Сенкевич легионы. Генрик сенкевич - биография, информация, личная жизнь. Экранизации произведений Генрика Сенкевича

Сенкевич был болезненным и молчаливым человеком. В нем было трудно угадать автора романтической трилогии "Огнем и мечом" - «Потоп» - «Пан Володыёвский», повествующей о героических ча­сах Польши, где действуют рыцари-мужчины и красавицы-жен­щины. одно сражение сменяет другое, а любовь к Родине и борьба за святую Веру являются движущими силами героев и мерой их поступ­ков.

Получавшие распространение в то время взгляды антропологи­чески ориентированной философии, ставившей личное наперед обще­ственного, не затронули писателя. Ненадолго привлекли его и так называемые демократические течения общественной мысли, гиперт­рофированное развитие которых с их тенденцией свести роль литера­туры к решению социальных проблем стало чуть ли не болезнью вто­рой половины XIX века. Живший мечтой о возрожденной Польше. Сенкевич был убежден в приоритете общенародного перед социаль­ным. И это сделало его выразителем чаяний народа, тяжело пережи­вавшего потерю национальной самостоятельности. Государственное подчинение усугублялось унижением религиозным: католическая Речь ГТосполитая после трех последовавших один за другим разделов в цар­ствование Екатерины II оказалась под властью православной России и лютеранской Пруссии. Это тоже чутко воспринималось Сенкевичем. написавшим на знамени своего творчества двойной лозунг: Родина и Вера.

Родился он в имении Воля Окшейская в Радомской губернии - южном соседе Варшавской губернии. Семья Сенкевичей имела фамиль­ные связи с древними родами литовской шляхты. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич впоследствии объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Тадеуша Костюшко, поднявшего мятеж в ответ на последний раздел Польши, позже служил в легионах Яна Домбровского, которые боролись за создание Варшав­ского княжества в период наполеоновских войн. Отец еще в юности участвовал в патриотических битвах 1830-1831 годов. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб за честь Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов. Детские годы Генрик провел в имении бабушки. Любимым занятием мальчика было чтение.

В год, когда Генрику исполнилось 17 лет, семья - а в ней уже было пятеро детей, и родители испытывали определенные материальные затруднения - продала имение и переехала в Варшаву, где отец купил дом. Это был год начала общепольского восстания, жестоко подавлен­ного Россией. Под влиянием этого события, а также крестьянской реформы и бурного роста промышленности и находилась обществен­ная мысль страны в тот период, когда формировалось мировоззрение Сенкевича. Окончив гимназию, юноша по настоянию родителей посту­пил на медицинское отделение Варшавской Главной школы (тогда же переименованной в Варшавский университет), но после первого курса перешел на историко-филологическое отделение. И в школе, и в университете учился он без блеска, к тому же вынужден был подрабаты­вать на прожитье, выполняя обязанности гувернера в семье дальних родственников. В конце концов он так и не сдал всех выпускных экзаменов.

Еще студентом Сенкевич печатал в журналах критические заметки н статьи. По завершении учебы он стал сотрудником журнала «Нови­ны » и постепенно набирал силу как автор юморесок, рассказов и пове­те; . Большое значение д \я его становления как писателя имело трех­летнее пребывание в США в качестве корреспондента Газеты Поль­ской-.

; На первых порах героями новелл Сенкевича становились крестья­не, переселенцы, солдаты, цирковые артисты и пр. И хотя в Словаре Брокгауза и Ефрона высказывалось суждение, что «в новелле он дости­гаем такого же совершенства техники, как Мопассан», тематика и идеи его ранних произведений были стандартны д\я того периода и мало­интересны.

