Русская культура 19 века кратко самое главное. Московский государственный университет печати. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Введение……………………………………………………………….…..3

1.Социально экономическое развитие России в 19 веке………….……6

1.1.Территория и административное деление……………………….…..6

1.2.Население и его сословная структура………………………….…….6

1.3.Сельское хозяйство…………………………………………………....7

1.4.Развитие капиталистического уклада в экономике России………..7

2.Культура России в 19 веке……………………………………………..11

2.1.Образование…………………………………………………………..11

2.2.Литература…………………………………………………………….17

2.3.Живопись и скульптура………………………………………………29

2.4.Музыка………………………………………………...………………32

2.5.Архитектура и градостроительство………………………………….35

2.6.Театр…………………………………………………………………37

2.7. Балет…………………………………………………………………38

Заключение


Введение

XIX век в общем историко-культурном потоке, как и всякий другой период, занимает свое особое место. Это столетие чрезвычайно богато и динамично в социально – культурному наследию замечательные памятники высокой духовности и нравственности русского народа и его выдающихся представителей.

Длительное время историографическая традиция изучения отечественной культуры исходила из конкретно-отраслевого, дифференцированного подхода, в основе которого лежало рассмотрение отдельной отрасли культуры и асксиологический принцип, подчеркивающий роль идеальной модели, должной быть в культуре. Но наряду с возможностью углубленного детального анализа той или иной области культуры такой подход не дает далеко не достаточно представления о культуре как целостной системе, определенной сфере общественной жизни, закономерностях развития историко-культурных явлений, факторах, влиявших на это развитие.

Отраслевое изучение культуры, как правило, не учитывает достаточно полно и всесторонне бытования культуры в обществе, распространения культурных новаций, особенно в сфере просвещения, в широких демократических слоях, формирования и развития культурно-информационной системы как элемента культурного пространства.

Современное состояние изучения историко-культурных пожени, достаточно большой фундаментальный пласт отраслевых исследований делают возможным и все более необходимым переход к системному изучению истории культуры.

Важнейшей предпосылкой такого изучения является представление о культуре как целостной, качественно определенной системе в структуре общественной жизни и в то же время внутренне противоречивой и динамичной. Познание культуры предполагает выяснение ее функциональной направленности и закономерности смены стереотипов, выявление причин ускорения или замедления развития, изучение той среды, где формировались новые или длительно сохранялись традиционные эле­менты. Применительно к истории России XIX в. Такое прочтение напряженного, иногда конфликтного, а иногда взаимообогащающего диалога входящих в систему субкультур, реконструкция ее социального контекста может быть чрезвычайно плодотворной.

Интеграционный, или системно-функциональный, подход к изучению явлений культуры позволяет рассматривать сферу культурной жизни как процесс, в котором при всей важности «культурных вершин» не только их производство, но и распреде­ление, потребление культурных ценностей приобретают социально важное значение, представляя культурно-творческий аспект общественной жизни. Культура выступает как один из показателей общественного прогресса 1 .

Такой системно-функциональный подход является сравнительно новым в исследовании культуры. Однако в течение последнего времени интерес к нему проявляют не только культурологи, историки культуры, но и искусствоведы, литературоведы и т.д. Можно говорить о сложившихся центрах, где такой подход достаточно активно и плодотворно разрабатыва­ется. В течение последних десятилетий такие исследования ведутся в лаборатории русской культуры исторического факультета Московского университета. Широко известны работы по исто­рии отечественной культуры ученых московско-тартуской школы Ю.М. Лотмана.

Одним из аспектов системно-функционального подхода к культуре является изучение общественно-культурно и среды, или культурного пространства, основных региональных и социокультурных элементов, его составляющих.

Общественно-культурная среда включает совокупность факторов, которые определяют наполненность и многообразие сферы духовной жизни общества, его интеллектуально-нравственный и социально-активный потенциал. Состояние культурной среды определяет как распространение культурных новаций, так и сохранение и бережное отношение к традицион­ной народной культуре. Важным системообразующим фактором культурной среды является механизм функционирования культуры, к которому относится система образования и культурно-просветительных учреждений, книга, периодика, культурно-информационная система как средство распространения знаний.

Культура XIX в., оставаясь еще в известной степени сословной, представляла собой сложнейшее сочетание культур, порожденных деятельностью различных социальных групп. Более того, она была порой полярна, что создавало чреватую взрывом напряженность, усугубляемую стремительностью изменения в сознании элитарных интеллигентских слоев и традиционностью уклада крестьянской и мещанской жизни, который все же был взорван в известной степени годами великих реформ.

В силу этого именно в XIX в. Происходит преодоление замкнутости духовного развития различных социальных групп, идет процесс демократизации культуры, возникает некий полифонизм, диалогичность культуры. Взаимовлияние сословных культур по-разному реализовалось в городе и деревне, столицах и провинции, в атмосфере «разряженного воздуха» усадьбы. Но именно в сочетаниях этих многочисленных тенденций и развивалась русская национальная культура.

Важнейшими социокультурными пластами, в которых существовала и функционировала культура, пульсировала та или иная струя многоликого, противоречивого культурного потока, были город, деревня, усадьба, составлявшие во взаимодействии культурное пространство.

