Сценарий игры викторины по писателям классикам. Игра-путешествие "В мире детских писателей…". Вопросы по истории русской литературы

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

О себе: В школе работаю 27 лет. Имею немалый опыт в работе с детьми и считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цели:
— активизировать детское чтение;
— вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
— организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.

ЦЕЛИ: повышение интереса к литературе; расширение кругозора учащихся; развитие умений активно проявлять свои способности, смекалку, работать в команде; сплочение классного коллектива.

В игре принимают участие команды 5 и 6 классов.

I.РАЗМИНКА «СКАЗКИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ»
За каждый правильный ответ команде начисляется один балл.

1. В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
2. Чем был колобок: пряником или пирогом? (пряником)
3. Каково настоящее имя Царевны- лягушки? (Василиса Премудрая)
4. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)
5. Назовите грозное оружие Соловья Разбойника. (свист)
6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)
7. Назовите место рождения Колобка (печь)
8. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
9. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
10. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды (рукав платья Царевны-лягушки)
11. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)
12. Назовите «рабочее место» кота учёного? (дуб)
13. В какой сказке рассказывается о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? («Кошкин дом»)
14. В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? («Красная Шапочка»)
15. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (ослику Иа)
16. В нем 38 попугаев, 6 мартышек и 1 слонёнок. Кто это? (удав)
17. Кем приходилась сказочной Золушке добрая волшебница? (крёстной)
18. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
19. Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? («Колобок»)
20. Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3 года»? (старик со старухой)

II. ЗООСАД КРЫЛОВА
Отгадайте одинаковые слова - названия животных, которых можно встретить в баснях Крылова -загаданные несколькими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок, тем лучше. Отгадаете с первой пословицы - 3 балла, со второй - 2, с третьей - 1.

Прикинулся бы ОН козой, да хвостик не такой.
. Как ЕГО не корми, а ОН всё в лес смотрит.
. ЕГО ноги кормят. (волк)

Лапки ЕЁ мягки, да когти остры.
. Чует ОНА, чьё мясо съела.
. Доброе слово и ЕЙ приятно. (кошка)

И ОНА помнит, кто её кормит.
. Не бойся ЕЁ брехливой, а бойся молчаливой.
. ОНА на сене: сама не ест и другим не даёт. (собака)

ОНА семерых волков проведёт.
. ЕЙ хвост не для красы нужен.
. ОНА и во сне кур считает. (лиса)

Из большого осла не получится ОН.

Делать из мухи ЕГО.
. Ай, Моська, знать она сильна, что лает на НЕГО. (слон)

И считанную ЕЁ волк съедает.
. Не прикидывайся ЕЮ: волк съест.
. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что ЕЁ съел. (овца)

Не мечите бисер перед НИМИ.
. ОНА грязи всегда найдёт.
. Посади ЕЁ за стол, она и ноги на стол. (свинья)

ОН поёт месяц, а ворона каркает круглый год.
. Ласточка день начинает, а ОН кончает.
. Не нужна ЕМУ золотая клетка, лучше зелёная ветка. (соловей)

Не учи ЕЁ плавать.
. На то и ОНА в море, чтоб карась не дремал.
. Знать бы ершу, когда ОНА зубы меняет. (щука)

III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕРИФИКАТОР
Скажите: верите вы или нет, что...

1. Илья Муромец был бомбардировщиком. (Да, «Илья Муромец» - самолёт-бомбардировщик конструктора Сикорского)
2. Елисейские поля в Париже названы в честь королевича Елисея, героя сказки А.С.Пушкина. (Нет)
3. За школьные сочинения А.П.Чехов получал только «пятёрки».(Нет, он никогда не получал за школьные сочинения выше «тройки»)
4. Однажды М.Е.Салтыков-Щедрин за сочинение, написанное им вместо дочери, получил «двойку». (Да, к тому же ещё с припиской: «Не знаете русского языка!»)
5. После трагической дуэли А.С.Пушкина В.А.Жуковский воскликнул: «Ай-ай-ай, убили негра, убили негра…» (Нет)
6. Плещеево озеро в Ярославской области названо в честь русского поэта Плещеева А.Н. (Нет)
7. Он - поэт, она - поэтика. (Нет, она - поэтесса. А поэтика - это учение поэтическом творчестве)
8. В басне «Квартет» автор высмеивает животных, которые плохо играют на музыкальных инструментах. (Нет)

IV. ЗАЗЕРКАЛЬЕ
В названии известных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Попробуйте восстановить зашифрованные таким образом истинные названия.

1. “Пёс босиком» («Кот в сапогах»)
2. «Девочка-каланча» («Мальчик с пальчик»)
3. «Синий платочек» («Красная Шапочка»)
4. «Железный замочек» («Золотой ключик»)
5. «Знайка под землёй» («Незнайка на Луне»)
6. «Песочная служанка» (Снежная королева»)
7. «Быль о железной курочке» («Сказка о золотом петушке»)
8. «Великан Рот» («Карлик Нос»)

V. СОБЕРИ ИЛЛЮСТРАЦИЮ

Кто быстрее соберёт картинку-пазл, назовёт произведение и автора. (Можно взять любую иллюстрацию и, разрезав на части, получить пазл, а можно взять готовые (я брала пазлы "Квартет" по бесне Крылова)

Подведение итогов, награждение победителей.


Полный текст материала Литературная викторина "По страницам любимых книг" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о детских литературных произведениях,
  • развивать умение узнавать героев произведений и авторов, их написавших,
  • поддерживать интерес к чтению,
  • воспитывать чувство товарищества, ответственности за свою команду.

Участники: команды учащихся 1-2 классов.

Подготовка: придумать название, изготовить эмблему команды, девиз (оценивается членами жюри ). Оформить выставку детской литературы.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

Ход мероприятия

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии, которое посвящено героям детских книг и авторам, которые придумали их для нас. Мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по страницам книг, где вас ожидают их удивительные герои. Но нам необходимо узнать, кто же отправится сегодня в путешествие (представление команд ). С командами мы познакомились, а теперь давайте узнаем, кто будет вести подсчет ваших правильных ответов (представление членов жюри ).

Капитаны команд по очереди будут выбирать номер вопроса, на обсуждение которого вам будет дано 10 секунд. Если команда назовет имя героя произведения - получит 1 балл, если назовет героя и название произведения - получит 2 балла, а если назовет героя, название и автора произведения - получит 3 балла. Если команда не ответит на вопрос, право ответа передается другой команде.

Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. А право первой выбрать вопрос предоставится команде, которая первой ответит на мой вопрос: “Кто стоял четвертым в сказке “Репка”?” (Жучка).

Это добрый доктор. Он помогает зверям и птицам. Герой даже готов отправиться в опасное путешествие в Африку, чтобы вылечить бегемотиков. На его пути встречаются различные трудности, но благодарные животные готовы прийти ему на помощь.

(Имя героя - Айболит , сказка “Доктор Айболит”, автор - Корней Иванович Чуковский).

Это маленькая и очень любопытная девочка. Именно любопытство приводит ее к кроличьей норе, падая в которую героиня попадает в Страну чудес. В этой стране она несколько раз меняется в размерах, но это ее не пугает. Она без страха путешествует по волшебной стране, встречается с ее необыкновенными обитателями.

(Имя героя - Алиса , сказочные повести: “Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”, автор - Льюис Кэрролл).

Это героиня русских народных сказок. Она стара и безобразна, похожа на ведьму с косматыми седыми волосами, с клюкой в руке. Она живет в избушке на курьих ножках. Нередко у нее живет черный кот, который помогает своей хозяйке.

(Имя героя - Баба-Яга, русские народные сказки: “Гуси-лебеди”, “Фенист-ясный сокол”).

Это мальчик с длинным носом, вырезанным из полена. Этот непоседливый мальчишка не слушается папу, постоянно проказничает и шалит. Он не хочет учиться в школе и вместо школы отправляется в кукольный театр.

(Имя героя – Буратино

Героиня русских народных сказок. Эта прекрасная девушка отличается не только красивой внешностью, но и умом, добротой, справедливостью. Она настоящая помощница главного героя сказки. Ее ум выручает героя из беды. Она дает ему полезные советы, которые помогают справиться со сложными заданиями или выдержать опасные испытания. Она обладает магическими способностями, однако никогда не применяет их во зло.

(Имя героя – Василиса Премудрая , русские народные сказки: “Царевна-лягушка”, “Морской царь и Василиса Премудрая”).

