Саврасов грачи прилетели описание. Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание. Работа и страсть к путешествиям

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и гамом опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А. К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника.

Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу". Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти".

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении.

Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах".

"Сто великих картин" Н. A. Иoнина, издательство "Вече", 2002 г.

Алексей Кондратьевич Савра́сов (1830—1897) — русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Сюжет

Где-то в российской глубинке стоит колокольня старой церкви. Дом покосился. Разливается река, тает снег, строят гнезда вернувшиеся из теплых краев грачи. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов.

«Звучать» картину заставляют грачи. Их карканье и треск веток вместе с разлитым в воздухе спокойствием задевают, по выражению Ивана Крамского, «душевные нервы». И здесь при всем оптимизме полотна, при всем свете и воздухе, иной раз нет-нет, да и заплачешь от тоски. При всей многообещающей атмосфере весны чувствуется безысходность, при которой хочется бахнуть стакан да затянуть песнь.

Микола Гнисюк «Грачи прилетели», 1964

Контекст

«Ступайте писать — ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают — хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, главное — чувствуйте». Так наставлял художник своих учеников и отправлял на пленэры в Сокольники. Саврасов и сам любил писать в Подмосковье.

Но в начале 1870-х на фоне разгоревшегося конфликта с Училищем живописи (из-за якобы недостаточного количества учеников Саврасова лишили казенной квартиры) он в разгар учебного года отправился с семьей на Волгу. Он побывал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Этюдов, сделанных во время путешествия, хватило на следующие 5 лет работы.

Одним из таких волжских произведений была и картина «Грачи прилетели». Работу над ней Саврасов начал в Ярославле, затем в костромском селе Молвитино (ныне Сусанино) нашел доминанту — Церковь Вознесения Христова, а закончил уже в Москве.


Церковь Вознесения Христова в Сусанине

Публика увидела полотно в 1871 году — на первой выставке передвижников (одним из основатель товарищества был и Саврасов). Считается, что с картины «Грачи прилетели» началось новое направление в живописи — лирический пейзаж. Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа.

Как это ни прискорбно, но судьба Саврасова была печальна. Художник пил, а с возрастом все больше, что в конце привело к алкоголизму, нищете, скитаниям по углам.


Саврасов, 1870-е

Саврасов был чрезвычайно не практичным. Период успеха не использовал, денег толком не заработал. Скитания по квартирам, критика картин, смерть детей, упреки жены… Саврасов начал пить. Жена, забрав детей, уехала к сестре в Петербург. За злоупотребление спиртным и прогулы художник был уволен из училища, в котором проработал 25 лет. В отношении его работ 1880-х — 1890-х годов искусствоведы и коллекционеры употребляют термин «пьяный Саврасов».

За бутылку водки художник наспех делал рисунки, которые на Сухаревском рынке расходились по 2−3 рубля. «Совсем старик спился… Жаль беднягу, — писал Владимир Гиляровский. — Оденешь его — опять пропьет все. Квартиру предлагал я ему нанять — а он свое: «Никаких!» — рассердится и уйдет. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Я его разыскивал, так и не нашел… Иногда заходит оборванный, пьяный или с похмелья. Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. Опохмелю его, иногда позадержу у себя дня на два, приодену — напишет что-нибудь. Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». А потом все-таки сбежит. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких!»… Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, совершенно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».

К концу жизни Саврасов каким-то чудом смог победить алкоголь. У него появилась новая жена, дети. Но здоровье было уже подорвано. Художник почти ослеп, а из дрожавших рук вываливалась кисть. Умер он в совершеннейшей нищете.

Алексея Кондратьевича Саврасова. Прежде чем начинать говорить о ней, следует обмолвиться о ее авторе.

Детство и молодость художника

А. К. Саврасов появился на свет в семье человека, занимавшегося торговлей, купца третьей гильдии.

Алеша с самых ранних лет начал интересоваться живописью и рисовать. В подростковом возрасте он зарабатывал деньги тем, что продавал свои картины. Позже он поступил в Московское училище живописи и ваяния, решив стать художником-пейзажистом. Но никто еще тогда не мог представить, что однажды «Грачи прилетели» Саврасова прославят его на весь мир.

Творчество, заказы известных людей

В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины. А однажды княгиня Мария Николаевна попросила его изобразить живописную местность возле ее дачи, расположенной недалеко от северной столицы. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Вот так жил и творил Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.

Работа и страсть к путешествиям

Через четыре года Саврасов стал академиком, а в 1857 году удостоился чести преподавать живопись в родном учебном заведении. Он никогда не был строг к студентам и зачастую делился с ними собственным опытом, много рассказывал о природе.

