Сергей ляпунов композитор. Ляпунов сергей михайлович. Основные сочинения Ляпунова

ЛЯПУНОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - российский композитор, пианист, дирижёр, педагог.

Брат А. М. Ля-пу-но-ва и Б. М. Ля-пу-но-ва. В 1883 году окон-чил Московскую консерваторию по клас-сам ком-по-зи-ции Н. А. Гу-бер-та и С. И. Та-нее-ва и клас-су фортепиано П. А. Паб-ста (за-ни-мал-ся так-же у К. Клин-двор-та). Около 1890 года пе-ре-ехал в Санкт-Пе-тер-бург, стал близ-ким дру-гом М. А. Ба-ла-ки-ре-ва. С 1892 года чи-нов-ник осо-бых по-ру-че-ний в Государственном кон-тро-ле. Ле-том 1893 году по за-да-нию Русского географического общества со-би-рал народные пес-ни в Во-ло-год-ской, Вят-ской, Ко-ст-ром-ской и Яро-слав-ской гу-бер-ни-ях (совместно с Ф. М. Ис-то-ми-ным, за-пи-сы-вав-шим тек-сты); по ре-зуль-та-там экс-пе-ди-ции опуб-ли-ко-ван сборник «Пес-ни рус-ско-го на-ро-да» (1899 год). В 1894-1902 годах по-мощ-ник управ-ляю-ще-го При-двор-ной певческой ка-пел-лой . Пос-ле уволь-не-ния со служ-бы вы-сту-пал как пиа-нист и ди-ри-жёр, уча-ст-во-вал (совместно с Ба-ла-ки-ре-вым) в из-да-нии пол-но-го со-б-ра-ния со-чи-не-ний М. И. Глин-ки . С 1908 года ди-рек-тор Бес-плат-ной музыкальной шко-лы. На-пи-сал био-гра-фический очерк о Ба-ла-ки-ре-ве («Еже-год-ник Им-пе-ра-тор-ских те-ат-ров». 1910 год. Выпуск 7-8), ор-ке-ст-ро-вал его фортепиано фан-та-зию «Ис-ла-мей», за-вер-шил ряд про-из-ве-де-ний, опуб-ли-ко-вал пе-ре-пис-ку с П. И. Чай-ков-ским (1912 год) и H. А. Рим-ским-Кор-са-ко-вым (1915-1917 годы).

В 1910-1923 годах профессор Санкт-Пе-тербургской (Пет-роградской) консерватории (класс фортепиано, с 1917 года так-же клас-сы прак-тические со-чине-ния, кон-тра-пунк-та и фу-ги). С 1919 года профессор Института ис-то-рии ис-кусств (чи-тал кур-сы ис-то-рии русской му-зы-ки, русской фортепианой му-зы-ки, русской пес-ни). В 1921 году за-ве-до-вал Народной хо-ро-вой ака-де-ми-ей (бывшая При-двор-ная певческая ка-пел-ла). В 1922 году при-вле-кал-ся по «Де-лу пе-тро-град-ских цер-ков-ни-ков» к от-вет-ст-вен-но-сти за «со-про-тив-ле-ние вла-стям» во вре-мя изъя-тия цер-ков-ных цен-но-стей, осуж-дён на 6 мес ли-ше-ния сво-бо-ды ус-лов-но. В 1923 году вы-ехал на га-ст-ро-ли и для ле-че-ния в Гер-ма-нию и Фран-цию (со-стоя-лось нес-коль-ко его вы-сту-п-ле-ний в Па-ри-же, в т. ч. ав-тор-ский кон-церт). Сре-ди уче-ников - Н. И. Го-лу-бов-ская, П. Б. Ря-за-нов, Г. М. Рим-ский-Кор-са-ков, В. М. Бо-гда-нов-Бе-ре-зов-ский.

