Ровшан Аскеров: «Друзь может идти нафиг!» Скандал за кулисами «Что? Где? Когда? Евгений галкин что где когда сын крюка

В год 40-летия "Что? Где? Когда?" осеннюю серию игр открыла команда сотрудников МИДа России. Еще до того, как выиграть у телезрителей, она победила двести других команд трудовых коллективов, которые присылали в "Что? Где? Когда?" заявки с сентября прошлого года. Это была первая в истории игры команда трудового коллектива, попавшая в программу по конкурсу. Кстати, скоро стартует — для желающих попытать счастья в 2016 году.

Хотя конкурса трудовых коллективов до прошлого года не было, шестерки, объединенные профессией или общим местом работы, сиживали за игровым столом и раньше. 10 лет назад, 1 апреля, в день, когда Первому каналу исполнялось десять лет, в кресла знатоков сели ведущие "первой кнопки" , Арина Шарапова, Яна Чурикова, Николай Дроздов и Юрий Вяземский. Капитаном был режиссер Владимир Меньшов - он тогда вел реалити-шоу "Последний герой". Игра их так захватила, что Арина Шарапова, человек с гигантским телевизионным опытом, громко сказала в прямом эфире: "Блин!" При счете 5:5 ведущие взяли «Решающий раунд» — и Валдис Пельш проиграл его! Так телеведущие проиграли с разгромным счетом 6:0. Но в 2013 году команда телеведущих отыгралась.

Валдис Пельш и Яна Чурикова в передаче "Что? Где? Когда?". Фото: кадр из передачи

В 2007 году за игровой стол села команда Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Тогда они только мечтали о космосе, а сейчас четверо из шестерых — Александр Самокутяев, Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин и Сергей Рязанский — уже там побывали. Причем с пользой для игры. В декабре прошлого года Самокутяев и Шкаплеров задали вопрос телезрительницы о космических весах, находясь на борту международной космической станции.

Перейдем от космоса к звездам. 10 лет назад в юбилейном сезоне, посвященном 30-летию Клуба, в "Что? Где? Когда?" играл . Кроме него в команду входили композитор Александр Журбин, поэтесса Лариса Рубальская, писательница Татьяна Устинова и депутат Олег Морозов, а капитаном был юрист Михаил Барщевский.

Николай Басков в передаче Что? Где? Когда? Фото: Наталия Нечаева


Команда одержала три победы над телезрителями и Басков дважды признавался лучшим игроком команды. А его Арию Зайца из мультфильма "Пиф-паф, ой-ой-ой" считают если не самой лучшей, то уж точно одной из самых лучших "Музыкальных пауз" в истории программы. Басков за несколько секунд успел вскочить из-за стола, выбежать из битком набитого павильона на улицу, надеть заячьи уши и перевоплотиться в обреченного на смерть любителя моркови. Зайца поджидал с ружьем в руках руководитель ансамбля МВД генерал-майор Виктор Елисеев. Эта ария достойна того, чтобы вы потратили на нее несколько минут.

Студенты Гнесинки 11 июня 2011 года выступали менее удачно. Из-за волнения молодые музыканты проиграли телезрителям со счетом 6:1, причем единственное очко заработал Денис Мацуев. У него не было правильной версии, зато была правильная стратегия. Когда выпал очередной вопрос, Мацуев сказал: "Мы берем помощь клуба". Знаменитый пианист оказался за игровым столом неожиданно для себя. Он в тот вечер выступал в "Музыкальной паузе", и, поскольку 11 июня у Дениса день рождения, ведущий сделал ему подарок: пригласил на один раунд сесть за стол седьмым игроком. Заработав очко, Мацуев быстро убежал: в ресторане его ждали две сотни гостей. Хотя знатоками «гнесинцы» не стали, два члена команды благодаря этой игре нашли работу: Егор Хрипков стал звукорежиссером «Что? Где? Когда?», а Александр Бакалов — распорядителем игрового зала, именно он выносит «черные ящики» и бьет в гонг.


Прежний распорядитель зала Андрей Лысенко стал работать в "Что? Где? Когда?" благодаря участию в другой программе: в 1991 году он играл в телеигре "Любовь с первого взгляда", которую вели Борис Крюк и Алла Волкова. С 1993-го по 2013 год он бил гонг и выносил "черный ящик". Что там только не лежало за эти годы! Например, пыль. Члены съемочной группы вытряхивали дома пылесосы, а собранную пыль просеивали через сито, чтобы Лысенко художественно высыпал ее на стол — в качестве ответа на вопрос, с чем боролся художник Герард Доу, тщательно закрывая все ящики в мастерской и саму мастерскую. Однажды в ящик пришлось поместить живую кобру. Тогда знатоков спрашивали, какая уникальная охранная система охраняла голубой сапфир "Звезда Ланки" на выставке, состоявшейся несколько лет назад в Стокгольме. Редакторы программы Елена Бялко и Жанна Раузина, отвечавшие за реквизит, тогда натерпелись страху. Хозяин кобры положил змею в ящик со словами: "Самую неядовитую выбрал!" — и уехал. А кобра, пусть и неядовитая, была ужасно недовольна помещением в тесное пространство и билась головой об крышку, пытаясь ее открыть. Сейчас Андрей - телевизионный режиссер «Что? Где? Когда?» - именно он сидит за пультом и «монтирует» программу в прямом эфире, собирает из множества картинок с разных телекамер одну, которую и видят телезрители.

Андрей Лысенко в передаче "Что? Где? Когда?". Фото: кадр из передачи


Интересным был путь в «Что? Где? Когда?» и у редактора по архиву Евгения Галкина. Он с детства был фанатом игры и мечтал, когда вырастет, работать в телекомпании «Игра-ТВ». Родители говорили ему: "Ты что! Туда только по знакомству попадают" — но он надеялся. Попав на прямой эфир "Что? Где? Когда?" в 2000 году, 10 лет он общался с творческой группой программы, искал, чем он может быть полезен, помогал систематизировать архив. Закончив институт, Евгений решился сказать: "Я хочу у вас работать". А в ответ услышал: "Да, мы давно про тебя думаем". Так его официально взяли на работу и с 2011 года Галкин ведет прямые интернет-трансляции до и после игры «Что? Где? Когда?» на портале www.чтогдекогда.рф .

А о том, как Борис Крюк 40 лет назад участвовал в создании "Что? Где? Когда?", .

В закладки

До и после прямого эфира из Нескучного сада Евгений Галкин ведет в YouTube. Игроки и редакторы передачи дают экспресс-интервью, делятся впечатлениями от игры «по горячим следам».

В этот раз поводом для скандала стал спорный ответ команды Ровшана Аскерова на один из решающих вопросов игры (вопрос о помидоре - см. ). Мнения присутствующих разделились: большинство было за то, чтобы присудить очко знатокам. Но, как оказалось, не все были с этим согласны. Как минимум не согласен был магистр игры Александр Друзь.

Что было дальше? А дальше я не буду ничего комментировать, просто приведу видео и расшифровку «беседы» ведущего интернет-трансляции с Аскеровым и Друзём после окончания игры. Ну а выводы из этой, мягко говоря, не очень красивой истории делайте сами.

Евгений Галкин, телекомпания «ИГРА-ТВ», член редакторской группы, ведущий интернет-трансляции (далее Е.Г.) : Магистр Друзь минут десять назад сказал по поводу репутации, что, мол, какой молодец Ровшан, он не боится потерять репутацию на глазах у миллионов телезрителей.

Александр Друзь пошёл нафиг! Могу сказать жестче. Меня совершенно не волнует мнение Магистра Александра Абрамовича Друзя по поводу моей репутации. Потому что мое мнение относительно его репутации такое, что у него репутации вообще нет.

Человек, который менял ответы, менял ответы ради очка, он не имеет права мне говорить вообще ничего... И ни один человек в этом Клубе. Потому что в гробу я видал их всех с их мнением по поводу моей репутации!

Когда Александр Иванович (оговорка- прим. автора) Друзь будет эталоном чистоты, порядочности, тогда мы будем разговаривать!

Ровшан Аскеров, игрок «Что? Где? Когда?», обладатель «Хрустальной совы» (далее - Р.А.)

К общению присоединился Друзь.

Е.Г.: Александр Абрамович, что Вы сказали про репутацию Ровшана?

Александр Друзь, Магистр игры «Что? Где? Когда?», обладатель «Бриллиантовой совы», шестикратный обладатель «Хрустальной совы» (далее А.Д.) : То, что могу повторить еще раз. Ровшан абсолютно прав, положив на стол свою репутацию для того, чтобы его команда выиграла. Потому что был «даден» неправильный ответ.

Р.А.: А я считаю, что это правильный ответ!

А.Д.: Это твои проблемы!

Р.А.: У меня нет вообще проблем!

А.Д.: Ну вообще-то выдавать черное за белое и белое за черное...

Р.А.: Это я научился у Александра Абрамовича Друзя! Было такое в 90-е годы, в команде Блинова, прекрасные были времена. Когда Александр Абрамович делал то же самое ничтоже сумняшеся, менял ответ ради того, чтобы получить очко!

А.Д.: Напомнишь?

Р.А.: Напомню! Ситуация про вьетнамский храм, пересмотри Саша, как-нибудь эту игру, как ты прекрасно поменял ответ под давлением Ворошилова.

А.Д.: Хорошо!

Р.А.: Саша, не тебе в этом Клубе кого-нибудь учить морали. Ты последний человек в этом Клубе, который может говорить о морали, ну примерно как бАндерша, говорящая о приличиях!

А.Д.: Я вполне понимаю, что с публичными домами ты разбираешься вполне хорошо, иначе бы тебя на это не поставили… (Здесь Друзь явно намекает на то, что сейчас Ровшан Аскеров - капитан команды из 5 девушек-знатоков - прим. автора )

Р.А.: Ты меня в Париже водил!

А.Д.: Мы с тобой в Париж не ездили!

Р.А.: Ездили! Были на «Плас Пигаль»! (Place Pigalle - район красных фонарей в Париже - прим. автора )

Е.Г.: Ну, по-моему, ваш конфликт затянулся!

Р.А.: У нас нет конфликта! У меня нет конфликта!

Я начал работать в дикторской «Что? Где? Когда?» в 1989 году, после института, мне было 24 года. Обычно с ведущим в дикторской сидят два человека: один следит за таймером и счетом — это работа на подхвате — а второй общается с ведущим, если тот захочет, например, проконсультироваться, засчитывать выигрыш или нет; может подсказывать что-то во время игры. Сначала я лет пять просидел на счете, а потом Наталия Ивановна Стеценко (генеральный директор Телекомпании «Игра-ТВ» — прим. ред.) поругалась с Ворошиловым на каком-то эфире, и он сказал, что теперь я буду его редактором.

Борис Крюк в дикторской

Александр и Елена Друзь дают интервью в интернет-трансляции

Ворошилова я очень хорошо чувствовал как ведущего. У него с Наталией Ивановной сложилась традиция общаться записками. Пока идет минута мозгового штурма знатоков, разговаривать нельзя — микрофоны включены, поэтому — только записки. Позже я придумал ставить перед монитором карточки с фамилиями знатоков, и если я на одну из карточек показывал, это означало, что будет озвучена версия данного знатока. В записках я по ходу программы передавал свои наблюдения: допустим, «Друзь заснул», «где Друзь». Это значит, пол-игры прошло, а знаток версий не предлагает, мало себя проявляет, и ведущий, если хочет, может с ним разобраться. Бывало, сам ведущий общался с одним капитаном всю игру — тогда я писал ему, мол, отстаньте, займитесь кем-нибудь другим.

Редактор Валентина Алексеевна Андреева, которая отвечает за коммуникацию со знатоками, работает на программе лет 25, а то и 30. Ее по голосу узнают папы, мамы, жены, дети знатоков. Она помнит все: кто из знатоков играет, кто уже не играет, кто не играет только в этом году, кто куда ездил в отпуск. Все это она мне передает.

В месяц поступает примерно 6 тысяч вопросов от телезрителей, то есть 72 тысячи в год. Вопросами занимаются четверо разборщиков. Мы ведем базу озвученных вопросов, потому что бывало пару раз, что знатоки говорили нам: «Ребят, мы вообще-то в это уже играли!». Последние пять лет такого не случалось. В базе уже около 5 с половиной тысяч вопросов. Был такой случай: правильный ответ на один вопрос был «судьба», а знаток ответил «успех» — я тогда очко не засчитал, но спустя шесть лет, когда снова задали этот вопрос и знатоки ответили «успех», я признал ответ правильным.

Охотничий домик в Нескучном саду – единственная сохранившаяся постройка усадьбы князя Трубецкого, а с 1990 года – съемочная площадка телеигры «Что? Где? Когда?»

Есть особая группа любителей «Что? Где? Когда?», которая демонстрирует невероятную активость на сайте. Один человек, Женя Галкин, оказался уникальным. У него был ник Почтальон Печкин — его до сих пор Печкиным зовут. Он был влюблен в старые декорации, и после смерти Ворошилова он со мной все время воевал, требовал то старую люстру вернуть, то еще что-то. Я ему периодически отвечал. Потом он заявил: «Я к вам привык!» — и устроился к нам на работу. Сейчас Женя ведет трансляции в Интернете до эфира и после — общается со знатоками, показывает закулисье. Раньше мы с Наталией Ивановной считали, что мы истина в последней инстанции, только мы знаем, что когда было на съемках программы. После появления этого двадцатилетнего парня (сейчас ему 28) мы сдались. Спросите, когда звучал тот или иной вопрос — он вам назовет год, серию, команду. Правда, может забыть дату. Самое удивительное в истории Жени Галкина — он с 12 лет говорил родителям, что будет работать на «Что? Где? Когда?», а ему отвечали: «Женя, ты что! Там же блат один!»

Сергей Шанович, креативный директор проекта «ТАНЦЫ» на ТНТ:

Каждый танцевальный номер — а их в выпуске не менее 11 — придумывается и делается в течение четырех дней. Это очень быстро, потому что в индустрии аналогичные номера делаются несколько месяцев. Так мы работаем каждую неделю вплоть до Нового года. Поэтому уже мечтаем о завершении проекта и съемке гранд-финала 29 декабря.

После того как креативная команда проекта определила состав пар на следующую программу, а наставники Егор Дружинин и Мигель с хореографами придумали номера для своих команд, выбрали и согласовали музыку для каждого номера с музыкальными редакторами, в работу вступает сразу несколько цехов: художники, декораторы, пиротехники, стилисты, графики. Мы получаем промежуточный результат за 2-3 дня до эфира, а конечный результат — полноценный поставленный и оформленный номер, как правило, складывается только в день эфира, когда уже режиссерская и операторские группы снимают все действие на сцене. Решающее слово, вердикт «в эфир!» дает главный творец и продюсер проекта Вячеслав Дусмухаметов. Он принимает готовый продукт у всего творческого коллектива, и именно он собрал и вдохновил всю команду на этот танцевальный марафон. Вместе с креативными продюсерами Константином Обуховыми и Арменом Оганяном они выстраивают драматургический сюжет программы, который включает в себя не только танцевальные номера участников, но и их истории, которые они рассказывают до выступления.

У съемки хореографических номеров есть специфика: не все театральные эффекты, приемы из мюзиклов или музыкальных концертов хорошо работают в формате телепрограммы. То, что нас захватывает и поражает, когда мы это видим живьем, не всегда можно снять в столь короткие сроки в этом хронометраже и монтаже. Чтобы снять музыкальный номер, его надо раскадровать, как музыкальный клип или сцену из кино, и снимать потом покадрово, как постановочную съемку. Не всегда в телепрограмме это возможно. Мы снимаем множеством камер и все равно не все успеваем снять, потому что танцоры двигаются по сцене, кувыркаются, летают.

Мы создаем телепродукт, и наше шоу должно быть интересно своей полифоничностью, тем, что все номера разные по атмосфере, и каждый раз у танцоров новая хореография, отличная от той, что была в прошлом выпуске. Творческие руководители команд Егор и Мигель могут поставить пять «темных» номеров подряд — то есть, таких, когда на сцене кромешная темнота, и танцор двигается в луче софита. Это нарушает полифоничность, поэтому, как бы Мигелю и Егору не хотелось думать в своей работе только о танце, они участвуют в телепроекте и как режиссеры-постановщики. Музыка, свет, звук, декорация, графика — все это равнозначные участники шоу, создающие образ каждого танцора. Ты можешь ставить какую угодно хореографию, но если ее не так сняли, смонтировали, подали неправильно, ты не будешь услышан. Когда программа выходит и ее смотрят зрители, ты можешь что угодно рассказывать о своей концепции, но результат твоего труда — то, что увидит зритель. Объяснить зрителю, что ты имел в виду не то, что он увидел, невозможно. Это как печатное слово, которое не вырубишь топором.

«Танцы» — это соревнование, и участники получают голоса телезрителей. Если тот или иной номер их раскрыл, показал зрителям, насколько они ярки, эти ребята получают больше голосов. А поражение складывается из десятка случайных факторов — например, танцор не раскрылся эмоционально, или сам номер его не раскрыл, или постановочная группа не там расставила акценты.

За прошедшие эфиры было сделано уже 84 танцевальных номера. Некоторые из них попадают в копилку наших особых достижений. Например, в первом концерте был потрясающий номер «Кровать — окно» Алисы Доценко и Антона Пануфника. У них были отношения в жизни, и теперь они встретились на проекте, попав в один номер. Им поставили такую хореографию, что на сцене они как будто заново пережили разрыв, а зрители стали свидетелями их личной истории. Получилась потрясающая, почти документальная драма.

Бывают номера с непростым сюжетом, который зритель, скорее всего, не поймет. В тринадцатом выпуске танец строился вокруг темы раздвоения личности. В паре из двух ребят один был депрессивный персонаж, другой позитивный, и у них шел внутренний диалог. Декорации изображали искривленное пространство — дверь висела над сценой, из нее сначала падал один танцор, затем, после внутренних перипетий, по лестнице к двери взбирался и падал оттуда уже другой. Номер был невероятно артовый, очень театральный, отличающийся от всего шоу. И зрителям он понравился — все понимали, что это мегакруто, хоть и не до конца вникали в смысл. Это уже было похоже не на танец, а на перформанс, понять суть действия которого без аннотации трудно.

Главное украшение проекта — так называемые «открывашки», для которых хореографы ставят не конкурсные номера, а делают особенные групповые постановки. Мои любимые на сегодня две: «Витрувианский человек» Егора Дружинина и ставший хитом в YouTube и Instagram номер «Команда Мигеля».

Стараюсь ли я как креативный директор подстраиваться под вкусы массового зрителя? Думаю, что нет. Дизайнер Массимо Веньели сказал: «Вы, конечно, можете выйти на площадь и митинговать за то, какими таблетками лучше лечить ангину, но когда заболеете по-настоящему, нужные таблетки пропишет врач». Когда мы занимаемся творчеством, самая большая в ошибка — отдавать его на откуп толпы. Создать что-либо по настоящему стоящее могут только профессионалы, которые всю жизнь занимались своим делом и что-то хотят донести своим творчеством до всех остальных. Но если то, что ты пытаешься донести до аудитории, само по себе неинтересно, то каким бы ты ни был умным и тонким, тебе нет места в медийном пространстве.

Юлия Шамаль, продюсер программы «Анна Чапман и ее мужчины» на Рен-ТВ:

Героями программы становятся богатые и популярные мужчины, у которых есть белые пятна в биографии, и задача Анны — по этим пятнам пройтись. Ведь показывать в прайм-тайм каких-то идеально гладких, как яйцо, людей — только золотое время тратить. Каверзные вопросы гостям не мы Ане придумываем — она сама. Но у нее, разумеется, есть редактор в ухе, указания которого она обычно не слушает. Аня терпеть не может, когда на нее давят. О чем мы там жужжим ей в ухо? Ну, допустим, на съемках самого первого выпуска Чапман была настроена кокетничать и улыбаться своему первому собеседнику, Иосифу Пригожину, но конкретно в его случае облучение очарованием — не тот способ, который помог бы Ане раскрыть его секреты. Поэтому я говорила: «Будь конкретнее! Будь жестче!»

Среди гостей программы у нас в приоритете представители крупного бизнеса. Но с ними всегда есть одна проблема: они стараются держаться в кадре чересчур достойно и респектабельно, а выглядят в итоге уныло. Например, Феликс Комаров, единственный гражданин России, являющийся членом Рокфеллеровского клуба, который считают частью тайного мирового правительства, ни слова не сказал Ане о политике. Слушать о том, что он думает о погоде за окном, было совсем не интересно. В итоге разговор лежит на полке, ждет второй попытки — мы на таких героях крест не ставим, а откладываем записи с ними на будущее, рассчитывая, что когда-нибудь эти гости все же согласятся ответить на все вопросы с подковыркой.


Зато если гость — актер, выпуски получаются намного интереснее. Пришел к нам Алексей Панин. О, как он рассказывал про свои ошибки, которые допустил в отношениях с женой и дочерью, как обещал исправиться! Рассказал, что остался без денег, настолько, что не хватает даже на билет до Питера и на подарок дочке. Кто-то из команды даже решил его выручить и подарил ему пять тысяч рублей.

Когда Чапман вела «Тайны мира», мы хотели, чтобы она была похожа на агента Скалли — женщину, сексуальность которой обрамляет предельно строгий, деловой образ. Запуская «Анну Чапман и ее мужчин», мы решили, что в этот раз она будет просто чистый секс. Я работаю на телевидении уже много лет и, по моему опыту, всем женщинам-ведущим надо «делать» лица. Но Аня — это отличный материал от природы: она может быть уставшей, ненакрашенной и с грязной головой, однако это вообще не будет ее портить, поскольку, говоря языком театральных режиссеров, в ней есть манкость.