Русская матрешка — история игрушки. Русская матрёшка

Рассказ об истории происхождения матрешки для детей

Детям о деревянной кукле - игрушке

Матрешка, как символ русской культуры

Егорова Галина Васильевна.
Должность и место работы: учитель обучения на дому, КГБОУ "Мотыгинская общеобразовательная школа - интернат", п. Мотыгино Красноярского края.
Описание материала: В данном рассказе кратко изложена история происхождения русской деревянной куклы - игрушки. Этот материал может быть полезен и интересен учителям начальных классов, воспитателям старших групп детских садов. Информацию о матрешке можно использовать на тематических классных часах.
Цель: Формирование представления о матрешке через рассказ.
Задачи:
- образовательные: рассказать краткую историю о происхождении русской деревянной игрушки - матрешки;
- развивающая: развивать внимание, память, воображение, любознательность;
- воспитательная: воспитывать интерес к истории старинных игрушек, к русской культуре.
Содержание.
Наверное, в каждом доме можно встретить всеми любимую деревянную матрешку. Это игрушка, которая воплощает доброту, достаток, семейное благополучие.

Первая русская матрёшка была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, потом девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга. Последняя, восьмая, изображала младенца.


Изначально, у этой куклы не было даже названия. А вот когда токарь её сделал, художник расписал ее яркими красками, то и название появилось – Матрёна. Возможно, это связано с тем, что на разных вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Почему же, всеми любимую русскую куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Многие полагают, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень популярного в то время в России. Имя Матрёна в переводе с латинского означает «знатная женщина». Глядя на матрешку, действительно возникает образ дородной знатной особы.
Матрёшка завоевала любовь и признание, как символ русского народного искусства.
Существует такое поверье - если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется. Матрёшка, с самого начала своего происхождения символизирует тепло и уют в доме.
Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.
Возможно, идея деревянной игрушки, состоящей из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была подана мастеру, создавшему матрёшку, содержанием русских сказок. Возьмем сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Вспомним сюжет о поисках «кощеевой смерти»: смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает.


В образе русской матрёшки объединилось искусство мастеров и бесконечная любовь к народной культуре. В наши дни можно приобрести всевозможные сувениры на любой вкус.



Но все равно, когда мы слышим «матрёшка», то обязательно в голове возникает образ весёлой русской девушки в ярком народном костюме. Любовь к нашей любимой кукле будет передаваться, я думаю, из поколения в поколение. Ведь история происхождения матрешки – это история нашей культуры.

Когда и где впервые появилась матрёшка, кто её придумал? Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется «матрёшка»? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества?
С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.
Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).
Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума

Русская матрешка

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»
Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова- статья «Кто придумал матрёшку» . Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

Японская кукла дарума

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление»
Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина»

Японская кукла дарума

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).
Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?
«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

Японская кукла Фукурума

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».
Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).
В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Русская матрешка

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя - Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».
Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.
Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда

Русская матрешка

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку – даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы).
Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»

С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.
Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.
Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве»
Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.
Однако, скорее всего, идея деревянной игрушки, которая состоит из нескольких фигурок, вставляющихся одна в другую, была навеяна мастеру, создавшему матрёшку, русскими сказками. Многие, например, знают и помнят сказку о Кощее, с которым борется Иван-царевич. Например, сюжет о поисках царевичем «кощеевой смерти» звучит у Афанасьева: «Чтобы совершить такой подвиг, нужны необычайные усилия и труды, потому что смерть Кощея сокрыта далеко: на море на океане, на острове на Буяне есть зелёный дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо; стоит только раздавить яйцо – и Кощей мгновенно умирает»

Сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов! «Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными» .
Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.
Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?

Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка. .

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже. Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока. Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемые авторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Сергиевская матрешка -- это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек - семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) и Семеновские матрешки .

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрешек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка - коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть. Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные -- восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35-ти местные, даже 70-ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность - роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Исследовательский проект на тему
«Матрёшка: сувенир или игрушка?»

ученики 2 г класса

МБОУ СОШ № 108 им. Ю.В.Андропова

Руководитель:

Сербина У.В.

г. Моздок

2015/2016 учебный год

    Введение.

2. Основная часть:

2.1. Появление матрешки на Руси.

2.2. Виды русской матрешки.

3. Выводы по теме. Заключение

4. Список использованной литературы.

1.Введение.

Наша работа посвящена русской матрешке. Этой куклой мы заинтересовались после знакомства с народными промыслами на занятиях в кружке «Мир детства». Нам захотелось узнать о происхождении этой куклы и о том, как выглядела первая русская матрешка, кто был ее автором, где их изготавливали и какие бывают матрешки.

Наша главная цель – выяснить, чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, и создать свою матрёшку (авторскую).

Мои подруги не играют с этой куклой, да и среди моих игрушек ее тоже нет, поэтому я считаю, что в наши дни матрешка является сувениром, а не игрушкой.

