Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».
Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.
Задачи:
Обучающие:
Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.
Развивающие:
Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
Развивать память, внимание.
Воспитывающие:
Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.
Оборудование:
Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.
Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.
Ход мероприятия:
Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.
Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.
(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)
Ведущая: - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.
Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию.
В Индии далекой,
Слон неприхотливо
Прохладною водою
Брызгался из Нила
Он проказник? (что с того!)
С детства непослушен,
Длинный хобот у него
Стал отличным душем.
Индийская народная сказка « Хвастливая сова».
Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.
Сказительница:-
В сказке может все случиться,Наша сказка впереди.Вот уже она стучитсяСкажем дружно “Заходи!”
Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.
Ведущая: - Отсюда за морем - Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.Родина чая - Родина риса.Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.
Исполняется танец в костюмах.
Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».
Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,- говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка. Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота,- то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?
Сказительница:
Во поле березки, на лугу цветы
Балалайки, ложки и колосья ржи
Среди полей, простора синего
Страна раскинулась – Россия!
Исполняется танец в костюмах.
Русская народная сказка « Заяц – Хваста».
Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста,а храбрец
Ведущая: - А какими словами заканчиваются сказки?
(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами
Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.
А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес.
Все выходят на поклон.
Приложенные файлы
цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов. Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту. Мероприятие позволяет воспитывать у детей желание участвовать в театрализованных постановках, способствует сплочению коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей участников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».
Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
- Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.
Развивающие:
- Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
- Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
- Развивать память, внимание.
Воспитывающие:
- Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
- Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
- Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.
Оборудование:
Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.
Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.
Ход мероприятия:
Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.
Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.
(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)
Ведущая: - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.
Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию.
В Индии далекой,
Слон неприхотливо
Прохладною водою
Брызгался из Нила
Он проказник? (что с того!)
С детства непослушен,
Длинный хобот у него
Стал отличным душем.
Индийская народная сказка « Хвастливая сова».
Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.
Сказительница:-
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем дружно “Заходи!”
Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.
Ведущая: - Отсюда за морем - Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая - Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.
Исполняется танец в костюмах.
Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».
Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,- говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка. Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота,- то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?
Сказительница:
Во поле березки, на лугу цветы
Балалайки, ложки и колосья ржи
Среди полей, простора синего
Страна раскинулась – Россия!
Исполняется танец в костюмах.
Русская народная сказка « Заяц – Хваста».
Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит… Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста,а храбрец
Ведущая: - А какими словами заканчиваются сказки?
(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами
Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.
А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес.
Все выходят на поклон.
Предварительный просмотр:
Велигодская А.К – учитель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района
Балашова Т.Ю – воспитатель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района
Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной осталостью.
Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.
Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных праздников в школе VIII вида является своеобразным и эффективным средством коррекции и компенсации в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью их адаптации в обществе. Сущность праздника невозможно определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник является важным средством гуманизации воспитания, как форма, объединяющая разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками праздника являются взрослые и дети. Исполняя совместные действия, дети удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт взаимопомощи и взаимодействия. Театрализованный праздник - это синтез многих видов искусств. В него включены разнообразные виды искусства; это литература и музыка, живопись и театр, пантомима, словом все, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить их потенциальные возможности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки развивают речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне звукоподражать персонажам театрального действия. Важным критерием подбора содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствии своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.
Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту. В практике нашего образовательного учреждения используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, смотры, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября, праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника мы включаем воспитательные моменты и познавательные задания.
Работа по организации праздников включает в себя ряд этапов:
I этап. Установочный - (составление плана проведения мероприятий)
II этап. - Разработка и утверждение сценария;
III этап. - Репетиции
IV этап. - Изготовление костюмов и декораций;
V этап. - Проведение праздника.
VI этап-. Заключительный (подведение итогов)
I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)
II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.
III. После утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению декораций зала, изготовлению костюмов.
V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия
VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что им больше всего понравилось, наиболее яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях и компьтерных презентациях.
Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их индивидуальные особенности, объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия для учащихся классов « Особый ребенок»
« Прогулка по городу»
Цель: создать положительный эмоциональный фон праздника
Вед: Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город любимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок... и я.
Вед:
Родина - это место, где человек родился или где он живет. Наша родина - Санкт-Петербург.
Вед:
Посмотрите, красивый наш город какой,
Чайки с криком летят над широкой Невой,
А у самой Невы Медный всадник стоит,
И на нас Петр Первый глядит.
Вед: Давайте, отправимся на прогулку по городу. А поедем мы на автобусе.
