Русские народные сказки о зависти. Христианские мотивы литературных сказок А.С. Пушкина. Вопросы к сказке «Как Митрофан Ивану позавидовал»

В одном месте, не скажу где точно, давно или недавно жили два мальчика — Ваня и Саня.
Ваня рос вредным мальчиком: завидит игрушку у соседа, обязательно отнимет; услышит как ребята в свистульку дуют — отберет; унюхает запах бутерброда – отнимет, не раздумывая…Не мог Ваня пройти мимо того, чего у него не было, сразу же начинал завидовать и хотел присвоить себе.
Все дети недолюбливали Ваню, но и связываться с ним не хотели, им просто было противно.
Саня же был совершенно иным. Понравится ему игрушка, он себе такую же смастерит, да еще и получше; услышит свист свистульки, дудочку выстругает; почует какую-нибудь вкуснятину, еще вкуснее приготовит, да еще и других угостит. Дети обожали Саню и дружили с ним, а с Ваней никто не водился.
Иззавидовался Ваня наблюдать такую картину, захотелось ему, чтобы с ним все дружили и чтобы завидовали ему.
Как-то увидел Саня, как дети складывают бумажные самолетики и пускают их в небо, но те быстро опускаются на землю. Почесал в затылке Саня и …соорудил бумажного змея, привязал к нему нитку, и змей поднялся выше крыши самого высокого дома, а Ваня тут как тут — вырвал нитку из Саниных рук и дал теку. Подбежал он к ребятам и говорит, запыхавшись: «Смотрите, что я для вас смастерил!!! Кто хочет запустить змея, дает мне за это свой самолетик, а те, у кого нет, пусть мне завидуют!!!»
Дети без сожаления отдали ему все свои самолетики и ушли к Сане, помочь ему построить нового змея, чтобы запустить его всем вместе… А Саня их уже с новой поделкой ждет — большим воздушным шаром, который он соорудил из целофана и наполнил паром из горячего чайника, так что тот выше змея поднялся. От зависти Ваня разломал змея на кусочки…
И так продолжалось день за днем, год за годом. Увидит Саня что-то, что ему захочется, так пожелает этого, что еще лучше сделает. Помогало это желание Сане во всем: и в учебе, и в дружбе, и в спорте и в музыке, а как он танцевал, просто загляденье. А когда стал взрослым, то и в работе это желание ему пригодилось. Ваня же продолжал пользоваться плодами трудов Сани, но ни в чем не смог преуспеть — ведь это было все за счет другого.
Так что же за Желание было у Сани? Он ведь, как и Ваня, хотел иметь то, чего у него не было? Так значит и он завидовал? Тут многие дети отрицательно покачают головой и скажут, как их учили папы и мамы, что мол это вовсе не зависть. Так что это? Конечно, зависть… «Но как же, — скажут дети, — ведь родители нас учили, что завидовать плохо. Рассказывали нам про Белую и даже Черную Зависть и учили не завидовать».
Но посмотрите на Саню! Зависть помогла ему, а Ване – нет. Значит, Зависть может быть полезной. Надо только правильно научиться ей пользоваться!!! Саня умел, а Ваня — нет…
Я бы хотел использовать Зависть, как делал это мальчик по имени Саня! И не хотел бы, как мальчик по имени Ваня!
А вы, дети?

