Решетников описание. Художник Фёдор Решетников. История создания картины «Опять двойка! Детские образы в творчестве Решетникова Ф. П

Фёдор Павлович Решетников (15 (28) июля 1906 года - 13 декабря 1988 года) - советский живописец и график. Один из главных представителей социалистического реализма. Народный художник СССР (1974). Действительный член Академии художеств СССР с 1953 года, вице-президент (в 1974-1987 годах). Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951).

Биография

Ф. П. Решетников родился 15 (28) июля 1906 год в селе Сурско-Литовском, Екатеринославской губернии Российской империи (Днепропетровская область Украины) в семье иконописца.

Работал в клубе железнодорожников станции Гришино в образованной Днепропетровской области УССР.

Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929-1934 годах, в частности, у Д. С. Моора.

Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».

Член ВКП(б) с 1945 года.

Совокупный тираж открыток с репродукцией картины Ф. П. Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948, Третьяковская галерея) составил свыше 13 миллионов экземпляров. Это больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.

Другой известной картиной художника является полотно «Опять двойка» (1952).

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1949) - за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы»
  • Сталинская премия третьей степени (1951) - за картину «За мир!» (1950)
  • Народный художник РСФСР (13 сентября 1956)
  • Народный художник СССР (10 октября 1974)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1932) - за участие в арктической экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков»
  • Орден Красной Звезды (1934) - за участие в экспедиции на пароходе «Челюскин»
  • медали

Память

На родине Ф. П. Решетникова, в селе Сурско-Литовском, c 1990 года действует народный мемориальный музей им. Ф. Решетникова.

Г. - г.) - советский художник, один из самых заметных представителей социалистического реализма . Народный художник СССР (1974 г.), действительный член АХ СССР (1953 г., с 1974 г. вице-президент).

Появился на свет 15 (28) июля 1906 года в Украинском селе Сурско-Литовское в семье иконописца. После достижения трехлетнего возраста остался сиротой и воспитывался в семье старшего брата Василия, который ради семьи был вынужден оставить Киевское художественное училище.

Во второй половине 20 - х годов Решетников поступил на художественный факультет рабфака в Москве. Затем, с 1929 по 1934 гг., обучался в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) - в мастерских Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

В студенческие годы серьезное влияние на творчество Решетникова оказали Кукрыниксы. Уже в это время художник прославился как мастер графического шаржа.

Виртуозное владение графическими приемами помогло Федору Павловичу стать - в качестве художника-репортера - участником знаменитых полярных экспедиций на ледоколах "Сибиряков" (1932 г.) и "Челюскин" (1933-1934 гг.). Художественные репортажи этих событий имели значительный успех.

В творчестве Решетникова ярко проявился его сатирический дар. Федор Павлович был выдающимся карикатуристом. Создал целый ряд запоминающихся скульптурных шаржей (часть работ находится в Третьяковской галерее). В области станковой живописи он известен как автор произведений академического бытового жанра. В этом направлении прослеживается определенная связь творений Решетникова с работами художников передвижников . К сожалению, совершенно неизвестными широкой публике остаются картины мастера в так называемом "пленэрном" пейзаже. Это наследие в 90 - е годы прошлого века оказалось за рубежами России и осело в частных коллекциях.

Художник занимался педагогической деятельностью. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова (1953-1957 гг.) и Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина (1956-1962 гг.).

За свою творческую деятельность Федор Павлович был удостоен звания лауреата в 1949 году Сталинской премии второй степени (картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин " и "Прибыл на каникулы"), в 1951 году Сталинской премии третьей степени (картина "За мир!").

В своем многообразном творчестве Решетников создал образцовые произведения социалистического реализма. Художник являлся активным пропагандистом этой системы, вел жесткую борьбу с другими художественными направлениями.

Умер Решетников Ф. П. 13 декабря 1988 года. Его могила находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

Детские образы в творчестве Решетникова Ф. П.

Прибыл на каникулы, 1948 г.

Произведения Федора Павловича Решетникова хорошо знакомы советскому зрителю. Его картины «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» завоевали широкую популярность теплотой и искренностью в изображении советской детворы, чувством современности в характеристике нового быта и отношений. Пристально всматриваясь в изображаемых людей, художник подмечает в каждом черты ярко индивидуальные, выразительные. Отсюда — удачи портретного жанра Решетникова. В его жанровых картинах, портретах, пейзажах проявляются цельность мировоззрения художника-реалиста, верность его своим убеждениям, горячая любовь к родной стране. И, вместе с тем, необычайная острота взгляда, чувство наблюдательности и юмора позволили раскрыть ему другую сторону своего дарования. Решетников — один из самых выдающихся советских сатириков, мастер шаржей и карикатур, работающий не только в области живописи и графики, но и создатель замечательных скульптурных произведений сатирическо-юмористического характера.

Федор Павлович Решетников родился в 1906 году в селе Сурско-Литовском Днепропетровской области. Он рано осиротел и должен был с юных лет думать о заработке. Сначала он помогал старшему брату, занимавшемуся иконописью и альфрейным делом, а с четырнадцати лет начал самостоятельную трудовую жизнь. Юноша брался за любую работу в жестяных, плотницких, малярных мастерских. Несмотря на все трудности жизни, проявившееся у него с детства страстное стремление к искусству не уходило. Он рисовал, работая на шахтах Донбасса и Подмосковья, оформлял праздничные демонстрации, газеты, спектакли, расписывал стены клубов. В 1926 году рудничный комитет командировал Федора Решетникова в Москву на учебу.

