Русские художники новый год. В ожидании чуда: Новый год и Рождество на картинах художников конца XIX – начала XX вв. Дженни Нистрем. Рождественские открытки

Рождество Христово является одним из самых красивых и торжественных христианских праздников. Во всем христианском мире, в том числе и на Руси, Рождество всегда отмечалось с особым благоговением. В этот день повсюду стоят украшенные елки, символизируя евангельское древо, горят свечи, подобно тем, которые горели в вифлеемском хлеву. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Канун Рождества именуется «сочельником».
Сочельник в христианском мире считается исключительно семейным ужином. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие.
В подборке, посвящённой Рождеству, представлены следующие картины:

1. Джорджо Вазари. Рождество.
Джорджо Вазари (Giorgio Vasari; прозванный Аретино, 30 июля 1511 года, Ареццо - 27 июня 1574 года, Флоренция) - архитектор и живописец, автор первой истории и теории искусств, «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

2. Боровиковский Владимир Лукич. Рождество Христово. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Истра, Московская область
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825) - русский художник, мастер портрета.

3. Яков де Бэккер. Рождество Христово.

Бакер (Backer), Якоб, голландский живописец (1608-1657гг.), школы Рембрандта, портретист.

4. Джорджоне. Поклонение волхвов.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1477/1478-1510) - итальянский художник, представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.

5. Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов.

Рогир ван дер Вейден (нидерл. Rogier van der Weyden, 1399/1400, Турне - 18 июня 1464, Брюссель) - нидерландский живописец, наряду с Яном ван Эйком считается одним из основоположников и наиболее влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Творчество ван дер Вейдена сфокусировано на постижении индивидуальности человеческой личности во всей её глубине.

6. Рембрандт, Харменс ван Рейн. Бегство в Египет.
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmə(n)soːn vɑn ˈrɛin], 1606-1669) - голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

7. Хуго ван дер Гус. Рождество.
Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. 1420-25, Гент - 1482, Одергем) - фламандский художник, которого Альбрехт Дюрер считал крупнейшим представителем ранненидерландской живописи, наряду с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом.

8. Сандро Боттичелли. Мистическое Рождество.

«Мистическое Рождество» (итал. Natività mistica) - одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли, созданная в период, отмеченный в его творчестве сломом оптимизма кватроченто, ростом религиозности и остро трагическим восприятием мира.
Полотно было практически не известно, пока его на вилле Альдобрандини не увидел и не приобрёл англичанин Отли. Боттичелли был «переоткрыт» художественными критиками с началом движения прерафаэлитов, именно тогда Джон Рёскин дал холсту его нынешнее название. В 1878 году за 1500 фунтов картину приобрела Лондонская Национальная галерея.

9. Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святыми Франциском и Лаврентием.

Микеланджело Меризи де Караваджо (1573-1610), итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко. Один из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени.

10. Михаил Васильевич Нестеров. Рождество Христово.
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) - русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).


Новогодние и рождественские праздники – одна из самых популярных тем в мировом искусстве. Неповторимая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, воссозданная в живописи к. XIX – нач. XX вв. , возвращает нас в эпоху великих перемен, так похожую на начало XXI в.



Одной из любимых тем русского художника Бориса Кустодиева были народные гуляния во время зимних праздников. Он часто изображает заснеженные деревни и провинциальные города, купцов и крестьян на улицах, ярмарки и балаганы. Кустодиев создал ностальгический художественный мир, пронизанный солнцем, радостью и праздничным настроением. Сюжеты его картин всегда сказочны, это и русская провинция начала ХХ в., и сказочная Русь без определенных временных и пространственных координат.





Датский художник Вигго Юхансен – профессор живописи, директор датской Академии художеств – часто писал сценки из семейной жизни. Одной из самых волшебных его работ можно назвать картину «Счастливое Рождество». Художник охотно прибегал к световым эффектам в картинах, написанных в темных тонах. И в этой работе на фоне темных силуэтов людей и теней в углах комнаты еще ярче и контрастней смотрится елка, сверкающая праздничными огнями. Это центр композиции, который выделен с помощью и цвета, и света. Блики от огней освещают завороженные детские лица, что создает волшебную атмосферу уютного семейного праздника.



Даже великая княгиня Ольга Романова – младшая дочь Александра III – писала картины, посвященные зимним праздникам. В императорской семье все дети обучались живописи, но только Ольга занималась ею профессионально. В 1920 г. ей пришлось эмигрировать сначала в Югославию, потом в Данию. Картина «Новогоднее угощение» была создана в 1935 г., вдали от родины, но в ней воссоздается традиционная русская атмосфера праздничного чаепития с пирогом, вареньем и самоваром.





Семейная атмосфера ожидания праздника запечатлена и на картине Сергея Досекина «Подготовка к Рождеству». На ней не видно елки и подарков, но в центре композиции – дедушка и внуки, которые готовят гирлянды и украшения для дома.

Наташа Виллон. «Предновогоднее метро »

Художница Наташа Виллон родом из Орла. Училась театральному дизайну в Орловском художественном училище, работала на Жостовской фабрике, а в 2001 году эмигрировала в Сиэтл (США). С тех пор увлекается русскими сюжетами, часто изображает свое деревенское детство, животных и детей, которых стала по-новому чувствовать с рождением дочки.

. «Новый год»

Александр Гуляев. «Новый год»

Советский художник Александр Гуляев родился в Алтайском крае, учился в Ташкентском художественном училище, а потом перебрался в Ленинград, где окончил институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Известен своими историческими, военными, портретными и пейзажными работами. Картины художника пользуются особенным спросом у западных коллекционеров.

Татьяна Еремина. «Предновогодние хлопоты»

Татьяна Еремина. «Предновогодние хлопоты»

Известная советская художница, иллюстратор и плакатист Татьяна Еремина — любимая ученица Дейнеки и коренная москвичка. Ее детство прошло в арбатских переулках, потом была учеба в училище (сейчас Московское академическое художественное училище — «Газета.Ru»), из которого будущую художницу отчислили за курение по статье «плохое поведение». Зато Суриковский институт она окончила с красным дипломом. Рисовала плакаты на военные темы, изображала детей, много иллюстрировала детские книги и журналы, среди которых «30 дней», «Смена», «Мурзилка».

. «Рождественская елка»

Егор Зайцев. «Рождественская елка»

Еще один талантливый художник из Орла. Егор Зайцев родился в 1967 году, учился в Московском академическом училище памяти 1905 года, после которого окончил Суриковский институт. Работал в мастерской и в Российской академии художеств и даже участвовал в росписи храма . Трогательная и по-своему пронзительная картина «Рождественская елка» (1996) представлена в экспозиции Института русского реалистического искусства.

. «Елочный торг»

Борис Кустодиев. «Елочный торг»

Художник Борис Кустодиев в представлении не нуждается. Каждый хоть раз в жизни видел его «Купчиху», «Портрет Шаляпина» или «Масленицу». Он родился в империи, а умер в СССР. Прославился своими портретами, много путешествовал — не только по европейским странам, но и по обычным дальним деревням — внимательно изучал русскую провинцию, изображая ее в ярких, как лоскутное одеяло, работах. Праздничная суета, сказочная зима, нарочитая игрушечность — картина «Елочный торг» (1918) находится в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко.

Инге Леек. «Веселые старушки»

Инга Леек. «Веселые старушки»

Инге Леек — художница, иллюстратор и по совместительству садовник из Финляндии. Детство художницы прошло в Хельсинки. По соседству жили две пожилые женщины, которые и стали прототипом веселых «старушек» Фифи и Анни — Инга придумала их в 2003 году. Серия открыток и календарей с бабушками, разбитая по сезонам, пользуется популярностью во многих странах мира.

Александр Левченков. «Утро Нового года»

Александр Левченков. «Утро Нового года»

Александр Левченков — современный художник из подмосковной Электростали. После окончания Федоскинского училище миниатюрной живописи учился в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Именно в собрании этой Академии и находится картина «Утро Нового года».

Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество»

Вигго Юхансен. «Счастливое Рождество»

Датский художник, профессор живописи, директор датской Академии художеств в Копенгагене Вигго Юхансен увлекался идеями Клода Моне, выставлялся в Париже, писал сцены из семейной жизни, экспериментировал со светотенью и был, ко всему прочему, одаренным музыкантом. «Счастливое Рождество» (1891) — одна из самых известных работ художника.

. «Новогодняя елка в деревне»


Ирина Рыбакова. «Новогодняя елка в деревне»

Работы художницы Ирины Рыбаковой, уроженки Вышнего Волочка (Тверская область), выставлялись в галереях Мексики, Франции, Великобритании, Германии, Китая, России. Детство и юность Ирины прошли в деревне Новое Котчище, неподалеку от дома творчества художников «Академические дачи», созданного в свое время Репиным. Первыми учителями девочки стали ленинградские художники Лия Острова и Петр Страхов — их дача находилась по соседством с бабушкиным домом. Свое образование она продолжила в Костроме, где позже работала художником-реставратором в местном филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря.