Мы выдвинули две гипотезы исследования: 1 гипотеза: матрёшка хранит в себе много секретов. 2 гипотеза: каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

Во время исследования мы использовали следующие методы :

    изучение различных информационных источников;

    посещение детского сада и беседа с воспитателем;

    анализ анкет наших сверстников;

2.1. Происхождение русской матрешки.

Собирая материал по данной теме мы узнали, что первая русская матрешка появилась в Москве в конце 19 в.

Прообразом русской матрешки стала фигурка добродушного лысого старика, японского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Привезли её в семью известных русских помещиков Мамоновых из Японии. Им очень понравилась эта игрушка и попросили они мастера Василия Звездочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской, а художнику Сергею Малютину поручили расписать ее на русский лад.

Это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане и переднике, с черным петухом в руке. Игрушка состояла из 8 фигурок.

Тогда в России самое распространенное имя было Матрёна, которое в переводе с латинского означало «мать» и русскую деревянную куклу назвали матрешкой.

Первые русские матрешки стали изготавливать в Сергиевом Посаде, как забаву для детей. Но матрешка была еще и полезной игрушкой. С ее помощью детей учили сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, учили счету. Стоили такие игрушки очень дорого и купить их могли только богачи. Но, не смотря на это, спрос на матрешек не падал, а только рос. Поэтому в стране стали появляться центры по изготовлению этих кукол.

2.2.Виды матрёшек

Существует несколько видов матрешки и в каждой местности она имеет свои отличительные черты:

Сергиев-посадская (или загорская) матрешка одета в рубаху, сарафан, на голове платок с узорами. В руках она держит узелок, корзинку или цветы. Голова у нее плавно перетекает в туловище.

У семеновских матрешек на фартуках яркие пышные крупные букеты. Основной цвет в росписи – красный. Форма куклы немного вытянутая.

Полхов-майданскую матрешку можно узнать по необычной форме

головы, удлиненной фигуре и характерному малиновому цвету.

В настоящее время можно встретить не только традиционных матрешек, но и авторских. На фартуках таких матрешек можно увидеть памятники архитектуры, живописные пейзажи, сюжеты народных сказок. Среди современных матрешек можно увидеть политических деятелей, популярных артистов, спортсменов.

Результаты исследования.

Чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос: Чем является матрешка в наши дни – игрушкой или сувениром, мы использовали различные методы. Одним из них было анкетирование ребят вторых классов. Всего было опрошено 97 человек. На вопрос: «Есть ли у вас дома матрешка?» положительно ответили 12 человек.

Следующий вопрос звучал так: «Ваша матрешка кукла или сувенир?» Все 12 человек ответили, что матрешка является сувениром. Проанализировав данные анкеты, мы пришли к выводу, что современные дети не играют с матрешками, а те, у кого она есть, используют ее в качестве сувенира.

В детском саду «Забава» мы побеседовали с воспитателем младшей группы и рассмотрели игрушки детей. Среди них была матрёшка, но она там находилась тоже в качестве сувенира. Это еще раз подтвердило наши выводы.

Мы тоже попробовали стать мастерами по росписи русской матрешки и создали своих матрешек. Из солёного теста мы вылепили матрёшек и расписали их на уроке труда.

3. Заключение.

В заключение мы хотим сказать, что эта работа принесла нам большую пользу.

Во-первых, мы узнали много нового и интересного о русской матрешке.

Во-вторых, мы научилась работать с различными информационными источниками, анализировать данные, полученные в ходе исследования.

В-третьих, мы нашли ответы на интересующие вопросы и убедились в том, что матрешка – это национальный русский сувенир.

Вывод: выдвинутая нами первая гипотеза доказана. Матрешка действительно, хранит в себе много секретов.

Выдвинутая нами вторая гипотеза так же доказана. Каждый из нас может стать мастером по росписи русской матрешки.

4. Список литературы 1.. Матрёшка: Методика преподавания росписи матрёшки. Алексахин Н. 2. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
3. Матрёшка - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%91%D1%88%D0%BA%D0%B0 4. Русская матрешка. http://www.rustoys.ru/zakroma/matresh.htm 5. История матрешки. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B0&clid=123049&lr=45

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Урюпинская кадетская школа имени генерал-лейтенанта С.И. Горшкова»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА:

« ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИГРУШКИ»

Работу выполнил

Воспитанник 2 взвода

Урюпинской кадетской школы

Тимофеев Марк

Руководитель: воспитатель

1 квалификационной категории

Зубцова Валентина Николаевна

Урюпинск 2017 год

Введение 3 стр.

Актуальность 3 стр.

Цель 4 стр.

Задачи 4 стр.

Гипотеза 4 стр.

Методы исследования 4 стр.

Предмет исследования 4 стр.