С этого времени начинаются годы упорного освоения мастерства художника сначала на художественном факультете рабфака, а затем на графическом факультете ВХУТЕИНА и в Московском художественном институте у Д. С. Моора и С. В. Герасимова.

С первых же творческих шагов проявилась тяга молодого художника к поиску, эксперименту. Стремление быть полезным народу, родине ведет его в самую гущу жизни. Он делает зарисовки на заводе «Серп и молот», создает антирелигиозный плакат к молодежной выставке 1930 года, на которой дебютирует своими работами. Увлеченный романтикой больших открытий, в 1932 году Решетников отправляется с экспедицией ледокола «Сибиряков» в арктический поход. Впервые за одну навигацию ледокол прошел Великий Северный морской путь с Запада на Восток.

Суровые условия похода, непосредственная близость с участниками его оказали громадное воздействие на художника. «В этой экспедиции я понял, что мне предстоит серьезный экзамен перед народом, — писал позже Решетников, — я должен был отчитаться своим искусством в том, что видел. А видел я настоящих людей, преданных своей Родине». Таким отчетом художника оказались его портреты полярников и картины, посвященные историческому рейсу «Сибирякова». Значительную ценность представили зарисовки, сделанные с натуры во время похода,—виды портов, зимовок, портретные наброски. Через год, в 1933 году, Решетников принял участие в экспедиции ледокола «Челюскин». В сложнейших условиях работы на «Челюскине», а затем во время дрейфа на льдине, после гибели ледокола, проявились замечательные качества всех участников экспедиции. Равный член коллектива Решетников нес службу простого матроса, и вместе с тем он продолжал работать как художник. Он оформлял стенгазету «Не сдадимся», живыми юмористическими рисунками поднимал боевой дух коллектива.

Сложнейшие арктические экспедиции, за которые Решетников был отмечен правительственными наградами, укрепили в нем решимость и мужество, жажду постоянного поиска и неуемную энергию, которые отличают всю его дальнейшую творческую деятельность.

Он продолжает учиться, осваивая новые, неведомые ему ранее области живописи. Учителем его становится замечательный пейзажист Н. П. Крымов, вместе с которым Решетников пишет этюды, совершенствуя свое мастерство живописца. Одновременно он продолжал разрабатывать тему Севера, делал иллюстрации, сатирические рисунки и карикатуры для «Крокодила», пробовал свои силы в области монументальной живописи.

Боевые качества искусства Ф. П. Решетникова, и прежде всего его графики, снова проявились в годы Великой Отечественной войны. Художник с первых же дней войны ушел в армию. Получив направление в Севастополь в качестве военного корреспондента газеты «Красный черноморец», он делал рисунки, рассказывающие о героизме моряков-черноморцев, защитников Севастополя, создавал плакаты, мобилизующие на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистских головорезов.

В конце войны им была написана небольшая жанровая картина «Достали языка» (1943), открывающая ряд картин на детскую тему, которая становится одной из основных в творчестве художника на протяжении значительного послевоенного периода. Живая наблюдательность, мягкий юмор отличают незатейливую композицию, написанную по непосредственным впечатлениям, показывающую, как большие события военных лет нашли свое преломление в сознании ребятишек. Впоследствии им были созданы картины, посвященные детям: «На побывку» (1947), «Прибыл на каникулы» (1948), «За мир» (1950) и, может быть, самая популярная — «Опять двойка» (1952). Это целый рассказ о незадачливом ученике, получившем двойку. Коньки в его раздувшемся портфельчике, весь его смущенно растрепанный вид явно объясняют причину плохой отметки. Укоризненно-сожалеющий взгляд матери, строгий — старшей сестры, озорной — младшего братишки, радость верной Жучки, приветствующей хозяина, — все здесь схвачено точно, все соответствует тому определению задач жанровой картины, о которых писал сам автор: «Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом; та. же конкретность сюжета, выпукло очерченные характеры, точность композиции. Художник захватывает зрителя, так же как писатель делает это с читателем. ...Картина дает лишь один конкретный момент из жизни героев. Все остальное дано домыслить самому зрителю».

За картины «Прибыл на каникулы» и «За мир» Ф. П. Решетников был дважды удостоен звания лауреата Государственной премии. В 1953 году он был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1966 году получил звание народного художника РСФСР. Казалось бы, Решетников нашел свой творческий путь, но он не успокаивается на достигнутом.

В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.

Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.

В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы.

К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям, искателя, устремленного в завтра.

М. Кузьмина

Опять двойка. 1952 г.


За уроками. 1952 г.

Прибыл на каникулы. 1948 г. Государственная Третьяковская галерея


Достали языка. 1943 г. Государственный Загорский музей

Н.Н. Жуков (дружеский шарж) 1961 г. Государственная Третьяковская галерея

Утро (интерьер) 1950 г.


