которого нельзя пройти, не обратив внимания, - пишет О. Малинковская в журнале «Юный художник». - Приближаясь к нему с фасада, вы в первую очередь увидите огромные двери, объединённые наличниками с окнами второго этажа. Их стиль невольно вызовет у вас ассоциации с древней архитектурой. Если обходить здание справа или слева, перед глазами предстанет роспись, размещённая в виде фриза на высоте человеческого роста. Все изображённые заняты разными делами: женщины оживлённо беседуют, вездесущие мальчишки, сбившись в кучки, наблюдают, с каким трудом тянут лошади огромные скульптуры, установленные на повозках-катках. Другие скульптуры поменьше, но тоже достаточно массивные, рабочие передвигают на специальных подставках. Действие происходит не только на земле: здесь же изображены несколько лодок с людьми. Ваш взгляд задержится на фигуре пожилого седовласого мужчины, который сходит на берег, приветствуемый встречающими. Изображённые люди принадлежат к самым разным слоям общества, но все захвачены одним событием, каждый является его частицей. Что же это за событие? Что скрывается за стенами этого дома?

Росписи, тайну которых не сможет раскрыть человек, не знакомый с историей Дании, для любого датчанина не являются загадкой. Украшая музей знаменитого скульптора Бертеля Торвальдсена - славы и гордости Дании, - росписи рассказывают, как торжественно встречали его соотечественники по возвращении на родину».

Бертель Торвальдсен родился в Копенгагене 19 ноября 1770 года. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. «Я испытывал страсть к рисованию, - вспоминал позднее скульптор. - Увидев однажды, как я занимаюсь этим на дверях и стенах дома, один из приятелей отца заметил, что у меня определённо есть дар, и спросил отца, не собирается ли тот отдать меня в Академию художеств. Я, мечтая об этом, упросил настоять на таком решении моей судьбы». Так в 1781 году Бертель становится учеником Королевской академии художеств в Копенгагене.

Вскоре юноша был награждён по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году - малой золотой. Одному из своих учителей - Николаю Абильгору - он помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене - Амалиенборге.

Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное искусство. Работы молодого Торвальдсена на родине не только показали его подающим блестящие надежды учеником, но и вполне самостоятельным художником.

В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф «Пётр исцеляет хромого», а с ним - право пенсионерства в Италии. Это давало возможность получать стипендию и продолжать учёбу в Италии. Однако уехать в Рим Торвальдсен смог лишь спустя четыре года. Уже на раннем этапе творчества он выделялся среди своих коллег тщательностью исполнения, грамотным построением скульптуры с учётом всех возможных точек восприятия её.

В 1796 году Торвальдсен отправился в Рим, куда прибыл 8 марта 1797 года. Отныне этот день он отмечает как день своего рождения.

Как пишет Луначарский:

«Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом, - ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, - но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения - эстетизм и гуманизм!

Здесь, в Риме, Торвальдсен не только мог насмотреться греческой красоты, но и попал в ближайший круг друзей самого Гёте, группировавшихся вокруг такого человека, как Вильгельм фон Гумбольдт. Таким образом, условия были до крайности благоприятны для развития его таланта».

В своём первом отчёте в Копенгагенскую академию почти сразу по прибытии, в 1798 году, он пишет: «Я уже видел и изучил здесь лучшие произведения». Много времени проводит Торвальдсен в галереях Ватикана. А прогулки по Ватикану становятся для него одним из любимых занятий.

Описание одной такой ночной прогулки даёт в своей повести «Орест Кипренский» К. Паустовский: «Художники стояли неподвижно. Кипренский всматривался в неясную игру огня на тёплом камне. Он старался закрепить в памяти движения теней, сообщавшие необычайную живость лицам героев и мраморных богинь… „Ну что же, камень живёт?“ - тихо спросил Торвальдсен. „Живёт“, - глухо ответил Кипренский. „Друзья, - веско сказал Торвальдсен, - только так рождаются образы от античной скульптуры и создаются в тайниках нашей души законы мастерства“».

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу.

Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы «Вакх и Ариадна», а особенно скульптуры «Язон» (1803). «Язон» представил все основные черты стиля великого мастера: совершенную простоту и ясность композиционного построения, предпочтение мужественным и благородным характерам; крепкую, уверенную лепку формы.

Л. И. Таруашвили отмечает:

«Ясон, каким его изобразил Торвальдсен, уже совершил движение шага, перенеся тяжесть корпуса на опорную ногу, так что образ героя схвачен скульптором в едва уловимый момент неподвижности, которая готова сейчас же смениться новым движением. Характер этого нового движения зрителю заранее ясен. Хотя поза Ясона максимально устойчива, однако она совершенно чужда архаической застылости: она отражает предшествующий момент действия и чревата последующим, одновременно является и следствием, и причиной. И всё-таки связь настоящего момента с последующим движением далеко не так недвусмысленна, как с предыдущим. Статуя „Язона“ отражает в себе двузначность классического образа: действия героя включены в причинно-следственную связь событий, однако внутренне герой отстранён от этих событий и сохраняет способность к их беспристрастной оценке; он движется во „временном потоке“ и одновременно торжествует над превратностями времени силой своего духа».

О статуе Торвальдсена «Язон» Антонио Канова сказал, что это новое слово в скульптуре. Благодаря «Язону» молодой скульптор быстро приобрёл известность в кругах любителей искусства. К нему поступает множество заказов. Художника посещают знатные путешественники, у него появляются средства, чтобы расширить мастерскую, привлечь для работы учеников и подмастерьев. Подчас у Торвальдсена трудилось до пятидесяти человек.

При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своём он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.

Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причём обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал её карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов.

Им были, в частности, созданы: «Амур и Психея», «Адонис», «Марс и Амур», «Венера с яблоком», «Геба», «Ганимед с орлом», «Пастух», «Поход Александра Македонского», «Танцовщицы», «Три грации»; рельефы «Ахилл и Брезенда», «Приам, умоляющий отдать тело Гектора» и ряд других.

В 1818 году Торвальдсен заканчивает работу над скульптурой «Меркурий со свирелью». История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Торвальдсен Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и оригинальность позы поразили скульптора. Он прошёл было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу всё в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить детали положения. Затем наскоро пообедав, Торвальдсен немедленно вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьёзно взялся за работу над моделью «Меркурия».

Торвальдсен выбрал из сюжета, казалось, спокойный, а на самом деле захватывающий момент. Безобидно-праздное положение полусидящей, полустоящей фигуры Меркурия с только что отнятою от губ свирелью маскирует кровавый замысел. Правая нога на самом деле прижимает пяткой ножны меча, чтобы легче было вытащить последний свободною рукою. Черты лица и поза фигуры выражают напряжённую бдительность и готовность перейти к действию. Последнее передано в особенности превосходно - так и кажется, что Меркурий сейчас встанет и выхватит меч.

В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена - собора Богоматери. Художник создаёт ансамбль, включающий в себя двенадцать фигур апостолов, размещённых вдоль стен центрального нефа собора, фигуру Христа в апсиде и изображение коленопреклонённого ангела. Все статуи Торвальдсен исполнил в величину, больше натуральной.

«В фигуре Христа, - пишет Малинковская, - сочетаются движение навстречу людям и статичность. Его руки словно закрывают собой людей, оберегают их и в то же время отстраняют, не подпускают к себе. Застывшие, как бы погружённые в себя образы апостолов создают у входящего в храм настроение самоуглублённости, сосредоточенности, отречения от мирской суеты».

В том же двадцатом году Торвальдсен возвращается в Италию, где много работает над заказами разных европейских стран: Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы: Копернику для Краковского собора (1823), Шиллеру в Штутгарте (1835), Байрону в Кембридже (1831), папе Пию VII в соборе Святого Петра в Риме (1824–1831) и т. д.

Торвальдсен проявил себя и как блестящий портретист. Он создал немало великолепных портретов. Среди тех, кого изобразил скульптор, были царствующие особы - Наполеон, Александр I, польский король Понятовский, а также и великие поэты - лорд Байрон, Шиллер.

Воистину, образцом гармонии, ясности, чистоты формы стала портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И. И. Барятинского.

«Барятинская изображена в задумчивой позе, голова чуть склонена вправо, - отмечает Малинковская. - Левая рука придерживает ниспадающую шаль, правая поднята к лицу. Идеально прекрасен овал лица княгини, чудесно сложена фигура, угадывающаяся сквозь складки одежды. Грациозна и в то же время исполнена достоинства поза. Безупречной линией очерчивает Торвальдсен силуэт, складки одежды струятся, образуя плавный ритм. Портрет Барятинской, созданный в 1818 году, признан одним из выдающихся произведений европейской пластики первой трети XIX века».

В 1825 году Торвальдсена избирают президентом Римской академии святого Луки, а в 1833 году - президентом Академии художеств в Копенгагене. Он был также почётным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана.

В 1838 году Торвальдсен решил окончательно вернуться на родину. Здесь ему был оказан грандиозный приём. Остальные годы своей жизни великий скульптор посвятил отечеству. Крупными его работами в этот период являются фризы: «Въезд Христа в Иерусалим» и «Шествие на Голгофу». Кроме них, он исполнил много мелких произведений и усиленно занимался разработкой плана и устройством (на средства, собранные всенародной подпиской) музея, в котором должны были поместиться все его произведения.

В завещании скульптора говорится:

«Я передаю в дар городу Копенгагену в Дании произведения искусства… состоящие из принадлежащих мне картин, скульптур, барельефов, гравюр и литографий, медалей и т. п., предметов как античных, так и современных, а также работ по камню, золотых изделий, античной бронзы, этрусских ваз, терракоты, книг, египетских и греческих древностей и других предметов, относящихся к наукам и изящным искусствам».

Торвальдсен скончался внезапно в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени. Музей начал сооружаться по плану архитектора Виндесбеля ещё при жизни скульптора. Здесь собрано 80 статуй, 130 бюстов, 240 рельефов прославленного мастера.

Посетители в благоговейном молчании пребывают в этом царстве классической красоты. Ничто не отвлекает внимания от созерцания истинно прекрасных творений выдающегося представителя классицизма в скульптуре.

Торвальдсен воспитал целую плеяду учеников. На долгое время его искусство стало эталоном.

Из книги Энциклопедический словарь (Т-Ф) автора Брокгауз Ф. А.

Торвальдсен Торвальдсен (Бертель или Альберт Thorvaldsen) – один из величайших скульпторов, род. в Копенгагене 19 ноября 1770 г. Отец Т., исландец по происхождению, был резчиком по дереву и, желая иметь в сыне помощника, пристроил его, в 1787 г., в ученики копенгагенской академии

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ /1692-1770/ «Джузеппе Тартини, - писал Давид Ойстрах, - принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет свое художественное значение до нашего времени. В музыке Тартини прежде всего привлекает ее

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН /1770-1826/ В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта Бетховена родился сын, который был назван Людвигом. Это был уже второй по счету Людвиг: первый родился на два года раньше и вскоре умер. Точная дата его рождения неизвестна. В те времена не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

45. ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН (1770–1827) Людвиг ван Бетховен, величайший из всех композиторов, родился в 1770 году в Германии в городе Бонн. Его талант проявился в раннем возрасте. Первые опубликованные работы Бетховена датированы 1783 годом.В молодости он посетил Вену, где был

