Серебряный век культурно историческая эпоха общая характеристика. Серебряный век русской культуры. Выступление творческой группы чтецов

Серебряный век русской культуры считается одной из самых утонченных эпох. По словам Н. Бердяева, после периода упадка это был этап подъема философии и поэзии. Духовная жизнь серебряного века воспринималась как исключительное явление, отражавшее завершение исторического цикла и знаменующее начало абсолютно новой эпохи.

В девяностые годы Х I Х века, после депрессии и безвременья, начался прилив энергии в творчестве. Поэтами-восьмидесятниками была подготовлена почва для декадентов девяностых. В конце Х I Х столетия о себе начали заявлять новые течения, определялись новые механизмы их развития. Одним из новых направлений стал авангард. Авангардистам сопутствовала некая невостребованность, «неосуществленность». Это усиливало их драматизм, исходную дисгармонию с окружающим миром, которую они несли в себе.

Серебряный век русской культуры характеризовался неким синтезом всех искусств. Д. Мережковский называл три основных элемента, характерных для рубежа веков. К ним он относил символы, мистическое содержание и развитие художественной впечатлительности. Серебряный век в литературе выразился в переходе от реализма к символизму.

В первом десятилетии ХХ столетия в стране появилось столько поэтов, что прошедший Х I Х век в сравнении с этим периодом кажется безлюдным. Серебряный век русской культуры считается временем сложным и бурным. характеризовалась сосуществованием различных направлений и течений. Многие из них были преходящими, эфемерными.

Второе десятилетие ХХ века началось с вхождения в литературу крупнейших поэтов и прозаиков: Б. Пастернака, В. Маяковского, А. Ахматовой, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Толстого. Символизм сменяется другими течениями, однако его черты видны в таких направлениях, как акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия.

Серебряный век русской культуры отмечается и появлением новых стилей новорусского стиля, модерна. Для зодчих того времени архитектурная идея состояла в органической связи между формой, конструкцией и материалом. Вместе с этим проявляется стремление к Так, в архитектуре заметны компоненты скульптуры, живописи.

Несмотря на то, что авангард в России, как, впрочем, и на Западе, стремился к абсолютизации «я» в творчестве, асоциальности, русская социальная культурная почва оказала существенное воздействие на творчество авангардистов. Перед авангардом стояла задача выразить духовные «абсолюты» в соответствующих глубине психики формах.

История культуры в этот период представляет собой результат достаточно сложного пути. Большая часть сформировавшихся направлений, кружков, течений оказалась нестойкой. Это, по мнению ряда авторов, подтверждало начинавшийся распад культуры, ее конец.

Потребность в принципиально новом художественном и научном истолковании реальности утвердилась в общественном сознании. Свое влияние оказали и религиозные, и философские искания, становление либеральной государственной традиции ориентирования на реформы и развитие, формирование культурной сферы нового типа.

Серебряный век в России стал эпохой выдающихся поэтов, писателей, живописцев, философов, актеров, композиторов. В ни одна национальная культура, кроме русской, не испытала такого стремительного взлета. Начало ХХ столетия характеризуется как сплав полета фантазии и науки, мечтаний и действительности, должного и сущего, настоящего и прошлого. Это своеобразный период. Это время по-разному воспринято различными деятелями культуры. По мнению ряда авторов, именно эта эпоха представляет собой время формирования нового менталитета, рождения религиозного философского Ренессанса, освобождения мышления от социальности и политики.

На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы Серебряного века

Границы этого периода тоже определяют по-разному.

  • Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
  • А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Отличительные признаки и достижения Серебряного века

Так чем же замечательно и интересно это время?

Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Русская философия

Философия Серебряного века

Театр Серебряного века

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

Живопись

Живопись и скульптура Серебряного века

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры ( , «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики ( ).

Русская музыка

Музыка Серебряного века

Черты символизма

Основные черты этого литературного течения:

  • двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
  • особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
  • особое значение звукописи,
  • мистические и религиозные мотивы и др.

Общеизвестны имена В.Брюсова, А.Блока, А.Белого и др.

б) Русский акмеизм

(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.

Черты акмеизма

  • философия действия,
  • приятие мира,
  • переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
  • живописность образа,
  • мужественность восприятия мира и жизни,
  • вес конкретного значения слова и др.

Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.

в) Русский футуризм

В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:

  • обращенность к будущему,
  • ощущение грядущих перемен,
  • отрицание классического наследия,
  • урбанизм,
  • поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.

В.Хлебников, Д.Бурлюк, И. Северянин и др.

Наша презентация:

Специфика этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:

  • романтизма (М.Горький),
  • натурализма (П.Боборыкин),
  • символизма (Л.Андреева)

Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Русская культура конца XIX – начала XX вв. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали традиции, идущие от XIX в., с другой – появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.

Характерным для этой эпохи было то, что школы, отходившие от социально-политической тематики в искусстве, часто рассматривались как представители оппозиции (А. Блок и А. Белый, М. Врубель, В. Мейерхольд). Те же, кто осознанно продолжал классические традиции, рассматривались как выразители общедемократических идей.

На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так называемые артистические колонии – Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов. В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.

2. Образование и наука

Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Однако уровень образованности изменился незначительно: перепись 1897 г. зафиксировала 21 грамотного человека на 100 жителей империи, причем в Прибалтике и Средней Азии, среди женщин и в селе этот уровень был ниже. Государственные ассигнования на школу увеличились с 1902 по 1912 гг. более чем в 2 раза. Уже с начала века ставится вопрос об обязательном начальном образовании (на законодательном уровне он был принят в 1908 г.). После революции 1905–1907 гг. произошла определенная демократизация высшей школы: были разрешены выборы деканов и ректоров, начинают формироваться студенческие организации.

Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г. их стало более 200. Был основан Саратовский университет (1909 г.). Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.

В целом система образования не соответствовала нуждам страны. Не было преемственности между различными ступенями образования.

В сфере гуманитарных наук в начале XX в. происходит важный перелом. Научные общества стали объединять не только научную элиту, но и любителей, всех желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью. Наиболее известными были:

1) географическое;

2) историческое;

3) археологическое и другие общества.

Развитие естествознания проходило в тесном общении с мировой наукой.

Самым ярким явлением становится зарождение русской религиозно-философской мысли, атрибута русской философии.

Русская историческая школа в начале XX в. завоевала мировое признание. Широкую известность в мире приобрели исследования А. А. Шахматова по истории русского летописания, В. Ключевского (допетровский период русской истории). Достижения в исторической науке также связаны с именами:

1) П. Н. Милюкова;

2) Н. П. Павлова-Сильванского;

3) А. С. Лаппо-Данилевского и др.

Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний. В России открывались новые технические институты. Учеными мирового уровня были физик П. Н. Лебедев, математики и механики Н. Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин, химики Н. Д. Зелинский и И. А. Каблуков. Москва и Петербург стали признанными научными столицами мира.

В начале века все еще продолжалось географическое «открытие» России. Огромные неисследованные просторы побуждали ученых и путешественников совершать рискованные экспедиции. Широкую известность получили путешествия В. А. Обручева, Г. Я. Седова, А. В. Колчака.

В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863–1945) – энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875–1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847–1921) и И. И. Сикорского (1889–1972) в самолетостроении, И. П. Павлова, И. М. Сеченова и др.

3. Литература. Театр. Кинематограф

Развитие литературы шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. П. Чехова, М. Горького, В. Г. Короленко, А. Н. Куприна, И. А. Бунина и т. д.

Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались новые течения: акмеизм (А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев), символизм (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов), футуризм (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский) и др.

Этот период характеризовался такими особенностями, как:

1) модернистское мышление творцов культуры;

2) сильное влияние абстракционизма;

3) меценатство.

Большое значение в жизни российского общества приобрела периодическая печать. Освобождение (1905 г.) печати от предварительной цензуры способствовало увеличению численности газет (конец XIX в. – 105 ежедневных газет, 1912 г. – 1131 газета на 24 языках), росту их тиражей. Крупнейшие издательства – И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание» – выпускали дешевые издания. Каждое политическое течение имело свои органы печати.

Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Мариинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально – МХТ), на сцене которого ставились пьесы Чехова, Горького и др.

В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как:

1) А. Н. Скрябин;

2) Н. А. Римский-Корсаков;

3) С. В. Рахманинов;

4) И. Ф. Стравинский.

Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX–XX вв. кинематограф; в 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин». К 1914 г. в стране было выпущено свыше 300 картин.

4. Живопись

В изобразительном искусстве существовало реалистическое направление – И. Е. Репин, Товарищество передвижных выставок – и авангардные направления. Одной из тенденций было обращение к поискам национальной самобытной красоты – работы М. В. Нестерова, Н. К. Рериха и др. Русский импрессионизм представлен работами В. А. Серова, И. Э. Грабаря (Союз русских художников), К. А. Коровина, П. В. Кузнецова («Голубаяроза») идр.

В первые десятилетия XX в. художники объединялись для устроения совместных выставок: 1910 г. – выставка «Бубновый валет» – П. П. Кончаловский, И. И. Машков, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, Д. Д. Бурлюк и др. Среди известных художников этого периода – К. С. Малевич, М. 3. Шагал, В. Е.Татлин. Большую роль в становлении художников имели контакты с западным искусством, своего рода «паломничество в Париж».

Заметную роль в развитии русского искусства сыграло художественное направление «Мир искусства», возникшее в конце XIX в. в Петербурге. В 1897–1898 гг. С. Дягилев организовал и провел в Москве три выставки и, обеспечив финансовую поддержку, создал в декабре 1899 г. журнал «Мир искусства», который и дал название направлению.