РЕШЕТНИКОВ ФЕДОР ПАВЛОВИЧ (1906–1988), русский художник, живописец-жанрист и сатирик, создатель эталонных произведений соцреализма.
Родился в селе Сурско-Литовское (ныне Днепропетровская область, Украина) 15 (28) июля 1906 в семье иконописца. Рано осиротел. Перепробовав разные профессии, работал в клубе железнодорожников станции Гришино (в той же области), откуда был послан учиться на рабфак искусств в Москву. Вскоре поступил в Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), где занимался в 1929–1934, в частности у Д.С.Моора. Жил в Москве.
Уже в студенческие годы прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). Привезенные зарисовки имели шумный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи». Закрепляя успех, Решетников обратился к станковой живописи, проявив лишь средние способности, которые, однако, подкреплялись острым коньюнктурным чутьем.
Впитывая в себя политические мифы, его полотна (Генералиссимус Советского Союза И.В.Сталин, 1948) быстро превращались в «шедевры». Образцами соцреалистического жанра стали его картины Прибыл на каникулы (1948; вместе с Генералиссимусом отмечена Сталинской премией 1949), За мир! (1950; Сталинская премия 1951), Опять двойка (1952).
Подлинным призванием Решетникова, однако, всегда оставалась сатира. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха (Тайны абстракционизма, 1960; все работы – Третьяковская галерея), дополнив его одноименной книгой (1963). Удивительно экспрессивны и остры его шаржи на мэтров советского искусства (1950–1970-е годы), графические и скульптурные – в особенности последние (хранятся в основном там же; частично изданы в виде альбома Сатира и дружеские шаржи, 1982).
Умер Решетников в Москве 13 декабря 1988.


Сидящая женщина. 1946

Портрет Л. Бродской. 1949

Бабушкины заботы. 1945

Опять двойка! 1952

Опять двойка! Фрагмент. 1952

"За мир!" 1950

Портрет дочери


Красный зонтик. 1946

Весенняя вода. 1958

Птичий дворик. 1949.

Портрет М. Копытцевой

Любаша

Окские просторы. 1956

На речку. 1958

Портрет А. Ляпидевского. 1979

Портрет А. Погосова. 1980

Вьетнамская мать. 1968


Тайны абстракционизма. Триптих. 1961



С. Коненков. Дружеский шарж. 1961

Б. Иогансон. Дружеский шарж. 1956

Б. Иогансон. Дружеский шарж. 1962

И.Грабарь. Дружеский шарж. 1962

З. Азгур и Н. Ромадин. Дружеский шарж. 1962

ФОТОГРАФИИ


Ф. Решетников исреди пионеров. 1962

Ф.П. Решетников в в мастерской. 1980

Ф. Решетников. 1932

Ф.П. Решетников. 1977

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

  • Ледокол "Сибиряков" во льдах. Подтягивание на тросах. 1932. Бум., акв. 44,3х30,3 см.
  • Капитан В.И. Воронин. 1952. Х.М. 80,5х60 см. Санкт-Петербург, Музей Арктики и Актарктнки
  • О.Ю. Шмидт на подступах к Северному полюсу. Дружеский шарж. 1933-1934. Бум., акв., кар. 39,7х28,7 см. Могилев, Мемориалъный музей О.Ю.Шмидта
  • Портрет О.Ю.Шмидта. Эскиэ. 1935. Кар., темп. 56х64,5 см.
  • Профессор В.Ю.Виэе. 1932. Бум., кар. 56х44 см. Могилев, Мемориалышй музей О.Ю.Шмидта
  • Профессор В.Ю.Визе предсказывает существование ранее неизвестного острова в Карском море. 1932. Бум., акв. 32,6х27,8 см. Могилев, Мемориалькый музей О.Ю.Шмидта
  • Профессор Г.А.Ушаков. 1932. Бум., акв. 32х23 см. Могилев, Мемориальный муэей 0.Ю. Шмидта
  • Полярная станция на острове Домашнем (Северная эемля). 1932. Бум., тушь, белила.
  • Начальник островов полярного бассейна Г.А. Ушаков. Дружеский шарж. 1932. Бум., тушь, акв.
  • Заготовка оленей дпля ледокола "Сибиряков" . 1932. Бум., тушь, тон. Могилев, Мемориальный муэей 0.Ю.Шмидта
  • Начальник зимовки устья Кольши . 1932. Бум., тушь. 31х21,9 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Охота на медведя. 1932. Бум., тушь, белила. 26,8х35,8 см. Могилев, Мемориальный музей 0.Ю.Шмидта
  • Добыча. 1932. Бум., тушь, кар. 21,1х37 см. Государственный Русский музей
  • Аврал на "Сибирякове" . 1932. Кар., паст., уголь. 32,8х47,8 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Ремонт "Сибирякова" во льдах . 1932. Бум. акв. 20х30 см. Могилев, Мемориальный муэей О.Ю.Шмидта
  • Все средства для достижения цели. 1932. Бум., тушь. 31,5х41,4 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Победный марш . ДружескиЙ шарж. 1932. Бум., тушь, тон. 23х33 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Кинооператор М.ТрояновскиЙ, кинорежиссер В.Шнейдеров, калитан В.Воронин. Дружеский шарж. 1932. Бум., акв., тушь, белила. 37,8х25,8 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Г.Дурасов - матрос 1-го класса на ледоколе "Сибиряков". 1932. Бум., тушь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "Мы пронесли корабль буквально на своих плечах" (из выступления О.Ю.Шмидта) . Дружеский шарж. 1932. Бум., акв., тушь. 28,4х40,8 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Ледокол "Сибнряков" под парусами. 1932. Бум., акв., кар. 20,2хЗО см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Полярная ночь. 1932. Бум., акв. 46,6х30,7 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Гибель "Челюскина". Эскиз. 1934. Бум., акв.
  • Гибель "Челюскина". Эскиз. 1933-1934. Бум., акв., тушь, белила.
  • Гибель "Челюскина" . 1973. Х.М. 110х240 см. Министерство культуры РСФСР
  • Первый камбуз на льдине . 1935. Х.М. 59х80 см.
  • Продовольственный склад на льдине . 1934. Бум., перо. 18,5х27,5 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • В штаб-палатке. . 1934. Бум., графит. 19х27 см. Санкт-Петербург, Музей Арктики и Антарктики
  • Утро в палатке ледяного лагеря . 1934. Бум., акв. 13х17,8 см.
  • Митинг на льдине . 1935. Х.М. Санкт-Петербург, Музей Арктикн и Антарктики
  • "Раскопки" на льдине . 1934. Бум., кар., белила. 18,8х28 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Щедрость погибшего "Челюскина". 1934. Бум., уголь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Бригада на майне - месте гибели "Челюскнна". 1934. Бум., тушь. 30х23 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Еще одни "раскопки" на месте гибели "Челюскина". 1934. Бум., акв., уголь. 17,9х25,9 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Гидролог П. Хмызников. 1934. Бум., тушь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Метеоролог О.Комова на вахте . 1934. Бум., акв., тушь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Благоустроенный лагерь Шмидта. 1934. Бум., тушь. 18х24 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Сигнал для самолетов. 1934. Бум., тушь, кисть. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Постройка "кухни-камбуза" на льдине. 1934. Бум., тушь. 21 х28 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Когда в бараке идет лекция... 1934. Бум., тушь. 17х21 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • О.Ю.Шмидт чнтает лекцию в новых условиях . 1934. Бум., кар. 11,5х18 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Обработка шестого аэродрома . 1934. Бум., тушь, перо. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "В Ледовигом океане беэ руля и без ветрил" (из последнего номера стенгазеты "Не сдались"). 1934. Бум., акв. 44х65 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "А есть ли у вас вид на жительство?" (рисунок из стенгазеты "Не сдадимся"). 1934. Бум., кар. 14,6х18,9 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "Как о нас пишут в капиталистической прессе" . 1934. Бум., тушь. 41,1х59,1 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Гидролог П. Хмызников "на вахте". Дружеский шарж. 1934. Бум., тушь, белила. 18х24 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • На связи Большая земля . 1934. Бум., гуашь. Министерство культуры СССР
  • Э.Кренкель. 1934. Бум., гуашь, акв. 41,2х27,7 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "Барак разорван, а жизнь продолжается" . 1934. Бум., тушь с размывкой. 15х25 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Один из драматических эпизодов на льдине - разорвало барак . 1934. Тушь, кисть, перо.
  • Первый самолет над лагерем челюскинцев . 1937. Х.М. 164х199 см. Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого
  • Летчик А.Ляпидевский. 1934. Бум., кар. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Эвакуация женщин и детей из лагеря Шмидта. 1934. Бум., кар. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Летчик В.Молоков . 1934. Бум., кар. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "Персональные" места под крыльями самолета Молокова. 1934. Бум., кар. 14,4х20,3 см.
  • Больной О.Ю.Шмидт покидает лагерь челюскинцев . 1949. Х.М. 165х235 см. Музей авиации при Академии военно-воздушных сил имекн Ю. А. Гагарина
  • Неожиданные препятствия на пути к аэропорту . 1937. Бум., акв.
  • Герой Советского Союза М. Слепнев . 1934. Бум., кар., уголь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Встреча О.Ю.Шмидта с Г.А.Ушаковым на аэродроме в лагере . 1934. Бум., тушь. 20х28 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • "Страшная встреча" {рисунок из стенгазеты "Не сдадимся"). 1934. Бум., перо, аква. Министерство культуры СССР
  • Летчик Н. Каманин . 1934. Бум., уголь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Посадка в самолет Н.Каманина . 1934. Бум., уголь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • В лагерь О.Ю. Шмидта доставили упряжку собак . 1934. Бум., тушь.
  • Летчик М.Водопьянов . 1934. Бум., уголь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Летчик И. Доронин . 1934. Бум., кар. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Летчик С. Леваневский. 1934. Бум., кар., уголь. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Из серии "Камчатские мотивы" . Лист №2. 1934. Бум., тушь. 25х17 см.
  • Из серии "Камчатские мотивы" . Лист №5. 1934. Бум., тушь.
  • Из серии "Камчатские мотивы" . Лист №1. 1934. Бум., акв., тушь. 27х35,8 см.
  • Из серии "Камчатские мотивы" . Лист №4. 1934. Бум., тушь. 24,7 х 16,7 см.
  • Из серии "Камчатские мотивы" . Лист № 6. 1934. Бум., тушь. 24,7 х 16,7 см.
  • Из серии "Камчатские мотивы" . Лист№7. 1934 Бумага, тушь. 17х25 см.
  • Папанинцы. 1936. Бум., паст. 70х55 см.
  • Портрет О.Ю.Шмидта . 1980. Х.М. 125х100 см.
  • "Я слышу землю!" Портрет Э.Кренкеля. 1980. Х.М. 100х80 см. Могилев, Мемориальный музей О.Ю.Шмидта
  • Первые Герои Советского Союза А.В. Ляпидевский, В.С. Молоков, С.А. Леваневский, М.В. Водопьянов, Н.М. Каманин, И.В. Доронин, М.Т. Слепнев. 1976. Х.М. 150х200 см. Министерство культуры СССР
  • Первый митингна льдине. 1975. Х.М. 110х242 см. Министерство культуры РСФСР
  • Встреча папанинцев с командой кораблей "Таймыр" и "Мурман" . 1938. Х.М. 70х100 см.
  • Чистошютность . Рисунок для сатирического отдела "Рында" фронтовой газеты "Красный черноморец". 1941. Бум., тушь, акв. 19,2х24 см.
  • Авангард и арьергард. Рисунок для сатирического отдела "Рында" фронтовой газеты "Красный черноморец". 1942. Бум., тушь. 15,7х21 см.
  • В оккупированном селе.
  • К изменениям в командовании германской армии. Газета "Красный черноморец". 1942
  • Листовка . 1942. (Гитлер - убийца немецких солдат. Он погубил мою жизнь, мою семью и мою Родину)
  • Среди волков . Газета "Красный черноморец". 1941
  • Листовка . 1942. (6000000 немцев уже оставили свои жизни на восточном фронте. Немецкий солдат! Спаси свою жизнь! Переходи к нам! Долой войну! Долой Гитлера!)
  • Листовка. 1942. (Вот деяния Гитлера: миллионы крестов на солдатских могилах, горе и слезы жен и детей немецких солдат)
  • "Моление о чуде". Газета "Красный черноморец". 1942
  • Болтун - находка для фашиста . Газета "Красный черноморец". 1942
  • Багерово. Фашисты в Керчи. Эскиз к картине. 1942. Х.М.
  • Страшные воспоминания А. Белоцерковской. 1942. Бум., кар.
  • Подлые методы фашистских захватчиков. 1942. Бум., акв.
  • Крым будет советским. Севастопольский плакат. 1942. Бум., кар.
  • Боец морской пехоты . 1942. Бум., акв., белила.
  • Броненосец "Железняк" . 1941. Х.М. 50х70 см. Центральный музей Революции
  • В отряде морской пехоты. Севастополь 1942 года. 1942. Кар., м. 36х42 см.
  • Юные патриоты. 1946. Х.М. 84х110 см. Лебедянский художественный музей
  • Сидящая женщина. 1946. Кар., м. 33х27 см.
  • С победой! (Встреча героя) . 1947. Х.М. 163х208 см. Иркутский областной художественный музей
  • С победой . Этюд к картине. 1946. К.М. 37х46,5 см.
  • Дорога. Таруса. 1939. Х.М. 35х45 см. Государственная Третьяковская галерея
  • К. Ворошилов в ссылке. 1940. Х.М. 145х220 см.
  • Автопортрет. 1939. Х.М. 71х56,5 см.
  • Юный Куйбышев. 1940. Х.М.
  • В. Куйбышев на пути в сибирскую ссылку. Эскиз к картине. 1949. К.М. 26,5х34,3 см. Кокчетав, Музей В.В. Куйбышева
  • Портрет Ирины Кренкель . 1944. Х.М. 91х79 см.
  • Лес после дождя . 1946. Х.М.
  • Натюрморт с фруктами . 1947. Х.М. 68х88 см.
  • На даче . 1949
  • Любочка на постельном режиме . К.М. 25х35 см.
  • Сложный натюрморт . 1946. Х.М. 80х74 см.
  • Уголок мастерской . 1945. Х.М. 70х54,5 см.
  • Достали "языка" . 1945. Х.М. 74х91,5 см. Брянский художественный музей
  • Птичий дворик . 1949. Х. на К., М. 28,5х36,5 см.
  • В парке имени К. Циолковского . 1941. Х.М. 49х40 см.
  • Весенняя вода . 1958. Х.М. 50,5х67 см.
  • Портрет Героя Советского Союза В. Решетникова . 1948. Х.М. 61х50 см.
  • Лесная речка. Весенний мотив . 1956. Х. на К., М. 35х49 см.
  • Натюрморт с кувшином. 1944. Х.М. 80х60 см.
  • Озимые . 1949. К.М. 35,5х50 см. Министерство культуры РСФСР
  • На побывку . 1950. Х.М. 80х100 см.
  • В деревне Малый Городок . 1943. Х.М. 49х65,5 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Натюрморт с коралловым браслетом . 1945. Х.М. 80х100 см.
  • На речку . 1958. Х.М. 60х70 см.
  • Окские просторы . 1956. Х. на К., М. 49х70 см.
  • Интерьер. Утренний туалет . 1946. Х.М. 63х49 см.
  • Красный зонтик . 1946. Х.М. 38,5х53,5 см. Выставочный отдел Союза художников СССР
  • Потепление. Этюд. 1958. Х. на К., М. 49х69,5.
  • Любаша Х.М.
  • Портрет М. Копытцевой Х.М. 49х40 см.
  • Серый день . К.М. 49х70 см.
  • Над рекой Окой . 1947. К.М. 25х35 см.
  • Письмо в дальние края . 1952. Х.М.
  • Подмосковье . 1946. Х.М. Министерство культуры РСФСР
  • Портрет Л. Бродской . 1948. Х.М. 130х115 см.
  • Март. 1952. К.М. 35х47 см.
  • Прибыл на каникулы . 1948. Х.М. 100х80 см.
  • Весна. 1950. Х.М. 34х49 см. Министерство культуры РСФСР
  • Цветущее поле . Х.М.
  • Бабушкины заботы. 1945. Х.М. 60х50 см.
  • Река Мста зимой. 1951. К.М.
  • Мичуринцы. Эскиз. 1950. К.М. 35х50 см.
  • Мичуринцы. 1951. Х.М. 144х200 см. Харьковский художественный музей
  • Застывшая речка. 1953. К.М. 35х50 см.
  • Любины уроки . 1952. Х.М. 49,7х61,2 см.
  • Крюково. Лесная поляна. 1946. Х.М. 87х127,5 см.
  • Портрет Л. Бродской. 1949. Х.М. 70х59,5 см.
  • Опять двойка! 1952. Х.М. 101х93 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Опять двойка! Фрагмент
  • Портрет студентки. Фрагмент. 1957. Х. на К., М. 70х50 см.
  • Маленькие путешественники. 1956. Х.М. 50х70 см.
  • «За мир!» 1950. Х.М. 103х85 см. Государственная Третьяковская галерея
  • "За мир!" Фрагмент
  • Берега Мсты . 1953. К.М. 22х26 см.
  • Переэкзаменовка. 1954. Х.М. 79х62 см. Орловская картинная галерея
  • Голуби мира. Фрагмент
  • Голуби мира. 1956. Х.М. 150х105 см. нецкий художественный музей
  • Окские края. 1958. Х.М. 49х69,7 см.
  • Из окна. 1969. Х.М. 116х95 см.
  • Утро. 1971. Х.М. 134х179 см. юкий областной музей изобразительных искусств
  • Мальчишки . 1971. Х., смешанная техника. 175х125 см. вокаховская картинная галерея
  • . 1948-1957 Паст. на К., М.
  • Этюд к картине "За ленинскую "Искру!" . 1948-1957 Паст. на К., М.
  • Этюд к картине "За ленинскую "Искру!". 1948-1957 Паст. на К., М.
  • "За ленинскую "Искру!" . Эскиз. 1948. Паст. на К. 46,5 х 60 см.
  • За ленинскую "Искру!" 1957. Х.М. 200х256 см. Псков, филиал Центрального музея В.И. Ленина
  • Перед рассветом. В.И. Ленин. 1972. Х., смеш. техника. 105х121,5 см. Министерство культуры СССР
  • Летом . 1971. Х.М. 73х106 см. Пензенская областная картинная галерея имени К.А.Савицкого
  • Девочка с незабудкой . 1968. Х.М. 70х50 см.
  • Букет кленовых листьев . Х.М.
  • Молодые сосны . Зимний этюд. 1962. К.М. 32х38 см.
  • Март . 1974. К.М. 35х47 см.
  • В мастерской скульптора . 1971. Х.М. 49,5 х 60 см.
  • Портрет А.Ляпидевского . 1979. Х.М. 150х100 см. Министерство культуры СССР
  • Портрет А.Погосова. 1980. Х.М. 100х80 см.
  • Космонавт А.Леонов. Левая часть триптиха "Союз"-"Аполлон". 1975-1976. Х., темп. 104Х186 см. Министерство культуры СССР
  • Космонавт В. Кубасов. Правая часть триптиха "Союз"-"Аполлон". 1975-1976. Х., темп. 104х86 см. Министерство культуры СССР
  • Героическая пятерка . Центральная часть триптиха "Союз"-"Аполлон". 1975. Х., темп. 116х177 см. Министерство культуры СССР
  • Вьетнамская мать . 1968 Х., темпера. 102х83 см. Свердловская областная картинная галерея
  • Потрясающее известие . Из серии "Антикоммунисты". 1968. Бум., тушь.
  • Детройт . Из серии „Белое и черное". 1967. Бум., темпера. 114х90 см. Донецкий художественный музей
  • Капитализм. Закон конкуренции . Бум., тушь. 35,7х47,5 см.
  • Бумеранг . 1980 Карт., темпера. Министерство культуры СССР
  • Политика НАТО . 1980 Карт., темпера. Министерство культуры СССР
  • Новая ядерная стратегия . 1980 Карт., темпера. Министерство культуры СССР
  • Незваные гости . Изсерии „Борьба замир". 1959-1960. Х., темпера. 60х65 см.
  • Квартет конкретной музыки . Из цикла "Тайны абстракционизма". 1962. Бум., тушь, белила. 47,7х69 см.
  • Макакофония . Из цикла „Тайны абстракционизма". 1959 Автолитография. 57,5х44 см.
  • Балтиморский комбинат абстрактной живопис и. Из цикла „Тайныабстракционизма". 1962 Бум., тушь.
  • Вдохновение . Из цикла „Тайны абстракционизма".1961 Бумага, тушь. 44х32,6 см
  • Тайны абстракционизма . Триптих. 1961. Смешанная техника. Левая часть. 179х54,5 см.Государственная Третьяковская галерея
  • Тайны абстракционизма . Триптих. 1961. Смешанная техника. Центральная часть. 179х129,5 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Тайны абстракционизма . Триптих. 1961. Смешанная техника. Правая часть. 179х44,5 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Городничий (сцена из „Ревизора" Н.В. Гоголя) . 1975. Бронза. 30х50х30 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Героическая троица. Дружеский шарж. Кар., темпера. 66х59 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Кукрыниксы . Дружеский шарж. 1956. Бум., гуашь. 64х86 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Кукрыниксы . Три богатыря. 1958. Бум., черная акв. 62 х 95 см.
  • Д. Налбандян . Дружеский шарж. 1976. Бум, темпера. 82х51 см.
  • А. Дейнека . Дружеский шарж. 1957. Бум., темпера. Государственная Третьяковская галерея
  • С. Коненков . Дружеский шарж. 1961. Х., темпера. 85х 130 см.
  • Б. Иогансон. Дружеский шарж. 1956. Бумага, темпера. 66х59 см. Государственная Третьяковская галерея
  • Е. Кибрик Государственная Третьяковская галерея
  • Кукрыниксы Государственная Третьяковская галерея
  • И. Грабарь . Дружеский шарж. 1962. Бронза. Государственная Третьяковская галерея
  • 3. Азгур . Дружеский шарж. 1962. Бронза. Государственная Третьяковская галерея
  • Н. Ромадин . Дружеский шарж. 1961-1962. Бронза. Государственная Третьяковская галерея
  • А. Грицай . Министерство культуры СССР
  • Вернер Клемке . Дружеский шарж. 1976. Гипс тонированный
  • А. Кибальников . Дружеский шарж. 1956. Бронза Государственная Третьяковская галерея
  • Б. Полевой . Дружеский шарж. 1976. Гипс тонированный
  • Б. Иогансон. Дружеский шарж. 1962. Бронза. Государственная Третьяковская галерея








Известная картина Федора Решетникова задумывалась как гимн отличнику.
Гаев Юрий

О классике соцреализма, 100-летие со дня рождения которого недавно отмечалось, рассказывает его племянник Евгений Решетников
- Мой дедушка был иконописцем и обучил этому ремеслу своего старшего сына Василия (моего отца), который поступил в Киевское художественное училище, - рассказывает запорожский пенсионер Евгений Решетников. - Но после смерти родителей и трагической гибели сестры отец бросил училище, вернулся в село и взял на себя заботы о младших братьях - Ване и Феде. Позже все переехали в Днепропетровск. Отец писал плакаты, рисовал декорации к любительским спектаклям (после революции на это был большой спрос), а Федор помогал ему в выполнении заказов. Старший брат видел, что у младшего есть способности, и всячески поощрял их...

"Дружеские шаржи юного художника так понравились Отто Шмидту, что он взял его в экспедицию"

В 15 лет, взяв сверток с кистями и красками, узелок с сухарями и новые байковые брюки, дядя Федор тайком уехал на Донбасс, это было в начале 1921 года, - говорит Евгений Васильевич. - За годы скитаний Феде пришлось поработать плотником, сапожником, маляром, шахтером, художником в железнодорожном клубе. Его способности были столь очевидны, что парень поступил в Москву на рабфак искусств.

Федор был романтиком, энтузиазм первых советских пятилеток захватил его. Когда в 1932 году ледокол "Сибиряков" готовился впервые в истории мореплавания пройти по Северному морскому пути, молодой художник решил принять участие в экспедиции. Он приехал в Архангельск, откуда должен был отправляться "Сибиряков", и в течение нескольких дней, оставшихся до отплытия, сделал серию зарисовок и дружеских шаржей на участников экспедиции. Потом вывесил свои работы в кают-компании парохода. Выставка так понравилась начальнику экспедиции Отто Шмидту, что он взял студента художественного училища в поход. В экспедиции Федор сделал много интересных рисунков, они выставлялись потом в Японии, куда отбуксировали "Сибиряков" для ремонта. Позже Федора Решетникова, как и других участников экспедиции, наградили орденом Трудового Красного Знамени. Он стал первым комсомольцем-студентом, удостоенным этой награды.

Когда на следующий год по проложенному "Сибиряковым" маршруту в свой первый рейс отправился ледокол "Челюскин", Шмидт уже сам пригласил в поход полярника-старожила Федора Решетникова.

Рисунки о жизни челюскинцев в ледовом лагере студенту художественного училища зачли как дипломную работу

В домашнем архиве моего собеседника хранится подшивка публикаций газеты "Правда" за 1933-1934 годы, посвященных челюскинской эпопее.

13 февраля 1933 года "Челюскин" был раздавлен льдами Чукотского моря и за два часа затонул, а сотня полярников высадилась на "сушу". Уже на четвертый день после катастрофы вышел первый номер стенгазеты "Не сдадимся" с рисунками Федора Решетникова. В суровых льдах Арктики его искусство оказалось так же необходимо, как теплая одежда и хлеб. "Свои рисунки Решетников выполнял в поистине нечеловеческих условиях, - пишет заместитель начальника экспедиции И. Баевский. - Ему приходилось рисовать или сидя на корточках, сгорбившись, или лежа на животе. Несмотря на это, они были хорошо исполнены. Лагерь Шмидта восторженно реагировал на эти рисунки и карикатуры".

Вскоре после спасения полярников в выставочном зале Московского товарищества художников открылась выставка "Челюскинская эпопея". Это была серия небольших картин и рисунков, созданных студентом выпускного курса Института изобразительных искусств Решетниковым на основе натурных зарисовок и наблюдений. Работы молодого художника воссоздавали жизнь экипажа на льдине. Эти рисунки студенту Решетникову зачли как дипломную работу.

Когда Федор с делегацией челюскинцев приезжал в Днепропетровск, он жил у нас, - продолжает Евгений Решетников. - Я ходил на его встречу с трудящимися, которая происходила на стадионе. Помню, весь стадион хохотал над его рассказом о том, как Федор разыграл полярников, напугав белым медведем. Решив поднять настроение терпящим бедствие людям, он попросил Шмидта нарисовать медвежий след, сделал с него отпечаток и незаметно "наследил" возле палаток. Перепуганные полярники похватали ружья и бросились на поиски зверя. А потом Федя вывесил стенгазету, в которой изобразил, как он идет по снегу на четвереньках, а за ним охотники с ружьями... Еще дядя рассказывал, как сложно было устанавливать палатки на льду. Для того чтобы закрепить их, люди мочились на колышки, после чего те вмерзали.