Необходимо заметить, что Коровин и Левитан были учениками Саврасова, они восхищались своим преподавателем и всю жизнь были ему благодарны. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. Поездки оставляли глубокий след в его душе. Но больше всего нравилась Саврасову Центральная Россия с ее скромной природой, которую он любил рисовать.

Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»

Судьбоносным для Алексея стал 1871 год, именно тогда проводилась экспозиция Товарищества передвижных художественных выставок, в организацию которой он внес посильный вклад. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии). Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве.

Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Мир увидел ее в 1893 году, и она сразу получила хвалебные отзывы, однако подлинного восхищения она уже вызвать не могла - за это время многое изменилось.

Алкоголизм и увольнение с работы

Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.

Однако Саврасов продолжал творить, и работа определенно приносила ему удовольствие. Но знакомые отмечали, что он часто бывает печальным и угрюмым: вероятно, он думал о своей странной творческой судьбе. Скорее всего, именно такие горькие размышления послужили причиной алкоголизма, который развился у художника. В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Это было настоящей трагедией для него. Затем в 1882 году его уволили с работы. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно.

«Грачи прилетели»: описание картины

Давайте рассмотрим известное полотно, которое прославило Саврасова. На нем изображена русская весна: в это время воздух уже становится теплым, а небо - ярким и необыкновенно притягательным. Снег чернеет, а потом совсем пропадает. И прилетают грачи. Вскоре они осваиваются и начинают вить гнезда.

Саврасов был высоким и плотным человеком, но в этом теле была заключена детская душа. Лишь ребенок мог настолько ярко чувствовать приближение весны после затяжных морозов и метелей. Именно так ощущал это Саврасов. «Грачи прилетели» - картина, которая удивительно точно передает его мировосприятие.

Внимательно присмотритесь к полотну. Небеса затянуты облаками, линия горизонта темная, и лишь вверху виден ярко-голубой участок. А внизу уже подтаявшие и посеревшие сугробы сияют под яркими лучами, и на снегу можно заметить неровные тени от деревьев.

В водоеме, который уже избавился ото льда, отражаются сине-серые небеса. Видны в нем также еще голые деревья. На тот участок, где в воде заметен можжевеловый куст, Саврасов добавил немного бледно-зеленого цвета. Все потрясающе гармонично. Картина поразительно точно передает ощущение весны, возможно, немного наивное, но искреннее.

На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. Также на них заметны птичьи гнезда. Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы. Необходимо основательно к этому подготовиться. На переднем плане можно заметить двух крупных самок, которые деловито уселись на яйца и согревают их теплом своего тела. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Картина написана с чувством и с любовью, и вы наверняка это понимаете, читая описание. «Грачи прилетели» - полотно, которое открывает нам душу художника.

А ведь весной иногда сыплет мелкий снег.

Затянет небо облаками, задует ветер… После этого можно ожидать и снежок. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться - она длится совсем недолго. Ветер вскоре выглянет солнце, и птицы будут радоваться его появлению. Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда. Лишь самки не сдвинутся с места: они будут оберегать свои гнезда, время от времени поворачивая головы то вправо, то влево. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели». поэтому включает в себя не только очевидные детали, но и то, что может додумать наблюдатель.

Передний план

Если говорить о композиции, то полотно имеет несколько планов. Обратите внимание на передний: здесь сугробы, по которым разлит свет и рассыпаны серые тени. Тут же находятся деревья. Некоторые из них имеют далеко не идеальный вид, особенно те, которые погнулись под воздействием непогоды и ветра. Но есть также ровные и изящные березки. Но самое главное здесь - птицы. Целая стая кричащих, сидящих и летящих грачей.

Задний план

Продолжим осматривать картину. На заднем плане можно увидеть небеса, которые изображены в характерном для художника стиле. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них? Однозначно ответить нельзя. Здесь что-то смешанное: и покой, и тревога одновременно. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. На среднем плане мы видим серое пятно. Единственная яркая деталь здесь - это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова - это настоящий шедевр на все времена.

Художник Алексей Саврасов сотворил сие замечательное произведение искусства в 1871 году. Эта дата на тот момент совпадала открытием общества передвижных выставок, где художник принимал активное участие многие годы.

Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Правда тогда это поселение называлось по другому Молвитино, переименованное в неспокойные советские времена в 1939 году.Конечно, когда картина была создана ее не смог не заметить Павел Михайлович Третьяков, сразу же выкупивший данный экспонат выставки. Это покупка была уже не первая, до этого известный меценат выкупил у Саврасова 3 понравившиеся ему работы.

Какое то время картина с грачами демонстрировалась в Московском обществе любителей изобразительного искусства. и даже на какое то время популярность ее перекрывала работы таких известных коллег, как, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.

