Рисование тканей и складок. Методические аспекты работы в рисовании драпировки со складками Пишем драпировку

Складок, понимать их структуру.

Рассмотрим разницу в понятиях и “складка”.

Ткани, ложащиеся различными складками, изображенные в произведениях художников разных времен, называются .

Складка – это изгиб поверхности ткани, возникающей вследствие ее непреднамеренного сжатия, а получается в результате образования складок путем связывания, сшивания, наколки, укладки и т. д. Говоря о , нельзя не сказать о рисунке складок, их пластическом выражении, закономерностях. Извивающиеся и, казалось бы, неподдающиеся анализу складок имеют определенные закономерности, т. е. в некоторых условиях складки в образуются в определенном порядке, создавая интересные группировки, ритмические чередования, красивые линии, что открывает богатые изобразительные возможности для художника.

В истории мирового изобразительного искусства изображение всегда занимало одно из важнейших мест, а принцип их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служил одним из признаков стиля . Красота линий складок в одежде использовалась художниками на различных ступенях развития стиля по-разному. Можно наблюдать строгие, угловатые готические складки в произведениях А. Дюрера и напротив, мягкие, изящные, вполне естественные линии в произведениях Боттичелли, Леонардо да Винчи .


Являясь одним из выразительных средств в изобразительном , заслуживает серьезного изучения. Изучению статической , т. е. свободно висящего куска ткани должно уделяться большое внимание в процессе обучения рисунку. Для правильного изображения необходимо ясно представлять происходящие в ней динамические явления, уметь “прочесть” складки. Складка на ткани образуется тогда, когда ткань занимает меньшую протяженность, чем ее собственный размер. Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам, в зависимости от ее физических свойств, т. е. материала, из которого она изготовлена, характера структуры и толщины.

Известный советский художник и педагог П. Я. Павлинов установил три типичные складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала:

  • Прямые , образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении навстречу друг другу. Прямые складки можно разделить на долевые , образующиеся в результате сжатия материала по ширине и поперечные , образующиеся в результате сжатия материала по длине.
  • Радиальные , образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому либо месту на поверхности материала, и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы и диагональные, возникающие при растягивании материала по диагонали.
  • Если на поверхности материала действуют силы, в нескольких направлениях одновременно (например, при сжатии в ширину и высоту), то образуются кривые складки. Кривые складки могут быть круглыми (трикотажное полотно), ломаными (грубая ткань, лен, ситец), в зависимости от свойств материала и раздвоенными.

Заложенная складками объемна , т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину. Объемные представляют собой изгибы складок, направленные от лицевой стороны ткани к изнаночной и от изнаночной к лицевой. Нужно обратить внимание на то, что высота складок к низу драпировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им больший изгиб. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые складок. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки.

складок зависит от свойств и вида материала. Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. Трикотажные полотна дают складки более округлой , чем ткани, при тех же условиях динамического воздействия. Ткани и полотна отличаются фактурой. Они могут быть: гладкими или ворсистыми, блестящими или матовыми, плотными или редкими и т. д. Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Так, шелковые ткани мягкие и блестящие, шерстяные ворсистые, пушистые, матовые и т. д. Мягкие, тонкие полотна или ткани очень хорошо драпируются, дают складки с мягкими изгибами; жесткие и плотные – складки с острыми, отчетливо выраженными углами. При выборе материала для драпировок необходимо учитывать эти свойства, так как неудачный выбор может расстроить задуманную композицию .

Рассмотрим с простыми складок. Одним из вариантов является композиция , висящей на одной или двух точках опоры.

  • В первом варианте, свисающая с одной точки опоры, имеет вертикальное направление, образует складки конусообразной (радиальные складки) .
  • Во втором варианте драпировка , свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг (кривые складки) , группирующихся на той или иной стороне. При этом складки могут в одном или двух местах ломаться. Если точки опоры находятся на разной высоте, то система дуг смещается к точке опоры, расположенной ниже.

Если бросить кусок ткани на какую-то горизонтальную поверхность, то получатся сложные группы складок , не имеющие никакой системы, т. е. каждый раз складки образуются по-новому. Складки образуются и прямые, и кривые. драпировки , свисающей с одной точки опоры (радиальные складки).

Складки разных типов, соединяясь между собой, образуют различные сочетания в зависимости от поверхности, на которой лежит материал; от усилий, прилагаемых к материалу; от качества и структуры материала. Если в качестве материала используется трикотажное полотно, то на гладкой горизонтальной плоскости образуются выпуклости и “пузыри”. Благодаря эластичности, в образующихся складках выступающие части закругляются и получаются круглые складки. В свободно спадающей наблюдается характерная провесная складка , обращенная дугой всегда вниз. Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки.

Рисование играет огромную роль в учебном процессе. Ведь уметь правильно передавать их специфическую можно лишь тогда, когда учащийся логически и пространственно мыслит. Важно постоянно анализировать в процессе рисования, какие силы участвуют в образовании той или иной , какое место она занимает в пространстве. А ведь все это как раз и свидетельствует об овладении начальной грамотой изобразительного , без которой невозможно дальнейшее творчество.

