Рисуем череп поэтапно карандашом для начинающих. «Методика построения и изучения конструкции черепа

Как нарисовать череп карандашом. Поэтапное руководство

Сегодня мы поговорим о том, как нарисовать череп. Это весьма распространенный символ, источником зарождения которого стали древние суеверия. Многие люди любят это напоминание о неизбежной смерти, им становится интересно, как нарисовать череп от руки. Необходима помощь? Давайте разберемся в том, как нарисовать череп. Уверена, что многим понравится изображение черепа с розами. Весьма символично - черная романтика, или любовь до гроба. Давайте вместе узнаем, как нарисовать череп поэтапно.

Приступим к делу. Этап первый

Начинаем с самого простого, изображая форму - своеобразный эскиз головы. В дальнейшем будем воспроизводить наш череп с розами. Довольно простой способ, который каждому под силу.

Этап второй

Теперь намечаем линии будущего черепа, рисуем острый изгиб брови. Да, кстати мы изображаем его в профиль.

Этап третий

Теперь мы обозначаем линию носа в профиль. Дорисовываем подбородок на вспомогательных линиях, доходя до височной части. Рисуя челюсти, используйте волнистые линии для того, чтобы изобразить рот. Немного закрашиваем участки носа и челюстей, затем переходим к четвертому шагу.

Этап четвертый

Следующий шаг - рисуем контур глазницы и раскрашиваем глаз. В височной области изображаем отступ и придаем ему цвет. Приступаем к изображению зубов. Рисуем ряд острых зубов в форме маленьких арок. Обводим жирной линией височную часть, лоб и челюсти.

Этап пятый

Можно сказать, что большую часть работы мы с вами уже проделали - череп-то практически готов. Начнем изображать розы, и лучше всего делать это с макушки. Самый простой способ - это начинать рисовать цветы с формы чашки, образ которой позднее дополняем отогнутыми лепестками. Если вас не устраивают розы, можете нарисовать любой другой цветок.

Этап шестой

Продолжаем зарисовку нашей розы. Добавляем лепестки, накладывая их друг на друга.

Этап седьмой

Теперь переходим к изображению длинного стебля цветка. Намечаем ответвления для того, чтобы изобразить несколько листочков на тонком стебле.

Этап восьмой

Наш рисунок уже практически готов. Мы закончили рисовать одну розу, давайте дорисуем еще одну сбоку, ведь, согласно поверью, именно две розы несут на кладбище. Теперь можно стереть все вспомогательные линии и обвести получившееся изображение.

Этап девятый

Мы стерли все вспомогательные линии, и вот наш рисунок готов. Получился настоящий шедевр! Осталось только его раскрасить. Но это уже на ваше усмотрение.

Заключение

Вот мы и закончили нашу кропотливую работу. Надеюсь, что теперь вы знаете, как нарисовать череп в профиль с двумя розами, и сможете изобразить его своим друзьям, если вдруг они вас попросят. Рисовать было легко, не так ли? Спасибо за то, что уделили немного внимания нашему скромному руководству по поэтапному рисованию черепа! Удачи в ваших начинаниях!

К заданию «Череп» мы подошли основательно и рассмотрели и изучили эту сложную форму как можно подробнее. Постановка была не одна. Изучение состояло и четырех этапов и четырех разных задач.

Задача №1

Постановка: гипсовый череп

Требования к листу: конструктивно-пространственный рисунок.

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости, ластик.

К постановке прилагалась схема черепа, нарисованная преподавателем:

Предлагалось рассмотреть, изучить и передать на листе основную конструкцию черепа. Мы должны были разложить цельную форму на составляющие. Сначала рисовали главные (большие формы), затем рассматривали детали и узлы (малые формы).

Результаты:


Алексей



Марина


Оля


Наталья


Аня

Задача №2

Постановка: "живой" и пластиковый (качественный) череп.

Требование к листу: конструктивно-пространственный рисунок. Нужно закомпоновать три различных ракурса.

Формат и материалы: лист ватмана А2, графитный карандаш различной твердости/монолитный графитный карандаш, ластик.

Продолжаем изучать конструкцию черепа, для чего рассматриваем череп с трех различных ракурсов.

Результаты:


Георгий



Марина


Ирина


Аня (другая)


Оля


Наталья


Алексей

Задача №3

Постановка: "живой" череп, направленное контрастное освещение.

Требование к листу: светотеневой (тональный) рисунок.

Формат и материалы: лист ватмана (формат на выбор автора), графитный карандаш различной твердости, ластик.

Результат:


Алексей

Задача №4

Домашнее задание: слепить череп человека меньше натуральной величины, используя скульптурный пластилин и каркас. Для выполнения этой задачи участники группы могли пользоваться собственным, наработанным в процессе выполнения предыдущих задач опытом, а также дополнительным материалом.


Академический рисунок черепа человека — основа художественных навыков.

Без умения правильно и профессионально рассчитывать пропорции головы и черепа невозможно овладеть искусством рисования портретов.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом о том, как правильно рисовать портрет человека? Многие ошибочно полагают, что нарисовать красивый портрет не составит большого труда — достаточно просто передать черты лица человека на бумагу.

Но это мнение далеко от истины.

На самом деле порядок рисования черепа таков:

  • сначала необходимо рассчитать пропорции человеческого черепа, сделать разметки частей лица;
  • затем нужно правильно передать мышцы лица, сохранить мимику человека;
  • по завершению нужно нарисовать части лица и обрисовать черты, передать тени и придать рисунку естественности.

Без академических основ проделать такую работу самостоятельно — большой труд. В попытках создать портрет самостоятельно придется совершить много ошибок, потратить впустую драгоценное время. Многие начинающие художники теряют терпение и бросают это занятие, приходя ко мнению, что рисование — это слишком сложно.

Учеба всегда даётся нелегко, но помощь педагогов может заметно упростить процесс, сделать его ярче, продуктивнее. Главная причина начать занятия с преподавателем заключается в том, что учителя всегда могут указать на ошибки и показать путь их исправления. Это поможет ученику избежать многих трудностей, не придется тратить зря время на самостоятельный поиск решения.

Преимущества работы с нашей школой живописи

В нашей школе собраны высококвалифицированные специалисты, которые прошли подготовку в художественных академиях и практикуют деятельность на протяжении длительного периода. Это отличная возможность для учеников всех возрастов получить бесценный опыт и пообщаться с профессионалами. Крайне важно и то, что ученики нашей школы находят здесь единомышленников и новых знакомых, разделяющих их интересы. Проводить время среди людей, которые разделяют ваши интересы и помогают достигать новых вершин — бесценный опыт, который хранится всю жизнь.

Все ученики, проходящие обучение в нашей школе, получают аттестат, который они могут предоставить в других образовательных учреждениях или на работе. Здесь также предусмотрена программа повышения квалификации, все программы курсов можно изучить на сайте. Здесь расположены фото и отзывы наших участников, которые уже закончили обучение и продолжают двигаться дальше. Подавайте заявку и станьте одним из наших участников уже сегодня!

Мы предусмотрели различные программы для наших учеников:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • интенсивы;
  • вечерние;
  • выходные.

Подписывайтесь и узнавайте о всех наших предложениях. Мы также предлагаем нашим участникам создавать индивидуальную программу, удобную для них. Наши педагоги с большим удовольствием идут навстречу и предлагают помощь каждому ученику, обратившемуся в нашу школу.

Академический рисунок черепа и другие программы

По завершению программы академического рисунка черепа, ученики могут продолжить занятия в школе и перейти на следующий интенсив. Преподаватели с радостью будут продолжать занятия с учениками, открывая перед ними новые возможности. Совершенству нет предела, преподаватели и сами ежедневно работают над своими навыками, повышают квалификацию, берут новые призы и статусы. Многие ученики нашей школы, после окончания учебы, начинают карьеру в художественном направлении, открывая в себе новые таланты.

Многие люди остерегаются, что по достижению определенного возраста или положения они утрачивают возможность обучаться и открывать для себя новые возможности. Но мы помогаем нашим ученикам преодолевать комплексы и раскрываем их творческий потенциал. Искусство — это занятие для души, которое помогает обрести душевное равновесие и спокойствие. Занятия после трудового рабочего дня устранят нервное напряжение, помогут окунуться в новый мир, где нет места тревогам и усталости. Занятия в весёлом коллективе помогут поднять жизненный тонус, привнесут, в литературном смысле этого слова, новые краски в жизнь. Теперь будни станут более красочными и живыми, ведь занятия по рисованию способны существенно улучшить жизнь.

Звоните и записывайтесь!

Двери нашей школы всегда открыты. Мы приглашаем и ждём новых участников, создаём всевозможные условия для развития творческого потенциала каждого нашего ученика. Наш позитивный и креативный подход позволяет придать уверенности каждому новичку, направить его в нужном направлении и помогает найти новые возможности самореализации. Множество довольных отзывов от наших учеников и улыбки на их лицах — наша главная цель. Мы поможем открыть в себе художника каждому.

Рисунок черепа - это анатомический рисунок, задача которого полнее представить себе характер объемной формы головы. Знакомство с анатомией дает возможность рисовать осмысленно, не копируя лишь то, что видит глаз.

При построении головы человека отображается ее внутренняя конструкция - структура костей черепа и располагающихся на нем мышц.

