Русский музей в сан франциско. Русские агрономы, или охраняя славное прошлое: Музей-архив русской культуры. При президенте российской федерации

Mузей-архив Русской Культуры основан теми, кто покинул Россию в результате Гражданской Войны 1917-1922 годов.


Музей-архив русской культуры открыт по средам и субботам с 10:30 до 14:30.


Он находится на третьем этаже здания Русского центра


Музей-архив русской культуры при Русском Центре в Сан-Франциско был организован в 1948 году с целью систематического сбора и спасения ценных документов об истории России и истории эмиграции.


Основанный в 1923 году и осуществлявший систематический сбор материалов как европейской, так и дальневосточной ветвей эмиграции, Русский Заграничный исторический архив в Праге был в 1945 году вывезен в СССР. Для русской эмиграции это было невосполнимой потерей. Военное лихолетье привело к гибели многих других частных и общественных библиотек, коллекций и архивов. Начавшееся после окончания войны переселение русских эмигрантов обеих ветвей в Австралию, Северную и Южную Америку вело к новым утратам.


Надёжным местом для создания аналогичного архива были США. В Сан-Франциско уже в 1920-е годы сложилась сплочённая русская послеоктябрьская диаспора, которая поддерживала тесные связи с русскими диаспорами Европы и Азии. Сан-Франциско даже лидировал в сборе помощи Зарубежному союзу русских военных инвалидов в Европе. А Русское историческое общество в Праге после его закрытия нацистами было воссоздано в Сан-Франциско на основе Комитета Форта Росс. Благоприятствовало созданию архива в Сан-Франциско и приобретение русской общественностью здания Русского центра в 1939 году.


С 1947 года член Русского исторического общества в Америке П.Ф. Константинов развернул обширную переписку. Ему ответили многие видные деятели русской эмиграции, среди которых были академик В.Н. Ипатьев, профессора И.А. Ильин, П.А. Сорокин, А.Д. Билимович, П.Е. Ковалевский, общественный деятель А.Л. Толстая - дочь Л. Толстого, ректор МГУ в 1919-1920 гг. М.М. Новиков, член антибольшевисткого правительства Д. Л. Хорвата генерал В.Е. Флуг, заведующий библиотекой, архивом и музеем Общества офицеров российского императорского флота в Америке ст. лейтенант флота С.В. Гладкий, писатель Г.Д. Гребенщиков, председатель Общества им. Пушкина Б.Л. Бразоль, редактор газеты “Русский в Англии” А.В. Байкалов, личный секретарь Сербского патриарха Варнавы и автор капитального труда “Русские в Югославии” В.А Маевский и другие.


7 марта 1948 г. с благословения митрополита Американского и Канадского Феофила состоялось общее организационное собрание. Первым председателем Музея-архива стал П.Ф. Константинов. Уполномоченные Музея-архива по комплектованию материалов охватывали до 27 стран.


В Нью-Йорке в те годы также был предпринят сбор эмигрантских материалов для зарегистрированного в 1951 году Архива русской и восточно-европейской истории и культуры. Ответственность за обеспечение сохранности материалов взял на себя возглавляемый Б.А. Бахметевым Русский гуманитарный фонд, а руководителем архива был избран ректор Колумбийского университета.


В середине 1970-х годов Архив русской и восточно-европейской истории и культуры потерял свою автономию. Музею русской культуры в Сан-Франциско удалось сохранить свою независимость благодаря финансовой поддержке Русского центра, Образовательного фонда им. И.В. Кулаева, различных эмигрантских организаций и частных лиц, а также благодаря систематическому труду энтузиастов, осознающих необходимость сохранения и пополнения фондов и коллекций. Музей-архив русской культуры в Сан-Франциско в настоящее время является самым крупным эмигрантским архивом.


Председатели Музея-архива русской культуры в Сан-Франциско:

Константинов Пётр Филаретович (1948-1954)
Лукашкин Анатолий Стефанович (1954-1966)
Слободчиков Николай Александрович (1966-1999)
Браунс Дмитрий Георгиевич (1999-2007)
Корецкий Николай Алексеевич (2008 - настоящее время)


Миссия:

Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США.
Собирать и хранить все типы исторических материалов (газеты, журналы, книги, предметы, документы), содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире и о жизни до революции 1917 года.
Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США.
Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья.
Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре.
Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями.
Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабжать экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках.

С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки.

материалы дальневосточной эмиграции

Здание с надписью на фасаде Русский центр на ул. Саттера видно издалека. Поднявшись по старой лестнице, попадаешь в небольшую прихожую, из которой одна дверь ведет в музей, другая - в библиотеку, третья - в архив музея. Теперь это "царство" детей русских эмигрантов, покинувших родину "с первой волной". При беглом знакомстве музей не вызывает восторга: бросается в глаза чисто любительский подход к созданию экспозиции. И это объяснимо - музей содержится на средства волонтеров, как они называют себя по-американски. Но приглядевшись к экспонатам, прочитав надписи к ним, чувствуешь тепло сердец тех, кто не перестал считать себя русским даже после проведенных на чужбине десятилетий. Все экспонаты музея несут на себе отпечаток индивидуальности их бывших владельцев - участников Белого движения или примкнувших к нему в печальном исходе из России. Многочисленные стенды с подлинными документами и семейными реликвиями отражают трагедию русского народа и рассказывают об истории России. Музей провожает посетителей большой вывеской-реликтом, некогда расположенной на здании консульства Российской империи в Сан-Франциско.

История Музея русской культуры берет свое начало в 1937 г., когда осевшие в Америке эмигранты из России организовали Русское историческое общество. Первым делом его учредители, обратившиеся к исследованиям русских корней в Америке - истории Российско-Американской компании, занялись приведением в порядок разваливавшейся крепости Росс и работой над очерком по ее истории. Вскоре он вышел в свет в первом томе Записок общества. Известный писатель русского зарубежья Г.Д. Гребенщиков так отзывался об этом труде: Ваши Записки делают Вам честь, и я восхищен Вашей энергией. Нужно только ставить дело не журнально, а именно научно-исторически. Данные к этому имеются, и силы найдутся. Со своей стороны я накапливаю для исторического архива большой материал. Все будет собрано и сдано Вам, когда у Вас будет место, где легче хранить.

Вторая мировая война прервала деятельность Русского исторического общества. Но в 1948 г. небольшая группа эмигрантов при Русском центре в Сан-Франциско предложила основать Музей русской культуры и включить в него то, что оставалось от Русского исторического общества.

Новая организация поставила перед собой следующие цели: Сбор и хранение всевозможных культурно-исторических материалов о нашей родине - России. 2. О жизни и истории русской эмиграции в разных странах и творчестве выдающихся деятелей в разных областях духовной и материальной культуры. 3. Об истинном и современном положении нашей родины и жизни ее народа. 4. О выдающихся моментах жизни, культуры и истории США как страны, где значительная доля российской эмиграции нашла себе приют, интересных и важных с точки зрения русской культуры и русской истории.

7 марта 1948 г. состоялось первое организационное собрание, избравшее своим председателем Петра Филаретовича Константинова, на плечи которого и легли все тяготы по сбору материалов и формированию коллекций музея. П.Ф. Константинов родился 9 августа 1890 г. в Казанской губернии в семье мирового судьи. Окончив с отличием Казанское реальное училище, поступил на агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института и был оставлен на кафедре как ученый агроном. Февральская революция, а затем Гражданская война сделали его добровольцем 2-й Казанской батареи. Он был контужен на р. Белой, болел тифом. С отрядами каппелевцев П.Ф. Константинов попал в Харбин. Здесь-то ему и пригодилась мирная профессия: он стал помощником заведующего опытным полем КВЖД на станции Эхо (1921 - 1924), заведующим сельскохозяйственной лабораторией дороги в Харбине, читал курс лекций в местных учебных заведениях (1924 - 1929). Тогда же в Харбине П.Ф. Константинов опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В апреле 1929 г. уехал в Сан-Франциско, где, пройдя учебу при Калифорнийском университете, работал в городском самоуправлении (1942 -1954). Константинов был увлечен общественной жизнью русской колонии в Калифорнии и стал одним из создателей Русского сельскохозяйственного общества в Северной Америке.

