Сеть Скандинавских Аукционов это новый лохотрон? Скандинавский аукцион. Что это такое? Как можно отличить честный аукцион от подставного

Скандинавский аукцион или аукцион уникально низкой ставки
(англ. Lowest unique bid auction - Самый низкий уникальный аукцион)
Это вид аукциона, при котором товар или услуга выставляется на продажу по минимальной стоимости. Участники торгов делают ставки с фиксированным шагом. За каждую ставку с участника взимается определенная плата. Продолжительность торгов задается с их началом, однако, после каждой ставки увеличивается на заданную величину. Победителем считается участник, сделавший последнюю ставку. Для России эти аукционы достаточно новы. Но в Европе они уже достаточно популярны. Главный минус - это по сути азартный аукцион (азарт, нервы, деньги).

Как можно отличить честный аукцион от подставного?

  • открытость организаторов: наличие форума, чата участников, обратной связи, указание контактной информации об организаторе (адрес офиса, городской телефон и т.д.)
  • наличие хорошо продуманного интерфейса и красивого (и обязательно качественного) дизайна сайта (владелец аукциона является достаточно серьёзной организацией которая может себе это позволить, а не подставным лицом из одного-двух человек)
  • постоянно реализующиеся новые идеи, акции, какие-либо иные изменения с учетом пожеланий пользователей.
  • обсуждение на форумах и тематических сайтах

Уже давно в русскоязычном интернете стали появляться скандинавские аукционы (которые на самом деле мало имеют общего с обычными аукционами, и больше похожи на азартную игру), на которых якобы за копейки можно купить дорогостоющую электронику. Основное отличие таких аукционов в том, что участники торгов должны платить за каждую сделанную ставку, причем плата за ставку в десятки раз больше самой ставки, в следствии чего и возникает иллюзия дешевизны товаров. Например, скандинавский аукцион из России — Gagen.ru, которым владеет Санкт-Петербургская компания «Веб Дискавери». На аукционе действуют следующие правила:

  • Начальная стоимость каждого лота – 1 рубль.
  • Каждая ставка повышает цену лота на 25 копеек.
  • С каждой ставкой увеличвается продолжительность аукциона на определённое время, которое указано на странице конкретного лота.
  • За каждую ставку с участников взимается 6 рублей(что в 24 раза больше суммы ставки.) — именно это позволяет организаторам продавать новые товары по очень низким ценам.
По этим правилам так же работает аналогичный скандинавский аукциона из России getbuy.ru (а так же другие сайты-партнёры аукциона gagen.ru).

Для того что бы разобраться в том, как работает данный аукцион и за какую действительную сумму продают свои товары организаторы, приводим небольшой пример расчетов из сети:

Возьмем, к примеру, один из закрывшихся лотов – ноутбук Samsung R460-XS01, рыночная стоимость которого (по данным gagen.ru) 36500 рублей. Аукцион завершился на сумме 2391,25 руб, при этом была сделана 9561 ставка ((2391,25-1)/0,25). Победитель сделал 2636 ставок, что ему вылилось в 15816.00 руб. В итоге ноутбук ему обошелся в 18207,25 руб. (15816+2391,25). Его экономия составила 50% стоимости.

Если же смотреть со стороны устроителя аукциона, то при условии, что все ставки были сделаны живыми людьми, этот ноутбук был продан за 59757,25 руб. (9561*6+2391,25), что в итоге выше рыночной цены на 64%. На самом деле, доходность выше, так как организаторы аукциона покупают товары ниже рыночной стоимости. Отличная норма доходности, если все ставки делаются людьми. Таким образом следует, что несколько участников аукциона проиграли 41550 рублей.

Организаторы скандинавского аукциона имеют возможность накручивать ставки с помощью подставных лиц или роботов(как и происходит на самом деле). В скандинавском аукционе отсутствует прозрачность: участник торгов не имеет возможности проверить, действительно ли каждая ставка сделана реальным участником, а не роботом.