Объект исследования 4 стр.

Теоретическая часть 5 – 9 стр.

Практическая часть 10 стр.

Результаты 11 стр.

Выводы 11 стр.

Использованная литература 12 стр.

Приложения

Введение.

В России народ очень любит мифы. Пересказывать старые и сочинять новые. Мифы бывают разные – предания, легенды, бытовые сказки, повествования об исторических событиях, которые со временем приобретали новые подробности… не без украшательства со стороны очередного рассказчика. Нередко случалось так, что воспоминания людей о реальных событиях со временем обрастали поистине фантастическими, интригующими подробностями, напоминающими самый настоящий детектив. То же случилось и с такой известной русской игрушкой, как матрёшка. Один из главных образов, возникающих при упоминании России, это матрешка – расписная точеная деревянная кукла, считающаяся чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и “загадочной русской души”. Однако, насколько русской является матрешка? Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Но с остальными подробностями не все четко и ясно. Матрёшка символизирует материнство, семейное единство, доброту, уважение к старшему поколению, чего в наше современное время стало так не хватать.

Актуальность темы.

Мир игрушки удивительно многообразный. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами.

Матрёшка не просто игрушка, но и художественное изделие. И мы задумались о ее происхождении, где, когда она появилась на свет, о том, кто ее создал, кто придумал роспись этой игрушки. Почему деревянная раскладная кукла-игрушка называется “матрёшка”? Что символизирует такое уникальное произведение народного творчества. И мы решили больше узнать об этом чуде – Русской Матрешке.

Цель работы: история появления матрешки и изготовление авторской матрёшки.

Задачи:

Изучить историю появления матрешки.

Выяснить происхождение названия «матрёшка».

Узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России.

Выявить виды матрёшек.

Проследить технологию создания матрешки.

Определить, в чем же секрет её успеха и долголетия.

Гипотеза

Несмотря на иностранное происхождение, Матрёшка является русской национальной игрушкой, символом России известным во всем мире.

Методы исследования:

Словесный

Наглядный

Практический

Частично-поисковый

Предмет исследования: декоративно - прикладное искусство России.

Объект исследования: матрёшка.

Теоретическая часть.

История появления матрёшки. Происхождение матрёшки.

Начиная работу, в первую очередь надо было узнать: что же такое «матрешка»? В словаре Ожегова дано значение этого слова, как «полуовальная полая разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось? Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Японцы утверждают, что первым на острове Хонсю, такую игрушку выточил безызвестный русский монах. Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин, расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спеленатый младенец.

Почему этой деревянной игрушке дали такое необычное имя? Мнений на этот счет много. Одни историки утверждают, что имя это произошло от любимого и распространённого на Руси имени Маша, Маня; другие - что это название ведет происхождение от женского имени Матрёна "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери Матри.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название. Возможно увидев куклу, кто-то ахнул: «Да это же настоящая Матрёна!» Так имя и закрепилось за игрушкой.

Сегодня мы не воспринимаем название матрёшки, как имя собственное. Оно срослось с игрушкой и стало именем нарицательным – названием.

Виды матрёшек.

Первые русские матрёшки были созданы в городе Сергиев Посад, как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки, практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Ныне, это Загорская матрешка, ее расписывают по белому дереву, гуашевыми красками, используя красные, зеленые, синие цвета. При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. Для семеновской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Хотя сам город, знаменит в основном хохломской росписью.

Полховские матрешки. Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках.

Вятские матрешки. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

У крутцкой матрешки тоже роспись по – своему: рядом с розами расцветают огромные колокольчики, невероятные гвоздики, ромашки, тюльпаны и такие цветы, которым уже и названия не подберёшь – сказочные.

Но она была дорога - и эта кукла, предназначенная детям, в основном покупалась взрослыми ценителями искусства.

В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где заработала бронзовую медаль и признание мира. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

Мериновская матрешки. В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил на ярмарке матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Он выточил сам похожую форму и вместе с дочерями расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.

Современная авторская матрешка. Как и сто лет назад, теперь в Сергиевом Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники, прежде всего, обратились к традициям первых русских матрёшек.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащей в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок.

Самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три – семь - десять - пятнадцать мест. Кстати, матрешки обогащались не только росписью, но и усложнялись количеством вкладываемых фигурок. Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку. Нынешняя техника позволяет делать 20-50-местные матрешки. В 1970 году Евгений Безруков, семеновский мастер изготовил рукотворное чудо – 72-местную матрешку! В тот год семеновские мастера-игрушечники показали ее на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров. А в фондах Исторического музея есть экземпляр 100-местной матрешки.

Художник Борис Краснов расписал самые большие авторские матрешки, которые стоят в ТЦ «Афимолл» в Москве. Их высота 30 метров, они расписаны под Гжель и Хохлому, городецкую роспись, на некоторых изображены русские сказки.