В 35 лет Сенкевич стал редактором газеты «Слово- и тогда же качал и через 6 лет закончил трилогию-эпопею, сделавшую его имя популярным не только на родине. Критический реализм, в рамках которого он добился первых успехов, сменился патриотическим опти­мизмом, поиском нравственной опоры народа в его героическом прош­лом. Писатель сознательно шел на идеализацию былых времен, чтобы через них отыскать путеводные идеи для событий текущего дня. Три­логия давала свою трактовку самых тяжелых страниц истории Поль­ши - потери левобережной Украины в 1654 году после восстания Бог­дана Хмельницкого («Огнем и мечом»), последовавшего за ней наше­ствия шведов в 1655-1656 годах («Потоп»), турецкого вторжения 1672-1673 годов («Пан Володыёвский»). Но романы дышали бодро­стью.

Сначала автор вовсе не имел намерения создать именно такой цикл,J тем более предрешать его идейную основу. Устав от сочинений в пози­тивистском русле и ощущая, что не в этом его сила как мастера, Сенке- j вич задумал повествование в одной книге под названием «Волчье лого- й во», базирующееся на любовной интриге. Это стало началом трилогии. Она писалась отрывками и окончательными очертаниями обязана; небывалому успеху первых частей, печатавшихся в газетах. В сущности трилогия явилась плодом тогдашней идеологической ситуации, отве­том на неудовлетворенные потребности времени. Это - образец социального заказа, выполненного без промедления и превзошедшего ожидания и исполнителя, и заказчика, пример полной гармонии между возможностями писателя и читательскими запросами. И это соз­данное на потребу дня произведение надолго пережило вызвавшее его время. Отмечая достоинства трилогии, польский критик Казимеж Выка писал:

«Сенкевич, вероятно, последний крупный писатель, умевший добиться взаимодействия тех элементов романа, между которыми и раньше был разнобой, а позднее разлад все более возрастал. Родослов­ная романа идет от жанра, полного приключений и фантастических авантюр. Знанием человеческой природы он обогащается значительно позже. Появившись в романе, правдивое изображение человека, вме­сте с социальным и бытовым фоном, постепенно оттеснило на второй план то, что раньше в жанре было главным,- приключение, действие. Но как ни сводят авторы к минимуму приключенческий элемент, в гла­зах читателей его значение не уменьшается. Рядовой читатель так и ждет, когда появится наконец автор, способный так удовлетворить эту жажду приключений, что попутно кое-что придется на долю высших запросов».

Трилогия стала не только художественным, но и политическим событием. Писатель звал искать выход из трагических национальных ситуаций в высоких идеях и рыцарском служении им. А вложив в изоб­ражение мятежа Богдана Хмельницкого все отвращение цивилизован­ного человека к ничем не сдерживаемой, неоправданной жестокости пьяных орд, Сенкевич определил свое отношение к взглядам тех, кто видел решение проблем в неограниченном народовластии. Неудиви­тельно, что романы вызвали жаркие споры. Критики сходились лишь в высокой оценке мастерства автора. Стефан Жеромский отмечал:

«Никто не превзошел его в спокойном, простом и идеально четком построении фразы, в логике развития периодов, оттеняющих картины и раскрывающих мысль. Читая любое произведение Сенкевича, мы никогда не рискуем испытать неприятное чувство, наткнувшись на трещину, щербину или занозу,- ни малейшей фальши ни для глаза, ни для уха. Его надо признать первым в искусстве писать, он лучше всех овладел этим мастерством, умением выразить по-польски свои мысли на бумаге».

Своей трилогией Сенкевич вышел в число тех немногих беллетри­стов, кому посчастливилось создать образы, имена которых стали нари­цательными. «Маленький рыцарь» пан Володыёвский занял свое, хотя и скромное, место в ряду литературных героев, олицетворяющих определенные человеческие качества,- вместе с Дон-Кихотом, Дон-Жуаном, Гобсеком, Хлестаковым, Остапом Бендером. В этом же ряду другое творение Сенкевича-хвастун, враль и обжора пан Заглоба.

После трилогии Сенкевич вернулся к темам современности в романе «Без догмата» - блещущей интеллектуализмом истории о «польском Печорине», а затем в «Семье Поланецких» - психологичес­ком семейном романе, ставящем проблему личного самоусовершен­ствования человека.

Затем маститый прозаик обратился к временам противостояния первых христиан деспотизму Нерона и создал лучший свой роман «Камо грядеши?» (1894-1896). Интерес к эпохе Древнего Рима не означал отклонения от прежнего направления - основные идеи рома­на, заключающиеся в апологии христианства и проповеди верности идеалам, были обращены к современности. Именно грандиозный успех «Камо грядеши?» в конечном итоге привел к Нобелевской на­граде.

За «Камо грядеши?» последовал еще один большой исторический роман - Крестоносцы (1900), рассказывающий о борьбе с Тевтон­ским орденом на рубеже XIV-XV веков и о победе при Грюнвальде, которая обеспечила последующее развитие государственности Поль­ши. Каждым новым произведением Сенкевич обращался к современ­никам с призывом: «Польша! Восстань из пепла!» На события 1905- 1907 годов он откликнулся романом «Омуты», в волнениях того вре­мени писатель видел путь к хаосу, к варварству, к разрушению един­ства народа.

Еще при жизни Сенкевича его романы были переведены на все европейские языки и даже на волапюк - искусственный международ­ный язык, позже забытый. В 1896 году писателя избрали членом-корре­спондентом, а в 1916 - почетным академиком Петербургской Акаде­мии наук.

Умер Генрик Сенкевич в разгар первой мировой войны, вдали от оккупированной немцами родины, в Швейцарии, не дожив до испол­нения мечты, достижению которой он отдал все свое творчество,- свободы Польши. Спустя десятилетие останки писателя были перене­сены в Варшаву и при огромнейшем стечении народа торжественно захоронены в склепе в Кафедральном соборе Святого Яна.

ИЗДАНИЯ СЕНКЕВИЧА

Собр. соч. в 9 т. М.: ХЛ, 1983-1986.

Куда идешь?: Роман. М.: Правда, 1986. 607 с.

Огнем и мечом: Роман. М.: Орбита, 1989. 624 с.

ЛИТЕРАТУРА О СЕНКЕВИЧЕ

Горский И. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1986. 308 с.

Горский И. Генрик Сенкевич//История польской литературы: В 2 т. М.: Нау­ка, 1968-1969. Т. 2. С. 561-584.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

Генрик Сенкевич — польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта. Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 — Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в еженедельнике «Przegląd Tygodniowy» (1869). С 1873 — постоянный фельетонист «Gazeta Polska». С 1874 заведовал литературным отделом еженедельника «Niwa», с 1882 — редактор консервативной газеты «Słowo».

В 1881 женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 и оставившей ему двоих детей. В 1888 анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 — Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 — Египет, Занзибар, и проч.). В 1900, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии — музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Яна.

При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на 40 языков. Роман «Без догмата» высоко ценили Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. П. Чехов, Максим Горький и другие русские писатели.

Генрик Сенкевич (польск. Henryk Sienkiewicz), полное имя - Хенрик Адам Александер Пиус Сенкевич (польск. Henryk Adam Aleksander Pius Sienkiewicz), также Генрих (Генрик) Иосифович Сенкевич. Родился 5 мая 1846 года в Воля-Окшейска на Подляшье, Царство Польское, Российская империя - умер 15 ноября 1916 года в Веве, Швейцария. Польский писатель, лауреат Нобелевской премии 1905 года.

Был членом-корреспондентом (с декабря 1896 года) и почётным академиком (с ноября 1914 года) Императорской Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности.

Происходил из обедневшей шляхты. Отец писателя происходил из татар, поселившихся на территории Великого княжества Литовского во время правления Витовта, т. н. «липков». Только в XVIII веке они перешли из ислама в католичество. Мать была из белорусской шляхетской семьи. Окончил гимназию в Варшаве и в 1866-1870 году учился на медицинском и историко-филологическом факультетах в Главной школе (с 1869 года - Варшавский университет). В печати дебютировал студентом в журнале «Еженедельное обозрение» («Przegląd Tygodniowy», 1869). С 1873 года - постоянный фельетонист «Газеты польской» («Gazeta Polska»). С 1874 года заведовал литературным отделом еженедельника «Нива» («Niwa»), позднее с 1882 года - редактор консервативной газеты «Слово» («Słowo»).

