Русский изобразительный лубок. Лубки - потешные листы Описание картины литографическая мастерская яковлева песня лубок

Лубок - народная картинка, вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX века их стали называть лубками.

Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску (например, под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски: Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев. Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе.

Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Поймали, например, в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или «Азбуки». И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Лубок - это название, происходит от слова «луб» - лубяной, т.е. деревянный (внутренняя часть древесной коры) . Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес - картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране.

Лубочные картинки, сопровождались кратким пояснительным текстом. Он отличался простотой и доступностью образов, писался живым и образным разговорным языком и нередко воспроизводился в стихотворной форме. К лубочным картинкам причисляют и рисованный лубок (нарисованные от руки настенные листы), однако главное свойство лубка - массовость, широта распространения - достигается только с помощью печати.

Тематика лубочных книг отличалась многообразием. "Здесь найдете олицетворенными догмат, молитву, гетью (легенду), нравоучение, притчу, сказку, пословицу, песню, словом, все, что пришлось по духу, нраву и вкусу нашего простолюдина, что усвоилось его понятию, что составляет предмет ведения, назидания, обличения, утешения и любопытства миллионов...", - писал один из первых исследователей лубка И.М.Снегирев.

Первоначально русский лубок носил преимущественно религиозный характер. Русские граверы заимствовали сюжеты из отечественной миниатюры, а также церковных икон. Так, из ранних печатных икон сохранился лист "Архангел Михаил - воевода небесных сил" (1668), лубки XVII века с изображением сюжетов икон Суздаля, Чудова монастыря, Симонова монастыря в Москве и др. Часто эти картинки заменяли собой дорогостоящие церковные живописные образа.

В XVIII веке наиболее многочисленными были светские сюжеты. Источником для гротеска многих из них послужили иностранные гравюры. Так, например, известный лубок "Шут Фарнос с женой" - с немецкого образца; "Пастух и пастушка" - пасторальная сценка в стиле рококо, с рисунка Ф.Буше, а гротесковые, причудливо фантастические фигуры лубка "Шуты и скоморохи" обыграны с офортов Ж.Калло и т.д.

Широкое распространение в народе имели лубки фольклорной тематики, а также "картины потешные и забавные" - изображения всевозможных увеселений и зрелищ, среди которых наиболее часто издавались лубочные картинки "Петрушкина свадьба", "Медведь с козой" и особенно "Битва Бабы-Яги с крокодилом". К национальному фольклору восходит и известный лубок "Как мыши кота погребают", долгое время считавшийся пародией на погребальную процессию Петра I, якобы созданную в начале XVIII века раскольниками, яростно боровшимися с петровскими реформами. Сегодня ученые склонны думать, что сюжет этого лубка появился еще в допетровское время, хотя самый ранний, дошедший до нас оттиск этой гравюры датируется 1731 годом. Известный в нескольких вариантах, в том числе "сезонных" (зимнее погребение на санях и летнее - на телеге), этот лубок неоднократно переиздавался с небольшими отклонениями в названии ("Как мыши кота хоронили", "Мыши кота на погост волокут" и др.), в различной технике (гравюра на дереве, на металле, хромолитография) не только на протяжении XVIII века, но и почти вплоть до Октябрьской революции.

Много лубков создавалось на тему учения и быта различных социальных слоев населения России: крестьянина, горожанина, чиновника, купца и пр. ("Муж лапти плетет, а жена нити прядет" , "Знай себя, указывай в своем доме"); в лубочных картинках находили отражение события внутренней и международной жизни ("Извержение Везувия в 1766 году", "Взятие Очакова", "Победа генерал-фельдмаршала графа Салтыкова при Франкфурте в 1759 году"), военный быт русских солдат, их политические настроения и др. В период военных действий лубок часто выполнял роль газеты, плаката, листовки-прокламации. Так, в 1812-1815 годах была выпущена серия лубочных картинок-карикатур на Наполеона и французскую армию, созданная Н.И.Теребневым, известным русским скульптором и художником. Широко известен патриотический лубок под названием "Боевая песенка донцов", получивший распространение во время русско-японской войны 1904-1905 годов, текст к которому ("Эй, Микадо, будет худо, перебьем твою посуду") был написан В.Л.Гиляровским.

Большой популярностью среди русского народа пользовались лубочные картинки с портретами царей. В 1723 году Петром I была введена строгая цензура изображений лиц царской фамилии, что, однако, не помешало появлению на книжном рынке лубочной картины с портретом мнимого Петра III - Емельяна Пугачева и никогда не царствовавшего императора Константина Павловича.

Начиная с середины XVIII века лубочные картинки часто сшивались вместе или выпускались в виде книжки с большим количеством иллюстраций, впоследствии сохранившихся лишь на обложке. Одной из первых русских лубочных книжек считается "Жизнеописание славного баснотворца Эзопа", выпущенная в 1712 году и впервые напечатанная гражданским шрифтом. В форме лубочных изданий выпускались былины, сказки, сонники, переделки так называемых рыцарских романов и т.п. Наиболее часто издавались лубочные книжки сказочного содержания: "О Еруслане Лазаревиче", "Бова Королевич". Большим спросом пользовались лубочные издания исторической тематики: "Шут Балакирев", "Ермак, покоривший Сибирь", "Как солдат спас жизнь Петра Великого" и др., а также лубочные календари.

Лубочные картинки и книжки были, как правило, анонимными, не имели выходных сведений и гравировались народными мастерами-самоучками, однако существовали и профессиональные писатели лубочных книг. Наибольшей известностью из них пользовался Матвей Комаров - автор знаменитой "Повести о приключениях английского милорда Георга и бранденбургской марк-графини Фредерики-Луизы" (1782), не исчезавшей с книжного рынка в течение 150 лет. Со временем появилась целая литература, называвшаяся лубочной, со своими авторами, издателями, традициями и пр.

С течением времени техника изготовления лубочных картинок совершенствуется: во второй половине XVIII века начинает применяться гравюра на меди, а с начала XIX века - литография, значительно удешевившая лубочные издания. Произошли изменения и в окраске лубка. Так, если в XVII-XVIII веках лубочные картинки раскрашивались от руки отдельными умельцами в восемь-десять красок, то в XIX веке - обычно лишь в три-четыре (малиновая, красная, желтая и зеленая). Сама раскраска к середине XIX века приобретает характер фабричного производства и становится более грубой, небрежной ("по носам"). Изменилось читательское назначение лубочных изданий: если в XVII веке лубок с одинаковым успехом обслуживал все слои русского общества, то уже в первой четверти XVIII века основной сферой его распространения становится растущее городское население: купцы, торговцы, средние и мелкие церковные служащие, ремесленники. Крестьянским же, по-настоящему массовым, лубок становится уже в XIX веке.

В XVIII-XIX веках главным центром изготовления лубочных изданий традиционно была Москва, где возникли первые фабрики Ахметьевых, М.Артемьева. Постепенно производство лубочных изданий перешло в руки мелких торговцев, имевших собственные типографии. В Москве в первой половине - середине XIX века главными производителями лубка были династии Логиновых, Лаврентьевых, А.Ахметьев, Г.Чуксин, А.Абрамов, А.Стрельцов и др., в Петербурге - издатели А.В.Холмушин, А.А.Касаткин и др. В селе Мстера Владимирской области печатал лубочные издания археолог И.А.Голышев, много сделавший для просвещения народа. Лубочные издания просветительского характера выпускали многочисленные комитеты грамотности, издательства "Общественная польза" (основано в 1859 году), "Посредник" (возникло в 1884 году) и др. Лубки религиозного содержания, а также бумажные образки и иконы изготовлялись в типографиях крупнейших русских монастырей, в том числе Киево-Печерского, Соловецкого и др.

В 80-е годы XIX века монополистом лубка на русском книжном рынке становится И.Д.Сытин, впервые начавший изготовлять лубочные издания машинным способом, значительно улучшивший содержание и качество лубочных изданий (хромолитография в пять-семь красок), увеличивший их тиражи и снизивший розничные цены. Его стараниями был создан так называемый новый лубок, который по своему рисунку, характеру оформления, цветовой гамме отличался от традиционных листовых изданий. И.Д.Сытин впервые выпустил серию портретов русских писателей (А.С.Пушкина, И.С.Никитина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова и других) и подборки-переделки их произведений, издавал лубки военно-патриотической и исторической тематики, на сказочные, бытовые, сатирические сюжеты, лубочные буквари, календари, сонники, гадательные книжки, святцы, литографированные иконы и т.п., которые тысячами закупались офенями прямо на фабриках и развозились по всей Росси и

На рубеже XIX-XX веков лубок продолжал оставаться основным видом книжного товара, предназначенного для широких народных масс, и в первую очередь для крестьян и жителей окраин России.

Роль лубка, но уже как средства массовой пропаганды и агитации, особенно возросла в годы революции. В этом качестве он продолжал существовать до начала 30-х годов. В условиях, когда большая часть населения страны была неграмотной, яркое, образное и выразительное искусство лубка, понятное и близкое миллионам, как нельзя лучше отвечало задачам времени. В 1915 году Ф.Г.Шиловым, известным антикваром дореволюционной России, был выпущен небольшим тиражом альбом лубочных картинок под названием "Картинки - война русских с немцами", созданный художником Н.П.Шаховским в подражание лубку XVIII века. Все картинки издания были воспроизведены литографским способом и раскрашены от руки; текст к ним написал В.И.Успенский, известный коллекционер и издатель многочисленных памятников древнерусской литературы.

Много лубков на тему революции было создано художником А.Е.Куликовым, в том числе "Крещение революцией", "Внимая ужасам войны", "Женщина в старом быту", "Кто забыл долг перед Родиной?" и др. Его произведения в этом жанре в 1917 году были изданы секцией ИЗО Московского Совета солдатских депутатов, а в 1928 году Государственный музей Революции СССР тиражом 25 тысяч экземпляров издал серию открыток из шести наименований с лубками и частушками А.Е.Куликова.

