Рисуем деревню карандашом. Рисование сельского пейзажа поэтапно с фото для детей младшего школьного возраста. Убранство русской избы

Как нарисовать пейзажа поэтапно с фото для начинающих

Мастер-класс по рисованию "Сельский пейзаж"

Автор: Елизавета Ильина 10 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», город Великие Луки, Псковская область
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», город Великие Луки, Псковская область.

Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам, детям и их родителям, и всем кто увлекается творчеством.
Назначение: творческие выставки, украшение интерьера.
Цель: создание сельского пейзажа
Задачи:
-продолжать знакомство с жанром изобразительного искусства "пейзаж", его разновидностью"сельский пейзаж";
-совершенствовать навыки построения композиции рисунка: компоновки предметов изображения, соблюдение правил перспективы, равновесия в композиции;
-тренировать в умение работать с различными изобразительными средствами: простой карандаш, восковые мелки, цветные карандаши;
-воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Приезжайте в деревню на лето
Отыщите там свой уголок,
Скромный домик, оставленный кем-то,
В кухне печь, невысок потолок,
Три окошка, крылечко простое
Вас с любовью всегда приютят,
К вам на дерево с кроной густою
Ваши птицы весной прилетят.
Вас под утро разбудят их трели,
Сладкий воздух ворвётся в окно.
Вы такой вкусной каши не ели,
Так легко не дышали давно.
Зачерпнуть из колодца водицы,
Босиком постоять на траве,
Тишиной можно тут исцелиться,
В деревянной российской избе,
Наколоть дров, по-русски размяться,
И простую рубаху надев,
По грибы в ближний лес прогуляться,
Соловьиный послушать напев,
В русской баньке под вечер помыться,
На крыльце посидеть, подышать,
Самоварного чая напиться
И на печку отправиться спать.
Все здесь тёплое, всё здесь простое,
Сердце здесь не стучит, а поёт,
Всё здесь русское, наше, родное,
Наша родина нас ещё ждёт.
-лист бумаги А3
-простой карандаш, ластик
-восковые мелки
-цветные карандаши

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с карандашного наброска рисунка. Сначала рисуем домики: на переднем плане большой дом, на втором плане более меньшего размера.


Далее строим пейзажную композицию вокруг наших домиков. На втором плане рисуем забор и кустарник.


Переходим на первый план рисунка, здесь будет речушка с мостиком.


Рисуем линии холмов(земля), забор и кустики, линия горизонта.


Далее приступаем к работе с восковыми мелками. На линии горизонта рисуем еловый лес.


Затем рисуем ребром голубого мелка небо, оставляя не заполненные цветом места(облака). Фиолетовым карандашом наносим тени на небо, делаем его более живописным.


На переднем плане работаем восковыми мелками. Штрихуем землю и речку по направлению линий холмов и реки.


Салатовым восковым мелком разукрашиваем поля второго плана. Перед маленьким домиком в салатовый цвет добавляем штрихи болотного зелёного.


Ребром коричневого мелка(боковая сторона) разукрашиваем стены дома, затем рисуя традиционно обводим контуры стен, брёвна. Дальше крыша и окошки.



Затем домик второго плана, работаем мелками.


Чёрным мелком обводим контуры кустарников.


Коричневым мелком разукрашиваем мостик, чёрным обводим его контуры и вырисовываем досочки.


Далее рисуем боковой стороной коричневого мелка-закрашиваем забор. Затем обводим ярко коричневым цветом контуры досок из которых состоит забор.


Рисуем на речке волнистые синие линии-волны(мелки). Разными оттенками зелёного цвета(карандаши) рисуем листья камышей, коричневым-шишечки на камышах.


Наш сельский пейзаж завершён.





Спасибо за внимание!

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать деревню по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Обратите внимание, что для выполнения урока понадобится срзау несколько предметов из разных областей рисования.

Для того, чтобы нарисовать деревню нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Акварельные или маслянные краски.
  • Чистая палитра, чтобы смешивать цвета и получать нвые сочетания.
  • Вода для растворения красок и отмачивания кисточек.
  • Набор кисточек. Профессионалы советуют использовать натуральные кисти, но начинающим можно использовать и синтетику.
  • Чистая тряпочка, чтобы вытирать кисточки.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Настоящая природа во всей своей красе может раскрыться только если рисовать ее с натуры. Нарисовать получится гораздо лучше, если вы будете смотреть прямо на деревню. Если же такой возможности нет, то могут выручить обычные фотографии, которых в поисковиках просто навалом.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Наш новый урок посвящен рисованию деревенского и . Сегодня нарисуем маленький пейзажик, буквально за пятнадцать минут. Рисовать будем акварельными карандашами. Для нас это новый материал, и мы попробуем рисовать вместе с Вами в первый раз.

Думаем, именно поэтому урок идеально подойдет новичкам. Во первых, акварельные карандаши сравнительно новый материал, довольно удобный для начинающих. Да и эффекты, которых можно добиться, интересные. На примере первой работы, конечно, не так заметны все свойства акварельных карандашей, однако можно говорить о том, что для рисования пейзажа это хороший материал.

Итак, можно обойтись без наброска простым (графитовым) карандашом. Ведь у нас и так есть карандаши - акварельные. Ими и будем рисовать пейзаж - домик в деревне. Нарисовать домик в деревне хотят многие новички. Мы рисовали домик с фотографии. Наш домик и зимний пейзаж рисовался так: сначала карандашом, а потом мокрой кистью. При попадании на рисунок воды карандашные штрихи растекаются как акварель. А вот по мокрому карандаш быстро стачивается и как то не очень хорошо ложится. Поэтому по влажной бумаге мы не рисовали акварельными карандашами.

Рисование домиков и деревенских пейзажей акварелью непросто. Акварельными карандашами рисовать проще, да и линий от графитового карандаша нет.

Некоторые синие получаются слишком яркими, когда мы их размыли водой. Лучше будет использовать разные составные цвета - голубой, сиреневый, розовый. На свету желтый и оранжевый, а не чисто белый. рисовать довольно сложно. Главное, чтобы деревья не были похожи на морковку. Деревья сужаются вверх постепенно.

На фото Вы видите две картинки, нарисованные акварельными карандашами. Это один и тот же пейзаж, который рисовали с небольшими отличиями. На картинке деревенский домик, забор, деревья. Крыша покрыта снегом. От деревьев падают на снег. Рисунок с пейзажем маленький. Нарисовать пейзаж акварельными карандашами смогут даже новички.

Однако, это техника интересная и многосторонняя, так что не останавливайтесь на достигнутом. На картинке пейзаж нарисован на обыкновенной бумаге, листе ватмана формата А4. Сразу определите, какой размер картины Вам нужен. Однако, акварели традиционно рисуют небольшими. Удачного рисования пейзажа с домиком! Вы можете воспользоваться нашими фотографиями из базы, например, найти интересный фото пейзаж и с него нарисовать картину.

Вот вы и узнали как нарисовать деревню, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок « » - он такой же интересный и увлекательный. Делитесь уроком в социальных сетях и показывайте свои результаты друзьям.

Помогите ребенку нарисовать его лето: речку, море, луг или домик в деревне. Научитесь нарисовать девочку, которая символизирует лето.

Лето – благодатная пора, время каникул, которое дети проводят, гуляя на улицах и парках, отдыхая на море или у реки, находясь в близости с природой в деревне у бабушки и дедушки. В сентябре, по возвращению в школу, им есть что рассказать. Иногда эмоций бывает так много, что хочется творить – нарисовать картину на тему «Лето».

Что можно нарисовать на тему лето для детей? Как нарисовать рисунок для детей — «Как я провел лето»?

Что же такое лето в понимании ребенка? Что он может изобразить на своем рисунке?

Лето – это яркое, жаркое солнце, зеленые деревья, цветущие цветы, бабочки и пчелы. Ребенок может нарисовать луг или полянку – летнюю природу.

Детский рисунок «Лето».

Если ребенок проводит летние каникулы в городе, он может изобразить детскую площадку с горками и качелями, детей, играющих в песочнице, катающихся не велосипедах, роликах и самокатах.

Детский рисунок «Лето на детской площадке».

Еще одна популярная тема детских рисунков о лете – берег реки. Ребенок рисует песок, камыши, бегущую воду, небо и солнце, птиц на небе и, конечно же, себя и свою семью, купающихся и загорающих.

Детский рисунок «Летом на речке».

Ребенок летом ездил в гости к бабушке и дедушке, живущим в деревне? Он нарисует их домик, огород, дружелюбную собаку во дворе и домашних животных: пасущихся на лугу коз, коров и лошадей, гусей и кур, бегающих во дворе, свинку с поросятами, кушающими из корыта.

Детский рисунок «Лето в деревне».

Летний отдых на море для ребенка очень разнообразный. Он нарисует то, что впечатлило его больше всего: дельфинов, парусники и корабли, лунную дорожку на морской глади, людей, отдыхающих на пляже и купающихся в море.

Детский рисунок «Летом на море».

Как нарисовать лето карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Лето — цветущий луг.

На рисунке на тему «Лето» ребенок рисует освещенную солнцем поляну с травкой, цветами и зеленеющими деревьями. На этой полянке он может изобразить и себя.

  1. Ребенок берет лист бумаги, карандаш и ластик. Сперва ему нужно разметить лист – прорисовать линию – «горизонт», разделяющий небо и землю.
  2. Перед ним стоит задача – нарисовать луг. Тонкими карандашными линиями он должен отметить, где будут кустики травы.
  3. Следует прорисовать каждую травинку.
  4. На следующем этапе можно дополнить изображение луга несколькими цветами, а вспомогательные линии стереть.

Летний луг: шаг 1.

Летний луг: шаг 2.

Летний луг.

Способы рисования травы.

Нарисовать можно летние цветы, например, ромашки и васильки.

Василек пошагово.

Ромашка пошагово.

Теперь ребенок переходит к рисованию себя, например, девочки, собирающей летние цветы.

  1. Следует начать с обозначения головы, туловища и рук девочки, их обозначают овалами.
  2. Линию бедер (девочка будет в летнем платье) рисуют полукругом.
  3. На лице следует прочертить линии симметрии для глаз, носа и губ. Далее лицо детализируют.
  4. Плавными, легкими движениями карандаша рисуют волосы девочки.
  5. Прорисовывают платье девочки и ее руки. В руках у нее рисуют цветок.
  6. Стирают вспомогательные линии. С помощью карандашной затушевки делают фигуру девочки на рисунке объемной.

Девочка на лугу: шаг 1.

Девочка на лугу: шаг 2.

Девочка на лугу: шаг 3.

Девочка на лугу: шаг 4.

Девочка на лугу: шаг 5.

Девочка на лугу.

Пусть ребенок оживит рисунок – дополнит его изображениями насекомых: бабочек и божьих коровок.

Дополнение к пейзажу «Лето»: божья коровка поэтапно.

Дополнение к пейзажу «Лето»: бабочка поэтапно.

ВИДЕО: Рисуем летний луг

Как нарисовать лето в деревне?

На рисунке на тему «Лето» ребенок часто рисует домик в деревне.

  1. На листе сперва обозначают линию горизонта, тонко, чтобы ее легко было стереть там, где она не будет нужна.
  2. На небе изображают солнце и плывущие облака (несколько штук, чтобы погода выглядела солнечной).
  3. Возле домика будут расти деревья, рисуют их стволы.
  4. Детализируют деревья – прорисовывают их ветки и кроны.
  5. Рисуют домик. Чтобы он не выглядел плоско, на него смотрят как бы с угла. Обозначают дом двумя прямоугольниками.
  6. Ребенку будет легче нарисовать крышу, если он посмотрит на рисунке – инструкции, как это делается.
  7. На крыше рисуют трубу. Над будущим входом в дом рисуют мансарду.
    Рисуют окна и вход в домик.
  8. Пора добавить на рисунок яркие детали – забор, траву, дорожку, ведущую к дому, цветы.

Лето в деревне карандашом: шаг 1.

Лето в деревне карандашом: шаг 2.

Лето в деревне карандашом: шаг 3.

Лето в деревне карандашом: шаг 4.

Лето в деревне карандашом: шаг 5.

Лето в деревне карандашом: шаг 6.

Лето в деревне карандашом: шаг 7.

Лето в деревне карандашом: шаг 8.

Лето в деревне карандашом: шаг 9.

Лето в деревне карандашом: шаг 10.

Лето в деревне карандашом.

Также можно добавить на рисунок животных – собаку в будке, кошку на заборе или даже щиплющую травку козу.

Дополнение к пейзажу «Лето в деревне»: собачья будка.

Дополнение к пейзажу «Лето в деревне»: собака.

Дополнение к пейзажу «Лето в деревне»: кот, сидящий на заборе.

Дополнение к пейзажу «Лето в деревне»: коза.

ВИДЕО: Как нарисовать дом в деревне?

Как нарисовать пейзаж лета поэтапно карандашом и красками?

Летний пейзаж для многих детей ассоциируется с морем, пляжем и песочными замками.
Самый простой вариант рисунка «Летние каникулы на море» — изображение водной глади, берега, плывущего по воде парусника и летающих в небе чаек.

Море летом.

Также можно нарисовать экзотический пляж с пальмами.

  1. Размечают лист: тонкими линиями чертят линию горизонта и линию, где суша встречается с водой, определяют места, на которых будут изображены пальмы, пляжный зонт, шезлонг.
  2. Прорисовывают и штрихуют деревья, детализируют зонт и шезлонг.

Пляж: шаг 1.

Пляж: шаг 2.

Пляж: шаг 3.

Рисунок карандашом «Пляж».

Очень по-летнему выглядит рисунок с детьми, строящими на берегу моря песочные замки.

  1. Рисуют линию горизонта, а также линию, разделяющую берег и море.
  2. На берегу рисуют фигуры детей, мальчика и девочки, а также контур песочного замка.
  3. Прорисовывают детям лица, прически и одежду. В руках у них рисуют лопатки, а на песке – ведерко.
  4. Детализируют песок, украшают песочный замок ракушками и морскими звездами.

Дети на пляже летом: шаг 1.

Дети на пляже летом: шаг 2.

Дети на пляже летом.

ВИДЕО: Как нарисовать летний пляж акварелью?

Как нарисовать природу лета поэтапно карандашом и красками?

Красоту природы летом можно передать, нарисовав берег реки. На нем так весело всей семьей устраивать пикники!

  1. Пусть ребенок набросает линию берега тонкой карандашной линией. Также необходимо наметить горизонт. На берегу будет стоять рыбацкая лодка. Нужно наметить ее контуры, а после детализировать ее.
  2. Река будет окружена лесам, поэтому на фоне сначала рисуются контуры деревьев, после деревья детализируются.
  3. Также прорисовываются поросшие травой и кустами холмы, обрамляющие речку.
  4. Отражение деревьев на воде отмечается штриховкой.

Берег реки летом карандашом: шаг 1.

Берег реки летом карандашом: шаг 2.

Берег реки летом карандашом: шаг 3.

Берег реки летом карандашом.

На переднем плане такого рисунка можно изобразить сцену пикника – девочку, сидящую на плетеной корзине, подстилку, костер.

Сначала рисуют контуры фигуры девочки, под ее бедрами – прямоугольник, который позже превратиться в корзину.

  1. Прорисовывают уши и волосы девочки. Детализируют плечи и руки, рисуют их плавными линиями.
  2. Рисуют девочке лицо.
  3. После оформляют плетеную корзину.
  4. Рисуют девочке одежду и широкополую шляпу с бантом. На одежде легкими штрихами изображают складочки.
  5. Убирают вспомогательные линии.

Девочка на пикнике: наброски.

Девочка на пикнике: детализация рисунка.

Костер рисуют по следующей схеме.

Костер поэтапно.

Лето: пикник на природе.

Как нарисовать девочку Лето?

Девочка, символизирующая лето, солнце и тепло, как правило, изображается в легком сарафане, с распущенными, развивающими ветром волосами, в окружении зелени и цветов.
Можно изобразить лето в женском подобии в виде маленькой девочки, девочки-подростка или молодой девушки.
Нарисовать девочку –Лето можно по схеме, как на рисунке ниже.

Для срисовывания: лето на речке.

ВИДЕО: Быстрое Рисование | Её Зовут Лето | Акварель

Давайте отвлечемся немного от олимпиады и нарисуем карандашом красивый домик в деревне. А поможет нам в этом пошаговая инструкция, которая и прилагается к этому уроку. Данный урок рассчитан на детей, поэтому даже начинающий художник не будет чувствовать себя дискомфортно, пытаясь нарисовать этот красивый домик в деревне.

Ну, а теперь переходим непосредственно к уроку. Карандаш и бумагу на изготовку, поехали.

Шаг 1. Рисовать домик мы начнем с крыши. Для этого в верхней части листа нарисуем трапецию, которая в последствии и будет определять крышу. Кстати, для удобства можете использовать линейку, т.к. в нашем рисунке будет много прямых линий.

Шаг 2. Добавим на крыше в середине вершину треугольника. Тут потом нарисуем чердачное окно. С боков трапеции сделаем еще по одной дополнительной линии и соединим ее с основным рисунком.

Шаг 3. Теперь нарисуем основание окна на крыше. Добавляем нижнюю часть квадрата, а сверху рисуем дополнительные линии маленькой крыши, что будет над окном. Переходим к следующему этапу.

Шаг 4. Теперь нарисуем само окно на чердаке домика. Пусть окно будет круглой формы. Через центр окна проводим два пересекающихся отрезка. А внизу основной крыши рисуем еще одну горизонтальную линию.

Шаг 5. Сейчас мы нарисуем форму самого домика. Изображаем большой прямоугольник под крышей. Теперь внутри рисунка на стене домика рисуем прямоугольник для контура окна и переходим дальше.

Шаг 6. Продолжаем рисовать фасад домика. Для окна делаем еще один прямоугольник, чтобы показать раму. Через центр прямоугольников проводим вертикальную и горизонтальную линии. Дополнительно можете посмотреть отдельный . Но у домика не хватает двери, надо это исправлять. Для приступка рисуем низкий горизонтальный прямоугольник, а на нем добавляем большой вертикальный, вот и готова дверь. Остается на двери указать ручку – рисуем небольшой кружок.

Шаг 7. Напоминаю, что мы рисуем домик в деревне. В деревне рядом с домом обычно растут различные кусты и деревья. Поэтому мы тоже добавим кустиков на рисунок. А также нарисуем еще одну ступеньку для входа в дом.

Шаг 8. Смотрим на свой рисунок, если где-то есть неточности или лишние линии, то самое время это исправить. Корректируем при необходимости контуры. В итоге должен получиться рисунок, похожий на расположенный ниже.

И по нашей традиции раскрасим рисунок, чтобы он выглядел более живописно. Вот такой красивый домик мы с вами нарисовали.

Ознакомьтесь еще с коротким видео-уроком. В видео показано как можно детям нарисовать красивый и простой домик цветными карандашами.

Напишите в комментариях, какой домик у вас получился.

Живопись - талант или навык? Мнение эксперта: Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар… Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта» В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился. Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга. Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить, почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет. Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект. Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке. Мнение эксперта: Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству. Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики «Никаких оправданий» Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают, что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить. Мнение эксперта: На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество. Александра Мережникова, художник, преподаватель Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков: видение края; видение пространства; видение отношений; видение тени и света; видение целого. Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw). Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга. Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий. В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry). Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим». У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы. Мнение эксперта: Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет. Софья Чарина, преподаватель живописи Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно перевод слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул. Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария. Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий. Мнение эксперта: Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает. Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16-20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.