Да-ро-ва-ние Ляпунова-ком-по-зи-то-ра, ис-пы-тав-ше-го влия-ние М. И. Глин-ки, Ф. Лис-та , М. А. Ба-ла-ки-ре-ва, А. П. Бо-ро-ди-на, А. К. Гла-зу-но-ва, наи-бо-лее яр-ко и пол-но рас-кры-лось в об-лас-ти фортепианой му-зы-ки (Со-на-та, 1908 год; Со-на-ти-на, 1917 год; пре-лю-дии, Ток-ка-та и фу-га, валь-сы, ма-зур-ки, ва-риа-ции, пье-сы-кар-тин-ки «Ди-вер-тис-мент» из дет-ской жиз-ни и др.). Мо-ну-мен-таль-но-стью, кра-соч-но-стью, пиа-ни-сти-че-ски вы-иг-рыш-ным из-ло-же-ни-ем от-ли-ча-ют-ся 12 «этю-дов выс-ше-го ис-пол-ни-тель-ско-го мас-тер-ст-ва» (1897-1905 годы). В ря-де со-чи-не-ний (2-й кон-церт для фортепиано с ор-ке-ст-ром, 1909 год) Ляпунов тя-го-тел к ли-ри-ке уг-луб-лён-но-со-зер-ца-тель-но-го скла-да.

Ав-тор двух сим-фо-ний (1885, 1917 годы), Тор-же-ст-вен-ной увер-тю-ры на русские те-мы (1896 год), сим-фо-нических по-эм, в т. ч. «Га-шиш» (1913 год, по од-но-именной по-эме А. А. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва), Рап-со-дии на украинские те-мы для фортепиано с ор-кест-ром (1907 год), Кон-цер-та для скрип-ки с ор-ке-ст-ром (1915 год), Сек-сте-та для фортепиано и струн-ных (1915 год, 2-я редакция 1921 год), Пре-лю-да-пас-то-ра-ли для ор-га-на, ро-ман-сов и пе-сен, в т. ч. на сти-хо-тво-ре-ния А. С. Пуш-ки-на, М. Ю. Лер-мон-то-ва, А. В. Коль-цо-ва, Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва, А. С. Хо-мя-ко-ва, В. С. Со-ловь-ё-ва, ду-хов-но-музыкальных со-чи-не-ний. Мас-тер-ски вы-пол-нен-ные Ляпуновым об-ра-бот-ки народных пе-сен (русских и украинских) для го-ло-са с фортепиано, хо-ра, во-каль-но-го ан-самб-ля - од-ни из луч-ших, на-ря-ду с клас-сическими гар-мо-ни-за-ция-ми М. А. Ба-ла-ки-ре-ва, Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва, А. К. Ля-до-ва.

Сочинения:

От-чет об экс-пе-ди-ции для со-би-ра-ния рус-ских на-род-ных пе-сен с на-пе-ва-ми в 1893 г. (совм. с P. M. Ис-то-ми-ным) // Из-вес-тия Рус-ско-го гео-гра-фи-че-ско-го об-ще-ст-ва. 1894. Т. 30;

Пе-ре-пис-ка с М. А. Ба-ла-ки-ре-вым // Со-вет-ская му-зы-ка. 1950. № 9;

Пе-ре-пис-ка с В. Ста-со-вым // Там же. 1957. № 1;

Пись-ма // Там же. 1960. № 3;

Мо-ло-дые го-ды М. А. Ба-ла-ки-ре-ва (совм. с А. С. Ля-пу-но-вой) // М. А. Ба-ла-ки-рев. Вос-по-ми-на-ния и пись-ма. Л., 1962.

Исторические источники:

Рус-ская ду-хов-ная му-зы-ка в до-ку-мен-тах и ма-те-риа-лах. М., 2002.

Русский композитор, пианист, дирижер, родился 18(30) ноября 1859 года в Ярославле в семье ученого-астронома. Его первой учительницей музыки была мать. После смерти отца (астронома Михаила Васильевича) в 1868 году Ляпунов вместе с двумя братьями (будущие математик Александр и лингвист Борис) и матерью Софьей Александровной переехал в Нижний Новгород, где получил образование в гимназии. В 1873-1878гг. Ляпунов занимался в музыкальных классах при Нижегородском отделении РМО под руководством В.Ю. Виллуана (фортепиано и теоретические предметы). В эти годы композитор начал сочинять и часто выступал в концертах.

В 1883 году Ляпунов окончил Московскую консерваторию как композитор и пианист. Он занимался у Н.А. Губерта, С.И. Танеева (теория композиции) и В.И. Вильборга, К. Клиндворта, П.А. Пабста (фортепиано). В этом же году Ляпунов впервые публично выступил как композитор и дирижер (исполнил "Скерцо F-dur для оркестра").

Переехав в Петербург, композитор познакомился с М.А. Балакиревым, Н.А. Римским-Корсаковым, В.В. и Д.В. Стасовыми, А.К. Глазуновым, А.К. Лядовым. С 1890 года Ляпунов преподавал музыкальные предметы в Николаевском кадетском корпусе, с 1892 года служил чиновником особых поручений в Государственном контроле.

Летом 1893 года композитор по заданию Русского географического общества совершил поездку по Вологодской, Вятской, Костромской и Ярославской губерниям для собирания народных песен (совместно с Ф.М. Истоминым, записывавшим тексты). Результатом экспедиции явился сборник "Песни русского народа" (издан в 1899 году). В 1894-1902гг. он был помощником управляющего Придворной певческой капеллы. Оставив службу в капелле, Ляпунов занимался композиторской и концертной деятельностью (выступал как пианист и дирижер), а также принял участие (совместно с Балакиревым) в издании первого наиболее полного собрания сочинений М.И. Глинки (выпущено в свет издательством П.И. Юргенсона в Москве), в которое вошли оперы, симфонические, камерные и хоровые произведения, значительная часть романсов и фортепианных пьес.

Ляпунов многое сделал для увековечения памяти своего друга и наставника М.А. Балакирева (после его смерти Ляпунов написал биографию этого композитора и видного музыкально-общественного деятеля).

С 1908 по 1911 года Ляпунов был директором Бесплатной музыкальной школы. С 1910 - профессор Петербургской консерватории. С 1919 он работал в Институте истории искусств.

В 1923 году композитор поехал в длительные зарубежные гастроли. 8 ноября 1924 года, за несколько часов до очередного концерта в Париже, скончался. Творчество Ляпунова развивает реалистические традиции "Могучей кучки", оно связано с народно-песенными источниками, отличается светлым, жизнеутверждающим характером. Наиболее известны следующие сочинения Ляпунова: 2 симфонии, превосходная и глубоко поэтичная "Баллада" для оркестра (1883, первоначально называлась Концертная увертюра), Симфония (1887), Торжественная увертюра (1896); для фортепиано: 2 концерта, прелюдии, ноктюрны, мазурки, этюды; романсы, Концерт для скрипки с оркестром и др.

Сергей Михайлович Ляпунов (18 (30) ноября 1859, Ярославль - 8 ноября 1924, Париж) - русский композитор.

Биография

После смерти отца (астронома Михаила Васильевича) в 1868 году Ляпунов вместе с двумя братьями (будущие математик Александр и лингвист Борис) и матерью Софьей Александровной переехал в Нижний Новгород, где получил образование в гимназии. Музыкой будущий композитор интересовался с раннего детства, однако систематические занятия начались лишь с открытием в Нижнем Новгороде отделения Русского музыкального общества в 1874 году. В 1878 году по рекомендации Николая Рубинштейна Ляпунов поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Карла Клиндворта и композиции Сергея Танеева.

