Шемякин импрессионист. Другой михаил шемякин. Театральный центр На Страстном

С 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма проходит выставка произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина – “Михаил Шемякин. Совсем другой художник”. В состав экспозиции вошло более пятидесяти работ из музеев России, Ближнего Зарубежья и московских частных коллекций. Среди них: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут представлены публике впервые.


Имя представленного в Музее русского импрессионизма художника не надо путать с нашим современником - скульптором-авангардистом Михаилом Михайловичем Шемякиным. Михаил Федорович Шемякин - совершенно другой художник - импрессионист-портретист, ученик Валентина Серова и Константина Коровина, при этом, мастер, практически неизвестный широкой публике. Выставка получилась с одной стороны очень эмоциональная, в представленных произведениях много цвета, эмоций, импрессии, с другой стороны, по-домашнему уютная. Специально для выставки музей совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами Мастерской Дмитрия Брусникина создали аудиоспектакль, построенный на неопубликованных документах - архивах, воспоминаниях сына художника, самого художника и его современников - саундпроменад “Шемякин”.

Юлия Поспелова, драматург: “Когда мне предложили создать пьесу для новой выставки, эта идея показалась мне очень интересной - музей так отважно вступает на новую территорию - на территорию театра. Мне кажется, что для музея это, с одной стороны, чужой мир, с другой стороны между музеем и театром много общего. Например, и музей и театр работают с категорией времени - с прошлым. Когда зритель идет в музей или в театр он хочет получить новые эмоции и впечатления - в этом тоже связь между музеем и театром. Нашей задачей было соединить эти два разных мира - мир музея и театра. И ребенком, рожденным в этом браке, стал аудиоспектакль “Шемякин”. Мы хотели интересно, необычно, увлекательно рассказать о художнике и его времени. Я долго думала над формой, которую можно выбрать для этого текста и пришла к выводу, что о художнике-импрессионисте, которым является Михаил Шемякин, логично будет рассказывать его языком. И как мне кажется, пьеса получилась импрессионистской. Мы хотели уйти от прямого повествования и пойти по пути впечатления, представить, что чувствует человек, который стоит перед картиной Шемякина и рассматривает ее: о чем он думает, что переживает, какие ассоциации и ощущения возникают от картин. Чтобы этого достичь нам пришлось использовать инструментарий иммерсивного театра, т.е. прямого воздействия на человека, когда человек не пассивно наблюдает что происходит на сцене, а является непосредственным участником или даже главным героем спектакля. Чтобы участник саундпроменада тоже стал главным героем этого действия”.

Директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова поделилась с “Культуроманией” своими впечатлениями о выставке.

- Как родилась идея с аудиоспектаклем?

У нас молодой коллектив, очень творческий, чему я несказанно рада и чем я горжусь. И идея родилась внутри коллектива - это заслуга наших сотрудников.

- Почему этот яркий и интересный художник остался в тени?

Это не единичная история. В прошлом году мы открывали выставку Елены Андреевны Киселевой - это имя было практически неизвестно на тот момент и благодаря нашей выставке о Киселевой заговорили. И мне тоже задавали вопрос - почему такой блестящий мастер как Елена Киселева совсем не отражена в истории искусства. Почему некоторые известные при жизни художники после смерти канули в Лету? Думаю, что это происходит в силу исторических обстоятельств. Это происходит и в европейской живописи. И таких имен, очень достойных того, чтобы к ним привлечь внимание, в русском искусстве множество. Ряд таких художников можно увидеть и на нашей постоянной экспозиции. Всем известны Серов или Кустодиев, а имена Жуковского и Туржанского известны уже меньше, Виноградова, Есаяна - еще меньше. Но все эти живописцы достойны нашей искусствоведческой, выставочно-исследовательской работы. И как раз открытие публике этих имен видится мне полем работы нашего музея. Понятно, что в силу нашего формата, нашей музейной молодости такие экспозиции, которые организует Третьяковская галерея - 200 работ Серова под одной крышей - нам не под силу. У нас нет для этого ни такого пространства, ни такого запасника, из которого можно черпать безостановочно. Это их формат, они главный музей национального искусства и громкие имена это, безусловно, их задача, а наша задача иная. Нам удается работать в своем поле - показывать то, до чего в больших музеях никогда не дойдут руки. И, что очень ценно для меня - публика нам в этом доверяет. Когда мы открывали Киселеву были опасения - сможем ли мы в Москве, пресыщенной событиями, привлечь людей на совершенно неизвестное имя, которое не вызывает абсолютно никаких ассоциаций. Но в нашей недолгой истории это была самая успешная, самая посещаемая выставка. Мы везде подчеркиваем, что имя, которое мы открывает - неизвестное. Приходите и мы покажем вам художника, о котором вы раньше ничего не знали. И я надеюсь, что москвичи опять нам доверятся, опять поверят в то, что это интересно.

