Сергей воронин писатель. Сергей воронин - на своей земле. Отрывок, характеризующий Воронин, Сергей Алексеевич

Сергей Воронин

На своей земле

Часть первая

Степан Парамонович сидел в конце кузова пятитонной машины на горбатом сундуке. От сильной тряски вещи с передка сползали, и железная кровать придавила ноги так, что терпенья не хватало. Степан Парамонович все больше поджимал под себя ноги, но кровать все равно их доставала. Это бы еще ничего, все дело было в сынишке - он лежал у Степана Парамоновича на коленях и отчаянно орал, открывая круглый розовый рот. Ему только вчера исполнилось три месяца. «Может, он желает груди»? - тоскливо подумал Степан Парамонович и, хотя понимал, что в такой тряске кормить невозможно, все же крикнул жене.

Елизавета Ивановна Щекотова стояла, крепко вцепившись в крышу кабины и, не отрываясь, глядела вперед. В обе стороны от дороги рос сосновый высокий лес. На старых деревьях, густо обвешанных коричневыми шишками, щелкали крючконосые клесты. Елизавета тревожно оглядывалась по сторонам. От самой станции тянулся лес. Местами он был опутан колючей проволокой, обгорелый, черный, местами изрезан рвами, и казалось, не будет конца этой суровой дороге. До сих пор вся жизнь Елизаветы Ивановны проходила на широких просторах, где землю взглядом не окинешь. А тут?..

Машина ныряла с холма на холм. Неожиданно в низине блеснуло голубое озеро. Над озером кружились утки. Озеро медленно проплывало, кланяясь камышами. Елизавета раздраженно отвернулась. Что ей озеро, если земли, настоящей земли, еще не видно? Выскочил из-за поворота громадный валун. Он величаво повернулся, провожая машину. «Камень да лес, камень да лес», - все больше тревожась, прошептала Елизавета Ивановна.

Лиза, возьми ребенка!

«Как же здесь жить-то? И дернул чорт уехать! Не жилось в Клиницах…» И вдруг лес расступился, показались блеклые пожелтевшие поля. Они были разрезаны на узкие полосы, словно холсты. И вдоль каждого ряда весело курчавилась верба.

«А ведь это межи!» - удивленно подумала Елизавета. - Степан, посмотри-ка, земля! - не оборачиваясь, крикнула она мужу и тут же добавила. - Деревня!

На бугре показались дома. Сначала деревня была как деревня, дома стояли кучно, но потом они поползли в разные стороны. Только на самой вершине тесно жались друг к другу три домика, словно о чем-то сговариваясь. «Вот так деревня, - удивленно подумала Елизавета. - Какой же дом наш? Уж не тот ли, под зеленой крышей? Да ну, куда его! Вон, дальше, с кирпичным фундаментом, много лучше. В пять окон. Поди-ка, он и есть. И уполномоченная стоит возле. А Степанида уже из окна смотрит. Ох, и дом у нее! Лучше всех домов. Говорила, надо первыми ехать. Вот теперь все дома и порасхватали».

Машина замедлила ход. Уполномоченная райисполкома прыгнула на крыло пятитонки, и дом с кирпичным фундаментом остался позади.

Товарищ! - перегнулась из кузова Елизавета. - Кому этот дом, с кирпичным низом?

Школа! - ответила уполномоченная.

А где же наш дом? Учтите, мой муж - бывший председатель колхоза. Он, наверно, и здесь будет председателем.

Вот ваш дом!

Весело блестел на солнце чистыми стеклами дом, который ожидал Щекотовых. Позади стояла пристройка. Во дворе, под зонтиком, виднелась цементная труба. «Колодец, наверно», - подумала Елизавета и выпрыгнула из кузова.

Елизавета! - запоздало крикнул Степан Парамонович, но жена уже скрылась в сенях.

Давайте ребенка, - протянула руки уполномоченная и привстала на носки.

Степан Парамонович отдал охрипшего сына. «Чортова кровать» - проворчал он, вытаскивая обеими руками омертвевшую ногу.

Елизавета бегала по комнатам. Ей все надо было знать. Как будто дом и неплох: комнаты большие да еще кухня. Экая досада, печь маловата. Вот дома была печь! Недаром русской зовется, хоть впятером завались - выдержит. А это разве печь? Зато плита хороша, с конфорками.

Все бы ничего, да печь мала, - порывисто обернулась Елизавета.

Тут все печи такие, - сказала уполномоченная, покачивая ребенка.

Ну что ж! А мы не желаем под чужой манер жить. - И, хлопнув подолом о голенища кирзовых сапог, Елизавета стала осматривать плиту.

Солнце врывалось в окна, и на желтом крашеном полу лежали две солнечных рамы. Степан Парамонович ходил от окна к окну. В низине протекала узкая река. За ней поднимался пологий холм с одинокой сосной. Под окном прыгали по ольховым веткам маленькие синички. «Такие же и у нас в Ярославской, - подумал Степан Парамонович, - речка похожа на Обнору». Потом он прошел в соседнюю комнату. В углу стояла маленькая изразцовая голландка. Он открыл дверку. Кто-то уже позаботился - в топке уютно потрескивали дрова.

Спасибо вам, товарищ Синицына, - степенно произнес Щекотов, обращаясь к уполномоченной.

Рано благодаришь! Сначала пристрой осмотри, - сказала Елизавета.

А что пристрой? - встревожился Степан Парамонович.

А посмотри!

Смотреть пошли все. Впереди Елизавета, за ней Синицына и, припадая на правую ногу, Степан Парамонович. Хлев оказался в полном порядке, если не считать выбитого стекла да поломанной кормушки.

Ну и что? - улыбнулся Щекотов. Ему нравилось, что жена так ревниво присматривается к новому хозяйству.

А ничего. Еще неизвестно, какой подпол, - и она понеслась обратно в дом. На ходу оглянулась: - Осмотри колодец! - крикнула она мужу и скрылась.

Деловая у вас жена, - заметила уполномоченная.

Сами понимаете, ей хозяйствовать.

Так я ничего, не в осужденье.

Щекотов заглянул в колодец, увидал глубоко внизу кусочек неба и свою голову в черной фуражке. Из колодца тянуло холодной сыростью.

В доме со звоном распахнулись рамы.

Степан, неси ребенка, кормить буду!

Ну, все в порядке, - улыбнулся Щекотов.

Что в порядке? - передавая ребенка, спросила Синицына.

Приняла дом. Иначе б и сына кормить не стала. Она у меня такая. Понятно, нет?

Понятно, - улыбнулась уполномоченная.

Сынишка, вскидывая от удовольствия розовую ногу, сосал грудь. Степан Парамонович, кряхтя, втаскивал вещи.

Где будем спальню делать - в передней аль во второй?

Известно, во второй. В передней стол обеденный.

Прихрамывая, он протащил боком железную кровать. Вошла Степанида Максимовна, круглолицая женщина, с волосатой родинкой на щеке. Поздравив Щекотовых с новосельем, села на табуретку и нараспев сказала:

А уж у меня, у меня-то как чисто. Душа радуется. Будто солнышко по углам сидит. Так все и светится.

13 июля 2013 года исполнилось бы 100 лет русскому и советскому писателю Сергею Алексеевичу Воронину. В отделе краеведческой литературы проходит выставка его книг, изданных в разные годы и хранящихся в фонде Псковской областной универсальной научной библиотеки.

Сергей Алексеевич Воронин многие годы в летнее время жил и плодотворно работал в Псковской области, в прибрежной гдовской деревне Спицыно, и был верным другом сельской библиотеки.

В эти дни дата рождения писателя отмечается очередными Воронинскими чтениями в библиотеке-музее д. Спицыно.

Приглашаем всех желающих приехать и принять участие в Воронинских чтениях 13 июля в 11:00 , которые будут проходить в волостной библиотеке п. Спицыно, Гдовского района Псковской области.

Сергей Алексеевич Воронин

Известный российский писатель - Воронин Сергей Алексеевич родился13 июля 1913 года в г. Любиме Ярославской области. Окончил свой жизненный путь в селе Спицыно Гдовского района Псковской области.

В 1931 г. окончил школу ФЗУ в Ленинграде. После окончания Горного института работал в изыскательских партиях. В 1945-1947 гг. был литературным сотрудником газеты "Смена", позднее - заведующим корреспондентским пунктом "Литературной газеты" в Ленинграде. Литературную деятельность начал в 1947 году. В 1956-1964 гг. - заместитель главного редактора, затем главный редактор журнала «Нева». Первая его книга - сборник рассказов «Встречи» (1947). Воронин - автор романа «На своей земле» (кн. 1-2, 1948-1952), повести «Ненужная слава» (1955), многочисленных других произведений.

Литературные интересы С.А.Воронина были очень широки. Он писал о геологах и изыскателях, прокладывающих дороги и тропы в неизведанной таежной чаще, о рабочих и тружениках деревни, о врачах и инженерах, об учителях и художниках, о писателях и рыбаках. Всем произведениям писателя присуща глубинная связь его героев с родной землей, их страстная, не зависящая от возраста любовь к природе. Об этом и детские книги Сергея Алексеевича.

Память о прошлых странствиях и поныне жива в рассказах писателя. Влюбленность Воронина в красоту родной земли с годами становилась все сильнее, и вместе с нею крепло его писательское мастерство. Описания природы все детальнее, он стремился все глубже проникнуть в ее сокровенную жизнь.

В Псковской области, в поисках летней дачи для своих литературных творческих трудов, писатель появился 40 лет назад. Путешествуя по Новгородско-Псковским землям, ему более всего приглянулось побережье Чудского озера, и он решил здесь обосноваться, купив участок земли. Так семья Ворониных появилось в посёлке Спицыно, что пролегает вдоль трассы Гдов – Псков у самых берегов озера Чудского.

В 2002 г. 19 октября на 90-м году жизни писателя не стало. Прах его ныне покоится на Спицынском кладбище. Панихида состоится 13 июля 2013 года в 11.00.

Односельчане этой деревни решили увековечить память писательского таланта С.А. Воронина и создали при поселковой библиотеке музей писателя, в который вошли его книги, личные вещи той поры расцвета его творчества, когда он был наиболее читаем.

В произведениях С.А. Воронина отражена наша жизнь, с её драматическими, а порой и комическими коллизиями. За Сергеем Алексеевичем Ворониным навсегда закрепилось определяющее его стезю творчества область писательского проявления – писатель-деревеньщик. В его произведениях проявляется редкая способность проникать в психологию нашего современника и видеть в нем те добрые черты характера, которые присущи русскому человеку.

Наиболее часто действующие лица повестей и рассказов С.А. Воронина – это жители сельской местности, многие из них не вымышлены, а реально живут или существовали ранее. Автор даже, порой, и имена их не изменял.

Все события дня минувшего и сегодняшнего, со всеми сложностями и противоречиями, а иной раз и трагическими завершениями, легко узнаваемы жителями деревни Спицыно, что живописно протянулась вдоль берега озера Чудского, и в которой, в летнее время, жил и творил писатель.

Ныне, когда С.А. Воронин уже окончил свой жизненный путь, его "Пенаты" живы благодаря библиотеке-музею, экспозиция которой в основном представлена книгами, предметами быта времен 40-50-х гг, личными вещами автора, многие из которых затрагивают жизненные ступени творчества дорогого для селян писателя. Его повести читаются во всей России и далеко за её пределами. Многие из них переведены на другие языки. На сегодняшний день, конечно, некоторые стали уже не актуальны, но подчас они вызывают ностальгическую память об ушедшем времени.

Наталья Сергеевна Ивасенко демонстрирует художественную работу А.Н. Ивасенко.
На ней изображена супружеская чета Ворониных

В библиотеке, в память о писателе, образовался духовный центр и поэтический клуб "Причудье", который в дни памяти писателя активно устраивает творческие встречи: «Воронинские чтения», на которые собираются поэты и писатели, краеведы и просто почитатели таланта Сергея Алексеевича Воронина.

Одна из числа встреч прошла под девизом: "Возлюби ближнего своего, как самого себя". И посвящена она была несостоявшемуся 95-летнему юбилею С.А. Воронина. Инициатор этих встреч, старейший и почтеннейший гдовский писатель-краевед Сергей Иванович Каширин.

В этом, 2013-м году ожидается празднование 100-летия со дня рождения С.А. Воронина. Спицынская библиотека-музей ждет своих гостей!

Много лет односельчане и библиотекари, в дни памяти писателя: в день его рождения, и в день его ухода, проводят в районной волостной библиотеке Воронинские чтения.

Основным праздником села Спицыно стал день первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о которых заново отстраивается храм.

В этот день, 12 июля, всегда проводятся ярмарки. Приезжают ремесленники других волостей и других областей. Устраиваются и народными мастерами, и приезжими, и местными музыкантами концерты и народные гуляния с угощениями и школой ремесла для всех желающих, где учат плетению из бересты, лозы и ивового прута, резьбе по дереву и теснению по бересте и многим другим умениям народных промыслов. Часто такие ярмарки посещал и участвовал в них и Сергей Воронин.

Праздник длится два дня: 12 и 13 июля, что удивительно совпадает с днем памяти писателя, и тогда же музей-библиотека собирает всех желающих на Воронинские чтения.

Надо заметить, что за счет таких разовых посещений музей существует и продолжает жить. Во время встреч не только зачитываются и инсценируются произведения С.А. Воронина, но и решаются многие волостные задачи и проблемы. На таких вечерах часто бывают не только писатели, краеведы, сотрудники музеев, односельчане, близкие знакомые и родственники автора, но и лица из администрации. В частности, Галина Ивановна Кудряшова, глава Спицынской волости, в одной из встреч выступила с предложением передать часть экспонатов из колхозного музея в музей писателя. Гармония экспонатов должна согласовываться с творчеством автора.

Клуб почитателей таланта С.А. Воронина, музей и библиотека существуют в единстве уже несколько лет. Потомки писателя, на основанном им духовно-нравственном фундаменте продолжают своё "строительство".

Воронинские чтения, как явление, существуют уже много лет. Они возникли еще в те времена, когда писатель, подготавливая к выпуску очередную книгу, собирал круг знакомых, родственников и близких ему людей, зачитывал им свои рассказы и повести, выслушивал из похвалы, обиды и замечания, и иногда, что-то изменял или дополнял.

Дом, в котором жил писатель, не сохранился. После смерти С.А. Воронина его разобрали за ветхостью и перестроили заново. Сейчас в нём расположена гостиная и мастерская известного петербургского художника Анатолия Ивасенко, зятя писателя.

Наталья Сергеевна Ивасенко, дочь писателя – искусствовед. Живёт и работает в г. Санкт-Петербурге. Её супруг, Анатолий Николаевич Ивасенко – профессиональный художник. Его не стало в 2009 году. Основной темой его творчества был художественный реалистический портрет.

Очень многие работы Анатолия Ивасенко посвящены семье писателя Сергея Воронина. Некоторые из них хранит местный музей. Пейзажи несомненно отображают Гдовский прибрежный край во всей красе.

Внук писателя, священник Григорий Ивасенко, за небольшой отрезок времени восстановил духовную жизнь посёлка, построил небольшую деревянную церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он ведет духовное окормление колонии строгого режима в п. Середка Псковского района, где принимает исповедь и готовит к причастию святых Христовых Тайн многих осужденных, назначает епитимью и дает духовные советы, что само по себе весьма не просто и, как правило, находится мало духовников, которые берутся за столь тяжкий крест.

Одновременно с этим им организовано и ведется серьёзное строительство: возводится большой каменный храм Св.апостолов Петра и Павла в стиле псковского белокаменного зодчества. Храм строится на месте утраченного в годы Великой Отечественной войны храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, на его старом фундаменте. На сегодняшний день возведен под кровлю. Остались отделочные работы.

Строящийся храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в праздник Преображения Господнего
(19 августа 2012 г.)

12 июля 2007 года в алтарной апсиде возводимого храма, митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием, была заложена капсула с содержанием в ней информации о закладке храма: правящем архиерее, священнике, строителях, жертвователях; которая выполнена на бересте и предохранена от тления.

Коллекция музея писателя Воронина пополняется за счет её прихожан: читателей и почитателей писательского таланта, туристов и случайных заезжих отдыхающих, которые останавливаются на базе отдыха «Чудское Подворье», а так же тех людей, которые принимают участие в Воронинских чтениях. Сейчас она насчитывает более 700 единиц хранения.