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Людвиг Ван Бетховен (1770–1826) В Бонне в декабре 1770 года в семье придворного музыканта Бетховена родился сын, который был назван Людвигом. Это был уже второй по счету Людвиг: первый родился на два года раньше и вскоре умер. Точная дата его рождения неизвестна. В те времена не

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Дмитрий Голицын (1770–1840) Князь Дмитрий Дмитриевич Голицын происходил из знаменитого и знатного рода. Его отцом был Дмитрий Алексеевич Голицын, посол России в Нидерландах, а матерью - графиня Адельгейда-Амалия фон Шметтау, дочь прославленного прусского

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Мериветер Льюис (1770–1838) Американский путешественник. Во время путешествия по Северной Америке вместе с У. Кларком проследил все течение Миссури, поднявшись на лодках от устья великой реки до ее главного истока включительно на расстояние более 4700 километров. Дневники

Бертель Торвальдсен - выдающийся представитель позднего классицизма в скульптуре. Родился в Копенгагене (Дания) в 1770 г. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. Закончил Королевскую академию художеств в Копенгагене. Главным его наставником был датский скульптор Видевельт, который научил любить и понимать античное искусство. В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф «Пётр исцеляет хромого», а с ним — право пенсионерства в Италии, что давало возможность продолжать учёбу в Италии, в Риме.

«Ганимед с орлом», 1817-29 Museum Copenhagen

Как пишет Луначарский: «Он привёз с собою в Рим из Дании не только душу, пропитанную самоновейшим для того времени сентиментализмом — ничуть не искусственным, однако, и почерпнутым у самого источника прочного мещанства, — но и восторженную любовь к человеку, к прекраснейшему, что может видеть в мире око: гармонически развитому человеческому телу. Никакое мещанство не могло заслонить основную ноту нового Возрождения — эстетизм и гуманизм! В Риме Торвальдсен не только мог насмотреться греческой красоты, но и попал в ближайший круг друзей самого Гёте, группировавшихся вокруг такого человека, как Вильгельм фон Гумбольдт. Таким образом, условия были до крайности благоприятны для развития его таланта».

«Венера с яблоком»

Из наиболее знаменитых работ скульптора можно назвать — скульптуры «Венера с яблоком» (1813-1816), «Амур и Психея» (1807), «Ганимед с чашей и орлом» (1804), медальоны «Три грации» (1817-1819), «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817), «Меркурий со свирелью» (1818), «День и Ночь» (1814-1815) и другие.

Торвальдсена по праву считают одним из самых продуктивных скульпторов в истории искусства. Это была полностью его собственная заслуга - работал Торвальдсен совершенно неутомимо. Перед тем, как начать лепить модель, он по двадцать (и более!) раз набрасывал и перерисовывал её карандашом в эскизах…

«Венера с яблоком»

Можно сказать, что все его лучшие работы воссоздают античные сюжеты. В то время бытовало мнение, что только Торвальдсен может прочувствовать и отразить суть античного искусства Рима и Греции.

В Италии Торвальдсен и провёл большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу. Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы «Вакх и Ариадна», а особенно скульптуры «Язон» (1803).

Портретная статуя княгини Марии Фёдоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И.И. Барятинского. 1818

Он запечатлел в камне и мраморе как монархов (Александра I), так и многих представителей аристократических семей со всего мира. Он создавал и памятники, наиболее известные из них - Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835-1839 гг), Дж. Байрону (Кембридж, 1830-1831 гг), Н. Копернику (памятник Н. Копернику в Варшаве, 1829-1830 гг), Юзефу Понятовскому (памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820-1829 гг).

"Три грации"

«Пастух»

«Пастух»

«Меркурий со свирелью», 1818, Thorvaldsen Museum, Copenhagen

Goddess of Hope, 1859

Амур и Психея

Napoleon Bonaparte. 1830

The Lion of Lucerne, designed by Bertel Thorvaldsen and hewn in 1820-21 by Lukas Ahorn.

