Рожденные в опилках: как живут и учатся цирковые дети

Наверное, почти каждый родитель, собирающийся впервые повести своего ребенка в цирк, задается вопросом: «А не рано ли?» Какой возраст оптимальный для первого визита малыша в цирк? Никто не сможет однозначно ответить на этот вопрос, потому что все детки разные. У каждого малыша свой темперамент, свои увлечения, каждый по-своему реагирует на большое скопление людей, шум, громкую музыку... Да и сидеть долго на месте может не каждый маленький шустрик. Психологи считают, что раньше двух лет приводить малыша в цирк не стоит. Во-первых, годовалый малыш, скорее всего, не оценит представление. Он будет реагировать на веселую музыку и кутерьму, возможно даже, все это придется ему по душе, но получить такие же впечатления он сможет и на детской программе с аниматорами. А вот примерно с двух лет ребятишки начинают лучше воспринимать происходящее. Они уже хорошо понимают речь взрослого, так что можно им объяснить многое из того, что происходит на арене.

Идем с ребенком в цирк: важна подготовка

Развитие ребенка зависит от новых положительных эмоций. Поэтому поход в цирк станет не только развлечением для малыша, но и стимулом для его развития. Чтобы ваш поход прошел на ура, будет нелишним заранее подготовить ребенка к предстоящему событию.

Мамины рассказы. Расскажите малышу, как вы будете добираться до цирка. «Мы с тобой поедем в цирк на машине». Или же: «Мы сядем в вагончик метро, и он привезет нас к цирку». Покажите малышу картинки в книгах или фотографии в интернете, на которых изображено здание цирка и то, как он устроен внутри. Дайте малышу полюбоваться билетами на представление и расскажите, для чего они нужны. О чем еще поведать крохе? О том, что в цирке есть арена, на которой будут выступать клоуны, фокусники, дрессировщики с самыми разными зверями и другие артисты.

Мультфильмы. Посмотрите с малышом несколько добрых мультфильмов о цирке. Так он не только сможет представить себе, что же это такое, но и проникнется веселой атмосферой представления. Поясняйте малышу непонятные моменты, рассказывайте на материалах мультфильма про устройство цирка и самого шоу, учите с крохой новые слова: арена, канат, прожекторы...

Полезные книги. Было бы здорово почитать и порассматривать вместе с малышом книги, рассказывающие о цирке, с понятными картинками. Особенно хороши для этого современные книги-картинки «виммельбухи».

Собираясь с малышом в цирк, обязательно продумайте, что с собой взять. Первое – это запасная одежда ребенку на случай, если он сильно вспотеет или, скажем, обольется соком. Второе – обязательно захватите «перекус» для малыша: банан, яблоко, печенье, сушки. Третье – не забудьте о соке с трубочкой и обычной питьевой воде. Будут не лишними пакет для мусора и влажные салфетки.

Ребенок в цирке: о чем следует позаботиться заранее

Если ваш малыш совсем мал, подойдите к выбору билетов более ответственно. Не стоит брать билеты на первые 4–5 рядов. Первый раз лучше сидеть с малышом подальше от арены, чтобы он не испугался крупных зверей и слишком шумных клоунов. И еще желательно, чтобы ваши места были поближе к проходу. Так будет гораздо легче выйти, если малыш вдруг раскапризничается или захочет в туалет. Плюс маленький засидевшийся зритель сможет размять ножки, постояв в проходе, и даже потанцевать под веселую музыку.

Никогда не приезжайте с крохой впритык к цирковому представлению. Спешка и нервозность – верный способ испортить настроение и себе, и ребенку. Придите за полчаса до циркового представления. Пусть маленький зритель сам протянет билеты на входе: малыши очень любят чувствовать свою значимость! Спокойно разденьтесь, подведите ребенка к зеркалу и причешите – пусть с раннего детства кроха учится опрятности. Устройте для крохи небольшую экскурсию по цирку. Обязательно заведите его в зрительный зал до начала представления, пусть освоится, рассмотрит всевозможные устройства под куполом для гимнастов. Покажите ребенку место, где сидит оркестр, расскажите, откуда будут выходить артисты, отыщите вместе прожекторы. Когда придет время занимать свои места, пусть ребенок сам попробует найти в зрительном зале ряд и место, указанные в билете.

Обычно оркестр в цирке играет довольно громко, а это может напугать малыша. Попробуйте подготовить кроху к этому заранее. Еще дома, слушая музыку, сделайте звук погромче и скажите ребенку, что так же громко будет и в цирке. В начале представления, когда начнет гаснуть свет, предупредите малыша, что вот сейчас громко заиграет музыка, чтобы она не стала для него неожиданностью. Только не говорите: «Не бойся!» Не нужно акцентировать внимание ребенка на том, что вот сейчас может быть страшно или как-то не слишком приятно. Так можно получить обратный эффект. Ведите себя уверенно. Ваше спокойствие передастся и малышу.

Во время представления следите за реакцией ребенка на происходящее. Если заметили, что он напрягся, испугался чего-то, постарайтесь разрядить обстановку, отвлечь кроху. Рассказывайте о том, что происходит на арене: «Смотри, какая лошадка! Какая у нее грива, хвост! Как она красиво поднимает ножки». Или: «Вот как дядя колечки подбрасывает и ловит! Как хорошо у него получается! Давай и мы дома так попробуем!» И, конечно, хлопайте в ладоши вместе с маленьким зрителем.

