Русский орнамент в полосе. Русский народный узор. Как нарисовать русский узор

В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах.

Можно сказать, что декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.

Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. На определенных этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью. Это можно наблюдать в искусстве Египта (амаранский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.

Сначала возник геометрический орнамент,это было на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

А орнамент в русском народном костюме. Основными мотивами которого являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.

Прямой равноконечный крест так же был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.

Дерево жизни

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Например, женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия. В языческом искусстве древо жизни воплощало силу живой природы, оно изображало божественное древо, от которого зависело произрастание трав, хлебных злаков, деревьев и «рост» самого человека. Очень часто можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными этапами сельскохозяйственных работ.

Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.
В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

Хмель — культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза — гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан — в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) — символ страданий Христа.

Плющ — вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб — царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.

В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса,который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами,включая защиту от мертвых.Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это дерево символ Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.Самым распространенным символом среди овощей является тыква горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

«Счастливые плоды»: гранат,мандарин,апельсин-символы долголетия и успешной карьеры.

Мотивы сакуры часто встречаются в в японском декоративно-прикладном искусстве.Это символ красоты,юности,нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.

Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.
В древних орнаментах наряду с растениями часто изображаются различные животные: птицы, кони, олени, волки, единороги, львы. Они образуют горизонтальную структуру древа жизни: на вершине - птицы; на уровне ствола - люди, звери, а также пчелы; под корнями - змеи, лягушки, мыши, рыбы, бобры, выдры.

Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц. Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду. В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих - от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.


Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, - ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.

В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям . Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы. Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.
На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.

Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

Паук, изображенный на амулете американских индейцев

Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике Египта,искусства стран Древнего Востока сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий.Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V-IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика - солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

Коловрат или Солнцеворот - один из древнейших древнерусских символов, олицетворяющий Солнце и солнечных богов Сварога, Даждьбога и Ярилы. От слова «коло» - солнце и произошло название символа.

Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.

В 1852 г. французский ученый Эжен Бурнуф впервые дал четырехконечному кресту с загнутыми концами санскритское название «свастика», что примерно означает «несущая добро». Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира.
В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX — начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.
Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.
Тогда же А. Белый — теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».
В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.

Орнамент одежды, конечно же, должен ее украшать, но, оказывается, изначально он выполнял и иную функцию. Орнамент в русском народном костюме являлся неким защитником от злых сил, оберегом, своеобразным талисманом. Именно поэтому рисунок орнамента располагается не где попало, а в местах, где края одежды переходят в открытую поверхность кожи, так сказать незащищенную. Это воротник, манжеты, подол. В этом орнаменте вышивальщицы заключали тайные знаки, идеограммы, которые они подбирали для каждого владельца индивидуально. Эти знаки должны были защищать носящего одежду от внешнего врага и от случайной беды. Отсюда и крылатое выражение «Он и своей рубахи не пожалеет». Так говорили о человеке крайне щедром, который готов отдать свою рубаху, а вместе с ней и всю свою защиту.

Значение узоров

Само слово «узор» является производным от слова «зоря» - устаревшее русское слово, означающее заход солнца и момент появления звезд на небе. Все , изображавшиеся на орнаменте народного костюма, очень символично отражали видение мира народа того времени. То, как они воспринимали космос, солнце, звезды и свое место во всем этом. Например, нередко изображался бегущий белый конь на фоне звезд. Конь символизировал собой солнце, поэтому он и был в звездном окружении. Также нередки изображения весеннего бога солнца Ладо.

Обряды, существовавшие у народов в то время, тоже получили отражение в орнаменте народного костюма. Например, весенний обряд – радуница, праздник Ивана Купалы и другие. Менялось орнаментального рисунка и в зависимости от того, где он располагался. Если это был подол, то есть часть одежды, располагающаяся ближе к земле, то на нем изображали ромбо- и крестообразные композиции, означающие землю, плодородие, огонь. Если же это были узоры на головных уборах, то есть, ближе к небу, то вышивали знаки, олицетворяющие солнце, небо, птиц и так далее.

Все эти факты дают основания для того, чтобы сделать вывод о сильной связи прошлой культуры, миропонимания с культом природы. А также орнамент отображает представления народа данной культуры о своем бытие. По сути, это был своеобразный продукт народного творчества, мироощущения и мыслей. Орнаментальная вышивка была одним из первых магических человечества, который передается из поколения в поколение и тем самым не дает забывать нынешнему поколению о своих предках и о том, как они жили, чувствовали и во что верили.

Орнамент - язык тысячелетий. Слово «орнамент» происходит от латинского ornare и в буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству (14).

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Многие исследователи отмечают, что орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение. Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения(6).

Извилистая линия часто была символом воды - необычным веществом с таинственными свойствами, одной из первостихий мира. Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в ткань сложных взаимоотношений человека и мира в рамках определенной картины мира (16).

Однако, человечество «взрослеет» и время веры в мистическое значение древних символов и в их реальную силу прошло. Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенный смысл, и они действительно, стали превращаться в один из элементов декора. Тем не менее, есть еще места на Земле, в том числе и в России, где «записанная» орнаментами картина мира еще воспроизводится, живет в людях и предметах, а значит, созданные в рамках этой картины мира орнаменты не утратили свою силу, сокровенный смысл и значение. Одно из таких мест - поселения малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (16).

Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре.

Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок. Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания. Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение, комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическую выразительность (1).

Орнамент построен на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ей структура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрывает поверхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзя рассчитать, каким будет завиток, который положен мастером. Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать своими ритмами в сложно-опосредованной форме реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Все орнаменты имеют свои названия, весьма устойчивые, если принять во внимание обширную территорию их распространения. Для расшифровки смысла орнаментов привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе - одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от поколения к поколению, и осознается она лишь частично (см. приложение 6).

Время появления первых орнаментальных композиций в русском искусстве неизвестно, однако можно предположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно с освоением окружающего мира (4, с.6).

Исследователями, русскими и зарубежными, предпринимались попытки изучить искусство построения орнаментальных композиций. О русском орнаменте писали археологи, этнографы, историки, искусствоведы. В первую очередь внимание научного мира было обращено на изучение искусства XI--XVII вв. Среди наиболее известных ученых, занимавшихся вопросом орнамента, были Ф. Г. Солнцев, Ф. И. Буслаев, И. М. Снегирев, В. И. Бутовский, В. В. Стасов, известный французский ученый Е. Виоле-ле-Дюк. Они занимались исследованием русского орнамента во всех его проявлениях -- не только как уникального явления, но и как составной части формы и декора различных предметов. Орнаментом украшали всё, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. А ярче всего всего орнамент проявился в русской вышивке (1, с.9).

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы -- меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы); антропоморфный, подразделяемый на две большие группы: а) архаический, отражающие древние мифологические представления, б) бытовой (или жанровой). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм -- т. н. тератология, геометрических и растительных -- арабески) (5).

Русский орнамент -- область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным. Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие восточных и западноевропейских стран -- все это оказывало влияние на формирование русского орнамента.

Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе (1, с.7).

В народе говорят: «своя рубаха ближе к телу». Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.

Стоит отметить, что одежда, изначальное появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму - знак в контексте культуры.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, отмечает то, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития; они должны были «читаться» не только ее владельцем, но и соплеменниками 1.

На разном возрастном и социальном этапах жизни человека костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента.

Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.

Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды.

Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая «праздная» линия - каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает - обучение толкованию символов.

В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по-праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях 2.

Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.

С точки зрения мифологического сознания, космос разделяется на два мира: сакральный, священный и профанный (от лат. profanus) - непосвященный, лишенный святости, более того, нечестивый, зловещий, кощунственный и нечистый. Не удивительно, что на русских народных одеждах такое изобилие орнаментации с символическими изображениями, которые помогали устанавливать связь с сакральным миром.

Представление о солнце в виде коня в орнаментальных композициях воплощено, например, в виде белого ретивого коня, со звездами по фону и с птицами по краям главенствующего мотива. Мотивы Павы-ладьи, встречаются изображения Ладо - бога весеннего солнца. В орнаментике получили отражение обряды, такие, например, как, радуница - это весенний обряд, день поминовения предков, вешник - «завивание березы» в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы и пр. Связь с водой имела языческая богиня Макошь - один из наиболее часто упоминаемых персонажей орнаментальных сюжетов.

Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». И у современного читателя щемит сердце, когда он читает строки в «Слове о полку Игореве» о гибели одного из воинов: «...един же изрони жемчужну душу из храбра тела, через злато ожерелье».

Орнаментальная символика в большей степени присуща древней одежде: рубахам, сорочкам, поневам, передникам, поясам. Важно отметить, что части костюма, были тесно связаны с выбором орнаментальных мотивов. Как и костюм, орнамент предполагал ярусное деление. Подол - первый ярус, он ближе к земле. На нем, как правило, ромботочечные или крестообразные композиции (символы земледелия, плодородия, огня). В вышивке головных уборов преобладают наоборот солярные знаки, изображения птиц и т.д. Таким образом, через такую композицию костюм уподоблялся Мировому Древу.

Орнамент на одежде чаще всего вышивался. «Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, а столько еще «открытий чудных» таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений» 2.

При рассмотрении исторически-конкретных форм костюма, можно заметить, что он имеет макро- и микроконструктивную основу и систему декора. Особую семантическую значимость в нем приобретают орнаментальные вставки, имеющие самостоятельное символическое значение.

Орнамент же, в отличие от кроя и конструкции одежды, глубоко консервативен, мало подвержен изменениям, будучи порождением и принадлежностью традиционной культуры. Своими корнями он восходит к архаическим временам и является хранителем еще мифологических представлений о бытие. Он не утрачивает своего назначения напоминать о первичных смыслах и символах культуры, будучи вкраплен в структуру костюма как некоей целостности. Орнамент имеет графическую структуру, он подобен тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах.

Проведя параллель между оберегами и орнаментом как оберегом, рассмотрим основные постулаты магии, сформулированные современными исследователями. Вот они: 1) подобное производит подобное (закон подобия); 2) вещи, соприкоснувшиеся друг с другом, после этого продолжают взаимодействовать на расстоянии (закон соприкосновения и заражения). На основе этих законов построены не только орнаментальные композиции, но и структура костюма в целом.

Для первобытного человека часть - то же, что целое. Если, к примеру, персонаж переоделся в чужую одежду - он отождествляется с ее владельцем. За сменой облика стоит смена роли, затем - сущности. В основе всякого ряжения лежит семантический принцип. (Его легко сопоставить с семиотическим значением одежды и переодевания как таковых).

Еще один принцип магии - симпатия. О нем писал Л.Леви-Брюль: «Симпатический принцип означает «увлекать за собой», подбадривать, учить, но вместе с тем принуждать, в смысле физического воздействия» 3. Исходя их этого принципа магии, вещи, «благодаря тайной симпатии, связаны между собой и воздействуют друг на друга на расстоянии».

Поэтому считалось, что жизненная сила природных предметов передается человеку через: шкуры, зубы, черепа, когти, камни и амулеты. Украшения-амулеты наши предки использовали в своем гардеробе для большей «безопасности», символика этих украшений, как и символика орнаментальных вставок на одежде, связана с культом неба, солнца и весеннего плодородия земли. Талисманы и обереги создавались по неписанным законам магии. Многие из них можно разделить достаточно четко на мужские и женские.

На местах раскопок (чаще в женских погребениях) нередко находят фигурку коня. Конь, согласно верованиям древних славян, - символ добра, счастья, мудрости богов. Его куль связан с почитанием Солнца, с верой славян в то, что Даждьбог ездит по небу на колеснице, заправленных четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями: поэтому совсем не случайны солнечные круговые орнаменты на оберегах-коньках. Славянки носили их у левого плеча. И совсем не случайно, что коньки зачастую соединялись с оберегом в виде водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток: ведь все тот же Даждьбог дважды в сутки (утром и вечером) пересекает океан-море на ладье, запряженной этими водоплавающими птицами. Встречаются даже обереги - тело водоплавающей птицы, а голова коня. Эти изобразительные мотивы продолжают свое существование в орнаментах вышивки.

Женщины в качестве оберегов носили на своей одежде маленькие копии предметов домашнего обихода (ковшики, ложечки, гребешки, ключи). Их задача - привлекать и удерживать в доме сытость, довольство, богатство.

И женщины, и мужчины носили обереги - топорики. Отличие наблюдалось лишь в способе носки. Женщины - у плеча, мужчины - у пояса. Топор - символ Перуна, бога-воина, покровителя урожая, который насылал теплые грозы.

Только мужчины носили миниатюрные копии оружия - мечей, ножей, копий, ножен.