- Расскажите про представленные работы, наверняка с ними связано много интересных историй.

Конечно, наибольшее число историй связано с портретом известного кондитера и мецената Абрикосова, который был дедом Михаила Васильевича Шемякина. Дед очень скептически отнесся к предложению написать его портрет - сколько времени ему придется на это потратить? И сказал: “20 часов, ни минутой больше”. А потом, когда портрет был уже готов, аршином измерил свой размер головы с бородой и сравнил с картиной - все совпало, дед остался доволен.

И прекрасная история о том, как Шемякин писал портрет натурщицы Веры Калашниковой - любимой модели Серова, и жаловался ему, что никак не выходит. Реакция Серова на эти пробы мне очень понятна и близка. Когда работа была исправлена один раз, другой, третий, Серов сказал - хорошо, но все-таки не то, что было. И в этом - возвращение художника к началу. Серов говорит - у тебя получилось хорошо, но не то, что было - исправляй, делая лучше, ищи. И художник снова в своем поиске вынужден вернуться в исходное. Наверное это судьба мастера - все время искать, все время быть недовольным собой. Шемякин очень требовательный к себе художник и видно как много внимания он уделяет каждой работе, подчас переписывая ее, подчас оставляя какие-то фрагменты незаконченными, потому что до них он еще не дозрел и нужно время.

- У Шемякина большое наследие. Чем вы руководствовались отбирая работы для выставки?

В очень многих, как региональных, так и центральных музеях нашей страны, хранятся полотна Михаила Федоровича Шемякина. И проблемой было не найти это наследие, а выбрать то, что мы хотим показать. Выставочные площади позволили разместить чуть более 50 произведений. Все работы форматные, крупные и выбрать именно эти 50 было тяжеловато. Но в итоге мы нашли компромисс - в каталоге, который издан к выставке, приведено гораздо больше произведений и самого Шемякина и его учителей, современников, друзей. Выбор этот велся на протяжении нескольких месяцев, необходимо было показать ключевые работы, портрет Абрикосова, о котором есть воспоминание и самого Шемякина и его сына и с которым связаны занимательные истории о том, как этот портрет писался. Эта работа уже более 70 лет хранится в Третьяковской галерее и не разу не экспонировалась, что в общем-то понятно - у Третьяковской галереи совсем другие задачи и они предоставили нам возможность эту работу явить публике первыми. Ряд других произведений первого ряда тоже попадали на эту выставку априори - серия гиацинтов, серия семейных портретов, портретов музыкантов - все это тщательно отбиралось. В выставке участвуют 13 регионов, а работа, которая попала на обложку каталога и стала лицевой, приехала из Белоруссии - из Минского государственного художественного музея. Это портрет натурщицы Веры Калашниковой, работа на мой вкус - удивительно тонкая, жемчужная, изящная, невероятно привлекательная и не отпускающая от себя. Хотелось показать Шемякина с лучшей стороны и сделать его художником, которого теперь запомнят, а для этого конечно надо было выбрать самое-самое.

12 октября 2017 в Музее русского импрессионизма состоялось официальное открытие выставки «Михаил Шемякин. Совсем другой художник», где был представлен экспериментальный формат знакомства с жизнью и творчеством мастера – саундпроменад «ШЕМЯКИН». В нем персонажи оживают, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, влюбляются и умирают . Выставка будет открыта для посещения с 13 октября 2017 по 17 января 2018 года.

Ретроспектива произведений русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина, ученика Валентина Серова и Константина Коровина, объединила более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Одна из работ, портрет легендарного основателя кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей» (ныне концерт «Бабаевский»), никогда ранее не была представлена. Третьяковская галерея, где сейчас хранится портрет, передала Музею право первый раз представить полотно широкой публике.

Специально для выставки Музей русского импрессионизма совместно с драматургом Юлией Поспеловой и создал аудиоспектакль, основанный на неопубликованных воспоминаниях сына художника и документальных материалах, – саундпроменад «Шемякин» . Это принципиально новый формат знакомства с выставкой, где зрителей ждет встреча с десятками персонажей, за каждым из которых стоит жизнь реального человека. Здесь можно услышать, как солистка Большого театра исполняет арию из новой оперы C.В. Рахманинова, узнать, как Ф.И. Шаляпин пытался изобразить монаха с портрета авторства Шемякина и примерить на себя роль скрипача И.В. Гржимали, который готовится к самому важному выступлению в своей жизни. Того самого Гржимали, на чьей скрипке виртуозно играет Владимир Спиваков.

В этот вечер первыми отправились на саундпроменад по выставке Михаила Федоровича Шемякина Борис Щербаков, Михаил Грушевский, Снежина Кулова, Светлана Абрамова, Елена Ищеева, Андрей Назимов, Анжелика Каширина, Мари Коберидзе, Антонина Клименко, Барт Дорса, Джеймс Корриган, Иосиф Райхельгауз и другие.

Торжественно открыли выставку основатель Музея русского импрессионизма Борис Минц и Юлия Петрова, директор Музея.

Об аудиоспектакле рассказали его автор, драматург МХАТ им. А. П. Чехова Юлия Поспелова и актер «Мастерской Дмитрия Брусникина» Василий Буткевич: «Оказалось невероятно интересно заниматься этим проектом, и тем более запустить его именно в музейном пространстве. На нас произвела огромное впечатление сама задумка: по выставке тебя водит не экскурсовод, а непосредственно сам художник. Всего записывалось четыре актера, но из их голосов был создан целый мир. Процесс реализации доставил и авторам, и актерам огромное удовольствие.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить о русских импрессионистах, а именно о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

К выставке издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Аудиоспектакль по выставке «Михаил Шемякин. Совсем другой художник».


Вы приходите на выставку Михаила Шемякина. Вам известно лишь, что он не тот Михаил Шемякин, который создал скульптуру Петра, а совсем другой художник. Где-то вы прочитали, что он самобытный русский импрессионист, ученик Серова и Коровина. Эти слова, кажется, призваны рассказать о нем, но разве от них стало понятнее, что перед вами за человек?

«…Рождество.

Ёлку нарядили в гостиной.

Нам нельзя заходить в гостиную.

Мы с Федей стоим возле закрытых дверей и ждем…

В залах вы найдете десятки портретов. Среди них есть высокий статный старик, нежная обнаженная в жемчужных тонах, элегантная дама с проседью, неуклюжий извозчик в синем до пят кафтане, да мало ли еще, кого вы там встретите! Все они реальные персонажи, за каждым из них стоит своя история, у каждого – своя судьба. Кто они, какую жизнь прожили и почему сегодня вы пришли на них посмотреть?

…В зале темно, я смотрю в окно,

на Большой Никитской вечер.

Рождество – это когда бог стал человеком.

Папа, наверное, сейчас раскладывает подарки.

Вот бы мне набор гвардейцев в коробке.

Синие сумерки,

И небо, и снег, и все кругом - синее…

К нам в руки попали уникальные материалы – неопубликованные воспоминания сына художника. Его тоже звали Михаил, как и отца. В них он рассказывает о жизни в консерваторской квартире (да-да, он жил в консерватории на Большой Никитской), о встрече отца с П. И. Чайковским, Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Бердяевым и еще сотней современников, о которых мы разве что можем прочитать в книгах. Он вспоминает, как Лиля Брик с Владимиром Маяковским собирали розовые пионы во дворе их дачи на Акуловой горе и как С. В. Рахманинов убеждал солистку «Большого театра» Надежду Салину исполнить партию в его новой опере. Изучив материалы, мы поняли, что можем рассказать своему зрителю больше, сделать героев картин объемными и живыми.

Это папа идет к двери,

Сейчас он распахнет высокие двери

и начнется праздник.

Сейчас будет елка,

вся в разноцветных блестящих шарах

и разных фигурках – зайцах, медведях, ангелах,

хлопушках, серебряной мишуре.

Вот двери открываются…

Опираясь на архивные документы и воспоминания сына художника, мы совместно с драматургом Юлией Поспеловой и актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина» создали аудиоспектакль по выставке, где рассказали от первого лица о героях с полотен художника.

на маленьком столике

у самой елки

плетеная корзинка –

гиацинты в горшочках.

Корзинку дедушке подарил

Отец улыбается.

Федя с очень серьезным лицом –

Закусил губу, он распаковывает подарок…»

Здесь персонажи живут, общаются, вступают в диалог со зрителем, провоцируют, буйствуют, умирают и влюбляются. Все, что требуется – это лишь надеть наушники, нажать кнопку «Пуск» и отправиться вслед за художником на променад по его простой и одновременно удивительной жизни.

Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма был открыт для посетителей в мае 2016 года. Он расположился в историческом комплексе промышленных зданий конца XIX века. Уникальный проект реставрации и создания современного музейного пространства был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners.

Основную экспозицию составляют картины из коллекции основателя музея Бориса Минца: работы выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и является членом Международного совета музеев ICOM.

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, мультимедийный зал, образовательная интерактивная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей является культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской деятельностью.

Драматург. Пьесы опубликованы в журналах «Современная драматургия», «Кольцо А», «Процесс». В 2016 году вышел авторский сборник пьес под названием «Серые мальчики». Спектакли по пьесам Юлии Поспеловой поставлены в МХАТ им. Чехова, Санкт-Петербургском городском театре, Севастопольском ТЮЗе, Вышневолоцком драматическом областном театре, Югорском художественном театре, театре «Северная Сцена» и др.

«Мастерская Дмитрия Брусникина»

Роли озвучивали: Василий Буткевич, Мария Крылова, Василий Михайлов и Екатерина Боровикова.

Курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ (2011 – 2015).
На курсе работали режиссеры Юрий Квятковский, Марина Брусникина, Алена Хованская, Сергей Щедрин, Михаил Мокеев, Алексей Розин, Максим Диденко, Наталья Ворожбит и др.
Руководитель курса – актер МХТ им. Чехова, режиссер, профессор, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Брусникин.
Журнал «Афиша» назвал курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ событием сезона 2012-2013. Спектакли Мастерской идут в ведущих московских театрах – «Практика», Театр.doc, Учебный театр Школы-студии МХАТ.

Натурщица.1905

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». Выставку назвали так, чтобы посетители ошибочно не приняли импрессиониста Шемякина за нашего современника, скульптора-метафизика Шемякина. В состав экспозиции известного мастера войдет более 50 работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе (он будет представлен на выставке), заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух “Монахов”: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, “сыграл” Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. “Здорово!” — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Судьба сводила художника с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к его творчеству. Владимир Маяковский назвал его «реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством, будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Приглашаем участников проекта «Сноб» первыми увидеть работы импрессиониста Шемякина на торжественном открытии выставки.

МОСКВА, 13 октября. /ТАСС/. Первая в Москве выставка картин художника-импрессиониста начала ХХ века Михаила Шемякина, которая пройдет с 13 октября по 17 января в Музее русского импрессионизма, будет включать более 50 работ автора. Об этом ТАСС сообщила директор музея Юлия Петрова.

"Нам пришлось провести строгий отбор, результатом которого стала первая в нашей стране ретроспектива одного из немногих импрессионистов-портретистов в российском искусстве. На выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" представлено более 50 крупномасштабных произведений из музеев России", - сказала Петрова.

Несмотря на то, что имя Михаила Шемякина многим неизвестно, в каждом музее России хранятся его произведения. Директор музея также уточнила, что импрессионист, скончавшийся в 1944 году, никакого отношения к авангардисту-однофамильцу, автору знаменитого памятника Петру I, установленному на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, не имеет.

Художник музыкантов

Осмотр выставки начинается с третьего этажа. Здесь размещены картины, посвященные музыке и семье художника. Произведения, оставшиеся за рамками этих тем, оказались на втором этаже. Шемякин своей судьбой был связан с выдающимися современниками: Петром Чайковским, Валентином Серовым, Федором Шаляпиным.

"Реставратор и просветитель искусства Игорь Грабарь прозвал его "художником музыкантов" - творчество Михаила Федоровича было тесно связано с музыкой. Его тестем был известный в Москве чешский скрипач Иван Гржимали. Долгое время семья жила в правом крыле Московской консерватории", - объяснила Петрова.

Одна из центральных картин на втором этаже - портрет извозчика в синем кафтане. Художник написал его с консерваторского возничего Василия. Работа, отличившаяся на выставке передвижников в начале XX века, пострадала в 1917 году от шальной пули.

Монохромный стиль

Значительная часть произведений Шемякина монохромна. Осознанно, он пишет ограниченной палитрой, используя так называемую "трехцветку": жженую кость (черный цвет), охру и белила. Но, невзирая на скудную, на первый взгляд палитру, художнику даже из этих красок удается создать тонкие жемчужные переливы.

Невиданный Абрикосов

Портрет фабриканта-кондитера Алексея Абрикосова - доминанта выставки - был родным дедом Шемякина. Однажды, когда художник попросил его позировать, то тот первым делом поинтересовался: сколько времени ему придется на это потратить. Шемякин ответил: "двадцать часов". За это время Шемякин написал большой полнофигурный портрет своего деда. Увидев работу, Абрикосов взял со стола аршин, подошел к зеркалу, замерил расстояние от своей макушки до кончика седой бороды, затем сравнил с тем, что получилось на холсте и похвалил внука за точность исполненной работы.

Директор музея рассказала еще одну семейную легенду, связанную с это картиной. "Когда портрет был повешен в кабинете у Абрикосова, один из его подручных, зайдя в комнату и, заметив картину, сказал: "Простите, я не знал, что вы уже проснулись". Настолько точно и реалистично было изображение, выполненное Шемякиным", - сказала Петрова.

Портрет более 70 лет находился в собрании Государственной Третьяковской галереи. На выставке в музее импрессионизма эта работа экспонируется впервые.

Гиацинты

Любимые цветы Шемякина были гиацинты. Он часто писал их, оттачивая в этих натюрмортах свою монохромную технику. В начале экспозиции посетители могут увидеть "Гиацинты у елки". Работу, наполненную радостью и предвкушением Нового года. В конце выставки на картине, написанной художником в год его смерти, на холсте изображены увядающие цветы.

Сотрудники музея обещают, что в течении работы всего проекта в залах будут находиться живые гиацинты.

Полное погружение

Специально к выставке "Михаил Шемякин. Совсем другой художник" музей подготовил художественно-документальный спектакль, помогающий лучше познакомиться с экспозицией и погрузиться в мир импрессиониста. Для этого при входе посетителям будут выдаваться наушники и инструкция. Программа доступна через специальное приложение, которое нужно установить на свой телефон.

Директор музея уточняет, что этот "саундпроменад" не следует сравнивать с аудио гидом и рассказом экскурсовода. "Это спектакль, подготовленный молодым драматургом МХТа Юлией Поспеловой. Главный текст, собранный на основе неопубликованных воспоминаниях сына художника и самого Михаила Шемякина, а также включающий музыкальные зарисовки, читает актер Василий Буткевич. "Этот саундпроменад, в отличие от обычного гида, оставляет совершенно особенное послевкусие от выставки. Это художественное произведение, погружающее посетителей в четвертое измерение", - сказала директор музея.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» .

В состав экспозиции известного мастера войдет более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, художественные музеи Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и многие другие. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Этой выставкой Музей русского импрессионизма обращается к своей миссии - говорить именно о русских импрессионистах. Речь пойдет о мастере, которого Коровин сравнивал с Рафаэлем, а Маяковский признал как «реалиста-импрессиониста-кубиста» - о Михаиле Шемякине. Нет, не о нашем современнике, а о «совсем другом художнике».

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма.

Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе, будет представлен на выставке. Эту работу заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали.

Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух «Монахов»: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, «сыграл» Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. «Здорово!» - сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.

Михаила Шемякина называли «летописцем музыкальной Москвы» первой половины ХХ века, а потому портретам музыкантов отведено центральное место на выставке. Посетителей ждет встреча с чередой образов великих исполнителей, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Хана Любошиц, певица, солистка Большого театра Надежда Салина.