«Мир искусства» открыл для русской публики финскую и скандинавскую живопись, английских художников. Как цельное литературно-художественное объединение «Мир искусства» просуществовал до 1904 г. Возобновление в 1910 г. группы уже не могло вернуть ее былой роли. Вокруг журнала объединились художники А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, Л. С. Бакст и др. Важной особенностью «мирискусников» был универсализм – они выступали как критики, искусствоведы, театральные режиссеры и декораторы, писатели.

Ранние произведения М. В. Нестерова (1862–1942), считавшего себя учеником В. Г. Перова и В. Е. Маковского, выполнены на исторические сюжеты в реалистической манере. Центральное произведение Нестерова – «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890).

К. А. Коровина (1861–1939) часто называют «русским импрессионистом». Действительно, из всех русских художников рубежа XIX–XX вв. он наиболее полно усвоил некоторые принципы этого направления – радостное восприятие жизни, стремление к передаче мимолетных ощущений, тонкой игре света и цвета. Большое место в творчестве Коровина занимал пейзаж. Художник писал и парижские бульвары («Париж. Бульвар Капуцинок», 1906 г.), и эффектные морские виды, и среднерусскую природу. Коровин много работал для театра, оформлял спектакли.

Искусство В. А. Серова (1865–1911) трудно отнести к конкретному направлению. В его творчестве есть место и реализму, и импрессионизму. Больше всего Серов прославился как портретист, но был и превосходным пейзажистом. С 1899 г. Серов принимал участие в выставках объединения «Мир искусства». Под их влиянием Серов заинтересовался исторической темой (эпоха Петра I). В 1907 г. он отправился в путешествие по Греции (картины «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы», обе 1910 г.).

Широко известен великий русский художник М. А. Врубель (1856–1910). Своеобразие его живописной манеры заключалось в бесконечном дроблении формы на грани. М. А. Врубель является автором изразцовых каминов с русскими богатырями, скамей с русалками, скульптур («Садко», «Снегурочка», «Берендей» и др.).

Уроженец Саратова В. Э. Борисов-Мусатов (1870–1905) много работал на пленэре (на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. В 1897 г. он написал этюд «Агава», через год появился «Автопортрет с сестрой». Его персонажи – не конкретные люди, автор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. В картинах открывается поэтический, идеализированный мир старых тихих «дворянских гнезд», далекий от всеобщего смятения современной переломной эпохи.

5. Архитектура и скульптура

В архитектуре получил распространение новый стиль – модерн со свойственным ему стремлением подчеркнуть назначение жилых и общественных зданий. Он широко использовал:

1) фрески;

2) мозаику;

3) витражи;

4) керамику;

5) скульптуру;

6) новые конструкции и материалы.

Архитектор Ф. О. Шехтель (1859–1926) стал певцом стиля модерн, с его именем связан расцвет архитектуры этого стиля в России. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: городские особняки и дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типографии и даже бани. Кроме того, мастер оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал церковную утварь. В 1902–1904 гг. Ф. О. Шехтель перестроил Ярославский вокзал в Москве. Фасад был оформлен керамическими панно, выполненными в брамцевской мастерской, интерьер – картинами Константина Коровина.

В 1-е десятилетие XX столетия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие мастера использовали элементы классического ордера и декора. Так сложилось особое стилистическое направление – неоклассицизм.

На рубеже XIX–XX вв. сформировалось новое поколение скульпторов, которые противостояли реалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не тщательной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или стеки мастера. Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение дереву, природному камню, глине и даже пластилину. Особенно выделяются здесь А. С. Голубкина (1864–1927) и С. Т. Коненков, которые стали всемирно известными скульпторами.

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

Новый этап в развитии культуры России условно, начиная с реформы 1861 года до Октябрьской революции 1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

«Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно обогатило все виды искусств и философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

Однако иногда говорят, что «Серебряный век» – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России.

Славянофилы и западники

Ликвидация крепостного права, развитие буржуазных отношений в деревне обострили противоречия в развитии культуры. Они обнаруживаются, прежде всего, в охватившей российское общество дискуссии и в складывании двух направлений: «западнического» и «славянофильского». Камнем преткновения, не позволившим примириться спорящим, стал вопрос: по какому пути развивается культура России? По «западному», то есть буржуазному, или она сохраняет свою «славянскую самобытность», то есть консервирует феодальные отношения и аграрный характер культуры.

Поводом для выделения направлений послужили «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Он считал, что все беды России выводились из качеств русского народа, для которого, якобы, характерны: умственная и духовная отсталость, неразвитость представлений о долге, справедливости, праве, порядке, отсутствие самобытной «идеи». Как считал философ, «история России - это «отрицательный урок» миру». Резкую отповедь ему дал А. С. Пушкин, заявив: «ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

Российское общество разделилось на «славянофилов» и «западников». К «западникам» относились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. А. Бакунин и др. «Славянофилов» представляли А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, Ю. В. Самарин.