Ляпунов окончил консерваторию в 1883 году, и некоторое время спустя познакомился с Милием Балакиревым, который предложил ему переехать в Санкт-Петербург. Под руководством Балакирева Ляпунов написал первые свои крупные сочинения, сблизился с композиторами «Могучей кучки». В 1894–1902 работал помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1908 году он был избран директором Бесплатной музыкальной школы, с 1910 по 1923 занимал пост профессора Петербургской (Петроградской) консерватории. В 1923 году композитор эмигрировал в Париж, где руководил музыкальной школой для русских эмигрантов, а также выступал в качестве дирижёра. Ляпунов умер 8 ноября 1924 года в Париже от инфаркта.

Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

1889-1923 - дом Капеллы - набережная реки Мойки, 20.

Творчество

Ляпунов, наряду с Антоном Аренским, Александром Глазуновым, Василием Калинниковым и Сергеем Рахманиновым, принадлежит к композиторам позднего русского романтизма, промежуточным по времени между представителями «Могучей кучки» и композиторами нового стиля (такими как Игорь Стравинский и Сергей Прокофьев). Ранние сочинения Ляпунова испытывают влияние Балакирева, в более поздних проявляется самобытный стиль композитора, нередко использовавшего в своём творчестве народную музыку.

Будучи высококлассным пианистом, Ляпунов создал многочисленные сочинения для фортепиано высокой сложности, среди которых наиболее известны Двенадцать этюдов высшего мастерства, посвящённых памяти Ференца Листа. В 1910 году Ляпунов исполнил и записал ряд собственных сочинений на механическом пианино «Вельте-Миньон».

Основные сочинения Ляпунова

Сочинения для оркестра

  • Симфония № 1 h-moll (1885-1887);
  • Симфония № 2 b-moll (1917)
  • Симфоническая поэма «Желязова Воля» (1909)
  • Баллада cis-moll (1883);
  • Праздничная увертюра на русские темы (1896);
  • Полонез Des-dur (1902)
  • Рапсодия на украинские темы (1908)
  • Симфоническая поэма «Гашиш» (1912-1913; по одноимённой поэме А. А. Голенищева-Кутузова)

Кантаты

  • «Вечерняя песнь» для тенора, хора и оркестра (1920)

Сочинения для солирующего инструмента и оркестра

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 es-moll (1890)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 E-dur (1909)
  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1915)

Камерные сочинения

  • Секстет B-dur для фортепиано, струнного квартета и контрабаса (1915, вторая редакция 1921)

Сочинения для фортепиано

  • Соната f-moll, мазурки, ноктюрны, новеллетты, прелюдии, этюды и др.

Вокальные сочинения

  • Шестьдесят русских народных песен, обработанных в 1897 и 1901 годах
  • Песни для голоса и фортепиано;
  • Вокальные квартеты (в том числе Пять квартетов на народные темы (для мужских голосов без сопровождения, ор. 48) специально для квартета Кедрова).

Успели вы уже лицезреть очередной михалковский «киношедевр» или же еще нет, но прочесть этот пост вам, надеюсь, будет интересно. Начну издалека - с того, о чем в фильме «Движение вверх» не сказано ни слова, но что неразрывно связывает его с нашим временем.

В 1972-ом - году 50-летия СССР - стране позарез нужны были победы. Полвека безумного коммунистического эксперимента требовали какого-то оправдания. Хоть тушкой, хоть чучелом, но показать свое превосходство.

Однако жопа в тот год была полная. Косыгинская реформа в экономике безнадежно буксовала, а до шального подскока нефтяных цен оставалось еще больше года. Высадившийся на Луну Джон Янг поставил победную точку в космической лунной гонке, которую СССР вчистую проиграл американцам. Небывалая засуха, страшные лесные пожары в Подмосковье и запоздалые действия властей унесли тем летом более сотни жизней в двух десятках сгоревших населенных пунктов. В общем, куда ни кинь - всюду клин (явная аналогия с днем сегодняшним, когда «выборы» на носу, а позитивного предъявить народу нечего).

