Самый простой перебор на гитаре для начинающих. Виды и схемы переборов на гитаре. Постановка правой руки для гитарного перебора

Здесь мы разучим простой перебор для начинающих на гитаре. Также дадим Вам упражнение для закрепления этого перебора.

Участвуют 4 пальца: большой, указательный, средний, безымянный. Большой всегда защипывает басовую струну, указательный всегда третью, средний −2, безымянный палец — 1 струну. Большой палец защипывает струны сверху вниз, а остальные 3 пальца снизу вверх.

Схема перебора: Б-3−2−1−2−3

где Б — обозначение басовой струны
1, 2, 3 — номера струн

Основные правила при игре перебором

  • Старайтесь играть расслабленной рукой. Пальцы должны легко защипывать струны, без резких движений. Звук должен быть плавный, равномерный.
  • Пальцы должны быть немного согнуты. Представьте, что в руке Вы держите небольшой мяч или яблоко. В таком положении нужно защипывать струны.

Упражнение для закрепления перебора

В качестве баса в этом упражнении у нас будет пятая струна. Отыгрываем 1 схему перебора на каждый лад. Зажатые струны (лады): 7−6−5−4−3−2−0

Струны желательно зажимать разными пальцами, так, как показано на видео. Играется так: мизинцем зажимаем 5 струну на 7 ладу, и далее схема перебора Б-3−2−1−2−3. Затем безымянным пальцем зажимаем 5 струну на 6 ладу и схема перебора, далее средний на 5, указательный на 4, средний на 3, указательный на 2, далее пустая пятая басовая струна и завершаем 6 басовой струной без перебора.

В данной статье мы разберем что такое переборы, какие бывают виды переборов (восьмерка, четверка и другие) и посмотрим схемы переборов. Также я приведу список песен с переборами и аккордами:)

В схеме будет указана струна под обозначением "Б", например, Б-3-2-1-2-3. Это обозначение басовой струны на гитаре .

А вот теперь можно приступить к разборам!

4 простых вида гитарного перебора для начинающих видео

Перебор Шестерка, схема

Перебор "Шестерка" - это самый популярный перебор на гитаре. Он очень простой и состоит из 6 движений.

Схема перебора Б-3-2-1-2-3

Как звучит?

  • Перебор Шестерка

Играется очень просто, используется во многих песнях.

Перебор Восьмерка: виды, схемы

Есть как минимум 2 вида перебора Восьмерка на гитаре. Сейчас мы их разберем.

Первый вид перебора Восьмерка

Схема перебора Б-3-2-3-1-3-2-3

звучит так

  • Перебор Восьмерка (1)

Он очень популярный, используется, например, в песне "Я куплю тебе новую жизнь".

Второй вид перебора Восьмерка

Схема перебора Б-3-2-3-1-2-3-2

звучит так

  • Перебор Восьмерка (2)

этот перебор я, честно говоря, не знаю, где используется, но он существует

Перебор Четверка: виды, схемы

Я нашел по крайней мере 6 разных видов перебора Четверка на гитаре, но не волнуйтесь - он не настолько популярный и на мой взгляд его учить совсем не обязательно.

Б-3-2-1

Б-3-1-2

Б-2-3-2

Б-1-2-3

Б12-3-12-3

Б-3-12-3

Честно сказать, я бы не стал учить эти переборы. Если вы новичок, можете даже не заморачиваться, используются они редко! Самые популярные и нужные переборы - это Восьмерка и Шестерка.

Вальсовый перебор

Разберем еще один перебор - вальсовый, играется в темпе вальса:)

Схема перебора Б-123-123

(другой вариант Б-12-12)

звучит так

звучит достаточно неплохо, используется, например, в песне Изгиб гитары желтой

Что такое переборы и как играть перебором?

Любой гитарист должен знать :

  1. что такое переборы;
  2. как играть перебором на гитаре;
  3. основные переборы.

Переборы - та штука, которую нужно изучать либо одновременно с боем на гитаре , либо после него. В любом случае, Вы уже должны быть знакомы с основными аккордами для начинающих .

Переборы на гитаре отличаются от боя тем, что при переборах струны дергаются по очереди .

Как играть перебором на гитаре? Мы должны по очереди дергать (щипать) по одной или несколько струн.

Чаще всего переборы на гитаре играются так, что струны дергаются по одной. Вообще сами по себе переборы - это схема щипков струн. Например, перебор "4-3-2-1-2-3" значит, что мы дергаем 4 струну > 3 струну > 2 струну и так далее, по очереди.

Основные правила и заметки о том, как играть перебором:

  • каждой струне соответствует свой палец;
  • басовые струны (4, 5, 6) дергаются большим пальцем;
  • 3 струна дергается указательным, 2 струна - средним, а 1 - безымянным.

Переборы хорошо развивают моторику пальцев. При дальнейшем обучении игре на гитаре вам придется изучать табулатуры , где вам могут понадобиться переборы. Более того, научившись играть переборы, вы разовьете скорость игры пальцами правой руки, что хорошо для дальнейшего обучения.

3 вида боя, которые должен знать КАЖДЫЙ гитарист видео

Комментарии (2)

Арпеджио или еще Арпеджиатура происходит от итальянского слова arpa – арфа и буквально означает «как на арфе». Этим термином называется метод исполнения аккордов на гитаре и некоторых других инструментах, когда ноты аккорда следуют одна за другой. Обычно арпеджио обозначают дугой или волнообразной линией перед аккордом. Аккорды, исполняемые приемом арпеджио, называются также «ломанными» или разбитыми.

В самых общих чертах игра на гитаре перебором выглядит так :

Левая рука – прижимает струны на грифе, образуя аккорд

Правая рука – перебирает струны, исполняя арпеджио

Аппликатура пальцев правой руки

При исполнении арпеджио необходимо следовать следующим правилам :

  • Большой палец – р – ударяет только по басовым струнам
  • Указательный палец – i – взаимодействует только с 3-ей струной
  • Средний палец – m – ударяет только 2-ю струну
  • Безымянный – a – работает лишь на 1-й струне.

Основные виды переборов на гитаре

Самым простым способом перебора струн на гитаре считается прямое арпеджио . Схему его исполнения можно изобразить так: 6 – 3 – 2 – 1. То есть, сначала пальцем правой руки следует ударить по 6-й струне, затем – по третьей, затем – по 2-й, и в конце – по1-й.

Теперь подробно разберем каждое действие.

Итак, первым делом правая рука устанавливается в исходную позицию. Левая рука свободна, струны «открыты». Начинается прямое арпеджио с удара большим пальцем правой ладони по басовой струне, например, по шестой. Остальные пальцы в этот момент стоят на своих струнах, не двигаясь. Затем они вступают по очереди. Указательный палец бьет по третьей струне. Средний палец – по второй. Ну и последним задействуется безымянный палец, который извлекает звук из первой струны. Так заканчивается полный цикл данного вида арпеджио. Положение кисти правой руки сохраняется без изменения. После окончания первого цикла его можно повторить несколько раз подряд.

По этой же схеме исполняются также иные виды арпеджио.

Схема обратного арпеджио выглядит следующим образом 6 – 1 – 2 – 3. Его техника исполнения такая же, как и у его прямого аналога, вот только после 6-й струны играется первая, после нее – вторая и заканчивает цикл 3-я струна.

Волнообразное арпеджио. Схема:6 – 3 – 2 – 1 – 2 – 3.

Ломаное арпеджио . Схема: 6 – 3 – 2 – 3 – 1 – 3 – 2 – 3.

Какие существуют красивые и одновременно простые гитарные переборы

В качестве относительно несложных и одновременно довольно приятно звучащих пьес, использующих эти приемы, рекомендуются:

  • М. Джулиани «Аллегро» - произведение, которое просто обязан выучить «на зубок» каждый начинающий гитарист. Играется в первой позиции. Отрабатывает техники ломаного и обратного арпеджио, причем первому уделяется значительно большее внимание. Здесь можно скачать ноты «Аллегро» в виде изображения , а по данной ссылке табулатуры произведения в формате Guitar Pro 6 .
  • М. Джулиани «Ручеек» - полностью построено на технике волнообразного арпеджио. Несколько сложнее за счет того, что играется в разных позициях и один раз требует использования баррэ. Здесь вы сможете скачать ноты и табы замечательного произведения М. Джулиани «Ручеек» .
  • В. Гомес «Романс» - полностью построено на технике прямого арпеджио. Состоит из двух частей, исполняется в различных позициях. В первой части баррэ используются около 2-х раз. Во второй части баррэ используется довольно часто. Вообще, вторая часть на порядок сложнее первой и предложенных выше произведений. Здесь вы сможете скачать табулатуры Романса Гомеса в.gpx формате .

Знакомство с этими работами поможет освоить все виды гитарных переборов. Кроме того, вышеперечисленные пьесы входят в «золотую классику» гитариста, и должны быть разучены каждым новичком.

Продолжаем обучение игре на гитаре. Мы уже поговорили с Вами о многих аккордах, а теперь пришло время рассказать о приёмах игры на гитаре. Одним из таких приёмов является перебор на гитаре .
В теории музыки перебор называется арпеджио. Само слово перебор пошло от принципа, который лежит в основе данного приема игры. Это поочерёдное перебирание гитарных струн пальцами правой руки (для левшей левой руки). Так вот сегодня у нас урок игры на гитаре перебором.

Чтобы понять, как играть перебором на гитаре, для начала разберемся с обозначением пальцев правой руки, чтобы легче было объяснять технику. Вот эти обозначения: p (pulgar) – большой палец, i (index) — указательный палец, m (medio) — средний, a (anular) — безымянный, e (extremo) — мизинец. Обычно мизинец не участвует в переборе.

Когда Вы хорошо освоите основные виды перебора на гитаре, то, возможно, Вам удобно будет использовать и мизинец. Также при игре на гитаре перебором, да и вообще при игре на гитаре, очень важна .

Постановка правой руки для гитарного перебора

Итак, сейчас мы с вами рассмотрим несколько основных переборов на гитаре для начинающих.

Схема перебора на гитаре №1


Как же играть на гитаре перебором? Первый вариант можно считать одним из простых переборов на гитаре. Для начала зажимаем, например, аккорд Am (Ля Минор). Схема игры правой рукой (в соответствии с изображением) будет следующая: 5 (p) -3 (i) -2 (m) -1 (a) -2 (m) -3 (i). Поясню подробнее эту схему. Большим пальцем мы дёргаем басовую струну. Это могут быть 6, 5 или 4-я струны в зависимости от того аккорда, который Вы зажали. В данном случае это пятая струна (тоника аккорда — нота ля). Далее указательным пальцем мы дёргаем третью струну, потом средним пальцем дёргаем вторую струну, безымянным – первую струну, средним – вторую, указательным — первую. И эта схема повторяется нужное количество раз. Сначала это упражнение нужно делать медленно, добиваясь автоматизма. Потом постепенно убыстрять темп. Через некоторое время, Вы не будите думать, каким пальцем дёргать, какую струну. Игра на гитаре перебором будет доведена до автоматизма.

Схема перебора на гитаре №2


Следующую схему рассмотрим на том же аккорде Am (Ля Минор). Схема игры правой рукой теперь такая: 5 (p) -3 (i) -2 (m) -3 (i) -1 (a) -3 (i) -2 (m) -3 (i). Ещё раз напомню только, что цифры – это номер струны, а буквы – обозначение пальцев. Как и в предыдущем примере, начинаем с пятой струны. Её дёргаем большим пальцем. Дальше указательным и средним пальцем поочереди цепляем третью, вторую и опять третью струны. Безымянным пальцем дёргаем первую струну. И ещё раз повторяем перебор третьей, второй и ещё раз третьей струны.

Схема перебора на гитаре №3


И ещё одна схема перебора на гитаре на основе аккорда Am (Ля Минор): 5 (p) -3 (i) -21 (ma) -3 (i). Особенность её состоит в том, что вторую и первую струны нужно дёргать одновременно в нужный момент. Схема игры следующая: большим пальцем дёргаем пятую струну, далее указательным пальцем — третью струну, затем одновременно средним и безымянным пальцами дёргаем первую и вторую струны и, наконец, ещё раз указательным пальцем дёргаем третью струну.

Видов переборов может быть большое количество. Когда Вы освоите эти три, то вы сможете уже придумывать какие-то свои комбинации. Ещё раз хочу обратить Ваше внимание на то, что сначала упражнения нужно играть медленно и постепенно увеличивать темп, убедившись, что в медленном темпе Вы всё хорошо играете.

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов