Сброс сточных вод в водные объекты. Сброс сточных вод на рельеф и в водоемы

Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод
[Водный кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 44]

1. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

2) отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

3. Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах:

1) зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

2) первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

3) рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

4. Сброс сточных, в том числе дренажных, вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными законами.


1 комментарий к записи “Статья 44 Водный кодекс РФ. Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод”

    Статья 44. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод

    Комментарий к статье 44

    1. Общий обзор статьи. Она состоит из четырех частей. В части 1 содержится отсылочная норма о необходимости соблюдения требований законодательства Российской Федерации. В частях 2 и 3, разде-ленных на пункты, запреты сброса сточных и дренажных вод сформулированы по территориальному при-знаку и признаку экологической ценности. В части 4 сформулирована отсылочная норма о возможности ограничения или приостановления сброса сточных или дренажных вод, а также введения дополнительных, не указанных в ч. ч. 2 и 3, запретов.
    2. Цели, сфера действия и адресаты статьи. Основная цель заключается в установлении повышенного уровня защиты особо ценных в экологическом отношении объектов и территорий, усилении ограничений хозяйственной деятельности при определении правового режима таких объектов и территорий.
    Сфера действия статьи охватывает, с одной стороны, хозяйственную деятельность, в результате ко-торой образуются сточные воды (коммунальное хозяйство, промышленное производство и проч.) или дре-нажные воды (сельскохозяйственное производство, перерабатывающая промышленность и т.п.), а с другой — функционирование находящихся на особом правовом режиме акваторий и территорий.
    Адресатами статьи являются водопользователи (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели), субъекты экологического управления, сотрудники администраций ООПТ, иные лица, участвующие в охране водных объектов особой ценности, работники природоохранных органов, осущест-вляющие контрольно-надзорные функции.
    3. Основные понятия. Используемые в тексте комментируемой статьи термины и обороты обознача-ют место, способы, предметную сторону действий.
    3.1 Водные объекты — см. комментарий к ст. 1.
    3.2. Сточные воды — см. комментарий к ст. 1.
    3.3 Дренажные воды — см. комментарий к ст. 1.
    3.4. Водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы — см. комментарий к ст. ст. 49, 50.
    3.5. Особо охраняемые водные объекты — см. комментарий к ст. 66.
    3.6 Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения — см. комментарий к ст. 34.
    3.7. Зоны и округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов — см. комментарий к ст. 49.
    3.8. Рыбоохранные зоны — особо охраняемые территории, созданные с целью сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов.
    ———————————
    См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохране-нии водных биологических ресурсов» / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 5. ст. 48).

    3.9. Рыбохозяйственные заповедные зоны — водные объекты рыбохозяйственного значения или их уча-стки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов.
    ———————————
    См.: Комментарий к Федеральному закону от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохране-нии водных биологических ресурсов» / Под ред. О.Л. Дубовик (ч. 3.1 ст. 49).

    3.10. Сброс — привнесение путем слива, выпуска, спуска (залпового или аварийного) сточных или дре-нажных вод в водные объекты через канализационные системы или иные приспособления с места образо-вания таких вод, являющихся, по сути, отходами в жидкой форме.
    4. Статистическая справка. Объем сточных вод, сброшенных в поверхностные водные объекты в 2009 г., составил 47,7 куб. км (2008 г. — 52,1 куб. км). К категории загрязненных отнесено 15,9 куб. км сточных вод (33% от общего объема).

    Сброс загрязняющих веществ со сточными водами, тыс. т.

    Загрязняющие вещества 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
    Нефтепродукты 3,7 4,6 3,1 3,1 2,5
    Взвешенные вещества 359,4 327,7 311,9 291,8 254,1
    Фосфор общий 23,4 23,3 22,6 22,1 19,3
    Фенолы 0,04 0,04 0,03 0,03 0,03
    СПАВ 2,3 2,3 2,1 2,2 1,9
    Соединения меди 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
    Соединения железа 5,6 8,2 7,3 6,2 6,1
    Соединения цинка 0,4 0,7 0,6 0,6 0,7

    5. Связи норм статьи с иными предписаниями Водного кодекса РФ.
    При толковании положений статьи 44 в литературе указывается, что в Водном кодексе РФ регулиро-ванию «использования водных объектов для целей сброса сточных или дренажных вод посвящены статья 1 (понятие «использование», «сточные воды», «дренажные воды», «водные объекты»), статья 5 (определяющая виды водных объектов), статья 11 (регулирующая представление водных объектов в пользование на осно-вании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, а в пункте 2 ч. 2 указывающая сброс сточных и дренажных вод), статьи 13 и 22 (о содержании правовых документов), статья 37 (упоминающая среди иных целей водопользования сброс сточных или дренажных вод), 38 (о ви-дах водопользования), статья 39 (регулирующая права и обязанности собственников водных объектов и водопользователей), статья 55 и другие статьи главы 6 об охране водных объектов. Так, в статье 65 Водно-го кодекса РФ содержится запрет использования сточных вод для удобрения почв в пределах водоохран-ных зон» .
    ———————————
    См.: Практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. С. 262.