«Марс и Амур»

Статуя Вулкана

«Язон» (1803)

Геракл

Лорд Джордж Гордон Байрон

Фридрих Шиллер

Фигура папы Пия VII в соборе Святого Петра в Риме (1824-1831)

Музей Торвальдсена

Музей Торвальдсена

Торвальдсен занимался не только мифологической и портретной скульптурой, помимо этого он много времени уделял разработке библейских и христианских тем. Ещё при жизни скульптора его религиозные работы были обвинены в бездушности и холодности. Античная форма, отстраненная от предмета, никак не сочеталась с пылкой и горячей христианской проповедью. И уже во второй половине 19 века он, как и многие другие художники того времени, стал подвергаться критике со стороны искусствоведческих кругов. Это было результатом общей реакции на классицизм. Произведения Торвальдсена были объявлены не только напыщенными, но и холодными, не имеющими подлинного чувства. А работы из мрамора сравнивали с глыбами льда. Единственное государство, где культ скульптора остался неизменным - это Дания.

Музей Торвальдсена

George Gordon Byron (Lord Byron)

Музей Торвальдсена

Музей Торвальдсена

Marianna Florenzi (1829-58)

The three graces hear the song of the cupid

Cupid and the Three graces.

Аллегория ночи

Shepherdess with basket cupids.

Achilles and Penthesilea, 1837

Cupid and the Swan and the Kids take the fruit

Cupid And Bacchus

Jupiter and Nemesis

Minerva and Prometheus.

Leda and the Swan

Neal and Naiads II

Hercules and Hebe

Cupid riding on a lion

Cupid in the Sky

Cupid Venus shows a bee sting

Cupid and Jupiter

http://starbeak.livejournal.com/84852.html Музей Бертеля Торвальдсена (Копенгаген)

Бертель Торвальдсен - датский художник и скульптор. Бертель Торвальдсен родился 19 ноября 1770 года в Копенгагене. Отец, исландец по происхождению, был резчиком по дереву. Он не имел большого таланта, но зато сумел привить сыну интерес к скульптуре и рисованию. В 1781 году Бертель становится учеником Королевской академии художеств в Копенгагене. Вскоре юноша был награжден по классу скульптуры малой и большой серебряными медалями, в 1791 году - малой золотой. Одному из своих учителей - Николаю Абильгору - он помогает в отделке королевской резиденции в Копенгагене - Амалиенборге. Главным его наставником в Копенгагене был даровитый датский скульптор Видевельт, который научил Торвальдсена любить и понимать античное искусство. В 1793 году Торвальдсен получил Большую золотую медаль за рельеф "Петр исцеляет хромого", а с ним право пенсионерства в Италии. Это давало возможность получать стипендию и продолжать учебу в Италии. Однако прибыть в Рим Торвальдсен смог лишь 8 марта 1797 года. Отныне этот день он отмечает как день своего рождения.
В Риме Торвальдсен попал в ближайший круг друзей самого Гете, группировавшихся вокруг Вильгельма фон Гумбольдта. Много времени проводит Торвальдсен и в галереях Ватикана. В Италии Торвальдсен провел большую часть своей жизни, около сорока лет, никогда не забывая своей маленькой родины. Он постоянно был связан с Копенгагеном, посылал туда закупаемые им антики, а перед смертью завещал все свои произведения городу. Успеху в Риме и продлению командировки способствовало создание группы "Вакх и Ариадна", а особенно скульптуры "Язон" (1803). "Язон" представил все основные черты стиля великого мастера совершенную простоту и ясность композиционного построения, предпочтение мужественным и благородным характерам; крепкую, уверенную лепку формы. Благодаря "Язону" молодой скульптор быстро приобрел известность в кругах любителей искусства. К нему поступает множество заказов. Художника посещают знатные путешественники, у него появляются средства, чтобы расширить мастерскую, привлечь для работы учеников и подмастерьев. При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своем он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа. Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причем обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов. Им были, в частности, созданы "Амур и Психея", "Адонис", "Марс и Амур", "Венера с яблоком", "Геба", "Ганимедсорлом", "Пастух", "Поход Александра Македонского", "Танцовщицы", "Три грации"; рельефы "Ахилл и Брезенда", "Приам, умоляющий отдать тело Гектора" и ряд других. В 1818 году Торвальдсен заканчивает работу над скульптурой "Меркурий со свирелью". История происхождения этой удивительной статуи в высшей степени характерна для уяснения того, как работал Торвальдсен. Однажды, отправляясь обедать, Торвальдсен заметил полусидящего, полустоящего в дверях дома молодого итальянца. Красота и оригинальность позы поразили скульптора. Он прошел было мимо, но с полдороги вернулся и, застав юношу все в той же позе, не замедлил хорошенько запомнить детали положения. Затем, наскоро пообедав, Торвальдсен вернулся домой, чтобы засесть за эскиз новой статуи, а на другой день уже серьезно взялся за работу над моделью "Меркурия". В 1820 году Торвальдсену поручают скульптурное оформление главного собора Копенгагена - собора Богоматери. Художник создает ансамбль, включающий в себя двенадцать фигур апостолов, размещенных вдоль стен центрального нефа собора, фигуру Христа в апсиде и изображение коленопреклоненного ангела. Все статуи Торвальдсен исполнил в величину, больше натуральной. В том же двадцатом году Торвальдсен возвращается в Италию, где много работает над заказами разных европейских стран Польши, Германии, Англии, Италии, Дании. В основном это памятники-монументы Копернику для Краковского собора (1823), Шиллеру в Штутгарте (1835), Байрону в Кембридже (1831), папе Пию VII в соборе Святого Петра в Риме (1824-1831) и т.д.
Торвальдсен проявил себя и как блестящий портретист. Он создал немало великолепных портретов. Среди тех, кого изобразил скульптор, были царствующие особы - Наполеон, Александр I, польский король Понятовский, а также и великие поэты - лорд Байрон, Шиллер. Воистину, образцом гармонии, ясности, чистоты формы стала портретная статуя княгини Марии Федоровны Барятинской, жены известного русского дипломата И. И. Барятинского. В 1825 году Торвальдсена избирают президентом Римской академии святого Луки, а в 1833 году - президентом Академии художеств в Копенгагене. Он был также почетным членом Французской и Российской академий художеств, академий Берлина, Мюнхена, Флоренции, Милана. В 1838 году Торвальдсен решил окончательно вернуться на родину. Здесь ему был оказан грандиозный прием. Остальные годы своей жизни великий скульптор посвятил отечеству. Крупными его работами в этот период являются фризы "Въезд Христа в Иерусалим" и "Шествие на Голгофу". Кроме них, он исполнил много мелких произведений и усиленно занимался разработкой плана и устройством (на средства, собранные всенародной подпиской) музея, в котором должны были поместиться все его произведения. Торвальдсен скончался в Копенгагене 24 марта 1844 года, присутствуя на вечернем спектакле в Королевском театре. Тело Торвальдсена погребено под простой каменной плитой в середине двора, образуемого четырьмя флигелями музея его имени, в котором собрано 80 статуй, 130 бюстов и 240 рельефов прославленного мастера.
Ясон, 1803-1803 год. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Геба, 1806 год. Музей Торвальдсена, Копенгаген

Ганимед, кормящий орла Зевса, 1817 год. Музей Торвальдсена

Бертель Торвальдсен (Тhorvaldsen), (1770-1844), датский художник, скульптор, представитель направления неоклассицизма.
Бертель Торвальдсен - наиболее значительное имя неоклассической скульптуры. Он поднялся из бедности на самый пик богатства и успеха. Вся жизнь Торвальдсена представляла собой романтизм восемнадцатого и девятнадцатого веков.
При всей любви к творчеству античных скульпторов, например Фидия или Праксителя, Торвальдсен, однако, не стал их слепым подражателем. Античное искусство было для Торвальдсена, в сущности, лишь источником вдохновения, в самом же творчестве своем он всегда оставался в высшей степени индивидуальным, верным своему своеобразному гению, одинаково сильному и в области статуи, и в области рельефа.
Для выражения мощных художественных идей служили Торвальдсену крупные статуи, рельеф же давал исход целому сонму грациозно-шаловливых, нежно-любовных и других мыслей и чувств, постоянно волновавших его фантазию. Работал Торвальдсен неутомимо, причем обыкновенно, прежде чем приступить к лику задуманной модели, набрасывал ее карандашом и разрабатывал в эскизах, иногда до двадцати и более раз. С 1803 по 1819 год Торвальдсен исполнил множество крупных и мелких статуй и рельефов.
орвальдсен был одним из самых плодовитых скульпторов в истории искусства. Почти все его лучшие вещи - на античные сюжеты. Современникам казалось, что именно он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима. Грандиозный фриз с изображением деяний Александра Македонского в Квиринальском дворце он создал в 1812 г. всего за три месяца, с расчётом на предстоящий визит в Рим Наполеона. Среди других известных работ - скульптуры Ганимед с чашей и орлом (1804), Амур и Психея (1807), Венера с яблоком (1813-1816), медальоны День и Ночь (1814-1815), Меркурий со свирелью (1818), Ганимед, кормящий Зевсова орла (1817), Три грации (1817-1819) и проч.

Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались спросом по всей Европе. Он увековечил в мраморе не только монархов (напр., Александра I), но и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Одно из лучших его портретных изображений - автопортрет (1839). Торвальдсен также является автором памятников Юзефу Понятовскому (Памятник князю Юзефу Понятовскому в Варшаве, 1820-1829), Н. Копернику (Памятник Николаю Копернику в Варшаве, 1829-1830), Дж. Байрону (Кембридж, 1830-1831), Ф. Шиллеру (Штутгарт, 1835-1839).

Помимо портретной и мифологической скульптуры, Торвальдсен довольно много разрабатывал библейские и христианские темы. Правда, уже при жизни автора его религиозные работы обвиняли в холодности и бездушности: отстранённая от предмета античная форма отказывалась сочетаться с горячей христианской проповедью. Начиная со второй половины XIX века он, подобно многим другим художникам, стал подвергаться нападкам со стороны искусствоведческих кругов вследствие общей реакции на классицизм. Его произведения называли напыщенными, лишёнными подлинного чувства, его мрамор сравнивали с глыбами льда. Только в Дании культ Торвальдсена без изменений сохранился до наших дней.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 11.05.2017 16:21 Просмотров: 1920

Это скульптурная композиция «Умирающий лев». Правда, работа выполнена швейцарским скульптором Лукасом Ахорном, но по эскизу Б. Торвальдсена.

Б. Торвальдсен, Л. Ахорн «Умирающий лев» (Люцерн)
Композиция посвящена памяти швейцарских гвардейцев, павших при сопротивлении штурму дворца Тюильри в день восстания 10 августа 1792 г.
Всмотритесь в эту скульптуру: мимика животного выражает почти человеческое страдание.
Композиция представляет собой горельеф, высеченный в отвесном скальном выступе за прудом. Изваяние (9 м) расположено в нише длиной 13 м и высотой 6 м. Умирающий лев лежит, положив голову на правую лапу, которая лежит на щите с изображением лилии – символа короля Франции, которого защищали герои-гвардейцы. В изголовье льва – другой щит с гербом Швейцарии. Левое плечо льва пронзено копьём.
Над барельефом в скале высечена латинская надпись HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI («Верности и отваге швейцарцев»); ниже барельефа латинские цифры 760 и 350 (число павших и уцелевших воинов). У подножия монумента в камне вырезаны имена погибших солдат и офицеров.

