Саморазвитие: программа развития личности. Как составить план профессионального развития сотрудника

Что такое программа личностного роста и зачем она нужна современному человеку? Как правильно составить программу для развития собственной личности и ежемесячно выполнять необходимые действия для достижения целей. Список мотивирующих книг и другие рекомендации по теме профессионального и творческого развития читайте в этой статье!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Программа личностного роста — план действий, основанный на самоанализе, постановке целей для достижения определённых результатов в карьере, взаимоотношениях и развитии личности.

Для всех уже привычно понятие финансовый план, подобным образом можно составить и программу личностного роста. Она поможет структурировать жизнь и направление действий. Почему нужно следовать программе? Такой план необходим для достижения результатов в будущем и обретения счастья. А ведь счастливая и гармоничная жизнь — это самоцель. Предлагаем составить примерную программу развития на год.

Программа личностного роста по месяцам

Первый месяц

Самопознание, анализ жизни, личных качеств, прошлого опыта. Необходимо осознать все стороны своей личности, понять, в чём сила, а в чём — слабость. Нарисовать своё идеальное будущее. Каким его видите, чем хотели бы заниматься, как жить? Рекомендуем записать все сферы жизни — семья, работа, увлечения, общение с друзьями… Поставить оценки удовлетворённости по данным пунктам и определить, какими вопросами стоит заняться в первую очередь.

Подумать, каких качеств не хватает для реализации поставленных задач. Дальше следует поставить цели во всех направлениях жизни и написать детально пожелания по каждой статье. Психологи рекомендуют выбрать наиболее важный вопрос и начать работу с него, важно понять, каких личных качеств не хватает для реализации цели.

Главная задача первого месяца — укрепить самосознание и разобраться в жизни. Поставить чёткие цели на будущее. Над чем стоит работать? Постепенно вводите дополнительные привычки, действия — 5 минут упражнений утром, чтение полезной литературы по развитию личности. Эти действия добавят оптимизма, зарядят энергией на начальном этапе.

План и цели должны быть реальными и чёткими. Поставьте себе определённые сроки, рамки. Поймите, что личностный рост — это процесс и понадобится время, однако через двенадцать месяцев будут заметны значительные изменения. Рекомендуем написать 2 плана — краткосрочный (год) и долгосрочный (от пяти до десяти лет).

Второй месяц

Продолжаем , работу над анализом прошлой, настоящей жизни и переходим к построению будущего. Ещё важно понять, зачем это всё? В чём моё предназначение, миссия? Только поняв и осознав свою жизнь, сможете идти дальше.

Миссия — это самая важная цель, ради неё человек появился на свет. Осознание миссии, может занимать и больше времени. Решив эту задачу, сможете уверенно идти вперёд, видеть дорогу или вектор движения.

Вот несколько дополнительных параметров:

1. Миссия связана с тем, что нравится делать и приносит удовольствие.
2. Она несёт пользу людям.

Третий месяц

Теперь, осознав свою жизнь, будем переходить к конкретным действиям, шагам. Очень важно начать действовать, поверить в силы, возможность изменить себя и жизнь. Нужно двигаться на встречу новой жизни, выходить из зоны комфорта. Понимаем, есть страхи, опасения, но нужно верить, что всё получится, только выйдя за привычные рамки, можно достичь личностного роста.

Нужно принять решение: идти вперёд и продвигаться при любых обстоятельствах, делать минимум один шаг каждый день в нужном направлении. Запомните: успеха в жизни добиваются не просто талантливые люди, а те, кто верит в себя и действует.

Продолжайте читать или слушать аудиокниги про самопознание и достижения — «Думай и богатей» Наполеона Хилла, также поможет поверить в свои силы невероятные способности «Ча́йка по и́мени Джо́натан Ли́вингстон» Ричарда Баха.

Больше оптимизма в жизни — слушайте истории об успешных людях, впитывайте полезную информацию и цитаты. Чаще говорите себе: » Я смогу…», «Я верю, что всё получится». Настраивайтесь каждый день на позитивную волну: «Сегодня у меня будет замечательный день, сегодня всё будет получаться, я встречаю новый день с улыбкой и верю в свои силы, с каждым днём моя жизнь улучшается, я создаю свой прекрасный мир». Можете написать собственную установку и мысленно её повторять, когда просыпаетесь и в течении дня.

Научитесь применять визуализацию для развития личности, прочувствуйте свой новый образ до мелких деталей. Комфортные ощущения? Значит, всё отлично, продолжаем двигаться дальше!

Четвёртый месяц

Программа личностного роста включает необходимость изучить «тайм-менеджмент» — науку о рациональном управлении временем. Подумайте, как используете свободное время, сократите действия, которые не приносят пользу развитию в два раза и минимизируйте со временем.

Составляйте план действий на каждый день, старайтесь чётко следовать тому, что запланировали. Человек всегда может найти время на интересные вещи, есть истинна в таких словах. Остальное — отговорки. Нужно быть сильной личностью, найти способы и возможности взойти на вершину жизни.

Литература: «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Дэвид Ален, «Тайм-драйв: как успевать жить и работать» Глеб Архангельский

Пятый месяц

Продолжаем развитие личности, советуем посвятить этот месяц организации личного пространства, созданию собственного имиджа, поможет система знаний «фен-шуй». Необходимо обновить полностью жизнь, впустить в неё новую энергию, полезно избавиться от старых вещей, которые не нужны, битой посуды.

Существует закон Вселенной — чтобы пришли изменения в жизнь, необходимо освободить место, создать определённый вакуум. Ведь на свободной площадке возможно построить новый дом. Эти принципы касаются и нашего мышления — полезно производить перезагрузку, устанавливать новые полезные установки (мысли-формы). Помним — мысли материальны.

Сейчас переносим свои изменения во внешний мир и свою внешность. т переходит на новый этап — взаимодействия с окружающим миром.

Шестой месяц

Развитие личности продолжаем за счёт улучшения взаимоотношений с близкими нам людьми. Задумайтесь над взаимоотношениями в семье, с друзьями. Что можно изменить, как усовершенствовать? Возможно, Вы мало времени проводите с семьёй, давно не устраивали культурные мероприятия или поездки на природу.

Больше слушайте, поддерживайте близких, излучайте позитив. Старайтесь помогать, будьте внимательным и понимающим слушателем. Целостная и сильная личность находится в гармонии с собой и окружающим миром.

Седьмой месяц

Программа личностного роста перешла экватор, нужно взять тайм-аут. Самопознание — очень интересное и увлекательное занятие, советуем вспомнить об увлечениях, о забытых, нереализованных мечтах. Развитие личности — не только работа с особенностями характера, но понимание, а и принятие жизненных интересов.

Если давно мечтаете поехать куда-то, соберитесь с мыслями и организуйте поездку, найдите занятие для Вашей души. Научитесь жить здесь и сейчас — жизнь одна и прожить её нужно с наслаждением, на полную катушку! Наполните жизнь яркими эмоциями, впечатлениями, проявляйте заботу о своём здоровье, и тогда откроете новые грани, стороны полноценной, счастливой жизни.

Восьмой месяц

Продолжаем нашу программу личностного роста. Следующая задача — научится снимать стресс и расслабляться после трудовых будней. Здесь помогут аутогенные тренировки и медитации.

Если чувствуете, что устали, не спешите общаться с кем-то, говорить о неприятностях, побудьте сами, отдохните, закрыв глаза, представьте приятные для Вас картины, мысленно перенеситесь в свой прекрасный уголок на Земле, говорите себе позитивные установки, слушайте приятную расслабляющую музыку.

Очень важно уметь отвлечься, настроиться на позитивную волну, быть в гармонии с окружающим миром. Рекомендуем ознакомиться с такими системами самопознания, как йога, медитации. Можете также записаться на тренинг личностного роста, осваивать эти методики в группе с тренером.

Девятый месяц

Важный этап программы личностного роста — пересмотр отношения к жизни, окружающим людям. Старайтесь концентрироваться на позитивных вещах, вовремя замечать за собой сбой в настроении для корректировки. Запомните: всё хорошо, всё идёт, как надо, результаты обязательно будут, дорогу осилит идущий.

Благодарите жизнь за сложности — они закаляют характер, а ошибки — лишь опыт жизни.

Всё взаимосвязано — без трудностей сложно оценить хорошие и радостные моменты. Личностный рост проявляется в отношении к сложностям жизни, научитесь сохранять спокойствие, оптимистический настрой, тогда любая ситуация будет значительно легче восприниматься. Спокойствие — величайшая сила, тренируйте выдержку, а позитивное отношение к жизни — отличное средство в любых сложных ситуациях.

Ищите выход — он всегда есть, находите оптимальный вариант развития событий!

Десятый месяц

Развитие личности связано и с такими навыками, как умение прощать, отпускать прошлые обиды. В литературе пишут — обиды тормозят развитие, негативно влияют даже на физическом уровне на состояние здоровья. Концентрируем внимание на добрых людях и сторонах жизни, отдаляемся от неприятных событий, устанавливаем границы в общении, если есть необходимость.

Одиннадцатый месяц

Программа личностного роста переходит к развитию финансовой грамотности. Конечно, духовная составляющая важна, однако живём в материальном мире, стоит подумать, как улучшить финансовое состояние, сохранить и преумножить финансы. Существует много интересных книг по данным вопросам.

Основная задача — научится правильно распределять ресурсы, контролировать затраты и сохранять минимум 10% доходов, формируя постепенно капитал. Советуем составить финансовый план и бюджет, чтобы понять соотношение доходов и расходов, основные статьи затраты, найти скрытые резервы или дополнительные источники доходов.
Специалисты рекомендуют преумножать активы (акции, депозиты, процентные доходы), сокращать пассивы (расходы по кредитам). Проанализировав финансовую ситуацию, лучше осознаете причины исчезания денежных средств, найдёте статьи, что съедают большую часть бюджета.

В финансовом плане также нужно подходить ответственно — ставить себе задачи по увеличению доходов и сокращению необоснованных расходов, что позволит увеличить накопление средств в будущем. Развитие личности — это и развитие финансовой граммотности.

Двенадцатый месяц

Анализируем результаты выполнения поставленных задач, подходит к завершению программа личностного роста. Что удалось лучше всего? Какие изменения удалось привнести в жизнь? Над чем стоит ещё поработать? Записываем все достижения за год и пишем свой план развития личности на следующий год.

От мечты — к реальности

Предложенная программа личностного роста является примерной, можете скорректировать её под свои потребности и жизненную ситуацию.

Старайтесь быстрее приступить к работе над планом и выполнению намеченных целей. Пообещайте себе каждый день делать шаг вперёд для развития личности и улучшения жизни! Всё в Ваших руках! Не бойтесь ошибок, они закономерны, в будущем пойдут на пользу. Очень полезно развивать настойчивость, это последний ключ, который открывает все закрытые двери.

Сконцентрируйте все силы на одной точке, результат обязательно будет. Вспомните Эдиссона с его электрической лампой, ведь никто не верил, что это возможно, Генри Форда, который творил чудеса, опровергая заявления, что четырёхцилиндровый двигатель невозможно создать. Наше окружение не всегда может знать все наши возможности, только мы создаём себя и свой мир!

В процессе работы над программой личностного роста рекомендуем вести Дневник Успеха, он поможет отслеживать достижения, поверить в свои силы. Записывайте каждый день свои успехи на пути самопознания, развития личности, Ваши первые победы. Они будут постоянно увеличиваться.

Вера даёт крылья, только поверив и познав истинность своих сил, сможете достичь невероятных результатов!

Елена Ветштейн

Все, что вы хотели знать о планировании в деталях

В предыдущих материалах о планировании очень подробно рассматривалась система построения личностного плана развития. В вопросах, которые поступают на почту проекта, я вижу детали, которые требуют разъяснения и уточнения. Итак, с чего начинается и что включает план личного развития. Рассмотрим пошагово.

  1. Начало

Планирование начинается с понимания своих приоритетов. Планы в личностном росте – это не списки дел на день! Осознанное движение в желаемом направлении начинается с четкого представления, куда нужно в итоге прийти.

Если вам кажется, что человек без целей — это вы, если уверены, что не представляете с чего начать, и куда двигаться, все равно есть способы понять собственные ориентиры.

В самом общем виде важнейшими для человека являются четыре жизненные составляющие: здоровье и физическая форма, отношения, самореализация и финансовая независимость.

Простой вопрос, чего (каких результатов) вы ждете в каждом из этих направлений через 5-10 лет , поможет честно ответить, чего вы хотите на самом деле. Лучше все свои ответы записать.

  1. Вектор на результат

Когда вы определили, что важно для вас, пора обозначить текущее состояние дел в каждом из направлений, ответив на вопрос, что есть сейчас. Этот разрыв между имеющимся и желаемым ляжет в основу плана саморазвития .

  1. Стратегия

Простыми словами, стратегия в личностном росте – это долгосрочный план. Если вы определились с желаемыми результатами, поставили цели, нужно ответить на вопрос, как прийти к нужному результату .

  1. Сроки

Следующим логичным шагом будет привязка крупных этапов стратегии к определенным срокам. Это станет хорошим ориентиром для понятного контролируемого движения. Главное условие – адекватность сроков .

Пример. Вы сегодня с ожирением 1 степени, а хотите нормальный ИМТ. Значит, за пять лет вам нужно выстроить новую систему питания и физической активности, в результате которой будет уходить лишний вес постепенно и пошагово. Допустим, вы хотите сбросить 20 кг, тогда: первый год — 30% от 20 кг, второй год 20%, третий год — еще 20%, четвертый год — 10%, пятый год — удерживаем результат.

Дальше. Сегодня вы — фрилансер, а через пять лет хотите реализовать себя в бизнесе. Значит, выстраиваете этот путь для себя. Первый год разрабатываете концепцию своего бизнеса, делаете бизнес план, привлекаете инвесторов, запускаете проект. Второй год — создаете начальную клиентскую базу. Третий год — наращиваете и умножаете клиентскую базу. Четвертый год — снова наращиваете и умножаете клиентскую базу. Пятый год — анализируете результаты, готовите выход на новый уровень развития бизнеса (новые продукты и услуги, новые рынки сбыта).

Финансы: первый год — создаете подушку безопасности, инвестируете в бизнес, перераспределяете источники дохода. Допустим, на третий год вы хотите выйти на прибыль от бизнеса. Опять вопросы сколько? и как? И так каждый год по плану: доходы и их источники; расходы и их источники; варианты накопления, приумножения.

  1. Карта действий

Наконец, мы приблизились к списку дел – регулярных целенаправленных действий , которые в сумме приведут к запланированному результату . Самый главный секрет карты действий в том, что чем ближе по срокам этап (пункт плана), тем детальнее карта действий.

Нет смысла детально планировать даже на год. Чем крупнее период планирования, тем глобальнее дела в плане.

К примеру, я обычно детализирую план на месяц и еще сильнее детализирую неделю. Как правило, на неделе я останавливаюсь. Планы на день у меня появляются в том случае, когда за день нужно успеть столько, что без списка можно потеряться. Несколько лет я использую систему свободного планирования, когда составляется план на неделю, и в свободном режиме все дела выполняются в течение недели. Главное условие – выполнить за неделю все запланированное. В такой системе нет авралов и цейтнотов, нет чувства вины, за то, что сегодня что-то не успела.

  1. Постепенность и регулярность

Планирование часто не приживается потому, что создав очень хороший план, мы стремимся сразу воплощать все запланированное в жизнь. Это ошибка. Хороший пример: новичок в фигурном катании хочет выполнить произвольную программу олимпийского чемпиона. Получится? Нет. Сразу не получится, потому что нет соответствующих навыков и умений, нужны годы тренировки. В планировании и в жизни по плану точно так. Вводить планирование в жизнь нужно постепенно, медленно и регулярно прокачивая это умение, доводя до автоматизма, формируя навык. Со временем планирование и жизнь по плану станут неотъемлемыми составляющими вашей эффективности, а блокнот под рукой хорошим помощником, чтобы не только мечтать, но и успевать воплощать задуманное.

Елена Ветштейн.

P.S. Для тех, кому хочется более глубокого погружения в тему планирования и управления жизненными результатами созданы авторские программы и материалы. Здесь вы сможете выбрать подходящую вам обучающую модель по управлению собой и своими жизненными результатами.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Заинтересовать перспективных сотрудников, повысить их мотивацию и лояльность можно, если они смогут реализовать свою потребность в саморазвитии, если у них будет четкое представление о возможностях своего служебного роста. Для этого на предприятии разрабатываются индивидуальные планы развития сотрудников, в реализации которых заинтересованы как сами работники, так и организация .

В статье рассмотрены вопросы:

  1. Для чего необходимы индивидуальные планы развития сотрудников;
  2. Что содержит индивидуальный план развития;
  3. Как составляется индивидуальный план развития сотрудника и какова его структура.

Что такое индивидуальный план развития сотрудника

Индивидуальный план развития, разработанный для конкретного сотрудника, это перечень обучающих мероприятий, направленных на приобретение новых и расширение имеющихся компетенций, обеспечивающих его профессиональное развитие и карьерный рост в данной компании. Такая программа развития составляется с учетом как потребностей самого сотрудника, так и с учетом потребностей компании, поэтому ее выполнение приносит выгоду и работнику, и предприятию. Для сотрудника индивидуальный план развития является одним из факторов нематериальной мотивации, позволяющим иметь четкое представление о каждом этапе карьерного роста и тех мерах, которые необходимо предпринять для его достижения. То, насколько сотрудник заинтересован в выполнении данного плана, как эффективно он выполняет полученные рекомендации, может служить и фактором материального поощрения при начислении премий или планировании его дальнейшего служебного роста. Компания с помощью внедрения индивидуальных планов развития повышает лояльность и профессиональную квалификацию своих сотрудников, качество их труда, конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Индивидуальный план развития, по сути, является карьерограммой, составленной с учетом характерных профессиональных и личных качеств работника. В нем определены приоритетные направления и стратегия его развития, даны рекомендации, в соответствии с которыми он сможет планомерно подниматься по служебной лестнице. Эти рекомендации носят конкретный характер, они могут содержать перечень тематических тренингов и семинаров, которые необходимо будет пройти сотруднику; список навыков, требующих развития. План может включать в себя и повышения уровня имеющихся знаний, а также выполнение специальных проектов и заданий, позволяющих получить объективную оценку квалификации на каждом этапе.

Что должен содержать пример плана индивидуального развития сотрудника

Мероприятия, которые содержит пример плана индивидуального развития сотрудника, подразделяются на обучающие, развивающие и закрепляющие. Карьерограмма может предусматривать:

  1. внешнее и внутреннее обучение с отрывом или без отрыва от производства;
  2. самостоятельное обучение;
  3. участие в новых проектах с целью приобретения дополнительных навыков и опыта;
  4. горизонтальное обучение и ротацию;
  5. обучение с коучем или наставником;
  6. ассистирование и стажировки;
  7. самостоятельное выполнение дополнительных заданий и поручений;
  8. сертификацию с помощью методов оценки, выбираемых в зависимости от целей обучения.

Индивидуальный план развития сотрудника составляется для достижения конкретных целей непосредственным руководителем, HR-менеджером или самим работником на основании оценочных процедур и методик. Он необходим, если планируется перевод работника на новую должность или расширение его должностных обязанностей, если нужно повысить эффективность работы на занимаемой должности, обеспечить взаимозаменяемость сотрудников.

О том, как удерживать ценных и перспективных сотрудников с помощью грамотно выстроенной системы управления, мы рассказывали в статье.

Чаще всего, обучение по индивидуальным планам проходят сотрудники, включенные в кадровый резерв предприятия. Для новых работников целесообразно составлять планы индивидуального развития на полгода, для остальных – ежегодно. Планы развития высокопотенциальных сотрудников могут составляться на срок от трех до пяти лет.

В Положении об обучении персонала, которое необходимо разработать на предприятии, или же в должностных инструкциях должны быть формализованы требования для каждой ступени карьерной лестницы. Четко сформулированные критерии оценки предоставляют возможность контроля и самоконтроля на каждом этапе развития. На основании этих критериев и нужд компании в специалистах руководитель и сотрудник должны совместно определить, какие профессиональные знания и навыки, какие компетенции необходимо приобрести и развить работнику. Такая обратная связь позволяет учесть сильные и слабые стороны сотрудника и составить план, оптимальным образом позволяющий ему реализовать свой потенциал.

Обучение и движение внутри организации, пусть даже горизонтальное – хороший способ мотивировать сотрудников.

Как составить индивидуальный план развития сотрудника

Индивидуальный план развития сотрудника составляется в несколько этапов. Подготовительный этап включает в себя оценку имеющихся знаний и навыков работника, определение приоритетов развития и разработку рекомендаций от руководителя или HR-менеджера. Затем необходимо составить и заполнить таблицу с приоритетными направлениями развития и указанием мероприятий, необходимых для достижения поставленных целей. В таблице также нужно будет указать способы и сроки развития необходимых навыков. После этого индивидуальный план должен быть согласован с руководителем или HR-менеджером, они могут скорректировать и дополнить его, после чего утвердить.

Составляя образец индивидуального плана развития сотрудника, необходимо учитывать, что перечисленные в нем развивающие мероприятия должны быть логичны и последовательны, развитие должно идти по принципу «от простого – к сложному». Включение в план того или иного мероприятия должно быть обосновано, чтобы было понятно, каким образом оно будет способствовать приобретению того или иного навыка. Также необходимо четко указать сроки развивающих действий и мероприятий или же их периодичность.

Универсальный образец индивидуального плана развития сотрудника

Как правило, индивидуальный план развития имеет универсальную структуру. Он содержит информацию о конкретном работнике и перечень профессиональных задач, стоящих перед ним. Кроме того, в плане должны быть приведены конкретные рекомендации, которые позволят ему добиться поставленных целей:

  1. развить корпоративные компетенции и деловые качества;
  2. развить профессиональные умения, знания и навыки.

План должен содержать пункт «Цели развития», его необходимо оформить в табличной форме. В первой графе приводится перечень конкретных целей, в остальных указываются сроки их достижения, используемые методы или развивающие действия. В план также должен быть включен пункт «Результаты выполнения». В этом пункте оценивается, насколько сотруднику удалось добиться выполнения поставленных перед ним задач. Он может содержать как самооценку работника, так и оценку руководителя или менеджера по развитию, а также необходимые комментарии и выводы.

Решая вопрос о том, как составить индивидуальный план развития, следует учитывать, что сегодня с этой целью можно воспользоваться специализированными программными продуктами или отдельными модулями универсального программного обеспечения, с помощью которого также организуется учет и утверждение заявок на обучение и сертификацию, рассчитываются затраты на развитие каждого работника или участника кадрового резерва.

В этой публикации я бы хотел немного отклониться от привычной финансовой тематики, чтобы поговорить про саморазвитие и рассказать, какой может быть программа развития личности . Анализируя статистику сайта и общаясь с читателями, я заметил, что мотивирующие статьи о том, и т.п. пользуются большой популярностью, особенно среди постоянных читателей. Поэтому решил уделить большее внимание развитию этой темы и продолжить цикл статей про саморазвитие.

Итак, сегодня поговорим о том, что такое программа развития личности и для чего она нужна. Любой человек, любая личность в процессе своей жизни может меняться, причем, эти изменения могут происходить как в лучшую, так и в худшую сторону. Под лучшими изменениями я подразумеваю приобретение каких-то новых полезных знаний, умений, способностей, под худшими – соответственно, утрату имеющихся полезных знаний, умений, способностей. Но также, на мой взгляд, негативным фактором можно считать даже остановку в развитии личности.

Если человек останавливается в своем развитии – он неизбежно начнет что-то терять в каких-то сферах своей жизнедеятельности (работа, бизнес, отношения, хобби и т.д.). Сейчас ничего не стоит на месте, поэтому чтобы быть успешным, необходимо постоянное развитие. Отсутствие такого развития означает неизбежные потери, чем дольше оно будет отсутствовать – тем сильнее могут быть эти потери.

Есть люди, которые задумываются о своем развитии и стремятся к этому, есть такие, у которых оно происходит само по себе, например, ввиду профессиональной деятельности, занятия своим хобби и т.д. Кроме того, иногда развитие личности может происходить без каких-либо видимых для самого человека признаков: он не замечает за собой изменений, а узнает о них только от окружающих. Это зависит от степени самосознания человека: чем она выше, тем больше он способен объективно оценивать происходящие в его личности изменения.

У какого человека развитие личности будет происходить более эффективно: у того, который предпринимает для этого какие-то действия, ставит себе цели и задачи и добивается их, то есть, занимается саморазвитием, или у того, который даже не задумывается об этом? По-моему, ответ очевиден.

Развитие личности будет более эффективным у людей, занимающихся саморазвитием: они смогут достичь лучших результатов, чем те, кто пускает развитие своей личности на самотек.

Тогда возникает другой вопрос: что необходимо делать для развития личности? Для этого, как и в любом деле, лучше всего действовать по некоему намеченному плану, иметь определенную программу действий. В данном случае ее можно назвать “программа саморазвития” или “программа развития личности”. Рассмотрим, что она может собой представлять.

Итак, программа развития личности – это некий комплекс мер, предназначающийся для достижения определенных результатов в саморазвитии личности в целом и отдельных ее сферах в частности. Предлагаю вашему вниманию наиболее общую, упрощенную программу саморазвития личности, представленную в виде схемы:

Как вы видите, она состоит из 5 этапов:

1. Постановка целей;

2. Самоанализ;

3. План развития личности;

4. Практическая реализация;

5. Анализ результатов.

Рассмотрим подробнее, что включают в себя эти этапы программы развития личности.

1. Постановка целей. Прежде всего, необходимо определить, для чего конкретно вам нужна программа развития личности, то есть, каких целей в итоге вы хотите достичь. На этом этапе необходимо “нарисовать” себе некий идеальный образ человека, которым вы хотели бы стать. Целесообразно поставить себе цели сразу во всех основных направлениях развития личности:

– Личная жизнь;

– Работа, карьера, заработок;

– Интеллектуальное развитие;

– Здоровье, физическое развитие;

– Хобби и увлечения;

– Избавление от вредных привычек и т.д.

Цели необходимо формулировать как можно более четко, чтобы конкретно было видно, к чему вы стремитесь. Кроме того, эти цели важны еще и как мотив, стимул для их достижения. Хорошо продумав и “нарисовав” себе этот образ, вы будете психологически хотеть им стать, у вас будет больше желаний и положительной энергии, которая станет вашим помощником в саморазвитии.

Цели могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Причем, наличие целей одного срока никак не избавляет вас от необходимости ставить цели и другого, большего или меньшего срока достижения.

Настоятельно рекомендую при постановке целей в своей программе развития личности не брать во внимание стереотипы, навязанные кем-либо (родителями, учителями, знакомыми, окружающими людьми и т.д.). Вы должны стремиться стать именно таким человеком, которого хотите видеть в себе вы сами, а не кто-то еще. В противном случае вас может постигнуть глубокое разочарование, и придется начинать все сначала, но невосполнимый человеческий ресурс – время – уже будет упущено.

2. Самоанализ. После того, как цели поставлены – переходим ко второму этапу программы развития личности – самоанализу. Если на предыдущем этапе вы “рисовали” себе образ идеального “Я”, то теперь нужно “нарисовать”, наоборот, реального “Я” – такого, каким вы являетесь на текущий момент. Необходимо увидеть и выделить все свои положительные качества, которые помогут вам двигаться к достижению намеченных целей, и отрицательные, которые, наоборот, будут вас тормозить, и с которыми вам придется бороться.

Здесь, наоборот, чтобы самоанализ получился максимально объективным, необходимо сравнить, как себя видите вы, и как вас видят окружающие. Кстати, сделать это не всегда просто. Дело в том, что ваши друзья или знакомые могут из соображения этики “не замечать” ваших отрицательных качеств и недостатков, тогда вы сами их тем более не заметите. Но здесь можно воспользоваться одной хитростью: подумайте, какими вам видятся ваши друзья, ваш круг общения. Человек всегда тянется к себе подобным, поэтому очень вероятно, что недостатки, которые вы видите в окружающих вас людях – это зеркальное отражение ваших собственных недостатков.

На этапе самоанализа программы развития личности вам необходимо определить и зафиксировать отправную точку, исходные данные, с которыми вы будете сравнивать достигнутый в будущем результат.

3. План развития личности. Третьим этапом составляем конкретный план действий, при помощи которого вы будете достигать поставленные цели. Назовем его “план развития личности”. Опираясь на свои выявленные сильные стороны, продумайте, как с их помощью вы сможете избавиться от слабых, исключить негативные качества, а позитивные усилить и укрепить еще сильнее.

К примеру, если речь идет о достижении каких-то финансовых целей, необходимо составить , об укреплении здоровья – план занятий, тренировок, перехода на правильное питание, и т.д.

План развития личности должен содержать не только перечень конкретных мероприятий, но и конкретные сроки выполнения каждого из них и определение факторов, по которым можно будет полагать, что цель достигнута.

4. Практическая реализация плана. Когда план будет готов, можно считать, что ваша программа саморазвития, программа развития личности составлена, и приступать к ее практической реализации. То есть, выполнять все пункты намеченного плана в той последовательности, в которой это предусмотрено.

Любые перемены всегда проходят сложно на первом этапе. Однако со временем эти сложности уходят. Существует так называемое “Правило 21 дня”, которое говорит о том, что любое новое, неудобное и нежелаемое для вас действие уже через 21 день превратится в привычку. Поэтому старайтесь стойко перенести начальные трудности и выработать у себя как можно больше полезных привычек, которые начнут проявляться уже всего через 3 недели. А когда вы увидите какие-то первые, пусть даже незначительные успехи, это наверняка начнет вдохновлять вас и еще сильнее мотивировать ваше саморазвитие.

Также необходимо понимать, что не обязательно все действия будут давать какой-то результат, и это вполне нормально. гласит, что 20% действий обеспечивают 80% результата и наоборот.

Чтобы эффективнее выполнять свою программу развития личности, вам придется избавиться от т.н. “пожирателей времени” – занятий, которые не приносят никакой пользы, но отнимают время. Ну, к примеру, “зависание” в соцсетях или пустая болтовня по телефону (у каждого человека наверняка найдутся свои “пожиратели времени”). Высвобожденное таким образом время вы сможете направить на более полезные занятия, которые предусматривает ваша программа развития личности.

Также хорошим подспорьем в реализации намеченного плана будет заведение новых знакомств и связей с людьми, которые лучше вас в том, к чему вы стремитесь, или которые стремятся к тому же, к чему и вы. Во-первых, они смогут стать для вас положительными примерами, усилив вашу мотивацию. Во-вторых, сообща проще двигаться к поставленной цели, чем в одиночку. В-третьих, чем больше других людей будут вовлечены в процесс вашего саморазвития, тем уже сложнее вам будет от него отказаться, ведь тогда вы упадете в их глазах. Таким образом, ищите новые полезные знакомства среди людей, у которых есть, чему поучиться, на которых вы хотели бы быть похожими.

Практическая реализация программы развития личности – самый сложный этап, но только он сможет привести вас к желаемым результатам. Как бы хорошо и грамотно вы не спланировали свое саморазвитие, теория без практики, как известно, слепа.

5. Анализ результатов. И, наконец, как и любой процесс, программа развития личности требует подведения итогов, анализа полученных результатов. Далеко не факт, что вы с первой попытки достигнете всего, что запланировали. Но все равно вам необходимо проанализировать все ваши действия, найти в них то, что помогло или, наоборот, помешало вам достичь поставленных целей.

Если цель достигнута – замечательно, значит, можно ставить новую, более амбициозную цель, и строить план уже по ее достижению, ведь, как вы помните, саморазвитие, развитие личности никогда не должно останавливаться.

Если цель не достигнута – у вас всегда есть еще попытки, которые вы можете совершить с учетом анализа и исправления своих ошибок.

Саморазвитие вряд ли можно назвать простым процессом, но наверняка можно назвать интересным и увлекательным. Развивая свою личность, человек постоянно узнает что-то новое, приобретает новые навыки и умения, опыт, и все это рано или поздно обязательно поможет ему в жизни, сделает жизнь ярче и интереснее.

Оставайтесь на : материалы этого сайта непременно помогут вам в саморазвитии, повысят вашу финансовую грамотность и научат максимально эффективно использовать личные финансы. До новых встреч!

В работе на любой должности неизбежно наступает момент, когда привычные обязанности выполняются с закрытыми глазами или, наоборот, появляются функции, требующие получения новых знаний. Это значительно снижает мотивацию работников и отрицательно сказывается на эффективности их труда. Для того чтобы этого избежать, предусмотрительные руководители составляют для каждого сотрудника план профессионального развития. Для обеих сторон это удобный инструмент развития профессиональных качеств и, как следствие, бизнеса.

Проблема развития персонала во многих компаниях сегодня стоит очень остро, так как обусловлена кадровым голодом и ценностью финансовых сотрудников на рынке труда. Для того чтобы удержать квалифицированный персонал, работодатели пытаются решить этот вопрос путем профессионального развития работников, построения плана карьерного роста, включения в кадровый резерв.

План профессионального развития сотрудников

План индивидуального профессионального развития представляет собой документ , в котором фиксируется планируемое продвижение сотрудника по служебной лестнице на период один - три года (возможно, пять) и квалификационные требования, удовлетворяющие каждой позиции. План профессионального развития, как правило, включает:

Компетенции, которыми сотрудник обладает сейчас;
компетенции, требующие дополнительного развития;
перечень мероприятий, позволяющих развивать необходимые компетенции;
стажировки, которые позволят ознакомиться с функциями должности, в резерв которой включен данный сотрудник;
результат, который должен быть достигнут в процессе стажировки;
план делегирования обязанностей, предусмотренных должностью, на которую резервируется данный сотрудник;
сроки развития компетенции;
факт исполнения индивидуального плана развития и комментарии.

В индивидуальном плане развития устанавливаются конкретные реальные сроки для развития навыка до требуемого уровня.

Процедура работы с таким видом документа в организации может быть централизованной, строго регламентированной и распределенной по ответственным исполнителям: служба управления персоналом, руководители организации, руководители структурных подразделений, сотрудники. А может быть неформальной, вынесенной только на уровень, например, руководителя финансово-экономической службы.

Организатором централизованного процесса составления планов профессионального развития, как правило, является служба по управлению персоналом. В этом процессе должны принимать участие как минимум руководитель и его подчиненный. Самое сложное при формировании такого плана заключается в идентификации проблемных зон сотрудника, то есть оценки его сильных и слабых сторон в профессиональных знаниях, опыте и поведении. Эти зоны правильнее называть зонами развития, поскольку они могут лечь в основу достижения еще большей эффективности и результативности деятельности сотрудника. Поэтому план профессионального развития сотрудника составляется, как правило, по результатам оценки или аттестации по компетенциям.

План индивидуального развития является довольно гибким инструментом удержания ключевого персонала, он может ежегодно уточняться и корректироваться по желанию обеих сторон. Планирование карьеры сотрудников, как правило, происходит в определенном направлении, удовлетворяющем также обе стороны, в зависимости от того, какие задачи предстоит решать сотруднику в будущем и в каких проектах он будет участвовать. Обе стороны должны найти компромисс, чтобы развитие сотрудника планировалось в соответствии с целями компании для обеспечения решения стоящих перед ней стратегических задач и одновременно удовлетворялись его личные потребности.

Порядок составления плана профессионального развития

Работа по развитию компетенций сотрудников включает несколько этапов, основные из которых: собственно составление плана профразвития на основании имеющегося бюджета и задач, решаемых конкретным подразделением, проведение оценки знаний персонала и корректировка плана с учетом полученных результатов.

Наиболее трудоемким и важным является второй этап, а именно - оценка знаний работников. Это основа всей системы управления персоналом, поскольку без нее практически невозможно получить объективную информацию о сотрудниках, а следовательно, сложно принимать обоснованные управленческие решения. Наличие объективной системы оценки в компании является также сильным мотивирующим фактором для сотрудников, поскольку, если оценка регулярна и неизбежна, а ее критерии известны сотрудникам, то есть им понятно, как результаты оценки повлияют на уровень дохода, каковы карьерные перспективы и возможности развития, это является стимулом для сотрудника повысить свою результативность.

Виды развивающих мероприятий могут быть следующими:

1. Развитие на рабочем месте.
2. Специальные проекты/задания/ временные назначения.
3. Обучение на опыте других.
4. Поиск обратной связи.
5. Самообучение.
6. Тренинги и семинары.

Для оценки выполнения плана профессионального развития разрабатывается форма специального отчета. Но в некоторых случаях допустимо, чтобы в структуру плана профессионального развития включался пункт "Статус исполнения целей", где по окончании запланированного срока вносятся самооценка сотрудника и оценка руководителем достигнутых результатов.

Преимущества работы по плану профессионального развития очевидны:

Профессиональное развитие сотрудника становится организованным и целенаправленным, а не стихийным;
план позволяет соотнести направления профессионального развития сотрудника с актуальными и перспективными потребностями подразделения;
он позволяет учесть интересы сотрудника в его профессиональном развитии;
по результатам оценки выполнения такого плана сотрудник регулярно получает обратную связь по развитию своих профессиональных компетенций и лучше понимает требования организации к занимаемой или перспективной должности;
грамотно выстроенная работа по планам профессионального развития мотивирует сотрудника на дальнейшую работу в организации. Но имеются и недостатки работы с такими документами:
планировать в ситуации нестабильности и зависимости от большого количества внешних факторов нелегко, тем более профессиональное развитие сотрудников;
план профессионального развития - достаточно сложный в работе инструмент: на его составление, контроль и оценку выполнения надо выделять достаточно много временного и личностного ресурса руководителя, поскольку все процедуры проводятся в форме личной беседы;
план профразвития может легко превратиться в формальный документ, которому в организации или подразделении не придают большого значения - в этом случае организация получает инструмент демотивации сотрудников.

Методы оценки персонала

Существует несколько видов оценки, которые зависят от цели ее проведения. Имеются в виду количественная или качественная оценка сотрудника либо комплексная оценка его как члена организации.

Количественная оценка применяется для определения результативности труда сотрудника. К ее методам относят использование заданной балльной оценки достижений и ошибок сотрудника, экспертную и коэффициентную оценку его деятельности, всевозможные профессиональные и психологические тесты. Этот вид оценки больше подходит для сотрудников сферы материального производства. Если говорить о людях, которые заняты в основном интеллектуальным трудом, то одной только количественной оценки будет недостаточно. Впрочем, как и качественной, поскольку они дают весьма условное представление о том, насколько сотрудник эффективен. Качественная оценка позволяет оценить личностные качества работника, например его кругозор, навыки ведения деловых переговоров и коммуникаций. Для этого используют оценочные интервью, дискуссии группы экспертов с оцениваемым сотрудником, произвольное (письменное или устное) изложение сотрудником видения его работы и функций, систематическое наблюдение и оценка.

Поскольку упомянутые выше цели оценки персонала весьма разнообразны, то использование только одной группы методов оценки может привести к нежелательным и заведомо неверным результатам. Следовательно, комплексная оценка помогает снизить риск получения случайного результата.

Существует также несколько видов комплексной оценки:

Оценка по принципу 360 градусов, то есть оценка непосредственным руководителем, подчиненными, а также коллегами, стоящими на одном иерархическом уровне с оцениваемым сотрудником и тесно с ним взаимодействующими. Этот метод включает также самооценку сотрудника. В ходе оценки аттестуемые получают обратную связь, позволяющую понять, насколько оценка окружающих соответствует самооценке работника;
метод МВО (Management by Objectives), то есть управление посредством постановки целей. Сотрудник вместе с непосредственным руководителем формулирует свои основные цели на предстоящий период (как правило, календарный год);
система грейдирования (уровней). Это система позиционирования должностей в соответствии с политикой компании. Грейд должности определяется исходя из анализа и оценки ключевых факторов (критериев). Оценка персонала по системе грейдов - оценка способностей и качеств сотрудников по ключевым факторам на предмет соответствия должности.

Наиболее полной формой оценки является оценка, проводимая ассесмент-центром (assessment-center), то есть центром оценки персонала. Однако самым распространенным и удобным способом оценки является аттестация.

Аттестация персонала.

Аттестация отвечает на вопросы о том, насколько полно тот или иной человек соответствует занимаемой должности, насколько эффективно применяет на практике свои знания и навыки. Регулярное проведение аттестации сотрудников позволяет решить следующие цели: информирование сотрудников о требованиях, предъявляемых компанией к занимаемым ими должностям; определение потребности в обучении и развитии персонала; обеспечение соответствия квалификации сотрудников занимаемым ими должностям; приведения в соответствие уровня оплаты сотрудников уровню их квалификации. Аттестация дает возможность ответить на вопросы: "чему учить?", "как учить?", "кого учить?", спланировать обучение для определенных категорий сотрудников, выявить наиболее перспективных работников, в развитие которых будет рентабельно вкладывать средства компании.

Следует понимать, что аттестация всегда проводится в соответствии с заранее заданными критериями и охватывает определенный период. Поэтому необходимо выявить эти критерии и установить периодичность проведения аттестации, например ежегодно или два раза в год.

Затем нужно создать аттестационный комитет в составе трех - пяти человек, которым доверить разработку и утверждение процедуры аттестации. Комитет определяет ключевые принципы проведения аттестации в компании, перечень компетенций для сотрудников и руководителей. Все ключевые принципы проведения аттестации сотрудников компании находят отражение в положении об аттестации, которое и является результатом работы комитета. После утверждения положения об аттестации проводится информирование и обучение менеджеров и сотрудников компании. Аттестация должна проводиться во всей компании, начиная с топ-менеджеров и заканчивая рядовыми сотрудниками.

При определении экспертов для проведения оценки сотрудника нужно исходить из следующего: во-первых, оценка непосредственного руководителя сотрудника - самый важный момент аттестации. В качестве других экспертов могут выступать сотрудники как того же подразделения, в котором работает оцениваемый, так и других подразделений, взаимодействующих с сотрудником. Это необходимо для того, чтобы некоторая важная часть производственного поведения была оценена "со стороны". Как правило, речь идет о функциональных руководителях или о руководителях проектов. Например, бухгалтер филиала будет оцениваться не только директором филиала, но и главным бухгалтером из штаб-квартиры. Однако экспертом может выступать лишь тот, кто являлся внутренним клиентом сотрудника и мог непосредственно наблюдать его производственное поведение. Важный момент при использовании нескольких экспертов - это согласование оценки.
Руководитель выступает перед сотрудником с единой оценкой и рекомендациями по развитию. В идеале согласование оценок должно происходить следующим образом. Руководитель сотрудника и каждый из экспертов выставляет свою оценку. Затем они собираются и обсуждают каждую компетенцию, по которой оценки экспертов отличаются от оценки руководителя сотрудника. Результатом данного обсуждения является итоговая оценка по данной компетенции, принятая всеми экспертами.

Еще один важный момент - это обязательная самооценка сотрудника, которая позволяет ему еще раз проанализировать свою деятельность за отчетный период, подобрать факты, продумать шаги по саморазвитию. Для руководителя самооценка сотрудника - прекрасный способ сэкономить время и сконцентрироваться на анализе расхождений в оценках и обосновании своей точки зрения.

Аттестация работников бухгалтерских служб может осуществляться в порядке, установленном для всей компании. По мнению автора, не имеет смысла оценивать профессионализм сотрудников бухгалтерии и финансовой службы по каким-либо количественным показателям. Их достаточно сложно определить для данного вида работы и вряд ли они дадут реальную оценку профессионализму сотрудника.

Для работников финансовой службы могут оцениваться следующие компетенции:

1. Профессиональные знания и степень их применения при выполнении порученных заданий. Здесь должна оцениваться и профессиональная квалификация, и качество выполняемых работ: существует ли необходимость в доработке заданий, наличие ошибок, самостоятельность выполняемых заданий и их своевременность, возможность использования сотрудника по усмотрению компании, то есть его мобильность.
2. Деловые и личностные качества. Здесь оценивается работоспособность сотрудника, его ответственность, внимательность, умение расставлять приоритеты и принимать в необходимых ситуациях самостоятельные решения, аналитические способности, инициативность, способность и желание обучаться, а также умение устанавливать хорошие рабочие взаимоотношения с коллегами, понимание и соблюдение интересов "внутренних и внешних" клиентов.
3. Социальные характеристики . Оценивается соблюдение сотрудником установленных в компании правил, лояльность к компании.
4. Для руководителей служб важны управленческие навыки. Здесь могут оцениваться административные способности, умение планировать, распределять и организовывать работу подчиненных. Умение обеспечивать контроль качества работы на всех этапах, выслушивать и общаться с подчиненными.

Корректировка плана по результатам аттестации

Последний этап составления плана профессионального развития - его корректировка. Обычно на этой стадии проводится постаттестационное собеседование непосредственного руководителя с сотрудником. Руководитель рассказывает, что общего и чем различаются самооценка сотрудника и оценка экспертов, намечаются шаги по улучшению производственного поведения в проблемных зонах.

Рекомендации

Многие руководители опасаются, что, после того как сотрудники пройдут необходимое обучение, в ряде случаев подтвердят свою квалификацию соответствующими сертификатами, они непременно покинут компанию. Безусловно, такой риск существует всегда, поскольку, повышая квалификацию, сотрудник увеличивает свою рыночную стоимость. Но следует учитывать, что сотрудник также понимает, что компания, которая вкладывает ресурсы в его развитие, - это очень привлекательная компания. Если ему прозрачны его перспективы в финансовом и карьерном плане в компании, которая предоставляет ему возможность развития, он понимает, что ценен для компании, и также будет прилагать усилия для того, чтобы вернуть вложенные в него ресурсы за счет качественной работы и лояльности к компании.

Чтобы минимизировать возможную негативную реакцию сотрудников на аттестацию, необходимо уделить достаточно времени на подготовку аттестационных мероприятий. Как правило, волнение у сотрудников возникает в связи с недостатком информации и непониманием целей данных мероприятий. Поэтому перед началом аттестации необходимо проинформировать персонал о предстоящем мероприятии, его целях, порядке проведения и ожидаемых результатах.

При грамотной подготовке персонала к аттестации сотрудники поймут, что им не следует опасаться увольнений или каких-либо других негативных последствий аттестации. Наоборот, они могут увидеть хорошие перспективы и возможности. Сотрудники смогут заранее подготовиться к аттестации, если заблаговременно задумаются о том, чего они хотят достичь в компании, и, соответственно, чему им необходимо учиться и какие навыки и компетенции развивать.