В антракте не сидите в зале, пройдитесь по фойе. Если кроха хочет побегать, по возможности не сдерживайте его. Он засиделся на месте, и теперь ему нужно немного размяться. Не расстраивайтесь, если вам покажется, что кроху гораздо больше представления интересует попкорн, шарики и аквагрим. Все же цирк – это, прежде всего, развлекательное мероприятие. И покупка в антракте «чего-нибудь вкусненького» или «интересненького» тоже часть этого веселого праздника.

Если малыш слишком устал (а такое тоже может случиться), уйдите из цирка пораньше, не дожидаясь конца представления.

Играем с ребенком в цирк

Скорее всего, вашему юному зрителю понравится цирковое представление. И вероятно, что малыш захочет дома поиграть в цирк.

Дрессированные звери. Если у вас живут домашние питомцы, малышу будет интересно научить их каким-нибудь трюкам. Тем более он уже видел, как выступают дрессированные животные на арене цирка. Кошку, например, можно научить прыгать со стула на стул, собаку – подавать лапу и лаять по команде, морскую свинку – становиться на задние лапки, попугайчика – садиться на руку. Если домашних животных нет, устройте представление с игрушечными зверями.

Жонглирование. Поучите малыша простому жонглированию двумя предметами. Для этого нужно взять в каждую руку по небольшому мячику (для большого тенниса, например), по яблоку или мандарину. Подбрасываем один мячик вверх правой рукой, перекладываем мячик из левой руки в правую, ловим подброшенный мячик левой рукой, и цикл повторяется. Движение простое, но все-таки требует тренировки. Зато, когда получится, малыш будет невероятно горд собой. А для самых маленьких жонглеров надуйте несколько шариков. Пусть подбрасывают их вверх и ловят под веселую музыку.

Клоун. Яркий грим на лице, цветной парик, поролоновый нос – и перед нами веселый клоун. Пусть малыш попробует развеселить «почтенную публику», как это делал клоун в цирке. А какие еще номера войдут в ваше веселое домашнее представление?

Оценить готовность малыша к походу в цирк смогут только родители, потому что они хорошо знают своего сына или дочурку. Бывал ли уже малыш в других общественных местах: в зоопарке, кукольном театре, на анимационном представлении с клоунами или ростовыми куклами? Интересно ли ребенку рассматривать животных, нравится ли смотреть театральный спектакль, может ли он высидеть спокойно хотя бы полчаса? Если вы уже посещали массовые зрелища и ребенку понравилось, можно смело отправляться и на цирковое представление. Если же ваш малыш неуверенно чувствует себя в людном месте и пока не может сконцентрироваться на просмотре выступления артистов, возможно, с походом в цирк стоит немного повременить.

Звездные родители

Анна Чурина, актриса, и Ксения (10 лет)

Моя дочь Ксения обожает животных! Так что в цирке у нас любимые номера со зверушками: лошадьми, кошками, собачками, обезьянами. В прошлом году наша кошка Маргоша родила четырех котят, Ксюша с подружками играли в цирк: придумывали разные номера для них и двух взрослых кошек. Так что у нас дома был собственный театр Куклачева!

Андрей Дементьев-Корнилов, дрессировщик слонов, режиссер, и Ника (2 года)


В цирк моя жена Екатерина привела дочку Нику в 1,5 месяца. Я тогда был режиссером новогодней елки в Костромском цирке, и они пришли посмотреть. Но дочка все представление спала у мамы на руках. Сейчас Ника постоянно присутствует на представлениях, и ей больше всего нравятся номера с животными. Выступление мамы и папы со слонами она не пропустила еще ни разу. Всегда боится опоздать и каждый раз смотрит не отрываясь, как первый раз.

ВСЕ О ЦИРКЕ!

ЗАГАДКИ, АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, ДЕТСКИЕ СТИХИ, РАСКРАСКИ

ЗАГАДКИ о "Цирке"

Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали. (Цирк)

Палочкой помашет –
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо –
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик)

В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана! (Фокусник)

Кольцо в огне, оно горит,
Через кольцо гимнаст летит,
В полете распушил он гриву
И помахал хвостом игриво.
Ответ: Лев

«Гав-гав», - кричит нам чемпион.
На двух передних лапах он
Стоит на узенькой доске,
И с яблоком на голове.
Ответ: Собака

Жонглер на сцене выступает,
Он хоботом шары бросает
На лапе стоя, на одной,
Он славный очень и смешной.
Ответ: Слон

Раньше он в берлоге спал,
Цирк его к себе позвал.
Поднимает гири он -
Цирковой артист силен.
Ответ: Медведь

Здесь котята-акробаты,
Здесь и клоуны-котята.
Через голову - кувырк,
Значит, здесь кошачий...
Ответ: цирк

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА "Цирк"

Язычок – циркач у нас,
Нам покажет высший класс
1. В цирк пойдем мы с ним теперь,
Открываем шире дверь,
Улыбнемся широко,
Очень ловко и легко!
Улыбка-заборчик
2. Нас встречает добрый слон,
Длинный хобот тянет он.
Дрессирован лихо слон,
Хоботом вертеть учен!
Трубочка
3. Облизнулся тигр Фред,
Завтрак ждет он и обед.
Вкусное варенье
4. К нам на лошади спешит
Цирковой лихой джигит!
Лошадка
5. Клоун Петя словно мячик
За зубами сверху скачет!
Мостик ловко сделал он,
Настоящий чемпион.
Парус-горка,
6. На арене – йог известный,
Очень нам он интересный.
Полежал он на гвоздях,
Не шелохнувшись даже, «ах!»
Качели
7. Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться
И на канате танцевать
8. Лопатка-ветерок До свиданья, скажем мы
И помашем раз, два, три!

«А теперь на арене удавы лежат
И тихонько-тихонько на всех шипят».
Давайте пошипим вместе с ними.
(Дети проводят по удавам пальцем и шипят «ШШШШШШШШШШШШ»).

«Воздушный гимнаст словно птица
Под куполом цирка веселится.
Чтобы было ему веселее,
Подуем на него сильнее».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА "Цирк"

1. Цирк зверей.

Покажите мне скорей
Настоящий цирк зверей:
Как танцует нам фокстрот
Неуклюжий бегемот,
Кувыркается мартышка,
На машине едет мишка;
Словно шустрый белый мячик,
По манежу скачет зайчик.
А в конце, все, как артисты,
Поклонились в пояс низко.

2. После каждого куплета дети показывают, что делает тот или иной цирковой артист.

В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
По канату мы идем,
Ни за что не упадем.

В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
Мы жонглируем шарами,
Их кидайте вместе с нами.

В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
Делать фокусы мастак
Иллюзионист и маг.

В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
На арене силачи
Гири жмут, как калачи.

В цирке весело нам очень,
Мы смеемся и хохочем.
На арену клоун рвется,
Зритель весело смеется.

ДЕТСКИЕ СТИХИ ПРО "Цирк"

"Про цирк(Азбука)"
Лев Яковлев

Акробат прыгуч и ловок,
Он скакал без остановок.
На скаку почистил брюки,
На скаку прочел журнал,
На скаку он вымыл руки
И на ужин поскакал!

Антиподист

Видел в цирке я картину:
Лег один артист на спину
И ногами без промашки
Перебрасывает чашки.
А когда собрал сервиз,
Кинул ложечку на бис!

Бегемот на батуте

Вот забрался на батут
Бегемот...
Литавры бьют...
Это страшная минута
Для несчастного батута.

Велофигуристка

Есть одно лишь колесо.
А на нем седло - и все!
Не боится риска
Велофигуристка!

Гимнасты

Кидает гимнаста
Гимнаст и глядит,
Как гимнаст от гимнаста
К гимнасту летит!

Конь во весь опор бежит,
На коне лихой джигит,
Пролезает под конем,
Кувыркается на нем
Весело, ловко...
Ай да джигитовка!

Дрессированная собака

У воспитанной собаки
Нету времени для драки.
Нужно ей решать примеры,
Перепрыгивать барьеры,
Приносить мячи в зубах,
Танцевать на двух ногах,
Застилать свою кровать
И котов дрессировать.

Езда на верблюде

На верблюжем горбу
Усидеть нелегко,
Но зато высоко
И видать далеко!

Ёлка в цирке

Разбойники скачут
Втроем на быке.
Снегурочка крутится
На турнике.
Летит Дед Мороз
На ракете...
Нет ёлки
Смешнее
На свете!

Он бросает кольца вверх,
Он устроил фейерверк:
Пять, и шесть, и семь колец,
И двенадцать наконец!
Удивляются вокруг:
- Как ему хватает рук?

«Зеркало»

Называют «зеркалом»
В цирке круг бумажный.
Может прыгнуть в «зеркало»
Лишь артист бесстрашный.
Если в «зеркале» дыра,
Смельчаку кричат: «Ура!»

В Москве ли,
В Праге ли,
В Мадриде ли
Кто в цирке
Самый главный?
Зрители!

Икарийские игры

Чтобы кинуть вверх сынка,
Папа дал ему пинка.
Возвращается сынок:
- Папа, дай еще разок!

Бедный йог на сабли лег!
Угли съел несчастный йог!
Не пугайтесь, дети,
Это клоун Петя!
Угли - из морковки,
Сабли - из веревки,
Смотрит из корзины
Кобра из резины!

Канатоходец

По канату он катался,
Сделать сальто попытался,
Еле-еле не упал...
Нервы людям истрепал!

Клоун Рыжий,
Клоун Белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим,
Клоун может
Быть любым.
На проделки их
Глазея,
Мы кричим:
«Вот это да!»…
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!

Их прыжки легки и метки.
Львиный рык похож на гром.
Даже в цирке, даже в клетке
Остается лев царем.

Метатель ножей

Если дрожь в руках, не трожь,
Этот острый длинный нож -
Ты уйми сначала дрожь,
А потом его метнешь!

Музыкальные эксцентрики

Один играет на пиле,
Другой играет на метле,
Играет третий на дровах,
И все стоят на головах!

