Сент-Женевьев-де-Буа. Последняя обитель русской эмиграции. Экскурсии во Франции - Русское кладбище (Сен-Женевьев-де-Буа) Кладбище для русских в париже

В пригороде Парижа находится предместью Сент-Женевьев-де-Буа, которое нередко называют русским. Богадельня в этом месте была построена в 20-х годах ХХ столетия, в те времена Сент-Женевьев-де-Буа, еще не превратившийся из небольшой деревушки в маленький уютный городок, уже был связан с русской эмиграцией, большую часть которой составляло дворянство, сумевшее бежать из России во время революции.

В пригороде Парижа находится предместью Сент-Женевьев-де-Буа (фр. Sainte-Geneviève-des-Bois) , которое нередко называют русским. Богадельня в этом месте была построена в 20-х годах ХХ столетия, в те времена Сент-Женевьев-де-Буа, еще не превратившийся из небольшой деревушки в маленький уютный городок, уже был связан с русской эмиграцией, большую часть которой составляло дворянство, сумевшее бежать из России во время революции.

Строительство богадельни осуществлялось по идее и на личные средства русский княгини В.К. Мещерской, это здание скоро стало приютом для престарелых одиноких русских дворян, у которых не было ни семьи, ни денежных сбережений, для таких граждан богадельня стала единственным местом, где пожилые могли получить уход и питание. В 1927 году в Сент-Женевьев-де-Буа появилось первое русское кладбище , его история началась с выделения участка земли под захоронения постоянных обитателей богадельни, нашедших в ней свой последний приют. Прошло совсем немного времени, и на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа стали хоронить русских дворян из Парижа и других городов Франции.

А для отпевания умерших была построена небольшая православная церковь в стиле русского барокко, с небольшим синим куполом, украшенным золоченым крестом. Под одним из нефов покоится прах православных священнослужителей, в том числе архиепископа Георгия, а также митрополитов Владимира и Евлогия. Рядом с ними был захоронен зодчий, по проекту которого строился храм, его супруга Маргарита Александровна, при жизни известная как художница. А рядом с церковью впоследствии построили небольшой домик, посвященный памяти зодчего, в котором посетители храма и русского кладбища могут отдохнуть и выпить чашку горячего и ароматного чая.

Вход на территорию кладбища проходит через красивые ворота, выполненные в виде арки, а их главным украшением является изображение двух архангелов – Михаила и Гавриила, держащих в руках икону. Далее ведет широкая аллея, вдоль которой можно увидеть русские березы, напоминающие эмигрантам о родине, много уютных скамеечек, присесть на которые и отдохнуть можно в любой момент. В храм можно подняться по удобным ступенькам, а вокруг них можно увидеть подстриженные кусты и ухоженные невысокие ели, а далее, за церковью, березы перемежаются с тополями. Среди архитекторов выдвинуто предположение, что кладбище, церковь и здание богадельни в Сент-Женевьев-де-Буа, построенные в псковско-новгородском стиле, является единственным архитектурным ансамблем такого рода на всей западноевропейской территории. Вход в православную церковь, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, украшен необычной фреской с изображением Богоматери. А на некотором отдалении от храма можно увидеть звонницу, словно затерявшуюся среди ставших уже высокими деревьев, она украшена двумя простыми аркадами, а вверху водружен маленький купол, своей маковкой указывающий в небо, по православным праздникам звон шести колоколов звонницы можно услышать издали.

Крестообразная церковь Успения Пресвятой Богородицы сверху украшена куполом, который по цвету словно сливается с небесами, а на куполе можно увидеть восьмиконечный крест. Интерьер церкви довольно сдержанный, его главной составляющей является иконостас, выполненный в двух ярусах, его расписывали не только признанные русские художники, но и талантливые прихожане. Внутри церковь украшена фресками, одни из них изображают события из жизни Иисуса Христа, на других можно увидеть Пресвятую Богородицу, эти фрески были написаны известным живописцем Альбертом Бенуа. Западную часть храма расписывал уже другой художник – Морозов. Стены, киоты и аналои церкви украшены многочисленными иконами, все они оставлены храму прихожанами, как бесценный дар.

Богадельня стала центром русской эмиграции, а вокруг нее в течение короткого времени сформировался небольшой поселок. Русские эмигранты из Парижа стремились приобрести здесь земельный участок для строительства собственного дома, некоторые строили дачи, предназначенные для отдыха от шумного и суетливого Парижа, а другие переселялись в новые построенные дома и оставались здесь жить навсегда. А церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященная в 1939 году митрополитом Евлогием, была построена уже на средства русских поселенцев, а над проектом драма трудился зодчий Альберт Николаевич Бенуа. Этого выдающегося человека знали и как архитектора, и как художника, как иллюстратора, графика и книжного оформителя, и как театрала, и как тонкого ценителя музыки и танца, и как театрального и художественного критика. По словам современников, Бенуа обладал немалой долей артистизма, его называли «певцом Версаля и Людовика» за необычную серию произведений в акварели, изображающих парижский дворцовый двор. Выдающийся зодчий покинул этот бренный мир в 1960 году, а Париже, а его тело было привезено для отпевания и последующего захоронения в построенную ним церковь Успения Пресвятой Богородицы в поселке Сент-Женевьев-де-Буа.

Но русское кладбище эмиграции отличается от подобных захоронений на территории России. В нем сочетается и благолепие, свойственное только русским, и западная чистота, и правило, по которому все могилы подчинены единой идее, все могилы, аллеи и территории кладбища ухоженные, здесь не увидеть ни дикорастущей травы в рост человека, ни мусора. Около надмогильных православных крестов, а также в специальных нишах многих памятников и надгробий постоянно мерцают огоньки лампад, они не гаснут, а своеобразный «вечный огонь» поддерживается служителями кладбища. Могилы украшают и иконы, выполненные на основе эмалированного покрытия, все они небольшие. На кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа покоится и цвет русской интеллигенци и, здесь захоронены многие писатели, в том числе Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Алексей Ремизов и Иван Шмелев, Надежда Тэффи и Николай Евреинов, Борис Зайцев, известный писатель Иван Бунин и его верная супруга Вера Николаевна.

Русское кладбище является также и местом захоронения героев Французского сопротивления, в том числе Кирилла Радищева и Вики Оболенской, а также Зиновий Пешков, приемный сын известного писателя Алексей Пешкова, работающего под псевдонимом Максим Горький. В Сент-Женевьев-де-Буа поится прах артистов и балерин, таких как Ольга Преображенская, Вера Трефилова, Матильда Кшесинская, Иван Мозжухин, Мария Кржижановская. Здесь захоронены философы Н. Лосский и С. Булгаков, художники К. Коровин и З. Серебрякова и К. Сомов, а сравнительно недавно появились и могилы, где обрели последний приют А. Тарковский, А. Галич и В. Некрасов.

Однако у русской эмиграции в Сент-Женевьев-де-Буа немало проблем, а сохранение поселка и самого кладбища находится под угрозой. Земля, отведенная под кладбище, принадлежит не русской общине, а местному муниципалитету, а сам участок был выделен под захоронения лишь на определенный срок. В 70-е годы ХХ столетия хоронить здесь всех русских эмигрантов и их потомков запретили, исключения составляли лишь граждане, купившие себе место на кладбище еще задолго до соответствующего распоряжения властей, а также лица, чья принадлежность к поселку Сент-Женевьев-де-Буа вообще, и русскому кладбищу в частности, была доказана. Чтобы похоронить на данном кладбище известного режиссера Андрея Тарковского, пришлось вмешаться даже министру культуры страны. А в скором времени на территории кладбища появилась маленькая часовенка, построенная в качестве усыпальницы для останков, перезахороненных из старых могил, срок аренды которых давно истек. Поразительно, но многие эмигранты всю жизнь лелеяли мечту о возвращении на родину, с которой им в свое время пришлось спасаться бегством. Некоторые дворяне даже не погребали умерших родственников, храня их прах в цинковых гробах, чтобы сохранялась возможность перевезти такой гроб в Россию и захоронить на русской земле.