Для «западников» был характерен определённый набор идей, который они отстаивали в спорах. В этот идейный комплекс входили: отрицание самобытности культуры любого народа; критика культурной отсталости России; преклонение перед культурой Запада, её идеализация; признание необходимости модернизации, «осовременивания» российской культуры, как заимствования западноевропейских ценностей. Идеалом человека западники считали европейца – делового, прагматичного, эмоционально сдержанного, рационального существа, отличающегося «здоровым эгоизмом». Характерной для «западников» была и религиозная ориентация на католицизм и экуменизм (слияние католицизма с православием), а также космополитизм. По политическим симпатиям «западники» являлись республиканцами, им присущи были антимонархические настроения.

По сути, «западники» были сторонниками индустриальной культуры - развития промышленности, естествознания, техники, но в рамках капиталистических, частнособственнических отношений.

Им противостояли «славянофилы», отличавшиеся своим комплексом стереотипов. Для них были характерны критическое отношение к культуре Европы; её неприятие как антигуманной, безнравственной, бездуховной; абсолютизация в ней черт упадка, декаданса, разложения. С другой стороны, их отличало национализм и патриотизм, преклонение перед культурой России, абсолютизация её уникальности, самобытности, героизация исторического прошлого. «Славянофилы» свои ожидания связывали с крестьянской общиной, рассматривая её как хранительницу всего «святого» в культуре. Духовным ядром культуры считалось православие, которое также рассматривалось некритически, преувеличивалась его роль в духовной жизни России. Соответственно, утверждался антикатолицизм и отрицательное отношение к экуменизму. Славянофилов отличала монархическая ориентация, преклонение перед фигурой крестьянина - собственника, «хозяина», и негативное отношение к рабочим как «язве общества», продукту разложения его культуры.

Таким образом, «славянофилы», по сути, отстаивали идеалы аграрной культуры и занимали охранительные, консервативные позиции.

Противостояние «западников» и «славянофилов» отражало растущее противоречие между аграрной и промышленной культурами, между двумя формами собственности - феодальной и буржуазной, между двумя классами - дворянством и капиталистами. Но подспудно обострялись противоречия и внутри капиталистических отношений - между пролетариатом и буржуазией. Революционное, пролетарское направление в культуре выделяется в качестве самостоятельного и, по сути, определит развитие культуры России в ХХ веке.

Образование и просвещение

В 1897 г. проводилась Всероссийская перепись населения. Согласно переписи, в России средний уровень грамотности составлял 21,1%: у мужчин - 29,3%, у женщин - 13,1%, около 1% населения имели высшее и среднее образование. В средней школе, по отношению ко всему грамотному населению, обучалось всего 4%. На рубеже веков система образования по-прежнему включала три ступени: начальную (церковноприходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные и коммерческие училища) и высшую школу (университеты, институты).

1905 г. министерство народного просвещения вынесло проект закона «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи» на рассмотрение II Государственной думы, однако этот проект так и не получил силу закона. Но растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений, помимо частных высших учебных заведений. В университет принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и политических взглядов. Поэтому количество студентов заметно выросло – с 14 тысяч в середине 90-х годов до 35,3 тысяч в 1907 г. Дальнейшее развитие получило и высшее женское образование, и юридически в 1911 г. было признано право женщин на высшее образование.

Одновременно с воскресными школами стали действовать новые типы культурно-просветительских учреждений для взрослых – рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома – своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.

Большое влияние на просвещение оказало развитие периодической печати и книгоиздательства. В 1860-е годы издавалось 7 ежедневных газет и работало около 300 типографий. В 1890-е годы – 100 газет и примерно 1000 типографий. А в 1913 г. уже издавалось 1263 газет и журналов, а в городах насчитывалось примерно 2 тысячи книжных магазинов.

По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. В 1913 г. только на русском языке вышло 106,8 млн. экземпляров книг. Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам: «дешевая библиотека» Суворина и «библиотека для самообразования» Сытина.

Процесс просвещения был интенсивным и успешным, а количество читающей публики быстро возрастало. Об этом свидетельствует тот факт, что в конце XIX в. было примерно 500 публичных библиотек и около 3-х тысяч земских народных читален, а уже в 1914 г. в России насчитывалось около 76 тысяч различных общественных библиотек.

Не менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» – кино, появившееся в Петербурге буквально через год после его изобретения во Франции. К 1914г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли не только зарубежные, но и отечественные картины. Потребность в них была настолько велика, что в период с 1908 по 1917 г. было снято более двух тысяч новых художественных фильмов. В 1911-1913 гг. В.А. Старевич создал первые в мире объемные мультипликации.