Жила-была одна девочка. Звали её Катя. Это была обыкновенная девочка с курносым носиком и с веселыми веснушками, которые делали её похожей на многих её подружек. Но все-таки Катя сильно отличалась от других девочек: она была завистливая. Увидит, например, Катя у кого-нибудь красивую заколку и чувствует, как внутри у нее что-то сжимается, давит, не дает покоя. Ей тоже такую заколку хочется. Купят кому-нибудь интересную игрушку - у Кати сразу же портится настроение, потому что у неё такой игрушки нет. Тогда бежит она к маме и начинает выпрашивать, чтобы та ей такую же купила. Мама уже устала объяснять дочери, что есть более важные вещи, которые нужно покупать: например, еда и необходимая одежда. Катя ничего и слушать не хочет, сразу в слезы и убегает в сад. А там упадет на мягкую траву и плачет, чувствуя себя очень несчастной. Вот как-то увидела Катя на своей подружке Тане новое платье. Очень оно Кате понравилось: розовое с блестящими звездочками. Катя сразу поняла, что давно о таком платье мечтала. Побежала она к маме и стала как всегда просить, чтобы мама ей такое же платье купила.
-Доченька,- говорит мама,- Тане подарили это платье на день рождения. Я ведь тебе тоже платье на день рождения дарила.
-Ах, мама! Танино платье красивее, я очень-очень хочу, чтобы ты мне такое же купила.
-Нет, Катя,-ответила мама,- так дело не пойдет. Ты должна учиться управлять своими желаниями. На свете огромное множество вещей, у нас на все денег не хватит.
-Ты просто не любишь меня!- крикнула Катя и убежала в сад.
Она, конечно, знала, что мама её любит. Просто в тот момент ей стало себя очень жалко и поэтому она захотела сказать маме что-нибудь обидное.
Вот лежит Катя на траве и плачет. Вдруг слышит: по-близости что-то заскрипело, как будто бы дверь открылась. Катя подняла голову, посмотрела в ту сторону откуда раздался скрип и увидела маленькую дверку, которая находилась прямо в стволе дерева у самой земли. Она была приоткрыта. Катя протянула руку, чтобы убедиться: действительно ли это дверь и вдруг почувствовала, как какая-то сила затягивает её во внутрь дерева. Девочке стало очень страшно, она захотела крикнуть и позвать на помощь маму, но голос куда-то пропал. От страха Катя зажмурила глаза. А когда она их открыла, то увидела, что находится в большой комнате, заваленной всевозможными вещами. Катя поднялась с пола, огляделась по сторонам и увидела, что многие вещи ей знакомы. Когда-то они были причиной её зависти. Вот синий, блестящий велосипед, а вот кукла, умеющая ходить. Но все было запыленным и от этого казалось не таким красивым как прежде. Наверху всего этого завала лежало розовое платье с золотыми звездочками. Платье было чистым, видимо его недавно сюда положили. Катя подошла поближе и дотронулась до платья.
-Ты можешь взять его себе,- вдруг услышала она и оглянулась.
Позади нее стояла странная женщина. Её кожа была зеленого цвета. Маленькие прищуренные глазки, казалось, буравили Катю насквозь.Губы у неё были тонкими, вытянутыми в ниточку, а длинные руки свисали ниже колен.
-Ой!-вскрикнула Катя,- вы кто?
-Кто я?- в свою очередь спросила женщина,- неужели ты меня не узнаешь? Я твоя зависть. А вещи, которые ты здесь видишь, все могут принадлежать тебе.
-Правда?,-обрадовалась Катя,-спасибо!
И она, взяв быстренько платье, куклу и велосипед, хотела уже было направиться к выходу, но Зависть, растопырив свои длиннющие руки, загородила дорогу.
-Постой, постой! Куда ты так торопишься?- спросила она.
-Домой!
-Не-е-ет,-протянула Зависть,- так просто я тебя не отпущу. За эти вещи ты должна мне заплатить.
-Но у меня нет денег,- растерянно сказала Катя.
-А мне и не нужны деньги. Ты поработаешь у меня. Если я буду тобой довольна, то пожалуйста, можешь возвращаться домой.
-А что я должна буду делать?- спросила Катя.
-Для начала наведи здесь порядок: Вытри пыль и сложи все вещи. Ну давай начинай, а я пока пойду погуляю. Теперь, когда ты здесь, я наконец-то могу отдохнуть. Сказав это, Зависть вышла из комнаты.
Катя не очень-то любила убирать. Маме приходилось несколько раз напоминать ей, чтобы она навела порядок в игровой, или сложила свою одежду, прежде чем Катя бралась за работу. Но теперь было совсем другое дело: её ждала награда и Катя с неохотой, но все же взялась за уборку. Сначала она решила рассмотреть все вещи, чтобы потом знать куда что положить. Катя увидела мячик и взяла его в руки. Она вспомнила, как завидовала Свете, что у неё был такой мяч.
