Русская литература XX века. Русская литература XX века Современные писатели 20 века

ХХ век - это эпоха социальных потрясений в русской истории, эпоха надежд на обновление жизни и тревог за будущее России. Истинные художники, осмысливая время, события и человека в них, неся бремя испытаний вместе с народом, отражали эти новые веяния эпохи в своих книгах.

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953)

Был первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию (1933). И хотя жизнь Бунина закончилась в эмиграции (покинул родину в 1920), все его думы и все книги - о России. Автор «Суходола», «Деревни», «Учителя», романа «Жизнь Арсеньева», и вдали от родины бился над вечными, «проклятыми» вопросами: связь литературы и реальности, экономики и просветления, нравственности, культуры. Его до конца дней мучили парадоксы так и неразгаданной многими великими русской души. В эмиграции пишет свой знаменитый автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930), остродраматические книги о любви: «Митина любовь» (1925) и «Темные аллеи» (1943). Эти произведения, как и его стихи, противостояли всему страшному, уродливому, низменному в людях, что он вынужден был наблюдать в жизни.

Андрей Платонович Платонов (1899 - 1951)

Настоящая его фамилия Климентов. Проза Платонова своеобразна по стилю, и мир в ней представляет собой противоречивую, часто трагическую целостность природного и человеческого бытия. Его герои - вечные скитальцы, ходоки за истиной и душой, одинокие, усталые, наивные, добрые и чудаковатые люди. Но именно в них Платонов усматривает ростки новых душ, в которых зарождается красота и добро, солидарность и сострадание. Острейшие противоречия эпохи, свои надежды и тревоги автор отразил в своих книгах: повести «Епифанские шлюзы» (1927), сатирической повести «Город Градов» (1928), повести «Джан» (1934), которую можно считать шедевром не только советской, но и мировой прозы, многочисленных рассказах («Река Потудань» - 1937, «Фро» - 1936, «Возвращение» - 1946 и др.) Его книги всегда вызывали неоднозначную критику. А повесть «Ювенильное море» и романы «Чевенгур» и «Котлован» впервые были опубликованы в 1987-88 годах, хотя «Чевенгур» написан в 1929, а «Котлован» - в 1930. Вечная платоновская тема правдоискательства раскрывается в утопическом городе Чевенгур, где происходит эксперимент коммуны, и в строящемся городе всеобщего счастья («Котлован»), где светлые, наивные, как дети, неискушенные люди, имея только вековой опыт рабства, разобщения и невежества, пытаются построить рай, город счастливого коммунизма, но видят грустный, даже трагический итог. Неудивительно, что эти книги увидели свет только в эпоху «перестройки и гласности».

Борис Леонидович Пастернак (1890 - 1960)

Еще один русский поэт и писатель, которому в 1958 году была присуждена Нобелевская премия, от которой в силу обстоятельств он вынужден был отказаться. Стихи, поэмы и повести Пастернака выходили с 1922 по 1959 гг. А его роман «Доктор Живаго» впервые был опубликован за рубежом в 1957 году, а в нашей стране - в 1988 году. Он повествует о трагических коллизиях революции и Гражданской войны. Главный герой Юрий Живаго человеческую историю, изложенную в его стихах - своеобразном лирическом дневнике, осмысливает в свете христианских идеалов. Герой Пастернака не просто уходит от житейского неустройства, он совершает путь, на котором находит правду о себе, о своем предназначении, обретает любовь, открывает в себе творческий дар и вырабатывает свою жизненную философию. В романе звучат глубокие и смелые мысли о коллективизации, о репрессиях против крестьян, о судьбе интеллигенции, уничтоженной в ходе войн, революций, эмиграций, погибшей от голода и болезней, бесследно сгинувшей в сталинских лагерях. Швондеры, пришедшие на смену, безнадежно ординарны, бескрылы, жестоки и тупы. Им противопоставлена «живая жизнь» - крестьянская работа на земле, которая есть «подражание творцу».

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

Нобелевский лауреат 1970 года. Солженицына знает весь мир как русского писателя, который первым во всеуслышание рассказал о судьбе России в годы сталинских репрессий. Это была повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), открывшая лагерную тему в русской литературе. Потом были рассказы «Матренин двор» (1963), романы «В круге первом» (1958), «Раковый корпус» (1966). Оба романа впервые были опубликованы за границей в 1968 году, а у нас - только в годы «перестройки». Документально-публицистический труд Солженицына «Архипелаг ГУЛаг», ставший настоящей бомбой в мировой литературе, тоже сначала вышел за рубежом (1973), и только спустя много лет - в России. Это было фундаментальным исследованием причин и следствий жесточайших событий эпохи сталинизма, историей целого поколения, попавшего в жернова тоталитарного режима. Судьба самого Солженицына - это и есть судьба поколения. Участник великой Отечественной войны, он был арестован как изменник родины. До 1957 года (реабилитация) он прошел тюрьмы, лагеря, ссылку, пережил смертельную болезнь - рак, чудесное исцеление. После получения Нобелевской премии был исключен из Союза писателей, обрел мировую славу и в 1974 году был изгнан из советского Союза как «продавшийся» и «клеветник».

Обозревая ХХ века, невозможно не назвать имена других писателей, отразивших эту эпоху: М.А. (Нобелевский лауреат 1965 года, автор «Тихого Дона»), Варлама Шаламова («Колымские рассказы»), М.А. («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»), Ч.Айтматова («Плаха»), В.Астафьева («Царь-рыба», «Печальный детектив»), В.Быкова («Обелиск», «Сотников», «Знак беды»), Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») и др.

Соблюдение Вашей конфиденциальности важно для нас. По этой причине, мы разработали Политику Конфиденциальности, которая описывает, как мы используем и храним Вашу информацию. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими правилами соблюдения конфиденциальности и сообщите нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы.

Сбор и использование персональной информации

Под персональной информацией понимаются данные, которые могут быть использованы для идентификации определенного лица либо связи с ним. От вас может быть запрошено предоставление вашей персональной информации в любой момент, когда вы связываетесь с нами. Ниже приведены некоторые примеры типов персональной информации, которую мы можем собирать, и как мы можем использовать такую информацию.

Какую персональную информацию мы собираем:

  • Когда вы оставляете заявку на сайте, мы можем собирать различную информацию, включая ваши имя, номер телефона, адрес электронной почты и т.д.

Как мы используем вашу персональную информацию:

  • Собираемая нами персональная информация позволяет нам связываться с вами и сообщать об уникальных предложениях, акциях и других мероприятиях и ближайших событиях.
  • Время от времени, мы можем использовать вашу персональную информацию для отправки важных уведомлений и сообщений.
  • Мы также можем использовать персональную информацию для внутренних целей, таких как проведения аудита, анализа данных и различных исследований в целях улучшения услуг предоставляемых нами и предоставления Вам рекомендаций относительно наших услуг.
  • Если вы принимаете участие в розыгрыше призов, конкурсе или сходном стимулирующем мероприятии, мы можем использовать предоставляемую вами информацию для управления такими программами.

Раскрытие информации третьим лицам

Мы не раскрываем полученную от Вас информацию третьим лицам.

Исключения:

  • В случае если необходимо - в соответствии с законом, судебным порядком, в судебном разбирательстве, и/или на основании публичных запросов или запросов от государственных органов на территории РФ - раскрыть вашу персональную информацию. Мы также можем раскрывать информацию о вас если мы определим, что такое раскрытие необходимо или уместно в целях безопасности, поддержания правопорядка, или иных общественно важных случаях.
  • В случае реорганизации, слияния или продажи мы можем передать собираемую нами персональную информацию соответствующему третьему лицу – правопреемнику.

Защита персональной информации

Мы предпринимаем меры предосторожности - включая административные, технические и физические - для защиты вашей персональной информации от утраты, кражи, и недобросовестного использования, а также от несанкционированного доступа, раскрытия, изменения и уничтожения.

Соблюдение вашей конфиденциальности на уровне компании

Для того чтобы убедиться, что ваша персональная информация находится в безопасности, мы доводим нормы соблюдения конфиденциальности и безопасности до наших сотрудников, и строго следим за исполнением мер соблюдения конфиденциальности.

В состав жюри ‘The Top Ten: Writers Pick Their Favorite Books ’ под руководством колумниста New York Times вошли такие известные писатели как: Джонатан Франзен, признанный журналом Таймс лучшим американским романистом, автор романа «Дети императора» Клэр Месуд, Джойс Кэрол Оутс, известная американская романистка, и многие другие. Писатели составили списки из 10 лучших романов и писателей, рассмотрев 544 заголовка. Романы получили баллы от 1 до 10.

Сложившаяся в результате этого эксперимента литературная коллекция, объединившая литературные пристрастия совершенно разных писателей – от Дэвида Фостера Уоллеса до Стивена Кинга, позволяет взглянуть на мировую литературу как на своего рода коллективное творчество великих писателей.
Сложившаяся в результате этого эксперимента литературная коллекция, объединившая литературные пристрастия совершенно разных писателей – от Дэвида Фостера Уоллеса до Стивена Кинга, позволяет взглянуть на мировую литературу как на своего рода коллективное творчество великих писателей.

1. «Лолита» – Владимир Набоков

В 1955 году увидела свет «Лолита» – третий американский роман Владимира Набокова, создателя «Защиты Лужина», «Отчаяния», «Приглашения на казнь» и «Дара». Вызвав скандал по обе стороны океана, эта книга вознесла автора на вершину литературного Олимпа и стала одним из самых известных и, без сомнения, самых великих произведений XX века. Сегодня, когда полемические страсти вокруг «Лолиты» уже давно улеглись, можно уверенно сказать, что это – книга о великой любви, преодолевшей болезнь, смерть и время, любви, разомкнутой в бесконечность, «любви с первого взгляда, с последнего взгляда, с извечного взгляда».

2. «Великий Гэтсби» – Ф.Скотт Фитцджеральд

Один из самых известных прозаиков США XX века, Фрэнсис Скотт Фицджеральд возвестил миру о начале нового века - “века джаза”, одним из первых заговорил от имени “потерянного поколения”. Он писал об “американской мечте”, олицетворял ее собою, но действительность обернулась трагедией, и ранняя смерть оборвала жизнь баловня судьбы. Герой романа “Великий Гэтсби” сколотил себе состояние, добился могущества, но ни деньги, ни власть не сделали его счастливым.

3. «В поисках утраченного времени» – Марсель Пруст

Марсель Пруст – знаменитый французский писатель, родоначальник современной психологической прозы. Его семитомная эпопея “В поисках утраченного времени” стала одним из гениальнейших литературных опытов 20-го века. В первый том вошли три романа: “В сторону Свана”, “Под сенью девушек в цвету” и “Германт”. Во второй том вошли четыре романа: “Содом и Гоморра”, “Пленница”, “Беглянка”, “Обретенное время”.

4. «Улисс» – Джеймс Джойс

Великий ирландский писатель Джеймс Джойс (1882 – 1941) стоит у истоков всей модернистской и постмодернистской литературы. Громкое имя и общемировую славу ему снискал «Улисс» – уникальный текст, «роман №1» XX века. Предельно просты и его герой исюжет – один день из жизни дублинского обывателя; но в нехитрую оболочку вмещен весь космос литературы – фейерверк всех стилей и техник письма, виртуознейший язык, переклички с мириадами великих и безвестных текстов, вторжения древних мифов и творение новых, ирония и скандал, издевательство и игра – и встающий из всего этого новый взгляд на искусство, человека и мир. С момента выхода в свет и по сей день «Улисс» остается вызовом Писателя Читателю.

5. «Дублинцы» – Джеймс Джойс

В книгу вошли ранние реалистические рассказы из сборника «Дублинцы» и лирическая зарисовка «Джакомо Джойс» выдающегося ирландского писателя Джеймса Джойса, 100 лет со дня рождения которого исполнилось в 1982 году. В «Дублинцах» Джойс поставил перед собой задачу «написать главу духовной истории своей нации», в «Джакомо» передать внутренние метания своего героя.

6. «Сто лет одиночества» – Габриэль Гарсиа Маркес

В романе «Сто лет одиночества» показаны зарождение, расцвет, закат и гибель рода Буэндиа. История этого рода - это история одиночества, так или иначе проявившегося в судьбе каждого из Буэндиа. Одиночество, разобщённость членов семьи, их неспособность понять и быть понятыми друг другом приобретают в романе поистине мифологический характер. Да и сама история нескольких поколений семьи Буэндиа приобретает характер родового мифа, а с ним и его характерные черты - тяга к инцесту и связанное с ним проклятие, заданность и предопределённость судьбы героев. В романе она воплощена в образе цыгана Мелькиадеса, записавшего на санскрите летопись рода, расшифрованную за несколько минут до гибели Макондо и всех Буэндиа. Одновременно в романе присутствует и пародия на миф. Средством пародии является особый ироничный смех писателя, проявляющийся в нарочито мифологических построениях, обыденном тоне повествования, рассказывающего порой о событиях абсурдных или откровенно фантастических. Мифотворящая «реальность чудесного», «магический реализм» латиноамериканской прозы выступает в романе как важнейшее средство создания неповторимого облика Америки и одновременно как пародия на самого себя.