Особенно легко усомниться в честности скандинавских аукционов, когда даже сумма ставок не окупает товар, например, когда дорогой ноутбук уходит за 15 рублей. И выигрывают такие лоты конечно роботы, потому как без них, аукцион просто прогорит уже на начальной стадии существования.

О так называемых «скандинавских аукционах» меня спрашивают давно, и я еще год или два назад собирался об этом написать. Но потом подумал, что с помощью своей статьи сделаю невольную рекламу этому распространенному лохотрону, и тогда решил, что лучше эту тему вообще не трогать. Однако сайты с этими «аукционами» живы до сих пор, спам с рекламой «скандинавских аукционов» гуляет с той же интенсивностью, что и раньше, а количество глупеньких буратино, пытающихся «выиграть» iPhone за 500 рублей и в процессе этого интереснейшего занятия теряющих стоимость двух-трех айфонов, исчисляется внушительными цифрами.

Поэтому я понял, что уже просто-таки необходимо рассказать, что это такое, тем более что вопросы по поводу подобных «аукционов» приходят постоянно.

О «скандинавских аукционах» в Сети гуляет немало статей. Процентов девяносто из них написано распространителями этих «аукционов», и там, разумеется, расписывается, как вы можете закопать десять золотых монет на поле чудес, после чего наутро из земли полезут айфоны, айпады, телевизоры, микроволновые печи и даже ведерко для игры в песочнице.

На Wiki также постоянно редактируется держателями лохотронов, поэтому достоверностью не блещет, несмотря на периодически добавляемые (и, как правило, быстро стираемые) дополнения, в которых крайне осторожно высказывается мысль о, цитирую, «возможных мошенничествах». Мне при виде этого обычно сразу хочется написать в Wiki статью о серьезном бизнесе с подкидыванием кошелька с деньгами под ноги прохожим, а потом сделать добавление с упоминанием о «возможном мошенничестве», связанном с этим видом деловой активности.

Впрочем, бог с ними, со статьями. Давайте разбираться по существу.

Сначала немного о названии. Термин «скандинавский» в заголовке этих лохотронов имеет к Скандинавии такое же отношение, как и кот Бублик к разведению племенного скота. Термин этот явно доморощенный, сугубо российский, а его этимология восходит к известному разводу девяностых годов прошлого столетия, когда на улице к вам подходил некий молодой человек, перенесший операцию по изъятию остатков совести, заявлял, что он «представитель канадской компании», после чего пытался впарить вам какие-то жуткие китайские товары по цене примерно раза в три выше, чем они вообще могли стоить.

Так вот, «скандинавский» — это из серии той же «канадской» компании. То есть это и не скандинавский, и не аукцион — точно так же, как тот молодой человек не был представителем ни канадской, ни какой-либо «компании», кроме группки жуликов.

Во многих статьях эти деятели пишут, что, мол, «скандинавские аукционы» давно завоевали огромную популярность в Европе и Штатах, где, по их словам, сотни тысяч людей каждый день аукционят и скандинавят, скандинавят и аукционят вовсю! Они даже дают ссылки якобы на сайты этих аукционов, но эти ссылки приводят или на отсутствующую страницу, или на закрытый сайт. Я очень долго рылся в поисках реальных подобных лохотронов где-нибудь за пределами Рунета и в конце концов путем сложных поисков обнаружил буквально парочку сайтов, которые слеплены по той же схеме, что и многочисленные наши лохотроны. ПАРОЧКУ! То есть в Европе и Штатах это безумно популярно! Причем я уверен, что эти сайты наши жулики и создавали, — почему нет, они давно активно выходят на международную арену.


Один из двух найденных сайтов

Ну и совсем простой способ — ввести «Scandinavian Auction» в Google. По идее, если эта штука там существует, первые страниц десять будут усеяны ссылками на соответствующие сайты — как у нас.

Однако Google про скандинавские аукционы в виде лохотрона практически ничего не знает. Приводит только на какие-то обычные аукционы в Скандинавии, где выставляют картины, коллекционные монеты, марки и так далее.


Страница реального скандинавского аукциона

Так что, ребята лохотронщики, не надо на Запад кивать. «Скандинавские аукционы» — это исключительно ваше изобретение, Скандинавия там ни при чем.