Если только вы не рисуете обнаженных людей, одежда является чрезвычайно важным элементом вашей работы. Прежде чем мы научимся изображать людей во всех подробностях, нужно научиться рисовать одежду. Одежда очень сильно влияет на облик человека. Например, глядя на иллюстрацию справа, обратите внимание на то, как внешний вид ног зависит от складок. Смотрите, сколько складок пришлось нарисовать, чтобы получился убедительный образ.

Основные формы;
-пять видов складок;
-комбинация складок;
-текстура;
-узоры;

Основные формы тела ясно видны на этом рисунке модного наряда.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

В складках одежды следует отыскивать фундаментальные геометрические формы. Чаще всего это цилиндр и конус. Научившись внимательно наносить светотень на эти формы, вы сможете убедительно рисовать одежду. Потренируйтесь рисовать цилиндр и конус с пятью элементами светотени (об этих элементах было рассказано в уроке Техника выполнения рисунка). Посмотрите, каким образом тоновые переходы создают впечатление округлости объекта.

1. Здесь ткань плавно изгибается.Это называется мягким переходом (1). 2. Здесь ткань образует складку.
Это называется резким переходом (2).

1. Мягкие переходы.

2. Резким переходы.

Если бы мы развернули цилиндр, то получили бы форму, сходную с той, что находим в одежде. Видите более темную складку слева от приподнятой поверхности? Этот нахлест образуется наложением двух поверхностей и называется резким переходом.

Вы видите, что правый край приподнятой поверхности светлее и глаже? Это называется мягким переходом. Он представляет собой плавный изгиб поверхности. Здесь ткань не образует складку, но плавно разворачивается.

Резкие переходы на картинке сверху очень заметны. Вы видите, как эти формы начинают казаться частью занавеса или плиссированной юбки? Заметьте здесь форму конуса. Теперь вы должны понимать, насколько важны эти две геометрические формы (конус и цилиндр) для изображения одежды.

ПЯТЬ ВИДОВ СКЛАДОК


Давайте исследуем пять видов складок, которые можно наблюдать в ткани. Без достаточной практики и понимания того, как эти складки влияют на вид одежды, рисунок не будет выглядеть убедительным. Как я уже говорила, именно одежда более всего влияет на внешний вид человека.

Наиболее распространенной складкой является вертикальная. Она возникает, когда ткань свисает с одной точки и сворачивается в коническую форму (!). Посмотри-те, как эти полотенца висят на крючках. Вы видите конусы образованные ими? Найдите здесь также пять эле-ментов светотени, которые создают впечатление объема. Сочетание соб-ственной тени и отраженного света придает этим рисункам реализм.

Если ткань имеет узор, как в случае полосатого полотенца, важно размещать этот узор в соответствии со складками. Кроме того, следите за мягкими и резкими переходами на сгибах поверхностей и при их наложении.

Следующий рисунок демонстрирует другой тип вертикальной складки. На этот раз весь верхний край ткани закреплен на какой-либо поверхности. Там, где ткань "провисает", образуются склад-ки. Если вы видите коническую форму, вы уже знаете, что речь идет о вертикальной складке. Если всмотритесь внимательнее, то увидите также и цилиндр. Отыщите пять элементов светотени. По-тренируйтесь в рисовании таких складок.


Складка, показанная на следующем рисунке, час-то обнаруживается внизу вертикальной складки. Она называется инертной складкой. Ее можно наблюдать, когда ткань ложится на поверхность и больше не поддерживается сверху. Она "пассив-на". Вы можете обнаружить инертную складку в одежде человека, когда какой-то предмет его одежды касается другой поверхности. Прекрасным примером инертной складки является шлейф свадебного платья.


Третья складка, которую вам следует запомнить - спиральная, или кольчатая. Она всегда обнаруживается там, где ткань охватывает цилиндрическую форму, например руку, ногу или торс. Это очень важная складка, поскольку она показы-вает движение скрытой под ней формы. Напри-мер, когда вы шевелите рукой, ткань вашей ру-башки или свитера "тя-нется" за ней. Именно это натяжение ткани и образуемые складки дела-ют ваш рисунок реалистичным и убедительным. Если одежда нарисована без этих характерных черт, она выглядит плоской и навевает скуку. Складки помогают подчеркнуть форму тела.


Четвертая складка называется ниспадающей. Она обнаруживается, когда ткань висит на двух точках. По-смотрите на ткань, свисающую с обоих плеч на примере. Она образует форму, напоминающую букву U. Ниспадающую складку можно увидеть в шарфах, шалях, свитерах с высоким воротником, всюду, где имеются две точки подвеса.


Пятая складка, которую нам следует рассмотреть - составная. Ее распознать труднее всего, пото-му что зачастую она является результатом сочетания каких-либо других складок. Скажем, на рисунке можно увидеть серию вертикальных складок, которая в то же время является приме-ром составной складки. Вы видите, как одна складка попадает внутрь другой, особенно когда ткань спадает с руки?


Взгляните на складки шарфа (сле-ва). Хотя это спиральные складки, каждая из них находится внутри другой, образуя составную складку. Посмотрите как складки влияют на восприятие узора шарфа. То же относится и к свитеру (внизу слева). Складки рукава (внизу справа) начинаются как вертикальные, но на локте превращаются в составную складку.