7. «Шум и ярость» – Уильям Фолкнер

Уильям Фолкнер – крупнейший американский писатель, получивший в 1949 году Нобелевскую премию “за значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа”. Всемирную славу и известность писателю принесли его романы “Свет в августе”, “Авессалом, Авессалом!”, “Святилище”, “Осквернитель праха”, трилогия “Деревушка” – “Город” – “Особняк” и, конечно, вошедший в настоящее издание роман “Шум и ярость”, роман, который Фолкнер называл самым трудным в своей творческой биографии.
Основная сюжетная линия повествует об увядании одного из старейших и наиболее влиятельных семейств американского Юга - Компсонов. В течение примерно 30 лет, связанных в романе, семья сталкивается с финансовым крахом, теряет уважение в городе, а многие члены семейства трагически заканчивают свою жизнь.

8. «На маяк» – Вирджиния Вульф

Имя английской писательницы В. Вулф, автора широко известных романов “Комната Джейкоба”, “Миссис Дэллоуэй”, “Орландо”, ставят в один ряд с именами Дж. Джойса, Т. С. Элиота, О. Хаксли, Д. Г. Лоуренса, – словом, тех, кто определял магистральные пути развития западноевропейской литературы XX века.
В представленном в настоящем издании романе В. Вулф “На маяк”, после “Миссис Дэллоуэй”, наверное, самом знаменитом произведении писательницы, основной темой становится время и жизнь в ее временном истечении.

9. Рассказы – Флэннери О’Коннор

Авторский сборник рассказов выдающегося американского мастера “южной готики”, истории о любви и смерти, полные ветхозаветных страстей, спроецированных в современность. О’Коннор ставит своих эксцентричных персонажей в экстремальные ситуации, выливающиеся в акты насилия, которые возвращают ее героев к реальности и оставляют у читателя привкус загадки.

10. «Бледный огонь» – Владимир Набоков

Роман «Бледный огонь» Владимира Набокова, одно из самых неординарных произведений писателя, увидел свет в 1962 году. Выйдя из печати, «Бледный огонь» сразу попал в центр внимания американских и английских критиков. Далеко не все из них по достоинству оценили новаторство писателя и разглядели за усложненной формой глубинную философскую суть его произведения, в котором раскрывается трагедия отчужденного от мира человеческого «я» и исследуются проблемы соотношения творческой фантазии и безумия, вымысла и реальности, временного и вечного. Однако, несмотря ни на что, это наиболее трудное и непрозрачное англоязычное произведение Набокова стало бестселлером, породив по прошествии некоторого времени множество литературоведческих исследований.

С помощью литературы человек попадает в совершенной иной, сказочный мир или в мир детективов и расследований либо фантастических приключений! Давайте же с вами, сегодня рассмотрим десять величайших писателей XX века, которые заполучили сердца миллионов читателей по всему миру.

Камю нет равных в философской эстетике. Самыми популярными его книгами считаются: «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе», именно они принесли писателю всемирную славу. В его книгах герой размышляет о жизни, о её степенности и бунте, о поражении и победе, о приобретении и утрате. Читатель вместе с автором размышляет о тщетности бытия и о радости жизни.


В своих книгах Фриш писал о людях, которые живут в собственном мире и стараются проложить мостик к реальности, делают попытки найти твёрдую опору и почву под ногами. Сочинения Фриша спокойны и размерены, как жизнь в Швейцарии. А главное действие происходит в головах персонажей писателя.


Исаак творил на идише, языке который умирает. Несомненно, в этом есть какой-то писательский подход и рок. Башевис-Зингер является обладателем Нобелевской премии. Его книги были переведены на десятки языков. А его истории о любви и дружбе, о предательстве и верности во многом перекликаются с жизнью современных евреев, но отличаются от их истории.


Борхес гений мистики, головоломки и детектива. Чудовищные лабиринты, огромнейшие библиотеки и герой, который-то и делает, что бродит по ним в поисках реальности…


Великий американский гуманист в смысле литературы! «Человек выстоит, чтобы не случилось» – основное кредо Фолкнера, он постоянно его повторял и всегда придерживался. В его книгах это действительно так и есть, никто никогда не сдаётся, все идут до конца!


Мастер небольших рассказов и афоризмов. Глубоко несчастная личность, покончившая жизнь самоубийством. Сам он не признавал себя великим писателем и не стремился быть знаменитым. Рюноскэ не раз говорил, что у него нет особых технологий и чего-то необыкновенного, он просто живёт и чувствует. Как бы там ни было, его признали читатели. Писатель стал основоположником современной японской литературы широко известным на западе.


Кафка написал не так много, однако является одним из самых популярных писателей, наверняка, потому что его рассказы очень увлекательны и интересны. Его герои простые люди, которые живу обычной жизнью, но замечают что-то абсолютно необыкновенное и фантастическое. Они настолько этим увлекаются, что им уже сложно различить, где реальность, а где фантастика.


