Сценарий экскурсии в музей вышивки. Конспект занятия: "Экскурсия в этнографический музей". Тематическая экскурсия "Русская изба"

Путешествие по школьному музею

Руководитель: руководитель музея

Биктимирова Э.Д.

Нефтекамск

2016

Сценарий экскурсии

Тема: «Путешествие по школьному музею»

Цель экскурсии:

Нравственное, гражданско - патриотическое и эстетическое воспитание учащихся средствами краеведения.

Задачи экскурсии:

1.Использую схему маршрута, провести обзор экспонатов музея, по всем его экспозициям.

2.Привлечь внимание и интерес учащихся к истории школы, края героизму жителей нашего города в Великой Отечественной войне.

3.Провести итоговые мероприятия экскурсии, в целях закрепления ее познавательных, воспитывающих, эмоциональных результатов.

Направленность экскурсии:

Учащиеся ГБОУ Нефтекамской коррекционной школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья 11-16 лет.

Продолжительность экскурсии: 45 минут

1.Предварительно пройти инструктаж по правилам поведения в общественных местах, и ОБЖ

2.Экскурсию проводить организованно, дисциплинированно, обеспечивая внимание слушателей к рассказу экскурсовода.

Технологическая карта экскурсии

«Путешествие в школьный музей»

2.Тема экскурсии:

«Обзор экспозиции школьного музея»

3.Вид экскурсии:

Музейная

4.Состав экскурсантов:

Для детей 11-16 лет

5.Продолжительность

30 минут

Текст рассказа экскурсии

Вступительная беседа

Здравствуйте, нас зовут Лилия и Анастасия. Мы учимся в 9 классе нашей школы и являемся членами нашего школьного музея. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по нашему музею. Наша экскурсия начнется со стенда «Наши традиции», у которой мы с вами находимся, и закончится у входа в музей. В ходе экскурсии мы с вами ознакомимся со всеми экспозициями нашего музея, узнаем много интересного из истории нашей школы, также из истории нашего края.

Прежде всего, призываем вас к порядку, быть внимательными, соблюдать правила безопасности, вести себя спокойно, не толкаться, не разговаривать громко. При необходимости, организованно, спокойно задавайте вопросы.

Основная часть

Экспонаты нашего музея сгруппированы по экспозициям. В настоящее время их в музее пять: «Наши традиции», «История школы», «Краеведение», Военно – патриотический раздел - «Никто не забыт…», «История города».

Вы видите стенд «Наши традиции». Здесь собраны альбомы, повествующие о трудовых буднях наших учителей и многих бывших учеников. Это одни из любимых экспонатов для многих наших посетителей, особенно, для тех кто, когда – то учился в этой школе. Они оставляют самые теплые воспоминания о детстве, юности, о чудесных школьных годах. А какие интересные альбомы о бывших учителях, учащихся. Учительские династия. В нашей школе работали и работают потомственные учителя, то есть те, у кого и родители и, возможно, дедушки и бабушки тоже были учителями, ля них учительская профессия не стала случайным выбором.

Учительские династии.

1 Саматова Лиля Файзрахмановна, учитель биологии, проработала в школе с 1981г. по 2007г.

Дочь Ямаева Анжела Эльгисовна, воспитатель, работает с 1.09.1997 года по сегодняшний день.

2 Насибуллина Лена Минуловна, учитель начальных классов, работает 1969г., по сегодняшний день

Дочь Шафикова Ирина Феликсовна, учитель начальных классов, работает с 1992 года.

3 Зинова Тамара Федоровна, музыкальный работник, проработала в школе с1999г. по 2001г.

Крюкова Ирина Александровна, психолог, работает в школе с 2001 г.

4 Замараева Таисия Ивановна, воспитатель, проработала в школе с 1979г. по 1998 г.

Гудкова Наталья Семеновна, воспитатель, 1980-2003гг.

Саматова Л.Ф. Ямаева А.Э.

Шафикова И.Ф. Насибуллина Л.М.

Зинова Т.Ф. Крюкова И.А.

Гудкова Н.С. Замараева Г.

Первые учителя

Баландина Лидия Михайловна

Антропова Валентина Степановна

Галева Венера Муллаяновна

Насибуллина Лена Минулловна

Наши учителя - Ветераны Великой Отечественной войны

Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы проработали в школе, отдавая тепло своей души, ветераны Великой Отечественной Войны Султан Саитович Саитов и Ираида Никитична Тимофеева. Ираида Никитична Тимофеева была призвана на фронт летом 1943 года. Она попала на Украинский фронт и стала фронтовым водителем «ГАЗика» - «полуторки». Девушка подвозила раненых к госпиталю. Приходилось и оборудование военное возить, и воду для питья, солому, дрова… В конце войны Ираида Никитична была ранена осколком и попала в военный госпиталь в Варшаве, где и встретила праздник Победы. Тимофеева Ираида Никитична за победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г. награждена «Орденом Отечественной войны II степени». Огромный вклад в войну внесли и труженики тыла. Школа гордится своими ветеранами. Долгие годы они проработали в школе, отдавая тепло своей души. Наши ветераны тыла: Баязитов Аймет Павлович, Гибаева Насима Галимовна, Заварина Зоя Ивановна, Дьячкова Валентина Акимовна, Замараева Таисия Ивановна, Метузене Салиха Габдрахмановна, Ржевкина Валентина Михайловна, Ростовцева Мария Петровна, Сабиров Нил Кабирович, Самусько Екатерина Андреевна, Тюлькина Клавдия Алексеевна, Шакирова Шакира Нажиповна.

Наши ветераны.

Тимофеева Ираида Никитична.

Теперь посмотрите направо. Перед вами большой стенд под названием «История школы», являющийся продолжением экспозиции наши традиции. Уже само название помогает нам понять содержание стенда. Решением исполкома Нефтекамского городского совета депутатов трудящихся БАССР № 354 от 9 сентября 1969 года была открыта Нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида, тогда она носила другое название – вспомогательная школа, обучалось в 1969 – 1970 гг. – 82 ученика в 6 классах комплектах. Школа располагалась в барачном здании по ул. Нефтяников, 8.

В 1978 школа переезжает в здание бывшего детского дома по адресу: переулок Кувыкина 10 А и становится школой – интернат VIII вида. Растет число воспитанников: в 1980 – 1981гг. – 196 обучающихся

в 1982 – 1983гг. – 230 обучающихся

в 1985 – 1986гг. – 269 – это было самое

большое количество обучающихся.

На сегодняшний день в школе обучается 178 детей, из них 33 обучаются на дому.

Баязитов Аймет Павлович – был первым директором школы. Он заложил традиции, сплотил коллектив, добился того, что школа из барачного здания переехала в типовое здание.

За годы существования школы в ней сложились свои традиции, основанные на большой педагогической практике талантливых педагогов – энтузиастов своего дела.

Лидия Михайловна Баландина, Лена Минуллиновна Насибуллина, Валентина Степановна Антропова, Венера Муллаяновна Галеева – стояли у истоков данной школы.

Опыт старшего поколения учителей и воспитателей, совместно с новейшими методами и формами работы, позволяют в настоящее время вести работу на высоком профессиональном уровне. Главная цель – руководства школы – содействовать повышению квалификации каждого члена педагогического коллектива таким образом, чтобы новые приемы и методы обучения, лучший педагогический опыт учителей и воспитателей были достоянием каждого работающего. Это осуществляется с помощью продуманной системы непрерывной учебы педагогических кадров, позволяющий расширить общие сведения по психологии, педагогике, методике обучения и воспитания детей разных возрастных групп и получить необходимые знания.

Коллектив учителей и воспитателей школы творчески работающий, влюбленный в свою профессию.

Особая заслуга в этом принадлежит Князевой Светлане Фасиховне. Светлана Фасиховна работает директором школы с 1985 по 2009 года. Еще в 1974 году она приехала в эту школу молодым специалистом и прошла путь от учителя, завуча до директора.

Светлана Фасиховна владеет прекрасными организаторскими способностями, компетентна и, конечно, талантливый руководитель. Залог её успеха – глубокое, разностороннее знание психологии, педагогики, удивительная трудоспособность, высокая ответственность, требовательность к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям, и большая работа, которую директор проводит с учениками, педагогами, с родителями и обслуживающим персоналом.

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» - этими словами Б. Пастернака можно определить жизненное кредо Светланы Фасиховны.

С нового учебного 2009 года директором назначена Хабибуллина Зифина Абсаховна.

Прямо у входа вашему взору открывается экспозиция «Краеведение». Здесь собраны материалы, посвященные нашему краю. На витрине вы видите рефераты, альбомы и книги о нашем крае. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашей Республики Башкортостан. Республика Башкортостан – субъект Российской Федерации, названный по имени коренного народа – башкир. Республика расположена в южной части Уральских гор, на границе Европы и Азии. Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ. Код региона – 02.

23 марта 1919 г. была создана Башкирская Автономная Советская республика - первая национальная автономия в России. Республика образована 11 октября 1990 года, а с февраля 1992 г. было принято название Республика Башкортостан.
Площадь Башкортостана составляет 143 тыс. кв. км или 0,8 % от общей площади страны. На севере Башкортостан граничит с Пермским краем и Свердловской областью, на востоке - с Челябинской, на юго-востоке, юге и юго-западе - с Оренбургской областями, на западе - с Республикой Татарстан, на северо-западе - с Удмуртской республикой.
Столица Башкортостана – город Уфа с населением 1 млн. 050 тысяч человек. В Башкортостане 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города – Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск. Климат республики континентальный с влажным, тёплым летом и умеренно суровой зимой. Государственными языками, согласно Конституции Республики Башкортостан, являются башкирский и русский языки. Республика Башкортостан - многонациональный край, где проживают представители более ста народностей. По этническому составу 36,3% населения республики составляют русские, 29,8% - башкиры, 24,1% - татары. Коренное население республики - башкиры. В республике также проживают чуваши, марийцы, украинцы, мордва, немцы и представители других национальностей.
Главой республики и ее высшим должностным лицом является Президент Республики Башкортостан. Высший законодательный и представительный орган - Государственное Собрание - Курултай. Высший орган исполнительной власти - Правительство Республики Башкортостан.

А теперь посмотрите направо. Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам, солдатским вдовам – участникам этой страшной войны. Это героические страницы нашей истории всегда чтили, и будут чтить. Перед вами стенд солдатским вдовам г.Нефтекамска.

Балакина Надежда Константиновна.Потеряла своего мужа в ноябре 1941г. 8 октября 1947 году пришло извещение № 1\ 1436, что муж уроженец д. Балакина Барахаевского района Аскинского района БАССР находясь на фронте пропал без вести.В военное время работала в колхозе «Вперед».

Сюткина Анастасия Ананьевна. Потеряла своего мужа 17 февраля 1942г. Она работала в колхозе в деревне Буйске Камбарского района. Работала в колхозе конюхом, косили сено, убирали хлеб.

Маннанова Нурикамал Хабибулловна. В 1942 году его отправили на фронт, где он воевал под Сталинградом и через месяц в апреле 1942 года пропал без вести. Семья получила извещение, что Мажит Маннанов пропал без вести только в 1944 году. В годы войны Нурикамал Хабибуловна работала в колхозе «Парижская Коммуна». Вся эта экспозиция словно проносит нас через десятилетия, в эпоху военного времени, заставляя нас задуматься, не оставляя нас равнодушными, не позволяя нам предавать забвению Великих подвигов наших дедов и прадедов.

А теперь перед вашим взорам – экспозиция «История города». Здесь собраны экспонаты, посвященные нашей «Малой Родине» - городу Нефтекамск. Вы на витрине видите рефераты, альбомы и книги о нашем городе. На стендах наиболее выдающиеся достопримечательности нашего города. 1 февраля 1963 года рабочий поселок Нефтекамск был преобразован в город республиканского подчинения. Но днем рождения является 3 марта 1963 года. Своим рождением Нефтекамск обязан открытию нового нефтяного месторождения, в районе старинного села Арлан Краснокамского района. Город четвертый по численности населения после города Уфы, Стерлитамака и Салавата. Нефтекамск – город многонациональный. Средний возраст жителей – 36 лет. В городе более 250 ветеранов участников Великой Отечественной войны. 30 жителей Нефтекамска имеют звание "Почетный гражданин города". Удачное географическое расположение Нефтекамска на пересечении автомобильных, железнодорожных, водных путей – естественная возможность развивать экономические, культурные и деловые контакты с дружественными соседними городами и регионами республики и страны. Нефтекамск рос и по численности, сегодня население города составляет около 130 тысяч человек. Национальный состав: башкиры, русские, татары, марийцы и др. Средний возраст населения 36 лет. В систему образования города входит 21 общеобразовательная школа, Башкирская гимназия, физико-математический лицей № 1, гимназия № 1, 30 дошкольных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования, 2 профессиональных лицея, 2 профтехучилища, нефтяной, педагогический и машиностроительный колледжи. Высшее образование представлено филиалом Башкирского государственного университета, Уфимского Государственного Авиационного Технического Университета и специальностью 151001 "Технология машиностроения" в Нефтекамском Машиностроительном Колледже. Кроме того в городе присутствуют многочисленные филиалы факультетов вузов других городов. В городе работают: «Сбербанк», «ВТБ24», «Уралсиб», «Инвесткапиталбанк», «РБР», «Газпромбанк», «Русь-банк» и другие. Печатаются различные газеты и журналы: Нефтекамск-Business, «Красное знамя», «Контакт», «Весточка», «Деловая», «Метро 74», «Честь имею», журнал «В городе Н» и другие. Редакция республиканской марийской газеты «Чолман» находится в Нефтекамске. С 4 декабря 2004 года в городе работает корпункт республиканского телерадиовещания ООО «Телестудия БСТ-Нефтекамск». В 2007-м в городе появился собственный телеканал «Нефтекамск-ТВ».Хоккейный клуб «Торос», спортсмены играют в высшей и первой лиге российского хоккея. Действует ДЮСШ. В Нефтекамске более 30 тысяч жителей города постоянно занимаются в 150 спортивных сооружениях (38 спортзалах, 9 подростковых клубах, 4 детско-юношеских спортивных школах, центре детско-юношеского туризма и экскурсий, клубе «Венед», в 3 плавательных бассейнах, спортивном комплексе «Торос» со стадионом на 10000 зрителей и ледовым дворцом, «Доме физкультуры», на спортивных площадках). Ежегодно в городе проводятся свыше 240 городских и более 10 республиканских и всероссийских спортивно-массовых мероприятий. Известная за пределами республики хоккейная команда «Торос» результативно играет в первенстве страны. В 2006 году женская волейбольная команда «Олимп» заняла 2 место в финале Первенства России, представляя сборную Республики Башкортостан. В городе культивируются 49 видов спорта. Наравне с традиционными видами развитие получили велогонки, мотоспорт, автогонки, туризм, кикбоксинг, горнолыжный, пожарно-прикладной, конный и многие другие виды спорта . На протяжении многих лет остается культурным центром северо-западного Башкортостана. Здесь работают 152 творческих коллектива. 26 из них присвоены звания Образцовый и Народный. В ежегодной программе городских культурно-массовых мероприятий есть множество фестивалей и конкурсов, в том числе Международный фестиваль национальных культур "Бердемлек – Содружество", Международный фестиваль-конкурс башкирской и татарской песни "Дуслык-моно", Дни национальных культур, Праздники родословной (Шежере), Республиканский конкурс исполнителей романса "Романсиада" и другие. К числу городских достопримечательностей относится Нефтекамский историко-краеведческий музей.

Заключение

Наша экскурсия подошла к концу. Только, что вы еще раз самостоятельно осмотрели богатство нашего школьного музея. Хочется заметить, что все экспозиции нашего музея постоянно пополняются, музей растет. Возможно, в будущем музей будет рассказывать восторженным посетителям о ваших успехах, о вас, ваших близких и друзьях. Для этого призываю вас вносить свой вклад в пополнение нашего музея, приносить старые предметы, вещи, которые, возможно вам и не пригодятся, а здесь займут достойное место и будут играть роль свидетелей прошлого…Прошлого нашей школы, нашего края, нашей «малой родины».

А из этого слагается история нашей Республики, нашего Отечества, всего мира. Когда вы станете взрослыми, не забывайте школу, наш музей, приходите сюда, сообщайте о себе, своих успехах. Возможно, что сведения о вас стану интересными и полезными для будущих поколений учащихся.

Закончить нашу экскурсию позвольте строчками из поэмы белорусского пота Петруся Бровки:

«Показать музей не стыдно,

Все тут собрано у нас.

Чем когда – то жили, видно,

Видно, чем живем сейчас».

А теперь всего доброго. Приглашаем посетить наш музей еще раз, пригласить с собой ваших братишек, пап, мам, друзей, знакомых.

После этого экскурсанты, под руководством экскурсовода, организованно выходят из музея и актового зала.

Список использованной литературы

1.Методика историко-краеведческой работы в школе. Пособие для учителей. Под ред. Н.С.Борисова. г.Москва, «Просвещение»,1982г.

2.М.П.Новиков, М.С.Зеликман, А.Н.Яшина. Нефть на Каме. Москва, «Недра»,1988г.

3.История отечества. Справочник школьника.Москва,1996г.





(номинация «Лучшие экскурсии»)

Работу выполнила:

ученица 11 класса Токарь Елена

E -mail bezimeno @yandex .ru

Тел.(8-261) 4-77-93

309381 Белгородская область

Грайворонский район

с. Безымено, ул. Октябрьская 77-а

Руководитель: Березовская О.Ю.

2012 г

Сценарий музейной экскурсии

К нам гости пришли, дорогие пришли;

Мы не зря квас варили, каравай пекли;

Отведайте наши хлеб, соль.

Русская изба.

Слово «изба» у большинства людей естественно соединяется со словом «деревня». Эта ассоциация верная. В прошлом «избой» всегда называлось жилище, расположенное в сельской местности: селе, деревне, слободе, хуторе. Такого же типа жилище, но построенное в городской черте, носило название «дом».

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьёв, озёр, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга, тяготения к одному центру- селу, имевшему церковь, приходскую школу, лавки, административные здания. Крестьянские избы строились в один или два ряда- «порядка»- вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имели чёткой планировки: усадьбы в них располагались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.

Избы в старой России обычно строились, или, по народной этимологии, рубились из дерева. Кирпичные дома в сельской местности встречались очень редко, в основном в южных безлесных районах европейской части страны, а также в сёлах, располагавшихся около крупных городов.

Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу- обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, естественно, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Русская печь

А сейчас я хочу загадать вам загадку: «Чего из избы не вытащишь?» Конечно, речь идет о печи.

Жизнь в избе кипела вокруг печи. Она служила источником тепла и света. Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи. Дым выходит устье-отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход.

В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища. По народным поверьям за печью или под ней живет домовой, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный или даже опасный в других.

Красный угол (УГОЛ БОЛЬШОЙ, УГОЛ ПЕРЕДНИЙ, УГОЛ СВЯТОЙ)

Парадная часть крестьянской избы. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.

Наш красный угол располагается не по правилам просто потому, что в нашем музее нет того места, где он должен быть.

Красный угол- пространство, заключённое между стеной с дверью в сени и боковой стеной. Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Красный угол хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым».

Как правило, в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей,- две полки полавочника; отсюда название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища) Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла, отчего дома её увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделённых, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству.

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. Повсеместно у русских был распространён обычай, при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причём под красный угол клали более крупную монету. Зачастую под красным углом закладывали ладан, в жерновом углу, что напротив печного устья,- деньги, в заднем углу у входа- шерсть (символ богатства и плодородия), а там, где ставилась печь, не клали ничего, поскольку этот угол, по народным представлениям, предназначался для домового.

Во многих местах на территории России красный угол называли ещё «большим» или «передним».

Женские и мужские углы (или «кут») - напротив печного чела.

Особое место в избе занимает женский угол. Это самая светлая часть дома. Там находится ткацкий станок (у нас в музее представлены отдельные части ткацкого станка), прялки, и долгими зимними вечерами женщины ткали полотно, плели половики. В основном одежда шилась из домотканого полотна, которое красили в разные цвета и покрывали вышивками. У нас несколько рушников начала века. В музее представлены праздничные женские рубахи, расшитые пояса и понева.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.

Моталки. На них сматывали пряжу, делали полумотки, которые потом мыли и красили.

Вальки – с помощью их женщины выколачивали белье на реке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Был в избе и мужской угол, где хранились различные инструменты, пилы, рубанки, здесь же хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки. Мужской угол, или «коник» - у входа. Закут - за печью.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А при помощи вот этого приспособления делали крахмал.

А сейчас, дорогие гости, я загадаю Вам загадку:

Стоит толстячок

Подбочинивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит”.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Особое место в избе занимали жернова, при их помощи мололи муку. А это ступка с пестом.

Все вещи хранились в сундуках. Большие сундуки ставили у печи и использовали вместо кровати.

Далее попрошу обратить ваше внимание на детский уголок. Он в первую очередь представлен зыбкой. Зыбка - крестьянская детская колыбель. Делалась из луба, привязывалась к оцепу и “зыбилась” (отсюда и название).

По народным представлениям, ребенку будут сниться плохие сны, он перестанет расти или его может подменить нечистая сила, если он посмотрится в зеркало.

Здесь же представлена кукла-обережка. Кукла издавна была любимой игрушкой детей русской деревни. Как можно заметить лицо у этой куклы не изображалось, это значило, что кукла - вещь неживая и в неё не могут вселиться злые духи.

А теперь я прошу пройти в класс где мы с вами сделаем такую куклу –обережку.

Цель:
ознакомление обучающихся с историей родного края;
стремление хранить и приумножать историю села.

Задачи:
дать знания о том, что историко-краеведческий музей – это подлинный памятник, духовная культура нашего села;
расширить и углубить знания учеников об истории родного села;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Встреча с экскурсоводом
1 ученик:
Холмы, перелески,
Луга и поля -

Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.

Хотелось бы начать нашу экскурсию с истории нашего родного села. Село Петровское основано в 1930 году, названо по фамилии жившего здесь помещика Петрова. Сейчас на территории сельского совета находиться несколько сел: Петровское, Подгорное, Зерновое и Родниковое.


2 ученик: История нашего села тесно связана с переселением греков из Крыма в Приазовье, и их традиции и культура не могли не повлиять на культуру и быт коренного населения. На этом столе вы можете увидеть рецепты национальной кухни греков, узнать немного интересных фактов о греках. Также перед вами стоят макеты старинных поселений греков.


3 ученик: В конце 20х годов 20-того века начинается непосредственно история нашего села. В апреле 1927 года несколько семей греков из села Раздольное переехали на жительство в одну из бригад колхоза «Сталино – Раздольное». Колхоз построил им дома, и они основали село Подгорное. В бригаде сеяли зерновые культуры и выращивали овощи. Но мирный труд был прерван войной. Оккупация хутора Сталинский началась в октябре 1941 года, фашисты создали новый орган управления.


4 ученик: В сентябре 1943 года в хуторе шли ожесточённые бои. Жители села укрывались на разъезде Войково. 9 сентября село было освобождено Третей Гвардейской стрелковой дивизией, в составе которой находились стрелковая рота, 511-тый огнеметно танковый батальон, разведчики, саперы и противотанковая батарея. При освобождении погибло 220 человек, село было полностью сожжено. Наши односельчане сражались на разных фронтах, они освобождали Киев, Москву, Севастополь, Вену, Будапешт и другие города Европы.


5 ученик: После окончания войны началось восстановление хозяйства. Возникла необходимость в перерабатывание сельскохозяйственной продукции, и был построен консервный завод. Также строились новые мастерские, гараж, столовая для рабочих, жилые дома, а в 1975 году была построена Петровская школа. На этом стенде вы можете увидеть фотографии первых учителей Петровской школы.


6 ученик: Создание нашего музея началось в 1998 году, когда ученики и учителя нашей школы начали собирать предметы народной культуры и быта украинцев и греков. В 2001 году музей получил статус «Музей украинского быта». Здесь вы можете увидеть фрагмент интерьера украинского дома. В углу – иконы, украшенные рушниками. Центральное место в доме занимает отбеленная и расписанная печь. Рядом с печью – кровать, а возле кровати – колыбель, которая была атрибутом каждого дома.

Вышивала, мне мама рушник,
Белоснежный, на счастье был вытканный
Вышивала в погожие дни
Разноцветными тонкими нитками.

для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель:

  • Познакомить детей с русским народным костюмом, кружевом, вышивкой.
  • Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев.
  • Воспитывать у детей уважение к национальному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного.

Предварительная работа. Подготовить горницу к приему гостей: вдоль стен - лавки, у боковой стены - выставка изделий, выполненных кружковцами и взрослыми в традициях народных ремесел /кружево, прядение, вязание, вышивка/; повесить расшитые рушники, мужской и женский костюмы, головные уборы, обувь; столы застлать самоткаными скатертями и поставить самовар, керосиновую лампу, на сундуке - вязание, кудель с веретеном, пяльца с вышиванием.

/Звучит музыкальный фон «Вариации на темы русских народных песен» хозяйка убирает в горенке, входят дети-кружковцы «Наши корни»/
Хозяйка: Здравствуйте, подруженьки, проходите, садитесь на скамьи дубовые, располагайтесь как дома. Спасибо вам, что пришли ко мне на посиделки.
/Дети занимают места за рукоделием. Запевают песню/
Хозяйка: Вот и собран богатый урожай в закрома. Пришла сама Покровушка-Покрова - время посиделок, ярмарок да свадебок. А чтоб свадебку играть, надо приданое собрать. Так что работайте, милые,
а чтоб дело спорилось, запевайте песню.
«Как во поле ячмень уродился» р.н.п.
/Стук в дверь, входят дети и взрослые участники фольклорного ансамбля Дома культуры «Горенка»/
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гость на гость - хозяину радость. Прошу в горенку! Красному гостю - красное место!
Взрослый: Как уютно у тебя, Акулина! А чем вы тут занимаетесь? Хозяйка: Все сейчас вам расскажу, гостёчки дорогие! Расскажу про рукоделие русское, да устрою для вас «льняные смотрины». Вот мои подруженьки-помощницы уже принялись за дело. Они прядут пряжу из шерсти овцы, вяжут кружева, носочки, варежки. Приданое себе готовят, стараются красиво изготовить изделие. Алена, как там гласит народная мудрость?
Алена: «Не то дорого, что красного золота, а то, что доброго мастерства». Русский народ творил из простого материала: дерева, глины, шерсти, льна, но ценность изделий умельцев определялась не ценою материала, а мастерством и фантазией мастера, а талантливых мастеров много было на Руси. Да и сейчас наш край славится мастерами и умельцами.
Хоровод «Прялица» р.н.м.
Хозяйка: Славно пели и плясали, а прялку воспевали еще лучше, да она у нас и впрямь красавица, посмотрите.
/Дети рассматриваются иллюстрации с изображением разных образцов прялок, вальков, веретенец. Хозяйка обращает внимание детей на украшения прялок/
Хозяйка: Мы видим на прялках солнечные символы, они-то противостоят всему злому и темному. В средней и нижней части изображена вспаханная земля в виде заштрихованных ромбов. Прялка предназначена для прядения шерсти и льна. А из ниток ткали материал, затем шили одежду.
Ребенок: Сейчас на дворе осень. Октябрь - паздерник - означает «месяц очистки льна». А как его очищают, тетка Акулина?
Хозяйка: А вот так, как в песне поется. Настенька, запевай!
Инсценировка песни «Лен зеленой» р.н.п.
Хозяйка: Вот в песне вы услышали всю последовательность обработки льна, затем идет прядение и ткачество.
Ребенок: Расскажите, пожалуйста, нам о том, как шьют и украшают одежду. Ведь одежда должна не только сохранять тепло, но и защищать человека от всевозможных неблагоприятных влияний и воздействий. Хозяйка: Да, шитье и украшение одежды были глубоко осмысленны и организованны. Дети, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Подходите, посмотрите, а девочки вам расскажут, что к чему.
/Хозяйка открывает ширму с иллюстрациями русских народных костюмов Белгородской области. Музыкальный фон «Народные наигрыши» р.н.м. Дети рассматривают выставку, а девочки рассказывают о русской народной одежде, головных уборах/
Хоровод «Выйду ль я на реченьку» р.н.м.
Хозяйка: Ах, как ладно девочки танцевали, словно кружево вязали. Ребята, посмотрите, здесь вы видите легкие, прозрачные, с тонкими узорами кружева, которые по сей день пленяют своей красотой.
/Дети рассматривают кружева/
1 девочка. А знаете, что кружева появились 300 лет назад в Венеции. Они были очень красивы. Их носили в виде воротников, манжет, из них шились богатейшие женские платья, ими украшали мужские камзолы /пиджаки/, шляпы, перчатки, белье, обивали мебель, стены комнат, кареты...
2 девочка. Кружево можно плести иглой./Показ/ Его основные элементы: петелька большая и маленькая, резеда, уголок, цветок, ягодка.
3 девочка: Кружево особенно нежным получается из тонких ниток. Можно связать салфетки, воротнички, обвязать платочек /показ/.
«Кружево» р.н.п. исполняет ансамбль «Горенка»
Хозяйка: Славится наша русская земля вышивальщицами. Вышивка - один из видов народного творчества, вышивкой украшают одежду, предметы быта и помещения.
/Рассмотреть виды вышивки на портретах, картинах, рушниках, наволочках, скатертях, дорожках, утиральниках./
1 девочка. На узорах мы видим разнообразные орнаменты цветов, птиц сказочных персонажей, животных. Каждая вышивка имеет свое название в зависимости от места ее возникновение - изготовления.
2 девочка. /показ иллюстраций/. Так, в поселке Крестцы Новгородской области выполняют крестецкую строчку, а в Нижегородской области - гипюрную, а в Рязани - рязанскую вышивку.
Хозяйка: А еще я вам скажу по секрету, что вышивкой украшали одежду жениха и невесты. Заведем и мы хороводную игру.
Карагод-игра «Княгини» р.н.м. играют взрослые и дети.
Хозяйка: Вот и клонится вечор ко сну. Пора прощаться нам. Мальчики.
1 .«Играть - не уставать, не ушло бы дело!»
2. «Гостю - почет, хозяину - радость!»
3. «Гость доволен - хозяин рад!»
Гости: Спасибо тебе, хозяюшка, за гостеприимство.
Хозяйка: Спасибо вам, дорогие музыканты и певуньи! До свидания, гости дорогие! Милости прошу побывать у нас в следующий раз.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей Алексеевской школы! Перед тем как начать экскурсию, скажите, пожалуйста, был ли кто из вас в музее?

А что означает слово «музей»?

Музей (от греч, - дом Муз) - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников и культуры.

В мире очень много музеев самой разной тематики.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства…краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеведение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Таким изучением обычно занимаются учёные специалисты, которые ограничились данным краем.

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Как надо вести себя в музее?

В музее надо вести себя надо тихо, нельзя ничего трогать руками без разрешения экскурсоводов.

Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводам.

1 . Здравствуйте, уважаемые гости нашего музея! Сегодня мы приглашаем вас совершить экскурсию по нашему краеведческому музею. Наш музей занимает очень маленькое помещение, но в нем хранится более 2000 экспонатов. Некоторые экспонаты представлены в экспозициях. В нашем краеведческом музее представлены несколько основных экспозиций «История», «»Культура», «Образование», «Природа», «Нумизматика».

Начнем наше увлекательное путешествие с исторического отдела. Просим Вас подойти поближе к исторической карте нашего села.

2. Более 300 лет тому назад место, где расположено село Алексеевка, было глухое и болотистое, окруженное лесом. Эти края издавна славились чистыми родниками, богатой дичью, плодородными почвами, тем самым привлекая переселенцев из центральных районов России.

Вдоль реки северо-западной части в 1701 году основал поселение Дорофей, а в центральной части Алексей – беглые солдаты Петра Первого. Они скрывались в наших лесах от тяжелой и продолжительной службы. Их имена до сих пор сохранились в названиях частей села – Алексеевка и Дорофеевка.

Богатства нашего края стали привлекать сюда крестьян, скрывавшихся от крепостного гнета. Так часть территории заселили крепостные крестьяне, бежавшие от хозяина – крепостника Чудова монастыря – эта часть до сих пор называется Монастырщина.

3 . Все поселения – Дорофеевка, Алексеевка, Солдатчина, Монастырщина, Ховрищина, Неелова, Дьядковка, Ямочка, Песчанка по началу были разобщены и только гораздо позже соединились в одно село. И по большей части стало называться Алексеевкой. Или по одной из версий имя селу было дано в честь отца Петра Первого – Алексея Михайловича.

Но не только крестьяне заселяли наши земли, сюда тянулись и помещики. Они получали лучшие земли и закрепощали крестьян. Части села - Ховрищина, Нееловая - носят названия от фамилии помещиков. Все они отличались жестокостью по отношению к крепостным. Барин Неелов выменивал крестьян на собак.

1. Самым богатым был князь Львов, его замок «Орлиное гнездо» возвышался в западной части села. Князь владел большой частью земли и лесом. Жителям запрещалось ходить в лес за грибами и ягодами. А тех, кто не слушался, травили собаками. В последствии замок Львова разгромили крестьяне. Сейчас это место носит название «графские развалины», где сохранилось основание здания.

До революции землей владели помещики и кулаки. Малоземелье вынуждало крестьян прибегать к подсобным промыслам. С давних времен в Алексеевке было развито сапожное ремесло.

2. А сейчас мы с вами посмотрим - как же жили крестьяне нашего села. В крестьянской избе было много домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Обратите внимание на экспозицию! (кринки, корчаги и др.) В быту использовали кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне. Воду держали в деревянном лагушке. Солили овощи и квасили капусту в деревянных кадках. А это самовар! Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

3. Для того, чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься у крестьян было специальное приспособление - ухват.

Сейчас у каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

1. А это прялка , на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием . Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какие красивые изделия ручной работы, сейчас такие не купишь в магазине. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти. Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки), короба, головные уборы.

2. Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

3. Сейчас Вашим взорам открывается экспозиция под названием «Никто не забыт, ничто не забыто». Она посвящена героической истории Великой Отечественной войны, и нашим землякам - участникам войны, труженикам тыла, детям войны. Это героические страницы нашей истории, которые мы всегда чтили, и будем чтить. Здесь вы видите предметы военных лет: полевой бинокль, каску, солдатскую шинель и многое другое. Здесь же представлены альбомы, посвященные Великой Отечественной войне.

В экспозиции « Культура» представлены фото – и видеоаппаратура прошлых лет, граммофон, литература соответствующей тематики.

1. В « Образовании» мы можем увидеть школьные принадлежности советского периода, а также фотоальбомы, посвященные истории нашей школы.

Следующий отдел «Природа» знакомит нас с богатством нашего края.

«Нумизматика».

Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея, школы. Многие люди, жители нашего села, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

Сейчас наше село славится своими достопримечательностями:

1.Дом-музей пограничников, который не имеет аналогов в области!

2.Свято-Сергиевский женский монастырь, который своим великолепием поражает каждого!

3.Серебряный родник, знаменитый своей чистейшей водой!

Добро пожаловать на алексеевскую землю!

Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее. Спасибо вам всем за внимание.