Музей и библиотека во единстве - это заповедный островок культуры в море современности житейской, и многие здесь спасаются от духовного голодания. Есть надежда, что духовно-просветительский центр в Спицыно станет известным, будет существовать и в будущем, приносить свои добрые плоды в экологии души.

Хотелось бы, чтобы в будущем речь шла о разработке программ в рамках Министерства культуры, для создания проектов, необходимых музеям-библиотекам. Но для поддержки этих проектов следует искать меценатов и постоянных финансовых кураторов, что для сельских музеев и библиотек практически невозможно.

Татьяна Лединина,
библиограф отдела краеведческой литературы ПОУНБ

Псковская областная универсальная научная библиотека предлагает познакомиться с рассказами Сергея Воронина, объединенными в сборник "Раскопельские камни". Сборник был издан в 1983 году в Издательстве "Правда" (г. Москва). Читать полный текст

Также представляем полный текст произведения Сергея Воронина - "Вдоль берега" (элегия) (1990-1993 гг.). Читать полный текст

Вдоль берега (Элегия)

(Отрывок из произведения)

До того как начаться большой воде, идут пески. Мелкие, чистые, вязкие. По ним тяжело взбираться, особенно по склонам сыпучих дюн. Днем пески накаляются так, что ступням становится жарко. За ночь остывают, и ничего уже в них нет живого.

За песчаными холмами тянется по всему побережью ровная широкая полоса с болотистыми ямами, затянутыми тенистыми водорослями. В знойные дни на побережье стоит тяжеловатый запах останков выброшенных штормом обессилевших рыб. К нему примешивается неприятных дух болотистых испарений и усыпанной ракушками нагретой земли. Во всем этом есть нечто первозданное, что отличает пока еще не тронутый погибелью берег Чудского озера от убивающей всё живое гаревой цивилизации.

Здесь еще сохранилась частичка нетронутой России. Так все было и сотни лет назад. Так же в тихие дни мягким накатом достигла берега вялая зыбь и гасла в песке, оставляя тонкую кружевную полоску прибоя. И как сотни лет назад от штормовых ветров вздыбленная вода с неумолчным шумом, белыми всплесками на отмелях, с яростно вскинутыми гребнями черных волн по всему простору остервенело бросалась на прибрежье и, шипя, затаенно ползла к дюнам.

Хорошо идти вдоль берега. На пути встречаются откинутые волнобоем, обелённые, словно кости древних животных, стволы деревьев, извилистые проточные ручейки, несущие мелкий сор в кристально чистой воде, длинные россыпи разноцветного ракушечника, сорванный ветром от рыбацких сетей пенопластовый поплавок…. Наверное, уж так устроен человек, что всегда что-то ищет. Может счастье своё, которое не каждому дается. Вглядываюсь в прибрежные наносы и я, надеясь отыскать в них добрые дары моря. Наивно, конечно, но от себя не уйдешь.

Прибрежная волна прозрачна. Её хорошо прогревает солнце. От него пробегают по дну тонкие тени. И я вижу, как там, в тепле, нежатся стайки мальков, взблескивая сверкающим серебром.

Вдоль берега можно идти долго, оглядывая прибрежье и неохватный простор воды и над ним огромное небо.

На берегу догнивает кем-то брошенная старая лодка. Я порядочно прошагал и с удовольствием присаживаюсь на согретую солнцем потрескавшуюся лавку. Когда-то это была добрая рыбацкая лодка, с крытым носом, куда можно было прятать якорь, веревку, черпак и другое нужное. Теперь нос разворочен, дно прогнило, и в его щелях растет трава. Пройдет еще сколько-то и лодка превратится в прах. А ведь было радовала хозяина, бороздил он в ней воды Чудского, ставил сети, ловил рыбу. Где он теперь? Что с ним? Жив ли?

Сейчас озеро мирно. И не подумаешь, что ночью свирепствовал ураганный ветер. Что тогда было! Откуда такая неуемная сила? И все с нарастающей яростью, злобной, разрушительной. Он рвал, гнул, трепал, качал деревья, ломал ветви, обрывал листву. Я все это видел в окно в свете зарождающего рассвета. Видел прижатую к земле траву и несущуюся водную пыль, сорванную с Чудского, и почерневшие, словно обугленные, стволы деревьев, и притихшие дома. И над всем этим низкое, тяжелое небо.

Надо бы и оставаться в домашнем укрытии, но, как ни странно, захотелось побыть в этой бушующей стихии, и я вышел на крыльцо…

Мокрый ветер тут же обдал мне лицо, согнав остатки сна, и донес с моря глухие, равномерные, как вдох и выдох, накаты волн, сопровождаемые беспрерывным гудом… Он же, взметнувшись от земли, разорвал серую мглу, и тогда стали видны низкие, рваные клочья бегущих туч. Но этого ему было мало. Словно гигантской ладонью, он смахнул их в одну сторону, очистив небо. И сразу же на их место ринулись новые рваные полотнища. В ту же минуту снова очистилось небо. И снова лохматые куски. И не было им конца. И на земле продолжалось буйство. Взбешенный ветер метался, будто связанный. Выл. Свистел … .

Продрогший, вернулся я в теплую, тихую избу. Уткнулся в еще не остывшую подушку, укрылся одеялом. А когда проснулся, то всё было тихо. Солнце спокойно светило с чистого неба.

И вот теперь тишина. С моря навевает легкий ветерок. Оно спокойно, словно и не трепал его ночью шторм. Только на берегу, там, куда достигли волны, выносы оторванного тростника, подсохшие ерши, почерневшие водоросли.

Тихо. Откуда-то доносится слабый колокольный звон. Но этого не может быть. Ни вблизи, ни в дали церкви нет. Была когда-то в деревне, где я живу, но её взорвали в войну, и теперь на этом месте большая груда кирпичных обломков, густо поросших кустами ольхи и сирени.

Сергей Алексеевич Воронин

В фондах ПОУНБ находятся следующие книги писателя:

Воронин С.А. Время итогов.-М.: Современник.-1978.-302с.-(Б-ка "О времени и о себе").

Воронин С.А. Встреча с неизвестным: Повесть в рассказах// Аврора.-1997.-№7-8.

Воронин С.А. Две жизни: Роман. Повести.-Л.: Лениздат.,-1978.-416с.

Воронин С.А. Деревянные пятачки: Повести и рассказы.-Л.: Сов.писатель,-1979.-656с.

Воронин С.А. Единственная ночь: Роман. Повесть. Рассказы.-Л.: Худ.лит.,-1983.-502с.

Воронин С.А. Жизнеописание Ивана Петровича Павлова: Повесть.-М.: Сов.Россия,-1989.-345с.: ил.

Воронин С.А. Зимовка у подножия Чигирикандры: Рассказы/ Худож. Ю.Тризна.-Л.: Дет.лит.,-1980.-223с.: ил.

Воронин С.А. Мандариновые корки.-Л.: Сов.писатель,-1985.-399с.

Воронин С.А. Остров любви: Повести, рассказы, пьесы.-Л.: Лениздат.,-1985.-364с.: ил.

Воронин С.А. Повести. Рассказы/С.А.Воронин/ Л.Емельянов.-Л.: Худ. лит., 1973.-495c.: ил., 1л.портр.-В содерж. повести: Ненужная слава; Деревянные пятачки.

Воронин С.А. Ради земли своей: Повести, рассказы/ Худож. О.Коняшин.-М.: Сов.Россия,-1983.-336с.: ил.

Воронин С.А. Родительский дом.-М.: Современник,-1987.-526с.

Воронин С.А. Тайна боевого кузнечика/ Рис. С.Острова.-Л.: Дет.лит.,-1972.-44с.: ил.

Воронин С.А. Храбрый клоун: Сказки.-Л.: Дет.лит.,-1970.-14с.: ил.

Воронин, Сергей Алексеевич. Мы никому не мешали: повести, рассказы, многоголосие. - СПб. : Историческая иллюстрация, 1998. - 495 с., 1 л. портр.

Воронин, Сергей Алексеевич. Сто рассказов. - Л. : Лениздат, 1991

Воронин, Сергей Алексеевич. Заброшенная вышка: роман, повести. - М. : Известия, 1989

Воронин, Сергей Алексеевич. Две жизни: роман; Роман без любви: рассказы; Желтый закат: пьеса. - 1971.

Воронин, Сергей Алексеевич. Деревенские повести и рассказы. - 1974.

Воронин, Сергей Алексеевич. Дом на бугре. - 1972.

Воронин, Сергей Алексеевич. Думы о жизни. - 1968.

Воронин, Сергей Алексеевич. В паводок. - 1958.

Воронин, Сергей Алексеевич. Времена жизни. - 1988.

Воронин, Сергей Алексеевич. Время итогов. - 1978.

Воронин, Сергей Алексеевич. Встреча на деревенской улице. - 1980.

Воронин, Сергей Алексеевич.Встречи. - 1947.

Воронин, Сергей Алексеевич. Две жизни; Повести. - 1978.

Воронин, Сергей Алексеевич. Избранное: в 2 т. Т. 2. - 1973.

Воронин, Сергей Алексеевич. История одной поездки. - .

Воронин, Сергей Алексеевич. Камень Марии. - 1977.

Воронин, Сергей Алексеевич. На своей земле. - 1949.

Воронин, Сергей Алексеевич. Ненужная слава; Всего дороже; Деревянные пятачки; Милый ты мой... ; Отпуск в Кузелево; Семейный кухон; Последний меценат; Цветущий лотос; Последний заход. - 1981.

Воронин, Сергей Алексеевич. Ради земли своей. - 1983.

Воронин, Сергей Алексеевич. Раскопельские камни. - 1983.

Воронин, Сергей Алексеевич. Рассказы разных лет. - 1976.

Воронин, Сергей Алексеевич. Родительский дом. - 1978.

Воронин, Сергей Алексеевич. Роман без любви. - 1970.

Воронин, Сергей Алексеевич. Серебряное пятно. - 1965.

Воронин, Сергей Алексеевич. Среди жизни. - 1961.

Воронин, Сергей Алексеевич. Стук в полночь. - .

Воронин, Сергей Алексеевич. Таежная развязка. - 1982.

Воронин, Сергей Алексеевич. Тихие люди. - 1989.

Воронин, Сергей Алексеевич. Три книги. - 1978.

,
Российская Федерация

Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Род деятельности: Направление: Жанр: Дебют:

«Таёжник» (1944)

Премии: Награды:

Сергей Алексеевич Воро́нин (1913-2002) - советский прозаик.

Биография

В 1947 году вышел его первый сборник рассказов. В 1951-1952 годах ему было поручено заведовать ленинградским корпунктом «Литературной газеты» . В 1957-1964 годах главный редактор журнала «Нева» . В 1969 году был среди писателей, выступивших против журнала «Новый мир» .

Творчество

В своем первом рассказе «Таёжник» (1944) описывает сибирских золотоискателей. Известность принесла Воронину его повесть о колхозной жизни во время войны «Ненужная слава» (1956). «Воронин описывает большей частью отдельные ситуации и эпизодические явления; более объёмные описания взаимосвязи событий ему не даются. Качество прозы Воронина очень различно; порой читателю мешают растянутость и избыток разговорной лексики и синтаксиса (даже не в прямой речи), а порой эта проза глубоко захватывает читателя». (Вольфганг Казак) Повесть Воронина «Жизнеописание Ивана Петровича Павлова» (1984), вопреки распространенному мнению, нельзя в полной мере признать документальной. Например, ошибочно описаны отношения Павлова и его друга и земляка со студенческих лет Н. С. Терского, а также характер последнего. В частности, сцена где Терский предлагает Павлову совместно эмигрировать в Швецию, и где они поссорились и расстались навсегда, не соответствует действительности. По свидетельству зятя Терского - А. А. Калачева, Терский никуда не эмигрировал, продолжал проживать в Санкт-Петербурге (Ленинграде), оставался другом Павлова до своей смерти, часто навещал его, вместе со своей женой Ф. И. Терской (ур. Кондаковой). Павлов дарил Терскому свои книги, в том числе, в 1923, 1927 г.г. с дарственной надписью «Земляку и другу Николаю Сергеевичу Терскому».

Книги

  • Встречи, 1947
  • На своей земле. В 2-х кн., 1948-52
  • Ненужная слава, 1956
  • Две жизни, 1962
  • Роман без любви, 1968
  • Стук в полночь, 1972
  • Деревенские повести и рассказы, 1974
  • Родительский дом, 1974
  • Камень Марии, 1977
  • Встреча на деревенской улице, 1980
  • Зимовка у подножия Чигирикандры. Рассказы. 1980
  • Жизнеописание Ивана Петровича Павлова. Документальная повесть, 1984
  • Рассказы и сказки, 2013, Спб, издательство Речь,ISBN 978-5-9268-1481-8

Киносценарии

  • - Всего дороже
  • - Дом напротив
  • - До будущей весны
  • - Эхо далёких снегов

Награды и премии

  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1976) - за книгу «Родительский дом»
  • орден Трудового Красного Знамени (12.07.1988)
  • медали

Напишите отзыв о статье "Воронин, Сергей Алексеевич"

Литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Примечания

Ссылки

  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.

Отрывок, характеризующий Воронин, Сергей Алексеевич

– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.
– Marie, – сказала она, отстраняясь от пялец и переваливаясь назад, – дай сюда твою руку. – Она взяла руку княжны и наложила ее себе на живот.
Глаза ее улыбались ожидая, губка с усиками поднялась, и детски счастливо осталась поднятой.
Княжна Марья стала на колени перед ней, и спрятала лицо в складках платья невестки.
– Вот, вот – слышишь? Мне так странно. И знаешь, Мари, я очень буду любить его, – сказала Лиза, блестящими, счастливыми глазами глядя на золовку. Княжна Марья не могла поднять головы: она плакала.
– Что с тобой, Маша?
– Ничего… так мне грустно стало… грустно об Андрее, – сказала она, отирая слезы о колени невестки. Несколько раз, в продолжение утра, княжна Марья начинала приготавливать невестку, и всякий раз начинала плакать. Слезы эти, которых причину не понимала маленькая княгиня, встревожили ее, как ни мало она была наблюдательна. Она ничего не говорила, но беспокойно оглядывалась, отыскивая чего то. Перед обедом в ее комнату вошел старый князь, которого она всегда боялась, теперь с особенно неспокойным, злым лицом и, ни слова не сказав, вышел. Она посмотрела на княжну Марью, потом задумалась с тем выражением глаз устремленного внутрь себя внимания, которое бывает у беременных женщин, и вдруг заплакала.
– Получили от Андрея что нибудь? – сказала она.
– Нет, ты знаешь, что еще не могло притти известие, но mon реrе беспокоится, и мне страшно.
– Так ничего?
– Ничего, – сказала княжна Марья, лучистыми глазами твердо глядя на невестку. Она решилась не говорить ей и уговорила отца скрыть получение страшного известия от невестки до ее разрешения, которое должно было быть на днях. Княжна Марья и старый князь, каждый по своему, носили и скрывали свое горе. Старый князь не хотел надеяться: он решил, что князь Андрей убит, и не смотря на то, что он послал чиновника в Австрию розыскивать след сына, он заказал ему в Москве памятник, который намерен был поставить в своем саду, и всем говорил, что сын его убит. Он старался не изменяя вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал, и с каждым днем делался слабее. Княжна Марья надеялась. Она молилась за брата, как за живого и каждую минуту ждала известия о его возвращении.

– Ma bonne amie, [Мой добрый друг,] – сказала маленькая княгиня утром 19 го марта после завтрака, и губка ее с усиками поднялась по старой привычке; но как и во всех не только улыбках, но звуках речей, даже походках в этом доме со дня получения страшного известия была печаль, то и теперь улыбка маленькой княгини, поддавшейся общему настроению, хотя и не знавшей его причины, – была такая, что она еще более напоминала об общей печали.
– Ma bonne amie, je crains que le fruschtique (comme dit Фока – повар) de ce matin ne m"aie pas fait du mal. [Дружочек, боюсь, чтоб от нынешнего фриштика (как называет его повар Фока) мне не было дурно.]
– А что с тобой, моя душа? Ты бледна. Ах, ты очень бледна, – испуганно сказала княжна Марья, своими тяжелыми, мягкими шагами подбегая к невестке.
– Ваше сиятельство, не послать ли за Марьей Богдановной? – сказала одна из бывших тут горничных. (Марья Богдановна была акушерка из уездного города, жившая в Лысых Горах уже другую неделю.)
– И в самом деле, – подхватила княжна Марья, – может быть, точно. Я пойду. Courage, mon ange! [Не бойся, мой ангел.] Она поцеловала Лизу и хотела выйти из комнаты.
– Ах, нет, нет! – И кроме бледности, на лице маленькой княгини выразился детский страх неотвратимого физического страдания.
– Non, c"est l"estomac… dites que c"est l"estomac, dites, Marie, dites…, [Нет это желудок… скажи, Маша, что это желудок…] – и княгиня заплакала детски страдальчески, капризно и даже несколько притворно, ломая свои маленькие ручки. Княжна выбежала из комнаты за Марьей Богдановной.

Сергей Алексеевич Воронин

Воронин Сергей Алексеевич (р. 30.06.1913), писатель. Родился в г. Любим Ярославской обл. в семье крестьян. Окончил фабрично-заводское училище. Был токарем, геологом, журналистом. В 1947 опубликовал книгу рассказов «Встречи». Людям колхозной деревни посвящены роман «На своей земле» (Кн. 1-2, 1948-52), повесть «Ненужная слава» (1955). Воронин - автор сборников рассказов «Дом напротив» (1954), «В паводок» (1958), «Второй цвет» (1958). Гл. редактор журнала «Нева» (с 1957), в котором развивал идеи народности и патриотизма.

С к. 60-х Воронин месяцами живет в старой русской деревне на берегу Чудского озера. Рассказы и повести от обитателя этих мест выражают новые грани в трактовке «деревенской» темы в прозе 70-80-х («Родительский дом», «Проездом», «Бормотуха», «Родня», повести «Милый ты мой…», «Отпуск в Кузелеве»). «…Воронин решал по существу те же вопросы, которые занимали тогда “деревенскую прозу”. И прежде всего - вопрос о судьбах деревни (центральный для “деревенской прозы”), о тех важнейших нравственно-социальных процессах, которые там идут».

В 1984 Воронин создает документальную повесть «Жизнеописание Ивана Петровича Павлова» о судьбе великого русского ученого.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Писатель XX века

Воронин Сергей Алексеевич - прозаик, публицист, критик.

Родители - крестьяне. Раннее детство отложилось в памяти теплом и светом родительского дома. Мать, отец и бабушка, приохотившие его к народным сказкам, посеяли те зерна, из которых проросло доброе, светлое отношение к жизни, ставшее приметой творчества будущего писателя. Последующие годы были ознаменованы постоянными переменами мест жительства.

В 1918 отец Воронин, уполномоченный Петрокоммуны, был направлен на Алтай за хлебом для голодающего Петрограда. Командировки отца (Алтай и Сибирь, Приуралье и Поволжье) стали маршрутами детства Воронин, открывавшими мальчику жестокие реалии революционного времени.

В 1922 вернулись в Петроград. Здесь Воронин окончил школу, фабрично-заводское училище, работал токарем на Адмиралтейском и Металлическом заводах. Мечта об образовании привела его на подготовительные курсы, по окончании которых он поступил в Горный институт (г.Вольск). Мысль о том, что всю жизнь придется быть авиатехником, угнетала: «Нет, я не буду учиться. Не могу. На другой день в роте было собрано партийное собрание и меня исключили из кандидатов в члены партии. После этого я был отчислен из училища» (Время итогов. С.36). Из Вольска Воронин вернулся в Ленинград, работал токарем на заводе «Молодой ударник», затем - младшим техником в Лентранспроекте, откуда протянулись новые жизненные маршруты - экспедиции изыскателей железнодорожных трасс на Дальнем Востоке, Урале, Волге, на Кавказе. В изыскательских партиях Воронин пробыл 8 лет.

Первой пробой пера были стихи и драматические сценки, которые читались и разыгрывались на самодеятельной сцене. Первоначальные литературные знания и навыки творческой работы он получил в литературных кружках при Доме культуры им. Промкооперации и на литературных курсах в Доме писателей им. В.В.Маяковского. Воронин посещал также Литературный рабочий университет, слушал лекции по истории и теории литературы. В эти годы он встречался с К.Фединым, М.Зощенко, Н.Тихоновым, В.Шишковым и др. профессиональными литераторами. Первым наставником Воронина был Вс.Рождественский. Важную роль в творческом самоопределении начинающего писателя сыграла работа в газете «Смена», закрепившая навыки оперативности и лаконизма в литературной работе.

Первая книга Воронина «Встречи» (в нее вошли рассказы, публиковавшиеся ранее в журнальной и газетной периодике Ленинграда) появилась в 1947. Критика отмечала рассказы «Таежник» (1944), «Возвращение», «Мать» (оба - 1946), в которых проявилось умение в живом слове показать факты и коллизии действительной жизни.

Увиденное и пережитое Ворониным выливается в замысел романа «Изыскатели». Написанный роман не был опубликован: «...как хорошо, что в редакции "Звезды" его "зарезали", иначе бы погибла та книга, которая получила название "Две жизни", написанная мною через семнадцать лет после первого варианта» (Время итогов. С.66).

В 1947 выходит новый роман Воронина «На своей земле», который не стал творческим достижением писателя.

Книга оказалась в ряду произведений, где колхозная жизнь изображалась под знаком идеализации и лакировки («Кавалер Золотой Звезды» С.Бабаевского, «От всего сердца» Е.Мальцева, «Жатва» Г.Николаевой и др.), хотя ее сюжет и был навеян событиями, происходившими на глазах Воронина - корреспондента «Смены»: заселение пустующих земель Карельского перешейка крестьянами Ярославской, Вологодской и других областей коренной России.

В 1950-е получила широкое признание повесть «Ненужная слава». «Это повесть из колхозной жизни,- отмечал В.Овечкин,- написанная без всяких шаблонов, очень по-своему, в строгой, в смысле точности и простоты языка, манере. В повести всего листа два, но, когда перевернешь последнюю страницу, чувство такое, будто прочитал роман страниц на шестьсот. Это - от большой, раздумчивой темы, от богатства мыслей и чувств, от широты ассоциаций, от подтекста» (Овечкин В. Колхозная жизнь и литература // Жизнь колхозной деревни и литра. М., 1956. С.18).

В 1957 Воронин возглавил журнал «Нева»; в условиях жесткого идеологического контроля Воронин последовательно отстаивал народность и гуманизм как главные ценности литературы. Публикация в «Неве» 2-й книги «Поднятой целины» явилась важной вехой в работе журнале, а встречи с М.А.Шолоховым незабываемой страницей вписались в биографию Воронина.

Особое место среди произведений 1960-70-х занимает роман «Две жизни» (1961), написанный в форме дневника от лица Алеши Коренкова, техника-изыскателя, в котором угадываются некоторые черты самого автора. Принятый начальником строительства Градовым проект прокладки в тайге трассы предполагает возможные просчеты и ошибки: «Да-да, мы первооткрыватели, и у нас могут быть ошибки. Не исключены и жертвы». Рабочий Перваков корректирует эти рассуждения Градова: «А кто же вам дал право идти с жертвами и ошибками?..- Нету такого права».

Творческая индивидуальность Воронина наиболее полно и ярко проявилась в жанре рассказа. В событиях и фактах, составляющих жизнь обыденную и на первый взгляд незаметную, угадывается скрытый смысл происходящего, социально-психологический подтекст слов и дел человеческих («Счастье», «Тамань», «В ее городе», «Чужое письмо» и др.). О любви торжествующей, побеждающей эгоизм и малодушие, поведано в рассказах «Зимовка у подножия Чигирикандры», «На трассе бросового хода». Воронин выступает и как сатирик. Рассказ «Ночные страхи», повести «Заброшенная вышка», «Деревянные пятачки» стали заметной страницей сатирической прозы 1970-80-х.

С конца 1960-х Воронин месяцами живет в старой русской деревне на берегу Чудского озера. Рассказы и повести Воронина об обитателях селений по берегам Чудского озера обнаружили новые грани в худож. трактовке «деревенской» темы в прозе 1970-80-х («Родительский дом», «Проездом», «Бормотуха», «Родня», повести «Милый ты мой...», «Отпуск в Кузелеве»). «...Воронин решал по существу те же вопросы, которые занимали тогда "деревенскую прозу". И прежде всего - вопрос о судьбах деревни (центральный для "деревенской прозы"), о тех важнейших нравственно-социальных процессах, которые там идут и которые, в свою очередь, выдвигают новые, еще более широкие проблемы» (Емельянов Л.- С.197-198).

В 1976 за книгу «Родительский дом» Воронину была присуждена Государственная премия им. М.Горького.

В 1984 Воронин создает документальную повесть «Жизнеописание Ивана Петровича Павлова» о судьбе великого русского ученого. Добрый и открытый взгляд Воронина на мир проявился в его рассказах и сказках для детей: «Жако», «Девять белых лебедей», «Моя береза», «Необыкновенная ромашка» и др.

В 1987 вышла книга «Время итогов», в которую вошли материалы, представившие В. как публициста и критика, неравнодушного к событиям и проблемам общественно-литературной жизни, очерки и заметки о встречах с писателями-современниками, рецензии и интервью.

В сборнике «Мы никому не нужны» (1998) собрана поздняя проза Воронина. В значительной мере она философична, раздумчива. «Во множестве рассказов узнается прежний Сергей Воронин, с его душевной болью за судьбы русских женщин, с его сочувствием человеку, страдавшему и нередко обиженному» (Кречетов В.Н.- С.32).

А.И.Хватов

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 428-430.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 3 т. / вступ. статья Л.Емельянова. М., 1981;

Ради земли своей: повести и рассказы. М., 1983;

Единственная ночь: роман, повести, рассказы / вступ. статья Ю.Петровского. П., 1983;

Жизнеописание Ивана Петровича Павлова: документальная повесть. Л., 1984;

Остров Любви: повести и рассказы. Л, 1985;

Время итогов: рассказы, очерки, статьи. Л., 1987;

В ожидании чуда: рассказы / вступ. статья Л. Фоменко. Л., 1988;

Заброшенная вышка: роман, повести / послесл. В.Кречетова. М., 1989;

Тихие люди: Повести и рассказы. Л., 1989.

Литература:

Емельянов Л.И. Сергей Воронин: Очерк творчества. Л., 1983;

Кречетов В.И. Уроки доброты // Верность выбора: Литературно-критические статьи. М., 1986. С.40-70;

Помозов Ю.Ф. Знал, видел, разговаривал: Рассказы о писателях. Л., 1985. С.123-142;

Ростовцев Ю. Пусть чаще побеждает доброта... // О литературе для детей. Л., 1979. Вып.13. С.65-80;

Хватов А.И. Пути народности и реализма. Л., 1980. С.333-343;

Кречетов В.Н. Яйцо Леды. СПб., 2003. С.28-33.