    6. Проблемные ситуации и трудности применения предписаний статьи. Поскольку в ней установлен ряд запретов, чаще всего сложности возникают при определении того, насколько нормы Уголовного кодек-са РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ, а также законов субъектов Федерации отра-жают цели, смысл этих запретов, и в какой степени посягательства на водные объекты в виде запрещенных сбросов сточных или дренажных вод охватываются признаками составов экологических преступлений либо правонарушений (см. об этом комментарий к ст. 68). Значительные трудности возникают и в связи с необ-ходимостью использовать смежное законодательство об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, рыболовстве, санитарно-эпидемиологическое законодательство и др. Наконец, требуется устанавливать законность сбросов, осуществляемых в нарушение норм комментируемой статьи, по особым (исключительным) решениями уполномоченных органов.
    7. Конкретизация положений статьи 44 в актах российского законодательства. Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод, как уже отмечалось, регламентируется во многих ис-точниках права. Среди них Федеральные законы:
    а) «Об охране окружающей среды», в котором устанавливается, что для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду необходимо установление нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты;
    ———————————
    СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

    б) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», в котором определено, что для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
    ———————————
    СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

    Использование водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод регламентируется также в Постановлениях Правительства РФ:
    а) от 30.12.2006 N 844, которым утверждены Правила подготовки и принятия решения о предостав-лении водного объекта в пользование. В Правилах оговаривается, какие документы необходимы для пре-доставления водного объекта для сброса сточных или дренажных вод;
    ———————————
    СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 295.

    б) от 10.03.2009 N 223 «О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод» ;
    ———————————
    СЗ РФ. 2009. N 11. Ст. 1318.

    в) от 07.12.1996 N 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной ох-раны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», в котором для террито-рии, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, ми-неральным озерам и лиманам, пляжам, запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски) ;
    ———————————
    СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5798.

    г) от 31.12.1995 N 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» , а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов.
    ———————————
    СЗ РФ. 1996. N 2. Ст. 135.

    8. Нарушения запретов. Основания и виды юридической ответственности в данном случае установле-ны административным, гражданским, уголовным законодательством Российской Федерации (см. коммен-тарий к ст. ст. 68, 69). Незаконные сбросы представляют существенную опасность для водных биоресур-сов, качества вод в водных объектах, здоровья людей, могут привести к возникновению очагов инфекцион-ных заболеваний и т.п.
    Имеется большое число инфекционных заболеваний, источником которых является главным образом загрязненная незаконными сбросами вода.
    Например, в июле 2010 года в Нижегородской области причиной возникновения вспышечной инфек-ции с симптомами острого кишечного заболевания стало загрязнение одной из артезианских скважин, ис-пользуемых для водоснабжения жилого микрорайона, стоками предприятия, находящегося в процедуре банкротства.

в водные объекты

Независимо от нормативных требований к качеству воды в водном объекте существуют производственные ограничения на сброс сточных вод, которые предприятия обязаны неукоснительно выполнять.

Запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды:

    которые могут быть устранены путем рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного водоснабжения, или устройствами бессточных производств;

    воды, которые с учетом их состава и местных условий могут быть использованы для орошения в сельском хозяйстве при соблюдении санитарных требований.

Особенно недопустим сброс в водные объекты кубовых остатков и технологических отходов.

      Технологические условия сброса сточных вод

в водные объекты

Место выпуска сточных вод должно быть расположено ниже по течению реки от границы данного населенного пункта и всех мест его водопользования с учетом возможного обратного течения при нагонных ветрах и при изменении режима ГЭС.

Условия спуска сточных вод в водоемы определяются с учетом:

    степени возможного смешения и разбавления сточных вод с водой водного объекта на пути от места выпуска сточных вод до расчетного (контрольного) створа ближайших пунктов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования;

    качества воды водоемов и водотоков выше места проектируемого сброса сточных вод.

3. Методика определения соответствия условий сброса сточных вод предприятия санитарным требованиям

Контроль и управление качеством воды в водных объектах предусматривают решение следующих задач:

    проверку достаточной степени разбавления сточных вод, для того чтобы в пункте водопользования примеси рассеивались до неопасных концентраций;

    определение требуемой степени очистки (обеззараживания) сточных вод;

    прогнозирование качества воды на заданную перспективу.

Загрязнение водоема сточными водами может неблагоприятно сказаться на:

    нарушении общего санитарного режима водоема;

    изменении органолептических свойств водоема.

Соответственно в зависимости от свойств загрязняющих веществ определение степени необходимой очистки сточных вод ведется по каждому показателю состава и свойств воды водоемов.

Основное уравнение смешения сточных вод, сбрасываемых в водоем, с природными водами имеет вид

где Q – расход воды в реке, м 3 /с;

q – расход сточных вод, поступающих в реку, м 3 /с;

Cc т – концентрация загрязнения (данного вредного вещества) в стоке, мг/л;

С p – концентрация загрязнения (данного вредного вещества) в реке выше сброса в нее сточных вод (фоновая концентрация), мг/л;

Cn .вод – концентрация загрязнения (данного вредного вещества) в реке перед расчетным пунктом водопользования (в общем случае в 1 км выше по течению реки), мг/л;

–коэффициент смешения, показывающий, какая часть расхода воды в водоеме смешивается со сточными водами в расчетном створе.

Величина q определяется хозяйственной или проектной организацией на основе замеров или технологических расчетов.

Величина Q определяется проектной организацией на основе специальных местных гидрологических изысканий или данных гидрометеорологической службы. Величина Cp определяется на основе специально организуемых исследований.