Весёлый автобус спешит по дорожке.
Сияют на солнце бока и окошки.
Дети совместно с педагогами строятся друг за другом. Под музыку «Мы едим…» передвигаются по залу
Солнце вдруг засветило над тихой Невой,
Петропавловский шпиль засиял золотой,
В нашем городе столько музеев, дворцов,
И так много красивых решеток садов.
Вед: Мы вместе нарисуем решетку.
Дети совместно с учителями рисуют решетку по пунктирным линиям
Вед: Ребята, повторяйте за мной
В городе закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично стучим кулачком о кулачок)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
(Хлопаем в ладоши)
Вед: Мы поиграем в игру «Дождик». Пока звучит музыка, вы ходите, если музыка остановилась, прячемся под зонтом
Игра «Дождик»
Вед:
Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наш город так прекрасен!
Ему нужна забота наших рук,
Чтоб красота его не гасла!
Чтоб в городе везде была повсюду чистота,
На улицах и парках мусорить нельзя!
Вед: Пока мы играли, прилетел ветерок и разбросал фантики. Давайте наведем порядок
Проводится игра «Собери фантики»
Вед: Ведь, правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Хороводная игра «Если нравится тебе»
Вед: Наша прогулка закончилась. Но мы забыли о том, что сегодня в нашем городе, и в нашей большой стране России праздник- День Знаний.
Вед:
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Вед: Мы поздравляем вас с праздником и дарим небольшой подарок – частичку сердца нашего любимого и родного города – Санкт-Петербурга.
Вручение подарков
Учитывая возрастные особенности учащихся, им была предложена следующая информация:
- сценическая информация – инсценировка сказок и кукольный театр;
- развивающая информация – загадки;
- художественно-литературная информация: стихотворения к произведениям, анализ представленной сказки;
- наглядная информация – оформление сцены к каждой сказке, костюмы, маски.
Для того, чтобы учащиеся начальных классов лучше воспринимали словесную информацию, необходимо, чтобы эта информация иллюстрировалась, что очень легко сделать при помощи компьютера и мультимедийного проектора с экраном. В ходе мероприятия использовался слайдовый показ
Первый и главный отличительный признак творческого конкурса отражен в слове “творческий”. Творческий подход, то есть нестандартный, необычный, нетрафаретный.
У детей это требование легче выполняется в игровой деятельности. Именно в игре (а не в труде, познании, общении) детям легче проявить свой творческий потенциал, поэтому использовалась игровая технология.
В ходе данного мероприятия учащиеся приобрели и совершенствовали следующие умения, навыки, способы деятельности:
- умение слушать и слышать;
- деятельностной активности школьников в процессе решения проблемных задач: отгадывание загадок, обсуждение сказок;
- коммуникативные способности;
- навыки свободного, образного говорения, то есть речевые навыки, склонность к импровизации;
- умение достойно держаться перед большой аудиторией;
- эстетический вкус.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы.
Тема: “Театр хантыйских и мансийских сказок”
ИНСЦЕНИРОВКА ХАНТЫЙСКИХ И МАНСИЙСКИХ СКАЗОК
Цель: приобщение подрастающего поколения к творчеству народов ханты и манси.
- знакомить с творчеством народов ханты и манси;
- развивать творчество, речь, внимание, расширять кругозор учащихся;
- воспитывать интерес, любовь к родному краю, сценическую культуру.
Технологии: игровые, информационные
Методы и приёмы:
– передача информации с помощью практической деятельности;
– словесной передачи информации и слухового восприятия информации;
– наглядной передачи информации и зрительного восприятия;
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор с экраном;
- макет домика, деревьев;
- ширма.
Ожидаемый результат:
– расширение кругозора учащихся;
– деятельностная активность учащихся;
– приобщение к творчеству, возбуждение интереса к художественным произведениям народов ханты и манси.
Ход мероприятия
ПАСЯ ОЛЭМ! – это на языке манси “Здравствуйте”.
Дорогие ребята! Мы с вами живём в прекрасном уголке нашей Родины. Увидеть красоту природы может только тот человек, который любит свою родную землю.
У каждого из нас три матери.
Первая – это мама.
Вторая – это Родина.
Третья мать – природа.
Люблю тебя, югорский край!
Ты вечный зов, ты божество.
С тобой я плачу в неудачу.
С тобой ликую в торжество!
Ребята, вы познакомились с 77 летней историей нашего Ханты– Мансийского округа, учителя вам рассказали об обычаях и предметах обихода, кухней коренных народов, вы узнали о природе и животных нашего края, научились играть в игры народов ханты и манси, познакомились с разным орнаментом и научились его выполнять, побывали в городах нашего округа.
Сегодня мы увидим ещё одну сторону жизни коренных народностей– сказки ханты и манси. Мы побываем в театре сказок народов ханты и манси.
1. Ребята, вы знаете, как сказать по мансийски ГУСЬ?
– ЛУНТ, а по хантыйски? – ЛОНТ. Есть сходство?
Оказывается, гусь – священная птица ханты и манси. Даже одежда из меха называется “гусь”. Послушайте, какие красивые стихи написал народный поэт ханты и манси Роман Ругин:
Сказкой снега и мороза
Я дивлюсь не надивлюсь
Вот красавица берёза
Нарядилась в белый “гусь”.
О том, какие умные это птицы вы увидите в инсценировке хантыйской сказки “Лиса и гуси ” в исполнении ребят 1-а класса.
- Какую сказку смотрели?
- (Ответы детей : “Лиса и гуси”)
- Кто оказался хитрее лиса или гуси? Ответы детей
- Как гуси перехитрили лису? Ответы детей
- А почему в хантыйской сказке “Лиса и гуси” гуси показаны сообразительней, чем лиса. Хотя во всех русских народных сказках лису показывают хитрой и ловкой? Ответы детей
Гусь – священная птица ханты и манси, они перед ней преклоняются, считают гусей самыми умными птицами.
2. Вы, ребята, такие смышлёные, что эту загадку отгадаете запросто:
Шевелит ушами, Скачет под кустами
Серенький трусишка,
Звать его…. (зайчишка)
Посмотрим хантыйскую сказку “Зайчишка” в исполнении ребят 1-б класса.
(Показ слайда № 3, выступление ребят 1-б класс)
- Почему герои не помогали Зайчишке? Не выполняли его просьбы? Ответы детей
- Как проучили Зайчишку герои сказки? Ответы детей
- Чему учит сказка “Зайчишка”? Ответы детей
3. А сейчас послушайте, пожалуйста, стихотворение Романа Ругина “Мать”.
С первого пронзительного крика
До молчанья смертного
У нас,
Даже если ходим далью дикой,
Нету ближе материнских глаз
Горе сына стянется арканом
И на сердце матери моей.
Мать меня считает мальчуганом
Даже и на склоне моих дней.
Добрые ж дела сынов,
как птицы,
К матери летят среди зимы
Наво сне любое может сниться
Ну, а мамам снимся только мы.
Снится:
сын опять не пообедал!
Снится:
сын опять летит не к ней
Это наши радости и беды
Молодят и старят матерей.
Ну, а сейчас посмотрим выступление ребят 1-в класса, они нам покажут мансийскую сказку “Женщина– кукушка”.
- В кого превратилась мать? Ответы детей
- Почему кукушка не воспитывает птенцов? Ответы детей
- Чему нас с вами учит эта сказка? Ответы детей
4. Послушайте, что сказала Т. Чучелина про охоту.
Охота не забава.
Охота – глазам слава.
Ногам – слава.
Рукам – слава.
С пустыми руками
Не возвращайся домой!
Нет! Наш обычай
Совсем не такой!
Охота не забава.
Охота – рукам слава.
Сейчас слово предоставляем ребятам 2-а класса, они нам покажут мансийскую сказку “Берестяной нос”, в которой вы увидите, что произошло в лесу с охотником.
Ведущий:
5. А теперь, ребята, поднимите руки – у кого есть дедушка? Вспомните, как с вами он разговаривает, объясняет непонятное, отвечает на ваши вопросы, учит какому ремеслу. Дедушки добрые, ласковые, отзывчивые всегда придут к вам на помощь. Вот об общении дедушки с внуком расскажут в мансийской сказке “Сказка про Мозым – ики-ПОХ” ребята 2-б класса.
Ведущий:
6.Отгадайте загадку:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчались скок да скок,
Белый маленький клубок.
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зелёным.
Он вокруг берёзки кружит
Перепрыгивает лужи.
Ветер, ветер догони-ка!
Не догнать нам…(зайца)
Посмотрим выступление ребят 3-а класса с хантыйской сказкой “Хочу не хочу”.
- Какие слова произнёс зайчишка в финале сказки? (Ответы детей : Нет, хоть и маленький хвост, зато мой. Большой хвост, он для других.)
- Почему лисий хвост не подошёл зайчишке? (Ответы детей : Он ему только мешал. “Ответы детей :… яркий хвост между деревьями мелькал, орёл его увидел и схватил”)
- Чему учит сказка? (Ответы детей : Не быть капризным и слушать старших.)
7.А сейчас отгадайте загадки:
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клёны,
И берёзы бьют поклоны. (Топор)
Кланяется, кланяется,
Придёт домой растянется. (Топор)
Ребята 3-б класса покажут нам хантыйскую сказку “Золотой топор”.
Ведущий:
8. Отгадайте следующую загадку:
На деревьях по утрам оживленье, шум и гам.
Птицы раньше всех встают, солнцу песенку поют.
Лишь одна из них спешит утром спрятаться в дупло.
И, нахохлившись ворчит: “Не люблю, когда светло!” (сова)
Слово предоставляем ребятам 4-го класса с мансийской сказкой “Умная сова”
- Почему сова сказала Топал-Ойко, что он не мужчина? (Ответы детей : Потому что живёт не своим умом, а жены, не оценивая свои поступки).
- Почему он изменил своё решение, кто ему помог в этом? (Ответы детей: Помогла умная сова. Топал-Ойко понял, что поступил неправильно, решив построить новый дом из костей птиц, рыб, зверей).
Благодарностью в адрес наших маленьких артистов, в адрес классных руководителей, ставших на время и режиссёрами, и костюмерами, и декораторами, и гримёрами, мы закрываем воображаемый занавес “театра сказок народов ханты и манси.
Ведущий: ОС ЁМАС УЛУМ! – что значит “до свидания”!
Литература
- “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 1 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
- “Мы – дети природы” Хрестоматия по природоведению для 2 класса, составители: Богордаева Н.Г, Демус Л.Г. и др., Х-Мансийск, 1997.
Сценарий открытого внеклассного мероприятия
«Сказки народов мира. Постановка индийской сказки «Кукла» ».
Цели и задачи:
Познакомить детей с национальными костюмами и традициями разных народов.
Закрепление навыков выразительного чтения.
Систематизировать знания о творчестве разных народов.
Развитие творческой активности.
Воспитание чувства дружбы, товарищества, уважительного отношения к людям другой национальности и их культуре.
Участники мероприятия: учащиеся 6 Б и 8 А классов.
Ход мероприятия:
I. Ученица 6 класса : «Сказка – это древнейший жанр устного народно творчества. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. На уроках литературы мы изучили множество сказочных произведений, сегодня представляем вашему вниманию совместную постановку 6 и 8 класса с индийской народной сказкой «Кукла»».
II. Голос за кадром: Индия - страна тайн и загадок. Страна-сказка, страна-легенда. Страна-танец и страна-любовь. Индия – страна с многовековой историей, полной загадок и тайн и легенд… (Слова и музыка сопровождаются танцем).
Выходят четверо учеников в индийских костюмах.
Рассказчик: Жили на свете четыре друга: плотник, портной, ювелир и жрец-брахман. Задумали они отправиться в чужие края на заработки. Выждали благоприятный день и час, вышли из своей деревни и пустились в дальний путь.
Шли они целый день, а когда наступил вечер, остановились на ночлег возле колодца. Поели и стали готовиться ко сну.
1. Ювелир: Братцы, всем сразу спать нельзя: не случилось бы чего.
Портной: Верно, брат. Давайте караулить по очереди.
Автор : Брахман установил каждому время его караула. Первым должен был караулить плотник. Он изо всех сил старался не спать, но усталость брала верх, и глаза начали слипаться. Тогда плотник решил заняться каким-нибудь делом. Он взял кусок дерева, достал инструменты и стал вырезать куклу. Получилась красивая кукла-девушка. (Появляется кукла)
Когда наступила очередь следующего караульного, плотник разбудил портного, а сам лег спать.
Портной увидел прекрасную деревянную куклу. Он взял разноцветные ткани, снял с куклы мерку и принялся шить.
Танец с тканью.
Рассказчик: После полуночи настала очередь ювелира. Он достал золото и стал делать для куклы украшения. Сделал серьги, ожерелье, браслеты на запястья и щиколотки и много других драгоценных безделушек. Нарядная, разукрашенная кукла стала ещё красивее.
Наконец пришла очередь брахмана.
Увидел он куклу и задумался. "Хорошо бы оживить её волшебными заклинаниями", - подумал он и принялся читать заклинания и брызгать на куклу водой.
Танец девушек в сари.
Рассказчик : Не успела заняться заря, как кукла ожила и превратилась в молоденькую девушку.
Когда наступило утро, все проснулись и удивились, увидев возле себя красавицу-девушку.
Брахман: Я оживил её своими заклинаниями, и я на ней женюсь!.
Плотник: Ну, нет! Как же это так? Ведь сделал-то её я!
Портной : А я для неё сшил одежду. Пэтому я на ней и женюсь.
Ювелир: Друзья! Я потратил тысячи рупий на украшения для неё. Как же я допущу, чтобы и она, и украшения достались кому-то другому?
Рассказчик : В это время проснулись люди в деревне и подошли к колодцу. Увидев споривших, один из крестьян, мудрый старик, спросил:
Старик: Братья! О чём вы спорите? Расскажите нам!
Рассказчик : Четверо друзей по очереди рассказали обо всём, что случилось. Каждый отстаивал своё право жениться на девушке.
Старик выслушал их и сказал:
Плотник её сделал, а брахман оживил, поэтому оба они - её отцы. Так что ни тот, ни другой взять её в жены не может. Портной приготовил ей одежду. Это обязанность дяди: на свадьбу дядя дарит невесте одежду. А драгоценности невесте дарит жених. Из вас четверых украшения ей дал ювелир. Вот он и может жениться на этой девушке.
И друзьям пришлось согласиться с таким мудрым решением. Ювелир взял девушку в жёны, вернулся с ней домой, и стали они жить счастливо.
IV. Песня
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
Индия – страна мечты,
Тайны и тепла.
Озарила всех она
Волшебством сполна.
Красочна, загадочна,
Восхищает всех!
И страны прекраснее,
Интересней нет!
Припев.
Индия – ты мечта.
Лучшая…Индия!
V. Презентация про Индию.
VI. Учащаяся 6 класса читает стихотворение:
ИНДИЯ-ЛАКШМИ
О ты, чарующая людей,
о земля, сияющая в блеске солнца лучей,
великая Мать матерей,
Долы, омытые Индом шумящим, ветром - лесные,
дрожащие чаши,
С Гималайскою в небо летящей снежной короной
В небе твоем солнце взошло впервые, впервые леса
услышали веды святые,
Впервые звучали легенды, песни живые, в домах твоих
и в лесах, в просторах полей;
Ты - вечно богатство цветущее наше, народам дающая
полную чашу,
Ты - Джамна и Ганга, нет краше, привольней, ты -
жизни нектар, молоко матерей!
Рабиндранат Тагор
Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»
МБОУ «Русскинская СОШ»
Декабрь 2016г.
Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна
«Северная сказка »
Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .
Задачи :
Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;
Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
Создание развивающей среды.
(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).
Рассказчица :
Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька
Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.
Анки, Анки! Почему снег белый?
Анки, Анки! Почему солнце светит?
А ветер почему дует?
Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.
(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .
Анки :
Сыночек, мама устала.
А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)
Анки :
Давай лучше сказку тебе расскажу ?
Идэ : (обрадовался)
Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?
Анки :
Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)
(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )
Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.
Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.
Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?
Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!
Сорвала ворона яблоко.
Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.
Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.
Стой, стой! -кричит заяц.
Остановился еж и говорит :
Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :
Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
Подлетела ворона к ним и говорит :
Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.
Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :
Мое яблоко! Нет, моё!
Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .
Что такое? Что за шум? – спрашивает.
Все звери подбежали к медведю :
Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.
Рассуди, чьё это яблоко?
И рассказали медведю все как было.
Медведь подумал, подумал и спросил :
Кто яблоко нашел?
Я -шэвэр! -сказал заяц .
А кто яблоко сорвал?
Я- Вурни! -сказала ворона .
Хорошо. А кто его поймал?
Я! - сказал еж .
Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.
Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)
А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми
Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)
Еж разделил яблоко на четыре части.
Один кусок дал зайцу :
Это тебе, Шэвэр!
Ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек вороне дал :
Это тебе, Вурни!
Ты яблоко сорвала.
Третий кусочек еж себе в рот положил :
А это мне!
Я яблоко поймал.
Четвертый кусочек еж дал медведю :
А это тебе, Мэми!
А мне за что? – спрашивает медведь.
А тебе за то, что ты нас всех помирил!
Анки :
Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?
Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!
Анки :
А что ты понял, сынок, из этой сказки ?
Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.
Анки :
И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!
Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?
Анки :
Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)
Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.
(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .
Список литературы :
1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.
3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.
4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59
5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.
6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.
7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.
9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.
10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.
Публикации по теме:
«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»
День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.
Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.