«русское деревянное»: выставка в муаре. Выставка «Русское деревянное зодчество в миниатюре Выставка название зодчество дерево церкви

Музей архитектуры имени Щусева готовит масштабный выставочный проект "Русское деревянное". Как следует из названия, он посвящен русскому деревянному зодчеству. Выставка охватывает период от XV до XXI века. В трех экспозиционных залах музея рассказывается об истории русского деревянного зодчества, восстановлении деревянных храмов Севера и о практике современной архитектуры.

Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Если выбирать среди самых известных архитектурных ансамблей, то на первом месте, безусловно, окажется знаменитый Кижский погост на Онежском озере. Именно туда едут иностранцы, чтобы увидеть настоящее русское чудо - величественный храм Преображения, построенный в 1714 году, как гласит предание, без единого гвоздя. Церковь увенчана 22 главами, каждая из которых покрыта осиновым лемехом.

"Таким наиболее известным многопридельным храмом является собор Покрова на Рву на Красной площади. Мы не можем сказать, что это прямое воздействие одного собора на другой, но вот эта идея, которая существовала в одном из главных столичных соборов, безусловно, могла повлиять в какой-то степени и на создание этого сложного сооружения", - рассказывает старший научный сотрудник Музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.

В музее можно даже увидеть целую луковичную главку, привезенную специально для выставки. Но, разумеется, не из Кижей. Ансамбль является памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из критериев - "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Это смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству.

На выставке демонстрируются макеты сразу нескольких храмов, преимущественно Русского Севера. В музее можно увидеть и примеры авангардного использования дерева в ранние советские годы: мавзолей Ленина, проект пожарной части для деревни, купальня на Москве-реке.

"В такие тяжелые годы, когда трудно было строить из кирпича и камня, после войны, перед войной, опять обратились к дереву. И оно стало использоваться, и уже были очень оригинальные решения", - комментирует куратор выставки Ирина Чепкунова.

Открытие русского деревянного зодчества не просто как бытовой среды, а как феномена мировой архитектуры состоялось лишь в конце XIX века. Именно тогда стали организовывать первые экспедиции на Север, где деревянных построек сохранилось больше всего. Тогда же Россия впервые решила использовать русское деревянное зодчество как своеобразный фирменный стиль на международных площадках. Это проекты русских павильонов в Париже и Вене. В наше время не только государство охраняет выдающиеся ансамбли наподобие Кижей. Один из разделов выставки "Русское деревянное" посвящен сохранению храмов Русского Севера благодаря усилиям волонтеров.

Посвященная истории деревянного зодчества, современной архитектуре и практике сохранения храмовых построек Русского Севера. Впервые феномен русской деревянной архитектуры демонстрируется в его эволюции - от XV до XXI века. Выставка продлится до 22 декабря.


___

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева открывается масштабная выставка, посвященная не столько деревянному зодчеству, сколько его спасению

Экспозиция позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении веков, как велось изучение этого вида зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре. О возрождения деревянных храмов Русского Севера говорит представленный в экспозиции опыт работы общественной организации «Общее дело» в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Музей архитектуры представил не только хорошо известное, как, например, знаменитую Церковь Преображения Господня в Кижах, построенную без единого гвоздя и ставшую символом всего русского деревянного зодчества, но и мало кому известное. Национальный романтизм, скажем, навеянный очарованием родных городков и весей был так люб в начале прошлого века русскому обществу. Проекты затейливых дач-теремов, сделанные лучшими архитекторами того времени, и сегодня поражают воображение. Но век их был недолог, и скоро те же лучшие архитекторы стали проектировать совсем незатейливые деревянные павильоны для выставок народного хозяйства, дворцы культуры для пролетариата и колхозников, и даже… саркофаг для усопшего вождя. В то же время, нельзя не признать, выдающимся деревянным сооружением в стиле сталинского ампира был, судя по макету, цирк в Иванове, построенный в начале 1930-х и разрушенный, к сожалению, 40 лет спустя… / По материалам СМИ


2.

«Русское деревянное». Во дворе музея


3.


4.

Мария Уткина, куратор выставки «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


5.

Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


6.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


7.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


8.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века". Фотография предоставлена Музеем архитектуры, 2015


9.

Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века"


10.

В центре проекта — храмы и часовни, многие из которых были утрачены


11.

Выставка «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера»


12.


13.


14.

Экспозиция раздела «Эпоха модерна»


15.

Церковь Флора и Лавра, 1775, Ростовский приход, Архангельской области (макет 1976, автор В.И. Садовников)


16.

Фрагмент декора крестьянского дома И.И. Мельникова второй половины XIX века, Нижегородская область


17.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687, Ярославская область (копия). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


18.

Ф.О. Шехтель - павильоны России на международной выставке в Глазго, 1901 г.


19.

Успенская церковь, 1774, г. Кондопога, Карелия (макет 1980, автор В.И. Садовников)


20.

Троицкая церковь, 1727, с. Нёнокса, Архангельская область (макет 1977, авторы В.И. Садовников, В.В. Суслов)


21.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года). Выставка "Русское деревянное. Взгляд из XXI века".


22.

Погост Кижи, ансамбль XVIII века (макет 1947 года)


23.

Макеты памятников деревянного зодчества из Архангельской и Вологодской областей и из Якутии (автор В.И. Садовников)


24.

К.С. Мельников «Павильон «Махорка» на ВСХиКП выставке 1923 года» (макет 1982 г.)


25.

Деревянное зодчество Русского Севера. Древо жизни

«Русское деревянное. Взгляд из XXI века» — под таким названием в московском Музее архитектуры открылась выставка весьма внушительных масштабов: на все три музейных здания.

Из фондов извлекли все, что можно — живопись и графику, чертежи, фотографии, макеты, архивные документы… И начали с первых исследований — а они в основном разворачивались во второй половине XIX столетия.

Чему, в общем, не стоит удивляться — именно в это время возникла мода на так называемый «историзм». А вместе с ним — интерес и к этнографии, и к старинной архитектуре. Что для севера и средней полосы России означало архитектуру большей частью деревянную.

И архитектуру большей частью церковную. Выше — церковь XVIII века из Архангельской губернии. Оттуда — и колокольня того же времени (не сохранилась).

А вот эту прелесть вообще датируют концом XV века (поверю музейщикам на слово — но есть и версия начала XVII столетия). Ленинградская область — хотя надо бы все-таки говорить о Санкт-Петербургской губернии.

А вот крестьянский дом XIX века (Карелия).

Еще один, начала XIX столетия (Вологодская область).

Другие строения хозяйственного назначения. Особенно хороши мельницы.

А вот Якутский острог XVII века (в терминологии того времени — не тюрьма, а крепость).

Конечно, все эти макеты — уже ХХ столетия. Однако к тому времени многие представленные строения были уже давно утрачены. На какой же основе делали макеты? Тем более, что очень подробно указываются все данные — и о церквях, и о частных домах.

Тут нам следует вернуться в XIX столетие. То самое, с его интересом к «историзму». И для этого достаточно внимательно читать таблички с экспликациями к экспонатам: рядом с именами исполнителей макетов значится «по обмерам Л. Даля» (кстати, сын автора небезызвестного словаря, да), «по обмерам В. Суслова».

Для профессионалов эти имена, вероятно, не потребуют пояснений. И Лев Даль, и Владимир Суслов, и многие другие отправлялись в самые настоящие экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества. Делали зарисовки, обмеры, позже и фотографировали. Результаты публиковались — в конце концов появлялись не только отдельные статьи, но и целые научные труды. Суслов издал на рубеже XIX-XX веков «Памятники древнего русского зодчества».

Публиковались архитектурные данные и в «Истории русского искусства» Игоря Грабаря. Который, кстати, отметился древнерусской тематикой и в живописи. Вот его масштабная панорама селения на Северной Двине.

К живописным работам как к историческому источнику надо, разумеется, относиться осторожно — художники зачастую стремились не столько к архитектурной точности, сколько к композиционному равновесию работы, а то и просто к почти театральным эффектам. С исторической точки зрения интерес могут представлять скорее маленькие натурные этюды, нежели большие сюжетные полотна.

Ну, тут благо есть честный архитектурный рисунок — с планами, обмерами и даже указанием сторон света.

Но надо сказать, что возникший в XIX веке интерес к «историзму», и истории русской архитектуры в частности, вызвал к жизни и еще несколько линий использования достижений древнего русского зодчества. О чем — в следующий раз.

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».