На сегодняшний день на русском кладбище в Сен-Женевьев де Буа есть и заброшенные могилы, арендовать которые в настоящее время уже некому. Все погребения, у которых нет законного владельца, власти города по закону имеют право продать, и на месте русских могил похоронено уже немало французов. Сохранить русское кладбище в целости и сохранности можно только одним способом, придав ему статус мемориала. Но такое решение не вынесено и вряд ли будет принято в ближайшие годы. Сохранение кладбища пока базируется на межправительственных соглашениях, в устной форме решавшихся во время поездок президента России, Бориса Николаевича Ельцина, а впоследствии – и Владимира Владимировича Путина во Францию, и в частности – на кладбище русской эмиграции в Сен-Женевьев де Буа.

На данный момент расходы по содержанию православной части кладбища делят между собой родственники умерших эмигрантов, прихожане церкви Успения Пресвятой Богородицы, и местный муниципалитет. Сен-Женевьев де Буа как город растет, а для его расширения требуется место, поэтому кладбище постоянно находится под угрозой. Правительство России предлагало французским властям участки земли в России в обмен на территорию кладбища, выдвигались и проекты по перезахоронению останков русских дворян и интеллигенции с кладбища в Сен-Женевьев де Буа на другие места, или по различным православным церквям. Но на столь масштабные проекты у русской эмиграции и их потомков просто нет средств. И только праху писателя Ивана Бунина ничего не угрожает – аренда земельного участка, на котором покоится его прах, оплачено бессрочно за счет Нобелевского комитета. А дальнейшая судьба всех других могил так и не решена.


Дата: 27/12/2007
Тема: Интересно

Недавно было объявлено, что Россия заплатит за аренду кладбища Сент-Женевьев де Буа во Франции. Там захоронено много Великих россиян. Небольшая фотоэкскурсия по кладбищу.

Друзья, прошлым летом Господь сподобил побывать на русском кладбище под Парижем - в городке Сент-Женевьев де Буа. В этой теме размещаю несколько фотографий. Если интересно - могу продолжить тему как фотографиями, так и рассказом в подробностях - как, куда, что...

Это билетик на RER (пригородную "электричку"), который довез меня до городка. Оказалось, на самом деле ехал "первым классом" (хотя билет на "второй"). Контролеров по милости Божией не было - а то не повезло бы.

Общие сведения
На кладбище более 7000 русских могил, в том числе известных русских писателей, ученых, артистов, художников, государственных и политических деятелей, военных и представителей духовенства. Кладбищенская церковь Успения построена по проекту архитектора Альберта А. Бенуа в новгородском стиле с псковской звонницей и воротами, она была торжественно освящена 14 октября 1939 г.

Здесь похоронены:
Отец Сергий Булгаков, богослов, основатель Богословского института в Париже
Л.А. Зандер, профессор Богословского института
Протоиерей А. Калашников
В.А. Трефилова, балерина
В.А. Маклаков, адвокат, бывший министр
Н.Н. Черепнин, композитор, основатель Русской консерватории им. Рахманинова в Париже
А.В. Карташев, историк, профессор Богословского института в Париже
И.С. Шмелев, писатель (осталась только символическая могила)
Н.Н. Кедров, основатель квартета им. Кедрова
Князь Ф.Ф. Юсупов
К.А. Сомов, художник
А.У. Чичибабин, химик, биолог
Д.С. Стелецкий, художник
Великий князь Гавриил
С.К. Маковский, художник, поэт
А.Е. Волынин, танцор
И.А. Бунин, писатель, лауреат Нобелевской премии
М.А. Славина, оперная певица
С.Г. Поляков, художник
В.П. Крымов, писатель
С.Н. Малолетенков, архитектор
А.Г. Чесноков, композитор
Протоиерей В. Зеньковский, богослов, профессор Богословского института в Париже
Князья Андрей и Владимир Романовы
Кшесинская, прима-балерина
К.А. Коровин, художник
Н.Н. Евреинов, режиссер, актер
И.И. и А.И. Мозжухины, артисты оперы и кино
О. Преображенская, балерина
М.Б. Добужинский, художник
П.Н. Евдокимов, богослов
А.М. Ремизов, писатель
Общая могила Галлиполийцев
Общая могила членов Иностранного легиона
З. Пешков, приемный сын Максима Горького, генерал французской армии, дипломат
К.Н. Давыдов, зоолог
А.Б. Певзнер, скульптор
Б. Зайцев, писатель
Н.Н. Лосский, богослов, философ
В.А. Смоленский, поэт
Г.Н. Слободзинский, художник
М.Н. Кузнецова-Массне, оперная певица
С.С. Малевский-Малевич, дипломат, художник
Общая могила членов Русского кадетского корпуса
Л.Т. Зуров, поэт
Общая могила казачества; атаман А.П. Богаевский
А.А. Галич, поэт
П. Павлов и В. М. Греч, актеры
В.Н. Ильин, писатель. Философ
Общая могила прихожан
С. Лифарь, балетмейстер
В.П. Некрасов, писатель
А.Тарковский, кинорежиссер
В.Л. Андреев, поэт, писатель
В. Варшавский, писатель
Б. Поплавский, поэт
Тэффи, писательница
Рудольф Нуриев, танцор, хореограф
Д. Соложев, художник
И.А. Кривошеин, участник сопротивления, узник нацистских и советских лагерей
С.Т. Морозов, последний представитель рода Морозовых во Франции

Еще о кладбище
На кладбище захоронено более 10 тыс.русских. Много покоится там известных людей: писатель Иван Бунин (1870-1953), поэт-бард Александр Галич (1919-1977), писатель Дмитрий Мережковский (1866-1941), его жена поэтесса Зинаида Гиппиус (1869-1949), киноактеры братья Александр (1877-1952) и Иван (1869-1939) Мозжухины, писатель, гл.ред. журнала "Континент" Виктор Некрасов (1911-1987), танцовщик Рудольф Нуреев (1938-1993), писатель Алексей Ремизов (1877-1957), великий князь Андрей Романов (1879-1956) и его жена балерина Матильда Кшесинская (1872-1971), великий князь Гавриил Романов (1887-1955), художница Зинаида Серебрякова (1884-1967), художник Константин Сомов (1869-1939), экономист и государственный деятель Петр Струве (1870-1944), кинорежиссер Андрей Тарковский (1932-1986), писательница Тэффи (Надежда Лохвицкая)(1875-1952), писатель Иван Шмелев (1873-1950) был потом перезахоронен 30 мая 2000 года в родной Москве, Князь Феликс Юсупов (1887-1967).

На кладбище церковь Успения Богородицы в духе новгородских храмов, построена и расписана Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах. В крипте церкви похоронены: архитектор этой церкви Альберт Бенуа (1870-1970), его жена Маргарита, в девичестве Новинская (1891-1974), графиня Ольга Коковцова (1860-1950), графиня Ольга Малевская-Малевич (1868-1944).

Справа от иконостаса установлена мемориальная доска в память о 32 тысячах солдатах и офицерах, служивших во Вторую мировую в немецкой армии. Они были сданы союзниками советскому командованию и казнены за измену.

