"Самое прекрасное слово на земле - мама": галерея картин русских художников. Описание картины игошева она все сына ждет «Мать учит свою дочь писать»

Еще в устной поэзии облик матери приобрел пленительные черты хранительницы очага, все умеющей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорбленных и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты еще в русских народных сказках и народных песнях. Народ всегда чтил Мать! Не случайно в народе также живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но они очень часто повторяются в жизни и переходят из поколения в поколение. Это сказания и былины о том, как женщины-матери спасали своих детей, своих родных. Один из таких примеров - это Авдотья Рязаночка из народного сказания о мужестве простой женщины-матери. Эта былина замечательна тем, что не мужчина-воин, а женщина-мать «выиграла битву с ордой». Она встала на защиту своих родных, и благодаря ее мужеству и уму не «пошла Рязань на полону». Вот оно - бессмертие истинной поэзии, вот она - завидная протяженность ее существования во времени!

Многочисленные пословицы и поговорки о маме описывают самые искренние, самые глубокие чувства к родному человеку.

Куда мать, туда и дитя.

Мать кормит детей, как земля людей.

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Родная земля - матушка, чужая сторона - мачеха.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

У кого есть матка у того и голова гладка.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Материнская молитва со дня моря вынимает (достает).

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

Материнское благословение и в воде не тонет, и в огне не горит.

Без отца - полсироты, а без матери - вся сирота.

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца-матери и в сказке не найдешь.

Слепой щенок и тот к матери ползет.

Материнское слово мимо не молвится.

Родных много, а мать роднее всего.

С матерью жить - ни горя, ни скуки не знать.

Материнским словом Бог правит.

Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.

Мать и бьет, как гладит, а чужая и гладит, как бьет.

Без матушки родной и цветы бесцветно цветут.

Маменька родимая - свеча неугасимая.

Тепло, тепло, да не лето; добро, добро, да не мать родная.

Сердце матери лучше солнца греет.

А сколько всего написано про мать, сколько стихов, песен, прекрасных мыслей и высказываний!

Ребенок узнает маму по улыбке.

Лев Толстой

Мама - это самое красивое слово, произнесенное человеком.

Кайл Гибран

Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери...

Максим Горький

Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери.

Максим Горький

Это великое предназначение женщины - быть матерью, хранительницей домашнего очага.

В. Белов

Нет ничего святее и бескорыстнее любви Матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть - или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.

В. Белинский.

Рука, качающая колыбель, правит миром.

Петер де Вриес

Нет в мире такого цветка, ни в каком поле, ни в море такой жемчужины, как ребенок на коленях у матери.

О. Уальд

Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей.

Марио Пьозо

Есть святое слово - Мать.

Омар Хайям

Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху.

З. Фрейд

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери.

Паддок

Будущее нации - в руках матерей.

О. Бальзак

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

О. Бальзак

Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми.

Ж.-П. Рихтер

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом.

С. Харрис

Великое чувство, его до конца / Мы живо в душе сохраняем. / Мы любим сестру и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем.

Н.А. Некрасов

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - Мать.

М. Джалиль

Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается от всего, отрекается, жертвует всем ради ребенка.

Я.Корчак

Настоящая женщина-мать нежна, как лепесток только что распустившегося цветка, и тверда, мужественна, несгибаема к злу и беспощадна, как справедливый меч.

В. Сухомлинский

Материнство - это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека.

Ч. Айтматов

Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери. Тем радостнее и светлее жизнь.

З. Воскресенская

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она - лучший друг, мудрый советчик. Мать -ангел-хранитель. Не случайно многие писатели и поэты, создавая свои произведения, черпали вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.

Удивительно, но всю жизнь как дар хранил колыбельную песню, которую ему в раннем детстве пела мать, русским поэт М.Ю. Лермонтов. Это нашло отражение в его стихотворении «По небу полуночи ангел летел», в «Казачьей колыбельной песне». В ней сила материнской любви благословляет, напутствует маленького ребенка, передает ему народное идеалы как откровение в самых простых и незамысловатых словах. Лермонтов глубоко почувствовал мудрость, силу материнского чувства, которое направляет человека с первых минут его жизни. Неслучайно потеря матери в раннем детстве так болезненно сказалась в сознании поэта.

По-настоящему глубоко тема матери прозвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты -
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(
Из стихотворения «Мать»)

В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что еще ребенком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал - убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины-матери ярко также представлен Некрасовым и в других его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», «Орина, мать солдатская».

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет.

Но где-то есть душа одна -

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

«Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери-крестьянки в лирике Сергея Есенина. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделенный индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает еще в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…». Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но все прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечет туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется - сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить ее в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания -«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но все ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слезы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далекого XIX века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилева: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына - с муками Христа, распятого на кресте.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, ее утрата - невосполнима, потому что это ее единственный сын.

Особое место образ матери занимает в творчестве Марины Цветаевой. Ей посвящены не только стихи, но и проза: «Мать и музыка», «Сказка матери». В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Ее памяти посвящено и стихотворение «Маме» (сборник «Вечерний альбом»). Автору очень важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей. Натура тонкая и глубокая, художественно одаренная, она ввела их в мир прекрасного. С самых ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери: «В старом вальсе штраусовском впервые/ Мы услышали твой тихий зов». «Мать - сама лирическая стихия», - пишет Цветаева.

«Страсть к стихам - от матери». Благодаря ей и для детей искусство стало некой второй реальностью, подчас более желанной. Душа, была убеждена Мария Александровна, должна уметь противостоять всему безобразному и дурному. К детским снам клонясь неутомимо (Без тебя лишь месяц в них глядел!), Ты вела своих малюток мимо Горькой жизни помыслов и дел. Мать научила детей чувствовать боль - свою и чужую, сумела отвратить их от лжи и фальши внешних проявлений, даровав им раннюю мудрость: «С ранних лет нам близок, кто печален,/ Скучен смех...». Такая нравственная установка рождала внутреннюю неуспокоенность, невозможность удовлетвориться житейским благополучием: «Наш корабль не в добрый миг отчален/ И плывет по воле всех ветров!» Материнская Муза была трагической. В 1914 году Цветаева писала В.В. Розанову: «Ее измученная душа живет в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика». Груз, принятый на плечи, был тяжел, но он составил и главное богатство юной души. Духовное наследство, завещанное матерью, означало глубину переживаний, яркость и обостренность чувств и, конечно же, благородство сердца. Всем самым лучшим в себе, как признавала Цветаева, она обязана матери.

В автобиографическом романе «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксаков писал: «Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку

……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Я помню, помню голос твой!

Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Обращение к матери, нежность, благодарность к ней, позднее раскаяние, восхищение ее мужеством, терпением - основная тема лирики, которая остается актуальной всегда, независимо от века, в котором творит истинный поэт.

Центральным образ матери становится в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного - посвящений собственной матери - до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства - образа Родины. Важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве.Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…». История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм.В этом русле возникают стихи о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов - «Ты робко его приподымешь…», где создан подлинный образ матери героя. В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, но теперь образ матери приравнивается к образу всеобщей Родины, страны, будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок.Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным.Это стихотворение - последнее, где появляется образ матери, оно завершает материнскую линию в поэзии Твардовского, и само становится той песней, что «в памяти жива», в которой вечно жив образ матери, и собственной матери поэта, и обобщенный образ материнства: крестьянки, труженицы, женщины с трудной судьбой.

Образ матери извечно нес на себе черты драматизма. И стал выглядеть еще более трагично на фоне страшной в своей ожесточенности Великой Отечественной войны. Кто более матери перенес страданий в эту пору? Об этом множество книг. Из них книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь -
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей. В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя. «Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой». И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

Война является основной темой некоторых произведений Ч. Айтматова, как и в повести «Материнское поле». В ней образ матери у Айтматова многозначен. Во-первых, это мать, родившая ребенка (героиня повести Толгонай проводила на войну трех своих сыновей и всех троих потеряла). Во-вторых, народная мать: вспоминая детей Толгонай гордится и понимает, что «материнское счастье идет от народного счастья». Красной нитью проходит мысль о силе материнской любви, как способной объединять, роднить, воскрешать: «Я проглотила хлеб со слезами и подумала: «Хлеб бессмертия, ты слышишь, сын мой Касым! И жизнь бессмертна, и труд бессмертен!».

Очень трепетно и нежно пишет о матери в своих произведениях Иван Бунин. Ее светлый облик он сравнивает с небесным ангелом:

Я помню спальню и лампадку,
Игрушки, теплую кроватку
И милый, кроткий голос твой:
«Ангел-хранитель над тобой!»
……………………………….

Ты перекрестишь, поцелуешь,
Напомнишь мне, что он со мной,
И верой в счастье очаруешь...
Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,
Лампадку в сумраке угла
И тени от цепей лампадки...
Не ты ли ангелом была?

Владимир Егорович Маковский (1846-1920) ро­дился в семье с богатыми культурными традициями. Его отец, Е. И. Маковский, был одним из основателей знаменитого Училища живописи, ваяния и зодчества в Москве, из которого вышло немало выдающихся мастеров искусства.

В родительском доме часто собирались люди, уже тогда прославившиеся своим вкладом в искусство - композитор М. И. Глинка, писатель Н. В. Гоголь, актёр М. С. Щепкин, художники К. П. Брюллов, В. А. Тропинин и другие. Мать Владимира Егоровича музицировала и пела. Так что неудивительно, что дети, выросшие

в атмосфере искусства - кроме Владимира, в семье было ещё два сына и две дочери - тоже со временем стали творческими людьми. Все трое братьев стали художниками, а их младшая сестра Мария - певицей. Сам Владимир Егорович тоже имел красивый голос, унаследованный от матери, играл на гитаре и скрипке. Мальчик рано увлёкся рисованием, и этот интерес впоследствии перерос в дело всей жизни.

Первые уроки рисования Владимиру Маковскому преподал известный художник В. А. Тропинин. У него Маковский учился и позже, став студентом Училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение молодой человек закончил с серебряной медалью.

В своём творчестве Маковский значительное ме­сто отводил обычным людям. Сюжеты для картин художник чаще всего брал из жизни, выбирая такие моменты, когда наиболее ярко раскрывались харак­теры и взаимоотношения людей. Когда в 1873 г. за картину “Любители Соловьёв” Маковский получил звание академика, и картина экспонировалась на Все­мирной выставке в Вене, писатель Ф. М. Достоевский охарактеризовал её следующим образом: “… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще”.

Маковский был деятельным участником и даже избирался членом правления Товарищества передвиж­ных художественных выставок, которые организовы­вались, чтобы искусство стало доступно широким народным массам. Преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, затем в Академии худо­жеств в Петербурге, а впоследствии стал её ректором. Создал несколько эскизов для росписи Храма Христа Спасителя в Москве. Среди учеников В. Е. Маков­ского - художники А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.

Как и большинство работ Маковского, картина “Мать приёмная и родная” написана по реальным событиям. Картину приобрёл самарский купец Шихобалов, меценат и друг Маковского. Некоторое время полотно находилось в коллекции Шихобалова, а после революции 1917 г. эта коллекция поступила в фонд Самарского городского музея. Сейчас это Самарский художественный музей, картина по-прежнему нахо­дится там.

Сам автор картины рассказывал Шихобалову, что событие, запечатлённое на картине, имело место в се­мье его знакомого художника. Эта семья когда-то усыновила мальчика, сына простой крестьянки, и вос­питывала его как своего собственного сына. Но одна­жды явилась родная мать ребёнка и предъявила свои права на сына.

На картине эмоционально запечатлён момент, ко­гда появляется эта женщина. Семья как раз сидела за столом. Сервировка, интерьер комнаты, одежда членов семьи недвусмысленно свидетельствует о мате­риальном достатке. Стол накрыт белой скатертью, на нём расставлена дорогая посуда. На окнах - лёгкие белые занавески и тяжёлые драпировки от потолка до пола. Одна из стен, за спиной пришедшей кре­стьянки, увешана картинами. Приёмные родители мальчика нарядно одеты: отец - в тёмном костюме, мать - в белом платье с большим воротником, отде­ланным пышной оборкой. Кроме приёмных родителей, мальчика и его родной матери, в глубине комнаты изображена ещё пожилая женщина в белом чепце и светлом платье, поверх которого накинута большая чёрная шаль - вероятно, это няня ребёнка.

Художник живо изобразил потрясение, которое испытывают приёмная мать и няня, да и сам ребёнок. Няня всплеснула руками, приёмная мать судорожно прижимает к себе ребёнка. И сам мальчик, судя по тому, как он прижался к приёмной матери и недо­верчиво, боязливо смотрит на родную мать, явно не горит желанием покинуть дом, который привык счи­тать своим. И тут дело не только в достатке, хотя очевидно, конечно, что мальчика хорошо кормят и оде­вают. У стола стоит плетёное кресло с салфеткой - по-видимому, это обычно место мальчика за столом. Наверное, у него есть и своя комната, и игрушки, каких крестьянские дети даже не видели. Но глав­ное - мальчика здесь любят, он стал родным для этих людей, которые заботятся о нем. И он привык к ним и полюбил их, считал своими родителями. Неизвестно, помнит ли он свою родную мать; судя по тому, как он прильнул к приёмной матери, вряд ли, эта женщина, внезапно появившаяся в доме, для него просто чужая тётя, непонятно почему она хочет забрать его и увести неведомо куда.

Крестьянка, родная мать ребёнка, похоже, не испы­тывает особого смущения оттого, что она ворвалась в чужой дом, когда-то оставила сына, а теперь, по сути, вторгается в его счастливую жизнь, грубо ломает её. Неизвестно, что побудило её прийти за ребёнком. Её лицо не выражает каких-то чувств к сыну - только напор и уверенность в том, что она вправе забрать его.

Противовесом смятению приёмной матери и самого ребёнка служит непоколебимость отца. Он курит сигару, спокойно глядя на ворвавшуюся в его дом женщину. Он не собирается уступать ей. Вероятно, он намеревается предложить ей деньги, чтобы она больше не беспокоила его семью. Она и за мальчиком пришла, возможно, в расчёте, что теперь, когда он подрос, станет работать для неё.

Одета родная мать мальчика небогато. На ней тёмная верхняя одежда, из-под которой виден подол коричневой юбки и пёстрый полосатый длинный пе­редник, какие носили крестьянки. На голове повязан красный платок. В одной руке женщина держит небольшой мешок с вещами, в другой - бумагу, по-видимому, документ, подтверждающий её право на ребёнка.

Можно предположить, как события развернутся дальше. Ребёнок останется в семье, крестьянка, ко­торая его оставила, возьмёт деньги, предложенные приёмным отцом, и уйдёт. Но мир и покой людей, живущих в этом доме, всё равно разрушен. Женщина, воспитавшая ребёнка, привыкла считать его своим, ей страшно при мысли, что его заберут у неё. Ребёнок, возможно, даже не подозревал, что папа и мама ему не родные. Сколько времени пройдёт, прежде чем уля­жется душевная буря, вызванная появлением чужой тёти, называющей себя его матерью?

Нельзя не признать, что художник мастерски по­казал глубинные переживания людей, которых запе­чатлел в драматический для них момент.

Глоссарий:

– сочинение по картине маковского две матери

– описание картины в маковский две матери приемная мать и родная

– маковский две матери описание картины

– Две матери изложение

– маковский две матери


Другие работы по этой теме:

  1. В 1883 году Владимир Маковский пишет знаменитую картину под названием “Свидание”. Сперва, исходя из названия, может показаться, что на холсте изображено что-то романтичное, быть может,...
  2. Какое место в ряду наших родственников, друзей, знакомых занимает мать – вот проблема, которую рассматривает И. Ф. Гончаров. Известный российский педагог убеждает нас, читателей, в...
  3. Многие произведения В. Е. Маковского демонстрируют его интерес к “маленькому че­ловеку”. Он напоминал зрителю о человече­ской несправедливости, об “униженных и ос­корблённых”. Сочувственно относясь к жизни...
  4. Художники, творившие свои шедевры в 60-70 годах 19 века, стремились в своих произведениях передать революционное настроение, что творилось на тот момент в России. Среди многих...
  5. Владимир Егорович Маковский - великолепный художник, непревзойдённый мастер жанрово-быто­вых сцен. С самого детства юный Маковский был окружён творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из...

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

8 мая 2015, 15:32

В разных уголках бывшего Советского Союза установлены немногочисленные памятники матерям, не дождавшихся своих сыновей с фронта.

В посёлке Алексеевка Кинельского района Самарской области 7 мая 1995 года, накануне 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, состоялось торжественное открытие мемориала семьи Володичкиных. Мать воинов Прасковья Еремеевна Володичкина стоит в окружении девяти журавлей, как символ ожидания и веры. Девять журавлей – девять сыновей, которые отдали свои жизни во имя Победы. Прасковья Еремеевна Володичкина проводила на фронт девятерых своих сыновей. Женщина осталась одна - муж умер еще в 1935. С самым младшим - Николаем - мать перед войной даже не успела попрощаться. Закончив службу в Забайкалье, он должен был вернуться домой, но так и проехал мимо родных мест, лишь выбросив из окна теплушки свернутую трубочкой записку: «Мама, родная мама. Не тужи, не горюй. Не переживай. Едем на фронт. Разобьем фашистов и все вернемся к тебе. Жди. Твой Колька». Он так и не вернулся. Как и еще пятеро его братьев. После шестой похоронки в январе 1945 года сердце матери не выдержало потерь. Трое ее сыновей вернулись с фронта тяжело ранеными. Из огромной семьи, в которой, если бы не война, появилось много детей, внуков, правнуков, не осталось никого.

Анастасия Акатьевна Ларионова , жительница деревни Михайловка Саргатского района Омской области, проводила на фронт семерых сыновей: Григория, Пантелея, Прокопия, Петра, Федора, Михаила, Николая. Все они погибли на фронтах Великой Отечественной войны. За материнский подвиг 22 июня 2002 года в райцентре Саргатское ей поставили бетонный памятник, который был посвящен всем русским матерям, потерявшим в годы войны своих сыновей. Памятник представляет из себя фигуру женщины которая изображена стоящей у калитки в простой строгой одежде. Скорбное лицо обрамлено платком, горе запечатлелось в морщинках лба. Глаза устремлены вдаль в надежде, увидеть родные силуэты детей. Левая рука сильно прижата к сердцу, чтобы сдержать его боль. 9 мая 2010 года в день 65-летия Победы бетонный памятник был заменен его точной копией, но из бронзы.

В ноябре 2010 года по инициативе сотрудников сельской библиотеки Соколовского сельского поселения Гулькевичского района Краснодарского края на месте захоронения был установлен памятник многодетной матери Ефросинье Бабенко , все четверо сыновей которой погибли на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Сама женщина умерла через 15 лет после окончания войны, никаких родных и близких у нее не осталось.

В 1975 году в Жодино (Республика Белоруссия) у дороги Брест – Москва был открыт памятник Матери-патриотке, прообразом которой стала Анастасия Фоминична Курсевич (Куприянова) , потерявшая в годы Великой Отечественной войны пятерых сыновей. В скульптурной композиции представлен момент прощания матери с сыновьями, которые уходят по символической дороге, чтобы защитить Родину, освободить от врага свой дом, вернуть мир и счастье всем матерям на Земле. Самый младший сын Петя, любимец матери, в последний раз оглянулся в ее сторону…

Памятник матери Татьяне Николаевне Николаевой , потерявшей на войне шесть из восьми сыновей. Село Изедеркино Моргаушского района, Чувашия. Татьяна Николаевна родила и вырастила 8 сыновей. Григорий, Александр, Родион, Фрол, Михаил, Егор, Иван, Павел-участвовали в Великой Отечественной войне. Григорий, Егор, Иван, Павел погибли в боях. Фрол и Родион умерли вскоре после войны от ран. В родной деревне в мае 1984 открыт памятник славной чувашской матери Николаевой Т.Н. Она занесена в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР в 1978 году.

Памятник Калисте Павловне Соболевой в далекой архангельской деревушке Шахановке Шенкурского района. В 2004 г. опубликована статья в газете Правда Севера: «В нашей области, в Шенкурском районе, в деревне Шахановка, жила женщина, имя которой тоже надо хорошо знать. Это Калиста Павловна Соболева, сыновья которой не вернулись с полей сражений Великой Отечественной войны. Ни одной своей кровиночки - от 1905-го до 1925 годов рождения - не дождалась Калиста Павловна. Узнав о Победе, поставила на стол семь фотографий, семь стопок наполнила горькой, односельчан пригласила помянуть сыночков - Кузьму, Ивана, Андрея, Никиту, Павла, Степана, Иосифа... Жила Калиста Павловна бедно, ходила в лаптях. Работала в колхозе, награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." Как и все колхозники, пенсии долго не получала, только в хрущевское время стали платить ей шесть рублей в месяц, потом - 12, а после - 18. Земляки сочувствовали ей, помогали картошку сажать и копать. Умерла она в середине шестидесятых. «

В 2004 году на центральной площади в Омской области в поселке Крутинки был установлен памятник Акулине Семеновне Шмариной , матери пятерых сыновей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

В г. Задонске - памятник матери Марии Матвеевне Фроловой . Наискосок от монастыря, в скверике, поблизости от монастырской гостиницы расположена скульптурная группа - Скорбящая Мать и ряд обелисков с именами ее сыновей. Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр... У этой русской женщины-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей, восемь сыновей отняла война.

В cеле Буб Пермского края поставлен памятник Яковлевой Матрене Ивановне. Во время войны она продала все, что имела: дом, скотину, вещи. Пришла в сельсовет с мешком денег (100 тысяч рублей) со словами: "Купите на эти деньги самолет. У меня сынки воюют, надо помочь". Самолет купили. Сыновья с войны не вернулись, ни один. А всю оставшуюся жизнь Матрена Ивановна прожила в домах односельчан по очереди, всем было за честь, что она поживет в их доме. Памятник Матрене Ивановне поставили односельчане.

Олицетворением же всех матерей-героинь стала кубанская крестьянка Епистиния Степанова , положившая на алтарь Победы самое дорогое, что у нее было - жизни своих девятерых сыновей: Александра, Николая, Василия, Филиппа, Федора, Ивана, Ильи, Павла и Александра.

Маршал Советского Союза А. А. Гречко и генерал армии А. А. Епишев в 1966 году писали ей:

«Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

На Кубани, в станице Днепровской, открыт музей. Он носит имя братьев Степановых. В народе его называют еще музеем русской матери. После войны собрала здесь мать всех своих сыновей. Вещи, которые в нем хранятся, трудно назвать музейным словом «экспонаты». Каждый предмет говорит о материнской любви и сыновней нежности. Здесь собрано все, что берегла мать: скрипка Василия, тетрадка со стихами Ивана, горсть земли с могилы Саши... Обращения к матери полны сыновней любви и заботы: «Много думаю о вас, живу мысленно с вами, родная мама. Часто вспоминаю свой родной дом, свою семью».

Последние годы Епистиния Фёдоровна, персональная пенсионерка союзного значения, жила в Ростове-на-Дону, в семье единственной дочери - учительницы Валентины Михайловны Коржовой. Там же и умерла 7 февраля 1969 года. Солдатскую мать похоронили в станице Днепровской Тимашёвского района Краснодарского края со всеми воинскими почестями, где в символическую братскую могилу «положили» и ее сыновей. Вскоре там возник целый мемориал, посвященный Степановым. Приравняв ее материнский подвиг к ратному, Родина наградила Епистинию Фeдоровну Степанову боевым орденом «Отечественной Войны» 1 степени.

На больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лен его седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжелых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём.
- Я ль тебя, сыночек, не лелеяла,
Я ль тебя, родной, не берегла?..
Ясны очи,
Кудри эти белые,
Силу богатырскую дала.
Думала - сойдутся в жизни праздники…
Ты последней радостью мне был!
А теперь твои закрылись глазоньки,
Белый свет в ресницах
Стал не мил. -
Увидав её слезинку грустную,
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце русское,
Девять павших в битве сыновей.
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
...Встала мать в селе на главной площади
И окаменела навсегда.
(Иван Варавва)

Если вы понимаете, что вашей потребностью является благотворительная помощь, то обратите внимание на эту статью.
К вам обратились за помощью те, кто без вашего участия может лишиться увлекательного дела.
Многие дети, мальчишки и девчонки, мечтают стать пилотами на трассе.
Они ходят на занятия, где под руководством опытного тренера изучают приемы скоростного вождения.
Только постоянные упражнения позволяют правильно обгонять, выстраивать траекторию и выбирать скорость.
В основе победы на трассе лежит хорошая квалификация. И, конечно, профессиональный карт.
Дети, которые занимаются в кружках, полностью зависят от взрослых, потому что отсутствие денег и сломанные запчасти не позволяют участвовать в соревнованиях.
Сколько удовольствия и новых ощущений испытывают ребята, когда они попадают за руль и начинают управлять машиной.
Может быть, именно в таком кружке растут не только чемпионы России, но даже будущие чемпионы мира в этом виде спорта?!
Вы можете помочь детской секции картинга, которая находится в городе Сызрань. У них в настоящее время просто бедственное положение. Все держится на энтузиазме руководителя: Краснова Сергея.
Прочитайте моё письмо и посмотрите фотографии. Обратите внимание на то, с каким увлечением работают мои воспитанники.
Они любят этот развивающий вид спорта и очень хотят продолжать обучение.
Обращаюсь к вам с просьбой помочь выжить секции картинга в городе Сызрани.
Раньше в городе было ДВЕ станции юных техников, и в каждой была секция картинга. Картинг был ещё и во Дворце пионеров. Сейчас в городе нет ни одной стации, и кружок во Дворце пионеров тоже уничтожили. Закрыли - не поворачивается сказать, просто уничтожили!
Мы боролись, писали письма, везде ответ у них один. Лет пять тому назад я ездил к губернатору Самарской области на прием. Он не принял, а приняла меня заместитель.
Вот после этого нам дали помещение, где мы и базировались. У нас очень много детей хотят заниматься картингом, но очень плохая материальная часть не позволяет набирать детей.
Да и большая часть картингов требует ремонта. Вот в таком положении находится наш кружок.
Мы обращались и к мэру города Сызрань за помощью. Второй год ждем помощи. Решили обратиться через интернет к вам за помощью.
Связаться со мной,адрес для ПОСЫЛОК,446012 Самарская обл.г.Сызрань,ул.Новосибирская 47,связаться можно через соцсети СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ КРАСНОВ.или пишите на почту [email protected] Всегда, находясь на волне успеха, надо творить дела милосердия, подавать милостыню. А если Господь помогает в тяжелых обстоятельствах, то не забывать после о благодарности. Тогда и Он не забудет о ваших нуждах.