Секрет заброшенного ангара. Что осталось от космического «Бурана»? Музей «буран» и детская площадка «космос» на вднх Детская площадка «космос» на вднх

Сейчас ВДНХ стал довольно интересным местом. Он переживает свое второе рождение. Там проходят много интересных выставок, фестивалей. ВДНХ преобразился. Многие павильоны отреставрированы, некоторые еще реставрируются. Летом мы посетили музей «Россия-моя история». Сейчас решили отправиться на Буран. Кто зарегистрирован в активном гражданине и активно копит баллы, не забывайте заходить в магазин поощрений. Там часто можно увидеть приглашения посетить различные интересные места за баллы, т.е. совершенно бесплатно.

Вот и мы этим часто пользуемся и холодным октябрьским деньком отправились в музей Буран.

Если вы идете по баллам от Активного гражданина , то надо распечатать приглашение и предъявить его в павильоне 461, чтобы они поставили на нем печать и подпись. Этот павильон находится довольно далеко от входа. Идете до 59 павильона, затем поворачиваете направо и упретесь в павильон №461 (это современный павильон). Затем идете в павильон № 20 (Буран) и в кассе получаете билеты.




Экскурсии проходят каждые 20 мин. Количество экскурсантов не более 20 человек. Нас было 7 человек. Мы были в выходной. Так что проблем с посещением нет.

Музей открыт ежедневно, кроме понедельника с 11-00 до 20-00.

Стоимость 500 руб. для взрослых и 250 руб. для детей от 6 до 16 лет, студентов и пенсионеров. Для детей младше 6 лет, инвалидов, многодетных - бесплатно. Продолжительность экскурсии 45 минут. Последняя экскурсия начинается в 20-00.

Сначала вас пригласят в кинозал посмотреть фильм о создании и запуске Бурана. Он длиться минут 10.


Затем девушка-экскурсовод приглашает вас пройти на корабль и проводит экскурсию. Фотографировать можно свободно. Подробно рассказывать об экскурсии не буду, сами все увидите и услышите.



Вы проходите в зал, где садитесь на скамеечки и над вами как будто открываются створки и вы видите звездное небо. Вы совершаете полет в космос на Буране. На фоне звездного неба пролетают космические корабли (американский Шаттл, наш Буран и некоторые другие).





Затем вас просят пройти в нос корабля в кабину пилотов. Там находится пункт управления Бураном на двоих пилотов. Экскурсовод предлагает желающим занять места в креслах пилотов и поуправлять Бураном.



Вы под звуковые команды будете выполнять маневры и посадите Буран на взлетную полосу на Земле. После этого экскурсия заканчивается. Вы можете задать интересующие вопросы экскурсоводу. А также там же можно приобрести космическое питание. Там стоит автомат. Выбираете, что хотите попробовать, засовываете 300 руб. и перед вами тюбик с питанием. Его надо погреть на батарее или в горячей воде, но ни в коем случае не в микроволновке. Так что придется дождаться приезда домой, чтобы отведать купленное угощение. Мы купили свинину с овощами. Довольно вкусно. Кстати вкус космической еды сильнее выражен, так как в космосе вкусовые рецепторы хуже воспринимают вкус еды.

Экскурсией мы остались довольны. Правда, мы ее посетили бесплатно, 500 руб. на человека было бы, наверное, жалко. А так рекомендую.

Располагается на площадке слева от площади Промышленности и павильона №20.

Современное состояние

Макет является частью интерактивного музейного комплекса «Буран», посвященного орбитальному кораблю-ракетоплану и его полету в космос в 1988 году. В музее можно посмотреть фильм о легендарном ракетоплане, увидеть чертежи и настоящие детали «Бурана», а также пройти аттракцион по управлению его посадкой на космодроме Байконур в режиме реального времени.

Подробно о музее и экскурсиях .

История создания

Свой первый и единственный космический полет орбитальный корабль-ракетоплан «Буран БТС-001»совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.

Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт - полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

В ходе работы над проектом «Буран» было изготовлено несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. После закрытия программы эти изделия остались на балансе различных НИИ и производственных объединений. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике.

В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. В 2002 году единственный побывавший в космосе «Буран» был разрушен при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором легендарный ракетоплан хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран» был установлен на территории парка Горького в 1993 году после фактического окончания испытаний. Он в течение долгого периода оставался бесхозным и использовался в качестве аттракциона. В 2011 году, когда в парке Горького начались глобальные преобразования, аттракцион в «Буране» был закрыт.