Таким образом, лубочные издания представляют собой своеобразный вид антикварной книги. Среди них встречаются подлинные произведения народного творчества, отразившие быт, нравы и чаяния русского народа. Каждая лубочная картинка сегодня является интереснейшим памятником и документом своей эпохи, несет на себе приметы и черты своего времени - именно такой подход должен лежать в основе изучения русских лубочных картинок. При этом, цензура лубочных изданий, существовавшая в России с конца XVII века и первоначально распространявшаяся лишь на "духовный" лубок, а с XIX века - на весь без исключения, серьезного влияния на его эволюцию не оказала.

Основным справочником по русскому лубку является капитальный пятитомный труд Д.А.Ровинского "Русские народные картинки" (СПб., 1881). Обладатель лучшей в России коллекции лубочных изданий, неутомимый исследователь всех государственных и известных ему частных собраний, Д.А.Ровинский собрал воедино, тщательно описал и прокомментировал, указывая источники, 1800 лубочных картинок.

Русский изобразительный лубок (лубки, лубочные картинки, лубочные листы, потешные листы, простовики) - недорогие картинки с подписями (в основном, графические) предназначенные для массового распространения, род графического искусства.

Своё название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19-20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. Этот род незатейливого и грубоватого искусства для массового потребления получил широкое распространение в России в 17 - начале 20 вв., даже породив массовую лубочную литературу. Такая литература выполняла свою социальную функцию, приобщая к чтению беднейшие и малообразованные слои населения.

Бывшие произведениями народного творчества, поначалу выполнявшиеся исключительно непрофессионалами, лубки повлияли на появление произведений профессиональной графики начала 20 века, отличавшейся особым изобразительным языком и заимствовавшей фольклорные приемы и образы.

Художественными особенностями лубочной графики являются синкретизм, смелость в выборе приемов (вплоть до гротеска и намеренной деформации изображаемого), выделение тематически главного более крупным изображением (в этом - близость детским рисункам). От лубков, бывших для простых горожан и сельских жителей 17 - начала 20 в. и газетой, и телевизором, и иконой, и букварем, ведут свою историю современные домашние постеры, красочные перекидные календари, плакаты, комиксы, многие произведения современной массовой культуры (вплоть до искусства кино).

Как жанр, объединяющий графику и литературные элементы, лубки не были сугубо русским явлением.

Древнейшие картинки такого рода бытовали в Китае, Турции, Японии, Индии. В Китае они исполнялись первоначально от руки, а с 8 в. гравировались на дереве, отличаясь в то же время яркой красочностью, броскостью.

В Российском государстве первые лубки (бытовавшие как произведения анонимных авторов) печатались в начале 17 в. в типографии Киево-Печерской лавры. Мастера резали вручную и картинку, и текст на гладко-струганной, шлифованной липовой доске, оставляя выпуклым текст и линии рисунка. Далее особой кожаной подушкой - мацой - на рисунок наносили черную краску из смеси жженого сена, сажи и вареного льняного масла. Поверх доски накладывали лист влажной бумаги и все вместе зажимали в пресс типографского стана. Полученный оттиск затем раскрашивался от руки в один или несколько цветов (этот вид работы, часто поручавшийся женщинам, в некоторых областях именовался «мазней по носам» - раскраской с учетом контуров).

Самым ранним лубочным изображением, найденным в восточно-славянском регионе, считается икона Успение Богородицы 1614-1624, первый московский лубок из хранящихся ныне в коллекциях конца 17 века.

В Москве распространение лубочных картинок началось с царского двора. В 1635 для 7-летнего царевича Алексея Михайловича в Овощном ряду на Красной площади были куплены так называемые «печатные листы», после чего мода на них пришла в боярские хоромы, а оттуда - в средние и низшие слои горожан, где лубок обрел признание и популярность примерно к 1660-м.

Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал лишь религиозный.




Среди художников, трудившихся над изготовлением гравировальных основ для этих лубков, были знаменитые мастера киевско-львовской типографской школы 17 в. - Памва Берында, Леонтий Земка, Василий Корень, иеромонах Илия. Печатные оттиски их произведений раскрашивались от руки в четыре цвета: красный, лиловый, жёлтый, зелёный. Тематически все лубки, созданные ими, были религиозного содержания, однако библейские герои нередко изображались на них в русской народной одежде (как пашущий землю Каин на лубке Василия Кореня).

Постепенно среди лубочных картинок, помимо религиозных сюжетов (сцен из житий святых и Евангелия), появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам (о Бове Королевиче, Еруслане Лазаревиче), историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).



Благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла - рождений, свадеб, похорон. Благодаря им история повседневной русской жизни наполнилась реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб.


Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ, детали и инструментарий ритуалов (например, гаданий). Некоторые образы русских лубочных картинок 17 в. надолго вошли в обиход, в том числе образ «лестницы жизни», на которой каждое десятилетие соответствует определенной «ступени» («Первая ступень сей жизни проходить въ безпечной игре…»). Но почему же лубок называется «потешным»? А вот почему. Очень часто на лубочных картинках изображались такие смешные вещи, что хоть стой, хоть надай. Лубки с изображением ярмарочных праздников, балаганных представлений и их зазывал, которые спешными голосами зазывали народ посетить представление:

«У меня жена красавица. Под носом румянец, во всю щеку сопля; Как по Невскому прокатит, только грязь из-под ноги летит. Зовут ее Софья, которая три года на печке сохла. С печки-то я её снял, она мне и поклонилась да натрое развалилась. Что мне делать? Я взял мочалу, сшил да ещё три года с нею жил. Пошел на Сенную, купил за грош жену другую, да и с кошкой. Кошка-то в гроше, да жена-то в барыше, что ни дай, так поест».