*****
В самом начале 20-х годов, когда в Париже оказалась первая волна русской эмиграции, возникла проблема: что делать с пожилыми людьми, старшим поколением, покинувшим большевистскую Россию? И тогда эмигрантский комитет решил купить под Парижем замок и превратить его в дом престарелых. Такой замок нашелся в департаменте Эссон в 30 километрах к югу от Парижа в местечке Сент-Женевьев-де-Буа. Тогда это было настоящее захолустье.

7 апреля 1927 года здесь был открыт старческий дом с примыкавшим к нему большим парком, в конце которого находилось коммунальное кладбище. В самом начале своего существования Русскому дому в Сент-Женевьев-де-Буа суждено было стать хранителем реликвий дореволюционной России. Когда Франция официально признала Советский Союз, послу Временного правительства в Париже Маклакову пришлось уступить здание посольства новым хозяевам. Но он успел перевезти в Русский дом портреты российских императоров, старинную мебель и даже царский трон из дерева с позолотой. Все и по сей день находится, в Сент-Женевьев-де-Буа.

Этот первый русский старческий дом во Франции населяло 150 жильцов. Здесь закончили свой земной путь замечательные, и даже выдающиеся люди. Многие российские дипломаты, художники Дмитрий Стеллецкий, Николай Исцеленов... Последний знаменитый человек, который умер в этом доме в возрасте 94-х лет, - княжна Зинаида Шаховская. Так к началу 30-х годов здесь, на чужой стороне, появились русские могилы.

Незадолго до войны русские предусмотрительно купили здесь участок земли примерно в тысячу квадратных метров и по проекту Альберта Бенуа (родственника Александра Бенуа) построили церковь в новгородском стиле. 14 октября 1939 года эта церковь была освящена и таким образом погост, получивший название Русского кладбища в Сент-Женевьев-де-Буа, сложился. Позднее здесь были похоронены и советские командиры, и солдаты.

*****
Дорога на кладбище от остановки автобуса. Солнечно и безлюдно, за спиной проносятся изредко машины. Впереди - кладбищенский забор.

Кладбищенские центральные ворота, за ними - церковь с голубым куполом. По случаю субботы все закрыто. Вход на кладбище - чуть дальше.

Меня сразу же встретил Иван Алексеевич Бунин. Спокойно и тихо.

Рядышком - Надежда Тэффи.

Памятник русским, вовавшим и погибшим во Второй Мировой войне на стороне фанцузского Сопротивления.

А завтра сюда приедут другие русские люди и вновь прозвучит тихая молитва...

Снова у Ивана Алексеевича

Римские-Корсаковы

Вечная память!


Сергей Лифарь

Великий Князь Андрей Владимирович Романов и "Малечка" Кшесинская

Мережковский и Гиппиус

"В окопах Сталинграда". Писатель Виктор Платонович Некрасов

А здесь уже хоронят совсем незнакомых людей...

Капитан Меркушов

Как доехать до Сент-Женевьев де Буа
Расположен городок в 30 минутах езды на "электричке", то есть в пригороде. Электричка, или, как ее здесь называют, RER, начинается в городе под землей, потом выныривает наверх и уже катит по классике. С непривычки разобраться, как доехать в нужном направлении - непросто. Поезда обозначаются не по названию конечной станции, а шифруются четырьмя буквами. Сиди и думай, куда ехать… Мне, правда, подсказал верное направление молодой парнишка-парижанин. До русского кладбища ехать нужно на автобусе - идти далековато. Стоимость проезда - где-то тоже евро-с-полтиной. Водитель обычно негр или индус, может дать билет, а может и не дать. Также можно "проспать" нужную остановку "Piscine", если зевать по сторонам и не следить за надписями на остановках. Но ежели спросить, где здесь "рюс симетиере", то пассажиры в нужном месте как один начнут галдеть: "рюс, рюс, сорти".

Если кто-то захочет сам посетить кладбище (без экскурсий), привожу "пошаговую инструкцию", следуя которой, можно без проблем добраться, поклониться и так же без проблем вернуться, даже если вы не знаете ни слова по-французски.

Итак. Для начала необходимо достать схему транспорта. Такие схемы публикуются на обратной стороне карты города и их можно бесплатно взять в любой гостинице. Поскольку на поездку будет потрачена примерно половина дня, лучше начинать ее с утра. На метро по линиям "5" или "10" надо доехать до станции "вокзал Аустерлиц" ("Gare d"Austerlitz"), затем пересесть на "электричку" (RER) линии "С4" или "С6". Линия RER в городе, как я уже сказал, начинается под землей, поэтому к ней можно просто перейти со станции метро. Естественно, перед посадкой на RER необходимо приобрести билет - его ориентировочная стоимость до Сент-Женевьев-де-Буа составит 5 евро (или где-то около того). Расшифровать направление поезда поможет информационный щит со схемой, установленный на перроне. Уже после посадки в поезд желательно отслеживать из окна названия станций, которые вы проезжаете.

Мы в Сент-Женевьев-де-Буа. Выход из "электрички" находится с левой стороны по ходу поезда. Не переходя железнодорожные пути, нужно выйти на круглую привокзальную площадь и найти остановку автобуса № 104. Автобус ходит по расписанию, с которым придется ознакомиться здесь же. Нужная остановка - 14-я, если считать от вокзала. На каждой остановке есть стенд с ее названием, стенд хорошо видно из окна, а в автобусе имеется схема маршрута. Правда, некоторые остановки могут быть водителем пропущены, так что здесь нужно усилить внимание. После того, как вы вышли на остановке PISCINE, переходите на противоположную по диагонали часть перекрестка. Далее - по стрелке дорожного указателя нужно пройти 150-200 метров до ворот кладбища.

Остановка обратного автобуса находится ровно напротив той остановки, на которой вы выходили по дороге на кладбище. Рядом расположен щит с расписанием - не поленитесь подойти к нему и примерно сориентироваться со временем прибытия автобуса, чтобы не скучать на скамеечке, рассматривая проезжающие по шоссе машины (что мне пришлось делать). С "электричками" RER дело обстоит гораздо проще - они ходят с интервалом 10-15 минут.

Как найти могилы
Сделать это непросто, если вы не с провожатым, храм закрыт и никого поблизости нет (хотя если даже есть, то окажется - либо по-русски не знает, либо точно так же бродит в поисках). Поэтому подготовьтесь к посещению заранее. Я привожу карту, с помощью которой примерно за пару часов найдете всех, кто на ней обозначен.

Протоиерей Сергий Булгаков

Вениамин Валерианович Завадский (Писатель Корсак) - я не знаю, кото он такой и что написал, но памятник очень интересный. Рядом - его могила.

Тихий уголок

Профессор Антон Владимирович Карташев

Шмелевы. Символическая могила.

Феликс Юсупов, убийца Распутина. И его (Феликса) супруга.

Памятник Дроздовцам

Генерал Алексеев и его верные товарищи (Алексеевцы)

Алексей Михайлович Ремезов. Писатель.

Андрей Тарковский ("Человеку, который увидел Ангела" - так написано на памятнике)

Символическая могила генерала Кутепова (для тех, кто читал "Незримую паутину" Прянишникова, должно быть понятно, почему она символическая).

Галиполийцы...

Знаменитый богослов протоиерей Василий Зеньковский

Один из первых актеров русского кино Иван Мозжухин

Копия памятника Галиполийцам

Рисунок художника Василия Кукса

На аллеях кладбища чисто... и тихо... только птички голоса подают

Казаки - сыны Славы и Воли

Вид с алтарной части Успенского храма.