Это маленький медвежонок. Он доверчив и простодушен. Больше всего на свете он любит мед. Медвежонок готов на все, лишь бы заполучить заветный горшочек меда, и из-за этого часто попадает в неприятности.

(Имя героя – Винни-Пух, сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

Это отрицательный герой русских народных сказок. Он силен, поэтому безнаказанно обижает слабых и беззащитных. Часто его жертвой становятся слабый заяц или ягненок. Однако он не так хитер, как лиса, поэтому часто становится жертвой обмана. Этот персонаж символизирует силу, коварство и одновременно с этим простодушие и глупость.

(Имя героя – Волк , русские народные сказки: “Лиса и волк”, “Волк и семеро козлят”; басни - “Волк и ягненок”, “Волк на псарне”, автор - Иван Андреевич Крылов).

Это маленькая девочка, у которой Снежная королева похитила ее лучшего друга Кая. Она отправилась на его поиски, не страшась опасности. Она не боится ни дальней дороги, ни трудностей и лишений, ни маленькой разбойницы, ни самой Снежной королевы. Девочка готова отправиться на далекий Север, чтобы найти Кая и вернуть его домой.

(Имя героя – Герда , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

Это главный герой стихотворения. Он всегда помогал детям и взрослым: снимал с проводов бумажного змея, поднимал на параде тех детей, кто ниже ростом, чтобы им было лучше видно. Он предотвратил крушение поезда, выпустил голубей с чердака горящего дома, спас тонущего мальчика. Он скромный и бескорыстный. Он совершает благородные поступки не ради славы и награды. Именно поэтому его уважают окружающие.

(Имя героя – Дядя Степа , стихотворение “Дядя Степа”, автор - Сергей Владимирович Михалков).

10 вопрос:

Крестьянский сын, который все время проводит лежа на печи. Он очень ленив. Он ничего не хочет делать, чтобы изменить свою жизнь, он всем доволен и счастлив. Поймав чудесную рыбу, проявляет доброту и великодушие, отпуская ее на волю. За добрый поступок он получает возможность исполнять все свои желания, ничего при этом не делая. Простоватый герой, ленивый, но добрый и бесхитростный, женится на царской дочери и живет долго и счастливо.

(Имя героя – Емеля , русская народная сказка “По щучьему веленью”).

11 вопрос:

Героиня этой сказки рано потеряла мать. Ее отец женился во второй раз на злой и сварливой женщине, и она была вынуждена трудиться на мачеху и ее дочерей. Несмотря на это она оставалась кроткой и доброй девушкой. Она не перечила мачехе, старалась угодить капризным сестрам. Она была очень трудолюбива и за это в награду тетушка - волшебница дарит ей платье и отправляет ее на королевский бал. Она покорила сердце принца не только своей красотой, но и добротой и кротостью.

(Имя героя – Золушка , сказка “Золушка”, автор - Шарль Перро).

12 вопрос:

Директор театра кукол, жестокий и злой человек. Угрожает куклам семихвостой плеткой и плохо с ними обращается. Поэтому они убегают от него. Лишь продавец лечебных пиявок Дуремар готов служить ему. Он готов на все, лишь бы раздобыть золотой ключик.

(Имя героя – Карабас Барабас , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

13 вопрос:

Это маленький смешной человечек, который умеет летать. Сам себя он называет красивым, умным, в меру упитанным мужчиной в самом расцвете сил. Он капризный и хвастливый, он привык делать то, что ему хочется. Ему нужно, чтобы все его желания сразу же исполнялись.

(Имя героя – Карлсон

14 вопрос:

Отрицательный герой русских народных сказок. Он злой и жестокий. Он нападает на города и села, похищает людей и держит их в плену. Он- властелин всей нечисти и владелец несметных богатств. Его внешность внушает страх. Он очень худой и напоминает скелет, обтянутый кожей. Оказывается, что он вовсе не бессмертен. Его смерть находиться на конце иглы, спрятанной в яйце.

(Имя героя – Кощей Бессмертный , русские народные сказки: “Царевна – лягушка”, “Кощей Бессмертный”).

15 вопрос:

Это ленивая девочка, которая ничего не делает, все время спит да считает мух. Без нянюшки она даже не может одеться. Она не хочет работать, но мечтает получить награду от Мороза Ивановича. Девочка делает работу спустя рукава, без старания и усердия. Получив долгожданные подарки, она даже не поблагодарила за них. В конце сказки она оказывается наказанной, так как подарки растаяли на солнце.

(Имя героя – Ленивица , сказка “Мороз Иванович”, автор - Владимир Федорович Одоевский).

16 вопрос:

Героиня русских народных сказок. Она хитра и умна. Нередко ее коварство остается безнаказанным. Этот образ символизирует хитрость и коварство, ум и лицемерие.

(Имя героя – Лиса , русские народные сказки: “Заюшкина избушка”, “Лиса и волк”, “Петушок-Золотой гребешок”; басни: “Ворона и лисица”, “Лисица и виноград”, автор - Иван Андреевич Крылов).

17 вопрос:

Это самая обычная лягушка, которая оказалась очень любопытной. Узнав от уток, что на юге множество мошек и комаров, она захотела полететь с ними, прицепившись ртом за прутик, который держали в клювах две утки. Но лягушка оказалась хвастливой, желая сообщить, что она придумала новый способ путешествия на утках, открыла рот и упала в пруд. Хвастовство не довело ее до добра.

(Имя героя – Лягушка-Путешественница , сказка “Лягушка-Путешественница”, автор - Всеволод Михайлович Гаршин).

18 вопрос:

Этот мальчик живет совершенно один на далекой планете. Он добрый и искренний, но очень одинокий. У него есть только цветок, который он любит больше всего на свете. Однажды он отправляется в путешествие по другим планетам, на которых он встречает разных обитателей и где сталкивается с жестокостью и равнодушием. Вдали от своего цветка он начинает ценить его красоту и понимать, как сильно он его любит.

(Имя героя – Маленький принц , сказка-притча “Маленький принц”, автор - Антуан де Сент-Экзюпери).

19 вопрос:

Это маленький мальчик, у которого есть любящая семья, но который чувствует себя одиноким. У него нет друзей, он мечтает хотя бы о собаке. Однажды у него появился необычный друг, человек с пропеллером, который втягивает его в различные авантюры.

(Имя героя – Малыш , сказочная повесть “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, автор - Астрид Линдгрен).

20 вопрос:

Это девочка с голубыми волосами - самая красивая кукла кукольного театра. Она сбежала от своего хозяина, потому что больше не могла выносить его грубых выходок. Она добрая и ласковая, ее все любят и восхищаются ее красотой. Она всегда готова прийти другим на помощь.

(Имя героя – Мальвина , сказочная повесть “Золотой ключик или Приключения Буратино”, автор - Алексей Николаевич Толстой).

21 вопрос:

Человеческий детеныш, оказавшийся в волчьей стае и принятый волками в свою семью. Повзрослев, он становиться вожаком стаи. Он готов нести ответственность за всех зверей, заботиться о них, защищать. Однако с возрастом он начинает понимать, что принадлежит не только миру джунглей, но и миру людей.

(Имя героя – Маугли , рассказ “Маугли”, автор - Редьярд Киплинг).

22 вопрос:

Этот герой предстает в образе доброго дедушки с длинной белоснежной бородой, в теплом ярком кафтане. Он живет в лесу, в сказочном тереме, и повелевает снегом и холодом. Он добр к трудолюбивым, честным и бескорыстным героям, их он заслуженно награждает подарками. Однако плохо придется злым, завистливым и ленивым людям, их ждет совсем другая награда.

(Имя героя – Морозко , русская народная сказка “Морозко”).

23 вопрос:

Это маленький человечек, коротышка, который живет в сказочной стране, населенной такими же малышами, как он. Его имя говорит само за себя. Он не хочет ничего знать, ничем не занимается. Больше всего на свете он любит фантазировать и отдыхать. С ним постоянно случаются смешные истории, за его приключениями интересно наблюдать.

(Имя героя – Незнайка , роман-сказка “Приключения Незнайки и его друзей”, автор - Николай Николаевич Носов).

24 вопрос:

Это маленький забавный поросенок. Он смешной, веселый, простодушный, беззаботный и искренний. Больше всего он ценит дружбу с медвежонком. Это маленькое существо готово на все ради лучшего друга. Боязливый и осторожный поросенок готов проявить смелость и силу духа, если его друзьям потребуется помощь.

(Имя героя – Пятачок , сказочная повесть “Винни-Пух и все-все-все”, автор - Ален Милн).