Складывание культурной среды как определенной сферы существования и взаимодействия культурных новаций и традиций - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов: хозяйственно-экономического состояния региона, административного статуса города, связи с культурными дворянскими гнездами, усадебной культурой, близости к столичным центрам и т.д.

Наиболее интенсивно этот процесс протекал в пореформенное время. Капитализм объективно требовал повышения культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только элементарной грамотности, но и основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для модернизации экономики, расширяющихся областей практической научной, общественной жизни. Отмена крепостной зависимости основной массы населения объективно увеличива­ла социальные возможности для получения образования более широких слоев.

В этот процесс была активно вовлечена провинция. Более того, прежде всего там и происходили наиболее значительные изменения в общественно-культурной жизни. В пореформенное время в силу большей социальной мобильности по сравнению с предшествующими годами общее культурное движение в провинции захватило не только города, но и сельские регионы. Однако не следует преувеличивать степень и глубину этого движения и по существу, и по отношению к разным территориям. В России к началу XX в. Буржуазное общество как таковое, с присущей ему степенью демократизации общественной жизни и культуры еще не сложилось. Россия, по мнению некоторых современных исследователей, оставалась и в начале XX в. Страной двух цивилизаций европейски-городской и традиционно-деревенской 2 .

Городу в становлении и развитии культурной среды принадлежит наиболее важная роль. Он был центром сосредоточения креативной, созидающей культуры в различных ее областях (просвещение, наука, искусство, религия), здесь находились основные культурно-просветительские институты и учреждения, связанные с развитием профессиональной куль­туры, формировалась культурно-информационная система, способствующая интеграции культурных процессов города и деревни.

Культура русского города XIX в. Сама по себе была многолика. С одной стороны, город был оплотом бюрократии и аппарата власти на местах, источником печальной сатиры писателя.

Поэтому культура города являлась частью официальной культуры, что было вполне естественно. С другой стороны, город становился важнейшим средством модернизации, европеизации общества, формирования и оживления общественного мнения. Именно город обеспечил возможность духовной жизни интеллигенции через салон, университет, кружок, издание толстых журналов, т.е. через структуры, которые стимулировали развитие оппозиционных взглядов. Наконец, в городе была представлена и традиционная культура, тесно" связанная с мещанской средой. В усложненной структуре городской жизни происходило порой неожиданное пересечение и сочетание различных тенденций многоликой российской культуры, что также служило импульсом для развития новых явлений.

В курсовой работе представлен материал который позволяет дать широкую картину состояния и развития русской культуры на протяжении первой половины XIX века.

Цели курсовой работы:

Изучить различные аспекты русской культуры в первой половине XIX века;

Выявить основные направления развития культуры;

Выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

Начало 19 в. стало временем подъема русской культуры. В его основе лежали факторы сближения России с Европой, рост национального самосознания, связанный с событиями 1812 г., возникновение оппозиционных течений в обществе.

В стране продолжалось становление национального просвещения. Для работы в промышленности, науке, армии и государственных учреждениях требовалось огромное количество грамотных специалистов. Просвещение стало приоритетным направлением государственной политики. В 1802 г. образовано Министерство народного просвещения. Основаны университеты в Петербурге, Казани, Харькове и Киеве. Открылись высшие специальные учебные заведения, технические инженерные институты и лицеи, в которых готовились государственные чиновники. В России была создана 4-ступенчатая система образования, предусматривающая преемственность между учебными заведениями различных уровней. Число учащихся низших и средних школ возрастает с 120 до 450 тыс. человек. Школы были социально обособлены и подчеркивали сословный характер образования.

Начало века характеризуется развитием книгопечатания и издательства периодической литературы. В 1850 г. в России издавались общественно-политические и литературные журналы: «Вестник Европы» (изд. Н.М.Карамзин), «Северный вестник» (изд. Н.С.Глинка), «Телескоп» (изд. Н.И.Надеждин), «Московский телеграф» (изд. Н.А.Полевой), «Отечественные записки» (изд. А.А.Краевский), «Современник» (изд. А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов).

Мировое признание получили научные труды русских ученых. Н.И.Лобачевский в 1825 г. создал неевклидову геометрию. В.В.Петров заложил основы электрохимии и электрометаллургии. Физик Б.С.Якоби сконструировал электродвигатель и открыл новую область техники - гальванопластику. Химик Н.Н.Зинин положил начало анилинокрасочной промышленности. Н.И.Пирогов стал основоположником анатомо-экспериментального направления в хирургии. Он впервые применил эфирный наркоз в хирургии. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерватория.

В начале века были организованы многочисленные научные экспедиции по исследованию Ледовитого и Тихого океанов. Дальнего Востока и Средней Азии. В 1803-1806 гг. организованы экспедиции Ю.Ф.Лисянского и И.Ф.Крузенштерна. В 1819-1821 гг. состоялось кругосветное плавание М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена, открыта Антарктида.

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык. Происходит смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену которого, в свою очередь, приходит реализм.

Ярким представителем русского сентиментализма был Н.М.Карамзин. Романтизм зародился во времена Отечественной войны 1812 г. и был воспет В.А.Жуковским и поэтами-декабристами К.Ф.Рылеевым, В.К.Кюхельбекером, А.А.Бестужевым.

Романтизмом проникнуты ранние произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Во второй четверти 19 в. в литературе начинает утверждаться реализм. Его представителями являются Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.Н.Островский, И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин.