Несомненно, книга «Улисс» – самая знаменитая книга XX столетия. Эта книга об обычном дублинце, которые за 24 часа прошёл, почти, что всего гомеровского Одиссея. Удивительно, но как Джойса только не называли, и маньяк, и отшельник, беглец, изгнанник и т. д. Одна только жизнь писателя – самая интересная книга, разве мог такой человек написать что-то посредственное.


«Человек без свойств» – книга о каждом из нас, самая знаменитая книга Роберта Музиля. Согласитесь, у нас в жизни часто бывают периоды, когда мы просто наблюдаем, как кто-то делает революцию, совершает перевороты, творит историю своими руками. Но неужели наблюдение и бездействие должно быть добродетелью, а бунт и протест приведёт к катастрофе? Да, так бы ответил Музиль… Эта книга о трагедии бытия и ироничному к ней отношению.


Этому немецкому писателю славу принесли книги «Будденброки», «Волшебная гора», «Иосиф и его братья» и «Доктор Фаустус». Манн писатель, влюбивший в себя читателя, которому по нраву сложная и запутанная литература. Неизведанными тропинками он ведёт нас то к одному ущелью, то к другой огромной пропасти. Человек, читающий его произведения, жаждет дойти до конца и обрести ясность, но в итоге приходит к очередному обрыву…

Поделится в соц. сетях

Судьбы русских писателей XX века драматичны, поскольку именно тогда литература в нашей стране впервые стала по-настоящему влиятельной силой, которую можно было так или иначе направить — в зависимости от политической конъюнктуры. И это обстоятельство в той или иной степени сказалось на жизненном и творческом пути каждого из русских литераторов, включая самых маститых и, казалось бы, обласканных властью, — таких, например, как Максим Горький, Владимир Маяковский, Михаил Шолохов. Перед русскими писателями XX века неизбежно вставала проблема нравственного выбора в ситуации, когда приходилось либо жертвовать честью, либо оставаться «за бортом».

Эпоха, в которую они творили, была отмечена сложнейшими и противоречивыми событиями. Страна пережила три революции, одну гражданскую и две мировых войны, национальные трагедии невиданного доселе масштаба — коллективизацию и «красный террор». Одни из писателей оказались вольно или невольно втянутыми в водоворот этих событий. Иные же отстранялись, уклонялись от участия в социальной борьбе. Но и те, и другие — дети своего времени, испытавшие вместе с родиной мучительную духовную драму. В этих немыслимых условиях писатели были призваны выполнять свою главную миссию — ставить перед читателем «вечные» вопросы о жизни и смерти, о человеческом предназначении, о том, что есть истина и справедливость, память и долг.

Таким образом, творчество лучших русских писателей XX века — это выстраданная боль за судьбы Отечества и родной культуры, естественное развитие которой было насильственно прервано, искажено.

Культура, которой в неистовстве нового нигилизма, в бесовстве берлиозов, швондеров и шариковых, прорвавшихся к власти, грозила смертельная опасность, была великой ценностью дна Михаила Булгакова. Он остро ощущал трагедию духовного беспамятства, самодовольного стремления усовершенствовать человеческую природу по своему разумению и прихоти.

Духовность, озадаченность смыслом жизни, «проклятыми вопросами» бытия — вот характерные черты созданных им положительных персонажей, в числе которых первым, разумеется, следует назвать мастера, героя бессмертного булгаковского романа. В его судьбе отражена горькая и достойная самого высокого уважения судьба самого Булгакова.

Бездомные, бесприютные герои романа «Мастер и Маргарита» становятся объектами травли, доносов, арестов, предательства. Судьба их типична и, к несчастью, закономерна в описываемом обществе. Они живут не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренней логике. Мастер и Булгаков знают своё дело, видят смысл и назначение своего творчества, сознают себя исполнителями особой общественной миссии. И потому им нет места в стране «победившего социализма» — ни как писателям, ни как мыслителям, ни как личностям.

Михаил Булгаков разделил судьбу многих русских писателей, которые умерли безвестными, но к концу столетия стали знаменитыми и читаемыми, с опубликованием произведений получили второе рождение. Андрей Платонов, Михаил Булгаков, Осип Мандельштам... Они интересны прежде всего не своей принадлежностью к цеху литераторов — это в первую очередь духовно свободные, внутренне независимые личности. Творить им помогала вера в то, что «рукописи не горят». Эти писатели создавали свои произведения, сообразуясь только с собственной совестью и общечеловеческими представлениями о нравственности.

Они творили, не «наступая на горло собственной песне», и потому их судьбы вызывают в нас бесконечное уважение.