Сергей баруздин. Сергей Баруздин: Стихи. Самое простое дело

Баруздин Сергей Алексеевич — поэт, прозаик.

Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи. Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К.Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров. «Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое...» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321).

Ученье - не самая сладкая вещь.

Баруздин Сергей Алексеевич

После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М.Горького.

В 1950 издал первый стихотворный сб. для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г.Алексиным «Флажок»; в 1951 — сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.

В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сб. стихов «Кто сегодня учится» (1955), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957).

Л.Кассиль так характеризовал стихи Баруздина для детей: «Важные по смыслу, крепко слаженные...» (Баруздин С. Твои друзья — мои товарищи. М., 1967. С.6). Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества — трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости. Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959).

Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х, Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963), «Валя-Валентин. Стихи» (1964), «Идет снег... Рассказы» (1969).

В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе советского и индийского народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958). Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности. В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля — один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо.

Сергей Алексеевич Баруздин – советский писатель, поэт и прозаик, автор множества произведений для детей. С 1938 года С.Баруздин печатался в газете «Пионер». В 1943 году в возрасте 17 лет был призван на войну, после этого в 1958 году окончил Литературный институт им. Горького. Имя С.Баруздина связано с Союзом писателей, в котором он проработал секретарём правления долгие годы.

Стихотворения Баруздина для детей проникнуты чувством патриотизма («Шаг за шагом»), в них он обращается к таким темам, как уважение к старшим, способность отвечать за свои слова («Стихи о человеке и его словах»). Особенно выделяется в его творчестве небольшая подборка стихотворений о девочке Гале и её маме, работающей на заводе и посещающей вечернюю школу: «Мама тоже учится», «Мама делает уроки», «Галя просыпается», «Как Галя ворон считала». Главная идея этих стихотворений, объединённых одной темой, – значимость непрерывности образования для человека, трудовое воспитание молодёжи, формирование у детей нравственной основы и примера для подражания.

Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос, а до школы ещё не дорос.

А звали человека Алёшкой.

Всё умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова разные говорить.

Увидит отца, скажет:

Увидит мать, скажет:

Увидит на улице автомобиль, скажет:

Ну, а есть захочет, так и скажет:

Мама! Я есть хочу!

Однажды отец уехал по делам в другой город. Несколько дней прошло отец письмо домой прислал.

Мать прочитала письмо. И Алёшка решил прочитать. Взял письмо в руки, покрутил и так и сяк, а понять ничего не может.

Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Написала отцу ответ.

И Алёшка тоже решил папе письмо написать. Карандаш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить карандашом по бумаге, а на ней одни каракули получаются.

Вот и оказалось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает.

Самое простое дело

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку.

И оказалось, что чтение - самое простое дело.

Видит он - в книжке дом нарисован, говорит:

Видит лошадь, говорит:

Обрадовался Алёшка, к отцу побежал:

Хорошо! - сказал отец. - Давай посмотрим, как ты читаешь.

Показал отец Алёшке другую книгу.

Это что? - спросил.

Видит Алёшка - на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано.

Это жук с зонтиком, - объяснил Алёшка.

Вовсе это и не жук с зонтиком, - сказал отец, - а вертолёт.

Перевернул отец страницу:

А это что?

А это, - отвечает Алёшка, - мячик с рожками и ножками.

Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, - сказал отец.

Тут он протянул Алёшке ещё одну книгу:

Теперь эту почитай!

Алёшка открыл книгу - нет в ней ни одной картинки.

Не могу, - сказал, - здесь без картинок.

А ты слова прочти, - посоветовал отец.

Слова я не умею, - признался Алёшка.

Вот то-то и оно! - сказал отец.

И больше ничего не сказал.

Ведро воды

Раньше не раз так случалось: мать попросит о чём-нибудь Алёшку - соль принести из соседней комнаты или воду вылить из чашки, - а Алёшка сделает вид, что не расслышал, и продолжает играть. Мать встанет, сама соль принесёт, сама воду выльет, и дело с концом!

Но вот однажды Алёшка отправился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тротуара огромный самосвал стоит, шофёр капот открыл: в моторе копается.

Какой пятилетний мальчишка пропустит случай лишний раз на машину взглянуть!

И Алёшка не пропустил! Остановился, рот раскрыл, смотрит. Медведя блестящего на радиаторе увидел, руль в кабине шофёра и даже колесо потрогал, что выше самого Алёшки ростом…

Тем временем шофёр капот захлопнул: видно, починил в моторе всё, что нужно.

А теперь машина поедет? - поинтересовался Алёшка.

Не поедет, пока воду не зальём, - ответил шофёр, вытирая руки. - А, кстати, ты где живёшь? Близко, далеко?

Близко, - ответил Алёшка. - Совсем рядом.

Вот и добро! - сказал шофёр. - Тогда я у тебя водички позаимствую. Не возражаешь?

Не возражаю! - сказал Алёшка.

Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой.

Я дядю привёл, воды позаимствовать, - объяснил Алёшка матери, открывшей им дверь.

Проходите, пожалуйста, - сказала мать и провела шофёра в кухню.

Шофёр набрал полное ведро воды, а Алёшка своё принёс - маленькое - и тоже налил.

Вернулись они к машине. Шофёр вылил воду из своего ведра в радиатор.

И моё! - сказал Алёшка.

И твоё! - сказал шофёр и взял Алёшкино ведро. - Теперь всё в порядке. А за помощь спасибо! Бывай!

Машина взревела как зверь, вздрогнула и поехала.

Алёшка стоял со своим пустым ведром на тротуаре и долго ещё смотрел ей вслед. А потом вернулся домой и говорит:

Мама! Давай я тебе помогу!

Уж не подменили ли мне сына? - удивилась мать. - Что-то я его не узнаю!

Нет, не подменили, это я! - успокоил её Алёшка. - Просто я помогать тебе хочу!

Нужный гвоздь

Утром мать сказала отцу:

Вечерком забей, пожалуйста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить.

Отец пообещал.

Мать в этот день дома была.

Собралась она в магазин.

Ты поиграй пока, сынок, - попросила она. - А я быстро вернусь.

Поиграю, - пообещал Алёшка, а сам, как только мать ушла, - на кухню.

Молоток достал, гвозди и стал по очереди их в стенку забивать.

Штук десять забил!

«Теперь хватит», - подумал Алёшка и стал мать ждать.

Мать вернулась из магазина.

Это кто же столько гвоздей в стенку позабивал? - удивилась она, войдя в кухню.

Я, - с гордостью сказал Алёшка, - чтоб не ждать, пока папа забьёт.

Не хотелось матери Алёшку огорчать.

Давай поступим так, - предложила она, - эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьёшь мне один гвоздь, побольше. Он мне пригодится. Хорошо?

Хорошо! - согласился Алёшка.

Мать взяла клещи и вытащила из стены десять гвоздей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил большой гвоздь повыше.

Вот этот гвоздь самый нужный, - сказала мать и повесила на него кастрюльку.

Теперь Алёшка, как зайдёт на кухню, так на стенку смотрит: висит кастрюлька?

Значит, и верно, что он самый нужный гвоздь забил.

Как Алёшке учиться надоело

Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует.

Школьный год ещё не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить.

Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился и нос у него стал, как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры складывать. Что же ещё!

Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошёл к выходу.

Ты куда? - спросила учительница.

Домой! - ответил Алёшка. - До свидания!

Домой пришёл и говорит матери:

Я больше в школу не пойду!

А что же ты будешь делать?

Как что? Ну… работать буду.

Как кем? Ну, как ты, например…

А мать у Алёшки врачом работала.

Ладно, - согласилась мать. - Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп.

И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут.

А как его писать? Какое лекарство нужно? - поинтересовался Алёшка.