-А сейчас я сама могу с ним поиграть,-обрадовалась Катя и стала подбрасывать мячик и ловить его. Наигравшись вдоволь, Катя отложила мяч в сторону и взяла кубики. Из них можно было составлять разные картинки, чем Катя и занялась. Так, перебирая одну вещь за другой и играя, она не заметила, как открылась дверь и вошла Зависть.
-Ну, как?- спросила Зависть,- выполнила задание? Показывай свою работу.
-Нет, я ещё не всё...,- начала оправдываться Катя,- очень много всяких вещей и я не успела... А что, теперь я не смогу взять то, что мне понравилось?
-Почему не сможешь? Бери. Только ты мне все равно заплатишь.
И Зависть, подойдя вплотную к Кате, вцепилась в нее своими корявыми пальцами. Катя со страхом смотрела на Зависть, а та, не сводя с Кати глаз, принялась бормотать какое-то заклинание. Катя почувствовала, что с ней что-то происходит, у неё закружилась голова и потемнело в глазах. Через некоторое время Зависть отпустила Катю, и та увидела перед собой... себя. Сначала она подумала, что это её отражение, но другая Катя начала вдруг смеяться, показывая на неё пальцем.
- Ну и уродина же ты! - хохотала она,- и за что тебя твоя мама только любит? А ведь она тебя сильно любит и уже скучает по тебе. Ну что ж, можешь забирать свои подарки и отправляться домой.
Катя ещё не совсем успокоилась, и поэтому не могла даже думать, как так получилось, что Зависть стала на неё похожа. Ей было не до этого. Она хотела как можно скорее уйти отсюда. Подбирая подаренные ей вещи, Катя вдруг с испугом заметила, что у нее ужасно длинные руки. Мало того, они стали зеленого цвета. Катя глянула в зеркало, висящее на стене. Из зеркала на неё смотрела Зависть.
-Что ты сделала со мной?-закричала в ужасе Катя,- как я пойду домой такая?
-А ты надень красивое платье!
-Зачем мне красивое платье, если я - это не я? Меня даже никто не узнает!
-Зато все будут завидовать! Ведь вещи - самое главное в жизни.
- Нет, не главное! Я теперь это поняла. Верни назад мою внешность! И подарков мне твоих не надо. И завидовать я больше никогда никому не буду. Только сделай все как было, пожалуйста!
-Поздноватенько ты это поняла,-ехидно улыбнулась Зависть. - Ну чтож, если ты отказываешься идти домой, то придется пойти мне. Мама уже заждалась. А ты оставайся здесь и стереги вещи. Может быть они ещё кому-нибудь пригодятся.
И, махнув Кате рукой, Зависть вышла из комнаты, закрыв за собой дверь.
Катя подбежала к двери, подергала её за ручку, пытаясь открыть, но у неё ничего не вышло.
Оставшись одна, Катя опустилась на пол, обхватила колени руками и горько заплакала. Она так долго плакала, что даже устала от этого и незаметно для себя заснула. Проснувшись, Катя первым делом посмотрела на свои руки. Они были попрежнему зелеными. Хотя Катя поспала, она все равно чувствовала себя уставшей. У неё не было сил даже для того, чтобы снова плакать. Катя сидела, уставившись глазами в одну точку и думала о том, как хорошо было бы оказаться сейчас дома и прижаться к маме. А потом побежать на улицу и поиграть со своими подружками в прыгалки или в догонялки. У неё такие веселые подружки! И почему Катя раньше этого не замечала? А теперь, когда она осталась одна, Катя отдала бы все свои игрушки и нарядные платья за то, чтобы снова пообщаться со своими друзьями.
-Какая же я была глупая!- в сердцах сказала Катя,- вот теперь сижу я здесь одна возле этой кучи с вещами, но они мне совсем не нужны.Лучше бы их здесь не было, смотреть даже на них не хочу!- и Катя отвернулась от когда-то желанных вещей.
Но сидеть просто так было скучно и Катя решила чем-нибудь заняться. Настроения играть у нее не было и Катя стала складывать вещи. Когда с работой было закончено, Катя удивилась, как просторно стало в комнате. Да и вещей оказалось совсем немного. Игрушки она убрала в шкаф, одежду сложила в стопочку, а велосипед поставила к стене. Посередине комнаты остался стоять сундук. Катя раньше его не видела, так как он был завален вещами.
-Надо его отодвинуть к стене, тогда в комнате будет совсем просторно. Она подошла к сундуку, уперлась в него руками, пытаясь подвинуть. Сундук был очень тяжелым.
-Интересно, что там внутри?,-вслух подумала девочка,- сейчас посмотрю.
И вдруг она услышала, что в сундуке кто-то плачет.
-Кто здесь?- спросила Катя и постучала по крышке,-вылезай!
-Нет, не вылезу!- раздалось из сундука.
-Почему?
-Ты меня съешь!
-Вот ещё! Не буду я тебя есть, вылазь!
-Нет, не вылезу! Ты меня обманываешь: говоришь, что не съешь, а сама съешь!
- Почему ты думаешь, что я тебя съем?
-Потому что ты Баба Яга. А она всегда хочет детей съесть.
-Не говори глупости! Никакая я не Баба Яга. Вылазь и посмотри!
И тут Катя вспомнила, что она ужасно выглядит.
-Подожди,-спохватилась она, увидев, что крышка сундука приподнялась.- Ты знаешь, со мной произошло что-то невероятное. Зависть, которая здесь живет заколдовала меня и я теперь не похожа на себя прежнюю. Ну теперь можешь вылазить, я тебя предупредила.
-Хорошо, я вылезу,-послышалось из сундука,- только ты отойди в сторону подальше.
Некоторое время было тихо. Потом в сундуке кто-то глубоко вздохнул. Крышка медленно поднялась и из сундука вылезла Катина подружка Таня.
-Ой, Танечка! Это ты!- обрадовалась Катя.
-Откуда ты меня знаешь?- спросила Таня, боязливо поглядывая на Катю.
-Так я же Катя, твоя подружка! Ой, Таня, ты не поверишь, что со мной приключилось! Я тебе всё позже расскажу. А ты-то как в сундуке оказалась?
- Я гуляла в саду,- начала рассказывать Таня,- присела отдохнуть в тени и оказалась в этой комнате. Услышав шаги, я залезла в сундук и затаилась. А потом я заснула и ты меня разбудила..
-Хорошо, что тебя не увидела Зависть, а то бы она тебя заколдовала,- сказала Катя.- А мне вот не повезло...- грустно добавила она и заплакала, закрыв зеленое лицо руками.
Тут она почувствовала, что кто-то до неё дотронулся. Это была Таня. Пересилив страх, она погладила Катю по голове.
-Не плачь, Катя,- успокаивала девочку подружка,- я тебе помогу. Мы что-нибудь обязательно придумаем.
-Что?- сквозь слезы спросила Катя.
-В сундуке я нашла какой-то ключ, может быть он нам пригодится. Пойдем к твоему дому, а там видно будет
-Как же я такая пойду?- всхлипнула Катя,- я не хочу, чтобы меня кто-нибудь увидел.
- Мы дождемся когда стемнеет. А пока давай узнаем, от чего этот ключ.
Она подошла к двери, вставила в замок ключ, повернула его и... дверь открылась.
-Вот это удача!- воскликнула Таня,- мы на свободе!
Она первая вышла на улицу, огляделась и махнула рукой подружке:- пойдем!
Катя вышла, боязливо озираясь по сторонам. Начинало темнеть.От кустарников и деревьев падали на землю длинные тени.Под таким прикрытием девочки быстро добрались до катиного дома. Там на скамейке сидела Зависть и ела мороженное. Конечно, можно было подумать, что это Катя, но девочки-то знали, что это злая и подлая Зависть.
-Ты подожди меня здесь,- сказала Таня.
Подойдя к Зависти, Таня приветливо сказала:
-Здравствуй, Катя!- что ты так поздно на улице делаешь?
-Не видишь?- мороженное ем,- ехидно ответила Зависть.
-Дай мне попробовать.
-Ну вот ещё, чего захотела. Это мое мороженное.
-Катя, почему ты жадничаешь? У меня дома много всяких сладостей, и я бы с тобой обязательно поделилась. Если хочешь - пойдем, я тебя угощу.
-Ну, пойдем,- обрадовалась Зависть.
Таня повела Завить в ту сторону где затаилась её подружка. Когда они подошли вовсем близко, из-за кустарника выбежала Катя и обхватила Зависть длинными руками. Та пыталась вырваться, но у неё ничего не получалось. У Кати была её сила.
-Отпусти меня,- пыхтела выкручиваясь Зависть,- отпусти немедленно! Все равно у тебя ничего не выйдет и ты навсегда останешься такой уродиной! Я до тебя ещё доберусь!
-А это мы еще посмотрим!,- ответила Таня и помахала перед носом Зависти ключом от входной двери.
Дотащив Зависть до дерева, девочки впихнули её в дупло и сразу же закрыли дверь на два оборота для надежности. Изнутри дерева раздались ужасные вопли. Зависть стучала в дверь кулаками, пинала её ногами. Но дверь оставалась закрытой. А Катя из страшной и зеленой превратилась снова в обыкновенную девочку с курносым носиком и с веселыми на нем веснушками. Девочки были очень довольны, что им удалось перехитрить Зависть, но только что же делать с ключом?
-Давай, выбросим его в озеро, чтобы никто и никогда не выпустил Зависть на свободу,- предложила Таня.
Так девочки и сделали. А Катя с тех пор совсем перестала завидовать своим подружкам. Она поняла, что вещи - это не главное в жизни. Главное, что тебя любят такой, какая ты есть.