Наездница

Лошадка шелкогривая
Танцует на площадке.
Наездница красивая
Танцует на лошадке.

Обручей на ней не счесть:
Десять, двадцать, двадцать шесть,
Двадцать девять, тридцать три...
Где артистка?
Там, внутри...
Ах, она играет в прятки?
Все равно мы видим пятки!

Пластический этюд

Может этот паренёк
Завязаться, как шнурок.
Лишь одно меня тревожит -
Вдруг распутаться не сможет?

Роликобежцы

Нету льда -
Не беда.
Синяки -
Пустяки.
Лихо чертят ролики
Крестики и нолики!

Почему такой силач,
Как малыш, играет в мяч?
Лишь такому силачу
Этот мячик по плечу:
Серебристый, новый,
Стокилограммовый!

Тарелки на тростях

На арене, на тростях
Крутятся тарелки... Ах!..
Глубоки тарелки,
Да осколки мелки!

Трапеция для слонихи

Почему слониха
Не летает лихо?
Просто нет трапеции
Для ее комплекции.

Укротитель

Укротитель топ ногой!
Лева фыркнул - ишь, какой...
Укротитель шлеп бичом!
Леве это нипочем...
Укротитель хлоп хлыстом!
Лева помахал хвостом...
Укротитель дал пирог…
Лева сделал кувырок.

Фокусница

Фокусница превратила
Человека в крокодила.
В удивленье замер зал.
Встал Сережа и сказал:
- Тетя, сделайте обратно,
Человеку неприятно!

Он всех больше, он всех выше,
На ходулях смело вышел,
С подкидной доски взлетел,
Приземлился... заревел!
Но зачем ему реветь?
Потому что он медведь.

Если хочешь похандрить,
Лучше в цирк не приходить.
Ненавидит цирк хандру.
Цирк хандре не по нутру.

Цирковая кошка

Чем чаще кошка
Ест уху,
Тем жить спокойней
Петуху!

Чревовещатель

Когда он закрывает рот,
Живот его поет.
Когда он открывает рот,
Молчит его живот.
Обидно, что при этом
Он не поет дуэтом!

Часто-часто, четко-четко,
Каблучками грохоча,
Бьет чечеточник чечетку
И танцует «ча-ча-ча»!

Что такое шапито?
Это будто решето!
Из него сыпятся
Пудели и мячики,
Пляшущие девочки,
Скачущие мальчики,
Рыжий клоун корчится,
Вертится и дразнится,
Ну а нам хохочется,
Нам все это нравится!
Продолжай, шапито!
Не уйдет домой никто!

Щелчок по-клоунски

Рыжий Белого поймал,
Будто бабочку, в сачок.
Белый Рыжего поймал,
Будто рыбку, на крючок.
Рыжий - БАХ!
И Белый - БАХ!
Шишки выросли на лбах!

Укротитель строг, и все же
Он в душе большой добряк.
Вот и в азбуке похожи
Твердый знак на мягкий знак.

Очень букве «Ы» обидно,
Буква горем сражена:
- Почему меня не видно
В слове «ЦИРК»,
Хоть я слышна?..
Существуют «ПРЫГУНЫ» -
Значит, в цирке буква «Ы»!

Эквилибрист

Три катушки
Друг на дружке.
Он забрался
На катушки
И ничуть
Не раздражается,
Что катушки
Разъезжаются!

Ювелирная работа

По канату он шагал,
А на лбу держал кинжал,
На кинжале вазу нес,
А на ней лежал поднос,
А на нем стакан компота...
Ювелирная работа!

Язык по-клоунски

Что за хохот? Что за крик?
Клоун показал язык.
Очень редко языки
Так бывают велики!

В прошлый раз мы ходили в цирк всей семьей и обсуждали тему, с какого возраста водить детей в ? Сегодня расскажу о программе "Национальный цирк Египта".

Для начала, смотрим видео

Довольно интересная программа. Конечно, цирк как обычно национальный. Собраны представители различных культур и национальностей.

Кульминацией программы являются львы и тигр из Египта. Очень красивые, грациозные животные.

Также были забавные волки, как собаки на поводках. На самом деле волки раньше жили и в нашем , но теперь их там нет. Эти вольные животные совсем не страшно смотрятся и в цирке и в зоопарке. Совсем не такие грозные, зубастые огромные животные, какими мы привыкли видеть их в сказках и литературных произведениях. В неволе волки больше похожи на собак, которые линяют. Сейчас весна и меняют шерсть не только волки, но все звери.

Детям понравились также другие звери: забавные обезьянки, северные в упряжке. А в роли северных оленей выступали козы.

Всю арену усыпали змеями и крокодилами - это тоже довольно интересное и необычное зрелище. Пресмыкающиеся довольно резво ползали и наводили ужас на зрителей.

Также поразили леопарды, которые разгуливали по арене цирка без клетки. Их хозяйка, довольно хрупкая женщина, весьма хорошо с ними справлялась и переодевалась в различные красивые наряды.

Конечно, было много акробатических номеров и гимнастов, малыши тоже зачарованно на них смотрели.

Обычно в цирке бывает очень холодно, но в этот раз стояла неимоверная жара. Почти как в Египте. Детям было жарко в футболках.

В целом нам цирк очень понравился. Конечно, никто не ожидал увидеть там артистов из Египта. Труппа была смешанная из разных стран, в том числе и было несколько египтян. Но мы довольно скоро поедем сами в Египет, так что успеем там посмотреть на местных жителей. Уже купили

Веселые клоуны, как обычно, смешили всех. На мой взгляд, зря они учат детей драться. Но последний номер с музыкальными инструментами в виде котелка, молотка и тарелки, стиральной доски и прочих экзотических теперь старинных вещей... Заставил смеяться весь зал. Современные дети видели такие предметы только в музеях. А мы в детстве с удовольствием использовали их в качестве музыкальных инструментов.

На сегодня все
Продолжаем наш . Малыш спрятался в рубрике

Нажимаем кнопки внизу – делимся информацией в социальных сетях, заранее спасибо.

Комментарии.

Ходите ли Вы со своими детьми в цирк?

Подводим итоги статьи:

В прошлый раз мы ходили в цирк всей семьей, и обсуждали тему с какого возраста водить детей в ? Сегодня рассказала о программе "Национальный цирк Египта"
Успехов Вам! С уважением Светлана, сайт

Праздник в начальной школе «К нам приехал цирк!». Сценарий.


Матвеева Светлана Николаевна , учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию материал, который направлен на организацию досуговой деятельности детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям группы продлённого дня. К мероприятию рекомендуется заранее провести предварительную работу.
Цель: создать атмосферу праздника, вызвать положительные эмоции.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения цирка, а также с профессиями артистов цирка;
- воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;
- создать благоприятный микроклимат на празднике.
Предварительная работа: украшение зала (класса), оформление выставки рисунков «Я люблю цирк» и сочинений «В цирке я хотел бы быть…», подготовка докладов и презентаций, подготовка и репетиция номеров к празднику, приобретение специальных красок и кистей для нанесения грима, приобретение париков, носиков и галстуков для конкурса, изготовление памятных буклетов, приобретение сувениров (желательно, чтобы они напоминали о цирке: мыльные пузыри, светящиеся палочки, заводные игрушки и т. д.), разучивание стихов, приобретение билетов в цирк.

Ход мероприятия:

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.
Что это, ребята? (Цирк).
Звучит музыка.
Ведущая: Конечно, это ЦИРК ! Цирк - один из самых древних, массовых и популярных видов искусства. Сегодня нас ждёт Путешествие в цирк! Именно цирк вносит в жизнь детей необыкновенное веселье и радость. Медведи, катающиеся на велосипедах, тигры, прыгающие в пылающие кольца, акробаты, мастерски выполняющие самые сложные трюки и т.д. – всё это приводит в неописуемый восторг не только детей, но порой и нас взрослых. Сегодня праздник «К нам приехал цирк!» .


Далее следует презентация или доклад детей об истории возникновения цирка.
Примерное содержание:
Цирк – от латинского слова «круг», относится больше к гонкам, чем к другим видам развлечений.
Человек всегда любил, чтобы его развлекали. В Древней Греции, например, были гонки колесниц, в Китае - «человек-змея», в Египте - дрессировщик диких животных. Со временем в Риме появилась идея объединения этих и других развлечений в цирке.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк – зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных.
В свою очередь, древнеримские цирки – монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей – были, прежде всего, местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы.


Цирк «Максимус» появился в III столетии до нашей эры. Он был и самым большим: в нем могли поместиться 150000 человек. Когда римляне приходили в цирк, они как никогда попадали на прекрасную площадь развлечений. Там торговали сладостями и другими продуктами. Вход был бесплатным, потому что правители использовали цирки, для того чтобы удовлетворить народ, отвлечь от общественных проблем и забот.
В средневековье не было организованных цирков. Из города в город путешествовали труппы артистов, которые показывали различной сложности трюки.
Первый цирк, больше всего похожий на современный, был создан англичанином Филлипом Эстли в 1768 году.
Так из обыкновенного представления и любви человека к лошадям появился цирк. Для того, что бы привлечь учеников и заработать больше денег, Филипп начал проводить демонстрации своих наездников. Дела у него пошли хорошо, очень скоро он смог построить специальное здание, которое имело куполообразную крышу, манеж, круглый зрительный зал и сцену с оркестром.
4 августа 1777 года прошло первое цирковое представление в этом здании, носившем тогда название «амфитеатр Эстли». Сначала все представления состояли исключительно из номеров с лошадьми. Были показаны чудеса дрессировки, акробатики. Однако со временем в «Амфитеатре» начали ставиться комбинированные представления, где присутствовали как номера с наездниками, так и другие номера. В первых цирковых программах принимали участие дрессировщики собак, канатоходцы, клоуны, акробаты, пантомима и жонглеры.
Идеей Эстли заинтересовались и в других странах. С тех пор цирки стали популярным зрелищем во всём мире.


Ведущая: Цирк – это яркие, захватывающие дух или заражающие оптимизмом номера. Действительно, где, если не в цирке, можно увидеть столько неординарных личностей с уникальными способностями, умениями и готовностью неустанно развлекать публику? На первый взгляд, кажется, что жизнь циркового артиста насыщена беззаботностью и весельем, но, между тем, его работа – это очень тяжёлый труд.
В цирке работают представители многих специальностей: дрессировщики, иллюзионисты, клоуны, акробаты, атлеты, воздушные гимнасты, эквилибристы, наездники и другие.
Все профессии пред глазами, они написаны на доске или висят на стенде.
Ведущая: Для овладения профессиональными навыками каждому из этих специалистов требуются годы тренировок. В такой сфере вряд ли смогут проявить себя те, кто не готов посвятить цирковому искусству всю свою жизнь. Цирк для них это не просто место работы. Для всех кто выбрал своей профессией служение цирковому искусству, - это жизнь, это дом, это семья.
Артист цирка должен обладать следующими качествами:
- упорство и терпение;
- хорошие физические данные;
- требовательность к себе и другим;
- творческое мышление;
- непринужденность в работе;
- актерские способности;
- физическая выносливость;
- готовность к ежедневному риску;
- легкость;
- способность преодолевать страх и усталость.
Все качества пред глазами,
они написаны на доске или висят на стенде.

Ведущая: Посмотрим, есть ли эти качества у Вас?
Конкурс «Весёлая пантомима». Для участия приглашаются все желающие. Даётся задание. За 5 минут надо придумать пантомиму и показать её всем участникам праздника. У кого хорошо получается и тот, кто угадывает, получают сувениры на память.
Примерные задания:
Изобразить известную картину, пословицу, строчку из известного всем стихотворения.
Ведущая: Современный цирк – прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов.


Ведущая: Любимцы детей – ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов – актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей – акробаты, мимы – “рыжие” и “белые”, чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей – Арлекина и Пьеро.
Далее следует работа детей в парах. Специальными красками они наносят грим друг другу. Можно пригласить на праздник профессионала, который поможет детям, а можно справиться самим с привлечением родителей.
1 ребёнок:
Клоун Рыжий, клоун Белый,
Клоун трус и клоун смелый,
Клоун Бом и клоун Бим,
Клоун может быть любым.
На проделки их глазея,
Мы кричим: «Вот это да!»…
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!
Ведущая: Следующий конкурс «Клоуны одеваются» .
Для этого конкурса необходимо разделиться на 2 команды, можно мальчики и девочки, дети и родители и т. д. К конкурсу уже готовы заранее атрибуты: парики, носики, галстуки, бантики и прочее. По сигналу команды начинают одевать на себя все атрибуты клоуна. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справиться с заданием.
Звучит весёлая музыка. По окончании конкурса дети в костюмах танцуют. Некоторые дети, которые заранее готовили номер клоуна, разыгрывают сценки, веселят гостей.
Ведущая: Есть в цирке и опасная работа.


2 ребёнок:
Если дрожь в руках, не трожь,
Этот острый длинный нож -
Ты уйми сначала дрожь,
А потом его метнешь!
Ведущая: Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.
3 ребёнок:
Обручей на ней не счесть:
Десять, двадцать, двадцать шесть,
Двадцать девять, тридцать три...
Где артистка?
Там, внутри...
Ах, она играет в прятки?
Все равно мы видим пятки!


Далее следуют конкурсы: «Метание дротиков», «Кегли», «Городок», «Кто дольше крутит обруч», «Кто больше прыгает на скакалке» и другие. Все конкурсы проходят с помощью родителей. Затем следуют гимнастические выступления детей, с лентами, булавами, обручами, мячами и прочими атрибутами.
Ведущая: Ребята, предлагаю Вам - Конкурс загадок «Что я знаю о цирке?» .
Примерные загадки:
В Москве ли,
В Праге ли,
В Мадриде ли,
Кто в цирке
Самый главный?
(Зрители).
Палочкой помашет –
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо –
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик).


В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь, То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана!
(Фокусник).
Кольцо в огне, оно горит,
Через кольцо гимнаст летит,
В полете распушил он гриву
И помахал хвостом игриво.
(Лев).
«Гав-гав», - кричит нам чемпион.
На двух передних лапах он
Стоит на узенькой доске,
И с яблоком на голове.
(Собака).
Жонглер на сцене выступает,
Он хоботом шары бросает
На лапе стоя, на одной,
Он славный очень и смешной.
(Слон).
Раньше он в берлоге спал,
Цирк его к себе позвал.
Поднимает гири он -
Цирковой артист силён.
(Медведь).
Всем первым отгадавшим выдаются сувениры.
Ведущая: Классические номера – это выступления дрессированных животных. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных – например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.


4 ребёнок:
У воспитанной собаки
Нету времени для драки.
Нужно ей решать примеры,
Перепрыгивать барьеры,
Приносить мячи в зубах,
Танцевать на двух ногах,
Застилать свою кровать,
И котов дрессировать.
Далее выступают ребята, приготовившие номера со своими домашними животными. (Обязательно при помощи родителей). Животные должны быть безопасными. Если в классе есть дети с аллергией на животных, то этот пункт следует исключить из сценария.
Ведущая: В цирке очень много интересного. Давайте посмотрим и послушаем наших ребят. Они приготовили Рубрику «Знаете ли вы?» и фокусы .
Примерные сообщения:
Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
Многие считают, что показывать дрессированных животных – жестоко. Чтобы животные – например, львы – стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений – без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.
Помимо обычного цирка, существуют также “Цирк на воде” и “Цирк на льду”, в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
Далее дети показывают подготовленные заранее фокусы.
Ведущая: А теперь конкурс чтецов «Стихи о цирке».
Примерные стихи:
Клоун в цирке -
Это клоун!
С ним смеётся весь народ!
В три ручья льёт слёзы то он,
То под куполом поёт!
Все хохочут,
Он – рыдает!
Лезет к тиграм на рожон!
У меня мечта большая:
Буду клоуном!
Как он!

Для радости ребячьей
Приехал цирк бродячий.
В поющем и в звенящем,
В нём всё, как в настоящем.

Гимнаст летит, и скачет конь,
Лисица прыгает в огонь,
Собачки учатся считать,
Выходит пони их катать.
Мартышка к зеркалу спешит,
И клоун публику смешит.


В конце выходит чародей,
И на глазах у всех людей
Из ничего, из пустоты
Живые достаёт цветы,
Потом, как будто для игры,
Бросает в публику шары.
У детворы глаза блестят,
А в небо голуби летят!

Мы с мамой в цирке побывали
(Мечтал об этом с давних пор).
Артистов разных повидали,
И мне понравился жонглёр.

Подбрасывал тарелки в воздух,
И ни одной не уронил!
Я затаил дыханье просто,
Ему я хлопал, что есть сил!

Мне захотелось попытаться,
Как вырасту, жонглёром стать.
Немного потренироваться,
А после в цирке выступать.

Достал тарелки я из шкафа,
И стал подбрасывать, как он…
Но падали тарелки на пол
И бились, издавая звон.

Наверно, глядя на жонглёра,
Секрет какой-то проглядел…
Эх, попадёт за это скоро!..
Жонглёром быть я расхотел!

Их прыжки легки и метки.
Львиный рык похож на гром.
Даже в цирке, даже в клетке
Остается лев царём.

Бедный йог на сабли лег!
Угли съел несчастный йог!
Не пугайтесь, дети,
Это клоун Петя!
Угли - из морковки,
Сабли - из веревки,
Смотрит из корзины
Кобра из резины!

Depositphotos.com

«Детей артистов в цирковой среде называют рожденными в опилках»

Начну с того, что в цирке выступают люди, которые пришли к этому самыми разными путями. И все артисты, как и их истории, очень отличаются. Кто-то профессионально занимался спортом, где важную роль играют личные достижения, и на манеж выходит, сосредоточившись на трюках. Кто-то танцевал. А кто-то, как я, родился и вырос в . И это особая категория людей. О них, и о себе – в том числе – я и расскажу.

Детей артистов в цирковой среде называют рожденными в опилках: ими принято покрывать манеж со времен, когда в цирке стали выступать конные акробаты. Опилки служат упором для лошадиных копыт, в них не так больно падать, да и убрать за животными проще. Кроме того, многие четвероногие артисты живут в вольерах, пол которых также усыпан опилками. Дети возятся с животными, копошась в опилках. Отсюда и выражение.

Воспоминания о раннем детстве у меня, как, наверное, и у большинства людей, фрагментарны. В моей памяти сохранились связанные с цирком цвета, звуки и ароматы. Это запахи отцовского грима, каучукового манежа, сахарной ваты, попкорна.

«Мы начинаем осваивать цирковые профессии очень рано»

В 4 года я впервые вышел на манеж как артист. Выступал с родителями, участвовал в новогодних постановках. У был номер – «Собачья академия», в котором его питомцы разыгрывали сцену урока и делали все, что положено ученикам в школе. Мама ассистировала. А я сидел с собаками за партой и повторял несложные действия. У собак получалось лучше, и зрителей это очень умиляло. Конечно, по мере того как я становился старше, от меня требовали большего.

Вообще дети артистов начинают осваивать цирковые профессии очень рано. Сначала участвуют в номерах родителей, потом учатся чему-то, чтобы потом выступать отдельно. Иногда родители занимаются с детьми сами, но чаще отдают в ученики знакомым артистам. Тут очень важно разглядеть талант, учесть характер и даже особенности и потенциальные возможности тела, чтобы подобрать дело, которое действительно подходит. Как правило, это удается. И получается, что дети артистов остаются в цирке и работают там всю жизнь. Это в порядке вещей, как и весь жизненный уклад артистов.

Николай Винокуров / Фотобанк Лори

«Новый город - новая школа»

Цирковые семьи трудятся сообща. И это здорово. У каждого – свои обязанности и своя ответственность. В те дни, когда не было представлений, мы просыпались утром, завтракали и отправлялись в цирк: репетировать и ухаживать за животными. Многие цирковые семьи так живут, приходится договариваться и ладить – от этого в том числе зависит профессиональный успех.

Правильно распределить обязанности важно еще и потому, что артисты постоянно перемещаются. Отправляясь на гастроли, мы везем с собой животных, костюмы, реквизит. Нужно постоянно оформлять документы и следить за тем, чтобы ничего не забывать. Но это быстро входит в привычку – ездить приходится очень много. Мы с родителями особенно активно гастролировали, пока я не пошел в школу. Возможно, они старались лишний раз не отрывать меня от занятий.

Но избежать этого все равно не удалось бы. Поэтому когда я пошел в школу, в моей жизни начался забавный период под названием «Новый город – новая школа». Меня не отправляли учиться за границу, как некоторых моих друзей. Хотя за школьные годы родители работали и в европейских странах, и в Японии – в эти периоды я учился экстерном.

«Меня очень выручали цирковая открытость и коммуникабельность»

Постоянная смена школ многому меня научила. Я рано понял, что времени присматриваться к одноклассникам нет, надо максимально быстро расположить к себе окружающих, чтобы проучиться положенный отрезок времени спокойно, без конфликтов. И мне это часто удавалось, хотя бывало всякое. Я заметил, что к новеньким в принципе неплохо относятся. При том что мальчики обычно все-таки любят проверить, что из себя представляет новенький, дрался я не так уж часто.

Возможно, мне просто везло, и обстоятельства складывались в мою пользу. Я по опыту знаю, что успех в школе и адаптация чаще всего результат цепи определенных событий. Иногда и неудачных. Поэтому я уверен: когда ребенку трудно учиться из-за того, что он плохо ладит с одноклассниками или учителями, проблему можно решить, сменив школу.

Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Я же это делал не по своей воле. Меня очень выручали цирковая открытость и коммуникабельность. Эти черты вообще отличают детей цирковых артистов. Кстати, между собой дети цирковых контактируют очень своеобразно. Мы не тратим время на вопросы типа «Сколько тебе лет?» и «Чем ты увлекаешься?» Общаемся так, будто виделись вчера и продолжаем начатый разговор.

Правда, легкость в общении имеет и обратную сторону. Из-за постоянных переездов приходится не только знакомиться с новыми людьми, но и прощаться. Правда, с одним давним другом из московской школы мы общаемся до сих пор, несмотря на то, что я проучился с ним примерно полгода.

«Вписаться в программу вообще бывало сложно»

Помимо общения со сверстниками мне нужно было находить общий язык с огромным количеством учителей. И я сделал для себя еще один важный вывод: результат освоения того или иного предмета в большинстве случаев зависит от взаимоотношений с учителем.

Однажды из-за затянувшегося оформления документов мы оказались на вынужденном простое в одном провинциальном городе. Местная учительница по математике просто поражала меня своим выговором и внешним видом – из-за ее акцента я не понимал половины того, что говорила эта женщина. В результате съехал, хотя математика всегда давалась мне отлично.

Вписаться в программу вообще бывало сложно. Даже если я менял школы в России. Формально программа почти всегда была одна, но осваивали ее ученики разных школ с разной скоростью. Бывало, что артистов селили рядом с гимназией. А там класс сильно опережал учеников обычной школы, куда я ходил до гимназии. Поэтому приходилось сидеть за учебниками по ночам и заниматься. Иногда я оказывался в классе, который, наоборот, отставал очень сильно. Тогда можно было расслабиться и ничего не делать… А попав в нормальный класс в другом городе, поплатиться за это.

«Главными моими врагами были одиночество и скука»

Несмотря ни на что, до шестого класса я был почти отличником. А когда собирался в седьмой, родителей пригласили работать в Италию на год (впоследствии продлив контракт еще на один). И тогда они взяли меня с собой. В школе договорились, что я буду заниматься сам, а в мае сдам экзамены. Мне выдали кучу учебников, и мы уехали.

Вячеслав Николаенко / Фотобанк Лори

Вернувшись в Россию, я сдал экзамены за седьмой и восьмой классы. И то переезжая из города в город и регулярно меняя школы, то занимаясь самостоятельно, правдами-неправдами закончил школу. В этот период я думал о том, точно ли хочу остаться в цирке или мне нужно выбрать другой путь. Пока думал, поступил в университет, а когда получил диплом, у меня уже был собственный номер с мячами, с которым я гастролировал без родителей. И вопрос отпал сам собой. Сегодня у меня три номера, один из них – номер отца с собаками, он достался мне по наследству, когда отец оставил манеж.

Вспоминая свое детство, я понимаю, что объездил очень много городов и стран, встречал людей разных национальностей, вероисповедания и статуса. И при этом, как ни парадоксально, за границей главными моими врагами были одиночество и скука. Жить приходилось пусть в хорошо оборудованном, но – тесном – доме на колесах, где на личное пространство не было и намека. Это удручало, как и отсутствие компании по возрасту. Я не ходил в школу, а в программе, в которой выступали родители, часто участвовали только взрослые артисты. Поневоле меня посещали философские мысли не по возрасту. Поэтому я, насколько это удавалось, изучал места.

Я выяснил, что везде, в том числе в самых маленьких деревушках есть, на что посмотреть. А еще обнаружил, что люди в каждом городе разные, даже если живут в одной стране. Их восприятие мира, отношения между собой и к другим очень отличаются. Меня это всегда поражало и одновременно вдохновляло как в детстве, так и сейчас, когда я в очередной раз оказываюсь в новом месте.