Писать латинскими буквами, - объяснила мать. - А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач!

Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал:

Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду.

Что ж, давай, как папа! - согласилась мать.

Вернулся домой отец. Алёшка - к нему.

Я больше в школу не пойду, - говорит.

А что же ты будешь делать? - спросил отец.

Работать буду.

Как ты! - сказал Алёшка.

А отец у Алёшки мастером работает на том самом заводе, где «Москвичи» делают.

Очень хорошо, - согласился отец. - Давай работать вместе. Начнём с самого лёгкого.

Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал:

Вот перед тобой чертёж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи!

Алёшка посмотрел на чертёж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберёшь!

Я это не умею! - признался Алёшка.

Тогда я сам поработаю, - сказал отец, - а ты пока отдохни!

Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьёзным.

Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? - спросил Алёшка.

Это не ёлочки, а морщинки, - сказал отец.

А почему они?

Потому что учился я много, воевал, работал много, - сказал отец. Это только у бездельников кожа гладкая.

Алёшка подумал, подумал и говорит:

Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

Когда люди радуются

В школе ребятам часто говорили:

Вы должны уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят!

Алёшка любил столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты.

Научился Алёшка работать - сделал себе самокат. Хороший самокат получился, не грех и похвалиться!

Смотри, - сказал он отцу, - какой самокат!

Неплохо! - ответил отец.

Алёшка - во двор, к ребятам:

Смотрите, какой я самокат сделал!

Ничего самокат! - сказали ребята. - Катайся!

Алёшка катался-катался на своём самокате - никто на него не смотрит. Надоело ему. Бросил он самокат.

Весной в школе ребята должны были рассаду выращивать, чтобы потом, когда совсем тепло станет, высадить её во дворе.

Учительница сказала:

Нам старшеклассники ящики обещали сделать. Как будут готовы, так и займёмся рассадой.

А Алёшка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого.

В субботу Алёшка трудился и всё воскресенье, а в понедельник принёс в школу два ящика, как раз на два окна.

Увидели ребята ящики.

Вот это да! - сказали. - Золотые у тебя руки!

Учительница увидела и тоже обрадовалась:

Ну и золотые руки у тебя! Молодец!

Домой Алёшка пришёл, а мать ему и говорит:

Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, товарищей, и все говорят, что у тебя золотые руки.

Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына.

Пап! - спросил Алёшка. - А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят? Ведь самокат труднее сделать!

А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики - для всех, - сказал отец. - Вот люди и радуются!

Вежливый бычок

У опушки леса пасся бычок. Маленький, месяц от роду, но довольно плотный и бойкий.

Бычок был привязан верёвкой к колышку, вбитому в землю, и так, привязанный, весь день ходил по кругу. А когда верёвка слишком натягивалась, не пуская бычка, он поднимал морду с неровной белой звёздочкой на лбу и тянул неустановившимся, дребезжащим голосом: «М-м-му!»

Каждое утро мимо бычка проходили ребята из детского сада, отдыхавшие по соседству.

Бычок переставал щипать траву и приветливо кивал головой.

Поздоровайтесь с бычком, - говорила воспитательница.

Ребята хором здоровались:

Здравствуйте! Здравствуйте!

Они говорили с бычком, как со старшим, на «вы».

Потом ребята, идя на прогулку, стали приносить бычку разные лакомства: кусок сахару, или сдобную булку, или просто хлеб. Бычок охотно брал угощение прямо с ладони. А губы у бычка мягкие, тёплые. Так, бывало, приятно пощекочет ладошку. Съест и головой закивает: «Спасибо за угощение!»

На здоровье! - ответят ребята и побегут на прогулку.

А когда вернутся, вежливый бычок снова приветливо кивнёт им головой:
«М-м-му!»

До свиданья! До свиданья! - хором отвечали ребята.

Так повторялось каждый день.