Как уже было сказано выше, череп состоит из двух частей: мозговой, имеющей форму слегка сплюснутого шара, и лицевой, в геометризованной форме, напоминающей призму. Форма свода черепа относительно проста и статична в отличие от более сложной динамичной формы лица.

Возрастные, типовые и индивидуальные особенности черепа очень велики. Череп новорожденного отличается от черепа взрослого человека не только своими размерами, но и всем своим строением и пропорциями. На черепе новорожденного еще нет швов, и его кости несколько подвижны относительно друг друга. У новорожденного соотношение между лицевой и мозговой частями иное, чем у взрослого: высота лицевого отдела меньше высоты мозгового. Голова новорожденного укладывается в высоте его роста только четыре раза, в то время как у взрослого - до восьми раз.

Характерной особенностью старческого черепа является то, что его швы зарощены, так что вся верхняя часть черепа представляет собой сплошную монолитную кость; кроме того, наблюдается атрофия зубных луночек верхней и нижней челюстей, происходящая после выпадения зубов, а это ведет к уменьшению высоты лицевого отдела.

Если через наружные слуховые отверстия черепа провести воображаемую вертикальную плоскость, то при изучении его формы можно будет сопоставить размеры его переднего и заднего отделов. Степень преимущественного развития переднего отдела по сравнению с задним не всегда одинакова. В одних случаях бросается в глаза значительно больший размер переднего отдела черепа по сравнению с задним, а в других обращают на себя внимание относительно большие размеры заднего отдела черепа (рис.3, а, б).

Для лучшего представления о костной основе головы следует сделать несколько рисунков черепа в различных поворотах и положениях. Прежде чем приступить к рисунку, необходимо рассмотреть череп со всех сторон, а именно спереди, сверху, сбоку, сзади и снизу. Рассмотрев череп, нужно выбрать наиболее интересную точку зрения и приступить к работе над рисунком. При длительном рисовании с натуры важным является последовательный ход работы над рисунком, который может включать в себя несколько этапов (рис. 3).

Рис. 3. Основные соотношения размеров переднего и заднего отделов черепа

Первый этап. Композиционное размещение рисунка на листе (рис.4, а).


Легкими линиями намечаем общую композицию. Следует учесть, что в учебном рисунке целесообразно брать размер черепа в натуральную величину или немного меньше.

Делаем общий набросок черепа яйцевидной формы без деталей. При этом необходимо передать положение черепа: вертикальное, когда лоб и нижняя челюсть - на одной линии, или запрокинутое, тогда нижняя челюсть будет впереди лба, и т. д.

Для лучшего композиционного размещения желательно, чтобы середина формы по горизонтали проходила чуть выше середины листа.

Второй этап. Линейно-конструктивное построение формы. Работа ведется от целого, общего, минуя мелкие детали.

Построение производится на основе условной осевой линии, которая начинается под затылком, проходит посередине свода черепа, лобной кости, переносице, носовым костям, середине верхней и нижней челюстей, до подбородочных возвышений. Эта линия называется серединной линией и помогает наметить расположение черепа в пространстве.

Рис.4. Этапы рисования черепа

Горизонтальной линией, проходящей через переносицу, делим форму черепа на две части: верхнюю (мозговую) и нижнюю (лицевую). Точка пересечения серединной линии с горизонтальной называется крестовиной и служит опорной точкой для построения черепа или головы, и дает возможность на начальной стадии рисунка определить пространственное положение всего объема черепа (рис.4, а).

среднюю - от носового отверстия до верхнего края глазниц;

Рис.5. Последовательность рисования черепа в прямом положении

верхнюю - от верхнего края глазниц до выступающей точки свода черепа.

Затем, ведя работу «от общего к частному», уточняем пропорции черепа по вертикали (рис.4, в). Намечаем линию разделения верхней и нижней челюстей в нижней трети черепа. В средней трети - линию нижнего края глазниц, сравнивая высоту глазниц с высотой скуловых костей. В верхней части черепа намечаем линию лобных бугров, которая определяет границу передней и верхней поверхностей черепа.

Корректируя общую форму черепа, наполняем ее более мелкими частями. Следует заметить, что рисунок нужно вести парными формами, что будет способствовать его целостности, так как это дает возможность сравнивать симметрично расположенные части черепа. Объем черепа на этой стадии намечают основными большими поверхностями (рис.4, г).

Рис.6. Последовательность рисования черепа в профильном положении

Третий этап. Обобщение рисунка (рис.4, д). Намеченное на предыдущих стадиях рисования конкретизируется и уточняется, затем обобщается посредством разработки формы тоном. Путем многократных проверок и сравнений рисунка с оригиналом надо привести его к гармоничному целому.

Мы рассмотрели последовательность рисования черепа на примере расположения его в трехчетвертном повороте. Рисование черепа в прямом положении и в профиль ведется в той же последовательности (рис.5 и 6).

Конструктивный рисунок - это раздел дисциплины академического рисунка - рисунок внешних контуров предметов, как видимых, так и невидимых, выполненный с помощью линий построения. Вы создаёте «каркас» того объекта, который собираетесь нарисовать. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.

Присмотритесь, подумайте, из чего состоит объект? Из каких геометрических тел? А какие есть простейшие геометрические тела? Это куб, шар, цилиндр, конус, призма и т.д. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок.

Для примера, возьмём обыкновенную бутылку. Она вмещает в себя цилиндр, может быть, конус (усечённый), также, может быть, усечённый шар или тор. Или, например, шкаф или стол, - состоит из четырехгранной призмы или, может быть, из кубов и параллелепипедов.

Поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела. Это поможет развить объёмное мышление.

Второй шаг - изображение «каркаса». Нужно научиться правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе.

То есть нужно знать, что такое линия горизонта, точки схода и как воспользоваться этими знаниями. Например, когда рисуем обыкновенный куб, мы изображаем линии параллельных граней куба так, чтобы они сходились в одной точке или в двух точках на линии горизонта.

Второй момент - это осевая линия.

Она помогает создавать конструкцию правильно. Например, нам нужно нарисовать два цилиндра разных по толщине, то есть разного диаметра. И один цилиндр располагается над другим. Делаем, например, конструкцию бутылки. Для этого нам нужна осевая линия. Если бутылка стоит, то эта линия будет вертикальной.

Проведите вертикальную линию. Нарисуйте прямоугольник (основная часть бутылки) так, чтобы эта линия проходила посередине. Нарисуйте ещё один прямоугольник (горлышко) поменьше так, чтобы осевая линия проходила посередине. Теперь вам нужно нарисовать (построить) 4 эллипса - снизу и сверху каждого из прямоугольников.

Уже становится что-то более похожее на бутылку. Или вот вам другой вариант конструктивного рисунка. Если вы рисуете бутылку в перспективе, так, как бы смотрите на неё сбоку и немного сверху. Как в таком случае создаем конструктивный рисунок? Сначала рисуем уже не два прямоугольника, а две четырехгранные призмы, из которых потом получим два цилиндра.

Понятно, сначала одна призма - основная. Далее на нижней и верхней плоскостях этой призмы проводим диагонали, получаем две точки. Соединяем эти точки - получаем среднюю ось. Эта ось поможет нам построить правильно еще одну призму, из которой создадим цилиндр горлышка бутылки.

Поставив одну призму на другую, строим два цилиндра. После этого, округляем углы, придаём этой конструкции правдоподобность бутылки. Создавать можно не только конструкции таких простых объектов, как посуда, мебель, но и животных и даже человека.

Несмотря на сложность строения человека или животного, мы можем найти в них простые геометрические тела - цилиндры, призмы, кубы, шары и т. д. Просто, чтобы освоить конструктивный рисунок, нужно видеть, как бы насквозь, из чего состоит то, что мы рисуем.

Объёмное мышление начинайте развивать с обыкновенного куба. Нарисуйте его на листе бумаги, это, как ни крути, основа. Именно с этого начинается конструктивный рисунок. Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину.

Последняя, то есть глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Здесь приводится несколько примеров конструктивного построения.

Именно таким образом создаётся каркас или обёртывающая поверхность для будущего предмета. Это и есть конструктивное построение.

Теперь взглянем на примеры конструктивного поэтапного рисунка от простых геометрических форм до фигуры человека:

Методология поэтапного рисования...


Конструктивный анализ формы предметов быта.


Изучение перспективы на примере кубов различного размера.



Натюрморт из геометрических тел.


Предметный натюрморт на этапе придания формы.



Законченный предметный натюрморт.



Простой столовый натюрморт.


Рисунок сложного предмета.


Рисунок гипсовой палетки.



Рисунок капители колонны Ионического ордера.


Рисунок драпировки.


Перспективный рисунок интерьера.


Конструктивный анализ формы черепа со штриховкой.


Рисунок обрубовки человеческой головы.


Рисунок экорше человеческой головы.


Рисунок глаза Давида - упражнение на понимание формы частей человеческой головы.


Конструктивное построение человеческой головы (лицевая часть).


Конструктивный анализ головы человека со слабой штриховкой.


Рисунок гипсовой головы кондатьера Гаттамелата.



Анализ формы гипсовой головы Аполлона Бельведерского в нескольких ракурсах.



Рисунок головы Зевса в двух ракурсах.


Рисунок головы фаворита императора Адриана - Антиноя.