В 2014 году макет орбитального корабля «Буран БТС-001» был перемещен на ВДНХ. Уникальная транспортная операция, аналогов которой в мире еще не было, состоялась в ночь с 5 на 6 июля. Главный космический экспонат России весом 50 тонн преодолел расстояние 15 км от парка Горького до ВДНХ за 6 часов!

Практически каждый, кто жил в СССР, и кто хотя бы немного интересуется космонавтикой, слышал о легендарном «Буране», крылатом космическом корабле, выводившемся на орбиту в комплексе с ракетой-носителем «Энергия». Гордость советского космического ракетостроения, орбитальный аппарат «Буран» совершил свой единственный полёт во времена перестройки. Именно ему, 18 апреля 2017 года,
в школе № 830, был открыт музей.

Не случайно музей «Бурана» открылся в школе № 830, по запросу жителей Тушино. Именно в нашем Северо-Западном округе города Москвы находился «Тушинский машиностроительный завод» и НПО «Молния». Именно здесь работали лучшие конструкторы, сюда со всех концов страны доставляли детали этой космической системы.

Музею принадлежит особое место в образовательном пространстве школы.

В нашем случае музей ассоциируется с историей ТМЗ и НПО «Молния», а через них и историей нашей страны, нашего народа, а история государства полна событиями эпохального характера и значения. Орбитальный космический корабль «Буран» остается одним из самых ярких технических достижений советской инженерной мысли.

Мы хотим видеть наш музей нечто большим, чем простое систематизированное собрание предметов, имеющих отношение к «Бурану». Соприкасаясь с экспонатами музея, ребенок должен услышать голоса истории: главных конструкторов, летчиков - испытателей, технологов, инженеров, простых рабочих. Именно здесь, в музее, он впервые осознает себя не пассивным потребителем сухих знаний о развитии техники, а звеном в цепи поколений, продолжателем дела отцов и прадедов, огромного числа людей, внёсших свой вклад в развитие космической отрасли. Ведь при создании "Энергии" и "Бурана" были объединены усилия восьмидесяти шести министерств и ведомств, более 1200 предприятий всего Союза, сотни конструкторских бюро, заводов, научно-исследовательских организаций, военных строителей. Над созданием этой системы работали около миллиона человек, во всех отраслях промышленности Советского Союза.

Более того, мы видим наш музей не просто местом хранения экспонатов, где будут проводиться экскурсии по данной тематике, но и как площадку для проведения научно- популярных лекций, интерактивных занятий, тематических встреч с ветеранами труда. Школьный музей - это мостик, благодаря которому будет поддерживается живая связь поколений. Простой, непосредственный рассказ участников тех событий невольно породит в душах детей огонек той любви к своей Отчизне, преданность в делах на благо Отчизны, которую демонстрировали труженики ТМЗ и НПО «Молния».

Администрация и ветераны предприятий активно поддержали инициативу создания музея и внесли свой вклад в музейную коллекцию. В дар школьному музею преподнесены макеты составных частей «Бурана»: приборная панель из орбитального корабля, ракетный двигатель для орбитального самолёта системы МАКС, ракетный двигатель от центральной ступени ракеты - носителя «Энергии», доставившего «Буран» на орбиту, инструмент, используемый при работе над космическим кораблем - кульман.

Так же в нашем музее находятся личные вещи главного конструктора «Бурана» - Глеба Евгеньевича Лозино -Лозинского. Это подарки, сделанные ему по случаю юбилейных дат: фотография Ю.А. Гагарина и С.П. Королева, с автографами космонавтов первого отряда, фотография космического корабля Enteprise при отделении от самолета - носителя Boing-747 во время горизонтальных лётных испытаний, модели самолетов.

Во время торжественного открытия музея, дочь великого конструктора, кандидат технических наук, начальник сектора Центра Келдыша, Ирина Глебовна Лозино - Лозинскя, оставила свой автограф с пожеланием развития и процветания музея.

В тоже время, для того что бы работа музея была эффективной необходимо, что бы она отвечала требованию времени, современным запросам молодого поколения, давала возможность раскрыться творческому потенциалу личности школьника, будила в нем исследовательский интерес. Поэтому работа музея выстроена в тесном контакте со школьным конструкторским бюро, возглавляемым кандидатом технических наук Крейндлиным Леонидом Эммануиловичем.

Уверены, что программа развития музея «Бурана» будет интересна не только учащимся нашей школы и города, но и студентам профильных ВУЗов. На сегодня имея в своем образовательном учреждении инженерный класс и сотрудничая с Академией Гражданской Авиации, МАИ и другими учебными заведениями, мы уже знаем о заинтересованности тех, кто серьезно занимается инженерией.

Музей «Бурана», открыт для широкого круга посетителей: обучающихся, родителей, ветеранов труда НПО «Молния» и ТМЗ и всех, кто интересуется историей освоения космического пространства и историей инженерных технологий.

15 ноября 2018 года мы будем отмечать 30- летний юбилей запуска Бурана, поэтому 2017 -2018 учебный год в нашей школе объявляется годом «Энергии - Бурана». Задача музея - побудить интерес современного школьника к истории, воспитывать гордость за свою страну. Участие школьника в работе музея даст ему понимание того, что жизненный успех и самореализация отдельной личности неразрывно связан с историческими судьбами Родины, с ее прошлым и будущим!

Наталья Сысоева, руководитель музея «Буран», ГБОУ Школа № 830.

Телефон 9055883607






Режим работы музея: последний четверг месяца с 16.00 до 19.00.

Программа работы музея:

  1. Встречи с Ветеранами ТМЗ и НПО «Молния»
  2. Обзорная экскурсия «История ОКК «Буран».
  3. Посещение школьного конструкторского бюро.

РЕГИСТРАЦИЯ НА ОБЗОРНУЮ ЭКСКУРСИЮ В ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

Уважаемые родители, обучающиеся, сотрудники и жители района!

Приглашаем вас посетить Школьный музей, посвященный разработке и запуску Бурана.

Обзорные экскурсии в музее проходят по четвергам. Время начала экскурсии 16.00 и 17.00.

Для посещения музея необходимо

Музей (виртуальная экскурсия)

Прекрасным поводом для встречи стал 30-летний юбилей успешного запуска орбитального космического корабля многоразового использования «Энергия – Буран».

Обновлено: 01.12.2018

Ребят познакомили с экспозицией выставки, рассказали о космическом корабле «Буран» и его создателях. Ребята попробовали себя в роли конструкторов и создали свои маленькие «Бураны». Глядя в заинтересованные глаза детей, хочется надеяться, что среди них растет бущий конструктор, который создаст летательные аппараты нового поколения. Спасибо организаторам экскурсии Сысоевой Н.А. и учащимся 9 «А» класса Алексею, Никите, Ярославу!

Многоразовый орбитальный корабль (по терминологии Минавиапрома - орбитальный самолет) "Буран"

(изделие 11Ф35)

"Буран " - советский крылатый орбитальный корабль многоразового использования. Предназначен для решения ряда оборонных задач , выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания; доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов; возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников; освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю; выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-космос-Земля.

Внутренняя компоновка , конструкция . В носовой части "Бурана" расположены герметичная вставная кабина объемом 73 кубических метров для экипажа (2 - 4 чел.) и пассажиров (до 6 чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок двигателей управления.

Среднюю часть занимает грузовой отсек с открывающимися вверх створками, в котором размещаются манипуляторы для выполнения погрузочно-разгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных операций по обслуживанию космических объектов. Под грузовым отсеком расположены агрегаты систем энергоснабжения и обеспечения температурного режима. В хвостовом отсеке (см. рис.) установлены агрегаты двигательной установки , топливные баки, агрегаты гидросистемы . В конструкции "Бурана" использованы алюминиевые сплавы, титан, сталь и другие материалы. Чтобы противостоять аэродинамическому нагреванию при спуске с орбиты, внешняя поверхность ОК имеет теплозащитное покрытие , рассчитанное на многоразовое использование.

На менее подверженную нагреву верхнюю поверхность устанавливается гибкая теплозащита , а другие поверхности покрыты теплозащитными плитками, изготовленными на основе волокон кварца и выдерживающими температуру до 1300ºС. В особо теплонапряженных зонах (в носках фюзеляжа и крыла, где температура достигает 1500º - 1600ºС) применен композиционный материал типа углерод-углерод. Этап наиболее интенсивного нагревания ОК сопровождается образованием вокруг него слоя воздушной плазмы, однако конструкция ОК не прогревается к концу полета более чем до 160ºС. Каждая из 38600 плиток имеет конкретное место установки , обусловленное теоретическими обводами корпуса ОК. Для снижения тепловых нагрузок выбраны также большие значения радиусов затупления носков крыла и фюзеляжа. Расчетный ресурс конструкции - 100 орбитальных полетов.

Внутренняя компоновка "Бурана" на плакате НПО "Энергия" (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия"). Пояснение по обозначению корабля: все орбитальные корабли имели шифр 11Ф35. Окончательными планами планировалось построить пять летных кораблей, двумя сериями . Будучи первым, "Буран" имел авиационное (на НПО "Молния" и Тушинском машиностроительном заводе) обозначение 1.01 (первая серия - первый корабль) . В НПО "Энергия" существовала другая система обозначений, согласно которой "Буран" идентифицировался как 1К - первый корабль. Так как в каждом полете корабль должен был выполнять разные задачи, то к индексу корабля добавлялся номер полета - 1К1 - первый корабль, первый полет.

Двигательная установка и бортовое оборудование. Объединенная двигательная установка (ОДУ) обеспечивает довыведение ОК на опорную орбиту, выполнение межорбитальных переходов (коррекций), точное маневрирование вблизи обслуживаемых орбитальных комплексов, ориентацию и стабилизацию ОК, его торможение для схода с орбиты. ОДУ состоит из двух двигателей орбитального маневрирования (на рис.справа), работающих на углеводородном горючем и жидком кислороде, и 46 двигателей газодинамического управления, сгрупированных в три блока (один носовой блок и два хвостовых). Более 50 бортовых систем, включающих радиотехнические, ТВ и телеметрические комплексы, системы жизнеобеспечения, терморегулирования, навигации, энергоснабжения и другие, объединены на основе ЭВМ в единый бортовой комплекс , который обеспечивает продолжительность пребывания "Бурана" на орбите до 30 суток.

Теплота, выделяемая бортовым оборудованием, с помощью теплоносителя подводится к радиационным теплообменникам, установленным на внутренней стороне створок грузового отсека, и излучается в окружающее пространство (в полете на орбите створки открыты).

Геометрические и весовые характеристики . Длина "Бурана" составляет 35,4 м, высота 16,5 м (при выпущенном шасси), размах крыла около 24 м, площадь крыла 250 квадратных метров, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Стартовая масса ОК до 105 т, масса груза, доставляемого на орбиту, до 30 т, возвращаемого с орбиты - до 15 т. Максимальный запас топлива до 14 т.

Большие габаритные размеры "Бурана" затрудняют использование наземных средств транспортировки, поэтому на космодром он (так же, как и блоки РН) доставляется по воздуху модифицированным для этих целей самолетом ВМ-Т Экспериментального машиностроительного завода им. В.М.Мясищева (при этом с "Бурана" снимается киль и масса доводится до 50 т) или многоцелевым транспортным самолетом Ан-225 в полностью собранном виде.

Корабли второй серии являлись венцом инженерного искусства нашего авиастроения, вершиной отечественной пилотируемой космонавтики. Эти корабли должны были стать по-настоящему всепогодными и круглосуточными пилотируемыми орбитальными самолетами с улучшенными летно-техническими характеристиками и значительно возросшими возможностями за счет множества конструктивных изменений и доработок. В частности, на них увеличилось количество маневровых двигателей за счет нового - Узнать гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья", (М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.) На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом сказано в аннотации книги:
"
Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации, ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700 иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия авиационно-космического комплекса России, как НПО " Молния" , НПО машиностроения, ФГУП РСК " МиГ" , ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота. Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным , легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и возможностях приобретения можно на отдельной странице . Там же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей Владимира Гудилина , предисловием авторов и выходными данными издания.

В интернете набирает популярность видео, опубликованное на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path. Его авторы, жители Нидерландов, сумели проникнуть в ангар на территории космодрома Байконур, в котором находится советский космический корабль многоразового использования «Буран».

На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели.

«Эти ангары никому не принадлежат»

Проникновение голландцев к «Бурану» — это отнюдь не первый подобный случай. В 2015 году снимки этого ангара и находящегося в нём аппарата выложил в Сеть пользователь Ralph Mirebs . А в мае 2017 года в ангар проникла целая группа из России, Украины и Великобритании, которая была задержана сотрудниками охраны космодрома.

«Оказывается, эти ангары никому не принадлежат. Они находятся как бы на территории космодрома, но там нет ничего секретного или важного, интереса у ФСБ в этих ангарах нет», — написал на своей странице в соцсети один из участников майского проникновения, руфер Виталий Раскалов . В то же время, по его словам, действующие стартовые площадки космодрома охраняются тщательно.

Заброшенные ангары на Байконуре — память об одной из самых амбициозных космических программ СССР.

«Энергия — Буран»

Строительство советского космического корабля многоразового использования началось ещё в семидесятые, в ответ на аналогичную американскую программу «Спейс шаттл». Корабль должен был выполнять задачи как по мирному освоению космоса, так и в рамках военных программ.

В рамках проекта была создана самая мощная советская ракета-носитель, получившая название «Энергия». Носитель, способный вывести на орбиту до 100, а в перспективе и 200 тонн полезного груза, мог поднимать в космос не только корабль многоразового использования, но также и тяжёлые космические станции. В дальнейшем планировалось использовать «Энергию» для подготовки экспедиции на Луну.

Первый старт ракеты-носителя «Энергия» состоялся в 1987 году. 15 ноября 1988 года «Энергия» подняла на орбиту корабль многоразового использования «Буран».

«Буран» по многим параметрам превосходил американские аналоги. Его первый полёт прошёл полностью в автоматическом режиме, включая посадку.

2 триллиона на ветер?

Программа «Энергия — Буран» была самой масштабной и дорогостоящей в истории отечественной космонавтики. По курсу 2016 года её стоимость примерно составляет 2 триллиона рублей. Для посадок «Бурана» была специально оборудована усиленная взлётно-посадочная полоса на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Кроме того, были серьёзно реконструированы и полностью дооснащены необходимой инфраструктурой ещё два основных резервных места приземления «Бурана», — военные аэродромы Багерово в Крыму и Восточный в Приморье — а также построены или усилены ВПП ещё в 14 запасных местах посадки, в том числе вне территории СССР. Специально для транспортировки с запасных аэродромов был создан Ан-225 «Мрия». Был подготовлен специальный отряд космонавтов, которым предстояло пилотировать «Буран».

По плану разработчиков, «Бурану» предстояло провести ещё 1-2 полёта в автоматическом режиме, после чего началась бы его эксплуатация в пилотируемом варианте.

Однако Михаил Горбачёв посчитал, что проект слишком дорог, и в 1990 году приказал приостановить работы по программе. В 1993 году, после распада СССР, программа «Энергия — Буран» была полностью закрыта.

«Буран» погиб, остались «Буря» и «Байкал»

Следует уточнить: тот корабль, к которому проникают любители приключений, «Бураном» не является.

Настоящий «Буран», летавший в космос, был полностью разрушен 12 мая 2002 года при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса космодрома. Под завалами погибли 8 рабочих, ремонтировавших крышу. Останки «Бурана» были распилены работниками космодрома на части и впоследствии проданы как металлолом.

Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».

Судьба «Бури» не менее печальна. Корабль был готов примерно на 95 процентов и должен был отправиться в полёт в 1992 году. Но закрытие программы поставило на этих планах крест.

Корабль несколько раз менял собственника, а в настоящее время владелец «Бури» неизвестен. Ангар, где он находится, периодически подвергается набегам охотников за цветным металлом.

«Изделие 2.01» (корабль «Байкал») к моменту закрытия программы было готово примерно на 50 процентов. До 2004 года корабль находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем несколько раз менял «прописку», в 2011 добравшись до подмосковного Жуковского, где он должен был после реконструкции стать экспонатом авиасалона.

Ещё два экземпляра, заложенные на заводе в Тушине, были разобраны там же после закрытия программы.

Что стоит на ВДНХ?

Кроме того, в рамках программы «Буран» было создано несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Эти макеты многие до сих пор принимают за настоящие корабли.

БТС-002 ОК-ГЛИ или «изделие 0.02», на котором проводились атмосферные испытания и отработка в реальных условиях наиболее ответственных участков полёта, после долгих скитаний по миру в 2008 году за 10 миллионов евро был приобретён владельцем частного Технического музея Германом Лайром и находится в его экспозиции в немецком городе Шпейере.

БТС-001 ОК-МЛ-1 или «изделие 0.01» после закрытия программы многие годы являлся аттракционом в московском Парке Горького. В 2014 году он сменил прописку и был перевезён на ВДНХ, где находится и сейчас.

Один из макетов, ОК-МТ, является «соседом» «Бури» по ангару, в который так полюбили проникать блогеры.

Макет космического корабля «Буран» на территории ВДНХ. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

Есть ли будущее у великого прошлого

В 2016 году стало известно, что «Роскосмос» принял решение создать на одном из предприятий департамент по многоразовым средствам выведения. В команду департамента собрали ветеранов проекта «Энергия — Буран». На сей раз задачи перед разработчиками не столь амбициозные: речь идёт о создании лётного образца возвращаемой первой ступени ракеты-носителя, что должно обеспечить существенное удешевление отечественных космических программ.

Что касается масштабных проектов, подобных программе «Энергия — Буран», то они являются делом будущего.