Теперь о схеме работы приманки. Суть «скандинавского аукциона» заключается как бы в следующем. На торги выставляется некий товар — предположим для ясности, что это iPhone стоимостью в 20 тысяч рублей. Первоначальная цена товара — на один-два порядка ниже, чем он вообще должен стоить.

Далее торги идут по аукционному принципу — участники набавляют цену, соревнуясь друг с другом. Однако есть очень существенные отличия. Во-первых, шаг аукциона устанавливается очень маленьким — буквально в копейки. Во-вторых, у ставки, в отличие от нормальных аукционов, есть своя стоимость, которая идет организаторам. То есть, чтобы сделать каждую ставку (а ставки по определению минимальны), вы должны заплатить, причем оплата не просто выше шага ставки, а на много порядков выше — например, при шаге в 25 копеек оплата за ставку — 7 рублей, то есть в 28 раз больше.

Условие выигрывания аукциона — неизменность последней ставки в течение какого-то срока (обычно это несколько минут). То есть кто сделал последнюю ставку, которую никто не перебил за несколько минут, тот типа как и получает товар.

Вроде бы все логично. Если в торгах участвует реально много народу и они долго и нудно делают ставки, а потом им это надоедает, то у кого-то из участников появляется шанс — например, приобрести за 1000 рублей устройство стоимостью в 20 000 (тот же айфон). (При этом для определенности будем считать, что он включился в торги не с начала, а в самый последний момент, поэтому вроде как серьезно сэкономил. Ведь если он торгуется с самого начала, то может потратить и 210 000 рублей, когда с каждой 25-копеечной ставки нужно еще по 7 рублей заплатить организаторам.)

Простой подсчет также показывает, что организаторы не будут внакладе, даже если реально предоставят товар (тот же айфон) и вышлют его победителю. Потому что когда айфон стоимостью в 20 тысяч рублей «выигрывается» за 1 тысячу, то организаторы получают 28 тысяч рублей (шаг ставок — 25 копеек, за каждую ставку платится по 7 рублей).

Однако это все в теории. На практике невозможно обеспечить такого количества простачков, которые ходили бы на многочисленные сайты с этим «аукционом» и обеспечивали бы непрерывный поток ставок. А тут уже начинаются сложности: если народу мало, то при очень низкой первоначальной ставке товар может уйти буквально за копейки.

Для того чтобы этого не произошло, в движке аукциона предусмотрены так называемые «боты» — фиктивные участники, представляющие собой программы, действующие по определенной схеме. Боты делают ставки, подогревая интерес реальных участников, а когда возникает опасность, что участник выиграет какой-то товар, бот вовремя делает очередную ставку. Ну и все товары, разумеется, «выигрывают» только боты. Поэтому никаких товаров на этих «аукционах» в природе никогда не существует. Это только картинки. Да и зачем устроителям заниматься всей этой ерундой — приобретать товары, где-то их хранить, затем высылать, когда можно обойтись одним-единственным компьютером с программой «аукциона» и ботами? Они и обходятся, уж поверьте.

Если посмотреть на сайты этих «аукционов», то хорошо видно, что они все похожи как две капли воды. Структура одинаковая, навигация одинаковая, товары одинаковые — одни и те же картинки, которые легко сравнить друг с другом, надергав их с разных сайтов. Вот посмотрите — топовые аукционы с двух совершенно разных сайтов.


Один сайт


Совершенно другой сайт

Там за версту видно, что это все — один и тот же движок, одни и те же боты.

Более того, как-то был смешной случай, когда на новом домене открыли «аукцион» и там какое-то время можно было заходить в админку и смотреть, как все устроено внутри. По Сети потом долго гуляли скриншоты, в которых вся эта кухня была видна как на ладони.


Скриншот с пользователями и ботами

Устроители этого лохотрона, конечно, бьют себя пяткой в грудь и утверждают, что уж они-то — кристально честные и предельно невинные, что ботов у них нет как класса, что товары все реальные и вообще — они просто благодетели всего человечества. На таких сайтах иногда даже выкладывают отсканированные бумажки документов каких-то несуществующих фирм — мол, вот наши учредительные документы. Ну и также еще любят выкладывать фотографии посылок всяким Васям Пупкиным в Урюпинск (к примеру) с айфонами, фотоаппаратами, планшетами и так далее и тому подобное. Некоторые прикалываются еще и тем, что выкладывают на сайт телефоны якобы «выигравших». Это какие-то левые мобильные номера (на рынке таких можно купить хоть тонну — они будут зарегистрированы на всяких несуществующих персонажей или на украденные паспортные данные), на которых изредка даже кто-то отвечает и подтверждает, что он — тот самый Вася Пупкин из Урюпинска, который выиграл айфон за пятьсот рублей. Да-да, он специально разрешал публиковать свой телефон по своему Интернету — чтобы подтвердить свой потрясающий «выигрыш».

Теперь краткое резюме. Так называемые «скандинавские аукционы» — это и не лотерея (как часто говорят организаторы), и не аукционы. В том виде, в котором схема заявляется, — это чистая азартная игра.

Но даже такие «аукционы» практически никогда не проводятся так, как это заявляется. Поэтому «скандинавские аукционы» — это чистое жульничество, лохотрон. Это просто программа, размещенная на сайте, предназначенная для вымогания у вас денег. Вносить там какие-то деньги на счет и уж тем более участвовать в «торгах», в которых с помощью ботов «разыгрывается» ничего не означающая картинка, — ну так, на мой взгляд, лучше деньги просто выкинуть в реку: так оно и быстрее, и жуликам не достанется.

Между тем эти «аукционы» очень ловко играют на знании человеческой природы. Один мой знакомый — человек, замечу, как минимум сильно небедный — как-то на таком аукционе просадил долларов двести. Пытался купить айпад за полторы тысячи рублей. На вопрос, что у него с головой, знакомый смущенно ответил: «Ну, просто хотел попробовать».

Ну, попробуйте и вы. Жулики же старались, клонировали движок на несколько десятков сайтов, спамили ваши почтовые ящики, делали фотографии посылок с безымянными айфонами-фотоаппаратами. Вы должны их вознаградить за труды — выкиньте там несколько десятков или сотен долларов.

Скандинавский аукцион

«Скандина́вский аукцио́н» - вид аукциона с оплатой за каждую ставку. В большинстве стран ЕС и в США это юридически признано видом аукциона. Италия - единственная страна, где это считается видом азартной игры , имитирующей аукцион , и требует специальной лицензии, как для казино. Российское законодательство не содержит прямого запрета на такие аукционы, но ряд его норм так же позволяет трактовать данную деятельность как игорную, а не как аукционную.

Название

К Скандинавии это явление не имеет никакого отношения. В Европе и США такие аукционы известны как Penny Auction, что можно перевести на русский как «Копеечный аукцион». Первый из них (swoopo.de) основан в 2005 году в Мюнхене компанией Entertainment Shopping AG. Словосочетание «Скандинавский аукцион» во всех языках кроме русского обозначает аукцион, работающий в одной или нескольких странах Северной Европы.

Техника торгов

Товар или услуга выставляется на продажу по минимальной стоимости. Участники торгов делают ставки с фиксированным шагом. В отличие от классического аукциона, в «скандинавском» за каждую ставку с участника взимается определённая плата, которая и составляет доход организатора. Продолжительность торгов задается с их началом, однако, после каждой ставки увеличивается на заданную величину. Победителем считается участник, сделавший последнюю ставку.

Распространение

В США действует, как минимум, 2 отраслевых ассоциаций деятелей этого бизнеса - Entertainment auctions association (EAA) и Penny Auctions Merchants Association (PAMA), оценивающие суммарную выручку отрасли в 3 миллиарда долларов.

Есть так же специализированный американский веб-ресурс, отслеживающий посещаемость сайтов таких аукционов - PennyAuctionTraffic.com. Изначально он составлял рейтинг 200 крупнейших penny-аукционов в Соединенных Штатах, но в настоящее время в нём не более 100 реально работающих сайтов, из которых можно, на основании представленных данных, выделить десятку лидеров. Данные по аукционам других стран данный ресурс не отслеживает.

Наиболее популярный в недавнем прошлом в Германии и Великобритании аукцион Swoopo.co.uk (изначально на британском рынке работал под именем Telebid.com), не функционирует с 17 марта 2011. Контролировавшая его мюнхенская компания Entertainment Shopping AG инициировала процедуру защиты от кредиторов, в настоящее время, идет процесс её банкротства. Такая ситуация вызвана превышением выплат по выигрышам и расходов на рекламу над выручкой от продажи ставок на протяжении нескольких лет.

В настоящее время наиболее массовым европейским аукционом такого типа является MadBid, работающий на рынках Великобритании, Ирландии, Италии, Испании, Германии, Финляндии, Швеции.

Методы оплаты ставок

Большинство зарубежных аукционов такого типа принимают оплату кредитными картами напрямую, либо через платежные системы. Очень часто все платежные данные кредитной карты надо сообщить администрации аукциона уже на стадии регистрации. В США такие сайты наиболее активно обслуживает PayPal, в Германии - так же SOFORTüberweisung. Правила российской платежной системы WebMoney запрещают её использование для расчетов на «бестоварных аукционах», что, на практике, трактуется как запрет на обслуживание рассматриваемых в настоящей статье сайтов.

На некоторых российских «скандинавских аукционах» ставку можно сделать посредством SMS -сообщения с сотового телефона. При этом не требуется проходить процедуру регистрации на сайте, а для участия в игре достаточно отправить на короткий номер, указанный на сайте, сообщение с указанием идентификатора лота. Сделав ставку посредством SMS-сообщения, игрок поднимает стоимость лота на установленную правилами интернет-аукциона единицу. На таком аукционе, как и на любом другом «скандинавском аукционе», имеется обратный временной таймер: если за отведённые несколько минут никто больше не делает ставок, то лот забирает последний сделавший ставку.

Программное обеспечение для скандинавских аукционов

Существует, как минимум, 4 официально представленных на рынке готовых решения для создания онлайн-аукционов данного типа, 3 из них созданы программистами из бывшего СССР - белорусами, россиянами и эстонцами. Так, на Западе широко известна белорусская команда разработчиков из компании SoftSwiss, создавшая «движок» (CMS) «скандинавского аукциона» под именем Merkeleon. Название содержит явный намек на фамилию главы правительства ФРГ - Ангелы Меркель (Angela Merkel)и изначально имелся интерфейс только на немецком языке. Со временем появились версии на большинстве европейских языков, в том числе и на русском. Система Merkeleon написана на фреймворке Kohana и кроме базовых функций CMS telebid включает десятки новых нестандартных решений. Merkeleon в 2,3 раза быстрее, чем его наиболее известный европейский конкурент - CMS telebid, выдерживает нагрузку до 1 млн пользователей и имеет гибкую архитектуру для внесения изменений по желанию непосредственного разработчика или владельца как с точки зрения функциональной части, так и с точки зрения дизайна.

Альтернативная точка зрения

Есть противники такого типа аукционов, утверждающие, что здесь используются программы-роботы, искусственно создающие ажиотаж на торгах, и часто выигрывающие у реальных пользователей-людей, провоцирующие их тратить больше денег и бидов (ставок), чем это было бы при открытой борьбе за лот только между людьми.

Таким образом, считается, что под прикрытием этого термина скрывается мошенничество . Администрация аукциона имеет возможность накручивать ставки, перебивая ставки реальных участников ставками подставных лиц или виртуальных участников (то есть участников, под чьим именем ставки делает специальная программа). В «скандинавском аукционе» отсутствует прозрачность: пользователь не имеет возможности проверить, действительно ли ставка сделана реальным участником. Даже в случае, если удастся убедиться в том, что товар в конечном счёте ушёл к честно выигравшему его человеку, невозможно проверить, были ли все ставки сделаны реальными независимыми участниками, а это важный вопрос - ведь именно за счёт ставок создатели аукциона получают основной доход.

В США, эту проблему пытаются решить за счёт существования специальных интернет-ресурсов, независимых от владельцев аукционов. Они отслеживают поведение участников торгов по выложенной в открытом доступе статистике аукциона, выявляют тех из них, кто ведет себя нетипично и ненормально для реального пользователя-человека, а, следовательно, является программой-роботом. Эти данные постоянно присутствуют в открытом доступе.

Данный вид аукциона содержит все признаки азартной игры . Например, Федеральный закон РФ от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» определяет понятие «азартная игра» так: - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключённое двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.

Фактически проигравшие участники оплачивают выигрыш победителя и прибыль организатора аукциона. Проведение данного вида аукциона через Интернет ведет к возможности неконтролируемых злоупотреблений.

Как можно отличить честный аукцион от подставного?

Эффективного на 100 % способа отличить честный аукцион, работающий по этой схеме, от подставного нет. Но есть ряд факторов, позволяющих повысить вероятность выбора честной аукционной площадки:

  • открытость организаторов: наличие в свободном доступе пошаговой статистики о сделанных ставках на уже законченных аукционах, форума и чата участников с явно живой, разнообразно реагирующей на запросы аудиторией, обратной связи, указание контактной информации об организаторе (адрес офиса, городской телефон и т. д.), подключение пользователей аукциона к их профилям в социальных сетях
  • высокая посещаемость сайта аукциона. Для организации интенсивных торгов без участия роботов нужны несколько тысяч посетителей в день. Проблемой является выбор качественного инструмента для проверки аудитории такого сайта. Применение в качестве такового Alexa Rank себя не оправдывает - по ряду европейских аукционов с многотысячной аудиторией, мощной телевизионной рекламой и наличием независимого аудита этот инструмент говорит об отсутствии трафика (то есть посетителей) вообще, а небольшие локальные сайты в странах СНГ он иногда ранжирует как более посещаемые.
  • наличие хорошо продуманного интерфейса и оригинального (а не шаблонного, как на множестве других интернет-ресурсов) дизайна сайта (есть вероятность, что владелец аукциона является реально существующей организацией, которая располагает достаточными финансовыми ресурсами и может себе это позволить, а не подставной коммерческой структурой из одного-двух человек)
  • есть интерактивная связь администрации сайта с его аудиторией: постоянно проводятся акции, реализующиеся новые идеи, какие-либо иные изменения с учетом пожеланий пользователей.

Скандинавские аукционы работают не совсем так, как мы привыкли. Принцип работы этого аукциона отличается от других. На нем продаются только новые, качественные товары. Причем продаются они с огромной скидкой. Люди приобретают товары со скидкой 80-90% и это действительно факт. Начальная цена товара 0 $ , цена товара возрастает с каждой новой ставкой на один цент. В аукционе участвуют зарегистрированные клиенты, а также могут принять участие партнеры программы.

Принцип скандинавского аукциона заключается в том, что каждый товар сопровождается счетчиком, который ведет обратный отсчет. Как только человек сделал очередную ставку, счетчик перескакивает назад к 20 секундам и снова начинается обратный отсчет. Если время истекает и при этом никто больше не сделал ставку, то побеждает участник, который сделал ставку последний. Победитель оплачивает последнюю цену и доставку лота и таким образом приобретает товар.

Следует сказать, что скандинавские аукционы это абсолютно легальный и не игорный бизнес. Он совершенно легален в США, в Европе, Японии. По сути дело это тренд последних лет и он набирает сейчас большую силу по всему миру.

Если Вы никогда не слышали раньше про скандинавские аукционы или не участвовали в партнерских программах наверняка может возникнуть вопрос не лохотрон ли это? Почему компания так дешево продает свои товары? Может быть это какая то пирамида? Нет компания не является ни пирамидой, ни лохотроном. Так же как и другие компании Zeekler теряет до 70% лотов, при этом зарабатывая на продаже бидов и оставшихся 30% лотов.