Валентин Губарев. «Новогоднее»

Валентин Губарев. «Новогоднее»

Выпускник Московского полиграфического института Валентин Губарев — известный белорусский художник, в послужном списке которого работа в издательстве, персональные выставки во Франции и контракты с международными галереями.

Его картины находятся в музеях и частных коллекциях разных стран и выставляются на аукционах в Париже, Лондоне, Вене. — член Белорусского Союза художников и немецкой художественной ассоциации «Шедевр». Персонажами своих картин Губарев называет «простых людей, не читавших Гегеля и Канта, но бескорыстных и чистых сердцем».

Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.
Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942).
Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер


Елочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.
Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля


Рождественский базар.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.


Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918
Кустодиев Борис Михайлович


Елочный торг.
Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар

Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.

Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.

Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.

С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.

Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.

Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.


За ёлками


Возвращение с рождественской ярмарки.
М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка


Подготовка к Рождеству.
Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.


Рождественская ёлка.
Корин Алексей Михайлович.1910 г.


Елка.
Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.


Рождественская елка.
Александр Моравов. 1921 г.


Новогоднее угощение.
Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.


День Рождества. В монастыре.
Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"


Славильщики-городовые.
Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, масло


Славильщицы.
Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.
Одесский художественный музей


Славильщики.
Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.
Ульяновский художественный музей


Городовые-христославы.
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.
Пермская государственная художественная галерея

Соломаткин Леонид Иванович (1837 - 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог

В погребке на святочной неделе.
Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.
Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа Югры
Поступление: 2003 г.

В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев - бродячих музыкантов. Талант - это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант - это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, - это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры

Христославы. (Дети старой деревни).
Федот Васильевич Сычков (1870 - 1958). 1935. Холст, масло. 63x83 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи


Со звездой.
Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.


Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина

Колядки в Малороссии.
Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г.
Русская живопись


Колядки.
Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.
Донецкий областной художественный музей
museum-painting.dp.ua


Катание на святках.
Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.

В эти светлые дни, когда по-особому верится в чудо, когда в сердце живет надежда на лучшее, предлагаем Вашему вниманию подборку картин на сюжет Рождества Христового. Это картины художников разных стран, разных периодов и направлений в искусстве, но все они воссоздают неповторимую атмосферу зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта.

Считается, что впервые Рождество Христово праздновали в Риме во второй четверти IV века, а истоки иконографии Рождества Христова восходят к изображениям в катакомбах и на саркофагах. Дошедшие до нас изображения - гораздо более поздние.

Роспись капеллы Скровеньи в Падуе, художник Джотто ди Бондоне (1305-1313)

Джотто ди Бондоне, "Рождество Христово"

Сандро Боттичелли

Интересна одна из последних картин флорентийского художника Сандро Боттичелли "Мистическое Рождество". В верхней части полотна сохранилась греческая надпись, которая гласит:

Она была написана в конце 1500 года во время беспорядков в Италии, мною, Александром, в половине того периода, в начале которого исполнилась глава IX святого Иоанна и второе откровение Апокалипсиса, когда Сатана царствовал на земле три с половиной года. По миновании этого срока дьявол снова будет закован, и мы увидим низвергнутым, как на этой картине.

Художник Мастер Франке (ок. 1380-1436)

Мастер Франке, "Рождение Иисуса"

Фра Филиппо Липпи

Изображение Рождества художником Фра Филиппо Липпи (1406-1469) — флорентийским живописцем, одним из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Фра Филиппо Липпи, "Рождество Христово"

Конрад фон Зост

Рождественский сюжет от вестфальского художника Конрада фон Зоста (1370-1422)

Конрад фон Зост, "Рождество Христово"

Эль Греко

Эль Греко, "Рождество Христово"

Борис Кустодиев

Одной из любимых тем русского художника Бориса Кустодиева были народные гуляния во время зимних праздников. Сюжеты его картин всегда сказочны, вот один из них.

Владимир Боровиковский

Мастер портретной живописи Владимир Боровиковский тоже писал на известный библейский сюжет:

Владимир Боровиковский, "Рождество Христово"

Nicky Boehmу

Работы американской художницы Nicky Boehmу всегда дивительно нежные и теплые, полны добра и волшебства.


Вигго Юхансен

Одной из самых волшебных работ датского художника Вигго Юхансена часто называют картину «Счастливое Рождество».


Thomas Kinkade

Один из самых популярных современных американских художников - Thomas Kinkade (1958-2012) создавал вот такие прекрасные, наполненные светом и надеждой картины.


Генри Мослер

Американский художник Генри Мослер на своей картине «Рождественское утро» изобразил момент предвкушения удовольствия праздника.