Возглавив музей, П.Ф. Константинов предложил образовал семь основных отделов:

1) научных и прикладных знаний;

2) искусств;

3) исторический;

4) жизни русского зарубежья;

5) художественной литературы;

6) библиотечно-архивный и

7) газетно-журнальный. Для каждого направления был определен куратор, чья деятельность координировалась правлением.

Основатели Музея русской культуры следующими словами определили значение его создания: Это новое в США общественное хранилище материалов о нашем прошлом, о духовном творчестве лучших людей эмиграции и о всем том, что освещает частную и общественную жизнь и быт русских людей, рассеянных по разным странам; при всей его бедности, при всех других [сложных] условиях оно с каждым годом крепнет, оно завоевывает все большее внимание и поддержку, и его правление верит, что не за горами тот момент, когда этот первый в Америке русский общественный музей превратится в большое, авторитетное хранилище духовных сокровищ русских людей, потерявших свою родину.

После смерти П.Ф. Константинова, последовавшей 24 января 1954 г., председателем стал Анатолий Стефанович Лукашкин. Он родился 20 апреля Й02 г. в Ляоляне (Южная Маньчжурия) в семье железнодорожного служащего. После окончания Читинской гимназии и Института ориентальных и коммерческих наук в Харбине в течение 11 лет занимался исследованиями в Маньчжурии, был помощником куратора и куратором музея Общества изучения Маньчжурского края. В Сан-Франциско Лукашкин переехал в 1941 г. и стал работать морским биологом в Калифорнийской академии наук. А.С. Лукашкин был признанным знатоком и энтузиастом сбора материалов по истории российской эмиграции в Китае, опубликовал немало статей на эту тему в газете Русская жизнь. Помимо этого, он собирал биографические документы участников Гражданской войны: П.В. Вологодского, М.К. Дитерихса, В.О. Каппеля, Д.Л. Хорвата, А.В. Колчака и других, которые теперь хранятся в его личном фонде. Скончался А.С. Лукашкин в декабре 1988 г.

Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова, долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов.

Музей русской культуры и сегодня является "terra incognita" для историков, интересующихся проблемами эмиграции, революции и Гражданской войны. Его создатели, в основном выходцы с Дальнего Востока, заложили в нем следующие разделы: "Дальневосточный фонд, включающий материалы о Гражданской войне на Востоке, от Урала до Камчатки; о Китайской Восточной железной дороге в Маньчжурии; о Заамурском округе пограничной стражи и Заамурской железнодорожной бригаде; о Забайкальском казачьем войске; о жизни русской эмиграции в странах Дальнего Востока и Австралии и т.п..

Формирование фондов музея велось в основном за счет личных коллекций эмигрантов. Большой интерес представляют документы дипломата и востоковеда А.Т.Бельченко6. Материалы его архива были вывезены из Китая и постепенно передавались в Музей русской культуры сначала самим А.Т. Бельченко, а после его кончины супругой и рядом других доверенных лиц. В архиве сохранились дневники и записи, которые А.Т. Бельченко вел каждый день в толстых тетрадях и в которые вклеивал газетные вырезки, фотографии, визитные карточки, документы, письма, брошюры и прочие материалы. Всю жизнь он интересовался Китаем, внимательно следил за происходившими там политическими событиями, собирал материалы для написания книги Записки консула.

Другой ценной коллекцией по истории дальневосточной дипломатии является фонд П.Г. Васкевича. В нем хранятся рукописи и наброски статей, биографические материалы.

Большую часть архива музея составляют материалы по истории Гражданской войны на Дальнем Востоке. В основном они представлены мемуарами и биографическими документами ее участников. Прежде всего отметим собрание бывшего начальника КВЖД и главы эмигрантских организаций на Дальнем Востоке Д.Л. Хорвата, Оно включает около 2000 документов объемом более 8000 листов, относящихся к 1899 - 1921 гг. Это служебные дела, дневники, секретные рапорты, а также "Бюллетени" Американского экспедиционного корпуса в Сибири. Среди документов - переписка Хорвата с премьер-министром Сибирского правительства П.Я. Дербером, казачьим атаманом Г.М. Семеновым, генеральным консулом в Харбине М.К. Поповым, с российскими послами Б.А. Бахметьевым (Вашингтон), В. Набоковым (Лондон), В.А. Маклаковым (Рим), В.Н. Крупенским (Токио) и Н.А. Кудашевым (Пекин). При помощи начальника военного отдела КВЖД - М.В. Колобова Хорват написал воспоминания, которые впоследствии были переведены на английский язык. По некоторым свидетельствам, документы Д.Л. Хорвата попали в Музей русской культуры через его последнего секретаря - Д.П. Пантелеева. Здесь же имеется личное собрание и самого Пантелеева, включающее документы за 1918 -1942 гг.

Целиком посвящена истории Гражданской войны коллекция полковника А.Г.Ефимова. В ней содержатся около 1000 документов, рукописи статей и книг, в том числе о деятельности Приамурского правительства. Лишь часть этого богатства была использована Ефимовым при публикации статей о военном перевороте во Владивостоке в 1921 г. и истории Ижевско-Воткинской стрелковой бригады. Материалы о братоубийственной войне на Дальнем Востоке имеются в коллекциях начальника штаба Оренбургской армии А. Н. Вагина и шанхайского предпринимателя Н. В. Федуленко. В документах первого, кроме того, отложились сведения о его журналистской карьере в 1937 - 1953 гг., в коллекции Федуленко - рукопись написанной им в 1961 г. книги Роль бывших союзников России по отношению к Белому движению В Сибири. При жизни Федуленко смог увидеть только изданную благодаря программе Калифорнийского университета книгу Жизнь русских эмигрантов в Шанхае, а после смерти предпринимателя Н.Л. Слободчиков напечатал отрывок из его архива. Одной из ярких фигур Гражданской войны является член Сибирского и Омского правительств Г.К.Гинс18, перу которого принадлежит изданная еще в период его пребывания в Пекине книга Сибирь, союзники и Колчак. В Соединенных Штатах, куда он переехал в 1941 г., Гинс выступал с публичными лекциями о происходивших в русской колонии событиях культурной и общественной жизни, активно работал как журналист (с 1942 по 1944 г. Гинс состоял редактором сан-франциской газеты Русская жизнь), публиковал статьи в нью-йоркской газете "Новое русское слово". В 1945 - 1954 гг. он был профессором Калифорнийского университета в Беркли, преподавал в Вермонт-колледже, Институте иностранных языков в Монтерес, где читал курс "История русской мысли". С 1955 г. Г.К. Гинс работал в Американском информационном агентстве, откуда в 1964 г. вышел в отставку по болезни. Одно время являлся редактором на радиостанции "Голос Америки", членом правления Кулаевского образовательного фонда, помогал журналу "Русский язык". В 1954 г. Гинс опубликовал книгу ""Советский закон и советское общество("Soviet Law and Soviet Sociel"), но самую большую свою работу "История России как многонациональной империи" (""The history of Russia as a Multinational Empire"), над которой он трудился в последние годы, Гинс так и не завершил. Документы американского периода жизни Гинса отложились в его фонде.

Неизвестным страницам истории российской эмиграции в Китае посвящена рукопись (в двух томах) директоpa-распорядителя и совладельца знаменитого торгового дома Чурин и К Н.А. Касьянова под названием "Темные дела почтенных сфер", рассказывающая о тех беззакониях, которые творила японская администрация, национализировавшая компанию.

Нашла свое отражение в коллекциях музея тема казачества. Она представлена в документах В.В. Пономаренко. уже п последние годы жизни избранного председателем Обще казачьего союза в Сан-Франциско. В его коллекции хранятся рукописи, дневники (общим объемом 3-4 тыс. листов), рассказывающие о жизни сан-франциской казачьей станицы за 1940 - 1950-е годы.

Среди российских эмигрантов, осевших в США, немало было самобытных литераторов, журналистов и поэтов. Этот список, безусловно, возглавляет писатель Г. Д. Гребенщиков, опубликовавший огромное количество произведений, наиболее важными из которых для его творчества является многотомная эпопея ""Чураевы". В Музее русской культуры хранятся его рукописи, переписка, другие документы.

Не лишенным дарования был писатель Б.Н. Волков. Его жизнь была полна приключений: выполняя секретные поручения полковника Орлова в Харбине и Министерства иностранных дел в Омске, Волков не раз рисковал собой; в Урге женился на дочери бывшего советника при монгольском правительстве барона П.А.Витте; встреча с бароном Унгерном чуть не стоила ему головы. Волков бежал из-под стражи и поселился в Харбине, где в 1921 г. в десяти номерах газеты "Новости жизни" опубликовал под псевдонимом "Н.Н." свои воспоминания. Уехав в 1925 г. в Америку, Волков написал роман "Царство золотых Будд", сотрудничал с журналами "Рубеж", пражским "Вольная Сибирь" и рядом других изданий. В музее имеются неизданные его мемуары "На чужих берегах", стихи, письма и др. Неопубликованные воспоминания писателя находятся также в Гуверовском институте.

Российская эмиграция имела в своих рядах талантливых ученых. К сожалению, о многих из них сохранились лишь разрозненные сведения. Назовем В.Я.Толмачева24 - экономиста, археолога и краеведа, члена обществ русских ориенталистов и изучения Маньчжурского края. В его коллекции хранятся путевые дневники, письма, наброски статей по археологии, геологии и фауне Маньчжурии. Вероятно, кто-то из родственников, переехавших в Америку, передал эти материалы в музей. Коллегой Толмачева был В.В. Поносов. Он также совершил огромное количество научных экскурсий и экспедиций, был деятельным руководителем молодежной организации исследователей-пржевальцев. Впечатляюще выглядит список его научных публикаций - более 30 работ. Разбор материалов его богатейшего личного фонда сделала О.М. Бакич.

Известной личностью среди представителей дальневосточной ветви российской эмиграции считается И.Н. Серышев. Он был священником, увлеченным до самозабвения эсперантистом, талантливым журналистом. За свою долгую скитальческую жизнь И.Н. Серышев подготовил большое количество работ на правах рукописи. "Прилагаю и список всех своих изданий, - писал он австралийскому библиографу Хотимскому, - причем синим сбоку подчеркнул те, кои можно купить за наличные, указав сбоку синим карандашом их цену без пересылки. Сообщаю и то, что ликвидирую все, что можно ликвидировать (архив, издания, книги), причем мне все равно, кому их продать, - деньги нужны на продолжение изданий. Некоторые из подчеркнутых изданий имею только в одном экземпляре, кой может в любой момент исчезнуть, будучи кем-либо куплен. Посему, если выберете что для покупки, то сообщите мне, прислав и стоимость покупаемого, тогда я отложу отдельно как проданное, а иначе все последнее исчезнет, ибо у меня часты посетители самые неожиданные, а требования поступают из разных мест, не только из Австралии...". Серышев издал на правах рукописи "Альбом выдающихся и известных личностей России". в Музее русской культуры хранятся его личная переписка, фотографии с негативами (всего около 1000 листов), рукописи работ, много документов по истории российской эмиграции в странах Дальнего Востока..

К сожалению, российские эмигранты с Дальнего Востока так и не смогли издать биографический словарь наиболее известных деятелей эмиграции. Эту попытку предприняла писательница О.А. Морозова, автор известной в те годы книги "Судьба". Первые шаги на пути создания словаря она сделала еще в лагере IRO (International relief organization) на о. Тубабао, куда ей пришлось выехать из Китая. Рукопись так и называлась "Лагерь IRO для русских беженцев, 1949- 1951", Затем она подготовила книгу "Культурные силы эмиграции" Эти неизданные работы вместе с мемуарами и дневниками путешествий писательница передала в Музеи русской культуры. В ее коллекции находится так же огромная переписка, связанная с поиском сведений об известных деятелям эмиграции, немало там и их автобиографий.

Существенное место в коллекциях музея занимают архивы различных организаций: Русско-американского исторического общества (1937-1948), Русской православной миссии в Пекине (отчеты и корреспонденция за 1925 -1945 гг.), Русского сельскохозяйственного общества. Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли (в его фонде находятся материалы по истории КВЖД, Амурского казачьего войска, революции и Гражданской войны - 6 архивных ящиков). Общества "Витязи" с документа ми по скаутскому движению, Высшего монархического союза. Ассоциации русских рабочих (1952 - 1957), Общества защиты русских детей (1926 - 1969), Объединения русских шоферов (около 100 документов за 1926 - 1943 гг.), Общества юристов (7 папок за 1941 - 1949 гг.) и других эмигрантских союзов,

Бесценными материалами для исследователей являются и газеты, которыми на редкость богаты фонды музея. Среди них: "Вестник Манчжурии", "Заря, "Новая жизнь", "Азия", "Тяныцзинская заря, "Возрождение Азии", "Рубеж", "Рождественский рубеж" и др.

В заключение хотелось бы проинформировать читателей. что большое место в музее занимают рукописи и письма А. Амфитеатрова, Л. Андреева, К. Бальмонта, И. Бунина, Я. Грота, А. Куприна, Л. Ремизова, И. Репина, Н. Рериха. Ф. Сологуба, Н. Тэффи, А. Толстой, А. Чирикова, Ф. Шаляпина и других - всего около 100 документов, начиная с 1860 г.

В небольшой статье невозможно описать все материалы Музея русской культуры. Описание и приведение в порядок его коллекции продолжается. Вес это бесценное собрание держится на энтузиазме горстки людей, которые все свободное время бескорыстно отдают сохранению документов. Сегодня председателем правления музея является Дмитрий Георгиевич Брауне, выпускник харбинских гимназии им. Ф. Достоевского и восточного факультета Института Св. Владимира. По духовному завещанию владельцев музея все его богатства должны вернуться в Россию. К сожалению, наша многострадальная страна еще не может дать гарантий, что все накопленное эмигрантами сохранится для потомков.

Хисамутдинов А. А.

24.06.2002

Хисамутдинов А. А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. - 1999. - 5. - С. 22-29

Задачи музея в настоящее время:

Поддерживать русскую культуру и собирать свидетельства об её влиянии на культуру США.

Собирать и хранить все типы исторических материалов, книг, газет, журналов и вещей, включая государственные, публичные и частные архивы и библиотеки, содержащие информацию о деятельности русской эмиграции во всем мире, и об их жизни до революции 1917 года.

Собирать и хранить материалы об американцах русского происхождения, которые внесли выдающийся вклад в культуру, науку и технологию США.

Собирать и хранить материалы об истории и деятельности русского общества и различных русско-американских организаций в районе Сан-Франциско, залива и всего западного побережья.

Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре.

Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и прочее с аналогичными образовательными и культурными учреждениями.

С 1953 года Музей-архив зарегистрирован как некоммерческая организация, освобожденная от налогов по законам Штата Калифорния и Соединенных Штатов Америки.

Президент Музея-архива – Николай Корецкий.

Цели и задачи музея во времена 1959 г.:

МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ в Сан-Франциско.

Основнаяцель Музея - сбор и хранениевсевоз-можных, культурныхценностей,относящихсякжизнии творчеству русской эмиграции, а также всяких материалов по истории и культуре России.

Сразу же после открытия Музей обратил на себя внимание наших выдающихся людей науки, искусства, общественной и церковной жизни, которые поддержа-ли его не только морально, но и своим активным уча-стием, присылая музейно-архивные материалы.

Музей не есть собственность какой-то группы; он принадлежит всей русской эмиграции, так как только на основе жертвенного участия и поддержки всей эми-грации возможно его существование и развитие. В дей-ствительности так это и есть: материалы поступают со всех мест рассеяния русских по всему миру: Музей получил из 25 разных стран.

В настоящее время Музей имеет много ценного, нередко уникального, материала, распределенного по 7 отделам. Эти отделы: исторический, научный, искус-ства, жизнь зарубежья, газетно-журнальный, книгохра-нилище и архив.

Музей принимает в дар или на временное хранение: книги, брошюры, рукописи, журналы, письма и биогра-фии выдающихся русских людей, картины, скульптуру, архитектурные проекты, художественные и историче-ские открытки, фотографии, карты, почтовые и денеж-ные знаки, монеты, медали, значки, предметы быта, образцы кустарных изделий, художественное рукоделие; и берет на себя все расходы по пересылке посылаемого музейного материала, в случае денежного затруднения жертвователя.

Музей гарантирует перед всей русской эмиграцией, что все находящиеся в нем ценности и материалы, ни при каких условиях не могут быть переданы советской власти, а будут храниться для передачи законно-избран-ному национальному Правительству будущей возрожде-нной России.

Часто бывает внашей эмигрантской жизни, что редкие и ценные с общественной точки зрения предметы и материалы лежат, сложенные в старых чемоданах или коробках где-то в кладовых, на чердаках или в подваль-ных помещениях. Все содействует их разрушению и даже потере: перемена местожительства, семейные обстоятель-ства, материальные затруднения и уход из жизни. Так или иначе они пропадают для общества, хотя и имеют культурную ценность. Часто они дороги владельцам и трудно им с ними расстаться, но благородный поступок послать на хранение в Музей принесет владельцам моральное удовлетворение, что этот дар становится по-лезен русскому обществу и будущей России.

Музей обращается ко всем русским национально-настроенным людям не смущаться ни количеством, ни качеством могущих быть переданными Музею материа-лов, так как самый скромный дар в соединении с дру-гими имеет совершенно иную ценность и значение.

Привлекая своих друзей и знакомых к участию в поддержке Музея, Вы становитесь идейным и активным покровителем, верным другом и помощником Музея, зная, что помогая Музею, Вы оказываете услугу рус-скому имени, русской национально-патриотической идее и русской культуре Зарубежья.

Правление Музея

СЛОБОДЧИКОВ, Николай Александрович (15 дек. 1911, Самара - 4 окт. 1991, Сан-Франциско). Окончил русскую гимназию им. Ф.М. Достоевского в Харбине, Льежский университет в Бельгии, колледж Хилдс в Сан-Франциско. В Харбине и Шанхае принимал участие в ра-боте научных организаций. Переехав в США (1948), ра-ботал проектировщиком и инженером. Председатель правления и заведующий архивом Музея русской куль-туры (1965-91).

данные из книги -


Семья Слободчиковых. А.Я.Слободчиков, Е.Н.Веденяпина – бабушка (в центре), А.А. Слободчикова;
Дети: Николай, Владимир, Лев

Владимир Слободчиков - и его книга: "О судьбе изгнанников печальной... Харбин. Шанхай"

Владимир Александрович Слободчиков родился в 1913 г. в России, в дворянской семье и прошел через испытания 20-летней эмиграции в Харбине и Шанхае. Путь на Родину оказался для него весьма своеобразным. Похищение в Китае, нелегальная доставка в Москву. Лубянка, Бутырка… А впереди были Чита, Саратов, Москва. Ныне здравствующий, Владимир Александрович, увлекавшийся поэзией, музицированием, энтомологией, служивший во французской полиции, многое и многих, - например, Шаляпина и Вертинского, - повидавший на своем пути, стал заметной фигурой в советском и российском просвещении – ученым-исследователем, создателем школьных учебников французского языка. Книга воспоминаний «О судьбе изгнанников печальной», охватывающая без малого столетие, представляет собой многоплановый исторический документ, в котором есть жизнь во всей ее полноте и реальности - без вымышленных имен и фактов.

" …..Здесь я подружился с моим братом Колей. Удивительное дело: за всю длинную дорогу - в Уфе, в Омске, в поезде - я совсем не ощущал присутствия братьев, даже тогда, когда в Челябинске мы гуляли по городу под руководством старшего «мудрого» брата Льва. А здесь Коля стал неотъемлемой частью моего существования. Я все время был с ним.

Все интересы у нас оказались общими. Мы вдвоем отправлялись вверх по горе в поисках японских пуль, валявшихся там со времен войны. Мы вместе ловили больших черно-переливчатых махаонов, которых владивостокские дети, и мы тоже, почему-то называли курицами. Мы вместе рылись в земле в поисках кладов, оставленных нашими далекими предками; кладов мы, конечно, не находили, потому что никаких кладов там, естественно, не было. Мы вместе молились и по-детски беседовали о нашей жизни, о нашей милой маме, которая казалась нам ангелом-хранителем……" http://esj.ru/2005/01/03/bezhenstvo/

Слободчиков Владимир Александрович (1913, Самара). С 1920-х годов до 1953 жил в Харбине и Шанхае. Участвовал в литературном объединении "Чураевка". Печатался в газете "Чураевка", в сборнике "Излучины", в журналах "Парус", "Мысль и творчество". Вернувшись в СССР, жил в Саратове, оттуда переехал в Москву. Автор ряда научных работ и учебников французского языка для школьников.

Говоря о Музее русской культуры в Сан-Франциско, нельзя не упомянуть Николая Александровича Слободчикова , долгие годы входившего в состав правления, а затем ставшего после А.С. Лукашкина директором музея. Энциклопедически образованный человек, великолепно знавший российскую историю и все хранившиеся в музее фонды, он вел огромную работу по сбору материалов русских эмигрантов.

Русский центр (Музей Русской культуры) (Сан-Франциско)

В 1948 году в Сан-Франциско был основан Русский музей - семь основных отделов: 1) научных и прикладных знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный и 7) газетно-журнальный.

В 1965 году на базе музея был основан Русский центр. Библиотека – 15000 томов.

1. основатель и директор музея: Петр Филарит. Константинов, агроном Департамента земледелия США (1948-54) (9.08.1890 – 24.01.1954, Сан-Франциско), сын мирового судьи. Окончил Казанское реальное училище и агрономическое отделение Московского сельскохозяйственного института. Участник гражданской войны, контужен в бою на р. Белой. С 1920 г. в эмиграции в Китае. Жил на станции Эхо, где работал помощником заведующего опытным полем КВЖД (1921-24). В 1924-29 гг. жил и работал в Харбине. Являлся заведующим сельскохозяйственной лабораторией КВЖД, читал курс лекций в местных учебных заведениях. Опубликовал несколько научных статей по сельскому хозяйству. В 1929 г. переехал в Сан-Франциско. Окончил Калифорнийский университет.

2. председатель центра (директор Русского музея): инженер Николай Алексан. Слободчиков (с 1991).

3. директор музея: (р. 1902) (1954-66), морской биолог.

Дмитрий Геор. Браунс

4. почетный директор музея:

5. вице-председатель: Н.А. Слободчиков (1966-91).

6. вице-председатель: Н.Ю. Афанасьев. Жена, дочь.

7. сотрудник музея: О.М. Бакич

8. сотрудник музея: А.А. Карамзин

9. Николая Петр. Лапикян

источник: http://whiterussia1.narod.ru/EMI/SOCUSA.htm

1982 г. - статья директора музея Николая Александровича Слободчикова

МУЗЕЙ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Музей является одним из ценных приобретений русской общественности Сан Франциско и сей-час вырос в большую организацию, известную не только в Америке, но и заграницей. Идея Музея появилась давно. В русских газетах эта идея начинает проскальзывать с 30-х годов и все больше голосов раздается за то, что необходимо создать организацию, которая сохранила бы русские ценности.Но русская общественность 30-х годов, так же как и вся Америка, страдала от депрессии и, хотя идея сохранения памятников русской культуры и была дорога русскому серд-цу, занятость добыванием хлеба насущного не давала возможности начать этот тяжелый под-виг. В тe годы русская общественность в Сан Франциско только начала сплачиваться и организовываться.

К концу 30-х годов, когда депрессия началаослабевать, появляется такая крупная группировка, как Русский Центр, который в 40-х годах покупает здание теперешнего Русского Центра. И Центр, и русская газета переходят в новоепомещение,гдемногоместаиможноподумать о Музее.К этому времени ужесуществует Русское Историческое Общество во главе сг-ном Фарафонтовым, оно ставит себе целью «сбор и хранение русских культурных и исторических ценностей.»

Но Русское Историческое Общество занялось, главным образом, ФортомРосс иДостигло больших успехов в этом деле. Г-н Седых на-ходит колокол, который был в церкви Форта Росс, члены общества занимаются просмотром местных документов, собирают и издают под-робный материал о Форте Росс периода 1812-41 гг. Вероятно это общество занялось бы и своей первоначальной целью - хранением русских куль-турных ценностей, но начинается Вторая Мировая война, которая отрывает русских от куль-турной работы. Часть русских идет в армию, часть на фабрики и строительные верфи. Ду-мать о собирании русских культурных ценностей некогда и до окончания войны эта мысль ос-тавлена, но не забыта.

В 1945 г., с окончанием этой разрушительной войны, начинают приходить со всех концов мира сведенияо погибших русских материальных и духовных ценностях. Там библиотека сгорела, там была захвачена советскими. Пражский архив вывезен в СССР, библиотека имени императо-ра Николая II в Белграде досталась тоже совет-ским. Библиотека имени Тургенева в Париже частично погибла.

Все это побудило русскую общественность на-чать действовать.

В 1947 г. Петр Филаретович Константинов, посоветовавшись с правлением Русского Центра и членами Русского Исторического Общества, решил снова проводить в жизнь идею Музея Русского Архива и послать письма всем из-вестным русским людям, а также всей русской общественности Сан Франциско и Калифорнии, прося их поддержки. Было решеноорганизо-вать Музей-Архив Русской Культуры.

В 1947 г. уже существующее Русское Истори-ческое Общество созвало собрание, но ввиду малочисленности его состава решило ликвиди-роваться члены его вошли во вновь проекти-рующийся Музей-Архив, В 48-ом году музей начинает функционировать. Правление Рус-ского Центра дает Музею верхний этаж. Вско-ре на просьбы и письма Константинова на-чинает приходить поток предметов, докумен-тов и других ценностей. В то же время было разослано во все концы мира воззвание, при-глашающее всех русских жертвовать в Музей исторические ценности. Десять толстых томов записиполученийсвидетельствуют об откли-ке на просьбу Музея. Вскоре по развитию дела, былорешенокак-то упрочить организацию Музея. Было написано и одобрено общим соб-ранием «Временное положение Музея-Архива РусскойКультуры». После смертигенералаВагина, главного покровителяМузея, отноше-ния Музея с тогдашним правлениемРусского Центра стали довольно «прохладны». Это про-изошло от желания Правления сделать Музей абсолютно зависимым от Русского Центра, что не очень нравилось правлению Музеяво главе с П.Ф. Константиновым. Фактически окончательного разрыва никогда не произошло, но Правление Русского Центра не могло дать Музею то, что он хотел, а именно - самосто-ятельности действийвопределенииполитиче-ского курса, поэтому в 1953г. музейрешено было инкорпорировать, и он был зарегистрирован в штате Калифорния, как независимая орга-низация, имеющая свой чартер. Таковым он остается и до сих пор.

Первая стадия работы Музея, собирание рус-ских ценностей, прошла довольно бурно и волон-теры-работники не смогли привести в порядок всего того, что им сдавалось, а ценности при-шли очень большие. Так, например, из Польши были получены письма Великой Княжны Марии Александровны к ее отцу, Александру 2 и дру-гим высокопоставленным лицам.Из Японии были получены письма известных русских писа-телей и поэтов - Некрасова, Майкова, Аксакова, Гончарова и других, а также масса ценнейших книг и портретов. Все это пришло в очень корот-кий срок и, конечно, при малочисленности доб-ровольцев, все это было трудно освоить сразу. Второй период начался в 60-х годах, когда при-ток ценностей стал более или менее регулярным. В этот период работники Музея стали разбирать имеющиесяценности, но это шло медленно, ибо энтузиастов дела было мало,а работы очень много, что, впрочем. остается и до тепере-шнего времени. В 70-х годах начался 3-ий пери-од роста Музея - вамериканских масштабах. Мы устроили Музей на 3 этаже Русского Центра и стали платить небольшую ренту за помещение. Это всего только 75 долларов в ме-сяц, но первоначально даже такая плата, как 900 долларов в год была очень тяжела для Музея.

С организацией выставочной части Музея мы увеличили приток американских и русских посе-тителей и вызвали интерес к нему состороны американской публики. Мы зарегистрировались в Ассоциации Американских Музеев и тогда по-явился интерес к Музею со стороны американ-ских ученых и в сравнительно короткий срок у нас перебывали почти все известные профессора, работающие по русским вопросам. Затем нами заинтересовались университетыи научныеор-ганизации Америки. Институт имени Кеннана прислал к нам молодогосотрудника,чтобы переписать имеющиеся у нас интересные доку-менты и манускрипы. В результате работы этого американскогоученого «Кеннан Институт» опубликовал в своих бюллетенях о имеющихся у нас ценностях. Эти бюллетени были отправ-лены во все университеты,и Музей стал известен во всем мире. К нам поступают запросы со всех концов света и это создает еще одно затрудне-ние для музейных работников, которые не только занимаются своей работой разборки полученных материалов, но должны также принимать экскур-сии школьников, студентов и помогать профес-сорам в нахождении нужных им материалов и отвечать на письма. В этом году Калифорний-ский университет решил сделать микрофильмы части наших архивов и, вероятно, получит на это деньги от правительства. В Музее сейчас работы очень много, единственно чего не хватает, это средств. Члены Музея платят только 6 долла-ров в год, или 50 центов в месяц, чего не хватает даже на покрытие ренты Русскому Центру. Му-зей существует большей частью на пожертво-вания и завещания. Отсутствие средств мешает Музею исполнить свою мечту - иметь собствен-ное здание. К сожалению, в настоящее время это абсолютно невозможно. Нам нужны работ-ники-добровольцы, мы примем их с открытыми объятиями.Мы приглашаем всех,кто хочет прийти и поработать с нами.

Н. Слободчиков


24.06.2002 21:46 | Русское Зарубежье

Мелихов Г.В., Шмелев А.В. Документы эмиграции Дальнего Востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско // Россика в США: Сборник статей (Материалы к истории русской политической эмиграции; вып. 7) - М.: Институт политического и военного анализа. - 2001. - С. 186-204

Документы эмиграции Дальнего востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско

Одной из важнейших особенностей, отличающих российские эмигрантские сообщества в разных странах рассеяния было стремление создать объединяющие и способствующие сохранению их культурной и этнической общности организации-центры. В Маньчжурии это был вначале Комитет помощи русским беженцам (Беженский комитет), затем Дальневосточное объединение эмиграции во главе с Д.Л. Хорватом, позднее Бюро по делам российских эмигрантов. В Шанхае Комитет защиты прав и интересов русских эмигрантов. То же, только с большим уклоном в культуру, происходило в США и Австралии, а также в Израиле.
Сегодня наиболее крупный центр объединения русских в США находится на Западном побережье, в Сан-Франциско это Русский центр; под его патронатом здесь и возник Музей русской культуры (1).

его предшественником был Русский клуб (с 1925 г.). Музей русской культуры в Сан-Франциско (первоначально Музей-Архив русской культуры) был основан в 1948 г. и стал в настоящее время самостоятельной организацией, со своим Правлением, и постоянным членом Конференции Западных Музеев, т.е. музеев, находящихся на этом Западном побережье Соединенных Штатов. Роль и заслуга этого и других объединяющих центров в сохранении этнической и культурной общности русской колонии в Калифорнии чрезвычайно велика (2).
Целями Музея, как их определяет в настоящее время его руководство, являются:

а) Способствовать распространению русской культуры среди американцев русского происхождения, американцев, интересующихся русской историей, и широкой публики в целом;
б) Собирать и хранить всевозможные исторические материалы, воспоминания, книги, газеты, включая правительственные, общественные и частные архивы, библиотеки, содержащие информацию о деятельности русских эмигрантов во всем мире, об их жизни до революции 1917 года;
в) Сделать эти материалы доступными для лиц, ведущих исследования по русской истории и культуре;
г) Организовать обмен материалами и участие в совместных выставках, исследовательских проектах и пр. с аналогичными образовательными и культурными учреждениями;
д) Содержать Выставочный зал Музея открытым для бесплатного доступа широкой публики. Снабдить экспонаты письменными объяснениями на русском и английском языках (3).
Музей состоит из следующих отделов:

а) Выставочный зал;
б) Архивная библиотека, содержащая около 15 тыс. книг, изданных в дореволюционной России и русскими эмигрантами, по большей части на русском языке, из которых многие являются весьма редкими изданиями;
в) Отдел серийных изданий с обширной коллекцией русских газет и журналов русских эмигрантов, выходивших в свет по всему миру. Часть этой коллекции находится на микрофильмах;
г) Коллекции архивных документов состоят из:
Документы по русской революции и гражданской войне, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке (4)
Документы по русско-японской и первой мировой войнам
История русской эмиграции (архивы различных организаций и обществ)
Личные архивы выдающихся представителей эмиграции
Воспоминания
Документы Российской Духовной Миссии в Пекине, Китай
Документы, связанные с Китайской Восточной железной дорогой в Маньчжурии Материалы, относящиеся к жизни русских эмигрантов во всем мире (в оригинале сбой в нумерации статей Г.М. и А.Ш.)

Материалы о жизни Императорской Фамилии Романовых, включающие их последние дни в Сибири
Материалы, отражающие жизнь в России до революции (5).

Богатейшие фонды Музея русской культуры в Сан-Франциско охватывают, пожалуй, все важнейшие этапы русской истории новейшего времени. Особенно широко представлены документы и материалы русской эмиграции Дальнего Востока. Этому есть логичное объяснение. Последняя крупная волна русской эмиграции в Америку была связана с эвакуацией в 1948 г. из Циндао и Шанхая на Филиппины (остров Тубабао (Самар) большой группы русских беженцев (подробнее см. об этом Мелихов Г.В. Указ соч., с. 116-117), большинство из которых составляли бывшие жители Харбина и Маньчжурии в целом. Эти харбинцы и шанхайцы, имевшие большие навыки общественной работы в различных русских организациях и сумевшие сохранить свои архивы, и стали и в Америке активными сотрудниками Русского центра и Музея русской культуры.
Так из числа 75 членов-учредителей Русского центра многие были выходцами из Китая, а Г.К.Бологов стал его председателем; среди сотрудников Музея-Архива русской культуры тоже было немало россиян из Китая, а из пяти председателей Правления Музея четверо были харбинцами: П.Ф.Константинов ученый агроном и специалист по соевым бобам; А.С.Лукашкин крупный специалист по флоре и фауне Маньчжурии, куратор Музея Общества изучения Маньчжурского края в Харбине: Н.А.Слободчиков инженер, получивший образование в Льежском университете в Бельгии; в настоящее время председателем является Д.Г.Браунс,- тоже старожил г. Харбина, вице-председателем тоже харбинец Г.А.Тарала. Краткие биографии их впервые приведены О.М.Бакич (6).
Все богатство архивов Музея русской культуры можно вполне представить себе только по одной цифре: их коллекции размещаются сегодня в 4 тысячах ящиков! За приведенным выше перечнем этих коллекций десятки тысяч документов, чаще всего пока еще неизвестных исследователям, носящих совершенно уникальный характер. Это позволяет назвать сегодня Музей одним из крупнейших в мире архивохранилищ, содержащим исключительно богатый и ценный исторический материал, - в том числе по истории и культуре русской эмиграции в странах Дальнего Востока и в США Для историка этой, в общем-то, восточной ветви русской эмиграции особенно ценными представляются указанные в списке фондов пункты 3-5.
За короткой строчкой 3. История русской эмиграции скрываются богатейшие коллекции архивных документов Русского исторического общества в Америке, Русского сельскохозяйственного общества, Федерации русских благотворительных организаций, Русского студенческого общества при Калифорнийском университете в Беркли, Общества помощи и покровительства русским детям, скаутского движения в США и многих других.
Не менее, а, пожалуй, даже еще более богатым является содержание пунктов 4. Личные архивы выдающихся представителей эмиграции и 5.Воспоминания.
Здесь находятся исключительно ценные и, что важно отметить, уже описанные А.В.Шмелевым и частично О.М.Бакич такие личные фонды как (по краткому списку): журналистов и писателей Е.С.Исаенко, О.А.Морозова, Б.Н.Волков, Е.А.Гуменская, Г.Д.Гребещиков (фонд пока не описан); деятелей культуры руководитель Общестуденческого хора А.А.Архангельский, Хора донских казаков Н.Кострюков, Хора кубанских казаков С.Д.Игнатьев, другие; ученых В.Н.Ипатьев, В.Я.Толмачев, В.В.Поносов, А.С.Лукашкин, Г.К.Гинс; военных Н.А.Орлов, А.Г.Ефимов, А.Н.Вагин, други; политических деятелей и дипломатов Д.Л.Хорват (фонд не описан около 2 тыс. документов), П.Г.Васкевич, А.Т.Бельченко, И.К.Окулич, дочь П.А.Столыпина М.П.Бок; священнослужителей о.Александр Самойлович, о. Давид Чубов, о. Иннокентий Серышев; предпринимателей братья Воронцовы, другие.
Помимо этих, сделаны также описи фондов крупного русского педагога Н.В.Борзова и известной харбинской семьи фон-Арнольд (фондоосновательница Антонина Романовна фон-Арнольд). Как и все другие, они любезно присланы из США и предоставлены в наше распоряжение Георгием Андреевичем Тарала, за что мы выражаем ему глубокую благодарность. И публикуем их ниже.
На все эти обширные фонды исследователям стоит обратить самое серьезное внимание.
Дело в том, что большинство коллекций Музея вплоть до последнего времени оставались труднодоступными для специалистов из-за тех организационных и технических трудностей, которые переживал Музей, все сотрудники которого работают исключительно на общественных началах. Теперь же, в дополнение к переснятым в 80-х годах ХХ века на микрофильмы значительной части газет и журналов и приблизительно 350 книгам Музея по его совместному проекту с Библиотекой Калифорнийского университета (что сделало их широко доступными для ученых), в 1999-2001 гг. Гуверовский институт осуществил совместно с Музеем, по крупному гранту Национального фонда развития гуманитарных наук (США) широкий проект по обработке и микрофильмированию наиболее важных коллекций Музея, в число которых вошли эти перечисленные выше фонды, ставшие таким образом тоже доступными для пользователей в читальном зале Гуверовского архива (7).
Более того, запланирована последующая публикация их в с е х в сети Интернет, что сделает эту важную часть архива Музея русской культуры доступной для еще более широкого круга лиц во всех странах мира, интересующихся историей и культурой русской эмиграции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Слава Хвала Честь. Юбилейный сборник, посвященный 25-летию основания Русского Центра в Сан Франциско С.Ш.А. - Сан-Франциско, /1964/. С.1-ХП, 1-66; Слободчиков Н.А., ред. Museum of Russian Culture Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. Сан-Франциско. Б.г. С.1-128; Наиболее полный очерк по его истории принадлежит Бакич О. Музей русской культуры в Сан-Франциско. Наше пятидесятилетие // Россияне в Азии, Торонто. 1998, 5. С.261-274. Отдельный оттиск с заголовком на английском языке MUSEUM of Russian Culture INC. San Francisco, б.г. С. 1-П, 1-12 (далее MUSEUM); см. также Хисамутдинов А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы дальневосточной эмиграции. Отечественные архивы. Москва, 1999, 5. С.22-29.
2.Мелихов Г.В. Русские общины в США. Австралии, Китае. Общее и особенное // Национальные диаспоры в России и за рубежом в Х1Х-ХХ вв. Сборник статей. М., 2001. С.113-122.
3.MUSEUM. P. 1.
4.Обозрены А.В.Поповым. См. Попов А.В. Музей русской культуры в Сан-Франциско: материалы по истории русской армии и гражданской войны // Армия и общество. Материалы конференции. Тамбов, 2000. С.
5.MUSEUM. P. II.
6.Ibid., P. 10-11.
7.См. Гуверовский институт: микрофильмирование и организация справочно-поискового аппарата к коллекциям Музея русской культуры в Сан-Франциско. 11 ноября 2000. / С.1-1У/.

М.К. Меняйленко

Музею русской культуры в Сан-Франциско - 60 лет

Наступивший год - юбилейный для Музея русской культуры в Сан-Франциско, в настоящее время одного из крупнейших собраний документов представителей русской эмиграции за рубежом. Его финансовая поддержка осуществляется за счет пожертвований Русского центра, Образовательного фонда им. И.В. Кулаева, других эмигрантских организаций и частных лиц, но в значительной степени его деятельность строится на энтузиазме людей, которые осознают необходимость сохранения и пополнения фондов и коллекций, насчитывающих более 3 тыс. архивных коробок. При архиве имеется музейная экспозиция. В эмиграции архив и музей нередко размещаются под одной крышей.

Члены правления Музея русской культуры в Сан-Франциско (слева направо): П.П. Антипин, Н.П. Машевский (куратор экспозиции), А.Т. Бельченко (зам. председателя), Б.Н. Волков, А.П. Лебедев, А.Л. Исаенко (зам. председателя), А.И. Вольский, П.Ф. Константинов (первый председатель). Сан-

История создания музея-архива такова. Еще в 1936 г. представитель пражского Русского заграничного исторического архива (РЗИА) в США Лисицын поднимал вопрос о необходимости создания более надежного места хранения русского архива в Америке1. РЗИА в то время являлся центральным собранием документов и изданий русской пореволюционной эмиграции в Европе и Азии. В его задачи входило систематическое собирание и формирование коллекций зарубежных газет, журналов и книг, неизданных материалов, воспоминаний, документов личного происхождения и архивов организаций. Финансирование РЗИА осуществлялось благодаря поддержке первого президента Чехословакии Т.Масарика2, однако мировой кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг. привел к его сокращению. Более того, в 1934 г., когда Чехословакия одной из последних в Европе установила дипломатические отношения с СССР, усилились требования чехословацких коммунистов прекратить поддерживать русскую эмиграцию. В других европейских странах ее положение также не сулило перспектив; победа на выборах 1936 г. во Франции Народного фронта и, как следствие, возможное улучшение отношений с СССР вынудило одних представителей эмиграции перевезти свои архивы из Франции в Бельгию, а других - отправиться в Америку.

Русские колонии в США имели тесные контакты с центрами эмиграции в Европе и Китае. Актом поддержки и преемственности Русского исторического общества в Праге стала регистрация в 1937 г. в Сан-Франциско Русского исторического общества (РИО) в Америке, образованного на основе Комитета форта Росс, который занимался поисками свидетельств об этом русском южном форпосте в Калифорнии периода освоения Нового Света и решением проблемы сохранения разрушающейся крепости. Председатель РИО в Америке - член Русского географического общества и бывший сотрудник Санкт-Петербургской академии наук, ряда дальневосточных музеев А.П. Фарафонтов уже в январе 1938 г. выступил со статьей «Русский музей - насущная необходимость»3. Развивая контакты с деятелями эмиграции, РИО в Америке приступило к организации библиотеки, архива и музея. Его членами еще до начала Второй мировой войны стали писатель Г.Л. Гребенщиков (штат Коннектикут), директор исторического музея и библиотеки А.П. Кашеваров (Джуно, штат Аляска), доктор философии С.Г. Сватиков (Париж), доктор философии Е.А. Москов (Нью-Йорк) и др.

Между тем в Европе положение эмигрантских организаций становилось все труднее. В 1938 г. 179-й выпуск «Записок Русского исторического общества в Праге»4 смог выйти лишь в Нарве (Эстония), 180-й - был конфискован нацистами, а председатель пражского РИО А.В. Флоровский арестован. В том же году в Сан-Франциско начинают издаваться «Записки Русского исторического общества в Америке», первый выпуск которых появился под № 181, подчеркивая таким образом преемственность с пражским изданием. Почетный председатель РИО в Америке митрополит Американский и Канадский Феофил (до 1934 г. архиепископ Сан-Францисский) выделил в Свято-Троицком соборе небольшую комнату для общества. В 1941 г. РИО в Америке переехало в здание Русского центра5. В послевоенное время оно возродиться не смогло.

С окончанием Второй мировой войны вопрос о необходимости создания общественного архива документов русской эмиграции на Американском континенте был поднят вновь. С одной стороны, война привела к крупным потерям библиотек, архивов и частных коллекций русских эмигрантов в Европе и Китае, с другой - начавшееся после войны массовое переселение представителей европейской и азиатской ветвей русской эмиграции в Австралию, Америку и Канаду грозило новыми утратами. Эмигрантские архивы в тот период оказались в катастрофическом состоянии. Не случайно ставший впоследствии первым председателем Музея русской культуры в Сан-Франциско П.Ф. Константинов в 1947 г. взялся за сбор сведений об архивах русской эмиграции, развернув практически в одиночку 2 Отечественные архивы. 2008. № 1

переписку с широким кругом представителей науки, искусства и православной церкви. За период с 1947 г. до своей смерти в 1954 г. он отправил около шестисот писем, копии которых бережно сохранял. Ему ответили многие видные деятели русской эмиграции, ученые, архивисты, библиографы, музееведы, среди которых были академик В.Н. Ипатьев, профессора И.А. Ильин, П.А. Сорокин, А.Д. Билимович, П.Е. Ковалевский, ректор Московского университета в 1919-1920 гг. М.М. Новиков, член антибольшевистского правительства Хорвата генерал В.Е. Флуг, заведующий библиотекой, архивом и музеем Общества офицеров российского императорского флота в Америке ст. лейтенант флота С.В. Гладкий, писатель Г. Д. Гребенщиков, председатель Общества им. Пушкина Б. Л. Бразоль, редактор газеты «Русский в Англии», член инициативной группы по созданию общеэмигрантского центра А.В. Байкалов, личный секретарь Сербского патриарха Варнавы, автор капитального труда «Русские в Югославии» В.А. Маевский. Присланные ими статьи, дающие представление о состоянии эмигрантских архивов в послевоенные годы, опубликованы в сборнике «Museum of Russian culture. Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси»6.

В заключительной статье сборника П.Ф. Константинов, подводя итоги своей поисковой деятельности, сообщал о существовании до войны 166 русских архиво- и книгохранилищ, 44 из которых являлись русскими отделами при иностранных частных или государственных собраниях (четыре из них погибли во время немецкой оккупации). Значительно большие потери понесли русские эмигрантские частные или общественные архивы (из 122 сохранились лишь 87, остальные либо не имели постоянного места хранения, либо сгорели, были ликвидированы, расхищены, прекратили свое существование, как переданный правительством Чехословацкой Республики в дар Академии наук СССР и вывезенный советскими войсками РЗИА; судьба некоторых неизвестна). В целом, по сведениям П.Ф. Константинова, утраты составили 33 %.

Во Франции, занимавшей до войны лидирующее положение по количеству русских эмигрантских архивохранилищ, до начала 1950-х гг. не удавалось найти помещения ни для общественной библиотеки, которая могла бы заменить располагавшуюся в Париже и расхищенную в годы Второй мировой войны Тургеневскую библиотеку, ни для Русского общественного музея, где хранились бы культурные ценности эмиграции. Основанное в 1945 г. в Париже профессором Д.П. Рябушинским Общество охранения российских культурных ценностей за рубежом вело розыск русских архивов. Однако, как отмечает профессор П.Е. Ковалевский, из-за отсутствия общественного архива русской эмиграции обнаруженные Обществом ценные архивы были помещены в Национальный архив Франции. Сам ученый также намеревался после завершения своей работы над историей Русского зарубежья передать имеющиеся у него архивы в Национальный архив Франции.

Для китайской волны эмиграции наиболее тревожной была неопределенность с богатым книгохранилищем Русской духовной миссии в Пекине, насчитывавшем свыше 4 тыс. ценных книг. В декабре 1945 г. миссия перешла под юрисдикцию Московского патриархата. «В Китае - большевики. Удастся ли архиепископу Виктору сохранить все эти редкие сокровища? На этот вопрос никто не может ответить», - пишет в 1953 г. полковник В.О. Вырыпаев, эмигрировавший с армией Каппеля в Маньчжурию, где проживал до 1924 г. О дальнейшей судьбе этого книгохранилища пишет сотрудник отдела внешних связей Русской православной церкви, специалист по истории православия в Китае священник о. Дионисий Поздняев: «По свидетельству очевидца событий 1957 г., так же как и полвека назад горела никому не нужная библиотека миссии, частично переданная архиепископом Виктором [советскому] посольству»9.

Отъезд русских из Китая и Европы сопровождался неизменным вопросом: что делать с архивами? Безуспешно искали место для своих архивов бывший представитель правительства Колчака и Приамурского временного правительства по делам с США, Великобританией и Францией И.К. Окулич (Ванкувер, Канада), журналист и литератор Ю.П. Миролюбов (Брюссель, Бельгия), священник Иннокентий Серышев (Брисбен, Австралия), представитель Православного комитета австрийского отдела Всемирной церковной службы (Church World Service) для помощи перемещенным лицам князь А.А. Ливен (Зальцбург, Австрия). Всех этих людей не устраивала передача материалов в иностранные хранилища, «где они могут быть навсегда потеряны для России будущего»10.

Наиболее приемлемой страной для создания нового архивохранилища русской эмиграции являлись США, что было обусловлено высоким уровнем жизни, стабильным политическим устройством, отсутствием опасности большевистского вторжения, а также нарастающей численностью русской эмиграции и формированием здесь в конце 1940-х гг. ее крупнейшего центра. В США действовало немало российских эмигрантских общественных объединений, при которых имелись архивы и библиотеки. Однако требовался общий архив, систематически осуществляющий сбор материалов о жизни русских за границей -воспоминаний, документов, фотографий, личных архивов и архивов организаций, а также эмигрантских изданий, которые, как правило, выход

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате PDF ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РУССКИХ АМЕРИКАНЦЕВ НА ТИХООКЕАНСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ США

ХИСАМУТДИНОВ АМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - 2015 г.

Первый православный приход в Сан-Франциско был основан в декабре 1857 года. До 1868 года христианские обряды совершали капелланы с российских кораблей, стоящих в заливе Сан-Франциско. Затем с Аляски был прислан постоянный священник. Церковь несколько раз меняла название; сегодня она известна как Собор Святой Троицы. Здание церкви на Грин-стрит было построено в 1909 году после того, как старая церковь разрушилась в землетрясении 1906 года. На колокольне собора висят пять колоколов, присланных в дар императором Александром III в 1888 г.

За несколько кварталов от Собора Святой Троицы находится район Рашен-Хилл, «Русский холм». Во времена «золотой лихорадки» переселенцы обнаружили на вершине холма небольшое русское кладбище. На нем хоронили сотрудников Российско-американской компании, многие из которых побывали в городе в XIX веке. Впоследствии кладбище было закрыто, но название осталось. В 2005 году некоммерческая организация United Humanitarian Mission установила на холме памятный знак на русском и английском, рассказывающий историю кладбища.

Сегодня основная часть русскоязычного сообщества Сан-Франциско проживает в районе Ричмонд, где также находится крупнейшая русская православная церковь на западном побережье. Строительство Радосте-Скорбященского собора на бульваре Гири было завершено в 1965 году. На соседней Гири-стрит русские иммигранты открыли множество кафе и магазинов.

Как утверждают историки, крупнейшая волна русских иммигрантов пришла с Дальнего Востока и Китая после 1922 года. Эта волна состояла из двух частей. Первая – те, кто боролся с коммунистами после революции и потерпел поражение в Сибири, и вторая – строители Китайско-Восточной железной дороги.

В те времена русские селились и в других городах западного побережья, включая Сиэтл и Лос-Анджелес. Но Сан-Франциско был для них особенно привлекателен тем, что священник Радосте-Скорбященского собора Владимир Сакович помогал приезжим обживаться и находить работу.

В 1924 году была основана первая организация русских эмигрантов – Общество ветеранов Великой войны (Первой мировой войны). Через десять лет у него появилось собственное здание на Лион-стрит. Оно стало клубом для членов Общества, также в нем было несколько квартир для сдачи в аренду. В 1951 году организация объединилась с Обществом русских кадетов и стала называться «Общество русских кадетов и ветеранов Первой мировой войны». В здание Общества и сегодня допускаются посетители, но только по предварительной записи. Коллекция Общества включает военную форму вековой давности, альбомы боевых частей, старые фотографии, награды, револьверы и записи о численности кадетских корпусов в России и за границей.

Русский центр в Сан-Франциско на Саттер-стрит был построен в 1939 году, но открытие его состоялось только 24 мая 1940 года. «Русский центр – огромное четырехэтажное здание, возможно, крупнейший из Русских центров в США, – говорит Наталья Сабельник, глава Конгресса русских американцев. – В нем размещаются детский сад “Теремок”, школа русских народных танцев, главный офис нашей организации, Музей русской культуры, редакция газеты “Русская жизнь”, библиотека и школа ритмической гимнастики и балета. Вот почему непросто подсчитать общее количество посетителей. Во время празднования Масленицы за три дня центр посещают около 3 000 человек. В 2017 году Русский фестиваль состоится уже в 29-й раз».

Музей русской культуры находится на третьем этаже. Он был открыт в 1948 году с целью замены архива иммигрантов, который ранее находился в Праге, но был перевезен в Советский Союз. Историк Петр Константинов, глава Российского исторического общества, призвал всех русских иммигрантов присылать архивные материалы в Сан-Франциско, где они будут в безопасности от большевиков.

«У нас хранится 1 020 пакетов документов из 27 стран, включая Аргентину, Австралию, Германию и Китай, – говорит главный архивариус музея Маргарита Меняйленко. – Это крупнейший в мире независимый архив русской иммиграции, который действует за счет пожертвований и не связан с какой-либо организацией. Все прочие архивы существуют при университетах, например, институт Гувера при Стэнфордском университете, Православная семинария Святой Троицы в Джорданвилле и архив Бахметьева в Колумбийском университете».

Пространство музея небольшое, и на первый взгляд коллекция кажется хаотичной, но в ней есть свои жемчужины. Экспозиция, состоящая из документов и вещей русских иммигрантов из Сибири, Китая и с Дальнего Востока, а также байкальских казаков и ветеранов революции, включает газеты, книги, дневники, письма, фотографии и знамена воинских частей. В ней есть вывеска со здания Консульства Российской Империи в Сан-Франциско с грубо закрашенными атрибутами царской власти – скипетром, державой и короной. Она была найдена на распродаже ненужных вещей.

Среди прочих представляющих интерес мест – магазин славянской книги «Глобус» на Бальбоа-стрит, Русско-американская общественная организация, раздающая русскую еду пожилым, и Организация русских скаутов, которая устраивает для детей зимние и летние лагеря отдыха неподалеку от Лейтонвилля.

«Могу порекомендовать в городе два русских ресторана – “У Кати” и “Ренессанс”, – говорит Наталья Сабельник. – Также на Бальбоа-стрит есть историческая домашняя кондитерская “Золушка”. Она открылась в 1953 году, и в ней до сих пор продаются вкусные пирожки и торт “Наполеон”».