46 лет назад, в аналогичной ситуации, ставку сделали на спорт (но сейчас даже тут у нас стыд и позор). И замахнулись тогда не по-детски: решили побить родоначальников - канадцев в хоккее и американцев в баскетболе. Те победы 1972-го года стали гимном советскому спорту (правда, хоккейную суперсерию-72 наши в итоге слили у себя дома, а баскетбольная виктория получилась весьма скандальной, ну и будем до конца честны: наши тогда одолели, по сути, студенческую сборную США, а не лидеров НБА). И так уж вышло, что гордиться с той поры нам особо нечем. Вот и горланим мы по сей день гимн спортивным победам тех времен.

Ну а где гимн, там Михалковы. Лепить говногимны за государственный счет - благодатный бизнес, бережно передаваемый в этой семье из поколения в поколение. От папы, накропавшего «нас вырастил Сталин - на верность народу», к сыну, самолично объявившему себя бесогоном (очевидно, не учел, что на уголовном жаргоне «бесогон» означает «враль, пустозвон»).

За экранизацию тех побед - «Легенды № 17» и «Движения вверх» - студия Михалкова «ТриТэ» взялась, как уже было сказано, на условиях госзаказа (без государственного финансирования михалковская контора вообще не работает). Но распилить дармовые народные деньги - не сверхзадача, а лишь приятный сопутствующий элемент. Основной же кайф барин-бесогон, похоже, испытывает от возможности безнаказанно перевирать, подтасовывать, одурачивать и куражиться. И всё это под густым соусом дремучего дилетантства по части спортивной истории, традиций, правил и атрибутов. Мне - человеку, который отдал спорту свои молодые годы, - смотреть на такое противно и стыдно.

Однако всё же смотрел через силу (наверное, чтобы злее быть). И в изумлении наблюдал, как поклонник хоккейного ЦСКА Брежнев в версии бесогона становится спартаковским фанатом и расправляется с тренером «соперников» Тарасовым. Как партработник из ЦК на полном серьезе предлагает военнослужащему срочной службы Харламову перейти в Спартак (то бишь дезертировать). Как самого Харламова «маньяк» Тарасов ставит без защиты в ворота под град пушечных щелчков, но тот почему-то остается жив-здоров. Как матчи в начале 70-х судят три арбитра, вместо двух. Как один из хоккеистов в 1972-ом собирается жениться на хоккеистке женской сборной, вот только сборную эту создадут лишь 22 года спустя. Как Бобров перед поездкой в Канаду показывает игрокам фрагменты из будущих игр. Как сборная СССР выступает в ублюдочных шлемах для физкультурников, зато с клюшками из конца 70-х, в коньках из 80-х и нагрудниках с налокотниками из 90-х (верно подметил знаток игры Богомолов: хоккей в «Легенде № 17» похож на штурм Рейхстага с автоматами Калашникова).

С той премьеры прошло почти пять лет, критики было предостаточно, но никаких выводов авторы так и не сделали. Бесогон верен себе, и косяков в его очередном творении - «Движении вверх» - меньше не стало.

Вот советский баскетболист-литовец Модестас Паулаускас, якобы люто ненавидящий совок, прямо перед олимпийским финалом планирует побег и передумывает буквально в дверях иностранного посольства. В реальности же Паулаускас был капитаном сборной СССР, фанатично ей преданным, кавалером двух орденов «Знак почета», его прощальный матч в 1976-ом власть организовала с особыми почестями. Изображенный в фильме ярым русофобом, этот замечательный человек до сих пор дважды в неделю ездит из Литвы в российский городок Краснознаменск недалеко от границы, где занимается с местными мальчишками. На недоуменные вопросы «К чему этот альтруизм?» Паулаускас отвечает: «Сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать русским ребятам».

А вот тренер Владимир Гаранжин - полная противоположность реальному Владимиру Кондрашину, легендарному наставнику советской сборной и ленинградского Спартака. Контраст настолько разительный, что по рекомендации хорошо знавших Кондрашина людей и во избежание судебных исков от родственников фамилию тренера в фильме пришлось изменить.

Вот советская делегация судорожно ищет повод отказаться от финала со сборной США - феерическая чушь. Вот то наши, то американцы смачно засаживают данк за данком (эффектный бросок сквозь кольцо сверху вниз), хотя ни одного данка в том финале не было и быть не могло (наши тогда считали такие броски неуважением к сопернику, а в лиге, которую представляли американцы, данки в то время и вовсе были запрещены). В довершение, по привычке, накосячили с женской сборной, которая показана в Мюнхене-72, хотя женский баскетбол включили в программу олимпиад лишь через четыре года.

Ну да и хрен с ними, с киноляпами. Освоить госфинансирование, сварганить пробивающую на слезы красивую сказочку и вновь встать в очередь за бюджетными деньгами сегодня в порядке вещей. А вот чего создателям киношных гимнов действительно простить нельзя, так это того, что их красивая сказочка катком надругательства прошлась по памяти ушедших спортивных кумиров и выхлопом пренебрежения - по чувствам их ныне живущих близких.

Среди них - семья скончавшегося в 1999-ом тренера Кондрашина. В фильме его сын показан мальчиком в инвалидной коляске, которому якобы срочно нужна операция на Западе, но отец все валютные накопления отдает на лечение своего спортсмена-любимца. У Кондрашина действительно есть сын Юрий, с детства страдающий церебральным параличом. В 1972-ом он уже достиг совершеннолетия, и выдумка со срочной операцией по меньшей мере лжива и бестактна.

А вот что говорит о ленте вдова триумфатора Мюнхена-72, центрового Александра Белова: «По России-24 видела, говорили, какой хороший фильм, как Губерниев плачет, все плачут. Мы тоже плачем. Но не потому, что фильм такой добрый, а потому, что через нас просто переступили и пошли дальше».

Поясню. В «Движении вверх» Александр Белов показан смертельно больным уже перед мюнхенской олимпиадой. На самом деле серьезные проблемы со здоровьем начались у него лишь спустя пять лет - после того как в 1977-ом «благодарная» Родина лишила его мест в сборной и ленинградском Спартаке, звания заслуженный мастер спорта (змс) и даже стипендии в вузе. И всё это из-за нелепой попытки пронести через таможню иконы по просьбе другого спартаковца - Владимира Арзамаскова. Отлучение от баскетбола нанесло эмоциональному спортсмену сильнейший удар, человек буквально сломался и уже через год умер в возрасте 26 лет.

Вот так безжалостно страна затравила и погубила выдающегося игрока, добывшего ей победные два очка на последних трех секундах финала и первое олимпийское золото в баскетболе. А нынче бесогон рисует нам ура-патриотическую картинку, где Саша Белов якобы жертвует здоровьем ради победы своей страны. Всё с ног на голову, верх цинизма.

Но и это еще не вся правда. Ведь советская Родина-мать бездушно растоптала каждого третьего баскетболиста той сборной. Помимо Александра Белова, это Алжан Жармухамедов, который через год после олимпиады за таможенные нарушения был лишен звания змс, Иван Дворный, который за аналогичный проступок и вовсе получил три года лагерей, и Михаил Коркия, отмотавший срок за незаконное предпринимательство. Жизнь в совке вообще основательно потрепала наших чемпионов. Из двенадцати игроков мюнхенской сборной СССР по баскетболу живы сегодня только четверо (из двенадцати американцев живы одиннадцать).

Вот где истинная спортивная драма, вот о чем кино-то снимать надо и гимны писать. Только делать это предстоит не потомственному бесогону, а людям порядочным и совестливым. Бесогону же можно предложить снять ленту о своем ближнем родственнике - родном дяде-эсэсовце (о похождениях в годы войны Михаила Михалкова, он же капитан 3-ей дивизии СС Мюллер, можно почитать в примечаниях к статье о нем в Википедии). А то учат нас патриотизму всякие…