КОМБИНАЦИЯ СКЛАДОК

Зачастую,в одном предмете одежды приходится видеть комбинации разных типов складок. Чтобы одежда на вашем рисунке выглядела реальной, вы должны точно идентифицировать все складки. Важно уметь видеть, как свет влияет на формы, помня обо всех пяти элементах светотени. Кроме того, обращайте внимание на узоры на ткани.


На этом примере можно увидеть все пять типов складок, хотя некоторые из них не так заметны, как другие.
1 - Спиральная складка.
2 - Инертная складка.
3 - Вертикальные складки.
4 - Ниспадающие и составные складки.

Это прекрасный пример комбинации ниспадающей и составной складок (*).

Наряд снизу тоже демонстрирует множество складок. Пристально посмотрите на него и поищите все пять типов складок. Потренируйтесь в рисовании этих иллюстраций. Если это вам поможет, нанесите сетку, чтобы точнее увидеть размеры и расположение форм. Поскольку придется идентифицировать множество форм, наибольшую точность обеспечит 12-миллиметровая сетка. Обратите внимание на освещение и на то, как оно влияет на внешний вид ткани.

ТЕКСТУРА

Рисование ткани - зачастую трудное дело, но оно становится еще труднее, когда приходится учитывать узоры и текстуру ткани. О цветах, типах тканей и одежде в целом можно было бы написать целую книгу. Но пока давайте ограничимся кратким обзором того, чему следует уделять внимание. Помните, что все, что вы рисуете, представляет собой просто темные и светлые участки поверхности, имеющие определенные очертания. Узоры и текстура тканей - не исключение.

Всегда сначала в точности рисуйте форму объекта, для чего надо найти лежащее в ее основе геометрическое тело. А затем следите, как узоры следуют за этой формой.

В этом свитере ребристая поверхность вязки не только порождает линейный узор, она является также рельефной структурой. Ввиду этого каждый ее элемент освещается по-разному. Все, что имеет выпуклый край, собирает на нем свет. Вы видите отраженный свет, благодаря которому рубчик выглядит приподнятым? Более темные, вогнутые, участки растушевываются, что делает все изображение более материальным.

УЗОРЫ


Полоски на одежде рисовать до-вольно легко. Просто следуйте за изгибами одежды и затем зачерняйте полосы через одну, т.е. тени добавляются уже после того, как все полосы нарисованы. Обращайте внимание на то, как полоски, расположенные дальше, выглядят меньшими по сравнению с теми, что находятся ближе (перспектива).

Когда речь идет о более замысловатых узорах, например при изо-бражении клетчатой ткани, я рассматриваю каждую клетку в первую очередь как форму, а затем закрашиваю ее в соответствии с тем, насколько темной она выглядит.

Если продвигаться вперед неторопливо, задача оказывается не такой уж непосильной. После того как узор нанесен, тени растушевываются.


Полосы следуют за изгибами поверхности ткани. Тени добавляются после того, как все полосы нарисованы.

Сложные узоры вроде этого рисовать легче, если работать над каждой маленькой формой поочередно. Тени растушевываются после того, как весь узор прорисован.

Пожалуй более компактно и, вместе с тем, более подробно мне будет сложно рассказать, но если у вас возникнут какие-либо вопросы или предложения, я обязательно отвечу и постараюсь внести поправки в это маленькое руководство.


Уметь рисовать ткани, красиво изображать складочки - очень важное дело! В натюрморте, в портрете, практически во всех учебных работах присутствуют драпировки.
«Итак, драпировки - это ткани, изображаемые художником в произведениях изобразительного искусства. Они характеризуются наличием свободно лежащих, ниспадающих складок, и основная задача художника выразительно передать светотень этих складок и фактуру ткани.»
Чтобы грамотно передавать объем складочек, необходимо иметь понятие о светотени, как она ложится по скругленным поверхностям, потому что складки у ткани чаще всего образуют скругленные, волнообразные формы. Однако, даже с правильной светотенью драпировки иногда получаются некрасиво и не выразительно. Поэтому в первую очередь давайте разберемся, что может быть не так с тканью, какие ошибки и проблемы могут Вас подстерегать.

Упрощение - первая ошибка в рисовании тканей

Вот Вы научились примерно рисовать складку объемной и похожей на настоящую, и…начинаете рисовать все остальные складки по тому же принципу, аналогично той складке, которая у Вас удалась. Это называется упрощение натуры, Вы не вникаете в индивидуальные особенности всех других складок, а ведь чаще всего все они разные, освещены по разному, имеют свои изгибы и переходы.
А таком случае получается что-то вроде пучка висящих блестящих кишок.

Чтобы такого не получилось, прищуривайтесь и смотрите на натуру в общем - как она освещена, где у нее затемненные участки, а где самые освещенные. Не забывайте о плановости - передний план самое контрастное и четкое место в любом рисунке, остальное по отношению к нему выглядит более серо и размыто.
На свету не должно быть черных теней и лишних теневых пятен, а на затененных участках наоборот - в общем все должно быть покрыто тоном, тоже самое с задним планом, даже если на заднем плане свет, он не должен быть таким же ярким, как и свет на переднем плане.
Кроме того складки разнообразны, они имеют индивидуальные особенности - неровности, изломы, какие-то мятые, а какие-то гладкие и прямые. Разнообразьте свой рисунок добавлением таких особенностей, внесите разнообразие в рисунок.
Вот что получилось, если исправить предыдущий вариант с учетом всего вышесказанного.