«А вот, робята, это — Параша.
Только моя, а не ваша.
Хотел было я на ней жениться.
Да вспомнил, при живой жене это не годится.
Всем бы Параша хороша, да больно щеки натирает.
То-то в Питере кирпичу не хватает».

Потешный лубок-карикатура про девицу Родионову:
«Девица Родионова, прибывшая в Москву из С. Петербурга и была удостоена благосклонным вниманием С. Петербургской публики. От роду она имеет 18 лет, рост ее 1 аршин 10 вершков, голова довольно большая, нос широкий. Она посредством губ и языка вышивает разные узоры и нижет бисерные браслеты. Пищу употребляет тоже без помощи посторонних. Ноги ее служат вместо рук, она ими берет тарелки с кушаньями и подносит к губам своим. Девицу Родионову по всем вероятностям и московская публика не оставит её осчастливить таким же вниманием, какое оказала девице Юлии Пострацы, тем более, что видеть Родионову и ее искусства гораздо интереснее нежели видеть одно только безобразие девицы Юлии Пострацы».


Русский лубок перестал существовать в конце XIX века. Именно тогда старые цветные листы стали хранить и беречь как реликвии ушедшего былого. В то же время начинается изучение и коллекционирование лубка. Большая коллекция лубка была собрана у знаменитого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Лубком интересовались художники Репин, Васнецов, Кустодиев, Кандинский, Кончаловский, Добужинский, Лентулов.

Художественные мотивы лубка оказали влияние на народное декоративное творчество XX века. Связь с эстетикой лубка прослеживается в некоторых работах художников Федоскино и Палеха. Некоторые традиции лубка были использованы в создании мультипликационных фильмов на темы народных сказок.

Первым, кто занялся серьёзным изучением и собиранием лубка, был Дмитрий Александрович Ровинский. В его коллекции имелись все до единого русские лубки, что были выпущены к концу XIX века, а это почти 8 тысяч экземпляров.

Дмитрий Александрович Ровинский - историк искусства, коллекционер и юрист по профессии — родился в Москве. Первые экземпляры для своего собрания приобрел ещё в юности. Но сначала он увлекался собиранием западных гравюр, у Ровинского было одно из самых полных в России собраний гравюр Рембрандта. В поисках этих гравюр он объездил всю Европу. Но в дальнейшем, под влиянием своего родственника, историка и коллекционера, М. П. Погодина, Ровинский начинает собирать все отечественное, и в первую очередь русские народные картинки. Кроме лубочных картинок Д. А. Ровинский собирал старинные иллюстрированные буквари, космографии и сатирические листки. Все свои деньги Ровинский тратил на собирание коллекции. Жил очень скромно, окруженный бесчисленными папками с гравюрами и книгами по искусству. Ежегодно Ровинский отправлялся в путешествия по самым глухим местам России, откуда привозил новые листы для своей коллекции лубочных картинок. Д. А. Ровинский написал и издал за свой счёт «Подробный словарь русских гравировальных портретов» в 4-х томах, вышедший в 1872 году, «Русские народные картинки» в 5-ти томах — 1881 год. «Материалы для русской иконографии» и «Полное собрание гравюр Рембрандта» в 4-х томах в 1890 году.

Благодаря своим изысканиям в области искусства Ровинский был избран почетным членом Академии наук и Академии художеств. Ровинский учредил премии за лучшие сочинения по художественной археологии и за лучшую картину с последующим воспроизведением ее в гравюре. Отдал свою дачу Московскому университету, от получаемых доходов учредил регулярные премии за лучшее иллюстрированное научное сочинение для народного чтения.

Ровинский завещал всё своё собрание гравюр Рембрандта, а это свыше 600 листов, Эрмитажу, русские и народные картинки - Московскому публичному музею и Румянцевскому музею, около 50 тысяч западноевропейских гравюр — Императорской публичной библиотеке.

Лубок – особый вид изобразительного искусства со свойственной ему образной ёмкостью. Это т.н. фольклорная картинка с подписью, совершенно особый род графического искусства, отличающаяся простотой исполнения и лаконизмом.

Название произошло от досок особого пиления, которые назывались луб (палуба). На них ещё в XV в. писали планы, чертежи, рисунки. Потом появились т.н. «фряжские листы», а позже небольшие бумажные картинки стали называть просто лубок (лубочная народная картинка).

В России народные картинки получили широкое распространение в XVII-XX вв. Стоили они дешево (купить их могли даже малообеспеченные слои населения) и нередко выполняли функцию декоративного оформления.

Лубочные листы выполняли социально-развлекательную роль газеты или букваря. Именно они являются прообразом современных календарей, постеров, комиксов и плакатов.

Многие уже знают о той плачевной ситуации в сфере образования, которая царила в XVII-XVIII вв. в России (см. ). Лубок, наряду с другими целями, был призван выполнять и просветительскую функцию, приобщая малограмотные слои населения к чтению.

Русский лубок отличается от остальных выдержанностью композиции, а, например, китайские или Индийские лубочные листы – своей яркой красочностью.











Лубок Марины Русановой.

Лубочная картинка

История

Самые древние лубки известны в Китае . До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке . Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии . Позже добавляются гравюра на меди и литография .

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

В России

Изготовлялся лубок следующим образом: художник наносил карандашный рисунок на липовой доске (лубе), затем по этому рисунку ножом делал углубление тех мест, которые должны остаться белыми. Смазанная краскою доска под прессом оставляла на бумаге черные контуры картины. Отпечатанные таким способом на серой дешевой бумаге назывались картины-простовики. Простовики отвозили в специальные артели . В подмосковных и владимирских деревнях существовали специальные артели, которые занимались раскраской лубка. Занимались раскраской лубков женщины и дети. Позднее появился более совершенный способ изделия лубочных картин, появились художники-граверы. Тонким резцом на медных пластинах они гравировали штриховкой рисунок, со всеми мелкими подробностями, чего невозможно было сделать на липовой доске. Способ расцветки картин оставался тот же. Артельщики принимали от издателей-лубочников заказы на раскраску сотен тысяч экземпляров. Один человек за неделю раскрашивал до одной тысячи лубков - за такую работу платили один рубль. Профессия называлась цветальщик. Профессия исчезла после появления литографских машин.

Первые литографские лубки Сытина назывались: Петр Первый за учителей своих заздравный кубок поднимает; как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками; как наши предки славяне крестились в Днепре и свергали идола Перуна. Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи известных поэтов. В 1882 году в Москве состоялась художественная выставка. Лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль выставки.

И. Д. Сытин около 20 лет коллекционировал доски с которых печатались лубки. Коллекция стоимостью несколько десятков тысяч рублей была уничтожена во время пожара в типографии Сытина во время Революции 1905 года.

Литература

  • Алексеев В. А., Китайская народная картина, М., 1966
  • Лубок, М., 1968
  • Народная картинка XVII-XIX веков, сб. ст., изд. Дмитрий Буланин, 1996
  • Ровинский Д. А., Русские народные картинки, СПБ, 1881
  • Анатолий Рогов «Кладовая Радости», Москва, изд. Просвещение, 1982
  • Юрков С. От лубка к «Бубновому валету»: гротеск и антиповедение в культуре «примитива» // Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре(XI-начало ХХ вв.). СПб., 2003, с. 177-187
  • Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 стр. 173-177. ISBN 5-9578-2773-8
  • К. И. Коничев. «Русский самородок. Повесть о Сытине». Лениздат. 1966.

Ссылки

  • Русский рисованный лубок конца XVIII - начала XIX века Из собрания Государственного Исторического музея
  • Александра Плетнева, «Повесть Н. В. Гоголя „Нос“ и лубочная традиция»
  • Подборка изображений лубка 19в. (сайт на английском языке)

См. также

Эволюция развития русского лубка


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лубочная картинка" в других словарях:

    - (РУССКАЯ) в более узком и основном смысле литература так наз. «лубочных картинок», рассчитанных на широкое массовое потребление. Слово «лубочный» происходит, по мнению большинства исследователей, от лубков, липовых досок, с которых первоначально… … Литературная энциклопедия

    КАРТИНКА, и, жен. 1. Иллюстрация, рисунок в книге или отдельный рисунок. Книжка с картинками. Лубочная к. Сводная (или переводная) к. (нанесённая на бумагу особым составом и при смачивании переносимая на другую поверхность). Как к. кто н. (очень… … Толковый словарь Ожегова

    Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко… … Википедия

    ЛУБОК - В ХVII начале XX в. липовая (см. липа*) доска, на которой гравировалась картинка для печатания, а также картинка такого изготовления, раскрашенная от руки, с назидательным или юмористическим текстом. На лубочных картинках чаще всего изображались… … Лингвострановедческий словарь

    Лубок - (лубочные картинки, нар. картинки) особый вид печатных изд.: листы с картинками и относящимися к ним текстами. Изготовлялись путем гравирования на дереве, меди, позднее способом литографии; одно и многоцветные. Первые Л. появились в Китае… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения). Лубок вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным… … Википедия

    - (Jean Tessing), амстердамский негоциант, типограф и гравер на меди. По преданиям, сохранившимся в семействе Тессингов, Иван Тессинг знал Петра I еще в Москве или Архангельске; a в Голландии царь часто бывал y Тессингов запросто (Пекарский, I, 11) … Большая биографическая энциклопедия

    - (итал. caricatura, от caricare нагружать, преувеличивать) способ художественной типизации, использование средств Шаржа и Гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных… …

    РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

    ЛУБОК, лубка, муж. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик.» Пришвин. 2. То же в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках. 3. Липовая доска … Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Лубочная старинная картинка: Мыши кота погребают и некоторые прежния народные гравюры , И.А. Голышев , Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1878 года (издательство`Vladimi?r: Izd. I. A. Golysheva: V Tip. gub. pravleni?i?a`).… Категория: Библиотековедение Издатель: Нобель Пресс , Производитель:

РУССКИЙ ЛУБОК

Век XVIII – это эпоха расцвета удивительного искусства, русской национальной школы лубочной картинки.

Существует предание, что название улицы Лубянка в Москве, которая является продолжением улицы Сретенка, происходит от лубочных листов, которые изготовлялись и продавались здесь. Действительно, на Сретенке сохранились два удивительных архитектурных памятника, связанных с историей русского лубка. Это, прежде всего, Церковь «Успения в Печатниках». Церковь стояла в центре слободы работных людей Печатного двора. Предполагается, что первыми изготовителями лубочных картинок и стали профессиональные печатники, установившие у себя на дому простейшие типографские станки. Неподалеку выросла еще одна церковка – «Троицы в листах». У ограды этой церкви и продавали московские печатники первые лубочные картинки.

В этом районе Белокаменной и выработался в начале XVIII в. своеобразный стиль русского лубка.

Вплоть до 1727 г. большинство лубочных картинок печатаются с деревянных досок. Лишь после смерти Екатерины I, когда прекратила свое существование петербургская типография и резко сократила выпуск московская печатня, медные доски из закрывшихся типографий стали использовать для производства лубка; нашли, производя лубочные картинки, источник пропитания и оставшиеся без работы печатники.

Лубок – один из интереснейших источников изучения истории России XVIII столетия. Первый же лист в стиле лубка начала XVIII в. дает представление о состоянии нравов русского общества в начале реформ Петра. Изображает он русского купца, который уже одет в иноземное платье и которому цирюльник готовится отрезать бороду. Как известно, указом царя в 1705 г. всем, кроме священников, предписывалось носить платье по иноземной моде и всем было приказано сбрить бороды. Так что исследователи, в частности Юрий Овсянников, предполагают (и не без оснований), что этот лубочный лист был заказан непосредственно… самим Петром I.

Из желания «потрафить» царю-реформатору авторы лубочных листов эпохи петровских реформ иногда создавали достаточно забавные композиции. Вот, например, лубок под названием «Славное побоище царя Александра Македонского с царем Пором», на котором в лице Александра легко узнаются черты самого Петра I, – гравер не забыл даже тщательно вырезать излюбленные царем манжеты и шейный платок. То же самое – с листом «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Оба героя произведения мало что во французских кафтанах, да в завитых париках и в ботфортах, что, конечно же, вызывает улыбку у знатока этнографии эпохи и у любителя русских былин, так у Ильи Муромца еще и внешность Петра I.

Однако Русь никогда не оскудевала оппозиционерами. Нашлись противники – и у Петра I, и у его реформ, и особенно антипетровские настроения распространены были среди старообрядцев. Именно им приписывается авторство несколько лубочных картинок, негативно представляющих, хотя и в иносказательной форме, реформы Петра I. Особенно популярны были тогда листы с изображением кота, в которых противники Петра имели обыкновение поиздеваться над подбритыми «по-кошачьи» усами государя.

Самое широкое внимание публики сумел привлечь лубок «Как мыши кота хоронили». Полностью раскрыть тайну этой лубочной композиции довелось удивительному человеку – знатоку русской культуры, жившему, правда, уже в следующем веке, – Дмитрию Александровичу Ровинскому. Являсь высокообразованным юристом, судебным деятелем, выдающимся историком искусств, почетным членом двух российских академий – наук и художеств, он запомнился еще и как московский губернский прокурор, и как крупнейший своего времени знаток истории живописи. Д. Ровинский был автором выдающегося по объему и глубине исследования труда по истории русской иконописи и автором тонких исследований русского лубка. На собственные средства он издал 19 своих трудов, среди которых – «История русских школ иконописания», «Подробный словарь русских гравированных портретов», «Материалы для русской иконографии». Девятитомное сочинение создано им о лубке – «Русские народные картинки». Над материалами к этому сочинению он работал в библиотеках Лондона, Парижа, Берлина, Праги и пришел к выводу, что у лубка «Как мыши кота хоронили» аналогов нет и что это чисто русское произведение. Проведя тщательный анализ пояснительных надписей лубка, сопоставляя их с историческими фактами, Ровинский пришел еще к одному неожиданному выводу. Точнее сказать, к неожиданным аргументам, потому что он с самого начала был уверен: Кот – это Петр.

Познакомимся с его аргументами, ибо они интересны с точки зрения рассмотрения лубка как источника для изучения истории своего времени:

1. Кота хоронят на погребальных санях с восьмеркой лошадей. И Петра I так хоронили.

2. Кота хоронят с музыкой. Впервые оркестры на похоронах были разрешены в 1698 г. На похоронах Петра играл оркестр.

3. И титул Кота пародирует царский титул.

4. Кота везут на чухонских (финских, ингерманландских) санях, жену его зовут Чухонкой-Маланьей. Первую жену Петра, Екатерину I, в народе звали чухонкой.

5. На лубке процессию похорон Кота сопровождают мыши, представляющие разные земли. Охтенская, Олонецкая, Карельская земля были отвоеваны Петром во время войны со шведами. Есть и намек на отвоеванную Петром крепость Шлиссельбург – мышь Шушера из Шлюшина, именно так – Шлюшином в народе звали и Шлиссельбург. Как видим, не полюбился царь-реформатор, так и каждое лыко в строку, даже полезные для России завоевания отразились в лубке иронично.

6. Одна мышь на лубке курит трубку. Вольная продажа табака была разрешена Петром I.

7. Одна мышь едет в процессии на одноколке. Такие повозки появились в России лишь при Петре, который любил на них ездить.

Вывод ученого: Кот и есть Петр I.

Ответил ученый и на принципиальный вопрос: кто выпускал лубок антицарской направленности, вернее, с чьего благословения и при чьей поддержке крамольный лубок появился на свет. Ответ однозначен: при поддержке Русской Православной церкви, у которой отношения с государем не сложились. Подтверждение тому – еще один лубок первой четверти XVIII в. – «От Христа падение Антихриста». Лицо поверженного дьявола на лубочной картинке – точная копия портрета Петра I.

Так популярный в народе лубок стал для церкви, лишившейся самостоятельности в 1700 г., удобным средством сведения счетов в политической борьбе с царем.

Русский лубок – прелюбопытный повод для искусствоведческих и исторических ассоциаций, для размышлений и наблюдений над взаимовлияниями и взаимовоздействиями русского искусства и искусства стран Европы.

Вот интересный пример. Во второй половине XVIII в. стали распространяться в России лубки-перерисовки с немецких и французских народных картинок. Юрий Овсянников описывает один из лубков, созданных на мотив «Гаргантюа и Пантагрюэля». Он точно воспроизводил иллюстрацию к бессмертной истории этих двух героев романов Рабле, но под чистой русским названием: «Славный объедала и веселый подпивала». А в годы царствования Елизаветы Петровны был напечатан лубок «Пение и пляска», на котором были изображены полишинели, награвированные великим гравером Калло. Предполагается, что итальянские гравюры могли попасть в Россию при посредстве зарубежных певцов и комедиантов.

30-40 гг. XVIII в. – время расцвета развлекательных лубочных картинок, особое место среди которых занимают лубки с изображением народных празднеств и гуляний. Эти лубки – интереснейший источник изучения быта и нравов русских в XVIII столетии. Так, лубок «Медведь с козою прохлаждаются» точно воспроизводил любимое развлечение эпохи – «пляски» медведя и козы под примитивную музыку поводырей на ярмарках и гулениях.

Очень популярны были и лубки с изображением кулачных боев, также являющихся примером излюбленного русского игрового времяпрепровождения. Ни одна «масленица» не обходилась без боев-поединков или «стенки – на стенку». Сохранился лубок, специально посвященный встрече и проводам «масленицы»: на одном листе размещено 27 картинок, изображавших сцены городского гуляния с точным обозначением московских районов. Этот лубок – ценнейший источник изучения культуры быта Москвы XVIII в.

В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны в моду вошли лубки с изображениями шутов и скоморохов. Известно, что во второй половине века было модно держать при дворе дур и дураков, карликов и уродцев (наверно, у многих читателей в памяти «Ледяной дом» Лажечникова). Следуя примеру императриц, карликов и дураков заводили и отдельные богатые помещики.

В моде были в XVIII в. и лубки, изображавшие с большой этнографической и иконографической точностью дворянский быт того времени. Лубки донесли до нас внешний вид дамских причесок, фижмы, роброны, наклеенные на личики «мушки».

Появлялись и сатиры на придворные моды, поэтому, например, «Франт и проданная франтиха» – столь популярный в середине века в Москве лубок.

Однако большая часть лубков этой эпохи создавалась в соответствии с запросами городского населения – купцов, мещан, приказчиков и очень точно отражала их быт. Лубки донесли до нас интерьеры трактиров, внутреннее убранство дома зажиточного горожанина, одежду того времени, сервировку стола… Крестьянским лубок станет лишь в XIX в.

Картины на лубках доносят до нас и сведения о международных культурных связях: сохранился до наших дней лубок-афиша, извещающая о приезде в Россию труппы английских комедиантов.

Живо откликался лубок и на военные сюжеты. Летом 1759 г., после победы русских войск над полками Фридриха Прусского, появилась лубочная картина «Русский казак бьет прусских драгун», а также отдельные лубочные листы с изображением русских гренадер.

Однако лубок содержал в себе не только историческую и этнографическую информацию, а выполнял и своеобразную литературно-культуртрегерскую миссию. В конце 60– начале 70 гг. XVIII в. лубок, и прежде всего в Москве, обращается к творчеству популярного в те годы поэта, драматурга, баснописца А. П. Сумарокова. Московский издатель лубочных листов Ахметьев использует специально написанные поэтом тексты в ритме раешника в качестве подписей к лубкам. Всего исследователям известно 13 картинок с текстами Сумарокова, пользовавшихся большой любовью в народе. В XVIII в. это был единственный пример использования текстов профессионального литератора в производстве лубков. В XIX в. издатели лубка уже обратятся к произведениям Крылова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Но это будет потом. А пока Сумароков был первым. Позднее стали печататься на одном листе сказки, такой лист можно было разрезать и сложить в книжку. И книжки эти сыграли в XVIII в. немаловажную роль в истории русской культуры. Фактически это были первые дешевые популярные издания, выходившие массовыми тиражами, светского содержания. В Российской государственной библиотеке в Москве хранится экземпляр издания 1750 г. Это «Жизнеописание славного баснописца Эзопа». Интереснейшие сведения о такого рода изданиях приводит в своем исследовании «Русские гравированные книги XVII–XVIII веков» С. А. Клепиков.

К лубочным книжкам относятся и буквари, календари, гадательные книжки, притчи, жития святых, также являющиеся важной составной частью книжной русской культуры XVIII в.

И последнее – крупнейшие монастыри России издавали лубки с изображением своих церквей и соборов – ценнейший источник для изучения истории православной русской архитектуры.

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Древние боги славян автора Гаврилов Дмитрий Анатольевич

РУССКИЙ БОГ У христианизированных народов прежние основные божества язычников приобретают имена христианских святых и их противников. Вернее, происходит своеобразное замещение культов древних богов культами святых или отчасти образами нечистой силы. При этом формы

Из книги Русский Нил автора Розанов Василий Васильевич

Русский Нил * * *"Русским Нилом" мне хочется назвать нашу Волгу. Что такое Нил - не в географическом и физическом своем значении, а в том другом и более глубоком, какое ему придал живший по берегам его человек? "Великая, священная река", подобно тому, как мы говорим "святая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Русский че «Особенный человек» Рахметов готовит себя к служению народу. (Читатель тотчас понимал – к революции…) Закаляя себя для будущих невзгод (конечно же, будущие тюрьмы и каторга!), Рахметов ест сырое мясо и спит на гвоздях… Чтобы разделить труд с народом, дворянин

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

32. Беглецы от власти формируют власть. Русский как человек, втягиваемый во власть. Русский Мир и русское человечество - Кто создает из Московской Руси Россию? Люди, беглые из крепостного состояния на свободу в казаки.- Русские конкистадоры?- Они не конкистадоры, а

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Русский дух Теперь мила мне балалайка Да пьяный топот трепака Перед порогом кабака. Мой идеал теперь – хозяйка, Мои желания – покой, Да щей горшок, да сам большой… Александр Пушкин. Отрывки из путешествия Онегина «Где щи – тут и нас ищи», – говаривали в старину. Щи были

Из книги Коренные различия России и Запада. Идея против закона автора Кожинов Вадим Валерианович

Русский век Вадим Валерианович ушел от нас 25 января 2001 года, в самом начале нового столетия и тысячелетия, как бы удовлетворившись тем, что предыдущий век закончился. Говорю это вполне серьезно, поскольку, так случилось, в 2000 году несколько раз спорили с ним о том, когда

Из книги Пассионарная Россия автора Миронов Георгий Ефимович

ЛУБОК. РУССКАЯ НАРОДНАЯ КАРТИНКА Лубок зародился в России именно в XVII в. и вскоре стал самым популярным в народе жанром изобразительного искусства.Сегодня лубок XVII в. внимательно изучается историками – не столько как исторический источник, сколько как источник

Из книги Тень Мазепы. Украинская нация в эпоху Гоголя автора Беляков Сергей Станиславович

Из книги Украина трех революций автора Топорова Аглая

«Русский мир» Многие обличающие Россию и российского президента статьи писались и до сих пор пишутся по-русски. Телевидение же, наоборот, украиноязычное. Конечно, очень известным телеведущим, особенно иммигрантам из России и Белоруссии вроде Евгения Киселева и Савика

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 5: Мир в XIX веке автора Коллектив авторов

Русский XIX век К началу XIX в. Российская империя сложилась как одна из крупнейших мировых держав. Ее территория охватывала 17 млн кв. км, раскинувшись от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного ледовитого океана до Каспийского моря. Население к началу века

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Империя для русских автора Махнач Влаидмир Леонидович

Русский город и русский дом Где жить русскому народу? Человеку современного биологического вида около 40 тысяч лет. Из них более семи тысяч лет человек живет в городе. Знаменитый Иерихон, древнейшие городские поселения на Кипре и в южной части Малой Азии ученые

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Великий русский скульптор. Глава «Союза русского народа». Русский националист Клыков Вячеслав Михайлович (1939–2006), великий русский скульптор, Народный художник России, Президент Международного фонда Славянской письменности и культуры, Председатель Главного совета

Из книги Броня генетической памяти автора Миронова Татьяна

Русский дом и русский характер Русское миросозерцание сформировано укладом нашей жизни, испытанным тысячелетиями. Современные удобства и технологические достижения сделали народы в бытовом отношении вроде бы одинаковыми, но не надо забывать, что научно-техническая

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Русский, он и в Африке русский Русские волонтеры вступили в бой, когда силы англичан уже многократно увеличились: британская армия на юге Африки насчитывала теперь сто двадцать тысяч человек против семнадцати тысяч воюющих буров. Вновь прибывшие английские части были