В 1881 году женился на Марии Шеткевич, скончавшейся от туберкулёза в 1885 году (осталось двое детей). В 1888 году анонимный поклонник предоставил ему 15 тысяч рублей, на которые Сенкевич создал фонд имени своей покойной жены, выплачивавший стипендии больным туберкулёзом деятелям культуры (стипендиями фонда пользовались, в частности, Мария Конопницкая, Станислав Выспянский, Казимеж Тетмайер). Второй брак с Марией Володкович из Одессы (1893) закончился разводом по инициативе жены (1895). В 1904 году женился на Марии Бабской.

Посетив США (1876-1879), опубликовал «Письма из путешествия» (1876-1878). По возвращении в Европу некоторое время жил в Париже, в 1879 году был во Львове, затем побывал в Венеции и Риме. С тех пор много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, и проч.). В 1900 году, в связи с 25-летием литературной деятельности, Сенкевичу было подарено имение Обленогорек в гмине Стравчин в Келецком повяте, приобретённое на собранные общественностью средства (впоследствии - музей писателя).

С началом Первой мировой войны выехал в Швейцарию. Возглавил Комитет помощи жертвам войны в Польше. После смерти в Веве прах первоначально был захоронен в местном католическом храме, в 1924 году перенесён в Варшаву и погребён в крипте кафедрального собора Св. Иоанна Крестителя.

В ранних повестях и рассказах наблюдается интерес к трем темам: угасание патриархального быта («Старый слуга», 1875; «Ганя», 1876), судьбы крестьянства («Наброски углём», 1877; «Янко-музыкант», 1879 и др.) и его путешествие в США ("Za chelebem" ("За хлебом")1880.

Ранние работы писателя характеризуют его, как позитивиста, но в отличии от других польских позитивистов он также был консерватором.

Его "Latarnik" («Фонарщик на маяке, 1881) считается одним из лучших рассказов в польской литературе. В рассказах 1882 года "Bartek Zwycięzca" («Бартек-победитель», 1882) и "Sachem" («Сахем», 1889) проводится параллель между трагическими судьбами главных героев и жизнью поляк под гнетом окупации.

Автор исторической трилогии «Огнём и мечом» (1883-1884), «Потоп» (1884-1886), «Пан Володыёвский» (1887-1888). Все эти романы были встречены читателями с восторгом, и сегодня считаются классикой польской литературы. В первом романе отображается борьба шляхетской Речи Посполитой с казаками Хмельницкого. Во второй части трилогии воссоздаётся картина освободительной войны поляков со шведской интервенцией 1655-1656 годов. В третьем романе поэтизируются ратные подвиги польских рыцарей в период турецкого нашествия (1672-1673). Трилогия вместила в себе элементы исторического романа с неповторимым стилем Сенкевича. После публикации в Российской империи критики неоднозначно отнеслись к этому роману, а цензоры предупредили его об ответственности.

В психологическом романе «Без догмата» (1889-1890) изображён тип декадента-аристократа. В нем Сенкевич экспериментирует с самоанализом, выбирая для романа форму дневника, а сам роман, при этом, вмещает и натуралистические черты.

В романе «Семья Поланецких» (1893-1894) с идеализацией дельца из шляхты контрастирует сатирическое изображение светского общества.

В романе-эпопее «Quo vadis» (в некоторых русских переводах «Камо грядеши», 1894-1896) изображается борьба Нерона против христиан. Таким образом проводится параллель борьбы ранних христиан против Нерона с борьбой поляк за независимость. Победа христианской духовности над материализмом Рима – это критика материализма и упадка, а также аллегория воспрянувшего духа в Польше.

Борьбе поляков и литвинов с Тевтонским орденом в конце XIV - начале XV веков посвящён исторический роман «Крестоносцы» (1897-1900). В романе рассказывается о победе поляк над германцами. Роман иммел политический подтекст, так как в это время наблюдается попытка германизации польского общества. Книга стала обязательной для чтения в польских школах после обретения Польшей независимости.

Роман «Омут» (1909-1910) касается событий русской революции 1905-1907.

В 1910-1911 годах написал приключенческую повесть для детей «В дебрях Африки». Роман об участии поляков в наполеоновских войнах «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным.

При жизни стал одним из самых известных и популярных польских писателей в Польше и за рубежом. После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество сыграло большую роль в истории польской культуры и получило всемирное признание (Нобелевская премия по литературе, 1905, «за выдающиеся заслуги в области эпоса»). Роман «Quo vadis» переведён более чем на сорок языков. Роман «Без догмата» (1889-1890) высоко ценили , Н. С. Лесков, и другие русские писатели. Большинство романов Сенкевича экранизировано. Самые известные экранизации: «Quo vadis» (1951, США), «Огнём и мечом» (1999, Польша), «Quo vadis» (2001, Польша).

Романы Генрика Сенкевича:

Историческая трилогия о Речи Посполитой:
1.«Огнём и мечом» / польск. Ogniem i mieczem (1883 - 1884)
2.«Потоп» / польск. Potop (1884 - 1886)
3.«Пан Володыёвский» / польск. Pan Wołodyjowski (1887 - 1888)

«Без догмата» / польск. Bez dogmatu (1889 - 1890)
«Семья Поланецких» / польск. Rodzina Połanieckich (1893 - 1894)
«Камо грядеши» / лат. Quo vadis (1894 - 1896)
«Крестоносцы» / польск. Krzyżacy (1897 - 1900)
«Омуты» / польск. Wiry (1909 - 1910)
«Легионы» / польск. Legiony (1913 - 1914).

Годы жизни: с 05.05.1846 по 15.11.1916

Польский писатель, прозаик, журналист. Классик польской литературы. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Известность получил своими историческими романами, действие которых происходит в Польше и Римской империи эпохи ранних христиан.

Генрик Адам Александр Пий Сенкевич родился в польском городке Окжейска (сейчас территория Литвы). Его отец, Йозеф Сенкевич был владельцем нескольких небольших имений. Его мать происходила из знатной образованной семьи. Когда Сенкевич достиг школьного возраста, экономические трудности вынудили его семью продать имения и переехать в Варшаву, где Генрик заинтересовался польской историей и литературой и начал писать прозу и стихи. После окончания гимназии (1866) Сенкевич поступил в Варшавский университет на факультет медицины, однако затем поменял специальность и перевелся на историко-филологический факультет. Во время обучения Сенкевич начинает заниматься литературой.Закончить обучение Сенкевичу не удалось, его семья вконец обеднела и в 1871 г., писатель был вынужден был уйти из университета, не сдав экзамены и не получив диплома. В следующем году вышел написанный в студенческие годы роман С. «Напрасно» ("Namarne"). В это же время Сенкевич становится журналистом, пишет статьи сразу для нескольких польских периодических изданий, едет представителем этих газет в Вену и Париж, а также в Остенд. В 1876 г. Сенкевич совершает поездку по США с целью основания польской общины в Калифорнии. Сенкевич проводит в Калифорнии больше года, и, хотя создать польскую колонию не удается, его американские репортажи, публиковавшиеся в польской печати с 1876 по 1878 г., а затем изданные отдельной книгой «Письма с дороги» ("Listy z podrozy do Ameryki"), имели большой успех.Вернувшись в Европу в 1878 г., Сенкевич путешествует по Франции и Италии, выступает с лекциями, пишет репортажи и навеянные впечатлениями об Америке новеллы, печатавшиеся в варшавских периодических изданиях. В Италии в 1879 г. он познакомился с Марией Шеткевич, полькой, которая через два года стала его женой (скончалась в 1885 г.). После возвращения в конце 1879 г. в Варшаву Сенкевич становится редактором новой ежедневной газеты и начинает уделять внимание более масштабным беллетристическим произведениям.В 1884 г. выходит роман «Огнем и мечом» ("Ogniem i mieczem"), который приносит писателю широкую известность, еще более увеличившуюся после выхода романов «Потоп» ("Potop", 1886) и «Пан Володыевский» ("Pan Wolodyjowski", 1888). Сенкевич много путешествовал, многократно меняя место жительства (Австрия, Англия, Италия, Литва, Франция, Швейцария, в 1886 году - Румыния, Болгария, Турция, Греция, в 1891 - Египет и Занзибар, и проч.). В конце 1894 г. Сенкевич женился на почитательнице его таланта, юной Марии Романовской, однако брак скоро распался. Вскоре после этого события Сенкевич начинает работу над своим самым известным произведением: романом «Камо грядеши» ("Quo Vadis", 1896) – о гонениях на христиан во времена императора Нерона. Роман был восторженно встречен польской и зарубежной критикой; о нем говорил глава римской католической церкви папа Лев XIII.У себя на родине Сенкевич был настолько популярен, что в 1900 г. в связи с 50-летием писателя по подписке ему была собрана достаточная сумма денег для приобретения небольшого имения Облегурек неподалеку от Кельце. Вскоре после этого Сенкевич женился на Марии Бабской, своей кузине, а в 1905 г. завершил роман «На поле славы» ("Na polu chwaly") продолжение своей первой исторической трилогии.В 1905 г. Сенкевич был удостоен Нобелевской премии по литературе «за выдающиеся заслуги в области эпоса». В 1909-1910 годах Сенкевич пишет роман о событиях русской революции 1905-1907 - «Омут». Последнее произведение писателя, роман «Легионы» (1913-1914) остался незаконченным. В начале первой мировой войны Сенкевич покидает Облегурек и переезжает в нейтральную Швейцарию, где работает, несмотря на сильный склероз, в польском Красном Кресте. Он скончался в Веве в 1916 г., а через восемь лет его тело было перевезено в Польшу, прах писателя погребён в крипте кафедрального собора Св. Яна.

После трилогии «Огнём и мечом», «Потоп», «Пан Володыёвский» Сенкевич стал польским писателем с самыми высокими заработками (за право издания трилогии в течение 20 лет получил от издателя 70 тысяч рублей).

Творчество Генрика Сенкевича высоко ценил Л.Н. Толстой. Писатели даже вели переписку.

Название «Камо грядеши» (Куда идешь) связано с эпизодом из жизни св. Петра. Спасаясь от гонений императора Нерона на христиан, Петр ночью тайком покинул Рим. За городской стеной ему явился Христос. Петр спроси его: «Quo Vadis, Domine?»(Камо грядеши, Господи?) Христос ответил: «В Рим, чтобы вновь быть распятым». В это мгновение Христос вознесся на небо, а Петр, воспринимая его слова как знак своей мученической смерти за веру, возвратился в Рим, где его распяли на кресте.

Г. Сенкевич изображен на польской банкноте 500 000 злотых 1990 года.

Награды писателя

Библиография

Старый слуга (1875)
Ганя (1876)
Селим Мирза (1876)
Наброски углём (1877)
Янко-музыкант (1879)
Из дневника познанского учителя (1879)
За хлебом (1880)
Бартек-Победитель (1882)

Quo vadis (1951) реж. М. Лерой
Ребенок по имени Иисус (1985) реж. Ф. Росси

Наиболее известные польские экранизации:
Крестоносцы (1960) реж. А. Форд
Пан Володыёвский (1969) реж. Е. Гофман
Потоп (1974) реж. Е. Гофман
Огнём и мечом (1999) реж. Е. Гофман
Quo vadis (2001) реж. Е. Кавалерович