Перебор в деталях - вторая ошибка

Это противоположная первой проблема. То есть Вы слишком внимательны к каждой складке и копаетесь в мелочах, пытаетесь изобразить слишком много деталей без обобщения второстепенного и без выделения главного.
В таком случае получается больше похоже не на ткань, а на скалистый утес. Рисунок изрыт мелкими складочками, свет путается с тенью, все дребезжит и форма разваливается.


Чтобы такого не получилось, всегда работайте головой - не копайтесь в отдельных мелких складочках, помятостях, а смотрите на натуру в общем. Как и в предыдущем варианте выделяйте детали только на переднем плане, свет в общем должен быть светлым, а тень в общем темной, не надо их ломать излишней проработкой.

Фактура ткани

Следующий момент связан с передачей фактуры ткани. Ее можно условно разделить на гладкие, блестящие


и шероховатые, матовые.


То есть, как хлопок и шелк.
Они отличаются градациями светотени, и подход к ним в рисовании различается. Шелковые ткани имеют более сильный контраст, у них яркие, светящиеся рефлексы, у блестящих тканей большой диапазон градации тона от самых темных тонов до ярких бликов, которые вообще тона не имеют.
Главная ошибка - делать все однородно блестящим, контрастным и перебарщивать с яркими рефлексами.
Хлопковые ткани отличаются прозрачной, мягкой светотенью. Нет такого контраста, нет светящихся рефлексов, сильный контраст только на границе света и тени.
Очень важно в данной ситуации не сделать все серо и однородно.
В любых случаях, чтобы избежать вышеперечисленных ошибок, помните:
- свет должен быть в общем светлым, детали на свету более четкие

- тень в общем покрыта тоном, детали в тени смыты и однородны

- самый контрастный, самый четкий передний план, здесь самая детальная проработка

С чего нужно начинать рисовать ткань

Самая главная ошибка в рисовании драпировки, любой ткани - отсутствие формы и характера. Чтобы понять, как нарисовать ткань, которая висит или лежит переда вами в качестве натуры, вспоминайте, с чего нужно начинать. А в первую очередь, это форма и характер.
Что значит форма? Ткань обычно покрывает, обволакивает какой-то предмет, например, одежда покрывает тело человека. И через ткань эта форма предмета просматривается.

Что значит характер? Складки ткани ниспадают в определенном направлении, изменяют это направление изломами, изгибами, это еще можно обозначить как движение ткани. То есть, есть определенная направленность, динамика. Можно сказать, что характер у ткани динамичный.
В первых двух случаях, с чего началась статья, можно сказать, что форма и характер отсутствует. Ткань выглядит аморфно, как бы не лежит на предмете естественно и непринужденно.


Поэтому, во избежание данной ошибки, начните рисовать с драпировку с обозначения формы предмета, на котором она расположена.
Я рисовала ткань, расположенную на стуле, то есть в первую очередь мне нужно обозначить этот стул.

Далее следует в общем определить характер ткани, куда направлены складочки, как они двигаются, какая у них динамика - интенсивная или не очень, возможно вялая вообще.

После того, как Вы все это наметили, можно детально складочки проработать.

Итак, сделаю рисунок с учетом всего, о чем говорилось ранее, и вот что получилось.

Матовая ткань лежит на стуле, четко видно направленность освещения, в общем видно, где свет, где тень, контрастно и проработано выделен передний план. Также я добавила фон, за счет чего изображаемый объект стал еще объемнее - вокруг него появилась среда.

«Итак, с одной стороны рисовать ткань не просто - много деталей, в которых легко запутаться и оказаться в одной из крайностей (переборщить, слишком упростить, спутать тень со светом), с другой стороны рисовать драпировки довольно увлекательно и интересно. Главное правильно начать и не смотреть на драпировку, как на кучу перепутанных складок, а видеть ее как целостный объект в общем, с четко выделенным светом и тенью, с плановостью, а самое главное со своей красотой и гармонией, которую стоит отразить на листе.»

Первое, что вам нужно, это хороший образец, будь то настоящая ткань или фотография (см. выше). Он должен иметь освещение, подчёркивающее складки. Я расположила ткань у светлого окна - солнечный свет создает чётко определенные области света и тени. Вам не потребуется «подделывать» цвета или «подгонять» светлое к тёмному и наоборот. Многие рисуют слишком много складок и слоев. Не усложняйте картину, особенно на первых порах; когда вы уже приобретёте некоторый опыт, то сможете рисовать поподробнее.

2. Рисование карандашом

Драпировку гораздо легче рисовать простым карандашом с ластиком, а не кистью! Отдельные формы, которые указывают на складки или тени, часто совершенно не похожи между собой и бессмысленны сами по себе, вне композиции. Потому формы должны быть точными и располагаться на своих местах, чтобы вписываться в единое целое; как складывающаяся головоломка. Изображайте каждую форму как можно аккуратнее, согласовывая все их между собой в процессе.

На втором шаге я провожу линии, обозначая, где происходит изменение яркости или цвета, например, области отраженного света. Как правило, подобные переходы плавные, но всё же цвет здесь меняется, что я отмечаю на рисунке. Отметьте во время этого шага как можно больше в любом случае, даже если считаете, что вам это не понадобится - как подсказку для работы с красками позже.

3. Смешивание красок


Так как моя драпировка отражает цвет неба (и так, что гармонирует с сиянием утра), то на ней присутствуют в том числе голубые оттенки. Я смешиваю серую (gray) краску от Payne с небольшим количеством ультрамарина синего (ultramarine blue), затем добавляю титановые белила (titanium white). Для светлых мест я приготовила смесь титановых белил и светло-жёлтого (yellow light) от Naples. .

4. Изображение складок и теней

Три главные вещи, на которые стоит обращать внимание при рисовании драпировки: яркость, форма и кромка. Подбирайте правильную насыщенность цвета для каждого места. Помните, выбор светлой или тёмной краски зависит от окружающих областей. Если вы закрасите что-то, а цвет окажется недостаточно правильным, сотрите краску и раскрасьте заново. Соскрести или стереть совсем немного краски значительно легче, чем пытаться исправить уже полностью закрашенное.

Приспосабливайте формы и яркость по ходу работы. Будет очень просто, если вы ранее уже правильно обозначили формы карандашом. Раскрашивание – всегда уточнение и коррекция карандашного рисунка.

5. Работа с краями

Этот шаг действительно определяет, будет ли выглядеть ваша драпировка реалистичной или нет. Если край формы резкий, немного смягчите его, чтобы он оказался частью окружающей области. Если край очень мягкий, подчеркните это сильнее. Если перестараетесь, просто наложите краску правильного цвета и попробуйте снова. После того, как несколько форм будут готовы, рассмотрите и оцените область.

На моём фото тень справа на драпировке достаточно тёмная и создаёт сильный контраст между местом в фокусе и местом, отдалённым от фокуса, и я сделала тень посветлее, дабы место обращало на себя меньше внимания. Заметьте: я не использовала краски из белого тюбика, но драпировка выглядит белой.

Некоторые художники изображают всё светлым или в одной яркости. Вы же прорисовывайте каждую область до конца, и только потом двигайтесь дальше. Тем самым вы ощутите чувство выполненного долга и то, что вы на правильном пути. Также уменьшится вероятность задеть рукой ещё не высохшую краску.

Если вам нужно оставить свою картину до того, как драпировка будет окончательно готова, то закончите на области с резкими формами, например, где одна складка перекрывает другую, или на области, для которой уже смешан цвет. Таким способом вы выберете точный цвет и сможете легко продолжить в следующем сеансе рисования.

Попробуем порисовать драпировку. Помните, как мы рисовали мятый лист бумаги ? Примерно то- же самое, но если в мятом листе грани и плоскости были четко очерчены и хорошо видны, то ткань- драпировка мягче, пластичнее. И тем не менее, и в первом и во втором случае в рисунке действуют одни и те- же законы, как при рисовании бумаги, так и при рисовании ткани, драпировки.
Подразумевается, что к этому моменту вы уже умеете рисовать геометрические фигуры . Рисунок по запланированному, фиксированному пространству. И вы уже знаете эти статичные формы, знаете как штрих ложить по их объему, как строится светотень. А вот драпировка- пока неизвестный предмет. Он может иметь любую форму, фактуру, принимать любые виды. Вот и подготовимся немного к тому, что иногда приходится передавать на бумаге такие формы, которые не являются фиксированными, пластичные.

Вот фото моей композиции. Пробуйте рисовать различные виды тканей- грубую, тонкую. Если использовать драпировку из плотной ткани, то рисовать ее несколько проще, она дает меньше изгибов- тот же принцип, как при рисовании мятого картона. Если использовать тонкую ткань, то и воспроизвести все градации ее складок труднее, но такая ткань может очень красиво ложиться или свисать на любые предметы, красиво огибая их, повторяя их форму.

А для начала просто попробуйте составлять композиции используя драпировку. Понаблюдайте как она "ведет" себя. Это пластичный материал, который свисая к низу образует красивые складки- волны. Если драпировка ложится на какой- либо предмет, то обязательно будет принимать его форму. И чем тоньше драпировка, тем отчетливее будет читаться под ней тот объем, который она огибает. Огибая предмет она будет стремиться дальше вниз, пока не займет статичное место в пространстве.

Возьмите мягкий материал- уголь, сангину и порисуйте наброски, поиски своей композиции. Посмотрите на рисунок справа. Здесь использована тонкая ткань. Можете использовать как предметы обихода, так и те геометрические фигуры, которые у вас уже есть и наблюдайте, как драпировка взаимодействует с окружающим миром, вашими предметами.

Драпировка свободно свисает со стула вниз, на ее пути встречается четкая геометрическая форма- куб. Драпировка ложится на плоскость куба и четко видно, как повторяет его форму. Дальше драпировка спускается ниже и встречает еще одну плоскость- плоскость стула. Останавливается там, но вскоре подходит к обрыву горизонтальной плоскости, очерчивает угод и устремляется вниз.

Ход работы: намечайте общий объем в листе, дальше место основных плоскостей как драпировки, так и тех предметов, которые учавствуют в вашей композиции. Дальше разбираем конструктивно. Прорисовывайте и невидимые грани, или замечайте, для правильного построения это нужно делать. Не забывайте о поиске пропорциональных соотношений и о перспективе.

Ближние к нам грани и углы выделяем. На изломах форм делаем акценты. Посмотрите на то, как я намечаю драпировку. Где форма статична и на дальнем плане- я не акцентирую. Если- же нужно показать, как движется драпировка вниз, огибая предметы или плоскости, которые встречает на своем пути, то это уже динамика, движение, действие- это нужно показать и выделить. И чем ближе к нам, тем отчетливее. Я акцентирую внимание на изломах драпировки- как она спокойно лежит на кубе и вот уже встречает грань куба, ломается и ниспадает дальше. Поделайте несколько таких поисков, меняя вид драпировки и ее расположение в композиции. Можно еще просто рисовать, как она свисает со стены.

Теперь приступим к основному рисунку нашей композиции. Используйте для натюрморта светлую драпировку, в идеале белую. Не нужно, что бы вас сейчас сбивал с толку тон ткани. Возьмите для начала плотную ткань, возможно использовать два вида ткани- плотную и тонкую, что- бы видеть разницу в рисунке между ними. Здесь использовать мягкий материал не стоит. Посудите сами- светлая по тону композиция рисуется темным и жирным материалом, который особо не скупится на том, дабы оставить ненужные излишки "себя" на бумаге. Это будет грубо, кроме того, вы быстро зачерните работу, без возможности исправить что либо в ней. Материал для работы тоже нужно подбирать под эстетические и художенственные требования композиции .

Дальше. Фото, которое было показано вначале, сделано днем при освещении двух видов: дневное и верхнее (лампа накаливания). А рисовать я буду вечером, при единственном источнике света- верхнем освещении. Почему: не привязывайтесь к натуре, не срисовывайте, не нужно ломая глаза сопоставлять фото и рисунок, можете сильно разочароваться. Мы будем не срисовывать, а думать, анализировать, делать рисунок. Когда научимся передавать пространство в листе, потом будем и документализировать. И для начала выберите единственный источник света.

Показываю начало своей работы слева. В полный рост, как говорится, весь планшет. Наши шаги:

1. Закомпонуйте композицию в листе. Проще сказать- ей не должно быть тесно в листе и она не должна плавать, теряться в нем. Ее место должно быть гармонично найдено. От краев планшета должны быть отступы- дайте место для воздуха, пусть композиция "дышит". Найдите ширину и высоту композиции, это самая первая и главная работа для нашего глазомера , прежде чем приступить к следующему шагу.

2. А следующий шаг- найти место в листе основным объемам и плоскостям, которые учавствуют в композиции. Глазомер работает в полную силу. Находите пропорции при помощи "трех точек". Учитывайте то, что здесь может присутствовать и элементы перспективы. Чувствуйте эти нюансы, не обязательно вычерчивать их, сводя все параллели в точку схода. Создайте видимость ее.

3. К этому добавим разбор композиции конструктивно. Предметная плоскость не должна "заваливаться", фигура или драпировка лежит на ней, а не плавает в воздухе. Важно ощущение правильной передачи "конструкции" натюрморта. Если не можете просто намечать- выстраивайте! После пары раз таких выстраиваний вы поймаете суть.

4. Изломы форм, углы, пересечения линий и плоскостей, ближние грани- выделяем, и чем они к нам находятся ближе, тем будут передаваться активнее. Можете намечать и тени, находите им место. Они рисуются не "наабум", тени тоже имеют свое место, свою конструкцию, ибо прямым образом зависят от того предмета, который их "отбивает" или "отбрасывает" и от того предмета, на который тени ложатся.

5. После всего пройденного самое время разделить тени и свет. Возьмите карандашик и положите свет на все тени и полутени, которые учавствуют в композиции. Здесь уже показано, что тени и свет отделены, тем же штришочком. Плюс к этому в первом рисунке начинают выводиться тени активнее, постепенно находя соотношения силы этих теней между собой.


Вы помните, как мы работали с мятым листом бумаги? Сначала мы нашли пространство вокруг самого листа, а затем спокойно поместили его в это пространство. Но там и предмет- то по сути был один, и расстояния несколько поменьше. Если вы взяли для начала несложную композицию, малые размеры и тональные отношения у вас строятся по принципу- раз, два, три, то- есть: предметная плоскость, лист бумаги, стена. Но если выбрали композицию примерно как у меня, то и задач у нас с вами несколько побольше.

А именно: работу нужно вести сразу "по всем фронтам", как говорится. Как рассеивать свое зрение, сразу осязая всю работу, так и вести рисунок не по деталям, а рисовать, затрагивая и предметную плоскость, и предметы натюрморта, и драпировку... Так рисунок получится цельным и так правильнее передавать свето- теневые отношения.