Русский старческий дом в Сент-Женевьев-де Буа, где еще доживают осколочки первой послереволюционной эмиграции. Среди них - Лидия Александровна Успенская, вдова знаменитого иконописца Леонида Успенского, расписывавшего Трехсвятительский храм и похороненного на этом кладбище. В октябре с.г. ей исполнится 100 лет. Во Франции она оказалась в 1921 г., ей было 14...

Лидия Александровна Успенская перед панихидой на кладбище:

Панихида 13 февраля 2006 на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа по всем почившим и похороненным здесь соотечественникам (в рамках празднования 75-летия Трехсвятительского подворья РПЦ МП в Париже).

Панихиду возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Фото и текст с форума

Знаменитое кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа. Наряду с местными жителями там хоронили имигрантов из России. Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий. Здесь нашли покой 10 000 выходцев из России. Это - великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники.

В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, потому как истекали сроки аренды земельного участка. Однако российское правительство выделило необходимую сумму на дальнейшую аренду и содержание кладбища. В 2000-х годах некоторые могилы были направлены на перезахоронение в РФ.

Как появилось русское кладбище в Париже?

Во время октябрьской революции многие эмигрировали из Франции, остались лишь люди преклонного возраста, которым некуда было бежать. В апреле 1927 года эмигрантским коммитетом был выкуплен замок под Парижем для организации дома для одиноких пожилых эмигрантов. Замок носил внегласное название «Русский дом», в котором проживало 150 человек. Сегодня здесь можно найти сохраненные реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов.

На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами. А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Церковь Успенской Божьей Матери

Перед второй мировой войной русскими был выкуплен участок, где в 1939 году закончилось строительство русской православной церкви. Успенской Божьей Матери.

Церковь - работа архитектора Альберта Бенуа - брата русского художника, выбрал для застройки стиль псковской архитектуры средних веков. Жена архитектора, Маргарита Бенуа занималась росписью стен, а так же отреставрировала иконостас. Посильное участие в возведение храма так же принимала монахиня Екатерина, работавшая в Русском доме и его директор - Сергей Вильчковский, а так генеральный казначей кладбища Конрад Замен.

В последствии, архитектор церкви была захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Упоминание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в поэзии и песнях

Многие российские туристы считают своим долгом посетить Сент-Женевьев-де-Буа, не исключением является и творческая богема из РФ. Так, поэт и бард Александр Городницкий сочинил песню с названием кладбища; Роберт Рождественский написал о знаменитом кладбище стихотворение, а композитор Вячеслав Хрипко - музыку к нему; Марина Юденич написала роман с одноименным названием.

Громкие имена на старинных памятниках

Невероятно много знаменитых и достойных имен высечено на старинных памятниках.

Вот небольшая часть вереницы русских фамилий:

  • поэт Вадим Андреев;
  • писатель Иван Бунин;
  • архитектор Альберт Бенуа;
  • Григорий Елисеев, основатель сети магазинов его имени;
  • художники Константин Коровин и Константин Сомов;
  • генерал Александр Кутепов;
  • поэтесса Зинаида Гиппиус.

Дополнительная информация

Основной вход проходит через церковь. Там же расположен магазин, где ежедневно продают схемы кладбища и путеводители. Первый вход от остановки автобуса - это служебный вход.

Как добраться

С любой станции RER C электричка довезет вас до вокзала Сент-Женевьев-де-Буа. Время в пути займет ±30 минут. Из вокзала можно до кладбища дойти пешком, что весьма утомительно (идти около 3 км и необходимо следить за тем, чтобы не сбиться с пути… хотя современные навигаторы помогут справится с этой задачей), или сесть на автобус № 3, который довезет вас непосредственно к православной церкви.

Географическое положение достопримечательности.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа находится во Франции, в городе Сент-Женевьев-де-Буа (фр. Sainte-Geneviève-des-Bois). Кладбище можно найти на улице Лео-Лагранж (rue Léo Lagrange). Сам город Сент-Женевьев-де-Буа расположен в северной части центральной Франции и недалеко от Парижа, всего лишь в 23 километрах. Добраться до городка можно на электричке.

Климат в Сент-Женевьев-де-Буа.

Город располагается на севере центральной части Франции, а поэтому в Сент-Женевьев-де-Буа очень влажная и мягкая зима, редко когда температура воздуха зимой спускается ниже +3,5°С. Но хотя температура воздуха и не низкая, тем не менее, на улице часто бывает зябко, сыро и влажно. И лишь изредка в городе бывают солнечные и теплые зимние дни, в которые очень приятно побродить по тихим улочкам города и посетить совсем тихий и самый спокойный угол города - русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

История создания русского кладбища в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

В 20-х годах прошлого века во Францию приехали первые русские эмигранты, бежавшие от и из большевистской России. Это была первая волна русской эмиграции. Конечно, стал вопрос о том, а что же будет с пожилыми людьми, которые оказались в эмиграции. Было принято решение о покупке недалеко от Парижа особняка, и переделать его в дом престарелых, где и нашли бы покой и уют, заботу и опеку пожилые русские люди. Кстати, сами русские эмигранты в возрасте называли этот дом «старческий дом». Дом был открыт в 1927 году. Основательницей дома престарелых в Сент-Женевьев-де-Буа стала великая женщина, одна из самых ярких, деятельных и милосердных русских эмигранток Франции - княгиня Вера Кирилловна Мещерская - дочь русского посла в Японии, а позже жена князя Мещерского.

История дома очень давняя. Когда-то, рядом с тем местом, на котором стоит дом, был сарай, построенный фермерами Бертье де Совиньи - владельцами усадьбы. Позже они рядом с сараем отстроили элегантный особняк - именно он сейчас и называется «Maison Russe». И вот, в 1927 году особняк и парк, прилегающий к особняку с кладбищем в конце парка, стали волею судьбы хранителями тайн и реликвий дореволюционной России.

Самыми первыми жильцами этого дома стали такие великие русские люди как Толстые, Бакунины, Голицыны, Васильчиковы… И в 30-х годах прошлого века на коммунальном кладбище в конце парка появились первые русские могилы. Умирали великолепно образованные люди, говорившие на многих языках, сумевшие выжить в то страшное время и прожить достойную жизнь в неродной Франции, оставаясь при этом в душе Русскими людьми и преданными России. В конце концов, рядом с кладбищем отстроилась и православная церквушка в новгородском стиле, в которой и сейчас проходят службы. Сейчас на кладбище около 10 тысяч русских могил.

Достопримечательности в городе Сент-Женевьев-де-Буа.

Конечно же, главной достопримечательностью города Сент-Женевьев-де-Буа является и сам Maison Russe и кладбище в глубине парка.

До сих пор в Maison Russe хранятся портреты российский императоров их бюсты, старинная антикварная мебель и царский походный трон из дерева, оббитый пурпурным бархатом и с двуглавым орлом, книги, иконы, картины, которые сумел вовремя вывезти из здания посольства в Париже посол Временного правительства во Франции Василий Алексеевич Маклаков. Многие вещи и старинные предметы привезли и сами пожилые русские эмигранты. На стенах этого дома висит одна икона, которая была подарена основательнице этого дома - Вере Кирилловне Мещерской самой императрицей - Марией Федоровной. Все эти предметы Российской истории, ее величия и гордости теперь хранятся в старом здании Maison Russe, которое уже не пригодно для жизни пожилых людей. Но в светлый день Пасхи посетить дом и пройти в церковь может каждый.