Но вот однажды, отправившись на прогулку, ребята не нашли на прежнем месте бычка. Опушка была пуста.

Ребята заволновались: не случилось ли что-нибудь? Стали звать бычка. И вдруг откуда-то из лесу раздалось знакомое:
«М-м-му!»

Не успели ребята опомниться, как из-за кустов, задрав хвост, выбежал бычок. За ним тянулась верёвка с колышком.

Воспитательница взяла верёвку и вбила колышек в землю.

А то ещё убежит, - сказала она.

И вновь бычок, как прежде, поздоровался с ребятами:
«М-м-му!»

Здравствуйте! Здравствуйте! - отвечали ребята, угощая бычка хлебом.

На следующий день повторилось то же самое. Сначала бычка не было, а потом, когда он появился, за ним тянулась верёвка с выдернутым колышком. И опять пришлось воспитательнице привязать бычка.

Вы здесь поблизости бычка не видали? - спрашивает. - Чёрненький такой, со звёздочкой на лбу.

Видели! Видели! - закричали ребята.

Он на месте, на опушке, - сказала воспитательница. - Я его там привязала.

Вот чудеса! - пожала плечами женщина. - Второй день привязываю бычка на новом месте, а нахожу на старом. Понять не могу, чем оно ему так полюбилось!

Наверное, он к ребятам моим привык, - засмеялась воспитательница. Бычок у вас вежливый, каждый день с нами здоровается.

Не уводите его от нас! - стали просить ребята. - Мы с ним дружим!

Да уж если дружки просят, придётся оставить! - согласилась женщина. Раз он с ребятами подружился…

Наутро ребята отправились в лес. На опушке леса, как и прежде, их ждал бычок.

Здравствуйте! Здравствуйте! - закричали ребята.

И довольный бычок закивал им в ответ головой:
«М-м-му!»

Двухметровое несчастье

В Одессе я хотел разыскать своего старого фронтового товарища, который теперь служил моряком дальнего плавания. Я знал, что теплоход, на котором он плавает, только что вернулся из заграничного рейса.

Когда я пришёл в порт, оказалось, что теплоход уже разгрузился и команда его вчера списана на берег. В управлении порта я узнал адрес моего товарища и отправился к нему домой.

В новом доме на улице Халтурина я поднялся на третий этаж и позвонил. Мне никто не ответил. Я позвонил ещё раз.

В глубине квартиры послышался скрип двери, смех. Чей-то женский голос крикнул:

Кто там?

Я сказал через закрытую дверь, кого мне нужно.

Зайдите попозже! Мы открыть вам никак не можем! Мы тут арестованы.

Я подумал, что меня разыгрывают. И совсем неумно! Если товарища нет дома, почему нельзя открыть дверь и сказать об этом по-человечески?

Спустившись вниз, я около часа бродил по городу, и уже скорее любопытство, чем необходимость, вновь привело меня к странной квартире. Я опять позвонил и услышал скрип двери, хохот и вопрос:

Кто там?

Пришлось повторить, зачем я пришёл.

Вновь хохот, и тот же ответ. Только более вежливый:

Зайдите, пожалуйста, ещё чуть позже. Ваш товарищ скоро вернётся. А мы тут, право, арестованы и не можем выйти в коридор. У нас, видите ли, двухметровое несчастье поселилось…

Откровенно говоря, я совсем растерялся. Или действительно со мной валяют дурака, или это что-то забавное. Чтобы не прозевать своего товарища, я стал прогуливаться возле подъезда.

Наконец вижу: идёт. Обнялись на радостях, и здесь я уже не выдержал.

Что там у тебя такое в квартире? - спрашиваю. - Какие арестованные? Что за двухметровое несчастье?

Он расхохотался.

Так и знал! - говорит. - Это соседки мои из комнаты выйти боятся. А чего боятся, когда он маленький и совсем безвредный? Да и запер я его в комнате. Говорил же им, успокаивал. А они мне: он под дверь может пролезть…

Подожди, о ком ты? - переспросил я. - Кто маленький? Кто безвредный?

Да удавчик. Двухлетний всего. Два метра длиной только! - объяснил мне товарищ. - В порту одном ребятишки подарили. Вот капитан и поручил мне в зоопарк его пристроить. Вчера поздно было, так я сейчас ходил договариваться. А ночь он у меня дома провёл. Вот и всё. Сейчас отнесу.

Через несколько минут мы с товарищем уже шли в сторону зоопарка. Удавчика мой приятель нёс на шее, как венок. И верно, удавчик оказался существом совсем безобидным. Он не пытался удрать, а только изредка шипел и разевал пасть.

Правда, прохожие шарахались от нас в сторону. Но зря. Опасаться им было нечего.

Простуженный ежик

Было это поздней осенью в последний год войны. Шли бои на польской земле.

Однажды ночью мы обосновались в лесу. Разожгли костер, согрели чай. Все улеглись спать, а я остался дежурить. Через два часа меня должен был сменить на посту другой солдат.

Сидел я с автоматом у догоравшего костра, на угольки посматривал, к шорохам лесным прислушивался. Ветер шелестит сухой листвой да в голых ветвях посвистывает.

Вдруг слышу — шорох. Будто кто-то по земле ползет. Я встал. Автомат наготове держу. Слушаю — шорох смолк. Опять сел. Снова шуршит. Где-то совсем рядом со мной.

Что за оказия!

Глянул я под ноги. Вижу — кучка сухой листвы, да будто живая: сама собой движется. А внутри, в листьях, что-то фыркает, чихает. Здорово чихает!

Присмотрелся получше: ежик. Мордочка с маленькими черными глазками, уши торчком, на грязно-желтых иглах листья наколоты. Подтащил ежик листья поближе к теплому местечку, где костер был, поводил носом по земле, чихнул несколько раз. Видно, простудился от холода.

Тут время моей смены настало. Заступил на пост солдат — казах Ахметвалиев. Увидел он ежа, услыхал, как тот чихает, и ну меня ругать:

— Ай, нехорошо! Ай, нехорошо! Сидишь и смотришь спокойно. А у него, может, грипп или воспаление. Смотри, весь дрожит. И температура, наверное, очень большая. В машину его надо взять, лечить его надо, а потом на волю выпускать…

Так мы и сделали. Положили ежика вместе с охапкой листьев в наш походный «газик». А Ахметвалиев на следующий день теплого молока где-то раздобыл. Пжик напился молока, согрелся и опять уснул. За всю дорогу несколько раз чихнул и перестал — поправился. Так всю зиму у нас в машине и прожил!

А когда весна настала, мы его на волю выпустили. На свежую травку. И какой день тогда выдался! Яркий, солнечный! Настоящий весенний день!

Только было это уже в Чехословакии. Ведь и весну и победу мы там встречали.

Пчелиная напасть

Жил я в детстве в деревне на Ярославщине. Всем был доволен: и рекой, и лесом, и полной свободой.

Часто сидел с ребятами в ночном у костра.

Но было одно «но». Вот об этом «но» я и хочу рассказать.

У хозяина дома, в котором мы жили, было несколько ульев с пчелами.

Говорят, пчелы — миролюбивые существа, если их не обижать. И верно: наши пчелы никого не кусали, не трогали. Никого, кроме меня.

Стоило мне выйти из избы, как какая-нибудь пчела обязательно меня укусит. А бывали дни, когда меня жалили и по нескольку раз.

— Балуешься ты много, — говорила мать, — вот они тебя и кусают.

— Да вовсе не балуюсь, — оправдывался я. — Совсем их не трогаю.

«Что за напасть такая! — думал я. — Может, они меня перепутали с кем-то? Ведь другие пчелы не жалят меня — в лесу, в поле, — а свои…»

Время шло, и не было дня, чтобы я избежал этой пчелиной напасти. То под глазом у меня шишка, то на щеке, то на затылке, а однажды пчела ужалила в спину, и я совсем измучился: почесать укушенное место и то нельзя — рукой никак не дотянешься.

Хотел я спросить нашего хозяина, почему пчелы меня не любят, но побоялся. «Подумает еще, что я действительно их обижаю. Как я ему докажу, что вовсе их не трогаю? А ведь пчела, говорят, после того как ужалит, умирает. Значит, немало их по моей вине погибло».

Но вышло так, что я все равно не избежал разговора с хозяином. И хорошо, а то бы все лето мучился.

Как-то вечером сидел я весь искусанный за столом, ужинал. Вошел в комнату хозяин, спрашивает:

— Тебя что, пчелы опять покусали?

— Покусали, — говорю. — Только вы не подумайте, что я их дразнил. Я к ульям и близко не подхожу…

Хозяин недоверчиво покачал головой.

— Странно, — говорит. — Они у меня смирные…

А сам, вижу, ко мне присматривается.

— А ты лук любишь? — спрашивает вдруг он. — Вроде луком от тебя пахнет.

Я обрадовался, что меня не ругают за пчел, и отвечаю:

— Да, очень люблю! Каждый день, наверное, кило зеленого луку съедаю. С солью да с черным хлебом. Знаете, как вкусно!

— Вот, брат, за это они тебя и кусают, — рассмеялся хозяин. — Мои пчелы прямо не переносят запаха лука. Да и вообще пчелы к разным запахам очень привередливы. Есть такие, что одеколон не любят или керосин, а мои — лук.

Придется тебе воздержаться от лука.

С того дня я за все лето больше ни одной стрелки лука не съел. Если даже в супе попадался — все равно выбрасывал. Боялся, что пчелы покусают.

А они и верно перестали меня жалить. Однажды я даже рядом с ульями стоял, когда соты из них вынимали, и то пчелы не тронули меня!

Сергей Алексеевич Баруздин родился 22 июля 1926 года в Москве. Его отец, будучи заместителем начальника «Главторфа» в Москве, писал стихи.

Не без влияния отца Сергей стал увлекаться поэзией, публиковал свои первые стихи сначала в стенгазете, затем в многотиражке «Штаб индустрии», в «Пионерской правде», журнале «Пионер», «Дружные ребята». Их заметила Н.К. Крупская, в ту пору заместитель наркома просвещения, она направила юного поэта в литературную студию Московского Дома пионеров. «Мне было четырнадцать, когда началась война и когда накануне я был на очередном занятии в Доме пионеров. Война уже шла, когда мне исполнилось пятнадцать... В Красной Армии я служил рядовым в артиллерийской разведке... На Одерском плацдарме, в районе Оппельна, под Бреслау, в боях за Берлин, на Эльбе, а потом в рывке на Прагу мы, семнадцати-восемнадцатилетние ребята, поняли многое...» (Баруздин С. Люди и книги. М., 1978. С. 320-321).

После демобилизации работал и одновременно учился в вечерней школе, затем заочно в Литературном институте им. М. Горького.

В 1950 издал первый стихотворный сборник для детей «Кто построил этот дом» и сборник стихов совместно с А.Г. Алексиным «Флажок»; в 1951 - сборник рассказов «Про Светлану», затем повесть в стихах про первоклассницу Галю и ее друзей. Стихи согреты личным отношением автора к своим героям.

В 1956 издал книгу для малышей «Шаг за шагом». Воспитанию школьников посвящены сборник стихов «Кто сегодня учится» (1955 ), повесть «Ласточкин младший и Ласточкин старший» (1957 ).

Для таланта Баруздина характерны философичность, притчеобразность, риторическое формулирование в стихах для детей главной их мысли. Беседуя с малышом не только доверительно, но и серьезно, автор стремится пробудить в нем важнейшие гражданские качества - трудолюбие, гуманность, интернационализм, чувство долга и справедливости. Проза тем более проблемна, сюжеты обнажают остроту конфликтов; стихи и прозу Баруздина объединил в книгу «О разных разностях» (1959 ).

Адресуясь к маленькому читателю в книгах 1960-х , Баруздин обращается к публицистике: «Шел по улице солдат», «Страна, где мы живем», «Страна Комсомолия». В повести для детей «Шел по улице солдат» автор преподает юным читателям первые уроки патриотизма. В книге «Страна, где мы живем» рассказчик вместе со своим 5-летним собеседником облетает на самолете всю страну, видят они и Урал, и Сибирь, и Камчатку, и Дальний Восток, и герой понимает, что страна наша и большая, и богатая. Умело и тактично вводит автор маленьких собеседников в сложносплетение трудных житейских проблем: «Большая Светлана. Маленькие рассказы» (1963 ), «Валя-Валентин. Стихи» (1964 ), «Идет снег... Рассказы» (1969 ).

В книгах Баруздина ребенок постигает многообразную красоту жизни, учится доброте и радости быть добрым. О дружбе народов повествуется в книге «Подарки-путешественники» (1958 ). Здесь в повестях «Рави и Шаши» и «Как Снежок в Индию попал» автор ведет с маленьким читателем серьезный разговор о дружбе народов, о человеческой отзывчивости и солидарности. В небольшой, но емкой и поучительной повести «Только не завтра», как и в повестях «Первое апреля - один день весны», «Новые Дворики», автор ставит перед школьниками вопросы совести и долга, эгоистического стяжательства и работы на общее благо.

В романе для взрослых «Повторение пройденного» (1964 ) Баруздин существенно дополнил художественную летопись Великой Отечественной войны. Автор показывает, как из романтически настроенных, но домашних, не изведавших ударов судьбы мальчиков вырастают мужественные солдаты. В печати отмечалось и своеобразие композиции романа, действие его и начинается, и завершается в 1961 - в год полета Юрия Гагарина, а между этим обрамлением - годы Великой Отечественной войны, причем каждому году уделена особая глава.

Тема войны развивается и в книгах Баруздина «Ее зовут Елкой», «Повести о женщинах» (1967 ). Образ женщины на войне - такова тема этой книги. В ней рассказывается о девочке-подростке, которая в начале войны участвовала в боях под Наро-Фоминском и героически погибла при выполнении боевого задания. В повести «Тася», названной по имени ее героини, обрисован путь женщины, которая была ранена, потеряла ребенка, но героически прошла всю войну. В повести «Верить и помнить» героиня - труженица тыла в годы войны, участница героического послевоенного восстановления народного хозяйства.

Баруздин выступал как историк литературы. Много интересных статей посвятил творчеству Э. Асадова, А. Барто, Л. Воронковой, А. Вергелиса, М. Исаковского, К. Калчева, В. Катаева, А. Кешокова и др. писателей. В книге «Заметки о детской литературе» собраны статьи более чем о 60 писателях.

В 1978 издана книга «Люди и книги» (переиздана в 1982 ). Потребовала переиздания и вышедшая в 1985 книга Баруздин «Писатель. Жизнь. Литература»; расширенное переиздание вышло в 1990 - здесь представлены портреты М. Карима, О. Гончара, Н. Грибачева, Г. Гулиа, М. Дудина, М. Бажана, С. Орлова, Т. Пулатова, А. Югова и многие другие. Постижение душевной сущности того или иного художника для Баруздина - ключ к его творчеству, суждения автора книги здесь особенно ценны и интересны.

За четверть века работы в литературе тираж книг Баруздина составил более 30 млн. экземпляров, они были изданы более чем на 50 языков народов мира. Писатель занимался также переводами, переводил стихи и прозу - произведения А. Арипова, Ш. Бейшеналиева, Г. Бойко, Г. Виеру, Ш. Рашидова, Г. Юшкова.

В 1953-1955 работал в редакции журнала «Пионер»; затем редакторская работа была продолжена в журнале «Дружба народов», где на посту главного редактора Баруздин много сделал для публикации на русском языке лучших произведений писателей народов СССР. Активно работал также в руководстве СП СССР, в его правлении.


Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пеленок он давным-давно вырос, а до школы еще не дорос. Читать...


У опушки леса пасся бычок. Маленький, месяц от роду, но довольно плотный и бойкий. Читать...


В Одессе я хотел разыскать своего старого фронтового товарища, который теперь служил моряком дальнего плавания. Я знал, что теплоход, на котором он плавает, только что вернулся из заграничного рейса. Читать...


Было это поздней осенью в последний год войны. Шли бои на польской земле. Читать...


Летом путешествовали мы по Украине. Как-то вечером остановились на берегу Сулы, решили переночевать. Время было позднее, темень непроглядная. Читать...


В старом уральском городе построили новое здание театра. С нетерпением ждали горожане его открытия. Наконец этот день настал. Читать...


На киностудии снимали новый фильм. В фильме должна была быть такая сцена. В избу, где спит уставший с дороги человек, залезает медведь. Читать...


Жил я в детстве в деревне на Ярославщине. Всем был доволен: и рекой, и лесом, и полной свободой. Читать...


По дороге в деревню Озерки мы нагнали бричку. Но, к нашему удивлению, седока в ней не оказалось. Читать...


В годы войны был у меня товарищ. Мы шутя называли его звероводом. Это потому, что по профессии он зоотехник, работал раньше в зверосовхозе. Читать...


Многие годы совхозное стадо паслось на большом лугу речушки Каменки. Места здесь были тихие, раздольные, с невысокими, но сочными травами. Читать...


Рави и Шаши - маленькие. Как все дети, они часто шалят, а иногда и плачут. И едят они тоже как маленькие дети: рисовую кашу с молоком и сахаром им кладут прямо в рот. Читать...


Маленькая Светлана жила в большом городе. Она не только умела правильно говорить все слова и считать до десяти, но и знала свой домашний адрес. Читать...


Была когда-то Светлана маленькой, а стала - большая. Ходила она раньше в детский сад, а потом в школу пошла. И не в первый класс она теперь ходит, не во второй, а уже в третий. Читать...


Быстро растут у нас города, и Москва растёт не по дням, а по часам. Светлана росла так же быстро, как её город. Читать...


За окном шел дождь. Занудный, мелкий, переходящий в ливень и вновь мелкий. Ели и сосны не шумят под дождем, как березы и осины, и все равно их слышно. Читать...


Она много читала о море - много хороших книг. Но она никогда не думала о нем, о море. Наверно, потому, что когда читаешь о чем-то очень далеком, это далекое всегда кажется несбыточным. Читать...


И все-таки удивительно это - лес! Ели, сосны, ольха, дубы, осины и, конечно, березы. Как эти, что стоят отдельной семейкой на опушке: всякие - молодые и старые, прямые и кургузые, красивые и вовсе вроде бы не симпатичные на взгляд. Читать...


Рассказы Сергея Баруздина разные. Большинство из них посвящены взаимоотношениям людей и животных. Писатель ярко и красочно описывает, как люди проявляют свои лучшие качества в общении с природой. Через свои рассказы он доносит до нас, что животные нуждаются в нашей заботе и любви. Убедитесь в этом сами, прочитав «Снежок, Равви и Шаши», «Лось в театре», «Необычный почтальон» да и другие рассказы.

Очень интересно и с любовью Сергей Баруздин описывает мир маленького человечка на примере мальчика Алешки из «Алешка из нашего двора» и «Когда люди радуются». Просто и понятно рассказано в них о добре, об ответственности и взрослении. Детские рассказы Сергея Баруздина несут в себе большой заряд позитива. Прочитайте их и убедитесь в этом сами.