А осязать всю работу просто тогда, когда вы, например, сейчас передаете тональные отношения предметной плоскости и драпировки, которая находится за ней, и смотрите, какими будут тональные отношения теней на этой драппировке и падающих теней куба. А потом анализируете тональные отношения самой светлой части этой- же драппировки и самой светлой освещенной плоскости куба, и так далее по всему натюрморту, всей композиции, но уже не только смотря, но и рисуя. Что ближе, что дальше, что светлее, что активнее, что нужно выделить, а что погасить, послать в воздух, первый план, второй, горизонтальная поверхность на свету, вертикальная в тени..... все нужно анализировать, все отношения в композиции. Так достигается ее цельность и о срисовывании уже и речи идти не может, когда начиная с одного конца работы плавно заканчивается процесс на последнем, шаг вправо- шаг влево и....вы запутались. Анализируйте от начала и до конца, и когда чувствуете, что ваше зрение приковано уже длительное время в одном месте работы, значит нужно срочно сравнить то, что вы сейчас нарисовали с другим участком.

Посмотрите на два этих промежуточных рисунка (выше)- работа ведется по всем направлениям. Постоянно ищутся нужные тональные соотноешния плоскостей, их плановости и светотень, при этом не забывается и то, что все это "живет" благодаря тому, что у наших форм есть некая конструкция, объем, и она может быть абсолютно различной у каждого материала и предмета.

А вот уже готовая работа. Давайте ее попробуем проанализировать, но сначала несколько слов о том, каким штрихом она выполнялась.

Штрих в каком- то роде универсальный, уже вам знакомый. Его можно отлично использовать для "вылепливания" формы и он дает возможность растянуть время подольше для поиска тональных отношений в композиции. Самый оптимальный вариант для начинающего.

Для него не нужно использовать карандаши нескольких степеней мягкости. Лично я предпочитаю вообще пользоваться только одним карандашом одной мягкости и лишь иногда прибегая к помощи более мягкого карандаша, если не хватает тональности, что- бы "положить" самую темную тень. Но такого обычно не должно происходить, если правильно распределить силу карандаша на протяжении всего времени ведения работы.

Карандаш обычный, твердость- 2М для карандаша механического (если вы используете механический карандаш). Для карандаша в деревянной оправе достаточно будет ТМ или М (НВ или B). Небольшая мягкость карандаша позволяет плавно достигать нужной тональности, преждевременно не перечернив работу. Это очень хорошо сочетается со штриховкой. Накладываясь одна на другую она позволяет неспешно моделировать форму. Самое безопасное ведение работы, при котором вы обеспечены до окончания работы над рисунком успеть подумать и исправить допущенные ошибки или вовсе не допускать их, так как у вас есть время оценивать и анализировать.

Мы уже использовали такой штрих, когда делали рисунок мятого листа бумаги, но там размеры работы и самой картинки были небольшие, а следовательно и штрих был довольно лаконичным. Здесь размеры побольше, и возможности штриха также больше, где- то штрих будет сдержанным и коротким, а где- то размашистым. Как выглядит такая штриховка поближе, смотрите на рисунках ниже.
Вот он моделирует форму:

А вот он используется для заполнения участка нужной степени тоном на важных небольших участках и больших второстепенных. Достигается это наложением одного слоя штриха на другой под разным углом:

Заметьте: в каждом из случаев этот штрих позволяет моделировать форму. И все его стежки или штрихи по- возможности должны быть параллельны, если это дуги, то расстояния между ними по- возможности одинаковы. Очень красиво, если при просмотре поближе самой штриховки видны ее слои, видно, как один слой штриха накладывается на второй.

Что- бы добиться нужного тона, можно этого достичь либо разным нажатием карандаша на бумагу, либо наложением нескольких слоев штриховки. Но на будущее полезно будет помнить: чем меньше использовано слоев штриха для достижения желаемого результата, тем более профессиональнее выполнена работа.
Ну вот, что можно сказать о штриховке. Какой штрих интереснее вам- решаете сами.

Ну а теперь, после небольшого нужного отступления, давайте перейдем к анализу самого рисунка, который у нас получился. Смотрим слева.

Визуально можно отметить сразу, что пространство в листе создано, это во- первых.

Выбран правильно вертикальный формат планшета, работа закомпонована в листе хорошо.

С построением тоже все неплохо, ничего не перекошено, чувствуется перспектива.

Передан материал и форма предметов, учавствующих в композиции. Например: куб действительно передан как геометрическая фигура, с ровными гранями и плоскостями. Драппировка тоже имеет свой характер, глядя на нее точно можно сказать, что это- ткань.

К этому можно добавить, что элементы, учавствующие в композиции не рисованы сами по себе, а отлично взаимодействуют между собой, куб располагается на предметной плоскости, которой является стул, драпировка низпадает со спинки стула, огибая куб, дальше попадая на плоскость стула, оттуда низпадая вниз- гармонично связывая все элементы композиции.

Выделен центр композиции, четко видно где завязывается кульминация- куб, драпировка и предметная плоскость, обязательно. Здесь самый больший тональный контраст, контраст между светом и тенью. А еще четко видно откуда падает освещение- этого момента никогда нельзя забывать, всегда четко ведется работа с понимания того, где находится свет и как он "падает".

Ну это ладно, это все хорошо, но где- же основное? Ведь мы сейчас говорим о второстепенных вещах, они тоже важны, но если не учесть основной момент, то получится не композиция, а неразбериха, конструктор из разных частей. Какой основной момент?

Главным в работе является то, о чем мы обмолвились в начале, но не рассмотрели детально- пространство в листе. Как мне удалось передать пространство в плоскости листа? Объясняю.

Вот тут- то и начинается осознаваться вся польза основных первых элементарных уроков, которые мы с вами уже прошли. Мы добились условного пространства в листе с помощью нашего логического мышления. Вспомнили кубик? А вот как наши знания, которые мы получили при помощи анализа этой простейшей формы, помогают нам сейчас:

Мы возьмем и разобьем нашу композицию на условные плоскости. Смотрите на рисунок. Отталкиваясь от строения куба, мы будем понимать как строится наша композиция в пространстве на его устройстве.

1. Смотрим на условные плоскости, выделенные голубым цветом. Плоскости 1, 2 и 3 расположены вертикально, если понимать их за плоскости куба, а освещение у нас верхнее, то эти плоскости находятся в полутени. И самой светлой будет та, которая находится к источнику света ближе всего, значит это будет плоскость 1. Плоскость 2 удалена больше, значит света ей попадает меньше. Плоскость 3 удалена наиболее всего, света ей перепадает еще меньше.

2. Смотрим на условные плоскости, выделенные белым цветом. Эти плоскости горизонтальные, исходя из размещения источника света, плоскости будут находиться на свету. По очередности, удаляясь от источника света они будут получать меньше света.

3. Плоскость 6 находится у нас в тени и освещения практически не получает.

4. Плоскость 5- воздух, который окутывает наш натюрморт, его можно не изображать, но в нашей композиции мы постарались гармонично вписать предметы в пространстве, поместить в воздух, значит, он у нас есть. Мы его использовали. И чем будет больше получать света, то будет светлее, удаляясь вниз будет темнее. Для лучшего понимания еще можно воспринимать зону 5 как еще одну плоскость, которая является задней стороной куба, либо просто плоскость, которая отдалена от нашей композиции на расстоянии.

Теперь анализируем дальше. Композиционный центр у нас припадает на куб и на предметную плоскость, ну и на драпировку, конечно, которая учавствует в этой зоне. Смысл мне акцентировать верх спинки стула? Серая масса.....нет! Или ту часть, где света меньше всего.....пол? нет! Именно наш композиционный центр! А значит, зона эта будет наиболее акцентирована, имено она композиционно будет к нам ближе всего, именно здесь будет самый больший контраст между светом и тенью. Так и есть в нашей композиции. Имено сюда смотрят наши глаза.

Все, что удаляется от этого центра будет либо терять свет- если это свет, либо терять насыщенность- если это тень. Как раз так и обстоит дело с зоной света на плоскости 1. Этот участок света хоть и ближе всего к освещению, но он удален от нас, а значит, темнее. Так- же и с участком 4 в зоне света (пол).

Теперь зона тени- вертикальные плоскости. Здесь достаточно сделать так, как мы рассуждали раньше. Если в зоне света- плоскость 3 освещена менее всего, то зону тени- 3 делать светлее не стоит. Этого достаточно, но если хотите- можно сделать эту полутень слабее, так как она от центра композиции отдаляется, но не переусердствуйте, помните правило- самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени. Но эта зона у нас и так получится гораздо мягче, благодаря тому, что света активного, а значит- тонального акцента между ними не будет. А вот с падающими тенями можно поиграть как и с светом. Самые активные будут в центре композиции, все остальные-удаляясь от центра будут угасать. Но по прежнему при этом оставаться самыми темными пятнами в композиции. Вот вам и основы композиции на наглядном примере.

Что касается зоны 6, то это можно воспринимать как собственную тень куба, плоскость, которая находится в тени, которая удаляясь в воздух гармонично в него вписывается, несколько теряя свою активность.

Все, что относится к зоне полутени, или тени, или света- там и должно быть. Как конструктивно, так и по свето- тени. Если и встречаются выпуклости, вогнутости- это только нюансы, которые не должны выходить за рамки той зоны, в которой находятся. Если они все- же выходят из зоны, в силу своей активной формы, то эти участки будут принимать те правила, которые свойственны той зоне, в которую переходят. Вот и все. Вам все понятно? Если не очень, прочтите еще раз, тщательно изучая рисунок и схему по порядку, шаг за шагом, это важно.

Ну а что же касается драпировки, как ее рисовать? Как передавать на ней свет, тень, полутень, рефлексы? Моделировать форму можно применяя все те- же знания, полученные ранее. Только- что мы мыслили глобально, разбирая основные плоскости, а теперь разбираем детали. Смотрите:

Ничего не напоминает? Конечно напоминает, вот так просто можно из, на первый взгляд неизвестной формы, создать порядок. И моделируем, создаем эти формы мы при помощи обычного карандашика. Здесь показано, как упростить понимание формы драпировки используя условные грани кубика, но мы ведь умеем моделировать форму и конуса, и цилиндра, и шара. И в такой пластичной форме, как драпировка, можно найти все эти элементы. Конструктивное начало формы может незначительно видоизменяться, но неизменным всегда остается одно- распределение света по форме: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.