      Проверка достаточной степени разбавления

Решая уравнение (1) относительно , имеем:

Формула (2) позволяет прогнозировать санитарное состояние воды при всех заданных параметрах, входящих в нее. Прогноз осуществляется путем сравнения Сп.вод с установленной для данного вещества предельно допустимой концентрацией C пдк. Если значение Сп.вод меньше Спдк , то прогноз благоприятен и разбавления сточных вод достаточно. В противном случае, когда Сп.вод > C пдк, необходимо принять меры по уменьшению концентрации загрязнения (данного вредного вещества) в реке перед расчетным пунктом водопользования за счет проведения следующих мероприятий:

    уменьшения количества сточных вод, сбрасываемых в водоем;

    снижения концентрации загрязнения в сточных водах за счет их разбавления чистой водой;

    снижения концентрации загрязнения в сточных водах либо за счет дополнительных систем очистки, либо совершенствования технологических процессов.

При поступлении со стоком в водный объект нескольких веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности сумма отношений концентрации каждого из веществ в водном объекте (С 1 n .вод , С 2 n .вод , ... С N n .вод ) к соответствующим ПДК не должна превышать единицы:

Если данное условие не выполняется, то в сточной воде должно быть уменьшено содержание одного или нескольких загрязняющих веществ.

от загрязняющего химического вещества

Чтобы определить, до какой степени следует очищать, обезвреживать или обеззараживать сточные воды от загрязняющего химического вещества, чтобы на подходе к первым пунктам водопользования степень загрязнения воды не нарушала нормальные условия водопользования и не угрожала здоровью населения, необходимо определить максимальную концентрацию загрязняющего химического вещества в сточной воде Спдк , при которой после сброса стока в реку в речной воде не будет превышен допустимый предел загрязнения, т.е. выполняется условие Сп.вод Спдк . Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:

где Спдк – предельно допустимая концентрация химического вещества в речной воде.

Величина Спдк определяется по литературным (справочным) данным или на основе специально организуемых исследований, если такие данные отсутствуют.

Значение максимальной концентрации химического вещества в сточной воде Спдк , при котором не будут превышены допустимые пределы загрязнения воды в реке, определенное расчетом для нового или существующего объекта и положенное в основу проектирования очистных сооружений, приобретает значение контрольной величины на период эксплуатации этих сооружений и кладется в основу лимита, предельно допустимого для данного объекта, сброса в водоем загрязнений.

Необходимая степень очистки сточных вод от данного химического вещества, %, определяется по формуле

Величина коэффициента обеспеченности смешения для проточных (незарегулированных) водоемов определяется по методу Фролова-Родзиллера

Коэффициент в уравнении (6) определяется по формуле

где L – расстояние по фарватеру от места выпуска сточных вод до места ближайшего пункта водопользования;

–коэффициент, учитывающий гидравлические условия смешения, который, в свою очередь, определяется по формуле

где Е – коэффициент турбулентной диффузии;

–коэффициент, зависящий от места выпуска сточных вод в водоем; при выпуске у берега он равен 1, при выпуске в стрежень реки он равен 1,5;

–коэффициент извилистости реки, он равен отношению расстояния по фарватеру от места выпуска сточных вод до створа ближайшего пункта водопользования () к расстоянию до того же пункта по прямой (Lпрям ), т.е.:

Коэффициент турбулентной диффузии, для равнинных рек определяется по формуле

где Vср – средняя скорость течения на участке между выпуском сточных вод и створом пункта водопользования;

Нср – средняя глубина водоема на том же участке.

      Определение необходимой степени очистки сточных вод

от взвешенных веществ

Санитарные требования ограничивают лишь степень увеличения содержания взвешенных веществ в воде водоемов. Поэтому расчетная формула (4) принимает вид

где Сдоб – допустимое увеличение содержания взвешенных веществ, принимается равным 0,25 мг/л для водоемов рыбохозяйственного назначения и 0,75 мг/л для водоемов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения. Остальные обозначения прежние.

Сточные воды это отходы промышленных предприятий, а также выпавшие осадки на территорию организаций и продукты жизнедеятельности людей.

Все предприятия могут сбрасывать сточные воды в канализационные системы, либо в водоёмы, только при наличии соответственного разрешения. Оно выдаётся органами местного управления по месту расположения предприятия. Также необходимо заключить договор с Водоканалом на приём сточных вод .

Контроль по сбросу

Обязателен контроль со стороны организации, которая и осуществляет водоотведение. Прежде всего, проверяется состав на загрязняющие вещества, а также различные микроорганизмы. Идёт сверка с данными декларации, которую предоставляет каждое предприятие по наличию вредных веществ.

Работа по контролю включает в себя несколько пунктов:

  • Отбор на предприятии стоков.
  • Проведение анализа.

Все плановые работы по контролю (отбору) стоков проводится не чаще 1 раза в три месяца, но не реже 1 раза в год. Но в некоторых случаях может проводиться внеплановая проверка, если обнаружены:

  • Несоответствия с данными внесёнными в декларацию о составе и содержанию, а также выявлены запрещённые вещества.
  • Возникновение аварии, нарушения всей системы водоотведения.
  • Если выявлены нарушения при сбросе, в том числе без применения очистительных систем.
  • Если в ходе проверок были обнаружены нарушения, которые было предписано устранить.

Если стоки предприятий имеют специфические загрязнения, то их сброс ограничивается следующими требованиями: они не должны пагубно влиять на работу сетей, а также на материал труб (не откладываться на стенках) и всех очистительных сооружений.

В составе должно быть не более 500 мг/л взвешенных и всплывающих веществ. Температура не должна быть выше 40 градусов, а РН должен быть нейтральным 6,5 и не превышать 9.

Ни в коем случае не должны сбрасываться воды, имеющие в составе вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси, ядовитые газы, а также вредные примеси, мешающие биологической очистке стоков . Если стоки имеют вредные вещества, то они предварительно в обязательном порядке должны очищаться.

Допустимые нормы (вещества, не указанные в таблице, сбрасывать запрещено).

Сброс на рельеф

Если вблизи организации или предприятия нет никаких водоёмов, то остаётся сбрасывать сточные воды на рельеф. Они должны быть очищенными, сброс неочищенных стоков на рельеф запрещён. Нужно получить соответствующее разрешение, проводить обязательное обеззараживание . В данном случае необходимо с органами местного управления и Роспотребнадзором согласовать точку, куда будет производиться выброс, вне зависимости от того, насколько будут очищены стоки. После очищения вода должна соответствовать ГОСТу. Допустимые нормы и качество стоков в данном случае, приравниваются к нормам сброса в водоёмы.

Для того чтобы узнать объём сбросов на рельеф, нужно провести следующие мероприятия:

  • Обязательный приезд специалистов на место.
  • Взятие проб.
  • Их консервация.
  • Правильное оформление документов.
  • Проведение анализа взятых проб.
  • Выдача документа, в котором подробно будет описан количественные показатели всех химических веществ.
  • Определение объёма производимых сбросов.

Сброс в водоёмы

Допустим при условии соблюдение всех гигиенических требований. Обязательно получение разрешения, проведение контрольных заборов на качество воды, а также сбрасываемых объёмов. Предъявляемые требования будут напрямую зависеть от водоёма и его использования. Запрещается любой сброс на территории хозяйств бытового водоснабжения, а также рыбоохранной зоны, заповедных зон и т.д.

Для того чтобы спустить уже очищенную воду в водоёмы применяют несколько выпусков: береговые и русловые. Береговые также можно разделить на две группы: затопленные и незатопленные. Для затопленных выпусков делают специальные колодцы, которые имеют выход в водоём. Соответственно незатопленные выпуски это сооружения, которые соединяют потоки под определённым углом.

Русловые выпуски обычно находятся на некотором расстоянии от береговой зоны. Их также можно подразделить: сосредоточенные и рассеивающие, а также эжекторные. На выбор метода влияет:

  • Требования санитарных служб.
  • Необходимостью разбавления стоков.
  • От уровня воды в колодце.
  • От уровня воды самого водоёма.

Сосредоточенные выпуски необходимы в основном для разбавления основного стока воды (подача воды из водоёма насосами), либо по следованию основного потока будет подаваться вода до определённой отметки, где уровень загрязняющих веществ будет соответствовать нормам.

Если необходимо произвести сброс в реку, необходимо применить рассеивающий выпуск. При плотности воды в стоке большей, чем в водоёме, необходимо применить высоконапорные распределители.

Глубоководный вид выпуска может обеспечить сброс большого объёма. Он позволит отнести точку выбраса далеко от берега.

На видео ниже приведен пример выпуска воды в реку Дойбица:

Какую воду можно сбрасывать в водоёмы

Сброс неочищенных стоков категорически запрещён. Предприятия должны иметь локальные очистительные сооружения . Все стоки должны пройти очистку, она может быть сделана различными методами.

Биологическая состоит из физического и биологического очищения водоёмов. Существуют несколько очистительных систем: аэротенки, биологические фильтры, специальные пруды. Основная задача - полностью удалить органические вещества, все фосфорно-азотные соединения.

Механическая очистка включает в себя удаление всех механических примесей через фильтрацию и отстаивание. Для того чтобы уловить грубодисперсные частицы, на очистительные сооружения устанавливают специальные сита и отстойники, всё это позволяет вывести более 60% нерастворимых веществ и примесей.

Если выбран способ физико-химический , то сточные воды очищаются реагентами, которые после вступления в реакцию с примесями, вызывает осадок, который не растворяется.

Химический метод позволяет очистить на 90%, а также он позволяет выделить все тонкодисперсные микрочастицы.

После очистительных мероприятий стоки должны соответствовать установлено-допустимым нормам.

Получение разрешения

Все предприятия, в том числе и промышленные, обязаны получить разрешение на сброс сточных вод. Для только что открывшегося предприятия необходимо получить в Водоканале разрешение, которое выдаётся на основании согласования. Если предприятие действующее, то у него должен быть паспорт водного хозяйства. В данном документе должны быть указанны объёмы стоков, а также их нормы, это относится к сбросу в канализацию.

Для того чтобы получить разрешение на сброс вод в водоёмы, необходимо получить:

  • Разрешение организации, которая занимается природными водными ресурсами, в каждом субъекте имеются данные органы. Она вправе приостановить действие такого разрешения, а также может вновь его возобновить.
  • Разрешение от организации по охране окружающей среды, на территории которой находится само предприятие.

Для его получения необходимо написать заявление, в котором нужно указать: реквизиты, а также госрегистрацию; местонахождение трубопровода для стока; максимальную норму сброса; расход сточных вод за год.

Разрешение может быть выдано, либо будет отказано в его получении с обязательным указанием причины. Они выдаются по инструкции, которая включает в себя все нормы отходов, которые могут находиться в сточных водах. Именно в данной инструкции указаны лимиты сброса вод, они определяются по мощности и объёмам работ данного предприятия.

Для того чтобы получить разрешение на сброс необходимо представить документы и акты:

С предприятием Водоканал заключается договор. В случае не заключения данного соглашения и использованием, как централизованной водой, так и канализационными стоками, может быть наложен на предприятие штраф.

Довольно часто случается так, что на участке имеется высоко расположенные грунтовые воды или же нет места, чтобы организовать фильтрующие устройства на садовом участке, тогда может быть использована дренажная канава или участок рельефа, который понижен.

Именно на такой участок и можно произвести сброс сточных вод на рельеф, правда, не нужно забывать, что существуют специальные нормы для этого процесса, которые в принципе такие же, как и нормы для сброса сточных вод в водоем.

Схема очистки сточных вод на водоупорных грунтах: 1 - оросительная труба; 2 - фильтрующие слои щебня и песка; 3 - грунт; 4 - дренажная труба; 5 - вентиляционные стояки; 6 - дезинфекционный колодец; 7 - хлорпатрон; 8 - труба сброса; 9 - каменная насыпка.

Также следует учесть, на каком расстоянии располагаются жилые постройки на соседских участках, так как ваши стоки будут издавать неприятный запах, доставляющий вам массу проблем, которые закончатся встречей в суде. Именно поэтому нужно чтобы была максимально качественная и высокая степень .

Чаще всего в таких случаях советуют применять аэробные реакторы с различной конфигурацией, правда, они тоже не всегда могут обеспечить требуемое качество очистки хозяйственных и бытовых стоков.

Для санитарно-защитной зоны СНиП (строительные нормы и правила) отводит пятьдесят метров, конечно если производительность аэрационных сооружений не более 700 кубов.

Конечно, стоки самотеком не всегда возможно отвести, и может потребоваться их перекачивание с помощью . Правда в том случае, если отключат электричество, то канализация будет непригодна для эксплуатации.

Совет! Если все-таки решают делать сброс сточных вод на рельеф, то следует обложить трубу утеплителем и сделать ее наклон в ту сторону, в которой расположено очистительное сооружение. Конец трубы нужно сделать выше, чем канава, для того, чтобы на выходе не намерзала вода.

1 - населенный пункт; 2 - промышленное предприятия; 3 - групповые очистные сооружения; 4 - совместная очистка на станциях аэрации; 5 - сооружения доочистки; 6 - возврат очищенных сточных вод в систему оборотного водоснабжения

Перед тем как сбрасывать сточные воды на рельеф, следует знать, какие же существуют условия приема сточных вод.

  1. Все системы канализации в населенных пунктах предназначены, чтобы принимать и транспортировать промышленные и хозяйственно-бытовые сточные воды. В систему канализации не допускается принимать и транспортировать дренажные воды и поверхностный сток с промышленных площадок и городских территорий.
  2. Перечень концентраций загрязняющих веществ, которые предельно допустимы, установлены исходя из следующего:
    • нормативы по предельно допустимых сбросов вредных веществ на выходах систем канализации в водоемы, зависящие от Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Российской Федерации, также учитывается очистка, приводящаяся на ;
    • допустимые концентрации загрязняющих веществ для биологической очистки и канализации.
  3. Также на условия влияют:
    • требования и свойства сбрасываемых вод, принимаемых канализацией;
    • нормативы по загрязняющим веществам, которые принимаются в канализацию;
    • список веществ, запрещенных к сбрасыванию в канализационную систему.
  4. Необходимо предоставлять сведения о сбрасываемых загрязняющих веществах в канализационную систему каждый квартал не позднее десятого числа месяца, который следует за отчетным кварталом.
  5. Свойства сточных вод являются общими и устанавливаются едино для всех вод, независимо от того, куда сбрасываются сточные воды.
  6. Нормативы для вредных веществ рассчитываются дифференциально, учитывая категорию абонентов, количеству услуг по сбрасыванию сточных вод в канализацию, а также от тех приемников, в которые они сбрасываются.
  7. Норматив, от которого зависит объем сточных вод, которые принимаются от абонентов, рассчитываются в зависимости от лимита водоотведения.
  8. Все абоненты разделяются на две категории:
    • те, в чьей собственности или управлении находится жилищный фонд;
    • те, у кого есть канализационные очистные сооружения и те, кто таких сооружений не имеет.

Также для того, чтобы можно было сбрасывать воды на рельеф, требуется очистка природных и сточных вод . Сделать это можно при помощи адсорбции, которая может доставать большинство видов загрязнений, независимо от их концентрации, даже, если она небольшая.

Адсорбция очень часто применяется для водоподготовки и очистки сточных вод. Благодаря адсорбции удаляются вещества, которые ухудшают запах и вкус воды, инсектицидов, гербицидов, вирусов и бактерий.

При помощи адсорбции эффективно проводится , в которых содержатся органические примеси, такие как бензол, фенолы, алифатические амины и прочее соединения.

Также адсорбция очень выгодна в техническо-экономическом плане для того, чтобы извлекать вещества из многокомпонентных смесей. Также адсорбция применяется для схем комплексной очистки бытовых вод от содержащихся в них органических соединений, и подходят для завершающей стадии очистки, когда в воде содержатся только небольшие концентрации таких веществ.

Это достигается при помощи активированного угля, который на своей поверхности концентрирует органические вещества, которые остались в воде, что делает воду высокого качества .

Проводимыми исследованиями доказано, что в результате динамической адсорбции, которая проходит на активном угле и используется для очистки сточных вод, благодаря которой можно осуществить сброс сточных вод на рельеф, происходят еще и биологические процессы, а не чисто физико-химические.