Разделив матрешек по месту их изготовления, мы увидели, что можно найти много общего и среди этих разных групп. Вот новые группы:

    Матрешки, «одетые» в национальные костюмы.

    Исторические матрешки.

    Матрешки - литературные произведения и их героев.

    Семейная матрешка.

Технология изготовления матрешки мастерами.

Надо отметить, что русские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили изготовления матрешки с легкостью. Над созданием матрешки работает целая команда мастеров. У каждого мастера есть свои секреты.

Первый этап – выбор дерева. И быть оно должно ровным, без сучков. Как правило, это липа, береза, осина. Срок сушки примерно два года.

Второй этап – заготовка. Для выполнения заготовки берут подходящий чурбачок, вставляют его в станок и вытачивают. Деревянные заготовки, мастер начинает точить с неразъёмной малютки, «первенькой». Она может быть совсем маленькой – с рисовое зерно. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Сначала вытачивает мастер голову, затем туловище, подрезает в нужных местах резцом, и заготовка готова. Вытачивание матрёшек - тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Третий этап – шлифовка и грунтовка. После того как токарь выточил фигурки матрешки, к работе приступает шлифовальщик. Он сглаживает все неровности и шероховатости на теле матрешки, делает ее поверхность гладкой и удобной для художника.

Четвертый этап – роспись. Начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись:

    перед росписью деревянную поверхность матрёшек покрывают картофельным клейстером;

    сначала карандашом наносится основа рисунка;

    потом намечаются контуры рта, глаз, щёк;

    затем матрёшке рисуют одежду.

Среди росписей различают:

Гжельскую

Городецкую

Хохломскую,

Дымковскую.

С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать - перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером. Но не было этих украшений у первых матрёшек - и "настоящей", исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и "накладок".

Матрёшки всегда радует нас неповторимой красотой: своеобразием росписи, яркостью красок. Сколько фантазии вкладывают мастера в их изготовление!

Практическая часть.

Изготовления матрешки своими руками

Матрешку можно изготовить и самим. Для этого нужна фантазия, творчество. Ее можно нарисовать, вылепить из пластилина, сделать из солёного теста.

Матрёшки из солёного теста.

Тесто:

1 стакан соли;

1 стакан муки;

вода.

Замешиваем тесто и делаем из него заготовки для матрёшек.

Сушим в тёплом месте одну неделю, затем приступаем к росписи.

Расписываем матрёшек по своему замыслу (авторские).

Матрёшек можно нарисовать на бумаге:

Прежде чем расписывать поделки, пробуем фантазировать на бумаге.

Матрёшек можно сделать из пластилина:

1.В качестве основы взяли разные бутылочки от витаминов.

2.Сгладили пластилином формы головы и шеи.

3. Сделали лицо из белого пластилина и основу сарафана красного и синего цвета.

4.Затем делаем тонкие пластины из пластилина разного цвета, накладываем друг на друга и сворачиваем рулетиком.

5. Разрезаем рулетики на тоненькие поперечные пластинки и украшаем наши матрёшки.

6. В зависимости от цвета и формы получаются разные цветы.

Как и раньше, матрёшка очень популярна среди детей, 47 человек из 50 считают её символом России.

Дома матрёшку имеют не многие, всего 17 человек из 50 опрошенных, за то 30человек из 33 хотели бы приобрести матрёшку. Это говорит о том, что матрёшка остаётся дорогой и очень желанной игрушкой.

Результаты:

    русская матрёшка во все времена символизировала плодородие, материнство, пожелание счастья и благополучия;

    эту игрушку мастерят во многих уголках нашей страны, название ее зависит от места ее изготовления и вида росписи;

    в своем облике она отражает историю русского народа, его традиции;

    как и раньше, матрёшка остаётся достаточно дорогим сувениром, не каждый в состоянии её приобрести;

    матрешку можно смастерить своими руками;

Вывод.

В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Мы подтвердили нашу гипотезу, о том, что матрешка, несмотря на свое иностранное происхождение, является русской национальной игрушкой, символом России известном во всем мире.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ.

1. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.

2. Блинов Г.М. Чудо -кони, чудо-птицы: Рассказы о русской народной игрушке. – М., 1997.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современная версия. М., 2000.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. – М.: Азбуковник, 1999.

5. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. - М.: Высшая школа, 1986.

6. Г.Л. Дайн. Игрушечных дел мастера. - М.: Просвещение, 1994.

7. Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1980.

8. Л.Н. Соловьева. Русская матрешка. – М.: Интербукбизнес, 1997.

9. https://yandex.ru/images/search?img_url=https

10. http://art-assorty.ru/1386-russkaya-matreshka.html

11. http://mylitta.ru/713-history-russian-dolls.html

12. http://fishki.net/1264148-russkaja-matryoshka.html

13. https://www.vipdoll.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE2/