Признанным стилем в русском изобразительном искусстве долгое время оставался классицизм. Однако в 19 в. традиции классицизма стали сочетаться с романтизмом. Это выразилось в работах портретистов К.П.Брюллова, О.А.Кипренского, В.А.Тропинина, художников А.Г.Венецианова, П.А.Федотова.

В музыке произошла смена идейно-эстетических направлений, шел процесс внедрения народных мелодий и русской национальной тематики. Путь через романтику к реализму прослеживается в произведениях А.С.Даргомыжского. А.А.Алябьева, А.Е.Варламова, А.Л.Гурилева, М.И.Глинки.

В архитектуре наступила пора позднего классицизма, проповедующего монументальность, строгость и простоту - Адмиралтейство (А.Д.Захаров), Большой театр (А.А.Михайлов, О.И.Бове). Архитектор К.А.Тон стал родоначальником русско-византийского стиля (Б.Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя).

В середине 50-х гг. начался общественный подъем, повлекший за собой изменения в культурной жизни страны. Сохранение самодержавия, незавершенность реформ стали причиной раскола в среде интеллигенции.

Представители науки, культуры и передовые государственные деятели должны были определить свое отношение к преобразованиям, происходящим в обществе.

В Русской культуре конца 19 в. выделились три основных течения: консервативное, демократическое и либеральное.

Представители консерваторов - В.П.Боткин, А.В.Дружинин, П.В.Анненков, А.Н.Майков, А.А.Фет публиковались на страницах журналов «Русский вестник» и «Домашняя беседа».

Демократы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.А.Некрасов), стоявшие на позициях реализма, высказывались в журналах «Русское слово» и «Отечественные записки».

Либералы - К.Д.Кавелин, Ф.И.Буслаев печатались в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы» и «Северный вестник».

В русской литературе наиболее ярко проявили себя: Л.Н.Толстой («Воина и мир», «Анна Каренина» и др.), Ф.М. Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот» и др.), Н.Г.Чернышевский «Что делать», Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.А.Гончаров «Обломов», И.С.Тургенев «Дворянское гнездо», А.П.Чехов «Степь», «Чайка», В.И.Даль «Толковый словарь». А.И.Куприн «Первый дебют», М.Горький «Макар Чудра».

Революционные изменения произошли в живописи. По инициативе И.Н.Крамского 14 художников вышли из Академии художеств, проводившей консервативную политику, и образовали «товарищество передвижников» (870 г.).

В это общество вошли художники-реалисты Е.И.Репин («Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Бурлаки на Волге»), М.Е.Маковский («Осужденный», «Узник», Н.А.Ярошенко («Студент») и др.

Суть передвижничества - популяризация искусства, вовлечение провинции в художественную жизнь России. Большое внимание художники уделяли крестьянству: Е.И.Репин «Крестный ход в Курской деревне», Г.Т.Мясоедов «Косцы».

В историческом жанре значимые работы создали В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни», В.Г.Перов «Суд Пугачева», И.Е.Репин «Стенька Разин», В.М.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный». Живописцы представили интересные работы: И.И Шишкин «Дубовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели», А.Й.Куинджи «Ночь на Днепре».

Во второй половине 19 в. сложилась русская национальная музыкальная школа. В 1859 г. А.Г.Рубинштейн основал в Петербурге Русское музыкальное общество. В 1862 г. М.А.Балакирев и Г.Я.Ломакин организовали первую бесплатную музыкальную школу. В 1883 г. было основано Московское филармоническое общество. Открылись консерватории в Санкт-Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).

Во второй половине 19 в. в России появились такие гениальные композиторы и исполнители, как П.И.Чайковский, Н. А.Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, оказавшие огромное влияние на становление русской музыкальной культуры.

Глубокой реформе подверглось просвещение. Для соответствия потребностям времени в 1863 г. был принят Устав гимназий, который разделил гимназии на классические (гуманитарные) и реальные, основой программы которых было изучение точных наук. В 1863 г. открыты женские гимназии и принят новый университетский устав.

Произошли значительные открытия в науке и технике. В1884 г. О.Д.Хвольсон издал «Популярные лекции об электричестве и магнетизме». А.С.Попов повторил опыты Г.Герца по получению электромагнитных волн, А.Г.Столетов создал фотоэлемент. 24 марта 1896 г. А.С.Попов продемонстрировал передачу сигналов на расстояние, передав первую в мире радиограмму.

Вторая половина 19 века - время творчества выдающихся ученых Д.И.Менделеева и А.И.Бутлерова.

История русской культуры 19 века полна драматизма и противоречивости. Это было время формирования классической культуры, порожденной пробуждением национального самосознания народа. Перед отечественной культурой встала задача освоения культурного наследия как западных, так и восточных народов на основе своей национальной специфики. Именно и только так русская культура могла войти в историю мировой культуры на правах ее органической составной части.
Развитие культуры было сопряжено с процессом раскола прежде единой дворянской культуры второй половины XVIII в. на два идейных направления — консервативное и либеральное. Каждое из них ориентировалось на различные системы идеологических ценностей, которые порой выступали как противоборствующие и даже враждебные. Их появление не было случайным в русской культуре, оно отражало те противоречия, которые порождались попыткой самодержавия стать на путь робкого заимствования идей европейской буржуазной модернизации. Так возникли две субкультуры в среде русского дворянства.
Процесс размежевания не означал кризиса дворянской культуры. Появление разных идейных направлений придавало ей новый импульс обновления и динамизма. Для русской культуры характерна была попытка предложить гражданам свой вариант ответа на острейшие проблемы российской действительности, связанные с отношением к деспотической самодержавной власти, к правам и свободам личности.
Появление двух направлений в русской классической культуре можно проследить на примере творчества Н.М. Карамзина и А.С. Пушкина. Хотя они были современниками, взгляды их на решение проблем России были разными.
Н.М. Карамзин — выдающийся писатель, историк-публицист, журналист и реформатор русского языка, на рубеже XVIII—XIX вв. — самая яркая фигура русской культуры. Выступая за просвещение, он в то же время яростно защищал самодержавие. В записке «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) он напомнил царю, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: «Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу». Творчество Карамзина в области литературы строилось на этой идейной платформе и являлось своеобразным хранилищем русских патриархальных традиций.
Литературное творчество А.С. Пушкина — это попытка сделать Россию способной на «всемирную отзывчивость» (Ф.М.Достоевский), при этом, не изменяя национальной специфике, усвоить идеи свободы и равенства, к которым пришли европейские страны.
Человеческая индивидуальность и межличностные отношения Н.М. Карамзин отражает в «Бедной Лизе», а А.С. Пушкин — в «Станционном смотрителе». Каждый из них решает эти проблемы с разных идейных позиций. Для Карамзина — это воспевание устоев русской жизни, тогда как для Пушкина — протест против бесчеловечной русской действительности.
Н.М. Карамзин — это первый классик дворянской культуры, который очеловечил русскую историю, воспев самодержавную форму правления в «Истории государства Российского». По мнению Пушкина, эта работа стала «новым открытием» для российского общества и «все бросились читать историю своего Отечества». Труд этот не только «создание великого писателя, но и подвиг честного человека».
А.С. Пушкин уделяет не меньше внимания, чем Карамзин, проблеме развития российской государственности. В «Борисе Годунове», «Истории пугачевского бунта», «Арапе Петра Великого» он выступает как бы одновременно и консерватором, и революционером. По мнению Г. Федотова. Пушкин являлся одновременно «певцом Империи и Свободы». При этом предпочтение отдавалось свободе, хотя он и осудил «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Доминантой развития русской классической культуры XIX в. стали государственные и свободолюбивые тенденции. С одной стороны, речь шла лишь об идеях создания могучего Российского государства ценой порабощения отдельных личностей, с другой — стремление разрушить государственную тиранию и раскрепостить во что бы то ни стало каждую личность, по своей природе самобытную и суверенную. Коллизии этих двух подходов в российской культуре можно проследить в творчестве таких великих деятелей русской культуры, как Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.
Характерной особенностью русской культуры XIX в. является литературоцентризм — особая роль литературы и литературной критики, их влияния на философию, общественно-политическую мысль, искусство, нравственные и религиозные искания. Такое положение связано с тем, что литература выполняла функции философии, общественной мысли, гуманитарных знаний, которые в социально-политических условиях того времени не могли развиваться открыто.
Николаевское авторитарное правление, удушавшее как политическую, так и творческую свободу, и стало, по мнению исследователей культуры, «катализатором» вызревания русской классики. И. Кондаков справедливо заметил, что Николай I создал тот политический и административный «пресс», под давлением которого русская культура обрела свои канонические, эталонные формы, характеризующиеся совмещением крайностей. Дилемма «Запад <^> Восток», возникшая во времена Древнерусского государства, так и не получила своего окончательного завершения ни в период робких либеральных реформ Александра I, ни в период авторитарного правления Николая I. Царствование Александра II, подарившего России «великие реформы», но не успевшего дать стране конституцию, обрекло русское общество и культуру на появление крайнего радикализма и нигилизма. Непоследовательность самодержцев, стремление всеми средствами отстаивать имперскую державность порождало противоречия в обществе, и как следствие, в русской культуре возникало стремление бороться за идеалы свободы и права личности.
В первой половине XIX в. ведущим художественным направлением становится романтизм. Распространению романтизма, который представлял собой не только стиль искусства, но и определенный тип мировоззрения, способствовала общественно-политическая ситуация после Отечественной войны 1812 г. Идеалы героического служения, возвышенных чувств, естественность и индивидуализм, противостояние косности, бездушию характеризуют творчество представителей романтизма. Наиболее ярким воплощением романтизма в литературе была баллада с характерными для нее чертами романтического мировосприятия — двоемирие (реальный и воображаемый мир), интерес к национальному прошлому, отсюда — опора на народные традиции. Это проявилось в творчестве В.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова.
Живопись романтизма представлена работами О.А. Кипренского (портрет А.С. Пушкина), В.Д. Тропинина («Кружевница»), пейзажами С.Щедрина, И.Айвазовского.
Проявлением романтических настроений в музыке стало распространение городской песни и романса; значительный вклад в развитие этих жанров внесли композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гумилев.
Критический реализм стал господствующим направлением не только в литературе, но и в искусстве, музыке. Видным теоретиком и пропагандистом его был выдающийся художественный и музыкальный критик, историк искусства В.В. Стасов. Под его идейным влиянием молодой художник И.Н. Крамской создал группу художников-передвижников. Сегодня мы наслаждаемся знаменитыми творениями В.Н. Сурикова, А.К. Саврасова, В.Е. Маковского, В.Г. Перова и И.И. Шишкина. Каждый из них, разделяя основные принципы критического реализма, обогатил русское искусство своей индивидуальностью.
В развитии русского музыкального искусства пальма первенства принадлежит М.И. Глинке. Его новаторство состояло в том, что он положил русскую народную музыку в основу своих произведений. А.С. Даргомыжский, продолжая традицию Глинки, создал первую демократическую драму-оперу «Русалка».
Русская культура второй половины XIX в. представлена целой плеядой талантливых композиторов. Демократизм и народность были присуши творчеству всех членов «Могучей кучки», в которой объединились М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков. Мировую славу снискало творчество П.И. Чайковского, проникнутое лиризмом и необычайной силой эмоционального воздействия.
Развитие любой культуры определяется образовательным уровнем народа. Александр I видел свое предназначение в реформировании устоев государственного абсолютизма. Философия его политических преобразований сводилась, во-первых, к созданию идеальной модели «законосвободных учреждений», которые должны были подорвать старые устои государственного абсолютизма, а во-вторых, к организации «казенного воспитания» через сеть учреждений народного просвещения для насаждения «новых знании и новых идей». В соответствии с этой установкой, в 1804 г. в стране была создана единая система образования, через которую император намеревался подготовить почву для осуществления механизма «свободного правления». Она включала в себя три ступени учебных заведений: низшая — одногодичные церковно-приходские школы; средняя — уездные училища и гимназии; высшая — университеты.
Дети крестьян, ремесленников и купцов получали начальное образование в приходских и уездных училищах. Дети дворян и чиновников обучались в гимназиях. Однако по традиции они предпочитали обучение в закрытых заведениях. В 1811 г. в Царском Селе был открыт лицей — привилегированное закрытое учебное заведение для детей дворянства. Подобные лицеи появились в Нежине, Одессе и Ярославле.
В первой половине XIX в. страна располагала семью университетами. Тогда же были открыты: Институт гражданских инженеров. Горный. Политехнический, Педагогический, Лесной институты, Коммерческая академия и Техническое училище. По замыслу Александра I, высшие учебные заведения и должны были стать рассадниками новых знаний и передовых идей, т.е. стать основой для будущего российского просвещения. Жизнь внесла коррективы и в эту новую форму: всесословную школу, вопреки заложенным в уставах идеям, стали подменять сословным образованием.
Особо следует сказать еще об одном необычном шаге Александра I: в 1803—1806 гг. на книжном рынке страны появились «евангелия» экономического и политического либерализма. Речь идет о трудах Адама Смита, о «Конституции Англии» Делольма и о работах классика римского республиканизма — Корнелия Тацита.
Оценивая первый опыт по подготовке необходимой почвы для реализации своих реформаторских идей, Александр I все более и более впадал в состояние раздражения и разочарования.
Крах либеральных исканий Александра I был воспринят его преемником как серьезное предупреждение о необходимости всемерного укрепления и сохранения основ самодержавия. Неудачное восстание декабристов и последовавшие за ним меры правительства более всего сказывались в области народного просвещения. Николай I нанес сильнейший удар по университетам: отменялась их автономия, запрещались научные контакты с европейскими учебными заведениями и преподавание философии, вводилась строжайшая цензура за учебными программами. Число учащихся в первой и второй ступенях к середине века так и не достигло 500 тыс. Уровень образованности оставался невысоким, и грамотность была уделом выходцев из богатых сословий, тогда как среди крестьян она не превышала 1—5%.
Заметный подъем развития народного просвещения связан с реформами Александра II. В 1864 г. он утвердил «Положение о начальных народных училищах». Страна получила различные типы начальных школ: государственные, земские и церковно-приходские. Общая их численность к 80-м годам достигла 17,7 тыс., а число учащихся в них — 600 тыс.
По уставу 1864 г. прежние гимназии были разделены на классические и реальные, и те, и другие семиклассные. Устав вводил принцип формального равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Однако высокая плата за обучение сделала гимназическое образование доступным только детям состоятельных родителей. Первые пореформенные годы принесли увеличение числа средних учебных заведений с 84 гимназий, в которых обучалось 24,5 тыс., до 118, в них уже было 36,6 тыс. учащихся. В эти же годы открыли университеты в Одессе и Томске, а кроме того — 30 новых специализированных высших учебных заведений, готовивших специалистов для сельскохозяйственной, лесной и горной отраслей.
В XIX в. ученые России добились крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки. Наиболее значителен был прогресс в естественных науках — математике, физике, биологии, медицине, химии.
Возникновение единой математической школы, которая вскоре встала в ряд ведущих в мире, связано с именем П.С. Чебышева, известного трудами по теории чисел и теории вероятностей, теории механизмов, по математическому анализу. Среди его учеников были А.А. Марков, положивший начало новому отделу теории вероятностей (цепи Маркова), A.M. Ляпунов, разработавший теорию дифференциальных уравнений. За вклад в развитие математики СВ. Ковалевской были присуждены премии Парижской и Шведской академий наук.
Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова, автора исследований по теории магнетизма и электричества. Открытие закона фотоэффекта принесло ему мировую славу. Его ученик Н.А. Умов обосновал учение о движении энергии — одно из центральных в физике.
С именем великого химика Д.И. Менделеева, ректора Петербургского университета, связано создание в 1869 г. периодической системы элементов, что дало возможность предугадывать свойства не известных еще элементов. Его главный труд «Основы химии» был переведен на многие европейские языки. Основоположником новой школы органической химии был A.M. Бутлеров, создавший теорию химического строения органических тел.
Начало русской физиологической школе положил И.М Сеченов. Его исследования в области физиологии и высшей нервной деятельности продолжил И.П. Павлов. Крупный вклад в биологию был сделан И.И. Мечниковым, заложившим основы современной микробиологии и патологии.
Русская классическая культура XIX в. характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания, наибольшим числом достижений, отразивших ее особенности и значение в масштабе мировой культуры. На протяжении всего XIX в. для классической русской литературы, искусства, философии, науки, общественно-политической и религиозной мысли сохраняла особую значимость проблема соотношения, с одной стороны, ориентации на сохранение национального своеобразия, с другой — направленности на преодоление национальной специфики.
Таким образом, процесс становления дворянской и буржуазной культуры в России совпал с напряженными поисками европейской интеллигенцией места человека в изменяющемся мире. Втягивание России в орбиту европейских интересов заставляло деятелей культуры искать свой ответ на сложнейшие проблемы духовной и социальной жизни. Русская культура, безусловно, испытывала на себе влияние как политических, так и общественных потрясений. Однако она гораздо меньше, чем другие сферы общественной жизни, непосредственно зависела от диктата царского самодержавия. Не случайно, что именно русская культура стала почти единственной официальной сферой, которая показывала всем гражданам страны то, чем могла бы стать Россия, если бы она развивалась по демократическому пути. Именно в сфере культуры россияне жили одними помыслами и чувствами с европейской интеллигенцией. Великие достижения в науке, музыке, литературе и искусстве сделали Россию в XIX в. неотъемлемой частью мировой культуры.

Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

XIX столетие в истории России явилось прямым продолжение предыдущего. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа. Средней Азии и других земель она стала не просто огромной, но поистине необъятной страной — империей. Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

Основная заслуга в этом при надлежит двум великим русским писателям - Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовной культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. Конечно, и в этих областях имелись определенные успехи. В частности, уже в первой половине XIX в. в России рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности их населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему оставалась средневековым феодальным обществом.

Реформа 1861 г., отменившая крепостное право, изменила положение. Однако эта реформа была непоследовательной и половинчатой, многие сдерживающие развитие факторы она сохраняла, поэтому ее воздействие оказалось ограниченным. К тому же практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия. Вместе с тем те же факторы оказывали стимулирующее влияние на духовную жизнь. Они побуждали русскую интеллигенцию вновь и вновь ставить и искать ответы на ставшие для нее извечными вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?».

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры XIX в., были Отечественная война 1812 г.. восстание декабристов 1825 г., крепостничество и реформа 1861 г. по его отмене.

Отечественная война 1812 г. вызвала рост национального самосознания и невиданный подъем патриотизма. Она пробудила у россиян чувство гордости за свое отечество, за свой народ, сумевший победить такого сильного противника, отстоявший не только свою национальную свободу, но и свободу европейских народов. Все это способствовало заметному ослаблению и исчезновению крайних форм преклонения перед всем западным, имевшим место в высших слоях русского общества. Война также оказала благотворное и вдохновляющее воздействие на отечественное искусство. Многие художники посвятили теме войны свои произведения. В качестве примера можно указать на роман Л. Толстого «Война и мир».

Отечественная война явилась также одной из главных причин возникновения движения декабристов - движения русского революционного дворянства. Декабристы были глубоко разочарованы результатами войны, считая, что победивший в ней русский народ для себя не приобрел ничего. У него как бы украли его победу. Защитив свободу других, он сам по-прежнему остался в «рабстве и невежестве».

Опираясь на освободительные идеи западных философов и мыслителей и испытывая влияние Французской и Американской революций, декабристы поставили перед своим движением радикальные задачи: свержение или ограничение самодержавия, отмена крепостничества, установление республиканского или конституционного строя, уничтожение сословий, утверждение прав личности и собственности и т.д. Осуществление этих задач они рассматривали как выполнение «долга перед народом». Ради этого они пошли на вооруженное восстание и потерпели поражение.

Восстание декабристов оказано огромное воздействие на всю последующую эволюцию России. Оно вызвало мощный подъем общественной и философской мысли. Большим и глубоким было его влияние на художественную культуру. Свою близость к идеям и духу декабризма выражал в своем творчестве А.С. Пушкин, а также другие художники.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли была тема выбора пути развития, тема будущего России. Эта тема пришла в XIX в. из предыдущего столетия. Она мучила декабристов и перешла по наследству к двум важным течениям русской мысли — западничеству и славянофильству. Оба течения отвергали существующий режим самодержавия и крепостничества, однако в понимании путей переустройства России глубоко расходились. По- разному смотрели они и на преобразования Петра I.

Западники - среди которых были П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский — стояли на позициях культурного универсализма и рационализма. Они высоко оценивали петровские реформы, выступали за развитие России по западному пути, считая его универсальным и неизбежным для всех народов. Западники были сторонниками европейской образованности, науки и просвещения, определяющей роли законов и права в организации общественной жизни.