Чуть позже полотно было продемонстрировано и в стольном Петербурге, имигрирую с одной выставки к следующей. После всех этих передвижных выставок сей шедевр опять возвращают ее собственнику меценату Третьякову, в доме чьем подобные экспонаты украшают его гостинные и рабочие кабинеты. Сама галерея в которой соберется вся основная коллекция будет сооружена несколько позже.Успех этого произведения был конечно неожиданным, посыпались повторные заказы, коих было несколько.

На улице весна вступает в свои права. Голубое небо застлано облачками с пробивающимся сквозь них мягкими солнечными лучами, вынуждающие деревцам откидывать тени на мартовский талый снег. Хилые замерзшие за зиму извилистые березки с оккупировавшимися на них только, что прилетевшими на родину грачами, озабоченно занимаются плетением из веточек свои гнезды и тем самым подчеркивают жизненный весенний уклад в картине.

Грачи прилетели довольно таки привычна нашему восприятию, Сразу мысленно приходит на ум впечатление о знакомых местах, которые, только недавно посещал и видел большое множество раз. За любимыми нашему сердцу русскими березками и имигрировавших с юга грачами виднеется деревянный забор, простые крестьянские хаты и как украшение любого села симпатичная церковь, с привычным нам всем обветшалым фасадом и давно не ухоженной крышей колокольни.

По убеждению везде досужих искусствоведов, церковь которую писал художник называлась Воскресенской церковью, которую и сегодня можно полицезреть, правда церковные службы там давно не ведуться и в сие заведении музей Ивана Сусанина. Ближе к горизонту художник показал пашни, местами с не растаявшим грязноватым снегом и проталинами. Знакомая картина, не смотря на то, что сегодня 21 век, подобный пейзаж можно увидеть и сегодня в различных окрестностях необъятной матушки России.

Сегодня картину с Саврасовскими грачами в оригинале можно полицезреть в залах Третьяковки В Москве. Ее размер 62 на 48.5 см

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» наверняка знакома практически каждому. Хотя кроме нее художник написал еще множество талантливых полотен. Однако, несмотря на явную одаренность, под конец жизни Саврасов спился до такой степени, что просил милостыню у крыльца художественного училища, где он когда-то сам преподавал.

Против воли отца

Будущий художник появился на свет в 1830 году в Москве. Отец Алексея Кондратий Соврасов (до 1850-х годов эта фамилия писалась через «о») был купцом, поэтому неудивительно, что художественные способности сына его только раздражали. Кондратий мечтал о том, чтобы Алексей продолжил его дело. Но мальчик оказался упорным. Вопреки желанию Саврасова-старшего юноша поступил в училище живописи и ваяния. Он сам платил за свое обучение. Деньги Алексей выручал от продажи собственных картин.

Многие маститые художники и критики в те годы хвалили произведения Саврасова. Его наградили высоким званием академика и предложили место преподавателя в том училище, которое он закончил. Алексею Кондратьевичу даже выделили служебную квартиру, за которую с него не взимали плату.

Неприятности начинаются

Жизнь шла своим чередом. Саврасов вел класс в училище, писал картины, путешествовал. В 1857 году он женился. Его избранницей стала уже немолодая по меркам того времени 31-летняя Софья Герц, которая являлась сестрой однокашника художника. Жена родила Саврасову пятерых детей. Однако трое из них умерли еще в детстве. Выжили только две девочки. Но беды на этом не закончились.

В 1870 году Саврасова и его жену просят покинуть служебную квартиру, мотивируя это тем, что в классе живописца занимаются слишком мало учеников. Однако платить за другую жилплощадь Алексей Кондратьевич не в состоянии: не по карману. Тогда семья временно перебирается в Ярославль. Там он продолжает рисовать. Тем не менее денег вечно не хватает. Кроме того, работы художника получают все более и более низкие оценки экспертов в области искусства.

Смерть в больнице для нищих

Саврасов впадает в депрессию. Масла в огонь подливает супруга, которая регулярно попрекает мужа отсутствием средств к существованию. В конце концов Софья Карловна не выдерживает, забирает дочерей и уезжает к сестре в Петербург. Алексей Кондратьевич остается один и начинает злоупотреблять спиртным.

С каждым днем Саврасов опускается все ниже и ниже. Доходит до того, что он позволяет себе не являться на службу в училище. Понятно, что терпеть подобные выходки никто не собирается, и в начале 1880-х годов его увольняют.

С тех пор художник перебивается случайными заработками, рисует копии, в том числе собственных картин, и продает их практически за бесценок. Иногда он появляется возле училища и просит своих бывших коллег о помощи.

В какой-то момент Саврасову удалось-таки взять себя в руки. Он сошелся с женщиной, которая родила ему двоих детей. Однако ни здоровье, ни почет ему так и не удалось вернуть. В последние годы жизни Алексей Кондратьевич потерял зрение. Он умер в возрасте 67 лет в больнице для малоимущих.