Российская культура в начале XIX века. Культура России XIX века Русская культура 19 века кратко самое главное

Особенности развития культуры в XIX веке. XIX век получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике, сблизившим Россию и Европу; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество. Русская культура второй половины XIX века испытывала на себе огромное влияние реформ 60 - 70-х гг. С падением крепостного права происходит духовное раскрепощение народа, расширяется круг лиц творческого труда - носителей культуры. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. Немаловажное значение имел и научно-технический прогресс, который служил и фактором, и показателем уровня культурного развития.

Образование и просвещение. В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Во главе учебной системы становится Министерство народного просвещения, созданное з 1802 году. Государственные учреждения, созданные при Александре I, нуждаются в образованных кадрах, для подготовки которых учреждается ряд новых университетов (Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский, С.-Петербургский), образцовых средних учебных заведений - лицеев (наиболее известный - Царскосельский) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне. Во второй половине начинает уделяться большее внимание народному образованию. Численность начальных школ выросла с 1856 по 1896 с 8 до 79 тыс., в которых обучалось до 4 млн человек. И, тем не менее, большая часть простого народа оставалась безграмотной. Государственная политика по отношению к просвещению испытывала постоянные колебания, поскольку именно среди образованных людей распрострацялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. В периоды реакции и ужесточения внутренней политики (эпоха Николая I - 30-е - начало 50-х гг.; Александра III - 80 - 90-е гг.) усиливался государственный контроль за образованием, затруднялся доступ в учебные заведения, ограничивалась их внутренняя автономия.Периодика. XIX век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. На страницах газет и журналов велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков. Целые поколения воспитывались на таких изданиях, как «Вестник Европы» Н.М. Карамзина; «Современник» A.C. Пушкина и H.A. Некрасова, а. затем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова; «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.А. Некрасова и др. Особенно быстрый рост периодика переживает за 40 пореформенных лет, когда число изданий увеличилось со 104 до 800. В 90-е гг. Россия выходит на третье место (после Германии и Франции) по количеству названий выпускаемой литературы. Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

Наука. Развитие науки в первой половине XIX в. имело свои особенности, состоявшие в интенсивном накоплении фактического материала, новых теоретических разработок и в острой борьбе прогрессивных ученых с представителями идеалистических теорий. Большое влияние на научные открытия оказывала передовая философская мысль, считавшая естественные науки фундаментом материалистического мировоззрения. Новым явлением в науке становится ее практическая направленность. Открытия и изобретения многих русских ученых носят общемировое значение: настоящий переворот в геометрии произвели исследования Н.И. Лобачевского, создавшего систему т.н. «неевклидовой» геометрии; физик Б.С. Якоби сконструировал электромотор; величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И. Менделеевым; глубокие исследования в сфере психологии и высшей нервной деятельности человека и животных проводили И.И. Сеченов и И.П. Павлов и т.д. Огромный шаг вперед в XIX веке был сделан в познании и осмыслении русского прошлого, что было связано с общим подъемом русского национального самосознания в эту эпоху. Такие крупнейшие.историки XIX в., как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский создали фундаментальные труды по русской истории, где освещаются проблемы формирования государственности в России, основных тенденций жизни государства и общества, роли народа в жизни страны и т.д.

Литература. XIX век стал «золотым веком» русской классической литературы. В начале столетия основной тенденцией в литературе является смена классицизма и сентиментализма новым течением - романтизмом, воспевающим уход от повседневности, стремление к возвышенному идеалу, его поиск в прошлом. Это направление проявляется в произведениях В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, ранних сочинениях A.C. Пушкина и М.КХ Лермонтова. Во второй четверти XIX в. в русской словесности утверждается реализм - стремление изображать жизнь в ее типических проявлениях. Основоположниками реализма в русской литературе были гениальный поэт, прозаик, драматург и публицист - А.С. Пушкин, перу которого принадлежат такие шедевры русской литературы, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама» и многие другие, и талантливый писатель и драматург - Н.В. Гоголь, создатель произведений, беспощадно изобличавших крепостнические и самодержавные порядки России 30-40-х гг. - «Ревизор» и «Мертвые души». Крупнейшими литераторами первой половины XIX в. были А.С. Грибоедов, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, И.А. Гончаров и др. Центральными темами произведений крупнейших писателей середины - второй половины XIX в. - И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого - стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия. Этот психологизм был вызван той напряженностью в обществе, которая была характерна для второй половины XIX столетия.

Живопись. Смена стилей и направлений происходила в начале XIX в. и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется вначале романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова), а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи было «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие мастера, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин и др. Позднее к ним примкнули И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции; история России, проблемы современной действительности; манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин, делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры.

Архитектура. В архитектуре первой половины XIX в. господствовал классицизм. В Санкт-Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. В этот период были построены ансамбль Дворцовой площади, Исаакиевский собор, здания Сената и Синода и т.д. В пореформенный период на архитектуру оказывают воздействие различные факторы. Это, во-первых, достижения промышленного прогресса, приведшие к появлению новога типа зданий, с другой стороны, проявляется стремление к стилизации «под старину», результатом чего было появление так называемого «неорусского» стиля. В этом стиле были построены здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Музыка. Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX в. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки» - М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков и Ц. Кюи. Для творцов объединения характерно создание крупных музыкальных форм, проникнутых высоким патриотическим духом. Величайшим композитором эпохи был П.И. Чайковский, чьи оперы, балеты и симфонии проникнуты глубоким лиризмом и человечностью, наполнены искренними чувствами. Величайшие достижения русской культуры XIX века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса и т.д. В сферу культуры и искусства вовлекаются все большие слои общества. Национальный элемент в русской культуре данной эпохи становится преобладающим, что приводит к ее неповторимости и мировой значимости.

оглавление11.3 Русская культура XIX века XIX век - «золотой век» русской культуры , время мощного культурного подъема. Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?

Это: Отечественная война 1812 г., реформы Александра II, отмена крепостного права, «хождение» в народ, западноевропейские революции в их резонансе на русской почве, распространение марксизма - все это многообразие определило и культурное «лицо» XIX в. как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: «золотой век» начался рождением Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837), дав великую неоантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого соотечественника, религиозного философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853 - 1900).

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и «спасения» России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения: революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов.

XIX в. - это новый качественный подъем всех сфер духовной жизни российского общества; русский человекоцентризм достигает своего апогея.

Особую роль играла литература. Она оказалась по сути дела универсальной формой общественного самосознания. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образы. Назовем лишь наиболее выдающихся соотечественников, внесших неоценимый вклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой культуры. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.А. Бестужев-Марлинский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, В.А. Соллогуб, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.А. Фет, Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.П. Чехов - какая эпоха в мировой цивилизации может назвать такое соцветие имен?

В музыкальном искусстве - это М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, П.И. Чайковский, представители «Могучей кучки»: А.П. Бородин, М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. В живописи - И.К. Айвазовский, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.

Прославили отечественную науку такие выдающиеся ученые, как естествоиспытатели А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, В.В. Докучаев, математики - Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, изобретатели - П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби, А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, С.А Чаплыгин и др. В развитии русской культуры XIX в. доминировали две линии, которые выстраивали ее смысловое пространство, осуществляли своего рода внутри нее своеобразное «разделение труда».

Одна - культурно-самобытная, в широком смысле сосредоточила свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры (в ее отличии от иных культур - прежде всего западноевропейской) - применительно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национальному русского народа и т.д. Данная специфика получила в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: «русское просвещение» (И. Киреевский), «русская мысль» (А. Хомяков), «русское воззрение» (К. Аксаков), «русский ум» (Ап. Григорьев), «русский народный дух» (Вл. Соловьев), «русская идея» (В. Соловьев, Н. Бердяев), «русское мировоззрение» (С. Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX в. Главным в ней выступает осмысление особого пути России, ее исторического места в дилемме «Запад-Восток». Однако русская идея, обращенная к политике, оставалась откровенно консервативной, ограничивала человека рамками устоявшегося, не давала повода для автономии и свободы. На славянофильские идеи опирается и консерватизм второй половины XIX в., но он становится более теоретичным, фундаментальным, тесно связанным с государственной политикой, прямым обоснованием русской идеи.

Другая линия в развитии русской культуры - радикально-модернистская, «революционно-освободительная» - связана с «западничеством», выражавшим идею органической включенности России в европейскую цивилизацию. Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

Значение XIX в. в истории культуры России заключается:

во-первых, во взлете Духа, культурном подъеме, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом;

во-вторых, в уникальности философско-нравственного поиска свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья; в-третьих, в том трагически-творческом «узле» в «колесе» русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге XXI в. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности;

в-четвертых, в зарождении «русской идеи», которая получает различную трактовку, становится определенной «знаковой» системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславистов и марксистов;

в-пятых, в том, что XIX в. в полной мере выразил синтезирующий, философски-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер, без которого она теряет свою почву и судьбу.

в-шестых, в небывалом развитии такой системы как художественная культура, которая становится именно в XIX в. классической;

в-седьмых, в этапном завершении развития русской культуры девяти веков. XIX в. стал важным рубежом в сложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге XX столетия.

19 век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа, Среденй Азии и других земель она стала не просто огромной, но и поистине необъятной страной - империей. Начатые Петром 1 преобразования также продолжались. Россия медленно выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области 19 столетие стало для Росссии временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом принадлежит двум великим писателям - Достоевскому и Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовно культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. В первой половине рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815 г.). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему остается средневековым феодальным обществом. Реформа 1861 года изменила положение, но она была непоследовательной и половинчатой, практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия.

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры 19 века, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, крепостничество и реформа по его отмене. Происходили значительные успехи в деле развития образования, которые способствовали дальнейшему прогрессу науки. Ученые-математики: Лобачевский, Маркова; асторономия: Струве. Физика: Петров, Ленц, Якоби, Шиллинг; химия: Менделеев, Зинин, Бутлеров; география: Беллинсгаузен, Лазарев; биология: Пирогов, Склифосовский; история: Карамзин, Соловьев, Ключевский. Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особо выделяется деятельность Даля, составителя "Толкового словаря живого великорусского языка".

19 век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школи и течени - от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: Чаадаев, Киреевский, Герцен, Чернышевский, Соловьев. То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Наиболее благоприятным и плодотворным 19 век оказался для худ. культуры, которая переживала невиданный подхем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма был Карамзин. Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве Дельвига, Козлова, Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом антастики и меланхолии составляют содержание произведений Жуковского и Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Тютчева и Одоевского.

Наряду с литературой расцвет переживает музыка. Огромный вклад внесла "Могучая кучка" - группа русских композиторов, куда входили Балакирев, Бородин, Кию, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Романтизм в русской живописи 19 века представляют Кипренский и Щедрин, успешно развивается русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы "Гроза", "Доходное место", "Лес", "Бесприданница", постановка которых сделала русский театр классическим.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время се «золотым иском». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII - начале XIX в. он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса и др. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 г. знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нем почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А. С. Пушкин, В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, М. Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А. М. Горчаков и Н. К. Гире; министр народного просвещения Д. А. Толстой; публицист Н. Я. Данилевский и др.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX в. в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале ХТХ в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А. X. Бенкендорф. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти». Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерите (ныне г. Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. В последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодежи, стремившейся к знаниям для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и др.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т. Н. Грановского.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н. А. Полевой, А. В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

Наука

В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

Для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. Исследования философов (физика и агробиолога М. Г. Павлова, медика И. Е. Дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К. Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н. И. Лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой геометрии». Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы XIX в. В 1839 г. завершилось строительство здания Пулковской астрономической обсерватории. Она была оснащена современной для того времени аппаратурой. Обсерваторию возглавил астроном В. Я. Струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работавшие от гальваничсеких батарей. Академик В. В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П. Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е. А. и М. Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н. Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося для закрепления красок в текстильной промышленности. П. П. Аносов раскрыл утерянный в Средние века секрет изготовления булатной стали. Н. И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А. М. Филомафитский разработал методику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н. И. Пироговым метод внутривенного наркоза.

Складывание России как великой евразийской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803-1806 гг. под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю. Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1819-1821 гг. во главе с Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду. Ф. П. Литке изучал Северный Ледовитый океан и территорию Камчатки. Г. И. Невельской открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком, доказав, что Сахалин - остров, а не полуостров, как полагали ранее. О. Е. Коцебу исследовал западное побережье Северной Америки и Аляску. После этих экспедиций многие географические объекты на карте мира были названы русскими именами.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX в. и особенно после Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано «Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы XII а. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А. С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой:

«В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья - И прелести кнута».

Н. М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К. Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина, исторические романы И. И. Лажечникова и Н. В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К. Д. Кавелин, Н. А. Полевой, Т. Н. Грановский, М. П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику ее развития, связь и отличие от западно-европейской. При этом углублялось размежевание теоретико-философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С. М. Соловьев. Его научная деятельность в основном протекала в 50-70-х годах XIX в. Он создал 29-томную «Историю России с древнейших времен» и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть ученых выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII в. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н. М. Карамзина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и др. Публицист Н. И. Греч написал «Практическую русскую грамматику».

Просветительская деятельность

Распространению знаний способствовали многие научные общества: Географическое, Минералогическое, Московское общество испытателей природы, упомянутые выше Общество истории и древностей российских, Общество любителей российской словесности. Они устраивали публичные лекции, печатали отчеты и сообщения о наиболее выдающихся достижениях отечественной науки, финансировали различные исследования.

Особое значение для просвещения народа играло издание книг.

В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 - 40-е годы распространилось частное книгоиздательство. Оно прежде всего связано с именем А. Ф. Смирдина, которому удалось удешевить стоимость книг, увеличить тиражи и сделать книгу широко доступной. Он был не только предпринимателем, но и известным издателем-просветителем.

В первой половине XIX в. заметно оживилось газетное и журнальное дело. Кроме «Санкт-Петербургских» и «Московских ведомостей» появились многие частные газеты («Северная пчела», «Литературная газета» и др.)- Первым русским общественно-политическим журналом был «Вестник Европы», основанный Н. М. Карамзиным. Материалы патриотического содержания публиковались в журнале «Сын Отечества». Огромной популярностью в 30-50-е годы пользовались литературно-художественные журналы «Современник» и «Отечественные записки», в которых сотрудничали В. Г. Белинский, А. И. Герцен и другие прогрессивные общественные деятели.

В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека, ставшая национальным книгохранилищем. В дальнейшем публичные и платные библиотеки открывались во многих провинциальных городах. Нередки стали крупные частные книжные коллекции в домах не только богатых людей.

В первой половине XIX в. начали открываться общедоступные музеи, ставшие местом хранения вещественных, письменных и изобразительных памятников, представлявших историческую, культурную и художественную ценность. Примечательно, что музейное дело более быстрыми темпами развивалось в провинциальных городах: Барнауле, Оренбурге, Феодосии, Одессе и др. В 1831 г. был основан Румянцевский музей в Петербурге. Он содержал книги, рукописи, монеты, этнографические коллекции. Все это было собрано графом Н. П. Румянцевым и передано после его смерти государству. В 1861 г. собрание было перевезено в Москву и послужило основой Румянцевской библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека). В 1852 г. коллекция произведений искусства в Эрмитаже была открыта для публичного доступа.

Распространению знаний способствовали также ежегодные с конца 20-х годов XIX в. всероссийские промышленные и сельскохозяйственные выставки.

Литература

Именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому художественному методу пришел поэт Г. Р. Державин. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин (повесть «Бедная Лиза») и др.

Русский сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма. Он был широко распространен и в России, и в других европейских странах. В русском романтизме существовало два течения. В творчестве В. А. Жуковского проявился «салонный» романтизм. В балладах он воссоздал мир поверий, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Другое течение в романтизме представляли поэты и писатели - декабристы (К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, д. А. Бестужев-Марлинский). Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А. С. Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Большое значение для развития литературы имела деятельность «толстых» литературных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Основателем «Современника» был А. С. Пушкин, а с 1847 г. его возглавили Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский. В 40-е годы XIX в. «Отечественные записки» сплачивали вокруг себя наиболее талантливых писателей того времени - И. С. Тургенева, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В этих журналах возникло новое явление для России - литературная критика. Они стали и центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и идейная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Ее постоянное соприкосновение с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804 г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что ему казалось оскорбительным для самодержавия и церкви. «История нашей литературы, по словам А. И. Герцена,- это или мартиролог, или реестр каторги». А. И. Полежаев и Т. Г. Шевченко были отданы в солдаты. А. И. Герцен и Н. П. Огарев за свои первые литературные опыты сосланы. А. А. Бестужев-Марлинский убит во время Кавказской войны.

Театр. В первой половине XIX в. в России театральная жизнь вступила в новую фазу. Существовали различные виды театров. По-прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой администрации, которая постоянно вмешивалась в репертуар и подбор актеров. Это тормозило театральное творчество. Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в начале XIX в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились романтические пьесы. Ставились произведения европейских (Ф. Шиллер, В. Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н. В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом пользовались сатирические комедии Д. И. Фонвизина и И. А. Крылова. В 30 - 40-е годы XIX в. под влиянием отечественной литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор».

Талантливые артисты - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Е. С. Семенова и др.- закладывали основы русской театральной школы. В Малом театре, исповедовавшем реалистические традиции, в роли Фамусова («Горе от ума») и Городничего («Ревизор») прославился М. С. Щепкин. Он вошел в историю театра как реформатор актерского мастерства. В Александринском театре реалистические образы Хлестакова в «Ревизоре» и Митрофанушки в «Недоросле» создал А. Е. Мартынов.

Балет

Особое место в культурной жизни России занимало балетное театральное искусство. Оно развивалось в тесной связи и под влиянием отечественной литературы. Уходили в прошлое балеты «чистейшего классицизма». Им на смену приходили сентиментальные мелодрамы и романтические постановки. Кроме балетных дивертисментов, сопровождавших оперы или имевших самостоятельный характер, в репертуаре появились балеты, сюжет которых был подсказан отечественной литературой («Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» А. С. Пушкина). В либретто балетов использовались мифология, сказки, события из реальной истории разных стран.

Своим успехом балет в России обязан балетмейстеру, педагогу и драматургу Ш. Дидло. Он создал основы русского классического балета, использовав национальные мотивы и традиции европейского танцевального искусства. Под его руководством на Петербургской сцене блистали А. С. Новицкая, А. И. Истомина, А. А. Лихутина и др.

Музыка

В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).

Живопись и скульптура

Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще, чем прежде, обращались к портретному жанру.

Ярким представителем романтизма в живописи был О. А. Кипренский, кисти которого принадлежат несколько замечательных картин. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А. С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа.

Реалистическую манеру отражали произведения В. А. Тропинина. Он тоже написал портрет А. С. Пушкина. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. Чаще всего В. А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А. А. Иванова «Явление Христа народу».

В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов. Она посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил П. А. Федотов. Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества («Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.). Современники справедливо сравнивали П. А. Федотова в живописи с Н. В. Гоголем в литературе.

На рубеже XVIII-XIX вв. наметился подъем русской скульптуры. И. П. Мартос создал первый в Москве памятник - К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади. По проекту А. А. Монфсррана была воздвигнута 47-метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б. И. Орловскому принадлежат памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли в Петербурге. П. К. Клодт был автором четырех конных скульптурных групп на Аничковом мосту и конной статуи Николая I. Ф. П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г.

Архитектура и градостроительство

Русская архитектура первой половины XIX в. связана с традициями позднего классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей. Это особенно проявилось в Петербурге, в котором многие кварталы поражают своим единством и гармоничностью. По проекту А. Д. Захарова было воздвигнуто здание Адмиралтейства. От него разошлись лучи петербургских проспектов. Стрелку Васильевского острова украсило здание Биржи и ростральные колонны (архитектор Т. де Томон). Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А. Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту А. А. Монферрана был создан Исаакиевский собор - самое высокое здание России того времени. К. И. Росси закончил формирование петербургских ансамблей зданиями Сената, Синода, Александринского театра и Михайловского дворца. Именно в первой половине XIX в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась в традициях классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. О. И. Бове оформил ансамбль Театральной площади, возведя здания Малого и Большого театров. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета (перестроенными Д. И. Жилярди), Манежа и Александровского сада (архитектор О. И. Бове). Грандиозное здание Манежа было построено в честь пятилетия победы над Наполеоном и для смотра войск, возвращавшихся в 1817 г. из заграничного похода. В дальнейшем это здание использовалось для проведения парадов, для сельскохозяйственных и этнографических выставок, музыкальных концертов.

В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий и форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К. А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)

Существенные преобразования затронули лишь центр старой стопины России. В целом же ее облик изменился мало, она оставалась деревянной и архаично застроенной. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки, заслонявшие ее красоту. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, на котором охотники травили зайцев. Весьма образно обрисовал Москву той поры поэт П. А. Вяземский:

«…здесь чудо - барские палаты

С гербом, где венчан знатный род.

Вблизи на курьих ножках хаты

И с огурцами огород».

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. Там работали талантливые архитекторы Я. Н. Попов, В. П. Стасов и др. По проекту В. П. Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А. И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю, и в центре с памятником герцогу Ришелье - создателю и первому губернатору Одессы. Ансамбль завершала величественная лестница, ведущая к морю.

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине XIX в., развивались и приумножались в последующее время.

19 век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Россия продолжала расширять свои территории. После присоединения Северного Кавказа, Среденй Азии и других земель она стала не просто огромной, но и поистине необъятной страной - империей. Начатые Петром 1 преобразования также продолжались. Россия медленно выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.

Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области 19 столетие стало для Росссии временем невиданного взлета и расцвета. Основная заслуга в этом принадлежит двум великим писателям - Достоевскому и Толстому. Знакомство с их творчеством явилось для Запада настоящим открытием, откровением и потрясением. Их огромный успех способствовал возвышению авторитета всей русской духовно культуры, усилению ее влияния и быстрому распространению во всем мире.

Что касается материальной культуры, экономической и социально-политической областей, то здесь достижения России были гораздо более скромными. В первой половине рождается отечественное машиностроение. Широкое распространение получают паровые двигатели. Появляется первый пароход (1815 г.). Между Москвой и Петербургом начинает действовать первая железная дорога (1851).

Основу рождающейся промышленности составляет быстро развивающаяся металлургия, где ключевую роль играют заводы Демидовых на Урале. Успешно развивается текстильная промышленность. Рост промышленности способствует росту городов, увеличению численности населения. Города все ощутимее начинают доминировать над селом.

Тем не менее процесс модернизации социально-экономической жизни и материальной культуры идет медленно. Главным тормозом выступают сохраняющиеся крепостное право и самодержавие. В этом отношении Россия по-прежнему остается средневековым феодальным обществом. Реформа 1861 года изменила положение, но она была непоследовательной и половинчатой, практически не затронутой оставалась политическая система самодержавия.

В целом главными и наиболее важными событиями и явлениями, определявшими развитие русской культуры 19 века, были Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года, крепостничество и реформа по его отмене. Происходили значительные успехи в деле развития образования, которые способствовали дальнейшему прогрессу науки. Ученые-математики: Лобачевский, Маркова; асторономия: Струве. Физика: Петров, Ленц, Якоби, Шиллинг; химия: Менделеев, Зинин, Бутлеров; география: Беллинсгаузен, Лазарев; биология: Пирогов, Склифосовский; история: Карамзин, Соловьев, Ключевский. Значительных достижений добилось языкознание. Здесь особо выделяется деятельность Даля, составителя Толкового словаря живого великорусского языка.

19 век стал временем становления русской философии как самостоятельной науки. Она критически осваивает достижения западной философской мысли в лице Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше и др. В то же время в ней складывается богатый спектр самобытных школи и течени - от леворадикальных до религиозно-мистических. Наиболее крупными фигурами были: Чаадаев, Киреевский, Герцен, Чернышевский, Соловьев. То же самое можно сказать о социологии и психологии: они также переживают период активного становления.

Наиболее благоприятным и плодотворным 19 век оказался для худ. культуры, которая переживала невиданный подхем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма был Карамзин. Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: Рылеев, Одоевский, Кюхельбекер. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве Дельвига, Козлова, Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом антастики и меланхолии составляют содержание произведений Жуковского и Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Тютчева и Одоевского.

Наряду с литературой расцвет переживает музыка. Огромный вклад внесла Могучая кучка - группа русских композиторов, куда входили Балакирев, Бородин, Кию, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Романтизм в русской живописи 19 века представляют Кипренский и Щедрин, успешно развивается русский театр. Его расцвет связан с именем великого драматурга Островского, творческая судьба которого была соединена с Малым театром в Москве. Он создал пьесы Гроза, Доходное место, Лес, Бесприданница, постановка которых сделала русский театр классическим.