Дом престарелых продолжает действовать. И сейчас в нем живут пожилые люди, требующие ухода. Конечно, среди них уже практически нет русских людей. Они живут в соседнем современном здании с новейшим медицинским оборудованием. Старики тут тихо доживают свой век, на обед им подают вкусные блюда с бокалом красного вина, по праздникам угощают более крепкими спиртными напитками, постояльцам этого дома разрешают даже держать домашних животных. Ухаживают за стариками русские женщины, их называют нежно animatrice - вдохновительница. В Maison Russe часто звучит русская речь - вдохновительницы своим подопечным читают русские книги и русские журналы.

Пройдя по аллее парка, становится видна православная церковь, которую расписывали Альберт и Маргарита Бенуа. В церкви до сих пор проходят службы. А рядом с церковью есть маленький домик, в котором усталый путник всегда может выпить горячего чаю с булочкой и отдохнуть. Домик украшен надписью «Отдохните, укройтесь от непогоды и молитвенно вспомяните подумавшего о вас».

А дальше идет Россия, маленький уголочек России во Франции. Справа в часовне похоронена Гали Хагондокова - дочь царского генерала. В эмиграции она не потерялась - открыла свой модный дом, удачно вышла замуж за француза и открыла много больниц и дома отдыха для французских солдат.

Отличает кладбище то, что рядом с семейными могилами находятся могилы прислуги, гувернанток, челяди русской семьи. Казаки, корниловцы, донские артиллеристы, кадеты, Генерал Алексеев и его алексеевцы, все они похоронены рядом друг с другом, они не расстались даже после смерти.

Из общего фона могил выделяется могила Рудольфа Нуриева - сундук, покрытый роскошным пурпурным покрывалом с золотым рисунком. Каждый год, каждый день посетители, паломники стараются отломать кусочек этого покрывала себе на память - поэтому могилу Рудольфа Нуриева приходится часто реставрировать. А похоронили мусульманина Нуриева на православном, вернее христианском кладбище по особому разрешению.

В 1921 году на кладбище генералом Кутеповым и русскими эмигрантами был воздвигнут памятник участникам белого движения. Никто не забыт - генерал Деникин и первые добровольцы, участники донских походов, генерал Врангель, чины конницы и конной артиллерии, генерал Колчак и все матросы императорского флота, атаманы и все казачество… .

Ту похоронены Андрей Тарковский и его жена, бард и писатель Александр Галич, поэт Вадим Андреев, супруги Бенуа, которые расписывали церковь рядом с кладбищем, первый лауреат Нобелевской премии, писатель Иван Бунин, сестры Марины Влади, исследователь Арктики Александр Иванович Варнек, митрополит Евлогий, вдова адмирала Российского флота, Верховного правителя России, предводителя Белого движения Александра Колчака Софья Колчак и их сын - Ростислав Колчак, Матильда Ксешинская - балерина, Михаил Латри - внук И.К. Айвазовского, Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина - она была одна из последних, кто видел семью императора живыми, актеры Мозжухины, княгиня Оболенская, Романов Гавриил Константинович и его княжна, приемный сын и крестник Максима Горького Пешков Зиновий, семья Рябушинских, супруга П. Столыпина - Столыпина Ольга, семья Ставринских, семья Юсуповых и Шереметьевых, писательница Тэффи, и многие многие другие русские люди.

На сегодняшний день, слава Богу, участь кладбища уже решена. Российское правительство не так давно перечислило деньги в казну города Сент-Женевьев-де-Буа за содержание и аренду русских могил. А до этого времени муниципалитет города планировал снести русское кладбище, так как сроки аренды могил уже вышли и за захоронениями никто не ухаживает, что позволяло принять решение о сносе кладбища для удовлетворения других социальных нужд города.

Экскурсии из города Сент-Женевьев-де-Буа.

В городе стоит посетить кроме русского дома престарелых и русского кладбища еще грот Сент-Женевьев-де-Буа, парк с животными, библиотеку Оноре де Бальзака.

Посещая тихий городок Сент-Женевьев-де-Буа, конечно же, нельзя пропустить экскурсии по столице Франции, по Парижу.

В Париже стоит посетить район Монпарнаса - в нем часто встречались сливки императорского российского общества - писатели, поэты, философы, художники, актеры.

Конечно, какой Париж без Лувра и Версаля, без резиденции короля Фонтебло? Стоит посетить и замок Шантии, стоящий на островке и окруженный со всех сторон водой. Дворец знаменитого Николя Фуке - министра финансов Людовика ХIV Короля Солнце, которому позавидовал сам король, за что отправил своего министра финансов в пожизненное заключение.

Обязательно стоит пройтись по историческому центру Парижа. Посмотреть на великолепие, пышность и незыблемость готики, выраженной во дворце правосудия, часовне Сент Шапель и прославленном кафедральном Соборе Парижской Богоматери.

Для детей очень радостным будет посещение европейского Диснейленда и Аквабульвара. Но при этом нужно помнить, что в Аквабульвар дети до 3-х лет не допускаются.

И обязательно в Париже нужно увидеть все его мосты через Сену и совершить круиз на кораблике, осматривая все достопримечательности, расположенные на левом и правом берегу знаменитой реки.

Места для развлечений и шопинга в Сент-Женевьев-де-Буа.

Шопинг, естественно, стоит совершать в столице Франции в Париже. Здесь шопинг стал искусством. Здесь все подчинено желаниям гостя. Что он хочет купить? Что он хочет получить? Что он хочет увидеть?

Здесь есть отдельные торговые дома, маленькие бутики, знаменитые парижские блошиные рынки. И практически все это есть на одной улице - бульвар Осман (фр. boulevard Haussmann).

Модные дома или мода от кутюр представлена на улицах Rue du Faubourg Saint-Honoré и Avenue Montaigne, Rue du Cherche-Midi и rue de Grenelle, Rue Etienne Marcel и Place des Victoires. Что касается Елисейских полей, то да, раньше здесь было много бутиков и магазинов, но теперь здесь больше ресторанов, поэтому на Елисейские поля стоит заглянуть не только с обзорной экскурсией, но и с желанием покушать и выпить.

Блошиные рынки в Париже находятся вокруг старых городских ворот.

Многие места, улицы, дома в Париже и связаны с историей России. Посещая эти памятные места, не стоит забывать поклониться, и почтить память наших предков. Каждый русский, побывав во Франции, в первую очередь должен посетить места русской, православной Франции - район Монпарнаса, город Сент-Женевьев-де-Буа с его русским домом престарелых и кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Знаменитое кладбище под названием «Сент-Женевьев-де-Буа» расположено в городке Сент-Женевьев-де-Буа, в 30 км от южной части Парижа. Наряду с местными жителями там хоронили имигрантов из России. Кладбище считается православным, хотя встречаются захоронения и других религий. Здесь нашли покой 10 000 выходцев из России. Это — великие князья, полководцы, писатели, артисты, духовенство, художники.

В 1960 году французские власти поставили вопрос о сносе кладбища, потому как истекали сроки аренды земельного участка. Однако российское правительство выделило необходимую сумму на дальнейшую аренду и содержание кладбища. В 2000-х годах некоторые могилы были направлены на перезахоронение в РФ.

Как появилось русское кладбище в Париже?

Во время октябрьской революции многие эмигрировали из Франции, остались лишь люди преклонного возраста, которым некуда было бежать. В апреле 1927 года эмигрантским коммитетом был выкуплен замок под Парижем для организации дома для одиноких пожилых эмигрантов. Замок носил внегласное название «Русский дом», в котором проживало 150 человек. Сегодня здесь можно найти сохраненные реликвии русской культуры и быта белоэмигрантов.

На самом краю парка, примыкавшего к замку, расположилось маленькое местное кладбище, которое вскоре стало пополняться русскими могилами. А позже там нашли последний приют погибшие советские воины и русские, принимавшие участие в движении Сопротивления Франции.

Церковь Успенской Божьей Матери

Перед второй мировой войной русскими был выкуплен участок, где в 1939 году закончилось строительство русской православной церкви. Успенской Божьей Матери.

Церковь — работа архитектора Альберта Бенуа — брата русского художника, выбрал для застройки стиль псковской архитектуры средних веков. Жена архитектора, Маргарита Бенуа занималась росписью стен, а так же отреставрировала иконостас. Посильное участие в возведение храма так же принимала монахиня Екатерина, работавшая в Русском доме и его директор — Сергей Вильчковский, а так генеральный казначей кладбища Конрад Замен.

В последствии, архитектор церкви была захоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Упоминание кладбища Сент-Женевьев-де-Буа в поэзии и песнях

Многие российские туристы считают своим долгом посетить Сент-Женевьев-де-Буа, не исключением является и творческая богема из РФ. Так, поэт и бард Александр Городницкий сочинил песню с названием кладбища; Роберт Рождественский написал о знаменитом кладбище стихотворение, а композитор Вячеслав Хрипко – музыку к нему; Марина Юденич написала роман с одноименным названием.

Громкие имена на старинных памятниках

Невероятно много знаменитых и достойных имен высечено на старинных памятниках.


Вот небольшая часть вереницы русских фамилий:

  • поэт Вадим Андреев;
  • писатель Иван Бунин;
  • архитектор Альберт Бенуа;
  • Григорий Елисеев, основатель сети магазинов его имени;
  • художники Константин Коровин и Константин Сомов;
  • генерал Александр Кутепов;
  • поэтесса Зинаида Гиппиус.

Дополнительная информация

Основной вход проходит через церковь. Там же расположен магазин, где ежедневно продают схемы кладбища и путеводители. Первый вход от остановки автобуса – это служебный вход.

Ходить по аллеям этого русского погоста особенно грустно и тяжело. Вокруг – море крестов с фотографиями офицеров Белой гвардии, их жен и детей. Гардемарины, великие князья и балерины, ученые и писатели. Что было бы с ними, если бы они остались на Родине, и что стало бы с Россией, не лишись она своих достойнейших сынов и дочерей? И хотя историю не изменить, а годы не повернуть вспять, именно здесь – как нигде – память охотно преодолевает время.

«Городок»

К середине 20-х годов XX века в Париже оказалась значительная часть русской интеллигенции, вынужденно покинувшей Родину. Воодушевление от удачи покинуть погрязшую в ненависти и беззаконии Родину быстро сменилось растерянностью и осознанием невосполнимой утраты. К тому же остро вставал финансовый вопрос.

Ощущение неприкаянности большинство из них не покинуло до конца дней. Кому быть полезным в чужой стране с совершенно чужими людьми? Только своим. Единственным способом самосохранения в насквозь ином обществе для многих стало обособление от всего незнакомого и замкнутость на своем мире – «городке», как его назвала Тэффи: « Местоположение городка было очень странное. Окружали его не поля, не леса, не долины, – окружали его улицы самой блестящей столицы мира, с чудесными музеями, галереями, театрами. Но жители городка не сливались и не смешивались с жителями столицы и плодами чужой культуры не пользовались. Даже магазинчики заводили свои. И в музеи и галереи редко кто заглядывал. Некогда, да и к чему – «при нашей бедности такие нежности».

Жители столицы смотрели на них сначала с интересом, изучали их нравы, искусство, быт, как интересовался когда-то культурный мир ацтеками.

Вымирающее племя… Потомки тех великих славных людей, которых… которые… которыми гордится человечество!

Потом интерес погас.

Из них вышли недурные шоферы и вышивальщицы для наших увруаров. Забавны их пляски и любопытна их музыка…»

Малая це́рковка. Свечи оплывшие.
Камень дождями изрыт добела.
Здесь похоронены бывшие, бывшие.
Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Здесь похоронены сны и молитвы.
Слёзы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».
Штабс-капитаны и гардемарины.
Хва́ты полковники и юнкера.

(Роберт Рождественский)

Приют для русских стариков

Скрываться от большевистского преследования пришлось и княгине Вере Кирилловне Мещерской, дочери дипломата Кирилла Струве и внучке генерала Н.Н. Анненкова. В поисках пристанища княгиня остановилась во Франции. В отличие от многих русских эмигрантов, на новом месте Вера Кирилловна освоилась довольно быстро: дала объявление в газете, обзавелась клиентами и вскоре основала пансионат для благородных девиц в парижском районе Пасси.

Одна из учениц княгини – англичанка Дороти Пейджет – в благодарность и признание преподнесла наставнице денежный подарок. Принять подношение Вера Кирилловна отказалась. После долгих уговоров компромисс все же был найден: «Купите небольшое имение, – сказала княгиня ученице, – и устроим в нем приют для русских стариков».

Так 7 апреля 1927 года появился Русский старческий дом – для бежавших от революции русских дворян, лишенных средств к существованию. Место было выбрано живописное и уединенное – французское имение Коссоннри (фр. Cossonnerie) в Сент-Женевьев-де-Буа. Пансионерами стали первые русские эмигранты. В 1920–1940-х годах Русский дом принимал до 250 человек.

С года основания пансионеров Русского старческого дома стали регулярно хоронить совсем рядом – на месте, получившем название «кладбище Сент-Женевьев-де-Буа». В апреле 1938 года здесь была заложена православная церковь. Автором проекта стал А.А.Бенуа. Уже 14 октября 1939 года – через полтора месяца после начала Второй мировой войны – Успенская церковь в стиле псковской архитектурной школы XV–XVI веков была построена. Здесь служили первые иерархи Русской Церкви в изгнании.

Постепенно кладбище расширилось и стало местом упокоения не только постояльцев Русского дома, но и многих эмигрантов – от главы и министра Временного правительства Георгия Евгеньевича Львова (похоронен в 1925 году) и русского философа, теолога, священника Сергея Николаевича Булгакова (похоронен в 1944 году) до поэта Александра Аркадьевича Галича (похоронен в 1977 году) и режиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (похоронен в 1986 году).

Здесь открывается вся история русского XX века.

Белая гвардия, белая стая.
Белое воинство, белая кость…
Влажные плиты травой порастают.
Русские буквы. Французский погост…

Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне…
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..

Не было славы. Не стало и Родины.
Се́рдца не стало. А память – была…
Ваши сиятельства, их благородия –
Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

(Роберт Рождественский)

Молодая княгиня

На кладбище Сент-Женевьев-де-Буа покоятся Юсуповы, Бунины, Толстые, Кшесинская, Тэффи и Гиппиус… Величественные надгробия с именитыми фамилиями, а рядом – безымянные могилы с простыми православными крестами. Судьбы всех этих людей невозможно отделить от судьбы их Родины.

Мемориал русским эмигрантам, борцам французского Сопротивления. Фото: Jean François Python / Flickr

Среди стройных рядов могильных плит стоит похожий на небольшую часовню памятник воинам-эмигрантам, участвовавшим в Сопротивлении и сражавшимся в рядах французской армии. Этот памятник стал символической могилой для многих русских – известных и безымянных – отдавших свои жизни за други своя.

Одна из надписей на мемориале посвящена Вики – Вере Оболенской.

В России это имя практически неизвестно. Зато во Франции благодарная память о ней – награжденной высшими французскими знаками отличия: Кавалерским крестом ордена Почетного легиона, медалью Сопротивления и Военным крестом с пальмовой ветвью – живет по сей день.

Государственные награды Франции, присужденные посмертно Вере Оболенской

Вера – дочь бакинского вице-губернатора Аполлона Аполлоновича Макарова – попала во Францию, когда ей было девять лет. Фактически эта страна стала для нее второй родиной, и внутренний конфликт, мучивший многих ее соотечественников, был ей незнаком. Жизнерадостная, импульсивная и авантюрная девушка, обладавшая прекрасной внешностью и умением за несколько минут расположить к себе незнакомого человека, быстро стала вращаться в кругах «золотой» парижской молодежи.

Окончив французскую среднюю школу, Вера стала манекенщицей. В те годы подобная участь выпадала многим русским девушкам: их умение держаться, благородная внешность вкупе с постоянной нуждой, заставлявшей соглашаться на нищенские зарплаты, делала их идеальными претендентками на эту работу. К счастью, манекенщицей Вере долго быть не пришлось: во многом благодаря знанию языков она поступила секретаршей в контору, принадлежавшую преуспевающему парижскому предпринимателю.

Вскоре Вера познакомилась с Николаем Александровичем Оболенским – представителем древнего рода князей, ведущих свое начало от Рюрика – сыном бывшего градоначальника Санкт-Петербурга.

Свадьба Вики Макаровой и князя Николая Оболенского

Крестник вдовствующей императрицы Марии Федоровны и великого князя Константина Константиновича, Николай был воспитанником Пажеского корпуса, а позже окончил экономические курсы в Женеве. После смерти отца, совпавшей с временными финансовыми сложностями, он совершил неудачную попытку самоубийства. Но постепенно дела семьи стали налаживаться. Николай жил значительно лучше большинства эмигрантов из России. Про него не без иронии поговаривали, что он был одним из немногих русских, который мог ездить в такси, не сидя за рулем. Жить и вправду было на что: выручали доходы от удачно приобретенной недвижимости в Ницце.

А в перспективе маячило целое состояние: Государственный банк Франции хранил десять ящиков мингрельских сокровищ, принадлежавших князьям Дадиани (мать Николая – Саломия Николаевна – была дочерью светлейшего князя Дадиани-Мингрельского, а значит – прямой наследницей этого состояния). Галантный кавалер, Николай отличался нарочитым английским акцентом и привычкой оставлять дамам розы со своей княжеской визитной карточкой.

9 мая 1937 года жизнерадостная Вера стала женой Николая Александровича и приняла княжеский титул. Торжественное венчание состоялось в соборе Св. Александра Невского на рю Дарю.

Сопротивление

Счастливая семейная жизнь длилась всего около трех лет. В 1940 году, вскоре после оккупации Франции немцами, Вера Оболенская – авантюрная и легкомысленная особа, как думали многие из ее окружения – вошла в один из подпольных кружков. Там ее стали называть «Вики».

Николай и Вера Оболенские

Со временем кружок разросся, объединился еще с несколькими подобными организациями, в результате чего появилась Organisation Civile et Militaire – OСM («Гражданская и военная организация»). Эта организация стала одной из самых крупных и разветвленных во французском Сопротивлении. Ее члены занимались разведывательной деятельностью, организовывали побеги за границу английских военнопленных, готовили оружие и резервистов для перехода к активным боевым действиям, которые планировалось начать одновременно с высадкой союзников во Франции. Вики стала генеральным секретарем ОСМ и во всех мероприятиях принимала активное участие. Ей было присвоено воинское звание лейтенант.

Николай Оболенский («Ники») также не остался в стороне от работы организации. И когда в 1943 году в работе Сопротивления появилась необходимость установления контактов с гражданами СССР – пленными военнослужащими Красной армии и «остарбайтерами», занятыми на строительстве Атлантического вала, а также военнослужащими «восточных частей» вермахта, по линии ОСМ заниматься этим направлением стал князь.

17 декабря 1943 года на одной из конспиративных квартир Вики была арестована. Первое время отношение к Оболенской было вполне корректным. Более того, недостаточная бдительность следственных органов гестапо и тюремной охраны позволяла узникам из разных камер обмениваться информацией, выстраивая общую линию поведения на допросах, тем самым вводя следствие в заблуждение. К тому же удалось связаться с соратниками, находившимися на свободе, и предотвратить некоторые аресты и раскрытие явок. Но к концу февраля 1944 года большинство руководителей ОСМ были арестованы, а к 6 июня 1944 года организация практически перестала существовать.

Княгиня Вера Оболенская

Задержали и Николая Оболенского. Вики выгораживала его, как могла. Княгиня заявила, что уже давно «разошлась» с мужем, и поэтому к делам организации он абсолютно непричастен. За недостатком улик князя освободили, но вскоре вновь арестовали. Оболенского отправили в концлагерь Бухенвальд.

Допросы учащались, давление на изможденную Вики росло. Тогда Оболенская выбрала новую тактику поведения – единственно возможную в сложившихся условиях – полный отказ идти на контакт с гестапо и давать какую-либо информацию. Следователи прозвали ее «Princessin – ich weiss nicht» («Княгиня – ничего не знаю»).

Сохранилось такое свидетельство: когда немецкий следователь с притворным недоумением спросил ее, как это русские эмигранты-антикоммунисты могут оказывать сопротивление Германии, воюющей против коммунизма, княгиня ответила: «Цель, которую вы преследуете в России, – разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей». Тогда немцы принялись за нее по «антисемитской линии».

«Я христианка, – ответила им на это Вики, – и поэтому не могу быть расисткой».

Вере Оболенской был вынесен смертный приговор. На предложение написать прошение о помиловании она ответила отказом.

В июле 1944 года, после высадки союзников в Нормандии, Оболенская была перевезена в Берлин. 4 августа 1944 года в 13 часов Вики была гильотинирована в тюрьме Плётцензее. Тело ее после казни было уничтожено.

Гильотина, в том виде, в каком ее застали вошедшие в Берлин советские войска

«Мертвые живут и нам помогают…»

Настоящим чудом стало то, что выжил князь Николай Оболенский. Из его партии заключенных во Францию вернулся лишь каждый десятый. 11 апреля 1945 года доведенный до предела истощения князь вместе с горсткой уцелевших пленников был освобожден американскими войсками.

Долго разыскивал Николай Александрович свою супругу, не теряя надежды найти ее среди живых.

Через четыре дня после освобождения, еще из Бухенвальда, Оболенский слабой рукой писал жене в Париж:

«Вики, моя дорогая! Я от всего сердца надеюсь, что ты уже давно на свободе, что ты себя хорошо чувствуешь и что мы скоро будем вместе. Меня все время поддерживала уверенность в том, что после нашего общего испытания мы станем ближе, сильнее и еще более счастливыми, чем когда-либо, и что никакая облачность не сможет нас разделить. Вот я на свободе и живой, и могу сказать только одно: это чудо Господней Милости. Ты увидишь, как я во всех отношениях изменился и думаю, что к лучшему».

«…Мысли мои, – писал он, – тебя не оставляли ни на миг, и я так счастлив, думая, что наши страдания нас еще больше сблизят». Письмо он закончил такими словами:

«Милая моя, я спасся только благодаря моей вере. У меня есть твердые доказательства, что мертвые живут и нам помогают…

…Я тебя крепко целую, мою любимую Вики, преклоняюсь перед тобой и тебя благословляю. Твой старый муж, Николай».

Страшную правду Оболенский узнал лишь в 1946 году. 5 декабря князь написал Мишелю Пасто на серой бумаге с черной каймой:

«Мой дорогой друг, помня о славных и страшных часах, которые Вы пережили вместе с Вики в сорок третьем году, считаю своим долгом известить Вас о том, что я получил официальное уведомление о ее смерти.

Моя бедная жена была расстреляна 4 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее, в предместье Берлина в возрасте 33 лет. Ее товарищи по тюрьме говорят, что она до конца оставалась преисполненной мужества и надежды, старалась быть веселой и поддерживать в них бодрость духа.

Вернувшись тяжело больным из Бухенвальда, я не могу свыкнуться со смертью Вики, навсегда сокрушившей мою жизнь, а я мог бы быть таким счастливым».

Как бы ни была тяжела утрата, нужно было продолжать жить – тем более рядом оставалась стареющая мать – Саломия Николаевна.

Много усилий князь потратил на сохранение памяти о любимой жене. О н бережно собирал информацию о последних месяцах жизни Вики, выдержки из мемуаров уцелевших руководителей и членов ОСМ, тексты речей, произнесенных при освящении мемориала русских участников французского Сопротивления. На основе этих материалов в 50-х годах Николай Александрович выпустил за собственный счет небольшую книжечку на французском языке «Вики – 1911–1944: Воспоминания и свидетельства».

Владимир Путин у кенотафа Веры Оболенской на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

Служение

В декабре 1961 года в Париже умерла Саломия Николаевна.

Теперь Николаю Оболенскому ничто не мешало исполнить решение, к которому он пришел давно – вскоре после того, как узнал о гибели жены. Л.С.Флам, автор документальной повести «Вики. Княгиня Вера Оболенская», писала: « Размышляя над своей жизнью и беседуя со своим духовником, он пришел к твердому заключению, что Бог ему дважды спас жизнь для того, чтобы посвятить себя служению другим и искупить свой тяжкий, с точки зрения христианского учения, грех молодости – попытку самоубийства. Епископ Евлогий пытался снять с него бремя этого греха: «Вы же живы, значит, Бог простил», – были его слова, но от стремления принять священство не отговаривал. При жизни матери, однако, Оболенский не считал себя вправе принять сан. Будучи ее главной опорой в течение многих лет, он взял на себя уход за матерью, когда она заболела раком, и был при ней до самой ее смерти».

Протоиерей Николай Оболенский

В ноябре 1962 года Николай Оболенский был посвящен епископом Мефодием в сан диакона. После этого, погрузившись почти в полное уединение и изучение богословия, князь стал готовиться к рукоположению.

В марте 1963 года в православном соборе Св. Александра Невского на рю Дарю – том самом, в котором они с Вики венчались – Николай Оболенский был рукоположен во иереи. Вскоре отец Николай стал настоятелем этого собора.

С какими только просьбами к нему не обращались! Однажды он сокрушался в письме: «На днях одна француженка позвонила спросить, что я знаю про… водку! Я сказал, что про русскую водку я могу ей все рассказать, а вот насчет польской пускай обращается к Папе Римскому».

«Захожу в церковь. Сначала, со свету, ничего не могу различить. Постепенно глаза начинают привыкать. Вот он, отец Николай, – худая смиренная фигура в черной рясе, странно и трагично одинокая в этой холодной полупустой церкви.

Лицо, словно ожившая икона, – тонкое, строгое, грустное. Покорность судьбе в каждом жесте, в каждом движении…»

Л.С.Флам писала: «Прихожане особенно ценили отца Николая как исповедника; случалось, к нему даже на дом шли исповедоваться. Он выслушивал исповедь, беседовал с пришедшим, отпускал грехи и сразу мчался куда-то дальше: в больницы – причащать больных, в тюрьмы – навещать заключенных, в психиатрические лечебницы или еще на занятия в церковно-приходских школах с детьми, которых так любил и которые отвечали ему тем же».

Протоиерей Николай Оболенский

Писательница и бывший редактор парижской «Русской мысли» Зинаида Шаховская, духовником которой он был, вспоминала, как однажды во время большого приема, устроенного в честь выхода ее книги, князь услышал чье-то антисемитское замечание и взорвался: «Вы подлец! Моя жена за евреев жизнь положила…» Его трудно было успокоить. Но при всей его запальчивости он быстро отходил, легко прощал и учил прощению других. «Я знаю, – писала Шаховская, – какое значение он придавал именно прощению врагов. Ему и в голову не приходило искать убийц своей жены или тех, кто его мучил в Бухенвальде».

Шаховская, отмечая удивительную доброту и отзывчивость отца Николая, приводила рассказ одного католического священника, тоже депортированного в Бухенвальд. Его только что привезли в лагерь и погнали под душ. Было холодно, одиноко и страшно. Вдруг где-то около него раздался голос: «Вы отец такой-то! Подождите, я переброшу вам мой пуловер». Этот сильно поношенный пуловер ему запомнился навсегда: «Когда нищий отнимает от себя, чтобы дать брату последнее, – эта забота обо мне и голос участия в черном мире лагеря были чудом».

В последний путь священника торжественно провожал чуть ли не весь русский Париж, начиная с Великого князя Владимира Кирилловича. Председатель Объединения памяти Сопротивления Мишель Рике посвятил отцу Николаю в газете «Фигаро» некролог. Отметив, что собор не мог вместить всех пришедших на отпевание, Рике писал:

«Его любили за тепло, доброту и щедрость; большинство людей даже не знало о его привилегированном прошлом блестящего кадета Императорского училища, не знало и того, что это он был мужем известной нам княгини Веры Оболенской, об их недолгом счастье, продолжавшемся до того дня, когда оба, войдя в Гражданскую и военную организацию, стали на путь борьбы с нацизмом и заплатили за это столь дорогой ценой: ей эсэсовским лезвием отсекли голову, его – депортировали в Бухенвальд. Вернувшись из лагеря смерти, раздираемый горем по погибшей жене, он был убежден, что Бог сохранил ему жизнь для духовного служения русской общественности… Еще в Бухенвальде та вера, которую он излучал, была для всех нас, как верующих, так и неверующих, источником неодолимой надежды».

Похоронен отец Николай на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, на участке Иностранного легиона, в одной могиле с генералом Зиновием Пешковым, сыном Максима Горького. Перед смертью Оболенский завещал, чтобы имя его любимой жены было выбито на его надгробной плите. Это желание было исполнено.

Могила протоиерея Николая Оболенского

*** *** ***

Никто из знавших Вики в довоенное время как веселую, обворожительную, часто легкомысленную женщину, а Оболенского – как светского человека без определенной профессии, баловня судьбы, не мог представить себе, какая им готовится участь и что они способны будут претерпеть. Скорее всего, не догадывались об этом и они сами. Они не жаждали подвижничества, мученичества и отречения от всего, что любили. Но когда перед ними встал выбор: смириться со злом или противостоять ему, сомнений не возникло.

Трудно себе представить, сколько их – здесь, на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, да и по всему миру – родных русских людей, самоотверженно бросавшихся на помощь ближним в самых отчаянных обстоятельствах. Лишенные своего земного отечества, они обрели куда большую награду – Отечество небесное.

Плотно лежат они, вдоволь познавши
Му́ки свои и дороги свои.
Все-таки – русские. Вроде бы – наши.
Только не наши скорей, а ничьи…

Как они после – забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на нее – победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть…

Полдень. Березовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

(Роберт Рождественский)