Круглые женские подвески-обереги - это ничто иное, как солярные символы, на них использовались желтые сплавы, на подвески же лунницы - белые сплавы (холодные, как сама луна) из серебра, серебра с оловом, реже - из бронзы.

Мифологическое сознание воспринимает весь мир живым, поэтому отношения со всем в этом мире оно регулирует, как с живыми существами, а материальные предметы заряжает живой энергией.

Зачастую этнографы прибегают в своих интерпретациях архаических символов к методу аналогий. В.Тальбитцер, изучая эскимосов восточного берега Гренландии в 1920-х годах, писал: «Амулеты освящаются при помощи формул и заклинаний...Они становятся живыми. Специализированную формулу мы находим в веровании, что амулет, в виде ножа или другого орудия, внезапно в момент опасности начинает расти в своих размерах и самостоятельно выполняет акт убийства» 3.

Женские украшения лунницы рождены древним культом Луны. Солнце и Луна представлялись древнему человеку братом и сестрой, мужем и женой, иногда родителем и ребенком. Они - персонажи дуалистических лунарно-солярных мифов. В них отражаются оппозиции: мужское - женское, день - ночь, тепло - холод, положительное -отрицательное. Встречаются лунницы с растительным орнаментом, что символизирует первейшую обязанность луны - следить за ростом трав и деревьев.

Рассматривая только обереги, по их символике мы видим, что с помощью них наши предки устанавливали связь с сакральным миром, через организацию связей в микрокосме, стремление к установлению связи с макрокосмом.

Для этой же цели использовался и язык орнамента в народном костюме.

Литература

1 Калашникова Н.М. Семантика народного костюма. - СПб.: 2003.
2 Вардугин В. Русская одежда.- Саратов: Донская книга, 2001.
3 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М.: 1937. - С.33.
4. История русского орнамента X-XVI веков/ Под ред. С.Ю. Ивлева - М.: Арт родник, 1997.
5. Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд XI-XIII в.в. - СПб.: Изд. Прохорова, СПб типография Академии наук, 1876.
6. Серов Н.В. Цвет культуры.- СПб.: «Речь», 2004.
7. Стасов В.В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени.- СПб.: [б.и.] ,1887.
8. Стрекалов С. Русские исторические одежды от 10 до 13 века. СПб.: [б.и.], 1877.
9. Химик О.Я., Художественная культура первобытного общества. - СПб.: 1995.

Уже в глубокой древности люди стремились украсить предметы быта и одежды. По полученным из раскопок предметам видно, что сначала узор отделок и композиции были очень простыми. Со временем узор усложнился, композиция стала более разнообразной, техническое исполнение - более совершенным. Для дальнейшего развития узора и композиции необходимо познакомиться со старинными традициями создания рисунка и композиции.

Русский народный узор богат и разнообразен. В его композиции встречается ряд геометрических узоров, а также в нем практически везде присутствуют растения и животные, как стилизованные, так и более-менее реалистичные.

Основные элементы узора.

Геометрический узор всегда состоит из отдельных мелких частей. Такие части узора, которые с изменениями или без них повторяются во многих узорах, называются основными элементами узора. В русском народном узоре самыми распространенными основными элементами являются, так называемые, елочка, крыша, крестик, солнышко, звездочка, растительный узор (рис. 1).

Рисунок 1. Основные элементы геометрического узора.

А это пример старорусской вышивки, где хорошо видно, что она состоит из маленьких базовых элементов.


Основные элементы можно изменять - варьировать. Еще и в настоящее время появляется много различных вариантов основных элементов.

Несмотря на некоторые различия, основные элементы имеют некоторые общие постоянные свойства, например:

  • 1) линии узора сгибаются под углом в 90 или 45 градусов;
  • 2) линии растительного узора связаны между собой;
  • 3) основной элемент легко включается в простейшие геометрические фигуры (рис. 2).


Рисунок 2. Простейшие геометрические фигуры.

Основные элементы узора можно составлять различно.

При ритмическом повторении одного или нескольких элементов узора появляется простой или переменный ряд узора. Так как ряд узора не закончен, он создает впечатление неопределенного, распадающегося рисунка (рис. 3).


Рисунок 3. Ряд узора.

И маленький пример славянской вышивки, где мы можем увидеть несколько видов полос.


Ограничение можно произвести либо с помощью черты, либо с помощью более узких полос. Помещенные рядом основные элементы узора как бы разделяют полосу. Например, помещая один за другим основные элементы, легко включающиеся в треугольник, образуют полосу с треугольным разделением (рис. 4, Б). Аналогичным образом можно образовать полосу узора с треугольным разделением и полосу узора с разделением к углу квадрата или к стороне квадрата (рис. 4, В, Г).


Рисунок 4. Полосы узора.

Применение полосы узора.

Применяя для отделки полосу узора, мастер по возможности сохраняет разделение полосы. Заканчивается полосу всегда целым делением. Особенно тщательно размещают полосы, декорируя угол прямоугольной площади. По углам размещение полос может быть различным.

Соединенный угол.

Соединенный угол образуется, если полосу без перерыва продолжить в другом направлении (рис. 5, А). Меняя направление, мастер сохраняет деление, характерное для полосы. Соединенный угол может быть применен как для декорирования, так и для прямоугольной площади.

Полусоединенный угол.

Образуя полусоединенный угол, полосы в углах не соединяют (рис. 5, В), а помещают там квадратообразную отделку (рис. 5, Б). Полосы заканчиваются на небольшом от нее расстоянии. Обе части декора обычно соединяются ажурным или извилистым швом. Полусоединенный угол чаще всего употребляют при декорировании Квадрата.


Рисунок 5. Углы.

Несоединенный угол.

Несоединенный угол образуется тогда, когда полосы в углу не соединяются (рис. 5, В). Полосы мастер заканчивает полным делением.

Несоединенный угол лучше всего подходит для декорирования прямоугольного изделия.

К тому же по концам площади можно поместить более широкие полосы, даже группы полос и, наоборот, вдоль длинных краев - узкие полосы. Декор несоединенного угла отлично объединяет ажурный или извилистый шов.

Параллельное размещение полос.

Прямоугольную площадь обычно декорировалась поперечно расположенными полосами. Можно одну полосу или группу полос поместить на каждом конце прямоугольника, можно также равномерно расположить их по всей площади (рис. 5, Е). Кроме того, можно повторять одни и те же полосы, расположенные по концам, а также использовать в середине другие полосы или же менять одну за другой несколько полос (рис. 5, д).

Декорируя изделие прямоугольной формы, полосы размещаются несколько иначе. Каждая украшенная часть предмета выглядит как бы тяжелее, поэтому в вертикально расположенном изделии декор распределяется по нижней части. Например, используя только одну полосу, ее помещают в нижней части. Украшая изделие несколькими полосами различной ширины, наиболее широкую из них или же группу полос помещают в нижней части изделия (рис. 5, Е). Вверху располагают более узкие полосы.

Среди славянских этнографических отделок полоса является самым излюбленным и распространенным видом. Ее можно встретить на национальных одеждах, резьбе наличников окон и пр. Поэтому в народных узорах встречается особенно много образцов полос - то более узких, то более широких, с редким или густым рисунком. Все они могут быть с успехом использованы как в любом виде рукоделия, так и в художественной резьбе по дереву. Кроме того, полосы придают отделке изделия старинный характер.

Элементы узора (рис. 6, А) или большие части его размещаются по всей площади или на определенных участках ее. Узор в этом случае ограничивается делениями. Узор сплошного заполнения мастер по возможности заканчивает полным делением. Он легко распространяется во всех направлениях, поэтому одним и тем же узором можно покрыть и маленькую и большую площадь. Так как это оставляет впечатление легко распространимого разливающегося узора, то отделываемую площадь ограничивают одноцветной или узорчатой полосой. Узор сплошного заполнения применяется для декорирования как квадратного, так и прямоугольного вида площади при любой технике.


Рисунок 6. Узор сплошного заполнения.

Центральный узор (рис. 7, А) распространяется от центра равномерно во все стороны. Так как он имеет растительный характер, то в композиции его ограничивают полосами (рис. 7, Б). Этот узор используется для отделки различного вида площади.


Рисунок 7. Центральный узор.

Растительный орнамент может располагается над извилистой или прямой линией. Цвета растительного орнамента обычно чередуют. Растительный орнамент также обычно помещается вдоль края декорируемой площади, так как он хорошо соединяет украшенную, тяжелую площадь с неукрашенной, пустой (рис. 8).


Рисунок 8. Растительный орнамент.

И на последнем рисунке представлены образцы орнаментов, где используются мотивы из мира фауны.