Тема занятия: «Зависть»

«Зависть- признание себя побеждённым»

Цель: раскрыть понятие «зависть», воспитывать у детей умение радоваться успехам окружающих людей.

Коррекция речи и памяти детей.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Ребята мы с вами с первой минуты жизни находимся среди людей. С каждым годом мы взрослеем, и круг нашего общения расширяется. И порой бывает так сложно разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому из нас удаётся сберечь в себе человеческое, зависит то, какой будет наша жизнь.

Ребята! В начале нашего часа общения вам предлагается посмотреть маленькую инсценировку рассказа Толстого «Молния и Солнце».

Спросила Молния у Солнца:

М. Скажи, почему люди любят тебя больше чем меня, ведь я тоже очень яркая?

С. Они любят тепло и ласку – отвечало Солнце

М. – От моих пожаров тоже много тепла, но это их не устраивает

С. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку. А все беды от зависти.

Итак, ребята, сегодня мы посвятим наш разговор интересному вопросу «Что такое зависть?»

Скажите, кому из участников рассказа вы симпатизируете? (кто понравился). Почему?

Какова основная мысль рассказа?

Как вы понимаете значение слова «зависть».

(дети высказываются)

В толковом словаре Ожегова Зависть - это чувство досады, вызванное успехом другого.

Ребята, как вы думаете, чему люди могут завидовать ?

(ответы детей)

- А вы завидовали когда – нибудь?

(затрудняются сразу ответить)

Да, на этот вопрос нелегко решится ответить, ведь признаться что завидуешь – значит согласится с тем, что другой человек лучше. Но завидуют все без исключения. Зависть возникает тогда, когда сравниваешь себя с кем- нибудь. А в жизни всегда есть кто-нибудь красивее, сильнее, умнее, богаче.

Давайте вспомним сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке». Ребята, как вы думаете, в этой сказке встречается зависть?

Да, старуха всё сравнивала себя с теми кто богаче и завидовала им.

К чему привела старуху её зависть? (опять к разбитому корыту)

Какие сказки вы ещё знаете, в которых проявляется зависть?

Золушка, Морозка и др.

Молодцы, много читаете и знаете сказок.

Итак, мы с вами выяснили, что объект зависти – человек, который имеет что- то такое, чего у тебя нет.

Ребята, подумайте, зависть – это положительное чувство или отрицательное?

Почему?

Человек озлобляется, старается что-то предпринять, чтобы объект зависти потерпел неудачу. Эта зависть провоцирует войны, склоки и ведёт к смерти.

К вам часто приходят гости из церкви. Помните, они рассказывали о главных библейских заповедях, одна из которых - не завидуй. Из- за зависти происходят трагедии.

(сейчас давайте посмотрим презентацию о двух братьях Каине и Авеле).

