Сцена встречи штирлица с женой в кафе. "Семнадцать мгновений весны": за кадром и после титров. Где рожала радистка Кэт

Другие кафе "Элефант" , либо появившиеся после фильма, либо претендующие на звание того кафе из фильма

Любопытно, что затем в Москве сделали бар, интерьер которого повторяет тот "Элефант" :

Все помнят фильм «17 мгновений весны», где в ресторанчике «Элефант» встречается со своей женой Штирлиц. Кадры из этого фильма и стали основой для оформления интерьера: чёрно-белые фотографии из фильма, висящие на стенах бара, воссоздают атмосферу 70-х годов XX в. Возможно, это и привлекает в ресторан многих знаменитостей и звёзд. Сам Вячеслав Васильевич Тихонов справлял здесь свой юбилей! http://actuality.ru/mod_restoran_setletter_alfavit_E_search_center_bar.htm
Сайт ресторана: http://bar-elefant.ru/about_we.php

Притаился в переулках в районе Цветного бульвара пивной ресторан "Элефант".
Достаточно спуститься из шумного города на три ступени…и… истинный рай встретит Вас. Два уютных зала различной тематики. Один, всем известный, в котором полковник Исаев (или просто Штирлиц) встречался со своей супругой. Многое здесь напоминает о нем: фотографии на стенах, лыжи, и даже фуражка, видимо некогда оставленные полковником. Еще в зале присутствует неимоверное количество слоников, расставленных повсюду. http://menu.ru/?action=pv&id=993

Было еще кафе "Элефант" в Екатеринбурге :

К сожалению, его больше нет (см. коммент внизу) - но путь информация из Интернета останется памятником этому интересному начинанию...

Идеологически выверенное кафе. На каждом столике красуется бюст Штирлица, в обеденный перерыв показывают все семнадцать мгновений весны, а стены украшают картины с сюжетами из фильма. Все это дело идет под сопровождение музыки 30-50-х гг. при интимном освещении. Атмосфера фильма передается полностью, этому способствуют и названия блюд: картофель с икрой "Штирлиц в мундире" - 200 р., закуска "Радистка Кэт" - 120 р., "Лыжи пастора Шлага" - 180 р. Но это еще не все. кафе называется "Элефант", поэтому здесь присутствуют фигурки слонов как символ добра и благополучия, а каждому тысячному посетителю обязательно дарят маленького слоника - на счастье. Время работы: с 09.00 до 24.00 ежедневно. Ул. Малышева, 108. Тел. 24-01-95. http://ng1.apress.ru/art.html?a=otdih&b=@331_o.html

Еще на Малышева, неподалеку от железной дороги (до ж.д. моста на правой стороне если стоять спиной к центру) есть кафе "Элефант". По замыслу, должно напоминать место, где Штирлиц встречался с женой. Так, ничего особенного, но чуть дешевле и довольно-таки вкусно. http://wwwboards.auto.ru/restaurant/39878.html

О кафе в Чехии, в Карловых Варах :

А нам чешский гид рассказывала, что сцены внутри кафе снимали в Карловых Варах. http://www.cofe.ru/apple/vb/printthread.php?s=...71794&perpage=81

Карловы Вары - советуем посетить кафе "Элефант", где Гете праздновал свой 35-й день рождения, и где Штирлиц встречался со своей супругой. http://feerie.com.ua/prajholidays.html

Небезызвестный нам Штирлиц имел кофе-брейк в местном кафе "Элефант", и жену свою там встречал. Мы тоже туда заглянули - милое уютное заведение, в основном пирожные-морожные вкусные подают. Как и полагается, на видном месте статуя слона на постаментике. Из огромных окон - замечательные виды. Отсюда, надо полагать, Максим Максимыча Исаева и рвало на Родину.
http://www.prag.ru/impr-prag/impr-prag-4.html

Легенда о том, что в Карловых Варах снимали фильм про Штирлица - небылица полная . Кафе "Элефант" действительно есть в Карловых Варах, но не встречался в нем ни Штирлиц с женой, ни Вячеслав Тихонов. Фильм не снимался в Карловых Варах. Кто-то напутал в путеводителях, которые я прочла на сайте. http://www.prag.ru/Czech/impres/929/

Германия, Веймар
О тех временах В. Путину наверняка напомнило и название гостиницы «Элефант», в которой он остановился в Веймаре и где имеется ресторан с одноименным названием. В кафе «Элефант» на фоне грустной музыки - «мгновения, мгновения, мгновения» - советский разведчик Штирлиц заказывал кофе и, прищурив от дыма глаза, курил сигареты.

Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.

Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее в ее восточном секторе.
Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил на съемках в Грузии .

Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге , где ее до сих пор показывают как одно из самых достопримечательных мест столицы Латвии .
Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.

Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

За несколько часов до провала Профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (правильно: Мейсене) в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге.

И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное — не единство места.

Советские кинематографисты успешно снимали кино о Западной Европе на рижской улице Яуниела.
На ее четной стороне Игорь Масленников снимал
Нечетную сторону Татьяна Лиознова выдала за Цветочную улицу Берна в фильме «Семнадцать мгновений весны».

Эта сцена вообще снималась не в Риге, а в городе Майсен, близ Дрездена, в тогдашнем ГДР. Об этом четко говорится в фильме Леонида Парфенова «Семнадцать мгновений весны. 25 лет спустя».

Вот оригинальный кадр:

(фото увеличиваются)

А вот как выглядело это знаменитое место в 1998 году во время съемок фильма о фильме (слева — режиссер-постановщик Татьяна Лиознова, справа — сам Леонид Парфенов, изображающий походку Плейшнера):

Авторам фильмов приходится выдавать одни города и страны за другие по разным причинам. Получается обман во благо зрителя. Без географических фальсификаций съемки зрелищного фильма могут оказаться невыполнимой задачей.

Часто режиссеры не могут найти места для съемок фильма (как принято говорить в кинопроизводстве — натуру) там, где это предусмотрено сценарием фильма.

Унылый пейзаж или изменения в архитектуре вынуждают режиссера снимать нужные для фильма виды в другом месте.

Где рожала радистка Кэт

При съемках фильма произошло редкое явление в мире кино — в роли университетской клиники «Шарите» выступила настоящая клиника Шарите (Charite) в Берлине.

К слову, украинский экс-премьер Юлия Тимошенко 7 марта 2014 года прилетела в Берлин для прохождения курса лечения в клинике Шарите (Charite):

Это же место в нынешнем Берлине. Высокого дерева перед зданием уже нет, да и дорожки переделаны:

Клиника Шарите основана в 1710 году и относится к старейшим традиционным медицинским учреждениям Германии. Одновременно она является одной из старейших университетских клиник Европы.

Клиника Шарите в Берлине. (Charité Berlin)

Щирлиц и Кэт выходят из клиники:

Возьмем кусочек фотографии, показанной выше и наложим на кадр из фильма — несомненно, что это снималось в Берлине. Дверь не точно та же, но из этого же комплекса Шарите!

Детали оформления и пропорции те же самые. Смотрите: тот же цоколь, те же профили сбоку, те же закругления над декоративной решеткой, те же филенки — прямоугольник и почти квадрат.

Ворота клиники Шарите в фильме:

И вот они же на современном фото — как видите, визуально почти не изменились (видно, что их заменили на более новые, но с сохранением старого стиля), и светильники на столбах другие:

Так клиника могла выглядеть в годы войны, при Штирлице:

Вот Штирлиц проходит мимо стены, которая летом должна быть покрыта вся зелеными листочками:


Церковь пастора Шлага

Но продолжим изучать места боевой славы штандартенфюрера фон Штирлица в Риге.
Одним из таких мест была церковь пастора Шлага, на самом деле — лютеранская церковь Креста, памятник архитектуры государственного значения, в Риге, ул. Ропажу (Ropažu iela) 120.

В фильме пастор выходит из церкви, чтобы убедиться, что Клауса никто не ищет:

Судя по архитектуре портала, это должен быть вход в церковь Креста в Риге. Но который из нескольких?

Самое интересное, что нужный нам вход находится рядом с главным (на фото — справа) и удивительно, что пастор предпочел обозревать окрестности лишь улицы Крустабазницас, в то время как от главного входа ему был бы виден весь перекресток упомянутой улицы с ул. Ропажу и сама ул. Ропажу (во времена съемок — ул. Гагарина):

Посмотрим же и другие возможные места для бегства агента Клауса, если бы таковые понадобились бы.

С другой стороны церкви есть немного похожий вход:

Где пастор Шлаг починял орган и проводил богослужения

В рижской церкви Св. Павла

Рижская евангелически-лютеранская церковь св. Павла,
ул. А. Деглава, 1.

Вот каков интерьер церкви пастора Шлага в фильме:

А вот каков он в жизни:

Этот же вид сегодня:

Идет к выходу сбоку от алтаря:

Этот же выход в наши дни:

Кстати, возникает вопрос — отчего съемки фильма не проходили внутри церкви Креста, а здесь?

В церкви Креста интерьер все-таки бедноват. Это, кстати, очень характерно для местных лютеранских церквей — минимум обстановки, больше божественной чистоты.

И есть детали, которые выдают недавнее происхождение церкви Креста, как-то:

  • пологие своды
  • нетрадиционная форма боковых окон, с отсутствием готических элементов в окнах
  • деревянные балконы и кафедра не смотрятся старинными, многовековыми.

Пастор Шлаг, с его связями вряд ли мог служить в совсем уж затрапезной церквушке. Поэтому и нужен был соответствующий интерьер, по-лютерански строгий, но достаточно роскошный, с элементами средневековой архитектуры.Так что, был выбран идеальный вариант из рижских церквей, с соблюдением чувства меры, потому что остальное либо роскошнее (что для деревни уже не подходит), либо беднее.

В легендарной картине «Семнадцать мгновений весны» одной из самых пронзительных и лиричных стала сцена встречи главного героя, Штирлица, с женой в кафе. Актриса, сыгравшая супругу советского разведчика, исполнила свою роль безукоризненно - никто из зрителей не сомневался, что этой женщиной движет любовь, хотя при этом она не сказала ни слова. Но мало кто знает, что Элеоноре Шашковой, которая так талантливо изобразила в немом эпизоде переживания женской души, слава «жены Штирлица» принесла немало страданий и бед.
В этом году советской и российской актрисе театра и кино Элеоноре Шашковой исполнится 75 лет. Массовому зрителю её имя мало что говорит, но стоит вспомнить о той сцене в кафе из «Семнадцати мгновений», и необходимость что-то еще объяснять сразу отпадает. Короткий эпизод помнят все, настолько виртуозно он был сыгран.

«В тот момент я ощущала себя не актрисой Эллой Шашковой, а его женой, влезла в ее шкуру. И зрители это почувствовали», - объясняла потом актриса.

Режиссер картины Татьяна Лиознова изначально хотела, чтобы роль супруги русского разведчика сыграла не слишком знаменитая актриса.И, кстати, даже после того, как фильм с триумфом прошел на экранах страны, поклонники почти никогда не узнавали Шашкову при встрече. В момент съемок актрисе было всего 35 лет, тогда как её героиня была гораздо старше - на съемочной площадке использовали специальный грим, чтобы визуально состарить артистку на 15 лет. Увы, это не спасло Шашкову от зависти коллег, которые устроили на «жену Штирлица » травлю в стенах родного театра.

В театр имени Вахтангова Элла Шашкова пришла за десять лет до знаменитого фильма. Но стоило прийти славе, и этот стаж оказался забыт, коллеги объявили ей бойкот - демонстративно игнорировали, интриговали, распускали сплетни. Для Шашковой столь откровенная неприязнь и травля в родном коллективе оказались сильнейшим потрясением: у артистки началась - она недели проводила лежа на диване, повернувшись лицом к стене.

Впоследствии о Шашковой будут писать: её театральная карьера складывалась не столько успешно, как в кино.

Сама Элеонора Петровна лишь говорила: «Есть такое гадкое чувство человеческое, называется оно зависть. Это отвратительное человеческое качество всю жизнь преследовало меня. Ни в каких сплетнях и закулисных интригах я не участвовала. Мною сыграно около пятидесяти театральных ролей... но почти всегда я играла во вторых составах. В принципе второй состав - это раб. Успех и почести достаются первому составу, а второму приходится все время вкалывать. И никуда от этого не денешься».

В наши дни явление коллективного психологического террора, травли в отношении кого-либо из работников со стороны его коллег известно под словом «моббинг ». На протяжении недель, месяцев и даже лет человек прямо или косвенно подвергается эмоциональному насилию в коллективе, его постоянно унижают и часто предъявляют несправедливые обвинения.По словам специалистов такой «психологический террор» насчитывает более 40 специфических вариаций поведения, и каждый его «подвид» расценивается как разновидность насилия. И хотя моббинг может казаться вполне безобидными по сравнению с изнасилованием или другими проявлениями физического насилия, его эффект имеет такую разрушительную силу, что некоторые люди, став жертвами травли на работе, всерьез подумывают о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

Главным фактором моббинга психологи считают нездоровую психологическую атмосферу, которая царит в организации.

«Она требует найти своего «козла отпущения», подогревает жажду власти над другими и личную злобу, продиктованную страхами или завистью. Здесь вступает в действие психология группы и сложное переплетение социальных процессов организации», - объясняют специалисты.

ФАКТ В ТЕМУ

Визитной карточкой блистательной французской актрисы Анни Жирардо стала психологическая мелодрама «Умереть от любви», повествующая о трагической любовной связи учительницы. В основе фильма лежала реальная история школьного преподавателя Габриэль Рюссье, котораяпокончила жизнь самоубийством,не выдержав осуждения и травли. Жирардо решилась на исполнение этой роли, желая вступиться за учительницу. Актриса так блистательно сыграла свою роль, что зрители стали сочувствовать Рюссье, осуждаемой прежде за люобвь к молодому юноше, своему ученику.

Свидание Штирлица с женой

Кадр из фильма "Семнадцать мгновений весны"

Формально «Семнадцать мгновений весны» - телесериал, а не кинофильм, но он занимает такое место в нашей культуре, что мы вправе поставить его в один ряд с более «престижными» произведениями искусства. Тем более что в нем есть одна из эмоциональнейших немых сцен всего советского кино. В конце третьей серии режиссер Татьяна Лиознова демонстрирует свидание разведчика с женой. Чтобы не вызвать подозрений, Штирлиц не может подойти и заговорить с супругой, которую привезли в Германию его товарищи. Он может лишь переглядываться с ней, сидя в противоположных углах ресторана. Сколько боли при этом в его и ее глазах!

Смотреть все сразу 10. Побег на автобусе – «Выпускник» (1967) 9. Поиск драгоценной руды – «Нефть» (2007) 8. Воссоединение Роуз и Джека – «Титаник» (1997) 7. Шпильман играет Шопена – «Пианист» (2002) 6. Билл охотится на Клариссу – «Молчание ягнят» (1991) 5. Высадка на пляже Омаха – «Спасти рядового Райана» (1998) 4. Младенец прекращает перестрелку – «Дитя человеческое» (2006) 3. История брака Карла и Элли – «Вверх» (2009) 2. Свидание Штирлица с женой – «Семнадцать мгновений весны» (1973) 1. Финальная дуэль – «Хороший, плохой, злой» (1966) Расскажите друзьям