Органические вещества, которые адсорбируются на активном угле в присутствии кислорода, растворенные в воде, служат питательной средой, развивающей аэробные микроорганизмы, при этом органические вещества окисляются.

Так как на поверхности зерен активного угля происходит развитие микроорганизмов, то и биологическая пленка также образуется, которая постепенно забивает пору угля тем самым, препятствуя последующей адсорбции веществ. Иногда нужно проводить регенерацию угля.

Также отмечено, что при фильтровании воды при глубокой очистке в реальных условиях, активный уголь сам регенерирует себя . При этом фильтр для адсорбции способен работать очень долго без регенерации. Пленка, которая прирастает сверху, постепенно препятствует поступлению кислорода внутрь пленки, а кислород необходим для дыхания аэробных микроорганизмов.

Это создает условия для развития и жизнедеятельности анаэробных микроорганизмов. Благодаря им происходит неполное окисление органических веществ до низкомолекулярных веществ.

Из-за своей небольшой адсорбирующей энергии низкомолекулярные вещества без особых усилий десорбируют в суточную жидкость с поверхности угля, где потом они разрушаются аэробными микроорганизмами благодаря наличию кислорода. Как результат – уголь биологически регенерируется.

Что же касается отчета

Как уже упоминалось ранее, после того, как был произведен сброс сточных вод на рельеф, нужно предоставлять отчет.

Совет! Для того чтобы сделать такой квартальный отчет, нужно чтобы все главы декларации были заполнены. Также ранее отмечалось, что сдавать его нужно не позднее, чем до десятого числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Есть несколько способов сдать отчет. Первый – это просто послать его по почте. Просто вложите в конверт подготовленный отчет, а также опись документов, которые вы предоставляете. Не забудьте в верхнем правом углу указать ценность письма и сделать пометку « с описью».

Отправляя письмо на почте, вы получите квитанцию и опись. Это будет подтверждать факт сдачи отчета.

Также вы можете самостоятельно занести отчет. Правда, как правило, работники не сильно хотят его принимать, так как им нужно будет все записать вручную, что согласитесь, удовольствия не доставит. Именно поэтому они требуют, чтобы отчеты сдавались по средствам электронной почты.

Кстати, это еще один вариант. Данный вариант очень надежен и способен сэкономить вам силы и нервы.

Отведение сточных вод на рельеф, если уровень грунтовых вод средний

Стоки вначале подвергаются биологической очистке, а затем поступают на доочистку в фильтрующую траншею или песчано-гравийный фильтр . Фильтр делается в виде трехслойного пирога. Первый слой составляет сеть из оросительных труб, под ней располагается система дренажных труб, которая в точности повторяет контуры предыдущей сети. Между ними располагается песчано-гравийная фильтрующая начинка, имеющая толщину в один метр.

Конструктивно такие фильтры устраиваются или как сеть, которая выглядит как коллектор с поперечными трубами, или же, как траншея. Ее вид зависит от того, какую конфигурацию имеет незанятая площадь на участке. Длина траншеи напрямую зависит от того, какого объема сточные воды. Нагрузка же равняется примерно стам литрам за сутки на метр трубы.

Отведение сточных вод на рельеф с последующим их обеззараживанием на биопленке

Сначала происходит поступление сточных вод в сооружения, где они очищаются . Далее очищенная вода должна поступать на доочистку на биопленке, где происходит фильтрация через загрузочный материал, который покрыт биопленкой, организующей колонии микроорганизмов.

Доочистка на биопленке применяется для того, чтобы достигнуть требований к сбрасываемым очищенным сточным водам по нормативам, а также нормативам глубокой биологической очистки от взвешенных веществ и органических загрязнений.

Такие , как правило, представлены вертикальной емкостью, которая состоит из двух камер: зоны отстаивания и аэрофильтра. Воздух в нее подается от компрессора. При увеличении толщины биологической пленки, постепенно происходит удалении ее слоев, находящихся снизу.

И напоследок: в последнее время в законодательстве российской Федерации появился целый ряд изменений в охране окружающей среды.

Связано это с тем, что многие не хотят получать специальное решение на сброс сточных вод, без которого этот сброс осуществлять нельзя.

Штраф за такой вред окружающей среде очень велик, поэтому действующим законодательством применяются очень строгие меры к нарушителям.

Поэтому все-таки побеспокойтесь заранее о таком решении, чтобы избежать проблем в будущем.

Для того, чтобы оформить такое решение, следует сделать титульный лист, который оформлен с соответствующими правилами. Далее потребуется содержание, в котором следует привести наименование и последовательность прилагаемых страниц. После этого следует введение, в котором приводится перечень директивных документов, которые легли в основу Материалов.

Завершает перечень документов аннотация, которая содержит сведения о том, кто сбрасывает сточные воды, характеристика по загрязнению окружающей среды, сведения, по которым определяется масса сброса вредных веществ. Также в ней нужно указать планируемые или проведенные работы по сбору системы сбора и очистки поверхностных сточных вод.

Сточные воды нужно обеззараживать, в не зависимости от того, какую они прошли очистку.

Говоря про сброс сточных вод на рельеф, следует отметить, что применять очистные сооружения, которые имеют такое отведение сточных вод, применяются, как правило, в том случае, если сбрасывание сточных вод в грунт через специальные фильтрационные сооружения невозможно.

Как видите, нужно не так-то много и сделать, и это поможет избежать лишних проблем.

Ежегодно количество воды, используемое человеком в бытовой и хозяйственной деятельности, растет. Соответственно увеличивается и количество загрязненных стоков, которые должны быть отведены от места проживания и жизнедеятельности людей. Природоохранное законодательство Российской Федерации строго запрещает сброс сточных вод без разработки соответствующего проекта и получения разрешения от государственных органов. Эта мера обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья населения от вредного воздействия загрязняющих веществ.

Что такое сброс сточных вод?

Сброс сточных вод – это отведение загрязненной в результате бытовой, хозяйственной или промышленной деятельности человека, воды от места деятельности людей. Сброс сточных вод может производиться в канализационные системы, в водоемы различного назначения и непосредственно на рельеф. При этом, естественно, страдает экология, что недопустимо в соответствии с природоохранным законодательством нашей страны.

В соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Водным кодексом РФ № 74-ФЗ, перед организацией сброса сточных вод в окружающую среду, должен быть проведен комплекс мер по их очищению и контролю химического состава. Законный сброс может проводиться только в том случае, если концентрация опасных химических веществ в воде не превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами государства. Для контроля этих показателей и недопущения загрязнения водоемов и рельефа, для официального сброса сточных вод необходимо обязательно получить соответствующее разрешение в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Кому необходимо получать разрешение на сброс сточных вод?

Оформление разрешения на сброс сточных вод – необходимая мера в процессе разработки проектной документации для любого объекта, деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую природную среду (промышленные предприятия, сельскохозяйственные организации и т.д.). Даже для объектов жилищного строительства предусмотрена необходимость согласования точки сброса с Росприроднадзором.

Для чего нужно оформлять разрешение на сброс сточных вод?

Меры по необходимости получения разрешительной документации на сброс сточных вод направлены на сохранение экологического благополучия региона и защиту жизни и здоровья населения. Достигается эта цель путем запрета на сброс неочищенных сточных вод и требований по установке и применению очистительных сооружений.

Для решения природоохранной задачи, все сточные воды делят на три группы:

  • бытовые;
  • промышленные;
  • поверхностные (ливневые).

Добиться полного устранения или снижения негативного воздействия сточных вод на окружающую среду, можно посредством механического и биологического очищения воды перед отводом. Меры очищения должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от типа сточных вод, концентрации загрязняющих веществ и особенностей точки сброса.

Нормы законодательства, регламентирующие сброс сточных вод

Изначально, право граждан на проживание в благоприятной экологической среде, устанавливается Конституцией РФ. Конкретные нормы и правила по вопросам сохранения экологии определяются Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сброс сточных вод регламентируется отдельным сводом законов – Водным кодексом РФ. Важнейшим нормативно-документальным актом, определяющим порядок получения разрешения на сброс сточных вод, является Приказ Минприроды России от 09.01.2013 № 2.

В соответствии с перечисленными выше законодательными актами, можно выделить ряд норм и правил, выполнение которых обязательно для законного сброса сточных вод в окружающую среду:

  • Производить сброс сточных вод можно только на определенном расстоянии от жилых домов и объектов общественного пользования. Эта норма направлена не только на защиту жизни и здоровья населения, но и на предотвращение распространения неприятного запаха в местах жизни и работы людей.
  • Стоки могут быть сброшены в канализацию, водоем или на рельеф только после прохождения через фильтр, мощность, конструкция и тип которого определяется уровнем загрязнения сточных вод. Для жилых домов обычно достаточно прохождения сточных вод через аэробный реактор, что позволяет получить воду, с концентрацией загрязняющих веществ ниже предельно допустимого уровня. Для промышленных предприятий используются более мощные очистительные сооружения, многоуровневой механической и биологической системы очистки воды (метантенки, аэротенки, септики и т.п.).
  • Если очистные сооружения обладают высокой мощностью, для их установки требуется разработка соответствующего проекта с расчетом санитарно-защитной зоны, размер которой достигает 50 метров. В этой зоне не запрещено жилое строительство и размещать объекты общественного пользования.
  • Отведение сточных вод должно проводиться посредством утепленной трубы. Также определенные требования предъявляются к параметрам уклона оголовка – конец трубы должен обязательно располагаться выше локализации дренажной канавы.
  • Приоритетным способом отведения сточных вод считается ее слив самотеком. Если реализовать такую технологию отведения воды на деле невозможно, необходимо использовать дренажный насос.

Способы сброса сточных вод

В соответствии с действующим законодательством сточные воды от жилых домовладений, коммерческих предприятий, промышленных и сельскохозяйственных объектов может отводиться либо в канализационную систему, либо непосредственно в окружающую среду.

Получение разрешения на сброс сточных вод предполагает последовательное проведение таких этапов:

  1. Этап №1 – Привлечение специалистов и проведение исследований. Для получения разрешения на сброс сточных вод, в первую очередь необходимо привлечь компетентных сотрудников аккредитованной лаборатории, которые произведут заборы образцов сточных вод, законсервируют их и проведут необходимые лабораторные исследования. По результатам этих исследований заказчику выдается протокол с таблицей по содержанию загрязняющих веществ в образцах. При этом на анализ стоки должны поступать после прохождения очистительных сооружений и установок. Если по результатам исследований концентрация вредоносных химических примесей ниже предельно допустимых уровней, указанных в нормативах, заказчик может рассчитывать на положительное решение Росприроднадзора по выдаче разрешения на сброс. Также на этом этапе оценивается количество стоков, подлежащих отведению от объекта за определенную единицу времени.
  2. Этап №2 – Разработка плана мероприятий по снижению концентрации загрязняющих веществ в стоках и уменьшению их объемов. Далее составляется список мероприятий, которые могут быть реализованы заказчиком с целью снижения негативного воздействия стоков на окружающую среду. Сюда могут входить и технологии модернизации очистных систем, и технологическое совершенствование технологий работы объекта.
  3. Этап №3 – Согласование точки сброса сточных вод с органами Росприроднадзора. Далее необходимо обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора для определения оптимальной точки сброса сточных вод. Для получения согласования в эти органы необходимо предоставить протоколы исследований стоков, схемы отвода и разработанный ранее перечень мероприятий по снижению загрязняющего действия сточных вод.
  4. Этап №4 – Составление отчета о выполнении разработанного природоохранного плана. На основании реализации разработанных ранее мер по снижению негативного воздействия стоков на окружающую среду, составляется соответствующий отчет.
  5. Этап №5 – Обращение в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения. Все документы, собранные на предыдущих этапах, совместно с заявлением, подаются в Федеральную службу по экологическому надзору, на которую возложены функции по выдаче разрешения на сброс сточных вод.

Как мы работаем?

Специалисты компании «Экобезопасность» возьмут на себя все хлопоты по разработке и согласованию проекта отведения стоков, и получению разрешения на сброс сточных вод. Наши услуги предполагают проведение такого комплекса мероприятий.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности объекта сброса и инвентаризация документации Свою работу наши сотрудники начинают с комплексного анализа процесса образования стоков и изучения всей имеющейся технологической документации. Это позволяет максимально грамотно составить документальные подтверждения безопасности сброса сточных вод для окружающей среды.
Организация лабораторных исследований Далее наши сотрудники привлекут компетентных специалистов для забора и консервации образцов стоков, с дальнейшим проведением лабораторных исследований. Дальнейшие действия специалистов компании «Экобезопасность» полностью определяются полученными результатами лабораторных исследований образцов.
Разработка и реализация плана по снижению загрязненности стоков Если проведенные исследования показали, что концентрация вредных химических веществ в стоках превышает предельно допустимые уровни, установленные нормативами, специалисты разрабатывают план снижения токсичности. На этом этапе наши сотрудники предлагают заказчику варианты технологической модернизации или установки необходимых очистительных приборов. Это позволяет довести загрязненность сточных вод до приемлемой и безопасной границы.
Согласование точки сброса сточных вод Если исследования показывают, что концентрация загрязнений в стоках соответствует предельно допустимой, сотрудники «Экобезопасность» грамотно оформят всю необходимую документацию, обратятся в территориальное отделение Росприроднадзора и согласуют точку сброса сточных вод.
Получение разрешения на сброс сточных вод в Федеральной службе по экологическому надзору По результатам согласования с территориальными органами Росприроднадзора наши специалисты оформят все необходимые документы для обращения в Федеральную службу по экологическому надзору и получения соответствующего разрешения на сброс сточных вод.

Стоимость

Стоимость услуги по согласованию точки сброса сточных вод в канализацию, водоем или непосредственно на рельеф и получения разрешения на сброс в нашей компании составляет _________ (нет данных). В эту цену входят следующие преимущества сотрудничества с нашей компанией:

  • профессионализм и грамотность наших специалистов в области природоохранного законодательства;
  • кратчайшие сроки выполнения всего спектра услуг;
  • привлечение компетентных специалистов, работающих в аккредитованных государством лабораториях;
  • большой опыт работы в области разработки и реализации природоохранных мероприятий, направленных на снижение загрязненности сточных вод;
  • низкие цены на профессиональные услуги.

Сроки

Подготовка документов для получения разрешения на сброс сточных вод в нашей компании занимает от 10 дней. При этом на рассмотрение и выдачу разрешения Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору законодательно предоставляется срок до 30 рабочих дней.

Необходимые для процедуры документы

При оформлении разрешения на сброс сточных вод в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо предоставить такой перечень документальных свидетельств:

  • заявление по установленной форме;
  • согласование точки сброса стоков с органами Росприроднадзора;
  • план снижения сбросов сточных вод;
  • отчет о выполнении плана, с приложением протоколов лабораторных исследований;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ (для юридических лиц);
  • НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.

Особенности процедуры

Отведение сточных вод от жилых домовладений – процесс несложный и обычно быстро решаемый. Значительно более сложная и длительная процедура – получение разрешения на сброс большого количества сточных вод, образующихся на промышленном предприятии. С целью предотвращения аварийных ситуаций и нарушения природоохранного законодательства, после получения разрешения на сброс сточных вод, надзорные органы обязаны проводить регулярные проверки. Такие проверки проводятся не чаще одного раза в три месяца и не реже одного раза в год.

Основанием для внеплановой проверки может служить аварийная ситуация на предприятии, выявление фактов сброса сточных вод в окружающую среду без предварительного очищения и наличие в составе стоков запрещенных веществ. Также особенное внимание надзорных служб привлекают предприятия, которые ранее получали рекомендации и предписания по изменению режима сброса стоков.

Штрафы и ответственность

Нарушение природоохранного законодательства в области сброса сточных вод, наказывается статьями 8.13 и 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях – «Нарушение правил охраны водных объектов». В соответствии с этими статьями нарушителю грозит штраф в размере от 500 рублей до 1 тысячи для граждан, от 10 до 20 тысяч для должностных лиц и от 80 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Компания «Экобезопасность» – ваш надежный помощник в сфере соблюдения норм природоохранного законодательства и грамотного оформления разрешения на сброс сточных вод.