Русский народ посвятил много внимания этому чувству в литературных жанрах

В басне Крылова «Лягушка и Вол» рассказывается как лягушка увидела огромного вола и тут же захотела быть с него ростом. Она стала изо всех сил надуваться – надуваться.(вот как автор об этом пишет:

Пыхтела, да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что, не сравнявшись с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

Ребята, о чём эта басня?

Какое отношение к лягушке?

Смогла ли лягушка добится того, чего хотела?

Какой вы сделали для себя вывод?

И человек иной так может разлететься,

Гоняясь за чужим успехом, кошельком иль славой,

Не будь же дураком – завидуй меньше и живи по средствам.

Ребята, завидуя другим людям, мы становимся лучше или хуже?

Завистникам никогда не показывайте, что их зависть вас напрягает. Вы просто не принимайте его зависти. Это как подарок от плохого человека, если вы его не принимаете, то у кого останется этот подарок. То же происходит и с завистью. Просто держите дистанцию с такими людьми.

Сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и прослушать песню Розенбаума «Зависть». Вначале песни мы все встанем и немножко разомнём свои ножки и пальчики (потопаем ногами - представим что мы топчим свою зависть, сгибаем пальчики – представим что мы давим свою зависть, отталкиваемся ладошками - прогоняем свою зависть)

Звучит песня «Зависть»

Русский народ создал много пословиц и поговорок:

Кто чужое желает, тот своё потеряет

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Где счастье, там и зависть.

(задание их сложить).

А сейчас ребята, я хочу чтобы мы с вами прочитали сказку о зависти, называется она «О зёрнышке».

Текст сказки у детей. Читают

О чём эта сказка? Мальчик Игорь не желал добра другому, а только самому себе.

Всё то, во что человек вкладывает душу, согревает своим теплом – это даёт результат и делает человека достойным.

Девочка Василиса пригласила своих друзей – она желала добра не самой себе, а всем. Она пригласила настоящих друзей, которые могли порадоваться за неё.

Сильный и умный человек направит свою зависть в нужное русло. Зависть только лишь подтолкнёт его приложить усилия, чтобы достичь того же успеха, а может быть стать и лучше.

А чтобы избавиться от зависти

    Развивай в себе хорошие качества –доброту, терпение, уважение

    Трудись, достигая своей цели

    Радуйся успехам друзей и одноклассников

Притча о волке:

Старый индеец рассказывает внуку:

Внутри каждого человека идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло –зависть, ревность, зло

Другой волк представляет добро, мир

Внук задумался, а потом спросил:

А какой волк побеждает?

Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.

Всё зависит от вас, какой путь вы изберёте- озлобитесь от зависти или используете её как толчок для достижения своей цели.

О чём мы говорили сегодня на занятии?

(зависть плохое чувство, не завидовать, уметь радоваться успехам других)

Я надеюсь, что в вашей душе не поселятся зависть и злоба.

Вы все станете хорошими, независтливыми людьми.

Духовно-нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКЭС на уроках модуля «Основы светской этики»

Человеком быть трудно,

Стать человеком – большая работа.

Э. Межелайтес

Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми. (А. Пьерон)

Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию нравственных качеств личности.

В школах введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Наша школа работает по модулю «Основы светской этики». Выбору данного модуля предшествовало проведение родительского собрания, на котором мы познакомили родителей с новым курсом и предложили на выбор шесть модулей. Родители выбрали модуль «Основы светской этики». Курс призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Перед учителем стоит задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. А это всегда актуально, так как если человек делит с кем-то кров, живёт рядом, то между ними возникают взаимоотношения, которые строятся по определённым правилам. Люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Уже первые люди поняли, что если помогать друг другу, то жизнь становится легче, а если лениться, враждовать, обманывать - то жить будет хуже. Постепенно стали складываться представления о добре и зле, появилась потребность поддерживать хорошие поступки и запрещать плохие.

Жить в мире и согласии, мы учили всегда.

Если мы сравним воспитательную работу и новый курс, то увидим следующее:


Русская народная сказка – часть народной жизни, в ней все чаяния, думы, мечты и стремления русского народа, в них многовековая история России, ее борьбы с иноземными захватчиками. Кто не вырос на наших добрых, умных сказках, кто не впитал из них весь кладезь народной мудрости. Недаром же Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». А если сказка передается великим мастером слова, это уже другой жанр – литературная сказка. Литературная сказка, конечно, переняла традиции устного народного творчества: трехкратные повторения, постоянные эпитеты, зачины и концовки. Но для художника есть другой полёт для фантазии, другие образы, другой сказочный материал. С детства мы знакомы с литературными сказками Жуковского, Пушкина, Ершова.

Но хотелось бы поговорить об особенностях добрых сказок Александра Сергеевича Пушкина. В них дух нашей родины, Древней Руси православной, с золотыми куполами и маковками, с красным звонов куполов (так называли дивный звон московских звонарей: «красный» изначально означало «красивый»). Неслыханно богат милый сердцу русский язык пушкинских сказок! Поэзия сказок на Руси распространялась от старых нянюшек, таких, как Арина Родионовна, которую Пушкин любил сыновней любовью и нежно воспел в стихах. Учащиеся в школе, конечно, знакомы со сказками А.С.Пушкина. С ними их познакомили ещё родители, дети знают наизусть много строчек из сказок Пушкина

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! – восклицал Пушкин. Нянины сказки превращались под его гениальным пером в певучие поэтические строчки:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? –
Говорит она ему.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Конечно, сказки – это вымысел, но в них есть нечто такое, чего не существует на свете. Увлекательное для нашего воображения волшебство, фантастика удивительным образом переплетаются с самой настоящей правдой духовной жизни – сказочные герои чувствуют и мыслят как живые.

Все сказки, в том числе и литературные, учат вечным истинам жизни – любви и справедливости, смелости в противостоянии злу. Они раскрывают скрытое зло, которое, как и в жизни, предстает в красивой соблазнительной оболочке.

Хотелось бы на уроке внеклассного чтения остановится на пушкинской сказке, в которой особенно проявляется.пушкинский человеческий гений. Взять, к примеру, «Сказку о золотом петушке», в которой много загадочного и глубинного смысла. Обратим внимание, как Пушкин описывает первое появление красавицы Шамаханской царицы: перед шатром «рать любимая лежит» и. два убитых сына самого царя. Невольно ожидаешь появления Кащея Бессмертного или Змея Горыныча, Полог распахнулся, вдруг

…И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей…
…Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Додон.

А расплата – смерть. Всё как в жизни, если не будешь прислушиваться к своей совести, которая укажет тебе путь к праведной жизни. Пушкин не сказал, кто убил сыновей царя Додона, но намекает – задумайся, заставил самому раскрыть глубокий смысл сказки, Додон устремился к Шамаханской царице, но дорога к ней прошла через трупы его сыновей. Сила страсти «несет» его, он раб её. Сказка заставляет задуматься, заглянуть в себя, избавиться от греховных страстей, которые гнездятся в людях. .Невольно задаешь себе вопрос: может ли красота быть злой? Злая мачеха, отравившая царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», была красавица. Шамаханская царица убила царя красотой. Заметим, что сама царица не совершает плохих поступков и уличить её не в чем: сыновей царя не она убивала. Её выдает то, что, когда царь убил звездочета, царица посмеивалась, но над кем?

Вся столица
Содрогнулась, а девица –
Хи - хи – хи да ха – ха – ха!
Не боится, знать, греха!
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.

То, что царица грешна, в сказке высказывает народ и автор. Пушкин заставляет подумать, в чем грех царицы: смех или скрытое убийство? Грех – это нечистота души, нарушение заповедей любви к Богу и людям. Человеку дана совесть, которая должна его мучить. Пушкин правдиво раскрывает грех: злые силы обольщают человека, а потом насмехаются, торжествуя свою победу над погибающим. Ласковая обольстительность царицы коварна, за ней скрывается зло. В чем оно? А в обольщении царицы, и царь не смог противостоять этим соблазнам, совершает убийство, нарушив свое обещание. Возможно, царя кольнула совесть, если он все-таки встревожился. Пушкин заканчивает сказку смертью царя Додона, чтобы «намекнуть» читателю, что грех – это смерть и в прямом смысле

Внешняя красота не всегда совпадает с внутренней. «Не всё то золото, что блестит», гласит народная мудрость. Красота - это сила, власть, более мощная, чем у царя. Но она может быть направлена во благо и во зло. В сказке Пушкина она не ведет к миру, к устройству семьи, поэтому является сокрушительной роковой силой. В русских сказках зло наказуемо, в сказке Пушкина тоже есть справедливое возмездие: исчезли, словно колдовство, золотой петушок и Шамаханская царица.

Умные сказки Пушкина учат понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают становиться мудрее, если, конечно, будешь стремиться вникнуть и постичь всем сердцем и умом каждое слово. В поэзии мысль и чувство словно сжаты: в каждом поэтическом слове много смысла, «добрым молодцам намёк». В пятом классе мы изучаем «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», но сейчас она воспринимается несколько иначе. «Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь». А что может сравниться с рождественским подарком Всевышнего для любящих родителей? Наверно, святость и нравственная чистота царевны связана с рождественским праздником, но с ним связана и та чаша страданий, которую ей суждено испить. Царевна, «нраву кроткого такого», заимела смертельного врага – злую мачеху. И причина есть – зависть. В Библии сказано, что «завистью дьявола вошла в мир смерть». Часто приходится слышать такие выражения: «умерла от зависти», «лопнул от зависти». От такой болезни нет лекарства, душевные болезни таблетками не вылечить. В «Сказке о мертвой царевне» раскрывает эту истину жизни - смерть от греха злой зависти и воскресение силой настоящей любви («Тут ее тоска взяла, и царица умерла»). А истинная любовь спасительна, именно такую любовь воспевал Пушкин в своем творчестве. Православная Русь издревле жила в Боге и учила свой народ соблюдать Божьи заповеди – их и запечатлели мудрые сказки Пушкина…

В каждой литературной сказке незаметно раскрывается внутренний мир автора, независимо от её содержания. В авторской сказке не используются традиционные выразительно-изобразительные средства, а есть индивидуальный стиль, «творческий почерк» писателя. Они могут быть и поэтическими, как у Пушкина, и прозаическими, но тоже бывают волшебными, условно-бытовыми (новеллистические), волшебно-бытовыми (А.Погорельский. «Черная курица»). Именно авторское воображение, его представления о добре и зле создали особый мир литературной сказки. И пушкинская сказка – лучшее тому подтверждение.

Читая сказки А.С.Пушкина, ребенок начинает постигать христианские заповеди, учится понимать жизнь во всем её многообразии. Учитель учит детей стремиться не к быстрому чтению, а к глубине понимания прочитанного. Как уже было сказано выше, учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Поэт приоткрывает истину жизни: она в любви, искренней силой которой можно воскресить:

…Ах!... и зарыдали оба:
В руки он её берет
И на свет из тьмы несёт

Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет ядом злую мачеху. Учитель вовлекает учеников в беседу о том, как они понимают такие черты характера царевны, как»кроткий нрав». Истинная любовь спасительна она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (слова апостола Павла,

Подумайте, - говорит учитель, - обижали ли вы когда-нибудь своих близких, природу? Как можно обезвредить зло? Поэтому торопитесь делать добро.

Надо быть добрей. Как это трудно
Научиться доброте минутной
Мелкой вспышке воли не давать,
Горе зла скорее забывать,
Думать, что и ты не ангел тоже,
Не к другим, к себе всегда быть строже,
Лёгкой не завидовать судьбе.
Надо научиться помнить старость,
Понимать, ценить её усталость
И не думать, что забот досталось
Ближнему чуть меньше, чем тебе.

Так что, ребята, торопитесь делать добро!

Учитель предлагает вспомнить пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»:

Какое выражение в ней стало крылатым?

За что была наказана старуха, оставшаяся с разбитым корытом?

Учитель: Жадность старухи от её горделивого характера. Гордыня – это первородный грех, он порождает все остальные

Так о каких добродетелях говорит Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Хотелось бы, чтобы вы их записали.

А что вы знаете о других человеческих грехах?

Учитель: Любой грех проникает в ум, душу и тело человека. Ещё в древние времена таких людей назвали «бесноватыми».

Попытайтесь в других сказках Пушкина раскрыть их глубокий нравственный смысл.

В итоге дети убеждаются, что все сказки Пушкина пронизаны христианскими мотивами.