Самопожертвование в войне и мире соня. Соня: Война и мир. Действительно ли Соня пустоцвет. Петр Ростов - центральный герой романа

Соня - племянница графа Ростова, которая с детства жила и воспитывалась в их семье. Соня была очень тихой, порядочной и сдержанной, внешне она была красивой, но её внутреннюю красоту рассмотреть невозможно, так как у неё не было жизнелюбия и непосредственности, как у Наташи . Граф и графиня любили Соню, желали ей только добра и счастья, поэтому воспитывали её так же, как и своих детей, привив ей с детства только хорошие качества. Она росла доброй, чуткой к чужому горю, внимательной и обладала огромной нравственностью.

Соня была самоотверженной, ведь она любила Николая с детства, но понимала, что она ему не пара и поэтому возвращает ему все обещания. Хотя в душе она надеется, что всё разрешится: Андрей Болконский поправится, и Наташа выйдет за него замуж, тогда Николай не сможет жениться на Марье и вернётся к ней. Но ей не суждено было стать счастливой, Николай и княжна поженились. Все свои невзгоды она переносит без ропота, она не привыкла бороться и отстаивать своё счастье. Живя в доме Ростовых на правах бедной родственницы, Соня не может им перечить и платить неблагодарностью, поэтому по просьбе графине она и отпускает Николая. После смерти графа она остаётся жить с графиней и Николаем, но никогда не показывает своих чувств, она прячет свою любовь глубоко в сердце.

Соня в произведении Льва Толстова «Война и мир» предстает перед читателем симпатичной и изящной девушкой, хорошо воспитанной, с привитыми манерами и несгибаемыми принципами. Попав в семью Ростовых по воле судьбы, она в течение всей жизни хранит им верность и преданность. Абсолютно не конфликтная и излишне правильная девушка, как ни странно, остается практически незамеченной другими персонажами повествования.

Пережив безответную любовь к тому, с кем росла в одном доме, Соня отказывает потенциальному жениху и до конца своих дней остается старой девой.

Характеристика героини

(Соня - племянница Ростовых, иллюстрация художника Константина Рудакова )

С первых строк описания Сони Толстой представляет героиню как девушку со всех сторон положительную. Она прекрасно училась наравне с другими детьми Ростовых, во всем угождала своим приемным родителям. Она послушная, кроткая и рассудительная.

По внешним данным она ни в чем не уступала Наталье Ростовой. У нее были прекрасные длинные темные волосы, выразительный взгляд, тонкий стан и изящные руки. Двигалась девушка пластично и напоминала котенка, которому предстоит превратиться в красивую и обольстительную кошку.

Процесс расцвета красоты героини происходит на период от ее первого появления на балу и далее до 20 с лишним лет. Облачившись в подобающее событию платье, Соня наравне с Натальей появляется на светском мероприятии и выглядит не менее эффектно.

Парадокс в том, что ее никто не замечает. Это происходит на протяжении всего романа. В детстве приемные родители не хвалят ее за успехи, они воспринимаются, как само собой разумеющееся событие. На балу с ней никто не общается и в описании всех последующих событий она присутствует, но, словно, держится в стороне от всего.

Причиной такого невзрачного образа при наличии положительных внутренних качеств и симпатичной внешности девушки является отсутствие в ней спонтанности, игривости и легкости. Она совсем не романтична. Ее практичность и принципиальность сквозят во всем. Она делает все так, как положено, и без лишних эмоций.

Героиня спокойно относится к отсутствию внимания к собственной персоне, ее это не тяготит. Возможно, такой взгляд девушки сформировала благодарность приемной семье за равное с остальными детьми положение, наложенная на врожденные черты личности Сони.

Девушка настолько верна своим принципам, что отказывает Долохову в женитьбе, хотя он является для нее выгодной партией. Всю жизнь она хранит верность своим чувствам к Николаю, не желая их предавать.

Образ героини в произведении

(Ирина Губанова в роли Сони из к/ф Сергея Бондарчука "Война и Мир", СССР 1966 )

Фактически Толстой описал жизнь девушки-пустоцвета, которая при всех исходных данных могла бы прожить ее намного ярче, полезней и интересней для самой себя. Это могло произойти, если бы Соня умела немного подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Видя, что ее чувства не вызывают ответной и равной по силе симпатии у Николая, она могла переключиться на других ухажеров, но девушка не хочет этого делать. Как итог, Соня остается в доме возлюбленного, ухаживает за его престарелой матерью и наблюдает за тем, как счастливо он проживает жизнь с любимой супругой.

(Тайный разговор Сони и Наташи )

Тесно общаясь с Натальей и видя, как вокруг нее кипят ключом события, Соня не перенимает от сестры даже толику спонтанности. Когда та в заботе о раненых, отказывается вести вещи на повозках, Соня недоумевает, зачем это нужно. Она складывала вещи в дорогу, значит, они должны погрузить их, а не раненых. Именно в таких описаниях автор передает читателю, что действовать всегда в угоду правилам нельзя. Они, как и мировоззрение, могут меняться в течение жизни, и в этом нет ничего страшного.

Именно отсутствие у Сони умения учитывать изменяющиеся обстоятельства и собственные интересы мешает ей создать собственную семью.


Среди женских образов романа-эпопеи Л. Н. Толстого особняком стоит образ Сони Ростовой, племянницы графа, живущей и воспитывающейся в его доме. Она не похожа ни на Наташу, живую и полную чувств и эмоций, на высоконравственную княжну Марью, на холодную и надменную Элен. Соня – тихая девушка, сдержанная, порядочная, рассудительная, способная к самопожертвованию. Она вполне положительная героиня. Но почему же мы тогда не чувствуем в словах автора, когда он говорит о своей героине, такой глубокой симпатии, которая звучит в описаниях Наташи и Марьи Болконской? Соня подчиняется разуму, она не живет чувствами, а следует установленным в обществе правилам. Внешняя характеристика Сони тоже хороша: "…тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но ещё не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой". Девушка красива, и уже это наводит нас на мысль о том, что что-то в ней не так. Со всей своей положительностью она не дотягивает до идеальной героини. Как мы знаем, Толстой в образах своих героев противопоставляет внутреннюю красоту внешней. А уж коль героиня красива внешне, то, может быть, внутренний мир её беден?

Попробуем разобраться в этом.

В ходе повествования Толстой постоянно проводит параллель между Наташей и Соней. Образ Сони при этом будто намеренно создан служить контрастом образу Наташи, помочь раскрыть её черты полнее. Если Наташа – жизнелюбивая и непосредственная, то Соня – плавная и мягкая, её движения замедленны. Наташа живет полной жизнью, постоянно влюбляется, бросается в омут чувств. Соне не хватает этой живости, она будто находится в полусне. Героиня любит Николая, но мы тоже не представляем всей силы этого чувства. Соня старается помешать побегу Наташи с Анатолем Курагиным, но мы вместе с автором сочувствуем не Соне, такой благоразумной и правильной, а Наташе, переживающей свой поступок с огромной силой отчаяния и стыда.

Автор не дает Соне возможности быть счастливой. Николай в пылкой юности отвечает ей взаимностью. Робкие поцелуи, гадания, детские годы, проведенные вместе – всё это способствовало возникновению между молодыми людьми романтического чувства. Но в семье Ростовых понимают, что брак между Соней и Николаем невозможен. Графиня старается уговорить девушку выйти замуж за влюбленного в неё Долохова, однако героиня отказывается. Отказывается она и от Николая, возвращая ему данное им слово. Она знает, что не пара Ростову и не борется за свою любовь, как это сделала бы Наташа. В глубине души она всё-таки надеется на то, что всё само встанет на свои места, Наташа выйдет замуж за Андрея Болконского, который выздоровеет. В этом случае Николай не сможет жениться на княжне Марье. Но Соня не учитывает самой важной детали: Николай уже влюблен в Марью Болконскую.

Надежды Сони не оправдались. Князь Андрей умер, Николай женился на Марье, а Соне осталось лишь спрятать своё чувство вглубь сердца.

Может быть, характер Сони не смог раскрыться в полной мере лишь потому, что она всю жизнь жила в доме Ростовых на правах бедной родственницы, с ощущением постоянной зависимости? До самых последних страниц романа Соня продолжает любить Николая, но не имеет права высказать свои чувства.

Соня – положительная героиня, она честна, не способна на подлость, но ей не хватает живости и индивидуальности, она слишком приземлена и проста.

Приемные дети - актуальная тема для литературы и жизни. Великий классик исподволь подводит к пониманию важности персонажа Соня Ростовой в сюжете, но не делает его главным персонажем. Грань между приемными и собственными такая тонкая, что философские проблемы могут увести в сторону.

Судьба приемного ребенка

Соня - троюродная сестра детей Ростовых. В романе нет указаний на то, при каких обстоятельствах девушка оказывается в их доме. Соня - не просто сестра для главной героини. Она подруга Наташи. Девушка стремится помочь Ростовой, она удерживает ее от позора отношений с Курагиным. Соня обещает сидеть у дверей молодой графини и не выпускать ее из дома, не позволяет ей сбежать с Анатолем.

Отношения между девушками открытые и искренние. Наташа плачет вместе с Соней, даже не вникая в причину. Горе подруги воспринимается как свое.

Соня платит благодарностью семье, которая ее воспитала. Она готова пожертвовать всем ради Ростовых. В итоге, девушка отказывается от возможности создания своей семьи. Что это за решение? Кто-то считает, что глупость, другие верят в силу любви. У каждого читателя складывается свое мнение о персонаже. Общее одно - Соню жаль. В конце романа это 30-летняя «старая дева». Всю себя она отдает заботе за членами семьи: ухаживает за графиней, балует детей Николая. Автор описывает ее такими словами, что за каждым встает вопрос: стоило ли это того?

«Примирилась со своим назначением пустоцвета», «…как кошка…прижилась не к людям, а к дому», «…мелкие услуги». Классик как будто сомневается в искренности поступков: «…все это принималось невольно с слишком слабою благодарностью». Роман «Война и мир» учит: нельзя давать чувствам поглощать себя полностью, отказываться от своей судьбы. Человеку дана жизнь, чтобы все испытать. Для женщины - это материнство. Таких образов «старых дев» в русской литературе множество. Приживалки вызывают жалость, но это их выбор. Они сами платят за свои минутные слабости.

Жертвование своим счастьем

Любовь к Николаю стала смыслом жизни девушки. Никто не одобряет возникшего чувства. Графиня Ростова объясняет приемной дочери пагубность и опасность ситуации: «порча карьеры сыну». Соня не скрывает своих чувств, это становится понятно из ее слов. Она обращается даже к митрополиту, который говорит, что нельзя поддаваться данному чувству. Но как часто и бывает, человек не властен над любовью.

Характеристика Сони Ростовой дополняется данными о возможности повернуть, изменить судьбу. К Соне сватается Долохов. Блестящий офицер мог бы поменять судьбу красавицы. Она бесприданница, сирота. Он отличная партия, но девушка отказывает. Причина - страстная любовь к Николаю. Девушка держит мужчину, не дает возможности ему стать свободным. Порядочный Николай не может обидеть Соню. Отношения приходят к логическому завершению: Соня освобождает Николая от юношеских обещаний. Ростов женится на Болконской. Женщина живет в новой семье, с Марией и любимым ею человеком. Представить, каково Соне, сложно и страшно. Смотреть за отношениями, ухаживать за детьми, любить, но не получать ответа, не сметь даже мысленно мешать семейному счастью.

Личность героини

Прелестная девушка отличается верностью чувств. Она показывает пример преданности и самоотверженности. В образе, по мнению автора, «одно хорошее». Соня мастерски исполняет литературные тексты, читая тоненьким голоском проникновенно и точно. Особое качество персонажа - терпение. Чувствительная поэтическая натура скрывает свои внутренние переживания, смирившись со своей судьбой. Скрытность чаще не свойственна чувствительным натурам. Здесь все иначе. Притворная улыбка, крепкий кошачий взгляд - одно описание героини. Во всей прелести распустившийся цветок, бархатные черные глаза - другой образ. Красавица могла бы пользоваться своей внешней красотой и кротостью, нашла бы для себя красавца, но она выбрала иной путь. Правильно ли ее решение? У каждого свое мнение.

Соня Ростова кажется одной из самых несчастных героинь романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Что же представляет из себя эта девушка на самом деле? Не назовешь её ни Софьей, ни Софией, Соня – вот имя, полностью описывающее характер юной героини. И хоть Сонечка является второстепенным героем романа, читатель непроизвольно следит за ее судьбой.

Девочка с малых лет воспитывалась семьей Ростовых, хоть и не являлась их дочерью. Это сразу располагает читателя к доброй, покладистой Соне. Ее внешность проста, но мила. Она имела длинные волосы, которые укладывались в красивые прически. Ее глаза светились простотой, а доброту они излучали сами собой, ненамеренно.

Родство с графом Ильей Андреевичем Ростовым делает Петю, Наташу и Колю троюродными родственниками. Но судьба удивительна. Сердцем и душой привязана Соня к своему троюродному брату Николаю. Из чувства благодарности к своей семье, она обязана навсегда подавить эти чувства. И хоть графиня была расположена к девушке, для своего сына видела она другую партию. Соня же не подходила будущему графу Ростову из-за своего сиротского положения. Сестра Наташа изо всех сил поддерживала Соню в ее чувствах, однако этого было недостаточно.

На протяжении всего романа видит читатель страдания Сонечки. Лев Николаевич часто будто бы сравнивает Наташу, которая радуется жизни с Соней, чьи взгляды уже далеки от детских мечтаний. Подтверждение этому, препятствие Сони безрассудному решению Наташи убежать с Анатолем Курагиным. Переступая через себя, Соня, видя счастье Наташи и Андрея, решает навсегда освободить Николая от романтических обязательств в отношении нее. Хотя в душе девушки до последнего теплится надежда на то, что ее возлюбленный вернется. Но этого не происходит, Николай охладел к девушке и в душе радовался поступку названной сестры. Ведь уже давно сердце принадлежало Марье Болконской.

Позднее Соня вынуждена наблюдать за развитием отношений между Николаем и Марьей Болконской, тихонько храня в душе заветные мечты, которым не суждено сбыться. И снова страдания девушки заставляют читателя задуматься «Неужели Лев Николаевич обрек девушку на одиночество?».

К сожалению, Соня слишком хорошо научилась жертвовать ради других. Именно поэтому ее удел – оставаться при молодой семье Ростовых: помогать воспитывать их детей, ухаживать за старой княгиней и лелеять воспоминания добрых дней.

Наверное, в этом романе Лев Николаевич Толстой показал, что не всем хорошим людям везет в нашем мире.

Сочинение про Соню Ростову

Произведение Толстого “Война и мир” это, несомненно, мировой бестселлер, охвативший множество стран. В нём присутствует множество интересных личностей и персонажей, однако выделить стоит Соню Ростову.

Соню автор описывает как девушку прекрасной внешности, которая завораживает всех окружающих, однако, несмотря на нее, Соня очень долго остаётся одна. Характером же Софья полностью соответствует своей внешности, обладая добрым сердцем, способным и даже жаждущем любви, однако не получающем её по непонятным причинам.

Соня девушка романтического характера, которая верит в настоящую любовь, и которая не исключает возможность того, что она тоже встретит свою любовь. Её образ целиком и полностью строится на её детской веселости, привлекательной внешности, и, несомненно, кроткости. Её автор старался изобразить идеалом девушки, идеалом к которому все должны стремиться, воспитывая в себе те качества, которые были в образе Сони Ростовой.

Однако, также, несмотря на её, казалось бы, детский характер, Соне не чужды и взрослые эмоции, которые на контрасте с её детской наивностью заставляют читателя даже ужаснуться резкой смене вектора настроения персонажа. Она может неподдельно завидовать окружающим, может строить против них планы, замышляя свою месть. Автор показывает нам её со стороны, которую лучше было бы не видеть, таким образом, говоря нам о том, что даже у идеала могут быть отрицательные стороны.

В любовных делах же, образ Сони показывают как стеснительную, очень сильно любящую свой объект воздыхания, девушку. В первый раз, попробовав такие сильные чувства, девушка буквально захлёбывается ими, полностью отдаваясь им. Таким способом автор играет контрастами, заставляя нас забывать о той или иной стороне личности персонажа. Сначала показав нам одно, а затем диаметрально противоположное автор создаёт некую запутанность повествования, отчего образ становится более интересным и наполненным.

Я считаю, что всё вышеописанное и пытался выразить Толстой через образ Сони Ростовой в своём произведении “Война и Мир”.

Вариант 3

Войны и конфликты, к сожалению, являются неотъемлемой частью всего человеческого общества. С помощью этих ужасных вещей всегда регулируют человеческое поведение, направляя его в нужное русло без особых усилий. Война – без сомнения ужасное явление, но оно также может положительно влиять на людей. Именно на войне человек проходит настоящую проверку на прочность. Там есть только он, и противник, которого необходимого уничтожить, что и делает человека более устойчивым к стрессовым ситуациям. Также это ужасное событие очень часто описывается в литературных произведениях множества авторов. С помощью данных произведений люди, далёкие от войны, могут понять, насколько же это ужасное явление и почему ни в коем случае нельзя допускать его повторения или же начала. Также это является посланием к будущим поколениям, которые смогут, выучившись на ошибках прошлого, научиться не повторять их и жить в мире. Одним из таких произведений является “Война и мир” Толстого.

Произведение “Война и мир” по праву можно назвать одной из лучших классических книг за всё время существования литературы, так как в нём автор настолько подробно, художественно, и понятно объясняет ужасные вещи, что читатель мгновенно может пропитаться той идеей, которую пытался донести до него автор произведения. В произведении также присутствует большое количество интереснейших образов персонажей, одним из которых является образ Сони Ростовой.

Соня Ростова – приёмная дочь в семье Ростовых, которую растят в их с любовью, будто она их родная дочь. Благодаря этом Соня растёт довольно хорошей, доброй девушкой, которая знает о понятиях чести, помощи окружающим, и альтруизма. В произведении образ Сони является скорее вспомогательным образом, который помогает ориентироваться с остальными, так как Соня является своеобразной планкой достоинства, в соответствии с которой следует мерить остальные образы в произведении. Автор показывает её как непорочную, чистую, благоговейную девушку, которая является неким олицетворением того, что сам автор ценит в людях, и что люди ценят в окружающих. Для автора этот образ является чем-то недостигаемым, сказочным, так как обычно таких людей либо не существует, либо они очень рано умирают.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня)

    Берёза - символ нашей страны. Красота её белого ствола с чёрными полосами, шелестящие сердцевидные листья, колеблющиеся на ветру «серёжки» с давних пор завораживали русских людей

  • Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже появилась младшая сестра.

  • Сочинение рассуждение Чучело по фильму и рассказу Железникова (5, 6, 7 класс)

    Недавно я просмотрела фильм Чучело, героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты