Школа злословия с татьяной толстой. Школа злословия (телепередача). Татьяна Толстая и «Школа злословия»

(Извините за красочность и позу - кросспост из моего личного блога, ну, я думаю, здесь список тоже может кому-то пригодиться. Добавляйте).

"Школа злословия" выходит в эфир уже больше восьми лет, так что выбрать десять лучших передач весьма затруднительно. Все субъективно. Список несет социальную окраску, скорее из серии "must see", чем развлекательная программа, и сколько же раз я могла ошибиться, чего-то не учесть, тем паче, что не все видела. Тем не менее.

Отец Александр Борисов
(передача от 19.12.2005)

На моей памяти три раза приходили в студию священники, и только один пролил свет. Подруга говорила, что эта передача была некоторой ступенькой на ее пути к вере. Два года назад показывала на Новый год родителям (вместо телевизора), тоже прониклись.
http://video.google.com/videoplay?docid=-6666246503951556475#

Чулпан Хаматова
(передача от 30.10.2006)
С выпуска прошло четыре года, фонд Чулпан "Подари жизнь" приобрел известность и размах. Тогда ее деятельность была только в стадии становления. Почти вся передача - монолог Чулпан о том, как она начала помогать детям, больным раком крови, с чем столкнулась. Для тех, кто не в курсе - весьма полезно было бы ознакомиться.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=379824

Евгений Александров
(передача от 20.09.2010)
Свежачок. Все, что вы хотели узнать о Петрике. Просто беспредел какой-то. И как удивительно, что Александров не испугался рассказать, надеюсь, ему за это ничего не будет.
http://video.yandex.ru/users/macheha2009/view/124

Дмитрий Морозов
04.02.2008
Бывший радио-журналист основал деревню, где воспитывает с последователями приемных детей. Передача полезна для тех, кто интересуется психологией беспризорников, отношениями их с приемными родителями. А вообще полезна всем.
http://video.google.com/videoplay?docid=-7533856466238241316#

Александр Храмчихин
22.09.2008
Про состояние нашей армии, откуда есть пошла дедовщина, когда упал статус военных и какие существуют пути развития.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1129909

Юлия Гиппенрейтер
21.09.2009
Великолепный психолог - о том, как следует разговаривать с детьми и между собой, чтобы сохранить здоровые и счастливые отношения в семье.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2260404

Григорий Померанц
24.11.2008
Мыслитель и философ. Ему, кажется, за девяносто лет, выглядит соответствующе, а говорит так, что невозможно оторваться. Абсолютно ясный ум. Рассказывает о своей жизни, о том, как перестал бояться смерти на войне, о комиссиях и тюрьмах в советское время и о своей любви.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1296592

Ну вот, для приличия включаю условно развлекательный блок
Николай Фоменко
Сентябрь 2004
Запрещенная по какой причине, угарная передача про Россию и русский народ.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3044798

Евгения Пищикова
20.10.2008
Журналист, этнограф. C потрясающим вкусом и тактом рассказывает про обычаи и случаи в провинции.
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1194164

Линор Горалик
22.10.07
О чем она рассказывала? Кажется, о себе. О взглядах. Но так интересно о себе и взглядах не рассказывал никто и никогда (на мой вкус, конечно).

Родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье с богатыми литературными традициями. В семье было 7 детей.

Семья

Дед по отцовской линии - Алексей Николаевич Толстой.

Бабушка по отцовской линии Наталия Толстая-Крандиевская была поэтессой.

Дед с материнской стороны - известный литературный переводчик Михаил Лозинский.

Отец - Никита Алексеевич Толстой, физик, общественный и политический деятель.

Сестра - Наталия Толстая, писательница.

Брат - Толстой, Иван Никитич - филолог, историк эмиграции, специализируется на периоде холодной войны. Обозреватель Радио Свобода.

Сын - Артемий Лебедев, дизайнер, художественный руководитель Студии Артемия Лебедева.

Второй сын - Алексей Лебедев, фотограф, архитектор компьютерных программ, ведет блог на ЖЖ, живет в США. Женат.

Лучшие дня

Творчество

Окончила отделение классической филологии Ленинградского университета.

Она переехала в Москву в начале 1980-х и начала работать в издательстве «Наука» корректором. Первый рассказ Т. Толстой «На золотом крыльце сидели…» был опубликован в журнале «Аврора» в 1983. С того времени вышло в свет 19 рассказов, новелла «Сюжет». Тринадцать из них составили сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Потере», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 - «Сомнамбула в тумане».

Толстую относят к «новой волне» в литературе, называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова, Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я».

О себе говорит: «Мне интересны люди „с отшиба“, то есть к которым мы, как правило, глухи, кого мы воспринимаем как нелепых, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком и была жизнь, да и сами они были подарком, но никто им этого не объяснил».

Татьяна Толстая жила и работала в Принстоне (США), преподавала русскую литературу в университетах.

Ранние годы

Русская писательница Татьяна Никитична Толстая появилась на свет в Ленинграде. Татьяна родилась в семье с богатыми литературными традициями – дедушка Толстой по линии матери – поэт Михаил Лозинский, дедушка по линии отца – известный советский писатель Алексей Толстой; его жена, бабушка Татьяны – поэтесса Наталья Крандиевская. Отец будущей писательницы – доктор физических наук, профессор Никита Толстой. Семья Толстых была многодетной, у Татьяны было семеро братьев и сестёр.

Татьяна Толстая в программе Познера

Окончив школу, Татьяна Толстая поступает на филологический факультет Ленинградского университета (ныне – СПбГУ). Специализация Толстой – древние языки: латынь и греческий. В 1974 году Татьяна оканчивает университет и выходит замуж за филолога А. Лебедева, переезжая вскоре вместе с мужем в столицу. В Москве Толстая устраивается на работу в Главную редакцию восточной литературы при издательстве «Наука», где на должности корректора она проработала почти десять лет, до 1983 года.

Год увольнения из «Науки» стал для Толстой годом литературного дебюта. В том же году Татьяна дебютирует и как литературный критик, опубликовав в «Вопросах Литературы» свою первую критическую статью. Толчком к началу литературного творчества для Татьяны стала операция на глазах. После коррекции зрения в те году повязку снимали минимум через месяц, и в то время, пока Толстая лежала без дела с повязкой на глазах, в ее голове стали рождаться первые сюжеты, впоследствии превратившиеся в рассказы «На золотом крыльце сидели…», «Соня», «Свидание с птицей».

Дебют Татьяны Толстой в литературе

Литературный дебют писательницы состоялся в 1983 году. В журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…». Литературные критики и читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, по итогам года произведение было признано лучшим литературным дебютом 1983 года. В произведении калейдоскопично были представлены впечатления ребенка, начиная от заурядных бытовых событий и обыденных встреч до таинственных и сказочных персонажей, рожденных детской фантазией.

После успеха рассказа в так называемых «толстых журналах» - «Новый мир», «Аврора», «Звезда» - публикуются ее рассказы «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Любишь - не любишь» (1984) и другие. Всего в период с 1983 по 1988 год в советской периодике было опубликовано больше двадцати рассказов, составивших в 1987 году дебютный сборник писательницы «На золотом крыльце сидели…». В рассказ помимо опубликованных ранее и готовящихся к печати вошли нигде не публиковавшиеся «Милая Шура», «Факир» и др. В 1988 году Татьяна Толстая стала членом Союза писателей СССР.

В отличие от первой публикации, другие произведения Татьяны Толстой были встречены критикой не столь восторженно. Толстую обвиняли в «густоте письма», чересчур насыщенной образности с одной стороны, и «шаблонности», построении всех рассказов по одному сценарию с другой. Несмотря на нападки критиков, Татьяна Толстая становится уважаемым в писательской среде самобытным, независимым автором. Кроме Толстой, тогда почти никто не отваживался писать о «городских сумасшедших» - старушках, гениальных поэтах, слабоумных инвалидах, живущих и погибающих в мещанской городской среде. В 1989 году Толстая становится членом Русского ПЕН-центра.

Жизнь за границей

С 1990 года Татьяна Толстая переезжает в Соединенные Штаты Америки, обосновываясь в Принстоне. В Штатах писательница преподает русскую литературу и русское литературное творчество в Скидморском колледже, читает лекции в университетах и сотрудничает с такими журналами, как «New York review of books» и «The New Yorker». Кроме того, Толстая заинтересовывается изменениями в русском языке за рубежом под действием окружающих людей и событий, пишет несколько научных статей на тему эмигрантского русского и его различий с литературным русским языком. Программной статьей ее исследований тех лет становится эссе «Надежда и опора», в котором писательница приводит ряд интересных гипотез, выводов, дает примеры эмигрантских американизмов в разговорном русском языке Соединенных Штатов.


С 1991 года Татьяна Толстая начинает работать колумнистом в «Московских новостях», где ведет знаменитую авторскую колонку «Своя колокольня». Через некоторое время Татьяна входит в состав редколлегии журнала «Столица», сотрудничает с «Русским Телеграфом». Не оставляет Татьяна Никитична и литературную деятельность: девяностые ознаменовались выходом таких ее книг, как «Любишь - не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999) в соавторстве с сестрой Натальей Толстой в 1998 году выходит книга «Сёстры». В те же годы Татьяна становится популярной и за рубежом – ее рассказы издаются на французском, английском, немецком, шведском. В 1998 году Толстая становится одним из основателей и входит в редколлегию американского литературного журнала «Контрапункт». В 1999 году Татьяна возвращается на Родину. В России писательница продолжает заниматься журналистикой, преподавать и создавать литературные произведения.

«Кысь» и другие романы Татьяны Толстой

В начале двухтысячных Татьяна Толстая отходит от короткого жанра, в котором она писала с самого начала литературной деятельности. Из-под ее пера начинают выходить крупные романы. В 2000 году в свет выходит дебютный роман Толстой «Кысь», благосклонно встреченный критиками и публикой. Книга достаточно быстро становится бестселлером и получает премию «Триумф».


Во многих театрах России и зарубежья роман был использован в качестве основы для постановок спектаклей, с 2001 года в эфире «Радио России» звучит литературный радиосериал по мотивам романа (сценарист и руководитель проекта – Ольга Хмелева). Коммерческий успех Толстая закрепила в 2001 году, выпустив сразу три книги - «День», «Ночь» и «Двое» общим тиражом более двухсот тысяч экземпляров. XIV Московская международная книжная ярмарка вручает Татьяне Толстой главный приз в номинации «Проза». В 2002 году писательница становится главным редактором издания «Консерватор».

Татьяна Толстая и «Школа злословия»

С 2002 года Татьяна Толстая появляется в телеэфире. Первым появлением писательницы стало участие в программе «Основной инстинкт», с октября того же года совместно с Авдотьей Смирновой Толстая ведет телепрограмму «Школа злословия». С первого по третий сезон являлась членом жюри телешоу «Минута славы». В программе «Большая разница» дважды появлялись пародии на Толстую – один раз писательницу пародировали как члена жюри «Минуты славы», а второй – как соведущую «Школы злословия». В 2003 году программа Толстой и Смирновой получает премию ТЭФИ в номинации «Лучшее ток-шоу».

«Та самая Азбука Буратино»

С 2010 года Татьяна Толстая начинает писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве с Ольгой Прохоровой она выпускает книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой дедушки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Идея книги, по словам Толстой, родилась еще тридцать лет назад, однако времени и вдохновения на реализацию проекта не хватало. Однажды в разговоре со своей племянницей, Ольгой Прохоровой, Толстая упомянула об этом, и та, загоревшись идеей, предложила написать книгу в соавторстве. В итоге произведение заняло второе место в рейтинге детской литературы XXIII Московской книжной ярмарки.

Татьяна Толстая о безответной любви

Личная жизнь Татьяны Толстой

Татьяна Толстая замужем за филологом Андреем Лебедевым, у нее двое детей. Старший сын – Артемий, известный дизайнер и руководитель ведущей арт-студии России «Студия Артемия Лебедева». Младший сын Алексей живет в США, фотограф, программист, архитектор компьютерных программ. Алексей женат, детей у него нет. скачать

Реферат на тему:

Школа злословия (телепередача)



План:

    Введение
  • 1 О программе
  • 2 История
  • 3 Создание передачи
  • 4 Запрет передач
  • 5 Награды и номинации
  • 6 Список гостей «Школы злословия»
  • Примечания
  • 9 Адрес для писем

Введение

«Шко́ла злосло́вия» - разговорная телепередача. Ведут передачу Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова.


1. О программе

Как утверждают создатели программы, её цель - психологический анализ образа героя, так называемый «психоанализ имиджа». Ведущие по ходу беседы с гостем пытаются раскрыть и показать его качества, скрытые черты характера, зачастую неизвестные не только публике, но и самому герою программы.

Гостями являются люди из различных областей науки, творчества, социальной сферы, политики, шоу-бизнеса.

2. История

Название взято по одноименной пьесе Ричарда Шеридана.

В течение 2-х лет выходила в эфир на телеканале «Культура» (с октября 2002 по май 2004, отснято целых 72 выпуска, в эфир вышли только 68).

С сентября 2008 года шоу проходит в студии с новыми декорациями и без зрителей. Также теперь в программу могут приглашаться сразу два гостя. Также после разговора гость делится своими впечатлениями от участия в программе, о проведённой беседе (раньше ведущие обсуждали гостя).


3. Создание передачи

Декорации программы

Программу снимают 2 дня подряд с 8 утра до 12 ночи (от 4 до 8 программ за день!) с перерывами в 20 минут.

Гостей программы выбирают сами ведущие. В поле их интересов попадают не только люди науки и искусства, но и политики, общественные деятели, представители шоу-бизнеса.

Ведущие совместно написали книгу «Кухня «Школы злословия»» (Издательство: «Кухня», 2004 год) и приняли участие в создании сборника рассказов «Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно» (Издательство: «Фонд помощи хосписам «Вера»», 2009 год), все средства от реализации которого будут направлены в Фонд помощи хосписам «Вера».


4. Запрет передач

Некоторые программы по каким-либо причинам не выходят в эфир: будь то нежелание гостей программы либо вследствие административного ограничения, либо иных органов «цензуры».

Список гостей передач, не вышедших в эфир на канале «Культура», и список гостей передач, не вышедших в эфир на канале «НТВ».

Также список невышедших программ обсуждается в сообществе «Школы Злословия» в Живом Журнале, в дневниках участников программы.

В начале 2004 года Владимир Сунгоркин открыто конфликтовал с авторами программы, которых называет «бессовестными людьми» . В письме в «Российскую газету» он писал .


5. Награды и номинации

«Школа злословия» - обладатель премии «ТЭФИ - 2003» в номинации «Ток-шоу».

Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова - финалистки «ТЭФИ - 2004» в номинации «Интервьюер».

6. Список гостей «Школы злословия»

Примечания

  1. Дуня Смирнова о программах не увидевших эфир (Лениздат.ру) - www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1066829-0.html
  2. В.Сунгоркин, главный редактор «Комсомольской правды» - www.rg.ru/2004/02/13/zloslovie.html
  3. shkola_zlo: emiliuss потихоньку вываливает нам скрыт - community.livejournal.com/shkola_zlo/125143.html
  4. dolboeb: Школа злословия: 6 запрещённых имён - dolboeb.livejournal.com/1315289.html?thread=55488985
  5. Уточнения Сунгоркина - В. Сунгоркин - "По поводу "Школы злословия"" - Российская Газета - Главный редактор "Комсомольской правды" в связи с п … - www.rg.ru/2004/02/13/zloslovie.html
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 00:21:44
Похожие рефераты: Школа злословия ,

"Программа "Школа злословия" не будет выходить с нового сезона. Она закрывается в силу экономических обстоятельств", – сообщила в четверг "Интерфаксу" пресс-служба НТВ.

Ведущая программы Татьяна Толстая отказалась давать интервью на эту тему, недоступной для комментариев оказалась и другая ведущая Авдотья Смирнова.

"Вот еще интересная новость.
"Школу Злословия" закрыли.

Мы вели ее с 2002 года. Сколько у нас было гостей, мы еще подсчитаем, сейчас и не соображу. Несколько сотен...

Мы благодарим всех, кто помогал нам ее делать...

Мы благодарим каналы "Культура" и НТВ, бесконечно долго терпевшие наши неформатные личности и вольные разговоры.

Мы благодарим наших дорогих гостей, которые терпеливо досиживали до конца записи, – от нас ушел только один человек, художник Шилов, оскорбленный тем, что мы любим Ван Гога больше чем Шишкина. Но как же иначе? Ведь у Шишкина было все: и два уха, и утро в сосновом лесу, а у Ван Гога – одно, и звездная ночь! Как же не полюбить его?

Теперь у нас нет ни одного уха. Прощайте, дорогие наши, верные зрители!"

Автор идеи "Школы злословия", теле- и кинокритик утверждает, что телеканал, который объясняет закрытие экономическими, коммерческими причинами, лукавит: "Школа злословия" никогда и не претендовала ни на какую прибыль. Она была репутационной программой. Ее за это приняли на НТВ и держали долгое время, но сейчас на репутацию всем наплевать:

Сегодня господствует право на бесчестье


– Понятно, что программа уже довольно давно самому каналу, его руководству кажется обузой. Она недостаточно рейтинговая, оттого ее еще, наверное, и двигали по сетке вещания и задвинули за полночь. Но она является обузой и в философском смысле. Слишком много интеллектуальной субстанции у этой программы – для канала, который с утра до вечера выстреливает криминальными сериалами и сенсационными разоблачениями в сфере шоу-бизнеса. Канал ее держал исключительно, я думаю, чтобы немножко репутацию свою отбелить. Но, видимо, сегодня в этом нет надобности. В конце концов, восторжествовал тот принцип, который был в свое время предъявлен героем Достоевского из "Бесов" Кармазиновым – сегодня господствует право на бесчестье. Это великое право. Это уже легализованное право. Репертуар нашего телевидения его успешно реализует.

"Школа злословия" появилась 12 лет назад. Богомолов вспоминает, как телекомпания "Тон" братьев Смирновых пригласила его консультантом для создания программы с участием Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой:

Проблема глубины, видимо, сегодня в российском телевидении – это такое самое трудное. Это как слишком соленое море, которое не пускает вглубь

– Я вспомнил, как я обеих писательниц видел на каком-то фестивале, как они общались, как они разговаривали. У меня возникла идея, плюс такая пара, и я вспомнил название известной пьесы "Школа злословия". Идея была проста – попробовать медиаперсонажей, которые появляются, как правило, в масках, иногда произвольных, иногда нет, их от этих масок отлепить и показать лицо. Было очень важно, чтобы этим занимались пишущие люди, умеющие работать со словом, умеющие работать со смыслами. Поэтому Смирнова и Толстая были идеальными в этом смысле персонажами. Идея была радостно встречена и достаточно быстро реализована сначала на канале "Культура". Позже возникли проблемы, связанные с тем, что канал не хотел политики, хотел, чтобы гостями Толстой и Смирновой были в основном люди культуры и искусства. Поэтому в какой-то момент эта программа переехала на канал НТВ, который в этом отношении тогда был более свободным. Там она достаточно долго жила. А сейчас уже другое время. Эта программа, или телеканал "Дождь", или какие-то еще другие программы на канале "Культура" или РЕН-ТВ – они являют собой пример альтернативного телевидения – больше интеллекта, больше свободы. Там есть место для свободных людей, умеющих думать, людей, стремящихся в глубину. Проблема глубины, видимо, сегодня в российском телевидении – это такое самое трудное. Это как слишком соленое море, которое не пускает вглубь.

Телекритик Слава Тарощина считает, что "Школа злословия" не была политизированной, и замечает, что программа в какой-то степени себя изжила:

В последнее время мне казалось, что сами ведущие утратили интерес к этой программе. У них не горел глаз

– Ничего там такого оппозиционного, "страшного" не звучало. Просто она была чужеродна каналу изначально и, я думаю, на этой чужеродности и строилась стратегия бытования этой передачи в эфире. Вообще, программа существовала на канале НТВ 10 лет. Это очень много по нынешним временам. В последнее время мне казалось, что сами ведущие утратили интерес к этой программе. У них не горел глаз. Нужно сказать, что были очень удачные выпуски. Я считала ее для себя обязательной для просмотра. Но этого уже давно нет. Я ее пропускала. Не всегда были интересные люди. И все чаще краска была черно-белой – если нравится гость, то тогда шоколад в мармеладе, если не нравится – наоборот.

Богомолов не считает, что программа себя изжила, по его мнению, она трансформировалась:

У программы остался потенциал, связанный с тем, что на телевидении растет дефицит думающих людей


– Программа задумывалась как такое противопоставление внешнего имиджа реальному человеку. Иногда это получалось довольно драматически. Потом программа трансформировалась в разговор с малоизвестными, но очень интересными собеседниками. Это было проблемой для самого канала, потому что каналы желают только, чтобы были раскрученные персонажи. Когда происходило некое первооткрытие, это воспринималось в штыки. Конечно, еще проблема была в том, что канал сначала достаточно благодушно относился к выбору гостей ведущими, а затем стали достаточно жестко и категорично контролировать это. Но у программы остался потенциал, связанный именно с тем, что на телевидении растет дефицит думающих, размышляющих и просто внутренне свободных людей, которые и были в основном героями этой программы.

О проблемах с подбором героев вспоминает и Слава Тарощина: "Я помню, что был скандал с Леонидом Парфеновым, который запретил ее демонстрировать. Был скандал с художником Шиловым, который обиделся, что в его присутствии вспомнили Ван Гога. Был еще случай, когда программа очень не понравилась Петру Авену, и он ее как бы вроде даже чуть ли не выкупил. Если говорить о каком-то политическом подтексте, то в эфир не вышли программы с Евгенией Альбац и Антоном Носиком, который еще в пору предыдущих "майданов" как-то очень распространялся на эту тему. Так что политически были сняты только несколько передач".

Некоторые гости тоже умерщвляются. Часть из них, особо живучие или везучие, выживают, но, конечно, бесследно это не проходит

Программы "Школы злословия" снимались с эфира несколько раз , и причин этого называлось несколько – и решения "сверху", и желание самих гостей. Это порождало бурные обсуждения в интернете. В 2008 году Толстая написала в своем блоге : "Задолбали немножечко желающие знать правду о цензуре на ТВ. Ну что же. Расскажу. Павильоны, где проходят съемки, всегда расположены в диких, глухих местах... Территория обнесена забором, поверх его – колючая проволока, по углам – вышки. Периметр просматривается и простреливается... На ногах у ведущих ножные кандалы, на руках ручные кандалы, во рту кляпы... Некоторые гости умерщвляются. Часть из них, особо живучие или везучие, выживают, но, конечно, бесследно это не проходит. Так, Антон Носик, передача с которым не вышла в эфир (пленка была размагничена и все следы его пребывания на канале стерты), вынужден прикрывать пулевое отверстие на затылке специальной вязаной шапочкой..." .

Богомолов замечает, что закрытие программы – это не вопрос политики, но проявление общей тенденции – "когда на всех каналах зажимали, задавливали всякие проявления дискуссионности":

– Естественно, начинал сужаться круг. Это как оказаться в каком-то коридоре – шаг в сторону невозможен. Приходилось соблюдать какие-то навязанные правила. Постепенно происходило сужение коридора, в котором они могли работать и в свободной беседе быть самими собой, скажем так.

Слава Тарощина довольно оптимистично полагает, что закрытие "Школы злословия" может быть неокончательным и даже пойти программе на пользу: "Ведущим эта передышка тоже нужна, чтобы как-то переосмыслить, собрать силы. Если у нас еще на телевидении не окончательно пропащие люди в ранге топ-менеджеров, то я думаю, что программа появятся через какое-то время на каком-либо другом канале, а может быть, даже и на этом".

У Юрия Богомолова оптимизма гораздо меньше – он замечает, что теперь под ударом оказалась телекомпания "Тон", и это пример трудностей мелких телекомпаний – производителей эфирного продукта:

– Телекомпания "Тон" – небольшая, там три или четыре программы, которые были достаточно заметны на "Культуре". Цикл программ с ныне покойным Бенедиктом Сарновым и замечательный цикл программ с Иваном Толстым, исторические путешествия, которые продолжают еще идти. А вот закрытая программа "Школа злословия" – это очень сильный удар по компании. Она оказывается на грани выживания. А частные мелкие компании, когда они закрываются, то, естественно, конкурентная среда начинает тухнуть, скисать. А манипулировать, контролировать контент больших производящих компаний гораздо легче государству. Вот к этому, я думаю, идет.

Богомолов видит во всем происходящем нечто более широкое, нежели просто исчезновение площадки, куда звали представителей либеральной интеллигенции: "Год назад хотели закрыть интеллектуальное шоу "Своя игра". В конце концов, они все-таки не рискнули это сделать, но, может быть, теперь снова придут к этой идее. Телевидение становится все более антиинтеллектуальным, а не просто антилиберальным".