Средний брат Решетниковых Иван увлекся революцией, и следы его затерялись, - вспоминает Евгений Васильевич. - После того как в "Правде" появилась заметка о Федоре, написанная Отто Шмидтом, в редакцию пришло письмо из Мариуполя, в котором автор спрашивал: "Не о моем ли брате рассказала газета?" Мой отец прочитал заметку, и, когда дядя Федор был в Днепропетровске, они поехали в Мариуполь, где, демобилизовавшись из Красной Армии, жил Ваня. Так три брата встретились.

Федор Решетников был женат?

После войны он женился на Лидии Бродской, дочери художника Исаака Бродского, ученика Ильи Репина. Лида была очень красивой, работала танцовщицей в цирке, а дядя усадил ее... за мольберт. И не ошибся: Лида начала писать пейзажи, стала известным живописцем, получила звание народного художника СССР. Ее картины сегодня в большой цене.

"На Сталинскую премию дядя купил престижную на то время машину "Победа" - Как создавалась знаменитая картина "Опять двойка!"?

Задумав написать жанровую картину об экзаменах в школе, он стал часто бывать на уроках, садился на задней парте и наблюдал за ребятами. Хотел передать радость школьника, который получил пятерку. Как-то учительница вызвала к доске лучшего ученика, а он вдруг стал запинаться, совсем смутился и в итоге получил двойку. Его расстроенное лицо взволновало Федора, и появилась новая идея картины. Надо сказать, что дети считали его своим художником, дядя хранил множество школьных сочинений, написанных по его картинам. "Двойка" была написана в 1952 году и вызвала такой интерес, что через два года появилась картина "Переэкзаменовка" - продолжение истории, где действует тот же главный герой.

Произведения Федора Решетникова дважды удостаивались Сталинской премии. Как распорядился ваш дядя деньгами?

После получения одной из премий он купил престижную на то время машину "Победа". В 1948 году я гостил у дяди в Москве, и он предложил мне: "Хочешь, куплю тебе мотоцикл?" Я отказался. Кстати, одну из премий дядя получил за картину "Дни и ночи", на которой изображен Сталин, стоящий у карты страны. Генералиссимус был написан с подачи моего отца, посоветовавшего Федору помнить о конъюнктуре. Жил дядя небедно, в трехкомнатной квартире возле стадиона "Динамо", держал домработницу. Мастерская - громадная, с антресолями, заставленными скульптурами и мольбертами, - находилась рядом. У жены была отдельная мастерская. У Лиды и Федора была дочь Люба, ставшая, по-моему, тоже художницей. Ее дальнейшую судьбу я не знаю.

Ваш родной брат Василий Васильевич тоже позировал художнику Федору Решетникову?

Да, "Портрет Героя Советского Союза В. Решетникова" был написан в 1948 году. Мой брат старше меня на шесть лет, ему сейчас идет 86-й. Во время войны Вася стал летчиком, совершил 307 боевых вылетов, в 1943 году получил звание Героя. После войны дослужился до генерал-полковника, в 80-е годы был заместителем командующего ВВС России. Живя в Москве, Вася часто общался с дядей Федей, они были дружны.

Я тоже некоторое время служил в авиационном полку, которым командовал брат Василий. После демобилизации окончил в Днепропетровске металлургический институт, работал в мартеновском цеху "Запорожстали"...

Федор Павлович Решетников умер 13 декабря 1988 года. Академика живописи и народного художника СССР похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Сегодня, по свидетельствам очевидцев, могила Решетникова представляет собой печальное зрелище: на чуть возвышающемся, неогороженном холмике нет даже скромного памятника, а дешевая мраморная дощечка (на ней, кроме имени художника, значится имя погребенной здесь же в 1991 году Лидии Исааковны Бродской) разбита и едва держится в металлическом обрамлении.

На родине Федора Решетникова, в селе Сурско-Литовское, торжественно отмечать 100-летие знаменитого земляка будут 21 августа. В свое время художник передал в дар сельской школе, в которой учился, 20 своих картин, в том числе один из вариантов работы "Опять двойка!" Стараниями бывшего учителя и директора школы Ольги Ивановой был создан небольшой музей. В преддверии юбилея администрация Днепропетровского района выделила деньги на "евроремонт" двух комнат, которые занимает музей. А для того чтобы произведения Федора Решетникова могли увидеть и жители Днепропетровска, часть картин во время ремонта экспонировалась в помещении городского музея металлургии.

Картина «Опять двойка», на которой мальчик стоит с поникшей головой, а на него с укором смотрят домашние, наверняка известна не только советским, но и современным школьникам. Родители частенько упрекали своих детей, сравнивая с ребенком на полотне, когда те приносили неуды. А в школе обязательно нужно было написать сочинение по картине. Казалось бы, сюжет прост и понятен, однако создавалась картина при любопытных обстоятельствах.



Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой. Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.


В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.

Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.


На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.


Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая картина художника «Прибыл на каникулы».


Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу. И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.

Картины Федора Решетникова в полной мере передали настроение советской эпохи середины ХХ века. Эти - лишнее тому подтверждение.