Русская культура в 19 веке краткое содержание. Шпаргалка: Русская культура XIX века. Значение XIX в. в истории культуры России заключается

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по истории России

Тема «Русская культура в 19 в»

Москва 2014

Введение

Начало XIX века -- время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. культура литература искусство

Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России

1.«Золотой век» русской культуры

Начало XIX века время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавнокрепостнический строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения получали начальное образование в приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии, они давали право поступления в университет.

2. Литература 19 века в России

В первой половине 19 века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях лицеях.

Продолжало развиваться книгоиздательское и журнальногазетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.

Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский классицизм это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвыреки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной жизни России большую роль попрежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской литературе была поэзия. В стихах поэтовдекабристов Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный образ родины. А. С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист и историк. Всё, что им создано, это классические образцы русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать писатель Н. В. Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.

В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.

Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.

Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до пушкинского возраста.

Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социальнополитическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

3. Искусство России в 19в

В первой половине 19 века русское изобразительное искусство развивается в рамках академической школы живописи. Большое распространение получают исторический и батальный жанры, что связано с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. С середины 60-х годов 19 века русские художники обращаются к темам народной жизни, в изобразительном искусстве появляется социально-бытовой жанр. В последние десятилетия века он частично заменяется пейзажем в стиле импрессионизма, в живописи русских художников появляются черты неоклассицизма и модерна.

Академическая школа живописи в начале 19 века занимала прочные позиции законодательницы художественных стилей и направлений. Основным методом был классицизм, основными жанрами - портрет, декоративный пейзаж и историческая живопись. Молодые художники были недовольны непримиримым консерватизмом Академии и, чтобы не писать картины на библейские и мифологические сюжеты, обращались к портретному жанру и пейзажу. В них все чаще появлялись черты романтизма и реализма.

В портретной живописи О. А. Кипренского встречается немало романтичных образов: портрет мальчика А. А. Челищева (1810-1811), супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809), супругов В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814), Е. С. Авдулиной (1822). В портретах художник стремился выразить индивидуальность, внутренний мир человека. Для этого он использовал различные средства художественной выразительности: цветовые и светотеневые контрасты, пейзажный фон, символические детали. Одним из лучших романтических портретов О. А. Кипренского является портрет молодого А. С. Пушкина. Не все замыслы были осуществлены художником, но его романтические искания нашли отражение в творчестве следующего поколения художников.

Портреты В. А. Тропинина написаны в реалистической манере. Изображаемый человек является в них центральным образом, все внимание сосредоточено на нем. Фигуры и черты лица выписаны с анатомической четкостью и достоверностью (портреты графов Морковых, 1813-1815; «Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823). В раннем периоде творчества художник использует краски приглушенных цветов, позднее - более яркие. Кисти В. А. Тропинина принадлежит один из самых известных портретов А. С. Пушкина - тот, где поэт положил руку на стопку бумаги и будто прислушивается к внутреннему голосу.

В картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», написанной по всем канонам академической школы живописи, отразилось развитие русской общественной мысли, ожидание перемен, что было связано с подъемом национального самосознания. Картина символизировала мужество людей, смотрящих в глаза страшной катастрофе. Среди других известных полотен К. П.Брюллова можно назвать «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадницу», «Вирсавию». В этих и многих других картинах художнику одинаково талантливо удалось запечатлеть красоту человеческого тела и красоту природы.

Идеи духовного пробуждения народа отразились в творчестве А. А. Иванова. Над самой знаменитой картиной, «Явлением Христа народу», он работал около двадцати лет. Иисус на картине изображен в отдалении, а на передний план выведен Иоанн Креститель, указывающий народу на приближающегося Спасителя. Лица людей, ожидающих Иисуса, светлеют по мере его приближения, их души наполняются радостью.

Художники А. Г. Венецианов и П. А. Федотов в первой половине 19 века заложили основы социально-бытового жанра в живописи. А. Г.Венецианов в своих картинах идеализировал жизнь крестьян, делая акцент на красоте и благородстве людей вне зависимости от социального положения («Гумно», «На жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками»). Картины П. А. Федотова написаны в жанре сатирического реализма. Он высмеивал чиновничество, разоблачал быт и нравы современной ему верхушки общества, их тупость и бездуховность («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа»).

С 50-х годов 19 века основным направлением русского изобразительного искусства становится реализм, а главной темой - изображение жизни простого народа. Утверждение нового направления проходило в упорной борьбе с приверженцами академической школы живописи. Они утверждали, что искусство должно быть выше жизни, в нем нет места русской природе и социально-бытовым темам. Однако академики были вынуждены пойти на уступки. В 1862 году все жанры изобразительного искусства были уравнены в правах, это значило, что оценивались только художественные достоинства картины, независимо от тематики.

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа из четырнадцати выпускников отказалась писать дипломные работы на заданные темы. Они демонстративно ушли из Академии и объединились в «Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской. Артель стала своеобразным противовесом Академии художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее место заняло новое объединение - «Товарищество передвижных художественных выставок», организованное в 1870 году. Главными идеологами и учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В уставе общества говорилось, что художники не должны материально ни от кого зависеть, будут сами устраивать выставки и вывозить их в разные города.

Главной темой картин передвижников стала жизнь простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г. Венецианов в свое время изображал красоту и благородство крестьян, то передвижники делали акцент на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых передвижников изображают реальные сцены из повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»), и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г. Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют бездуховность служителей церкви и невежество народа («Сельский крестный ход на Пасхе»), а некоторые проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»).

В картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» отразилась проблема нравственного выбора, которая неизменно возникает перед каждым, кто берет на себя ответственность за судьбы мира. В 60-70-х годах 19 века такая проблема стояла перед представителями русской интеллигенции. Но не только жизнь народа интересовала передвижников. Были среди них и замечательные портретисты (И. Н. Крамской, В. А. Серов), пейзажисты (А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан).

Не все художники второй половины 19 века открыто выступали против академической школы. И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В творчестве И. Е. Репина представлена народная («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии»), революционная («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И. Суриков прославился историческими картинами («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову особенно удавались портреты («Девушка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

В последних десятилетиях 19 века русские художники стали больше внимания уделять технике исполнения рисунка, стилизации, сочетанию красок - всему тому, что уже в скором времени станет основными чертами авангардизма с его поисками новых форм художественной выразительности.

В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный путь развития от классицизма до первых признаков модерна. К концу века академизм полностью изжил себя как направление, уступив место новым направлениям в живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах 19 века были открыты первые общественные музеи: Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге.

Заключение

Для понимания особенностей русской культуры XIX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в "золотой век" Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка

Учитывая новый "дух времени", в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь, оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина "Вольность", его "Послание в Сибирь" декабристам и "Ответ" на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева "К временщику" (Аракчееву), стихотворение Лермонтова "На смерть поэта", письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные "вселенные". Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим "золотым веком" русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн, говоря о ее "необыкновенном внутреннем единстве и целостности", "тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций". Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы.

Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. "Знамением" времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

В XIX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике, физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную и мировую науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев, М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев, К.А. Тимирязев, В.И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим творчество В.И. Вернадского- гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии. Его учение о биосфере и ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы естествознания, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в биологические науки и медицину. Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего объема информации в естествознании, принципиально новых техники и методологии исследований.

Список литературы

1. Балакина Г.И. История отечественной культуры: Ч.2. - М., 2005. -140 с.

2. Борисов Н.С., Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов. - М., 2003. - 192 с.

3. История России: Пособие по истории: Т.2. ХIХ - начало ХХ в. - М., 2004. -196 с.

4. Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. История России, учебник для вузов. - М., 2007.

5. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. История России. -М., 2007. - 544 с.

6. Книга для чтения по истории Отечества, начало ХХ в.: Сост. К.Ф. Шацило. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.

7. Пятецкий Л.М. История России: ХIХ век. -М.: Моск. Лицей, 2005 - 356 с.

8. Россия и мир: Учебная кн. По истории: В 2-х частях. Ч.1. - М., 2004. - С. 262-478.

9. Головатенко А. Аграрный вопрос в России: конец ХIХ - начало ХХ века. - 2006. - N 25.26.

10. Захарова Е. Культура России в конце ХIХ - нач. ХХ века. - 2005. -N 7.8.

11. Зырянов П. Российская государственность в ХIХ - нач. ХХ века. -2005. - N 8.

12. Кеворкова Н., Полонский А. Россия в конце ХIХ - начале ХХ столетия.- 2008. -N 5.

13. Россия во второй половине ХIХ века. - 1998. -N 34.

14. Филлипова Т.А. Российское реформаторство второй половины ХIХ века.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование художественной культуры России второй половины XIX века. Изучение процесса развития русской литературы, живописи, драматического театра. Описания произведений литературы и искусства, занявших достойное место в сокровищнице мировой культуры.

    курсовая работа , добавлен 16.07.2012

    Особенность развития русской культуры в XVIII в. Подъем культурного и экономического развития России в петровскую эпоху. Предпосылки развития науки. Направления развития литературы и театра. Живопись и архитектура. Трансформация придворного быта.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века, особенности данного периода. Состояние просвещения, художественной литературы, музыкального искусства, изобразительного искусства и архитектуры. Вклад русской культуры в мировую.

    курсовая работа , добавлен 05.06.2014

    Предпосылки формирования культуры XIX века как особой социокультурной реальности. Общие черты развития художественной культуры. Отказ от жестких ограничений классицизма в русской живописи XIX в. "Золотой век" русской литературы и его яркие представители.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2016

    Особенности "Золотого века" XIX классического русского искусства, как необычайного взлета отечественной культуры в первой половине ХІХ века. Культурология как наука: методы и основные направления, история возникновения и развития культурологии как науки.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2008

    Факторы развития культуры в России XIX века. Отмена крепостного права как условие для нравственного развития народа и страны. Метод критического реализма в литературе и искусстве второй половины XIX века. Достижения русской реалистической школы искусства.

    презентация , добавлен 27.05.2014

    Предпосылки развития и главные особенности российской культуры XVIII века. Направления становления сферы просвещения и образования, литературы, архитектуры и живописи. Яркие представители данных направлений и оценка их основных достижений в XVIII веке.

    презентация , добавлен 20.05.2012

    Исследование экономических, политических и социальных условий развития русской культуры в XVIII веке. Характеристика особенностей науки, образования, литературы и театра. Расцвет русской живописи. Новые тенденции в архитектуре. Культура Орловского края.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Отличительные черты омирщения русской культуры XVII в. Особенности развития литературы этого периода, в которой утвердились два течения: панегирическое (феодально-охранительное) и народно-обличительное. Изучение архитектуры, зодчества, живописи, обрядов.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства.

2. Культурология как наука: методы и основные направления.

Тестовое задание

Используемая литература.

1. Русская культура XIX века. Особенности «Золотого века» классического русского искусства .

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра 1 и Николая 1 сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с появлением передовой мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Архитектура и скульптура. Конец 18 и начало 19 вв. - это эпоха классицизма в русском зодчестве, наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию. В русской литературе век классицизма был сравнительно короток и неярок, в русской музыке почти не было классицизма, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.

Еще в середине 18 в. Петербург был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и был во многом похож на старую Москву. Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.

Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возникновения здания Адмиралтейства по проекту Андрея Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор выделил центральную башню. Принципиальное значение имело возведение в начале 19 в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки было поручено французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А.Д.Захаров.

Невский проспект, приобрел вид цельного архитектурного ансамбля с постройкой в 1801 - 1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), взял за образец собор св. Петра в Риме, творение великого Микеланджело. Перед собором были поставлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные Б.И.Орловским.

В 40 - 50-е годы 19в. Невский проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император изображен верхом на лошади.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (17886-1858). Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли в Петербурге.

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился и жил в России. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского дворца (ныне - Русский музей). Не ограничиваясь возведением отдельных зданий, знаменитый маэстро перестраивал и переоформлял прилегающие к ним улицы и площади.

Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не ансамблями. Трудно было создать архитектурные ансамбли на изогнутых улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Александровский сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835). Следуя традициям классицизма, скульптур облачил своих героев в античные одежды.

В целом, однако, московский классицизм не отличался такой величественной монументальностью, как петербургский. Для Москвы были характерны небольшие особняки усадебного типа. Московский классицизм более свободен, порою трогательно наивен (когда портик приделывался к оштукатуренному деревянному зданию) и более приближен к человеку.

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа. Спокойное равновесие его частей, декоративное оформление в новогреческом стиле, мощные гранитные атланты у входа - все это создавало впечатляющий образ музея - хранилища шедевров мирового искусства.

Работа Тона понравились Николаю 1. Архитектор получил два крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, каменотесы. В храме были установлены мраморные доски с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены имена людей, пожертвовавших свои сбережения на дело победы. Величественная стометровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Русская живопись. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - Оставили нам прижизненные портреты Пушкина. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. На портрете Тропинина поэт по-домашнему обаятелен.

В 1803 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное шествие из Италии в Россию. В это время начинается эпоха академической живописи.

Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Немеркнувшими шедеврами русской живописи навсегда останутся его полотна «Всадница», «Вирсавия», «Итальянское детство», многочисленные парадные и интимные портреты. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории.

Своей вершины академическая живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). Более 20 лет работал он над картиной «Явление Христа народу», в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна в глаза бросается мужественная фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Его фигура дана в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют, очищаются лица и души тех, кто ожидает Спасителя.

В первой половине 19 в. в русскую живописи входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».

Лучшие творения художников попали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел. Создание общедоступных художественных музеев в России началось в 1852 г., когда открыл свои двери Эрмитаж. Дворцовое собрание художественных сокровищ было превращено в национальный музей, доступный для публики.

Театр и музыка. В первой половине 19 в. в России театральная жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 - 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - сначала в петербургском Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль Городничего играл Щепкин. Прохождение «Ревизора» через цензуру было делом безнадежным. Только личное вмешательство Николая 1 позволило поставить комедию.

В эти же годы на сцене московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла под названием «Иван Сусанин»).

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой его опере - «Руслан и Людмила». Но если «Жизнь за царя» имела громкий успех, то вторую оперу Глинки публика встретила холодно. В России очень немногие сознавали истинное значение его музыки. Но зарубежные ценители (французский романист П.Мериме, композиторы Г.Берлиоз и Ф.Лист) уже в то время высоко оценивали творчество Глинки.

Пушкинский сюжет лег в основу оперы Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка». Эта опера также встретила холодный прием у столичной публики.

Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как Глинки. Но в одном отношении он его превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский же умел передавать душевное состояние каждого из своих героев взволнованной музыкальной речью. Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А.Н.Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Впервой половине 19 в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А.А.Алябьев, А.Е.Варламов, А.Л.Гурилев). В это время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту.

Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины 19 века закладывались те основополагающие принципы, которые определяли её дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 года способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В.А.Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели-декабристы (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Во второй четверти 19 в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем её многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А.И.Герцена, - это или мартиролог, или реестр каторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты. А.И.Герцен и Н.П.Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А.А.Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны.

2. Культурология как наука : методы и основные направления

Культурология (от латинского cultura и греческого logia) - наука, изучающая культуру как целостную систему, исследующая все многообразие культурных явлений и связей между ними, стремящаяся дать научное описание различных форм культуры.

Культурология стала формироваться в сфере гуманитарного знания в ХХ веке, хотя еще в ХIХ веке английский религиовед и антрополог Эдуард Бернетт Тайлор выдвинул идею создания особой «науки о культуре». В 1871 году книга Тейлора «Первобытная культура» была прямо посвящена изучению культуры.

Впервые термин «культурология» как название особой науки, предметом исследования которой была бы культура, предложен немецким химиком и философом В.Оствальдом в 1909 году. Однако широко использоваться этот термин стал благодаря американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). Именно Уайт (начиная с 1939 года) стал понимать культурологию как принципиально новый путь изучения культуры, путь, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостным исследованиям культуры. В 1949 году в книге «Наука о культуре» он поставил вопрос о необходимости четкого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию.

Культурология рассматривается сегодня как интегративной научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, теологии культуры, этнологии, истории культуры.

Базисом культурологического знания выступают отдельные науки о культуре, в рамках которых формируется первоначальный аналитический синтез разнообразных фактов и феноменов культуры. Культурология, выступает в качестве интегративной методологической основы, объединяющей всё многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему.

Культурология опирается на единство теоретического и исторического аспектов познания форм культурной жизни и изучает культурные объекты и процессы.

Основные задачи культурологического исследования:

Анализ культуры как системы культурных феноменов.

Исследование ментального (мироощущение, совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, сформированных на глубоком психологическом уровне сознания) содержание культуры.

Выявление типов связей между элементами культуры.

Исследование типологии культуры и культурных единиц.

Разрешение проблем социокультурной динамики.

Исследование культурных кодов и коммуникаций.

Культурологическое знание представляет собой целостный взгляд на бытие человека, т.е. каждый элемент имеет своё значение, функцию и содержание по отношению к целому. Раскрывая общие основы разнообразных фактов культуры, порядок их системообразования и взаимодействия как формы существования культурологическое знание, определяет ориентиры и способы поведения в различных ситуациях в социокультурной практике.

Этимология термина «культура» восходит к античности и имеет латинское происхождение - cultura, что значит «возделывание», «обработка», «уход». Соответственно «культура» - это обработка земли, разведение растений и животных и т.п., а cultor - это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец.

Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное - воспитанность, просвещенность. Понятие культуры отождествлялось с понятием «пайдейя», т.е. «образованность». Пайдейя (pais - ребенок), по определению Платона, означает руководство к изменению человека, всего его существа. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение - воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполнении общечеловеческом содержании.

Слово «культура» было метафорически соотнесено с разумностью. Римский оратор, политик и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), говоря о возделывании, имел в виду не землю, а духовность. Он говорил о необходимости культуры души, считая таковой философию. В работе «Тускуланские беседы» (Тускулан пригород Рима) Цицерон не только описал ряд явлений, но и попытался понять, в чем суть культуры, что отличает теорию от обыденных представлений. Именно в его работе намечается путь к классическому пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв.

Слово «культура» имело и другой перевод - почитание, поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.

Кроме слова «культ» к понятию культура близок и термин «оккультизм» (лат. occultis - тайный, сокровенный).

В древнем Китае термин «культура» (вэнь) - культурность, цивилизованность, письменность, гражданственность и др. - является одним из центральных. В учении Конфуция (551-479 до н.э.) обосновывалась сущностная роль языка в познании и принятии правильных решений.

Понятие «культура» в переносном значении (и производное от него понятие «культ») аналогично понятию «хозяйство» изначально соотносилось с культурой чего-то: культура души, культура разума, культ богов или культ предков. Такие сочетания существовали в течение многих столетий, пока в латинских странах не стал входить в употребление термин «цивилизация» (лат. civilis - гражданский, государственный). Он охватывал совокупность социального наследия в области техники, науки. Искусства и политических учреждений.

В эпоху средневековья слово «культ» употреблялось чаще, чем слово «культура». Оно выражало способность человека раскрыть собственный потенциал в любви к Богу. Рождалось представление о рыцарстве как своеобразном культу доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения воскрешалось античное представление о культуре. Оно выражало, прежде всего, активное творческое начало в человеке, который тяготеет к гармоничному, возвышенному развитию. В современном значении слово «культура стало употребляться в XVII в. В качестве самостоятельного оно появилось в трудах немецкого юриста и историографа Самуэля Пуфендорфа (1632-1694).

Культура- это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителям. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

Мировая культура- это синтез лучших достижении всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культур, в свою очередь, выступает синтезом различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальных культур, ее неповторимость и оригинальность проявляется как в духовной (язык, литератур, музык, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяют также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культура.

Важная особенность материальной культуры - ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура- это культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства; культура отношения к собственному телу; физическая культура.

Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную культуру, философскую, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную.

Исторически культуру связывают с гуманизмом. В основе культуры лежит мера развития человек. Цель культуры - всестороннее развитие человека.

Существует деление еще по одному признаку- актуальности.

Актуальная - это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает сваю актуальную культуру. Актуальность культуры - это живой непосредственный процесс, в котором что-то нарождается, набирает силу, живет, умирает.

Культура имеет огромное значение для жизни общества и человека, выполняет многообразные функции.

Функции культуры - это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и корректируют почти все формы индивидуальной деятельности человека в силу его связи с социальным окружением. Назовем наиболее общие функции культуры:

Творческая - создание произведений культуры;

Познавательная - познание мира;

Трансляционная - передача культурных достижений;

Регулятивная - формирование норм поведения;

Ценностная или аксиологическая - создание системы ценностей, воспринимаемых человеком;

Знаковая - создание языка культуры;

Синтезирующая - соединение больших масс населения в единое целое;

Смысловая - обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции.

Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Функциональная интерпретация показывает лишь то, как культура обслуживает человека и общество.

3. Тестовое задание

1. Какой стадией культуры, по мнению Шпенглера, является цивилизация:

а) первой;

б) промежуточной;

в) последней.

2. Что является характерной особенностью первобытной культуры:

а) коллективизм;

б) синкретизм;

в) аполитичность.

3. Что представляет из себя Сфинкс:

а) изображение женщины;

б) голова человека и тело льва.

4. В какой стране были изобретены компас, сейсмограф, насос:

б) Месопотамия;

в) Китай.

5. Кем было начато книгопечатание в России:

а) А. Палицын;

б) А. Никитин;

в) Иван Федоров.

6. Какова, по мнению Данилевского, идея, воплощенная в славянской культуре:

а) идея всемирного господства;

б) мессианская идея возрождения культуры.

7. Чья письменность на Земле древнейшая:

а) египетская клинопись;

б) шумерская клинопись;

в) китайские иероглифы.

8. Какое из чудес света было достоянием культуры Древнего Египта:

а) «дворец» Семирамиды;

б) мавзолей Тадж-Махал;

в) пирамида Хеопса.

9. Какая религия на территории Индии была древнейшей:

а) индуизм;

б) буддизм.

10. Какая религия сменила в Древней Индии индуизм:

а) буддизм;

б) брахманизм.

11. Как звали великого врача Древней Греции:

а) Плутарх;

б) Гиппократ;

в) Демокрит.

12.Отметьте деятелей античной эпохи:

а) Рафаэль, Микеланджело, Ариосто;

б) Гиппократ, Пифагор, Архимед.

13. Кто такие трубадуры:

а) придворные певцы;

б) придворные танцоры;

в) придворные поэты, воспевающие любовь.

14. В какую эпоху в Европе были созданы порох, бумага, книгопечатание, очки, компас:

а) античная;

б) средневековье;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

15. Кто из российских писателей впервые поднял «крестьянский вопрос»:

а) Фонвизин;

б) Радищев;

в) Ломоносов.

16. Почему 19 век назван «Золотым веком» русской культуры:

а) прогресс в области научных знаний;

б) бурное развитие литературы;

в) большой вклад русской культуры в мировую культуру.

17. Какой философ о себе сказал «философ неприятных истин»:

а) Платон;

б) Шпенглер;

в) Ницше.

18. Какая черта была характерна для искусства Древнего Египта:

а) желание увековечить свою культуру;

19. Кто был основателем конфуцианства:

а) Конфуций;

б) Лао-Цзы;

20. Первоначальное значение термина «культура»:

а) возделывание почвы;

б) воспитание, обучение.

Используемая литература

Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа., 1999. - 511 с.

Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н. Марковой. - М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 224 с.

Культурология. Учебное пособие для студентов вузов (под ред. Г.В. Драча).

Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: УИЦ Гардарики; Литературно-педагогическое агентство Кафедра-М, 1999.- 288 с.

Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. ПРИОР, 2000. - 352 с.

Российская культура в начале XIX века.

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние всœе шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни.

Просвещение

Социально-экономическое развитие русского общества в первой половинœе XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях.

Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосœельский лицей. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах.

В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. В случае если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников.

Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.).

Наука и техника

В первой половинœе XIX в. русская наука достигла значительных успехов. Успешно изучалась русская история. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томная "История государства Российского", созданную в 1816-1829 гᴦ. Н.М.Карамзиным. Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н.Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателœем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

В первой половинœе XIX в. русские моряки совершили около 40 кругосветных путешествий, начало которым положили экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского на парусниках "Надежда" и "Нева" (1803-1806). Предпринятая в 1819-1821 гᴦ. Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым экспедиция к Южному полюсу на шлюпах "Восток" и "Мирный" открыла Антарктиду. В 1845 ᴦ. начало работать Русское географическое общество,

В 1839 ᴦ. благодаря усилиям В.Я.Струве открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телœескопом.

Мировую известность получили работы отечественных математиков: В.Я.Буняковского, М.В.Остроградского. Существенным вкладом в развитие математики было создание Н.И.Лобачевским так называемой неевклидовой геометрии.

Успешно работали в области электричества русские физики. В.В.Петров открыл электрическую дугу (1802), имевшую большое практическое значение, занимался проблемами электролиза. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателœем электромагнитного телœеграфа (1828-1832). Впоследствии в 1839 ᴦ. другой русский физик Б.С.Якоби соединил подземным кабелœем столицу с Царским Селом. Якоби также много и успешно работал над созданием электрического двигателя, лодка с таким двигателœем прошла испытание на Неве. В мастерской Якоби использовалось еще одно его открытие - гальванопластика, изготавливалась скульптура, медные барельефы, которыми, в частности, был украшен Исаакиевский собор в Петербурге.

Над изучением структуры металлов трудился металлург П.П.Аносов, химик Н.Н.Зинин сумел получить анилиновые красители из бензола, мировой известностью пользовались биологи К.Бэр и К.Рулье. Русские медики начали использовать наркоз при операциях (Н.И.Пирогов применил обезболивающие средства и антисептики в полевых условиях), работали в области переливания крови (А.М.Филомафитский).

Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 ᴦ. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е.Черепановы построили одну из первых в мире желœезных дорог, а уже в 1837 ᴦ. первые составы пошли по желœезной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 ᴦ., а в 1817-1821 гᴦ. они стали плавать по Каме и Волге.

Литература

Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Его произведения, открывая современникам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Именно Н.М.Карамзин, по выражению В.Г.Белинского, преобразовал русский язык, совлекши его с ходуль латинской конструкции и тяжелой славянщины и приблизил к живой, естественной, разговорной русской речи".

Отечественная война 1812 ᴦ., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителœей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др.
Размещено на реф.рф
Высоким гражданским пафосом был пронизан революционный романтизм поэтов - декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера.

Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. "...через эпоху Державина, а потом Жуковского, - писал один из выдающихся представителœей отечественной философской мысли В.В.Зеньковский, - приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада... но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской стихией". В 30-е годы XIX в. пышным цветом расцвел талант младшего современника А.С.Пушкина - М.Ю.Лермонтова. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Крупным событием литературной жизни конца 30 - начала 40-х годов стала короткая творческая деятельность А.В.Кольцова, поэзия которого восходила к народной песне. Глубоким чувством Родины была насыщена философско-романтическая лирика выдающегося поэта-мыслителя Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского.

Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр.
Размещено на реф.рф
Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 ᴦ. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли. В 1832 ᴦ. в Петербурге по проекту К.И.Росси было построено здание драматического театра, оборудованного по последнему слову театральной техники. В честь жены Николая I Александры Федоровны он стал именоваться Александрийским (ныне - театр им. А.С.Пушкина). В 1833 ᴦ. завершилось строительство Михайловского театра (ныне - Малый театр оперы и балета). Свое наименование он получил в честь брата Николая I - великого князя Михаила Павловича. В Москве в 1806 ᴦ. открылся Малый театр, а в 1825 ᴦ. завершилось строительство Большого театра.

С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др.
Размещено на реф.рф
В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин - премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др.

Значительных успехов в первой половинœе XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 ᴦ. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В данный же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила" поставили М.И.Глинку в один ряд с крупнейшими композиторами мира. В своем оперном и симфоническом творчестве М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. К числу талантливейших композиторов первой половины XIX в. относились А.А.Алябьев - автор более чем 200 романсов и песен, А.Н.Верстовский. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" - лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина.

Живопись. Направления в русской живописи XIX

Культурная жизнь России в первой половинœе XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой.

С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Его картина "Последний день Помпеи" вызвала восторг современников и принœесла К.П.Брюллову европейскую славу. Ярким представителœем романтического течения являлся О.А.Кипренский. Прожив недолгую, но исключительно насыщенную творческую жизнь, в своих картинах он сумел выразить такие лучшие человеческие чувства и идеи, как патриотизм, гуманизм, свободолюбие. 30-40-е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П.А.Федотов. Персонажами П.А.Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А.А.Иванова, выдающегося мариниста И.К.Айвазовского. А.А.Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философско-этическое содержание. Благородные идеи добра и справедливости, нетерпимости к насилию и порокам, вдохновлявшие русских художников в первой половинœе XIX в., оказали сильное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства и в последующие десятилетия.

Архитектура

Развитие русского градостроительства в первой половинœе XIX в. стимулировало творческий поиск русских архитекторов. Главное внимание по-прежнему уделялось строительству в Петербурге. Именно в данный период складывается традиционный для него классический облик. В стиле зрелого классицизма в городе создается ряд монументальных ансамблей. В центре столицы, на Дворцовой площади К.И.Росси возводит здание Генерального штаба (1819-1829), несколько позднее по проекту О.Монферрана здесь устанавливается Александровская колонна (1830-1834), а в 1837-1843 гᴦ. А.П.Брюллов строит здание Штаба гвардейского корпуса. Тот же Росси в 1829-18Э4 гᴦ. создает здания Сената и Синода, Михайловский дворец (1819-1825), Александрийский театр и застраивает целую улицу (Театральная, ныне ул. Зодчего Росси). В первое десятилетие XIX в. в Петербурге строится Смольный институт (Д.Кваренги), здание Биржи с Ростральными колоннами (Тома-де-Томон), Казанский собор (А.Н.Воронихин). В последующие годы возводятся Исаакиевский собор (О.Монферран), Главное Адмиралтейство (А.Д.Захаров).

Шло каменное строительство и в других городах империи. После пожара 1812 ᴦ. быстро восстанавливалась Москва. В губернских и уездных городах наряду с каменными зданиями стали строиться и частные крупные каменные дома.

Российская культура в начале XIX века. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Российская культура в начале XIX века." 2017, 2018.

Культура России в 19 веке уникальна. Это время невиданного расцвета всех видов искусства. Это время новых, ещё более прогрессивных открытий. Это время, когда творчество становится ближе к народу. Это время, начало которого считается «золотым веком» российской культуры.

Литература и журналистика.
Каждому, кто учился в школе, знакомы такие фамилии, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и многие другие. Все они писали в 19 веке.
Значительная роль в это время принадлежала также газетам и журналам, которых стало очень много. Некоторые из них были рупорами различных политических сил («Современник», «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Отечественные записки» и др.)

Архитектура.
В первой половине столетия главенствовал поздний классицизм или ампир. Крупнейшие творения в этом стиле были созданы архитекторами А. Воронихиным (Казанский собор), А. Захаровым (Адмиралтейство), К. Росси (Александринский театр), О. Бове (Большой театр в Москве) и О. Монферран (Исаакиевский собор).
Вторая половина запомнилась распространением эклектики (смешения стилей) и псевдорусского стиля, представленного такими памятниками, как Московский Исторический музей (В. Шервуд), Храм Спаса-на-крови (А. Парланд).

Скульптура.
В начале века начинается работа над памятником Минину и Пожарскому, а в 1818 г. И. Мартос заканчивает свой труд. Известными скульпторами того времени также были: П. Клодт, М. Антокольский, П. Трубецкой и С. Конёнков. Кроме того, в 1880 году в Москве памятник А. С. Пушкину создаёт А. Опекушин.

Живопись.
В живописи в начале века сменяется стиль: от классицизма к романтизму. Портреты О. Кипренского и В. Тропинина, некоторые произведения К. Брюллова относят как раз к романтическому творчеству. Огромный труд также вложен в картину А. Иванова «Явление Христа народу». В творчестве А. Венецианова начало получает бытовой жанр, который находит своё продолжение в картинах П. Фёдорова, но больше в сатирической форме.
В следующую половину века главным становится обличительное изображение действительности. Такая тема показана в картинах В. Перова. Он был ещё и замечательным портретистом. В это же время происходит отделение ряда художников от академического искусства, и в 1870 г. появляется Товарищество передвижных художественных выставок. В него входили И. Репин, В. Васнецов, И. Айвазовский, А. Саврасов, И. Левитан, В. Суриков, И. Шишкин, и другие гениальные творцы. Руководителем объединения считался И. Крамской.

Театр и музыка.
Главными драматическими театрами того времени считались Александринский в Санкт-Петербурге и Малый в Москве. Великими актёрами, блиставшими на их сценах, были П. Мочалов, М. Щепкин, М. Ермолова, П. Стрепетова. В 1898 году начинает работу Московский Художественный театр (создатели К. Станиславский и В. Немирович-Данченко).
В музыке блестящее наследие оставил после себя М. Глинка - оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Традиции, заложенные им, развивались дальше композиторами, которые в 1862 г. организовали «Могучую кучку». Это были М, Балакирев, М.Мусоргский, А. Бородин, Ц. Кюи и Н. Римский-Корсаков. Во второй половине 19 в. творил П. Чайковский. Наверняка, этого композитора знают многие, хотя бы за его балет «Лебединое озеро».

Образование и наука.
По реформе 1803 -1804 гг. на территории империи было выделено 6 учебных округов, центрами которых стали университеты, причём часть из них только ещё открыли свои двери. В правление же Николая II в образовании проводилась строго консервативная политика. Так, в 1835 году университеты были лишены автономии. С Александром II всё изменилось в противоположную сторону. Было объявлено о бессословности образования, наряду с государственными, частными и церковными появились земские школы. Грамотность резко возросла. Увеличивалось число учебных заведений. С восхождением на престол Александра III вновь возобладал консервативный курс.
Огромного подъёма в 19 веке добилась наука. Н. Лобачевский, Н.Зинин, Б. Якоби, Н. Пирогов, Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев, Н. Карамзин - видные учёные и исследователи первой половины столетия (далеко не все). Затем больших успехов добились Д. Менделеев, И. Сеченов, И. Мечников, К. Тимирязев, П. Яблочков, Н. Жуковский, В. Ключевский и другие. Фамилии, которые каждый может услышать на уроках в школе.
Как можно видеть, наследие чрезвычайно огромно. Как можно было заметить, между искусством и политической жизнью государства существует неразрывная связь, которая способствовала небывалому взлёту культуры России в 19 веке, наконец, занявшей достойно высокое место в мире.