Славянофилы , которых представляли И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. А.С. Хомяков, напротив, стояли на позициях культурного релятивизма и православия. Они отрицательно оценивали петровские преобразования, нарушившие, по их мнению, естественную эволюцию России. Славянофилы отвергали западноевропейский путь развития, настаивали на самобытном развитии России, делали упор на ее религиозно-историческом и культурно- национальном своеобразии.

Они не отвергали необходимости создания современной промышленности и сельского хозяйства, торговли и банковского дела, но считали, что при этом следует опираться на свои формы, способы и традиции, источниками которых являются русская община, артель и православие.

Славянофилы (И.В. Киреевский. А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) положили начало развитию оригинальной и самобытной русской философии , основу которой составляет не западный рационализм, а православная религиозность. В познании истины западная философия отдает предпочтение разуму. Славянофилы разрабатывают концепцию целостности духа, согласно которой в познании участвуют все способности человека — чувства, разум и вера, а также воля и любовь.

Истина к тому же принадлежит не отдельному человеку, а коллективу людей, объединенных единой любовью, из чего рождается соборное сознание. Соборность противостоит индивидуализму и разобщенности. Рассматривая свободу, славянофилы подчеркивали ее обусловленность внутренними мотивами и побуждениями, отвергали ее зависимость от внешних обстоятельств. Человек в своих поступках и делах должен руководствоваться своей совестью, духовными, а не материальными интересами.

Славянофилы скептически смотрели на правовые формы регулирования поведения людей. Поэтому их не беспокоила скромная роль правового начала в жизни русского общества. Главным регулятором отношений между людьми должны выступать истинная вера и истинная Церковь. Славянофилы считали, что только христианское мировоззрение и Православная церковь смогут вывести человечество на путь спасения. Они были убеждены, что именно русское Православие с наибольшей полнотой воплощает подлинно христианские начала, тогда как католицизм и протестантизм отошли от истинной веры. В связи с этим они выдвигают идею о мессианской роли России в спасении человечества. Идеи славянофильства оказали большое влияние на последующее развитие русской философии, они получили свое продолжение в идеологии почвенничества , одним из главных представителей которого был Ф. Достоевский.

Русская наука и образование XIX в.

Основой культурного взлета России XIX в. стали значительные ее успехи в деле развития образования. К началу века просвещение в стране заметно отставало от уровня западных стран. Неграмотными были в подавляющем большинстве не только низшие сословия — крестьяне и мещане, но и высшие сословия — купцы и даже многие дворяне. Потребность в образованных и знающих людях остро чувствовалась на всех уровнях управления государством и обществом.

Поэтому уже в начале века правительство Александра I приняло решение о создании единой системы образования, включающей в себя четыре ступени: церковно-приходские одноклассные школы — для низших слоев, уездные двухклассные училища — для горожан, купцов, мещан; губернские четырехклассные гимназии — для дворян; университеты и другие высшие учебные заведения.

После реформы 1861 г.. отменившей крепостное право, развитие системы образования ускорилось. В пореформенное время грамотность России повысилась с 7 до 22% населения. К концу века насчитывалось 63 высших учебных заведения, включая 10 университетов. Обшее число студентов составляло 30 тыс. С 1819г. развивается женское образование, а в 1870-е гг. берет начало высшее женское образование. В 1869 г. в Москве открылись Лубянские высшие женские курсы, в 1870 г. — Аларчинские курсы в Петербурге. Наибольшую известность приобрели Бестужевские женские курсы в Петербурге. Однако становление женского образования шло не без трудностей. Поэтому в 1870-е гг. в Цюрихском университете девушки из России составляли 80% всех иностранных студенток.

Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет. При этом складывается одна необычная, но характерная для России традиция: успешно развиваться, не имея для этого необходимых и достаточных условий, и оставаться не востребованной обществом. В XIX в. Россия дала миру целую плеяду великих ученых. Перечень одних только величайших открытий и достижений выглядит весьма внушительно.

В области математики они связаны прежде всего с именами Н.И. Лобачевского, А.А. Маркова и др. Первый создал неевклидову геометрию, совершившую переворот в представлениях о природе пространства, в основе которого более двух тысяч лет лежало учение Евклида. Второй разработал так называемые цепи Маркова, положившие начало новому направлению в теории вероятностей.

В астрономии мировое признание получили труды В.Я. Струве, который произвел первое определение звездного параллакса (смешения), установил наличие поглощения света в межзвездном пространстве. Достижения астрономии были во многом связаны с основанием Пулковской обсерватории, ставшей одной из лучших в мире.

Русские ученые внесли огромный вклад в развитие физики , особенно в изучение электричества. В.В. Петров открыл электрическую дугу, нашедшую широкое практическое применение. Э.Х. Ленц сформулировал правило (впоследствии названное его именем), опреде- ляюицее направление индукционного тока; экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца. Б.С. Якоби изобрел электродвигатель, создал гальванопластику, вместе с ПЛ. Шиллингом изобрел электротелеграф и сконструировал первый телеграфный записывающий аппарат, действовавший на линии Петербург — Царское село. Русским ученым принадлежит большая заслуга в создании теории электролиза, в разработке электронной, атомной и квантовой физики.

Прогресс химии также многим обязан русским ученым. Д.М. Менделеев установил Периодический закон химических элементов, ставший величайшим достижением мировой науки. Н.Н. Зинин открыл метод получения ароматических аминов, впервые синтезировал хинин и анилин. A.M. Бутлеров создал новую теорию химического строения вещества, заложив основы современной органической химии, открыл реакцию полимеризации.

В географии в январе 1820 г. русскими мореплавателями было сделано величайшее открытие: экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена — М.П. Лазарева открыла шестую часть света — Антарктиду.

Большими достижениями отмечено развитие биологии и медицины. Русские врачи первыми начали использовать обезболивающие средства — наркоз. Н.И. Пирогов первым применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях, создал атлас «Топографическая анатомия», получивший мировую известность. Н.Ф. Склифосовский начал применять антисептический метод при операциях.

Успешно развивались также общественные науки, ведущей среди которых была история. Основное внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Н.М. Карамзин создал двенадцатитомную «Историю государства Российского», которая имела небывалый успех и не раз переиздавалась. Крупным и авторитетным историком был С.М. Соловьев. Ему принадлежит «История России с древнейших времен» в 29 томах, содержащая богатый фактический материал. Заметный вклад в изучение истории отечества внес В.О. Ключевский. Он написал «Курс русской истории», а также работы по истории крепостного права, сословий, финансов.

Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особого выделения заслуживает деятельность В.И. Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», над которым он трудился около 50 лет и который сохранил свое значение и в наши дни.

XIX век стал временем становления как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школ и течений — от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев.

То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Русская литература XIX в.

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И .А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения — «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. — находятся в русле романтизма.

Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы. В романе «Евгений Онегин» рисует масштабные картины русской жизни. Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчествеФ.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм , на всю современную духовную культуру.

В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения — романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

К числу великих русских писателей, получивших мировое признание, относятся также М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И .С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.П. Чехов.

Наряду с литературой удивительный расцвет переживает русская музыка. Уже в первые десятилетия XIX в. появляется целый ряд прекрасных композиторов, многие из которых тяготеют к романтизму. Ведущим жанром является романс. Его представляют А.А. Алябьев, П.П. Булахов. А.Е. Варламов, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и др.

Наиболее популярными романсами А.А. Алябьева стали «Соловей», «Нищая». П.П. Булахов является автором не менее популярных романсов и песен — «Тройка», «Вот на пути село большое». А.Е. Варламов прославился прежде всего песней «Вдоль по улице метелица метет» и романсом «На заре ты ее не буди». Всего же он написал около 200 романсов и песен. А .Л. Гурилеву принадлежат «Разлука», «Колокольчик», «Матушка-голубушка» и другие романсы и песни. А.Н. Верстовский является одним из главных представителей русского романтизма в музыке. Помимо романсов он также создал известную оперу «Аскольдова могила».

Самыми великими именами в русском музыкальном искусстве являются М.И. Глинка и Г1.И. Чайковский. Глинка стал вершиной в развитии русской музыки первой половины XIX в. Он является родоначальником русской классической музыки. Главные его произведения — оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Своими сочинениями «Камаринская», «Испанские увертюры» и др. композитор заложил основы русского симфонизма. Все последующее русское музыкальное искусство развивалось под сильным влиянием Глинки.

Чайковский стал вершиной развития русской музыки всего XIX в. Именно ему она в первую очередь обязана своей мировой славой. Он создал подлинные шедевры во всех музыкальных жанрах. Самыми известными его операми являются «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Мировое признание получили балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик». Он создал шесть симфоний, несколько фортепьянных и скрипичных концертов. Музыкальный гений Чайковского сопоставим с гением Моцарта.

Огромный вклад в развитие русской и мировой музыкальной культуры внесла «Могучая кучка» — группа выдающихся русских композиторов, куда входили М.А. Балакирев (руководитель), А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.

Успешному развитию русской музыки способствовало открытие консерваторий в Петербурге (1862) и Москве (1866).

Русская живопись и искусство XIX в.

Большими достижениями отмечено также развитие изобразительного искусства, особенно живописи. Романтизм в русской живописи XIX в. представляют О.А. Кипренский и С.Ф. Щедрин. Первый известен главным образом как портретист, написавший «Автопортрет с кистями за ухом», «А.С. Пушкин», «Е.П. Ростопчина» и др. Второй создал поэтические образы итальянской природы, в частности серию «Гавани в Сорренто».

В творчестве К.П. Брюллова романтизм сочетается с классицизмом. Его кисти принадлежат такие известнейшие картины, как «Последний день Помпеи», «Вирсавия» и др.

С середины XIX в. ведущим направлением в русской живописи становится реализм. Его утверждению и успешному развитию способствовало возникшее в 1870 г. Товарищество передвижников, куда вошли почти все лучшие русские художники того времени. Наивысшего расцвета реализм в живописи достиг в творчестве И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Первый создал такие шедевры, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», а также портреты «Протодьякон». «Мусоргский» и др. Второй известен полотнами «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Ментиков в Березове» и др.

Выдающимися художниками-реалистами были также И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, П.А. Федотов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Весьма успешно развивается также русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга А.Н. Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы «Гроза», «Доходное место», «Лес», «Бесприданница», постановка которых сделала русский театр классическим. Выдающимся актером на русской сцене был М.С. Щепкин.

Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.