Общий вид композиции
Александр Герцен в «Былом и думах» так описал эту скульптурную композицию: «В Люцерне есть удивительный памятник; он сделан Торвальдсеном в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью».

Биография Бертеля Торвальдсена (1770-1844)

Иоганн Гертнер. Портрет Торвальдсена (1839)
Родился в Копенгагене в 1768 г. (по другим данным – в 1770 г.). Его отец, выходец из Исландии, был резчиком по дереву.
Окончив Копенгагенскую Академию художеств, Бертель В 1797 г. уехал в Рим изучать античное искусство. Оно перевернуло все его представления о прекрасном и всю его жизнь – в Италии он остался на 40 лет.

В 1802–1803 гг. он создал скульптурное изображение «Ясон с золотым руном» , которому дал высокую оценку А. Канова. Поддержанный знаменитым скульптором, Торвальдсен быстро завоевал громкую славу. Его стиль отличался гармоничностью, изяществом, некоторой идеализацией – все эти черты были заимствованы им у античных авторов. Почти все его лучшие вещи – на античные сюжеты.

Б. Торвальдсен «Венера с яблоком». Мрамор. Высота 160,8 см
Богиня раздора Эрида была обижена тем, что ее не пригласили на свадебный пир Пелея. Она решила отомстить богам и тихонько подбросила на стол золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между тремя богинями (женой Зевса Герой, богиней любви Афродитой и воительницей Афиной) возник спор: кому по праву принадлежит золотое яблоко? Богини обратились к Зевсу, но тот отказался быть судьей. Прекраснейшую из трех богинь должен был выбрать сын царя Трои Парис. Парис отдал яблоко Афродите (в римской мифологии - Венера).

Искусствоведы отмечают самодостаточность образов Торвальдсена, они как бы не нуждаются в зрителе, живут сами по себе. Такова «Венера с яблоком».
Торвальдсен получал престижные заказы, создавая в мраморе или в бронзе фигуры и скульптурные группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, которые обычно были проникнуты возвышенным и благородным духом.

Б. Торвальдсен «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817)

Ганимед – сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Прельстившись необычайной красотой юноши, Зевс похитил его, послав за ним орла (или сам превратился в орла). Ганимед был вознесен на Олимп, где стал виночерпием: разливал богам нектар и подносил амброзию.
Изящная композиция отличается естественностью и грацией.

Б. Торвальдсен. Памятник Николаю Копернику в Варшаве
В 1838 г. Б. Торвальдсен вернулся на родину и жил в Копенгагене. Он был первым датским художником, получившим широкое международное признание. Торвальдсен заботился о развитии искусства в своей стране, в 1833 г. возглавил копенгагенскую Академию художеств. Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе с моделями своих работ в специально построенном для этого неоклассическом здании (1839-1848, архитектор М.Г. Биннесбёль), где завещал себя похоронить; здесь был открыт музей Торвальдсена и искусства его времени.

Музей Торвальдсена (Копенгаген)
Умер Торвальдсен в Копенгагене 24 марта 1844 г.
Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались популярностью в Европе. Он создал мраморные бюсты монархов и многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Одно из лучших его портретных изображений – автопортрет.

Б. Торвальдсен. Автопортрет (1839)

Б. Торвальдсен. Бюст Александра I
Считается, что обстоятельства, в которых формировался характер будущего императора, способствовали развитию в нём черт нерешительности, раздвоенности, подозрительности. Эти черты отмечал и датский скульптор Б. Торвальдсен, создавая его бюст, а А.С. Пушкин написал эпиграмму «К бюсту завоевателя»:

Напрасно видишь тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей двуязычен.
Таков и был сей властелин:
К противочувствиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.

Б. Торвальдсен работал также над библейскими и христианскими темами.

Статуи апостолов в кафедральном соборе Копенгагена