Наука

XIX столетие приносит значительные успехи в развитии отечественной науки: она претендует на равноправность с западноевропейской, а порой и на превосходство. Нельзя не упомянуть ряд работ русских учёных, приведших к достижениям мирового уровня. Д. И. Менделеев в 1869 г. открывает периодическую систему химических элементов. А. Г. Столетов в 1888-1889 гг. устанавливает законы фотоэффекта. В 1863 г. выходит работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». К. А. Тимирязев основывает русскую школу физиологии растений. П. Н. Яблочков создаёт дуговую электрическую лампочку, А. Н. Лодыгин – лампочку накаливания. А. С. Попов изобретает радиотелеграф. А. Ф. Можайский и Н. Е. Жуковский своими исследованиями в области аэродинамики закладывают основы авиации, а К. Э. Циолковский известен, как основоположник космонавтики. П.Н. Лебедев является основоположником исследований в области ультразвука. И. И. Мечников исследует область сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук – биохимии, биогеохимии, радиогеологии – заложены В.И. Вернадским. И это далеко не полный список людей, сделавших неоценимый вклад в развитие науки и техники. Значение научного предвидения и ряда основополагающих научных проблем, поставленных ученым в начале века, становится ясным только теперь.

Гуманитарные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. Ученые-гуманитарии, как В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, С.А. Венгеров и другие, плодотворно работали в области экономики, истории, литературоведения. В философии получил широкое распространение идеализм. Русская религиозная философия с ее поиском путей соединения материального и духовного, утверждением «нового» религиозного сознания явилась едва ли не самой важной областью не только науки, идейной борьбы, но и всей культуры.

Основы религиозно-философского Ренессанса, которым отмечен «Серебряный век» русской культуры, были заложены В.С. Соловьевым. Его система – опыт синтеза религии, философии и науки, «причем не христианская доктрина обогащается у него за счет философии, а наоборот, в философию он вносит христианские идеи и ими обогащает и оплодотворяет философскую мысль» (В. В. Зеньковский). Обладая блестящим литературным талантом, он сделал философские проблемы доступными широким кругам русского общества, более того, он вывел русскую мысль на общечеловеческие просторы.

Этот период, отмеченный целым созвездием блестящих мыслителей – Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Д.С. Мережковский, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и другие – во многом определил направление развития культуры, философии, этики не только России, но и на Западе.

Духовные поиски

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола и иных мистиков. Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались В. Брюсов, Андрей Белый, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Бердяев и многие другие.

Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия. Теургия мыслилась «как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек, но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу как таковую» (А. Эткинд). Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом. В узком смысле задачи теургии понимали почти, так же как и задачи терапии. Идею о необходимости создания «нового человека» мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова.

«Серебряный век» – время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом». К победе над смертью должна была, в конце концов, привести и теургия.

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», – считал Соловьев. Понимание любви и смерти сближают русскую культуру «Серебряного века» и психоанализ. Фрейд признает основными внутренними силами, воздействующими на человека – либидо и танатос, соответственно сексуальность и стремление к смерти.

Бердяев, рассматривая проблему пола и творчества, считает, что должен наступить новый природный порядок, в котором творчество победит – «пол рождающий преобразится в пол творящий».

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

Литература

Реалистическое направление в русской литературе на рубеже XX в. продолжали Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными заботами, и молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн.

В связи с распространением неоромантизма, в реализме появились новые художественные качества, отражающие действительность. Лучшие реалистические сочинения А.М. Горького отразили широкую картину русской жизни рубежа XX века с присущим ей своеобразием экономического развития и идейно-общественной борьбы.

В конце XIX века, когда в обстановке политической реакции и кризиса народничества часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка, в художественной культуре получило распространение декадентство, явление в культуре XIX-XX вв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Многие мотивы этого направления стали достоянием ряда художественных течений модернизма, возникших на рубеже XX в.

Русская литература начала XX в., породила замечательную поэзию, и наиболее значительным направлением был символизм. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, романы которого пронизаны религиозно-мистическими идеям, считал преобладание реализма главной причиной упадка литературы, и провозглашал «символы», «мистическое содержание», как основу нового искусства. Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

Принято различать «старших» и «младших» символистов. «Старшие», В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, пришедшие в литературу в 90-е годы, период глубокого кризиса поэзии, проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. «Младшие» символисты, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев, на первый план выдвигали философские и теософские искания.

Читателю символисты предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты. Если к этому добавить изысканную образность, музыкальность и легкость слога, становится понятной устойчивая популярность поэзии этого направления. Влияние символизма с его напряженными духовными исканиями, пленительным артистизмом творческой манеры испытали не только сменившие символистов акмеисты и футуристы, но и писатель-реалист А.П. Чехов.

К 1910 г. «символизм закончил свой круг развития» (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участниками группы акмеистов являлись Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин. Они декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к «идеальному», возвращение ей ясности, вещности и «радостное любование бытием» (Н. Гумилев). Акмеизму присущ отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: «...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще». Впрочем, не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. Ахматовой, лиризм раннего 0. Мандельштама. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм, распадавшийся на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея», участники которой именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего.

Из всех групп, в начале века провозглашавших тезис: «искусство - игра», наиболее последовательно воплощали его в своем творчестве футуристы. В отличие от символистов с их идеей «жизнестроения», т.е. преображения мира искусством, футуристы делали упор на разрушение старого мира. Общим для футуристов было отрицание традиций в культуре, увлечение формотворчеством. Скандальную известность получило требование кубофутуристов 1912 году «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с Парохода современности».

Группировки акмеистов и футуристов, возникшие в полемике с символизмом, на практике оказались весьма близки ему и тем, что в основе их теорий лежали индивидуалистическая идея, и стремление к созданию ярких мифов, и преимущественное внимание к форме.

Были в поэзии этого времени яркие индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению – М. Волошин, М. Цветаева. Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

Особое место в литературе рубежа веков заняли крестьянские поэты, как Н. Клюев. Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. «Клюев народен потому, что в нем сживается ямбический дух Боратынского с вещим напевом неграмотного олонецкого сказителя» (Мандельштам). С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин, соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства.

Театр и музыка

Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.

В 1904 г. в Петербурге возник театр В.Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

Выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки. Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера «Царская невеста» (1898). Он, будучи профессором петербургской консерватории по классу композиции, воспитал целую плеяду талантливых учеников: А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и другие.

В творчестве композиторов молодого поколения на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова; в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы.

Архитектура

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа, такие как банки, магазины, фабрики, вокзалы. Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

В творчестве Ф.О. Шехтеля в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому, в русле неорусского стиля и рациональному. Наиболее полно черты модерна проявлены в архитектуре особняка Никитских ворот, где, отказавшись от традиционных схем, применен асимметричный принцип планировки. Уступчатая композиция, свободное развитие объемов в пространстве, асимметричные выступы эркеров, балконов и крылец, подчеркнуто выступающий карниз – все это демонстрирует присущий модерну принцип уподобления архитектурного сооружения органической форме. В декоративной отделке особняка использовано такие характерные для модерна приемы, как цветные витражи и опоясывающий все здание мозаичный фриз с растительным орнаментом. Прихотливые извивы орнамента повторены в переплетениях оконных витражей, в рисунке балконных решеток и уличной ограды. Этот же мотив использован при отделке интерьера, например, в форме мраморных перил лестницы. Мебель и декоративные детали интерьеров здания составляют единое целое с общим замыслом сооружения – превратить бытовую среду в своего рода архитектурный спектакль, близкий атмосфере символических пьес.

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Шехтеля наметились черты конструктивизма – стиля, который оформится в 20-е годы.

В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна Л.Н. Кекушева В неорусском стиле работали А.В. Щусев, В.М. Васнецов и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм.

По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.

Скульптура

Подобно архитектуре скульптура рубежа веков освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано с влиянием импрессионизма. Черты нового метода – «взрыхленность», бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

Самым первым последовательным представителем этого направления П.П. Трубецкой, отказывается от импрессионистической моделировки поверхности, и усиливает общее впечатление давящей грубой силы.

По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный памятник Гоголю в Москве скульптора Н.А. Андреева, тонко передающий трагедию великого писателя, «усталость сердца», столь созвучную эпохе. Гоголь запечатлен в минуту сосредоточенности, глубокого раздумья с налетом меланхолической угрюмости.

Самобытная трактовка импрессионизма присуща творчеству А.С. Голубкиной, которая переработала принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа. Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями.

Живопись

На рубеже веков взамен реалистичного метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

Жанровая живопись в 90-е годы утратила ведущую роль. Художники в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины, проза отупляющего труда и революционные события 1905 г. Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра. А.П. Рябушкина интересовали не глобальные исторические события, а эстетика русского быта XVII в., утонченная красота древнерусского узорочья, подчеркнутая декоративность. Проникновенным лиризмом, глубоким пониманием своеобразия жизненного уклада, характеров и психологии людей допетровской Руси отмечены лучшие полотна художника. Историческая живопись Рябушкина – это страна идеала, где художник находил отдохновение от «свинцовых мерзостей» современной жизни. Поэтому исторический быт на его полотнах предстает не драматической, а эстетической стороной.

В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала. Творчество М.В. Нестерова представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев.

И.И. Левитан, блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, подошел к импрессионизму и явился создателем «концепционного пейзажа» или «пейзажа настроения», которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости до философских размышлений о бренности всего земного.

К.А. Коровин – самый яркий представитель русского импрессионизма, первый, среди русских художников, сознательно опиравшийся на французских импрессионистов, все более отходил от традиций московской школы живописи с ее психологизмом и даже драматизмом, пытаясь передать то или иное душевное состояние музыкой цвета. Он создал серию пейзажей, не осложненных ни внешними сюжетно-повествовательными, ни психологическими мотивами. В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах. Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить «прелесть незаконченности», «этюдность» живописной манеры. Полотна Коровина – это «пиршество для глаз».

Центральная фигура искусства рубежа веков – В.А. Серов. Его зрелые работы, с импрессионистической светоносностью и динамикой свободного мазка ознаменовали поворот от критического реализма передвижников к «реализму поэтическому» (Д.В. Сарабьянов). Художник работал в разных жанрах, но особенно значительно его дарование портретиста, наделенного обостренным чувством красоты и способностью к трезвому анализу. Поиски законов художественной трансформации действительности, стремление к символическим обобщениям привели к изменению художественного языка: от импрессионистической достоверности полотен 80-90-х годов к условности модерна в исторических композициях.

Один за другим вошли в русскую культуру два мастера живописного символизма, создавшие в своих произведениях возвышенный мир – М.А. Врубель и В.Э. Борисов-Мусатов. Центральный образ творчества Врубеля – Демон, воплотивший мятежный порыв, который художник испытывал сам и чувствовал в лучших своих современниках. Для искусства художника характерно стремление к постановке философских проблем. Его размышления об истине и красоте, о высоком предназначении искусства остро и драматично, в присущей ему символической форме. Тяготея к символико-философской обобщенности образов, Врубель выработал свои живописный язык – широкий мазок «кристаллической» формы и цвет, понятый как окрашенный свет. Краски, сверкающие подобно самоцветам, усиливают ощущение особой духовности, присущей произведениям художника.

Искусство лирика и мечтателя Борисова-Мусатова – это реальность, превращенная в поэтический символ. Как и Врубель, Борисов-Мусатов создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный по законам красоты и так не похожий на окружающий. Искусство Борисова-Мусатова проникнуто грустным раздумьем и тихой скорбью чувствами, которые испытывали многие люди того времени, «когда общество жаждало обновления, и очень многие не знали, где его искать». Его стилистика развивалась от импрессионистических световоздушных эффектов к живописно-декоративному варианту постимпрессионизма. В русской художественной культуре рубежа XIX-XX вв. творчество Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и масштабных явлений.

Далекая от современности тематика, «мечтательный ретроспективизм» является основной объединения петербургских художников «Мир искусства». Отвергая академически-салонное искусство и тенденциозность передвижников, опираясь на поэтику символизма, «мирискусники» занимались поиском художественного образа в минувшем. За столь откровенное неприятие современной действительности «мирискусников» критиковали со всех сторон, обвиняя в бегстве в прошлое – пассеизме, в декадансе, в антидемократизме. Однако появление такого художественного движения не было случайностью. «Мир искусства» явился своеобразным ответом российской творческой интеллигенции на всеобщую политизацию культуры на рубеже XIX-XX вв. и чрезмерную публицистичность изобразительного искусства.

Творчество Н.К. Рериха обращено к языческой славянской и скандинавской древности. Основой его живописи всегда был пейзаж, часто непосредственно натурный. Особенности пейзажа Рериха связаны как с усвоением опыта стиля модерн – использование элементов параллельной перспективы, чтобы соединить в одной композиции различные объекты, понимаемые как изобразительно равноценные, так и с увлечением культурой древней Индии – противопоставление земли и неба, понимаемого художником как источник спиритуалистического начала.

Ко второму поколению «мирискусников» принадлежали Б.М. Кустодиев, одареннейший автор ироничной стилизации народного лубка, З.Е. Серебрякова, исповедовавшая эстетику неоклассицизма.

Заслугой «Мира искусства» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, новой критики, широкая издательская и выставочная деятельность.

Московские участники выставок, противопоставив западничеству «Мира искусства» национальную тематику, а графическому стилизму – обращение к пленэру, учредили выставочное объединение «Союз русских художников». В недрах «Союза» развился русский вариант импрессионизма и оригинальный синтез бытового жанра с архитектурным пейзажем.

Художники объединения «Бубновый валет» (1910-1916), обратившись к эстетике постимпрессионизма, фовизма и кубизма, а также к приемам русского лубка и народной игрушки, решали проблемы выявления материальности натуры, построения формы цветом. Исходный принцип их искусства составлял утверждение предмета в противовес пространственности. В связи с этим изображение неживой натуры – натюрморт – выдвигалось на первое место. Овеществленное, «натюрмортное» начало вносилось и в традиционно психологический жанр – портрет.

«Лирический кубизм» Р.Р. Фалька отличался своеобразным психологизмом, тонкой цвето-пластической гармонией. Школа мастерства, пройденная в училище у таких выдающихся художников и педагогов, как В.А. Серов и К.А. Коровин, в сочетании с живописно-пластическими экспериментами лидеров «Бубнового валета» И. И. Машкова, М.Ф. Ларионова, А.В. Лентулова определили истоки оригинальной художнической манеры Фалька, ярким воплощением которой является знаменитая «Красная мебель».

С середины 10-х годов важным компонентом изобразительного стиля «Бубнового валета» стал футуризм, одним из приемов которого был «монтаж» предметов или их частей, взятых из разных точек и в разное время.

Примитивистская тенденция, связанная с ассимиляцией стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки, проявилась в творчестве М.Ф. Ларионова, одного из организаторов «Бубнового валета. Как народному наивному искусству, так и западному экспрессионизму близки фантастически-иррациональные полотна М.З. Шагала. Сочетание фантастических полетов и чудесных знамений с будничными подробностями провинциального быта на полотнах Шагала сродни гоголевским сюжетам. С примитивистской линией соприкасалось уникальное творчество П.Н. Филонова.

К 10-м годам прошлого столетия относятся первые эксперименты русских художников в абстрактном искусстве, подлинными теоретиками и практиками стали В. В. Кандинский и К.С. Малевич. В то же время творчество К.С. Петрова-Водкина, декларировавшего преемственную связь с древнерусской иконописью, свидетельствовало о жизненности традиции. Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.

Заключение

«Серебряный век» стал именно той вехой, которая предрекла грядущие изменения в государстве и отошла в прошлое с приходом кроваво-красного 1917 года, неузнаваемо изменившего людские души. И как сегодня ни хотели нас уверить в обратном, но все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого «Серебряного века» после этого не было. В двадцатые годы еще продолжалась инерция (расцвет имажинизма), ибо такая широкая и могучая волна, каким был русский «Серебряный век», не могла двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Если живы были большинство поэтов, писатели, критики, философы, художники, режиссеры, композиторы, индивидуальным творчеством и общим трудом которых был создан «Серебряный век», но сама эпоха закончилась. Каждый ее активный участник осознавал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы и творческие индивидуальности – каждый в отдельно замкнутой келье своего творчества.

Попытка «модернизации» культуры, связанная с реформой П. А. Столыпина, оказалась неудачной. Её результаты были меньшими, чем ожидалось, и породили новые противоречия. Нарастание напряжённости в обществе происходило быстрее, чем находились ответы на возникающие коллизии. Обострялись противоречия между аграрной и индустриальной культурами, что выражалось и в противоречиях экономических форм, интересов и мотивов творчества людей, в политической жизни общества.

Требовались глубокие социальные преобразования для того, чтобы предоставить простор для культурного творчества народа, значительные вложения в развитие духовной сферы общества, технической его базы, на что у правительства не хватало средств. Не спасало и меценатство, частная поддержка и финансирование значительных общественных, культурных мероприятий. Ничто не могло кардинальным образом преобразовать культурный облик страны. Страна попала в полосу нестабильного развития и не нашла иного выхода, кроме социальной революции.

Полотно «Серебряного века» получилось ярким, сложным, противоречивым, но бессмертным и неповторимым. Это было полное солнечного сияния творческое пространство, светлое и жизнедающее, жаждущее красоты и самоутверждения. Оно отразило существующую действительность. И хотя мы зовем это время «серебряным», а не «золотым веком», может быть, именно оно было самой творческой эпохой в российской истории.

Список использованной литературы

1. А. Эткинд «Содом и Психея. Очерки интеллектуальной истории Серебряного века», М., ИЦ-Гарант, 1996

2. Вл. Соловьев, «Сочинения в 2 т.», т. 2, Философское наследие, М., Мысль, 1988

3. Н. Бердяев «Философия свободы. Смысл творчества», Из отечественной философской мысли, М., Правда, 1989

4. В. Ходасевич «Некрополь» и другие воспоминания», М., Мир искусства, 1992

5. Н. Гумилев, «Сочинения в трех томах», т.3, М., Художественная литература, 1991

6. Т.И. Балакина «История русской культуры», Москва, «Аз», 1996

7. С.С. Дмитриев «Очерки истории русской культуры нач. XX в.», Москва, «Просвещение», 1985

8. А.Н. Жолковский «Блуждающие сны. Из истории русского модернизма», Москва, «Сов. Писатель», 1992

9. Л.А Рапацкая «Художественная культура России», Москва, «Владос», 1998

10. Е. Шамурин «Основные течения в дореволюционной русской поэзии», Москва, 1993 год

Анфиногенова Е. А.

ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого

ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ

Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.

Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,

Что случайно затесалось

Меж двадцатым с девятнадцатым,

Девятьсотым начиналось

И окончилось семнадцатым.

♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?

♦ Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…

Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.


Страница: [ 1 ]