25 вопрос:

Младшая любимая дочь морского царя, прекрасная принцесса, обладающая чудесным голосом и нежной, романтичной душой. Она мечтает о мире людей, потому что влюбляется в прекрасного принца. Она готова на все, лишь бы стать человеком, даже отдать свой голос морской ведьме.

(Имя героя – Русалочка , сказка “Русалочка”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

26 вопрос:

У этой героини ледяное сердце и холодная душа. Она похищает мальчика и увозит его далеко на север, в свои снежные владения. Она равнодушна к страданиям других героев. Она сильна и могущественна, но ее власть заканчивается там, где смелость, доброта и любовь. Она боится искренних, добрых людей с горячим сердцем. Храброй девочке удается победить ее и освободить своего брата.

(Имя героя – Снежная королева , сказка “Снежная королева”, автор - Ганс Христиан Андерсен).

27 вопрос:

Это маленький деревенский мальчик, который очень хочет учиться, но он еще мал, поэтому мать не пускает его в школу. Он непоседлив, решителен и смел. Не желая оставаться дома, он один отправляется в школу, которая находится за селом. На пути мальчику встречаются собаки, от которых ему удается убежать. Оказавшись в школе, он испугался, что учитель его прогонит, но потом, когда ему разрешили учиться, он быстро осмелел. Любознательность, храбрость и настойчивость помогли ему в достижении цели.

(Имя героя – Филипок , рассказ-быль “Филипок”, автор - Лев Николаевич Толстой).

28 вопрос:

Этот царь мудрый и добрый, но доверчивый. Он верит письму, принесенному гонцом, оказывается жертвой злых козней и в результате теряет жену и сына. Он щедро угощает купцов, расспрашивает их о дальних странах, в то же время не может собраться навестить “чудный остров”. Обретя жену и сына, царь в гневе собирается наказать злых сестер, но великодушно прощает их и отпускает домой.

(Имя героя – царь Салтан , “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”, автор - Александр Сергеевич Пушкин).

29 вопрос:

Этот забавный зверек жил в густом тропическом лесу, потом оказался в городе, приплыв на корабле в ящике с апельсинами. В зоопарк его не взяли, так как он оказался “совершенно неизвестным науке зверем”, он стал работать в магазине.

(Имя героя – Чебурашка , сказочная повесть “Крокодил Гена и его друзья”, автор - Эдуард Николаевич Успенский).

30 вопрос:

Это мальчик-луковка. У него много друзей, таких же бедных ребятишек, как и он сам. Но они никогда не унывают, бегают по улицам, шалят, балуются, веселятся. Он не переносит несправедливости и всем, кто обижает бедняков. Он смелый и решительный, никого не боится и всегда готов вступиться за слабых и обиженных. Находчивость и смекалка помогают ему выйти победителем из непростых ситуаций.

(Имя героя – Чиполлино , сказочная повесть “Приключения Чиполлино”, автор - Джанни Родари).

Подведение итогов, награждение победителей.

В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Команды имеют свое название. Игра проводится в 4 тура. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце каждого тура жюри объявляет результат каждой команде. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом в том случае, если команда дала ответ на свой вопрос, и 0,5 балла, если команда ответила на вопрос команды-противницы.

I Тур. Назовите героя по его описанию:

  1. Очень толстый, неповоротливый, неуклюжий человек, но при всем проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.
    (Земляника, «Ревизор»)
  2. Она имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша и ни дурна собою. Однако она так умела причаровывать к себе многих, что…
    (Солоха, «Ночь перед Рождеством»)
  3. Он был исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами.
    (Санька левонтьевский, «Конь с розовой гривой»)
  4. Не ест, не пьет,
    На друга милого не глядит,
    Вздыхает, сердится, горит и,
    Щипля ус от нетерпенья
    Считает каждое мгновенье.
    (Руслан («Руслан и Людмила»)
  5. Поцелуй ее был холоднее льда, он пронизал его насквозь и дошел до самого сердца.
    (Снежная королева «снежная королева»)

II тур. Литературно – музыкальный.

  1. Н.А. Некрасов («Коробейники»)
  2. С.А. Есенин («Отговорила роща золотая»)
  3. А.С. Пушкин («Я помню чудное мгновенье»)
  1. Чародейкою зимою
    Околдован лес стоит.
    (Ф.И. Тютчев)
  2. Колокольчики мои, цветики степные….
    (А.К. Толстой)
  3. Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идет волшебница – зима.
    (А.С. Пушкин)
  4. Четыре года Светику,
    Он любит арифметику.
    (А.Л. Барто)
  5. Долго, долго целовала
    И ласкала их она.
    Полоскала, поливала,
    Умывала их она
    (К.И. Чуковский)
  6. Жил – был добрый царь Матвей,
    Жил с царицею своей.
    (В.А. Жуковский)
  7. Тучки небесные,
    вечные странники!
    (М.Ю. Лермонтов)
  8. Светить – и никаких гвоздей!
    Вот лозунг мой – и солнца!
    (В.В. Маяковский )

IV тур. Назовите произведение и его автора:

  1. Жил человек в лесу возле синих гор. Он много работал. Когда настала зима, он послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.
    («Чук и Гек» А.П. Гайдар)
  2. Ни одному мальчику, ни одной девочке продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шарика. Теперь судьба наказала его за черствость. Он летел над городом, повиснув на веревочке, к которой были привязаны шары.
    («Три толстяка» Ю. Олеша)
  3. Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев- косач не обратил на них никакого внимания.
    («Кладовая солнца» М.М. Пришвин)
  4. Дело явилось в ином свете. Том мягко водил кистью взад и вперед, отступая на несколько шагов, чтобы полюбоваться на сделанное.
    («Приключение Тома Сойера» М. Твен)
  5. Кто не знает дядю Степу?
    Дядя Степа всем знаком.
    («Дядя Степа» С. Михалков)
  6. За горами, за долами,
    За широкими морями.
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе.
    («Конек- горбунок» Ершов)
  7. Вернулась она домой вся в смоле, а петушок и кричит: «Грязнуля идет!» А смола на ней так и осталась.
    («Госпожа Метелица» Я.и В. Гримм)
  8. Нет, ребята, я не гордый,
    Не заглядывая вдаль,
    Так скажу: зачем мне орден?
    Я согласен на медаль.
    («Василий Теркин «А.Т. Твардовский)
  9. Лошади стояли у почтового домика. Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына.
    («Станционный смотритель» А.С.Пушкин)

Подведение итогов викторины.

Викторина «По страницам детских произведений».

Цель:

Расширение знаний по произведениям для детей.

Задачи : обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: картинки- сказочные герои.

Ход мероприятия.

Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину «По страницам детских произведений», по страницам ваших любимых сказок. В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок.

Конкурс «Волшебные слова».

Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои говорили те или иные волшебные слова и в каком произведении.

1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению»)

2. Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак в русской народной сказке «Сивка - Бурка»)

3. «Сим – сим откройся!» (Али-баба, в восточной сказке «Али-баба и 40 разбойников»)

4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик- семицветик» В.Катаева)

5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши»)

6. «Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе»)

Конкурс «Удивительные превращения».

Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей.

1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)

2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)

3. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)

4. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)

5. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)

6. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)

7. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую)

1. Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду доложи.

Яль на свете всех милее,

Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2. Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

3. У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? – слон!

Откуда? – от верблюда.

Что вам надо? – шоколада.

Для кого?

Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)

4. Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли –

Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)

6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?

Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)

Конкурс «Отгадай загадку».

1. Эта девочка очень мала,

И в цветочке она спала.

Жук танцевал с ней,

Мышка полёвка в норке держала,

Она в страну цветов попала. (Дюймовочка)

2. Этот мальчик очень странный.

Из полена сделан Карло.

И с лисой связался зря

Стать счастливым, так нельзя! (Буратино)

3. Этот малый очень хитр.

Он с хвостом, но знаменит.

В сапогах всегда ходил,

Великана победил. (Кот в сапогах)

4. Девочка эта очень прекрасна,

Но Буратино учила напрасно. (Мальвина)

5. Эта собака Мальвине служила,

А Буратино в чулане закрыла. (Артемон)

Конкурс «Друзья».

В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.

1. Крокодил Гена (Чебурашка)

2. Девочка Герда (мальчик Кай)

3. Карлсон (Малыш)

4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро)

5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик)

6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело)

Конкурс «Угадай-ка».

В этом конкурсе вам надо ответить на вопросы:

Кто пишет сказки?(сказочники)

Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)

Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)

Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)

Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)

Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка)-

При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)

Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)

Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)

Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)

Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше.