Самый древний музыкальный инструмент. Какой музыкальный инструмент был первым? Самый старый музыкальный инструмент

Что означает термин музыка? Музыка - это акустические колебания воспринимаемые органами слуха. Проведенные исследования показали, что такие низкочастотные колебания оказывают стимулирующее действие, на скрытые силы человеческого (и не только) организма, исцеляя его.

Как предполагают ученые, человек появился около 160 тысяч лет назад на Африканском континенте. После этнографических и археологических исследований, специалисты получили веские доказательства существования музыкальных опытов у первобытных людей, начало которых они отнесли к эпохе палеолита, именно в этот период были изготовлены первые музыкальные инструменты из простейшего материала: камня, костей, дерева. А современный магазин музыкальных инструментов может показать всю историю музыки.

При их помощи, наши предки добились различного звучания. Позже музыку начали извлекать из граненого ребра, специально изготовленного из кости (его звук больше походил на скрежет зубов). Оказывается, малыши даже в те времена имели погремушки, но изготовленные они были из черепов и наполненные семенами либо сушеными ягодами. Такие погремушки издавали своеобразный трескучий и завлекающий звук. Подобные шумные звуки очень часто сопровождали погребальные церемонии. Вот таким образом и начала проявляться музыка.

Жители Древней Греции к музыке имели особое отношение свято считали подарком богов не одно театральное представление, чтение поэзии не обходилось без аккомпанемента, ученые того времени заявляли о взаимосвязи музыки и математических величин сюда можно отнести теорию знаменитого грека Пифагора о пропорции звуков, где он выступает физической величиной. Музыка присутствовала во всем - женщины убаюкивали детей - тихо напевая, пастухи звуками из рожков собирали разбежавшееся стадо, воинственные запевы наводили ужас на врага.

Какой был первый в истории профессиональный музыкальный инструмент человека? Ученые установили, что первым инструментом наших предков стали ударные, с их помощью рабочим задавали ритм движений в работе. Люди использовали для создания своих инструментов издающих звуки натуральные материалы - плоские камни, дерево, раковины.

Идиофон - первый с ударных инструментов - возник в процессе становления у первобытных людей речи. Звук, издаваемый идиофоном, наводил на ассоциации с ритмом бьющегося сердца. Вообще, для первобытных людей ценность музыки заключалась в ритме, оказывающем на них очень сильное эмоциональное воздействие. Второе изобретение - это духовые инструменты, наиболее известным стал аэрофон. Ученых поразил этот первый прототип флейты (20 тысяч лет до нашей эры) который имел выбитые боковые отверстия, звучание которого ничем не поступается современным аналогам.

Струнные инструменты, также изобретение наших древних пращуров. Ученые выявили некоторые наскальные изображения первых струнных, их можно увидеть на барельефах, а также в многочисленных пещерах на Пиренеях.

Как выглядели первые струнные?

Закрепленные нити, вставленные в деревянные отверстия, по которым музыкант должен провести рукой, специально перекручивая, издаваемый при этом звук, напоминал гул, эти инструменты стали прообразом гитары и других струнных инструментов.

Немного погодя, в эпоху мезолита, он был модернизирован, к инструменту добавили вырезанные вертикальные отверстия. Это позволило звучать иногда двум и даже трем звукам одновременно. Такой способ был примитивен, однако надолго сохранился в Африке и Европе, а также на некоторых островах Океании.

Древнегреческая легенда рассказывает, что первый музыкальный инструмент был создан богом Паном, который гулял в лесу у реки, сорвал тростник и начал в него дуть. Оказалось, что трубочка тростника способна издавать чарующие звуки, которые складывались в красивые мелодии. Пан срезал несколько веток тростника и соединил их между собой, создав первый инструмент – прообраз флейты.

Таким образом, древние греки верили, что первым музыкальным приспособлением была флейта. Возможно, так и есть – по крайней мере, это самый старый зафиксированный исследователями инструмент. Его древнейший экземпляр был найден на юге Германии, в пещере Холи Фелс, где проводятся раскопки доисторического поселения людей. Всего в этом месте нашли три флейты, вырезанные из бивня и имеющие несколько отверстий. Также археологи обнаружили обломки, принадлежавшие, по-видимому, таким же флейтам. Радиоуглеродный анализ помог определить возраст этих инструментов, и самый старый был датирован 40 тысячелетием до нашей эры. Пока это самый древний инструмент, который нашли на Земле, но возможно, другие экземпляры просто не сохранились до наших дней.

Похожие флейты и дудки находили на территории Венгрии и Молдавии, но они были изготовлены в 25-22 тысячелетиях до нашей эры.

Кандидаты на звание самых древних музыкальных инструментов

Хотя пока флейта считается самым древним музыкальным инструментом, не исключено, то на самом деле первым был изготовлен барабан или любое другое приспособление. Например, австралийские аборигены уверены, что их национальный инструмент под названием диджериду является древнейшим, его история уходит в глубину истории коренного населения этого материка, которая, по подсчетам ученых, насчитывает от 40 до 70 тысяч лет. Таким образом, вполне возможно, что диджериду действительно является древнейшим инструментом. Он представляет собой внушительный кусок ствола эвкалипта, в некоторых случаях достигающий трех метро в длину, с полой сердцевиной, выеденной термитами.

Так как диджериду всегда вырезаются из различных стволов с разной формой, их звучания никогда не повторяются.

Самые древние найденные барабаны датируются всего пятым тысячелетием до нашей эры, но ученые полагают, что это один из самых вероятных кандидатов на звание первого музыкального инструмента. О его длительной истории говорят как большое разнообразие видов современных барабанов и их почти повсеместная распространенность, так и простая и незамысловатая конструкция, которая позволила бы даже самым древним предкам людей играть мелодии с помощью нехитрых приспособлений. Кроме того, доказано, что во многих культурах барабанная музыка составляла очень важную часть жизни: она сопровождала все праздники, свадьбы, похороны, войны.

Люди открыли для себя чарующие звуки музыки еще в древние времена. В древнегреческих мифах искусством игры на различных музыкальных инструментах владели как боги, так и смертные. Ни одно пиршество не обходилось без свирелей, тимпанов и флейт, которые скрашивали торжества царей и простых крестьян. Но какой же инструмент является на Земле самым древним?

Первые музыкальные инструменты

О существовании музыкальных инструментов в древние времена первыми рассказали археологи, которые находят почти во всех раскопках дудки, пищалки и другие предметы для музицирования. При этом подобные находки были обнаружены на тех территориях, где археологам удалось раскопать стоянки первобытных людей.

Некоторые найденные музыкальные инструменты археологи относят к эпохе верхнего палеолита – иными словами, эти инструменты появились за 22-25 тысяч лет до нашей эры.

Помимо этого, древние люди умели не только делать музыкальные инструменты, но и музыку к ним, записывая нотные знаки на глиняных табличках. Самая старая нотная запись на сегодняшний день была написана в 18 веке до нашей эры. Археологи нашли ее в раскопанном ими шумерском городе Ниппура, который когда-то находился на территории современного Ирака. Ученые Калифорнийского университета, расшифровавшие табличку с нотами в 1974 году, заявили, что на ней были записаны слова и музыка любовной ассирийской баллады для струнной лиры.

Самый древний музыкальный инструмент

В 2009 году археологи обнаружили в одной из пещер, расположенных на юго-западе Германии остатки инструмента, сильно напоминающего современную . Проведенные анализы и исследования показали, что возраст древней флейты составляет более 35 тысяч лет. В корпусе флейты было проделано пять идеально круглых отверстий, которые должны закрываться пальцами при игре, а на ее концах находились два глубоких пропила V-образной формы.

Длина музыкального инструмента составила 21,8 сантиметра, а толщина – всего 8 миллиметров.

Материал, из которого была сделана флейта, оказался не деревом, а из птичьего крыла. Этот инструмент на сегодняшний день является самым древним, однако не первым в истории археологических находок – также на раскопках неоднократно находили костяные дудки, полые звериные рога, трубы из ракушек, каменные и деревянные трещотки, а также барабаны, сделанные из шкур животных.

О происхождении музыки существует много легенд. Древние греки считали, что ее им даровали великие боги Олимпа, однако современные ученые провели ряд этнографических и археологических исследований. В результате этих исследований было установлено, что первая музыка появилась еще в первобытном обществе и использовалась в качестве колыбельной для убаюкивания .

Никто не может точно сказать, когда именно зародилась музыка, но известно, что она сопровождала человечество с глубокой древности. Еще на заре цивилизации выделились три способа музыкального звукоизвлечения: удар по звучащему предмету, колебание натянутой струны и вдувание воздуха в полую трубку. Так было положено начало трем разновидностям музыкальных инструментов – ударным, струнным и духовым.

Самыми первыми духовыми инструментами были полые кости различных животных. Например, самый древний , известный ученым – неандертальская дудочка – изготовлена из кости пещерного медведя. В своем развитии духовые инструменты принимали разные формы, но у различных народов в этом процессе наблюдались общие закономерности.

Флейта Пана

Научившись извлекать звук из трубки (сначала костяной, потом деревянной), человек захотел этот звук разнообразить. Он обратил внимание, что дудочки разной длины издают звуки разной высоты. Самым простым (и потому самым древним) решением было связать вместе несколько разных трубок и перемещать эту конструкцию вдоль рта.

Так родился инструмент, более всего известный под греческим названием сиринкс, или флейта Пана (по греческому мифу, ее создал бог Пан). Но не стоит думать, что такая флейта была только у греков – у других народов она существовала под иными наименованиями: екудучай в Литве, най в Молдавии, кугиклы в России.

Отдаленным потомком этой флейты является такой сложный и величественный инструмент, как орган.

Свирель и флейта

Чтобы извлекать звуки разной высоты, не обязательно брать несколько трубок, можно изменять длину одной, проделав на ней отверстия и перекрывая их пальцами в определенных сочетаниях. Так родился инструмент, который у русских получил название свирель, – , у белорусов – дудка, у – сопилка, у – саламури, у молдаван – флуэр.

Все эти инструменты держат поперек лица, это называется «продольной флейтой», но существовала и другая конструкция: отверстие, в которое вдувают воздух, находится в той же плоскости, что и отверстия для пальцев. Такая флейта – поперечная – получила развитие в академической музыке, современная флейта восходит именно к ней. А «потомок» свирели – блок-флейта – в состав симфонического оркестр не входит, хотя и используется в академической музыке.

Жалейка

Инструменты, о которых шла речь выше, принадлежат к числу свистящих, но бывает и более сложная конструкция: инструмент снабжается раструбом, в который вставляется язычок – тонкая пластинка (первоначально – из бересты), колебание которой делает звук более громким и изменяет его тембр.

Такая конструкция характерна для русской жалейки, китайского шэна. Существовали подобные инструменты и в Западной Европе, к ним восходят современные классические гобой и кларнет.

Рожок

Еще один вариант конструкции духового инструмента – дополнительная деталь, соприкасающаяся с губами музыканта, мундштук. Это характерно для рожка.

Рожок обычно ассоциируется с работой пастуха. Действительно, пастухи пользовались рожками, ведь звук у этого инструмента довольно сильный, его слышно на большом расстоянии. Этому способствует коническая форма.

Это лишь малая часть того разнообразия, которое представляют собой духовые инструменты разных народов.

Видео по теме

Источники:

  • Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах

Совет 4: Какие музыкальные инструменты считаются народными

Народные инструменты являются неотъемлемой частью традиционной культуры той или иной страны, однако для того чтобы понять, какие же инструменты можно считать народными, необходимо обратиться к истории и народной музыке.

Сегодня ребята мы окунёмся в мир музыки и музыкальных инструментов. Знаете ли вы, что такое музыкальные инструменты?
Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки. Спектр музыкальных инструментов очень велик: это всем известные пианино, рояль, духовые инструменты, орган, гитара, баян, аккордеон гармошка, и даже ложки и более современные электронные синтезаторы.
Первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек. Да, да, не удивляйтесь, все правильно, у человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притопывал. Хлопки в ладоши, притопывания - чем не ударные звуки?
Для древнего танца большое значение имел ритм, поэтому танцы сопровождались хлопанием в ладоши, постукиванием о различные предметы, притопыванием. Поэтому древнейшими музыкальными инструментами стали трещотки и барабаны, с помощью которых очень четко можно передать ритм танца.
Изначально музыка была только церковная и исполнялась в храмах. Несмотря на запреты церкви, наряду с церковными обрядами, церковной музыкой, пением существовали обрядовые народные действа, сопровождаемые песнями, плясками, игрой на народных музыкальных инструментах.
Первыми профессиональными актерами на Руси были скоморохи. Они выступали и как певцы, музыканты, сказители, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты ещё в XI. Представители духовенства и власти всячески изгоняли скоморохов, так в 1648 году, в год свадьбы царя Алексея Михайловича, выходит запретительная грамота, о том, чтобы скоморохов с домрами, с гуслями и с волынками в дом к себе не призывали. А в 1649 году вышел указ Алексея Михайловича верхотурскому воеводе, в котором предписывалось подвергать скоморохов наказанию, а их инструменты уничтожать.
В Древней Руси, есть упоминания не только о скоморохах, но и о музыкальных инструментах, таких как труба и гусли. Во время многочисленных войн труба и бубны использовались русскими войсками как сигнальные инструменты.
Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных - в них выдалбливались отверстия для вдувания воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты (колотушка, трещотка, погремушка из высушенных плодов с косточками или камешками внутри, барабан).
Появление барабана свидетельствовало о том, что люди открыли свойство резонирования пустых предметов. Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд.
При раскопках на Украине ученым удалось обнаружить две костяные колотушки и шумящий наборный браслет из пяти костяных пластин, которые представлялись, как музыкальные инструменты того времени.
Духовые музыкальные инструменты использовали извлечение звуков путем вдувания воздуха. Материалом для них были стебли тростника, камыша, даже раковины, а позже - дерево и металл. Такие народные духовые музыкальные инструменты как свистулька и свирель стали прообразами современных флейт.
Считается, что первобытные люди изобрели все разновидности музыкальных инструментов: ударные делали из дерева или кости, которые потом обтягивали кожей, струнные из натянутой тетивы лука, духовые из полого дерева, трубчатой кости и даже из толстых птичьих перьев.
Позже человек изобрел духовые инструменты, сделанные из рогов животных. Из этих примитивных духовых инструментов развились современные медные духовые инструменты. По мере того, как человек развивал свое музыкальное чувство, он стал использовать тростник и таким образом производил более естественные и нежные звуки
Первым клавишным инструментом был клавикорд, который является древним прародителем фортепьяно.
Первое изображение гитары было изображено еще в древних временах на камнях египетских пирамид, древние египтяне называли этот инструмент набла. Гитара струнный щипковый музыкальный инструмент испанского происхождения, представляющий собой плоский корпус с глубокими вырезами по бокам и деками, из которых верхняя имеет резонаторное отверстие, шейки с грифом, снабженным металлическими ладами, а также головки с колками, которыми регулируется натяжение струн, чаще всего металлических или нейлоновых гитары. Гитары бывают шести и семи струнные. Бас-гитара - электрогитара, имеющая вместо акустического корпуса доску и гриф с тонкой шейкой, на котором расположено 20 ладов.Эта модель была разработана вначале пятидесятых годов, наиболее распространенная - четырехструнная, однако бывают пяти-, шести- и восьмиструнные.
Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Славяне играли на гуслях ещё в XI веке. Гусли бывают: звончатые, щипковые и клавишные.
Домра - прообраз русской балалайки. В семейство домр входят: домра пикколо, домра малая 3-х струнная, домра малая 4-х струнная, домра альт, домра бас и домра контрабас (встречается крайне редко).
Первые упоминания о балалайке относятся к концу XVII века. Современную балалайку, а вернее все семейство балалаек, изготовили Андреев совместно с Пасербским и Налимовым.. Балалайка является истинным символом русского народа.
Скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент. История музыки считает, что скрипка в своём наиболее совершенном виде возникла в XVI столетии. В XVI веке явно выделились два основных вида смычковых инструментов: виола и скрипка.
Самыми первыми итальянскими мастерами скрипичного дела были Гаспаро Бертолотти (или "да Сало" (1542-1609) и Джованни Паоло Маджини (1580-1632), оба из Брешии, что на севере Италии. Но очень скоро мировым центром скрипичного производства стала Кремона. И, конечно же, самыми выдающимися и непревзойденными мастерами скрипичного дела считаются члены семейства Амати (Андреа Амати – основатель кремонской школы) и Антонио Страдивари (ученик Николо Амати, который усовершенствовал вид и звучание скрипки). А семья Гварнери (Джузеппе дель Джезу – самый знаменитый из семейства; лучшие его скрипки превосходят инструменты Страдивари своей теплотой и звучностью тона) завершает этот великий триумвират. Первые скрипки в своём вполне завершенном виде появились в Москве, по-видимому, лишь в начале XVIII века.
Простейшую гармонь отделяют от современного баяна лишь несколько десятилейтий. Название произошло от имени легендарного древнерусского певца, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве». Баян относится к большой группе инструментов - гармоник. Хроматическая гармоника была изготовлена на рубеже XVIII-XIX веков, которую и назвали баяном.
Аккордеон - это одна из наиболее совершенных разновидностей хроматической гармоники с правой клавиатурой фортепьянного типа. Во многих странах особую популярность аккордеон завоевал среди исполнителей народной музыки. В некоторых странах аккордеонами принято называть все ручные гармоники - и с клавишами, и с кнопками язычковый музыкальный инструмент. Имеет две клавиатуры: правую - фортепианную и левую - кнопочную (с системой басов и аккордов) для аккомпанемента.
Первые упоминания игры на рожках относятся к XVII веку. Рожок имеет разные названия: пастушеский, русский, песенный.
Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная.
Свирель - русский инструмент рода двуствольной продольной флейты. Летописцы употребляют три названия инструментов такого типа: свирель, сопель и цевница. Упоминание о свирели датируется концом XI века.
Кларнет- деревянный духовой музыкальный инструмент.
Кувиклы (кугиклы, кувички) - русская разновидность многоствольчатой флейты (флейты Пана). В русских кувиклах каждая дудочка имеет своё название: гудень, подгудень, средняя, и самая маленькая - пятушка. Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется парой.
Окарина - род свистковой сосудообразной флейты, преимущественно керамические свистульки.
Бамбула - ударный музыкальный инструмент музыкальный инструмент афро-американского происхождения, широко распространен у чернокожих жителей Нового Орлеана в первой половине XIX века, представляет собой барабан, в виде бамбукового бочонка, с натянутой на нем воловьей кожей, из семейства мембранофонов.
Банджо - струнный щипковый музыкальный инструмент, вывезенный в конце XVI в. из Западной Африки в южные штаты США, представляет собой небольшой плоский барабан с прикрепленным к нему удлиненным грифом, на который натянуты струны.
Количество струн может быть от 4 до 9.
Барабан - ударный музыкальный, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей, на которых находятся винты, регулирующие высоту звука. Бас-саксофoн - впервые применен в двадцатые годы Адрианом Роллини. Бич-хлопушка - ударный деревянный музыкальный инструмент, состоит из двух узких дощечек, одна из которых имеет рукоятку, а вторая, прижатая с помощью пружины к первой, нижним концом закреплена над рукояткой на шарнире. Бонги - ударный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения,
состоит из двух плотно соединенных между собой деревянной колодкой односторонних маленьких барабанчиков различного диаметра, но одинаковых по высоте, что определяет разную высоту их звучания.
Бубенцы - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой полые круглые металлические колокольчики из тонкой латуни до 8 см в окружности, прикрепленные к проволочному кольцу или рукоятке.
Внутри каждого колокольчика находится какой-либо свободно перекатывающийся там предмет (горошинка, свинцовая дробинка, круглый камешек). При встряхивании бубенцы издают высокое, светлое позвякивание. Валторна - медный духовой музыкальный инструмент.
Вибрафон - ударный металлический музыкальный инструмент состоит из двух рядов металлических пластин, смонтированных на специальном высоком столе по принципу фортепианной клавиатуры с хроматическим звукорядом.
Под каждой пластиной находится металлический цилиндр-резонатор, внутри которого помещается крыльчатка, приводимая в движение электромотором. Звук извлекается ударом камышовых палочек длиной 35- 40 сантиметров с резиновыми, фильцевыми или войлочными головками. Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.
Гонг - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства азиатского происхождения, представляет собой выпуклый, большого диаметра диск из специального сплава с отогнутыми под прямым углом краями, свободно подвешенный на шнурке к стойке или раме. Играют на гобое специальной колотушкой с войлочным наконечником.
Горн - общее название медных духовых инструментов. Губная гармоника - духовой язычковый музыкальный инструмент, сконструированный в 1821 году берлинским мастером музыкальных инструментов Францем Бушманом. Гуйро -ударный деревянный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод продолговатой тыквы с нарезанными сверху поперечными насечками и отверстием снизу для звукового резонанса, также изготавливается из рога животных, плотных сортов дерева или другого твердого материала. Звук извлекается при помощи тоненькой граненой деревянной палочки. Деревянная коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент китайского происхождения, представляет собой небольшой прямоугольный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева с выемкой в виде продольной щели на длинной боковой стенке. Играют на деревянной коробочке палочкой от малого барабана. Джаг - примитивный негритянский музыкальный инструмент, представляет собой глиняный кувшин с узким горлом, который используют в качестве резонатора при пении, держа в руках и приставляя ко рту. Кабаца - ударный деревянный музыкальный инструмент афро-бразильского происхождения, он вдвое больше маракаса и представляет собой высушенный плод тыквы или полый шар, обвитый сеткой с нанизанными на нее бусами.
Играют лишь на одном инструменте, держа его за рукоятку в левой руке и ударяя по нему полуоткрытой правой ладонью, или же прокручивают касательным движением ладони сетку с бусами. В Бразилии используется вместо маракасов. Кастаньеты - ударный деревянный музыкальный инструмент мавро-андалузского происхождения, состоит из двух раковинообразных пластинок, из твердой породы дерева, неплотно соединенных шнурком,.. пропущенным через дырочки в верхней части.
Из этого же шнурка делается петля, в которую просовывается большой палец руки, а остальными пальцами исполнитель поочередно постукивает по одной из деревяшек, заставляя ее щелкать о другую. Ков Белл - ударный металлический музыкальный инструмент из семейства латиноамериканского происхождения, представляет собой обычный коровий колокольчик, имеет вид продолговатого, немного приплюснутого колокольчика без язычка длиной 10-15 сантиметров, изготовленного из латуни или листовой меди.
Колокольчики - ударный металлический музыкальный инструмент азиатского происхождения, представляет собой двухрядный набор дюралюминиевых или стальных пластинок разной длины, настроенных по принципу фортепианной клавиатуры и свободно закрепленных на деревянной раме, которая помещена в небольшой плоский ящик, чаще всего трапециевидной формы. Играют на колокольчиках двумя деревянными, металлическими или пластмассовыми молоточками. Конга - ударный музыкальный инструмент неопределенной высоты звука семейства мембранофонов африканского происхождения, имеет форму либо удлиненной бочки, немного суженной книзу, либо постепенно суживающегося книзу цилиндра с натянутой сверху кожей.
Высота конга - 70-80 сантиметров, диаметр-22-26 сантиметров. Играют на этом инструменте пальцами или ладонями, подвесив через плечо при помощи ремня. Контрабас - струнный смычковый музыкальный инструмент, является аккомпанирующим инструментом, выполняет функцию басового голоса.
Ксилофон - ударный деревянный музыкальный инструмент, представляет собой набор палисандровых пластинок различной длины, расположенных по контуру трапеции и настроенных по принципу фортепианной клавиатуры. Пластинки соединены между собой жилкой или шелковым шнуром и при игре размещаются на специальном столе.
Играют на ксилофоне, ударяя по пластинкам специальными легкими палочками. Литавры- ударный музыкальный инструмент определенной высоты звука из семейства мембранофонов, представляет собой алюминиевый, латунный или медный корпус в форме котла, на который при помощи обруча натянута кожа. Настройка инструмента осуществляется 6 винтами, находящимися на обруче. Играют на литаврах легкими палочками, которые заканчиваются головками из ваты, губки или пробки.
Маракасы - ударный парный музыкальный инструмент латиноамериканского происхождения, представляет собой высушенный плод кокосового ореха, тыквы или маленькой дыни с рукояткой и наполненный камешками, сухими зернами маслин или песком. Современные маракасы изготавливают из тонкостенных деревянных, металлических или пластмассовых шаров и наполняют горохом или дробью. Звук извлекается встряхиванием и характеризуется острым шуршанием.
Маримба - ударный деревянный музыкальный инструмент африканского происхождения, представляет собой разновидность ксилофона и имеет металлические резонаторные трубки. Играют на нём палочками из палисандра с твердыми, средними и мягкими головками. Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент. Считается, что орган (гидравло - «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296 - 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона. Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы - в VII и VIII веках. Папа Виталиан (666 год) ввёл орган в католическую церковь. В VIII веке Византия славилась своими органами.
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Пандейра-ударный музыкальный инструмент, состоит из четырехугольной деревянной рамки с рейкой посредине, переходящей в ручку. Между боковыми сторонами рамки и рейкой вставлены 4-8 пар латунных тарелочек диаметром 4-5 см, насаженных на металлические стержни.
Плектр (медиатор), - деревянная, костяная, металлическая или пластмассовая пластинка, при помощи которой извлекают звук на щипковых инструментах. Свисток - музыкальный инструмент, состоящий из металлической трубки, на одном конце которой находится мундштук, а с другой стороны вставлен поршень с рукояткой. При движении поршня изменяется высота извлекаемого звука. Синтезатор - универсальный электронный музыкальный инструмент, представляет собой сложное сочетание множества функциональных узлов, которыми исполнитель управляет при помощи специального электронного устройства, вырабатывающего сигналы и состоящего из клавиатуры и пульта. Он позволяет имитировать звучание различных инструментов.
Саксофон - первый саксофон был сотворен бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом в Париже в 1842 году. Этот первый инструмент владел всеми характеристиками современного саксофона: имел металлический конический корпус, мундштук, который был заимствован у кларнета, одинарную трость и систему кольцевых клапанов Теобальда Бёма. Саксофон имел «змееобразную» форму.
Тамбурин - ударный музыкальный инструмент, состоящий из узкой деревянной обечайки в виде обруча шириной около 5 сантиметров обтянутого с одной стороны кожей и маленьких, свободно болтающихся тарелочек (реже бубенцов или звоночков), расположенных попарно, которые насажены на металлические стержни и закреплены в прорезях обруча. При игре на тамбурине тарелочки ударяются друг о друга, ритмично позвякивая.
Там-там - ударный металлический музыкальный инструмент разновидность гонга, азиатского происхождения. Тарелки - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой монолитные округленной формы диски, сделанные из специального сплава, с выпуклостью в виде чашечки посредине, в центре которой находится небольшое круглое отверстие. Секретом изготовления настоящих турецких тарелок владеет уже более 350 лет турецкая семья, основавшая музыкальную фирму. Тарелки устанавливаются в свободно подвешенном состоянии на специальных кронштейнах, прикрепленных к большому барабану, или на подставках. Играют на тарелках палочками от малого барабана, а также литавр или метелками.
Темпл-блок - ударный деревянный музыкальный инструмент, изготовляется из твердых пород дерева, имеет округлую, грушевидную форму, внутри полый, с глубоким характерным щелевидным разрезом посередине.
Тимбалес - ударный музыкальный инструмент, представляет собой два небольших, напоминающих бонги, односторонних барабана, одинаковых по высоте и разных по размеру с латунным или медным корпусом. Барабаны соединены между собой небольшой колодкой и укреплены на вертикальном держателе. Играют на тимбалесе палочками от малого барабана и пальцами. Том-том - ударный музыкальный инструмент из семейства мембранофонов китайского происхождения, имеет вид цилиндра, обтянутого с одной или двух сторон кожей или пластиковой пленкой при помощи металлических обручей с находящимися на них винтами, которыми регулируется высота звука. В отличие от малого барабана, том-том всегда без пружин, но чаще всего имеет глушитель. На том-томе играют палочками от малого барабана, палками с мягкими колотушками или метелками.
Треугольник - ударный металлический музыкальный инструмент, представляет собой прут из железа или хромированной стали с сечением около 1 сантиметра, согнутый в виде незамкнутого равностороннего треугольника. Треугольники подвешивается в свободном состоянии за крючок на леске или держится в левой руке. Играют на треугольнике стальной палочкой без рукоятки длиной 22 сантиметра, которую держа её в правой руке.
Трещотка - ударный музыкальный инструмент, представляет собой деревянное зубчатое колесо, насаженное на деревянный или металлический стержень (соединенный с одной стороны с рукояткой) и помещенное в небольшую деревянную коробочку.
Звук извлекается путем вращения Перескакивая с одного зубца на другой, пластинка издает характерный сухой треск. Тромбон - медный духовой музыкальный инструмент, Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, получая хроматический звукоряд. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны». Основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменение длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы.
Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Китае и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий вплоть до XVII века. В Средневековье трубачи были обязательными членами войска, только они могли с помощью сигнала быстро передать приказ командующего другим частям армии, находившимся на расстоянии. Искусство игры на трубе считалось «элитным», ему обучали только особо отобранных людей. В мирное время трубы звучали на праздничных шествиях, рыцарских турнирах, в крупных городах существовала должность «башенных» трубачей, которые извещали о прибытии высокопоставленной персоны, смене времени суток (таким образом, выполняя роль своеобразных часов), приближении к городу вражеского войска и других событиях.
Трубчатые колокола - ударный металлический музыкальный инструмент определенной высоты звука, состоящий из двух рядов латунных, медных или стальных небольшого диаметра и разной длины, свободно подвешенных на специальной раме и расположенных в хроматической последовательности. Звук извлекается ударом по верхнему краю соответствующей трубы деревянным молоточком с бочкообразной головкой, обтянутой кожей или резинок. Туба - медный духовой музыкальный инструмент, выполняющий функцию баса. Первые попытки создать медный духовой инструмент низкого регистра относятся ко второй четверти XIX века. До этого такую функцию выполнял серпент (серпент означает "змея"). Первый инструмент, похожий на тубу, был изготовлен в Берлине в 1835 Морицем, по указаниям придворного музыканта В. Випрехта. Современным видом туба обязана бельгийскому музыкальному мастеру Адольфу Саксу. Спустя несколько лет после своего создания «немецкая недоделка» попала к нему. Он экспериментально подобрал инструменту необходимые мензурные отношения, длину звучащего столба инструмента и добился великолепной звучности.
Тубафон - ударный музыкальный инструмент, по конструкции похож на колокольчики, но вместо пластин источником звука являются металлические трубочки разной величины, расположенные на соломенных валиках и соединенные между собой жилкой, струнами или шелковым шнуром. определенной высоты звука. Появился почти одновременно с вибрафоном.
Укулеле - струнный щипковый музыкальный инструмент, впервые появившийся на Гавайских островах. Представляет собой маленькую четырехструнную гитару.
Уошборд - ударный инструмент, представляющий собой обычную стиральную доску. Играют на уошборде пальцами, на которые надеты наперстки.
Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов, официальные источники датируют ее появление 35 - 40 тысяч лет до нашей эры. Но возможно этот удивительный музыкальный инструмент намного раньше. Праобразом современной флейты является обыкновенный свисток, звук в котором появляется при колебании воздушной струи воздуха, который рассекается об острый край дерева или другого материала, они изготавливались из глины, камня, дерева. Они существовали у большинства народов в качестве различных сигнальных приспособлений, детских игрушек и как музыкальные инструменты.
В дальнейшем в свистковой трубочке прорезались отверстия, зажимая которые можно было регулировать высоту звука. Хроматические лады образовывались с помощью пальцевых комбинаций и при закрытии отверстий на половину или на четверть. Повышение звука на октаву происходило с помощь увеличения силы и/или направления дыхания. Постепенно свистковая трубочка становилась длиннее, а отверстий становилось больше. Современные флейты подразделяются на несколько основных видов. Поперечная флейта была известна в Египте еще более пяти тысяч лет тому назад и до сих пор остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. В Китае поперечная флейта известна более трех тысяч лет, в Индии и Японии более двух тысяч лет. На Руси разновидностью продольной флейты было свирель, но датировать ее появление не представляется возможным. Флексатон - ударный металлический музыкальный инструмент.
Появился в начале двадцатых годов ХХ века во Франции. Он представляет собой небольшую стальную, суженную к концу, пластинку на проволочной раме. Узкий конец пластинки отогнут, и к нему с обеих сторон прикреплены плоские стальные прутья, на конце которых свободно колеблются два твердых деревянных или металлических шарика.
Флюгельгорн - медный духовой музыкальный инструмент. Фортепиано - струнный, ударно-клавишный музыкальный инструмент, выполняющий мелодическую, гармоническую и ритмическую функции.
На рубеже XIX- XX веков фортепианная музыка становится очень популярной в барел-хаузах, где играли многие талантливые пианисты, впоследствии - известные джазовые музыканты. Наиболее интенсивного расцвета фортепианное искусство достигает во второй половине двадцатых годов. И в наше время фортепьяно является самым распространённым музыкальным инструментом.
Цилиндрическая коробочка - ударный деревянный музыкальный инструмент представляющий собой полую деревянную трубку с прорезями по краям. Посредине трубка охвачена металлической муфтой со струбциной, при помощи которой инструмент крепится к большому барабану, играют на ней палочками от малого барабана.
Чарльстон - ударный металлический музыкальный инструмент, изобретённый
ударником Виком Бертоном и сконструированный Кайзером Маршаллом во второй половине двадцатых годов. Чарльстон представляет собой специальное приспособление, установленное на треножное устройство, наверху которого одна под другой прикреплены в горизонтальном положении тарелки (диаметром около 35 сантиметров), обращенные внутренними сторонами друг к другу. Нижняя тарелка неподвижно прикреплена к металлическому стержню, пропущенному через трубу длиной 70 сантиметров и соединенному внизу с педалью. Челеста - ударно-клавишный музыкальный инструмент, представляющий собой деревянный корпус (похожий на маленькое пианино), в который вмонтирован фортепианный механизм с обтянутыми фильцем молоточками.
Чокало - ударный металлический музыкальный инструмент неопределенной высоты звука из семейства, представляющий собой цилиндр, наполненный каким-либо сыпучим материалом - дробью или зернами.
При игре чокало держат обеими руками в вертикальном или горизонтальном положении и встряхивают, вращают или постукивают по корпусу пальцами. Электроинструменты - музыкальные инструменты, в которых звуковые колебания, полученные механическим путем, усиливаются и затем поступают в акустическую систему. Идея создания электроинструментов принадлежит советскому ученому Льву Термену, сконструировавшему такой инструмент еще в 1920 году. Первым электроинструментом, получившим практическое применение, был орган, сконструированный американцем Лоуренс Хаммонд в 1929 году, а массовое производство огранов началось с 1935 года.
Во второй половине тридцатых годов появилась электрическая гитара, а затем скрипка, бас-гитара и пианино, рояль и с развитием электроники, появляются всё новые и новые музыкальные инструменты со стереоэффектами и объёмным звучанием и огромным спектров воспроизводимых звуков.

21 Нояб 2015

История возникновения музыкальных инструментов. Видео урок.

Когда возникли музыкальные инструменты? На этом вопрос можно получить очень разные ответы.(от100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно. Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя). Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше.

Какой же инструмент возник первым?

Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека . Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, две ракушки, и вместо хлопков в ладоши ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Инструментарий людей во многом зависел от той местности, где они проживали. Если они жили в лесной зоне, то брали 2 палки, если жили у моря – 2 ракушки и т. д.

Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством удара, поэтому такие инструменты называют ударными .

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан . Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь что-либо предположить. Например, однажды, ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать от туда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан . Инструменты похожей конструкции есть у многих народов. Отличие их лишь в том, что сделаны они из различных материалов и немного отличаются по форме.

В музыке разных народов ударные инструменты играют различную роль. Особо важную роль играли они в музыке африканских народов. Существовали различные барабаны, от маленьких до барабанов огромных размеров, достигающих 3-х метров. Звук этих огромных барабанов был слышен за несколько километров.

В истории был очень печальный период, связанный с работорговлей. Европейцы или американцы приплывали на африканский континент, чтобы захватить в плен и затем продать его жителей. Иногда приходя в селение, они никого там не заставали, жители успевали уйти от туда. Так случалось потому, что звуки барабана, которые доносились из соседнего селения, предупреждали их об этом, т.е. люди понимали «язык» барабанов.

Таким образом, первыми возникла группа ударных инструментов .

Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов мы так же не знаем, а лишь можем предположить что-либо. Например, однажды, охотясь, человек вышел на берег озера. Дул сильный ветер и вдруг человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник. Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Такой инструмент часто называют флейтой Пана.

Это связано с легендой о том, что давным-давно в Древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Однажды он шел по лесу и вдруг увидел прекрасную нимфу по имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила Пана и стала убегать от него. Бежит-бежит, а Пан ее уже догоняет. Взмолилась Сиринкс своему отцу - речному богу, что бы он ее спас. Отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.

С тех пор и повелось, что многоствольные флейты, похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав. А в самой Греции ее и сейчас часто называют сиринкс. У многих народов есть такие инструменты, только называются они по-разному. У русских - кугиклы, кувиклы или кувички, у грузин - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, Некоторые называют флейту Пана свирелью.

Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом, извлекать различные звуки.

Когда наши далекие предки заставляли звучать какой-нибудь неодушевленный предмет, им это казалось настоящим чудом: на их глазах мертвые предметы оживали, обретали голос. О запевшем тростнике сложено много легенд и песен. В одной из них рассказывается о том, как на могиле убитой девушки вырос тростник, когда его срезали и сделали из него свирель, она запела и рассказала человеческим голосом о смерти девушки, назвала имя убийцы. Эту сказку переложил в стихи великий русский поэт М.Ю. Лермонтов.

Сидел рыбак веселый

На берегу реки,

И перед ним по ветру

Кач ались тростники.

Сухой тростник он срезал

И скважины проткнул,

Один конец зажал он,

В другой конец подул.

И будто оживленный, тростник заговорил-

Таким образом возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми

Ну а третей группой музыкальных инструментов, как вы уже,наверное, догадались, является струнная группа инструментов . И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук . Много раз перед охотой человек проверял хорошо ли натянута тетива лука . И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой .

Таким образом возникают три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные.

Немецкие ученые опубликовали статью об интересной находке - античной флейте. Как утверждают палеонтологи, найденный инструмент смастерили около 35000 лет тому назад во времена колонизации Европы современными людьми. На сегодняшний день эта флейта является самым старым музыкальным инструментом когда- либо найденным человеком.

Исследователи утверждают, что музыка была особенно распространена в доисторические времена. Ученые предполагают, что именно она стала способствующим фактором в развитии личности человека. Возможно, благодаря музыке, неандерталец перешел на другую более высокую ступень своего развития. Команда исследователей из Тюбингенского Университета опубликовала отчет о найденных флейтах в старых пещерах на юго-западе Германии. Эта пещера получила широкую известность, благодаря тому, что время от времени археологи обнаруживают в ней подтверждения того, что ранее здесь обитали люди. В мае прошлого года членами этой же археологической группы в этой же пещере была обнаружена статуя, которая на сегодня является одной из самых старых ранее найденных предметов, принадлежащих древним людям.

Лучше всего сохранилась флейта, сделанная из кости крыла грифа. Что представляет собой данный инструмент? Это довольно длинная трубка с двумя V-образными вырезами на конце инструмента. Как предполагают исследователи, это специальные отверстия для того, чтобы играющий на флейте мог дуть в отверстие и воспроизводить соответствующие музыкальные звуки. Фрагменты двух других флейт не сохранились так же хорошо, как первая.

Однако ученые точно определили, что они сделаны из слоновой кости, предположительно взятой из бивней мамонта. Общее число найденных флейт на сегодня восемь, из которых четыре сделано из бивней мамонтов, а вторая половина из костей птиц. Как заявил профессор тюбингского университета Никола Конард (Nicholas Conard), такого рода находки, действительно, доказывают, что музыка была распространена еще 40000 лет тому назад, когда люди стали селиться на территории современной Европы. Совершенно очевидно, что музыка была неотъемлемой частью существования человека. Музыка использовалась во многих сферах жизни: религии, работе. В прочем, основное предназначение музыки и по сей день остаётся примерно таким же, как и много лет назад - радовать людей и значительно упрощать некоторые моменты в жизни людей.

Исследователи также предполагают, что древние люди обладали особым творческим духом. Именно поэтому музыка была так важна для них. Она помогала им каждый день в достижении поставленных целей и ментальном развитии. Как заявил профессор Конард, современные люди уже довольно долгое время знакомы с изобразительным искусством и музыкальными традициями. По сегодняшний день ученые сталкиваются с интересными находками, такими как, например, символические артефакты, изображения мифологических существ, а также различные украшения, изготовленные многие тысячелетия назад.

Такие находки помогают пролить свет на общественную и бытовую жизнь наших далеких предков. Именно поэтому все эти предметы, найденные в разных местах и в разное время, представляют огромный интерес для науки. Исследователи утверждают, что именно раннее появление культуры и искусства в жизни человека и стало причиной того, что предки ранних современных людей и неандертальцы выжили в столь непростых и суровых условиях.

Музыка и другие виды искусства могли внести существенный вклад в поддержание многих сфер жизни древнего человека. Возможно, именно культура и искусство помогли современному человеку, когда речь зашла о территориальной и демографической экспансии Европы. Стоит отметить, что популяция неандертальцев была куда более консервативной и изолированной в плане ментального и территориального развития. Такова точка зрения известного британского исследователя профессора Криса Стрингера (Cris Stringer). Стоит отметить, что он не одинок в своем мнении и суждениях в этом вопросе.

Найденные флейты являются еще одним подтверждением того, насколько разным развитием обладали предки современных людей и неандертальцев, насколько существенным было различие в духовном развитии обоих видов. Возможно, что традиции, искусство и культура наших предков уходят своими корнями гораздо глубже. Вполне вероятно, что музыка и другие виды искусства существовали более 50000 лет назад. Но доказательства этому еще не найдены. Над этим активно работают ученые из многих стран мира.