Репин илья ефимович не ждали описание. Описание картины И. Е. Репина «Не ждали. Что мы видим на картине

Живопись русских художников
Картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали», холст, масло. В этой картине нашли наиболее совершенное и глубокое выражение психологические поиски Репина. Замысел произведения возник у художника летом 1883 года во время пребывания на даче в Мартышкино, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены в картине. Как впоследствии писали художники Александр Бенуа, Михаил Нестеров, Игорь Грабарь и Валентин Серов, именно эта работа Репина произвела на них самое сильное и неизгладимое впечатление.

Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося – потрепанный армяк, стоптанные сапоги, – так и неожиданность его прихода). Пройдет этот минутный столбняк, парализовавший всю семью, и чувства хлынут наружу, выльются в какие-то шумные восклицания, порывистые движения, суету. Репин не изображает всего этого, предоставляя зрителю домыслить в воображении запечатленную сцену.

В картине царит напряженная тишина. Смысловым и композиционным узлом произведения служит поединок взглядов двух фигур – вернувшегося ссыльного, который с тревожным ожиданием и щемящей нежностью смотрит в лицо поднявшейся к нему навстречу старой женщины, и этой женщины, которая сердцем матери уже узнала своего сына, но еще как бы боится поверить внутреннему чувству и потому напряженно вглядывается в странного пришельца, отыскивая в его постаревшем, измученном лице дорогие ей черты.

Фигура матери изображена со спины, чтобы ее лицо своим сложным выражением не спорило с лицом ссыльного, не мешало зрителю в первую очередь воспринимать именно героя картины. Но как выразительна эта фигура высокой старой женщины в траурном одеянии, дрожащей рукой едва касающейся спинки кресла, как бы ища в нем опоры! Острый профиль воскового лица матери, седые волосы, прикрытые черной кружевной наколкой, резко очерченный силуэт ее когда-то прямой и статной фигуры, теперь согбенной преждевременной старостью, – всё говорит о горе, которое легло на ее плечи.

Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе, исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии); мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется – из глаз его вот-вот хлынут слезы; молодая женщина у рояля, бледное, измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности, испуга, радости. Художник не дает счастливой развязки в картине – не в ней дело, а в тех противоречивых и глубоких чувствах, которые переживает в изображенный момент каждый и в которых отражаются долгие годы прожитой всеми нелегкой жизни.

Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. Этот семейный уют, привычный уклад жизни семьи, который читается в только что прерванных занятиях каждого из присутствующих, объединяют воедино их всех. И только вернувшийся выглядит в этой светлой, чистой, прибранной комнате пришельцем из другого мира. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего. Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним. Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Половицы пола стремительно и в сильном перспективном сокращении уходят в глубину – создается ощущение, что почва ускользает у него из-под ног. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины. Тонко почувствованное психологическое состояние вернувшегося ссыльного находит яркое зрительное выражение.

Верно улавливая психологическую атмосферу происходящего, Репин не показывает в картине простой и открытой радости встречи, что крайне упростило бы содержание произведения. Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко – борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. В этой теме морального оправдания героя – высокий гражданственный пафос произведения, его этический смысл.
Серьезность и общественная значимость проблем, которые были подняты Репиным, заставили его решать произведение на большом холсте, в формах, очищенных от элементов жанровости и бытовизма. Современная тема получила историческое истолкование, приобрела большое общечеловеческое содержание.

«Не ждали» – одна из самых пленерных, напоенных светом и воздухом работ Репина. Рассеянный свет, льющийся через открытую дверь балкона, приглушает краски картины и в то же время придает им особую свежесть и чистоту. Эта светлая, тонко сгармонированная гамма хорошо соответствует эмоциональному строю произведения, чистоте чувств изображенных людей.
Позировали ему члены семьи и разные знакомые: для матери вернувшегося ссыльного – теща художника, Е. Д. Шевцова, для жены – В. И. Репина, жена художника, и В. Д. Стасова; девочка написана с Веры Репиной, дочери художника, мальчик – с Сережи Костычева.

Впервые он создавал картину прямо с натуры, без предварительных эскизов, но все равно много раз переписывал, изменяя образы до неузнаваемости. Несмотря на то что художник уже прочно обосновался в северной столице, он продолжал наведываться в Москву, с удовольствием поддерживал теплые отношения с Поленовым, Суриковым, Васнецовым и, конечно, Третьяковым.

Сюжет

Многие картины Ильи Репина на его ретроспективной выставке, которая 16 марта 2019 года открылась в Третьяковской галерее, встречаешь, как старых знакомых. Поэтому, наверное, нет смысла пересказывать сюжет самого знаменитого полотна художника из его тюремно-арестантского цикла, куда входили «По грязной дороге под конвоем», «Арест пропагандиста» и «Отказ от исповеди». Трудно найти человека, который бы не писал в школе сочинения по «Не ждали».

«Не ждали», 1884−1888 гг. (wikimedia.org)

Хотелось бы только обратить внимание на некоторые детали картины, потому что все они не случайны. Например, висящие на стенах портреты подтверждают, что входящий в комнату человек — народоволец, и его семья разделяет его убеждения. На двух их них — символы свободомыслия того времени: Тарас Шевченко и Николай Некрасов. На других репродукциях не менее говорящие изображения Александра II на смертном одре, убитого народовольцами, и «Христос на Голгофе». Такой прием «картины в картине» искусствоведы называют мизанабим (от французского mise en abyme — «поместить геральдический элемент в центр герба»), то есть встраивание одного художественного произведения в другое.

Многие зрители и критики проводили параллель между картиной и библейским сюжетом о блудном сыне. Одного из главных персонажей — мать вернувшегося — художник изобразил спиной, но то, что мы не видим ее лица, делает происходящую на наших глаза драму еще более выразительной.

«Не ждали», фрагмент. (wikimedia.org)

Илья Репин самое большое значение придавал лицу главного героя, переписывал его трижды. Закончив картину, он в буквальном смысле продолжал работать над ней. Даже после того, как «Не ждали» была показана на передвижных выставках и заняла свое место в коллекции Павла Третьякова, художник, не предупредив мецената, в его отсутствие полностью переделал образ вернувшегося сына. Третьяков был в ярости и вернул Репину картину на доработку. Сегодня мы знаем ее уже в таком виде.

Контекст

С одной стороны, современники, видевшие полотно на передвижных выставках, прекрасно понимали, что это народоволец вернулся в родной дом из заключения, но с другой, — уже тогда были яростные споры о том, где именно он находился и за какие преступления попал за решетку. Некоторые критики обвиняли Репина в том, что, на их взгляд, в картине не все можно было однозначно прочитать. Но для Ильи Ефимовича, скорее всего, важнее было показать драматическое напряжение момента и психологические переживания героев. Не зря Корней Чуковский назвал Репина «…великим драматургом русской живописи». А некоторая недосказанность даёт зрителю возможность додумать и довообразить, что происходит на картине, в соответствии со своими жизненными обстоятельствами и личным опытом.

Замысел картины появился у художника после событий 1881 года, когда был убит Александр II. После этого многие народовольцы попали в тюрьмы или были отправлены в ссылки. Часто сюжет картины связывают с амнистией этих заключенных в связи с восхождением на трон императора Александра III.

Остается вопрос: почему же не ждали сына, мужа, отца? Почему он появился так неожиданно? Точная дата освобождения всегда была известна заранее и осуждённому, и начальнику тюрьмы, и, разумеется, близким. По выходным заключённым можно было писать письма, и их, конечно же, отправляли даже простые крестьяне, если они были грамотны. Возможно, такое послание написал и герой картины, но также возможно и то, что сообщение с этой счастливой новостью придет домой уже позже освобожденного из тюрьмы, а, может, и затеряется.

Еще одна версия: герой картины мог быть неожиданно освобожден из следственной тюрьмы, которая находилась недалеко от дома его семьи. Для 1870-х годов были характерны затяжные процессы, особенно если в деле было много фигурантов, следствие порой тянулось месяцами и даже годами. Герой мог просто не успеть предупредить семью, что вышел на свободу.

Сам Репин сочувствовал неблагонадежным. Сохранились воспоминания об этом Корнея Чуковского: «В 1913 году он вместе с моей женой и Натальей Борисовной Нордман помогал переправлять за белоостровский кордон одного поднадзорного, которому угрожала тюрьма: предоставил ему лошадь, деревенские сани и своими руками снарядил его в путь».

Судьба художника

У Ильи Репина, что, к сожалению, очень нечасто встречается у художников, счастливая творческая судьба. Его талант был востребован с ранней молодости. Мальчик из захолустного города Чугуёва был принят в Академию художеств в Петербурге и закончил ее с двумя золотыми медалями. Если бы в XIX веке была система рейтингов, то Репин занимал бы в нем самые высокие места.

Илья Ефимович был жаден до творчества, его интересовали и злободневные, и исторические сюжеты. Он страстно брался перенести на холст и бумагу всё, что привлекало его внимание. За это критики и друзья даже упрекали его во всеядности. И сам художник не мог определиться и понять, в чем его предназначение. Корней Чуковский, который долгие годы проживал рядом с Репиным и помогал ему редактировать книгу «Далекое-близкое», вспоминает, что тот говорил: «…Я не могу заниматься непосредственным творчеством (то есть «искусством для искусства». — К. Ч.). Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева, заниматься модами, — словом, всяким образом мешать божий дар с яичницей, приноравливаясь к новым веяниям времени. Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов. Всеми своими ничтожным» силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама, просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры — предоставим это благовоспитанным барышням".

В жизни Репина был даже период (1893—1898), когда он объявил этой идейности войну, словно стремясь уничтожить те самые принципы, которые лежат в основе всего его творчества, которые и сделали его автором «Не ждали», «Бурлаков», «Крестного хода», «Ареста».


«Отойди от меня, Сатана!», Илья Репин, 1860 год. (wikioo.org)

Корней Иванович пишет, что в этот период он увлекся религиозною живописью и начал писать картину «Отойди от меня, сатана!» Картина не давалась ему. Что сделать, чтобы она вышла возможно удачнее? Художник Поленов посоветовал ему верное средство:

— Ты должен хорошо помолиться, прежде чем возьмешься за кисть. Нельзя браться за религиозный сюжет без поста и молитвы.

— И я послушался, — рассказывал Репин впоследствии. — Пишу и молюсь. Пишу и молюсь. И пост соблюдаю строгий.

— И что же?

Он засмеялся и ничего не ответил. Пауза длилась не меньше минуты. Потом он вздохнул и удрученно сказал:

— Такая дрянь вышла!

Источники

  1. Корней Чуковский «Репин»
  2. Изображение для анонса материала на главной странице и для лида: wikipedia.org

«Картина Репина "Не ждали"» - это выражение давно стало мемом. «Вокруг света» разобрался, кого и чего на самом деле не ждали герои, автор и владелец картины.

Картина «Не ждали»
Холст, масло. 160,5 х 167,5 см
Годы создания: 1884–1888
Ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее

Один из главных сюрпризов достался меценату Павлу Третьякову. Он купил за 7000 рублей превозносимую критиками картину известного художника, посетители Третьяковки с нетерпением ждали ее прибытия с XII выставки передвижников. Привлекал публику и злободневный сюжет: политический, выпущенный досрочно, не успевает предупредить домашних об освобождении и ошеломляет их своим появлением. В начале 1880-х выходили на свободу по амнистии осужденные в 1870-е годы народники.

Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Герой полотна, по свидетельствам очевидцев, стал выглядеть моложе, но гордость убежденного революционера в его чертах сменилась безволием и растерянностью. Увидев картину, Третьяков пришел в ярость от самоуправства Репина и, кроме того, решил, что она исправлена некачественно. Думал уволить смотревших за галереей слуг, которые никак не ожидали его гнева: им и в голову не пришло помешать художнику, давнему другу и советчику хозяина галереи.

И Репин удивился возмущению Третьякова, но, когда тот на следующий год прислал картину для исправления, доработал ее. Полученный результат устроил обоих. «Этот третий ссыльный - скорее чудесный, славный русский интеллигент, нежели революционер», - писал классик искусствоведения Игорь Грабарь. «Картина запела», - подытожил наконец-то довольный Репин.

1. Бывший арестант. Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий, из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.

2. Армяк. Крестьянская одежда героя, пишет Ерохов, означает, что мужчина отбывал наказание в исправительных арестантских ротах далеко от дома: за отправленными по этапу не возили одежду, в которой их взяли, а по освобождении выдавали тряпье, купленное на пожертвования Обществом попечительным о тюрьмах.


3. Старуха. Мать героя, которую Репин писал с тещи, Евгении Шевцовой. «Вошедший, - пишет искусствовед Татьяна Юденкова, - видит только то, что не видит зритель: глаза матери».


4. Дама. Супруга героя. Репин писал ее с жены Веры и с племянницы критика Стасова Варвары. И мать, и жена в трауре - знак того, что в семье кто-то умер недавно, в пределах года.

5. Горничная. Девушка неохотно впускает в комнату бедно одетого человека, не признав в нем главу семьи: видимо, ее наняли уже после его ареста.


6. Мальчик. Сын героя, мальчик в мундире гимназиста, узнал вошедшего отца и обрадовался. Репин писал мальчика с Сережи Костычева, сына соседей по даче, будущего академика РАН, изучавшего дыхание растений.


7. Девочка. Дочь героя, напротив, испугана: вероятно, она была слишком мала, когда отца арестовали, чтобы помнить его. Репину позировала его старшая дочь Вера.


8. Мебель. «Обстановка по-дачному скудная», - отмечал искусствовед Лазарь Розенталь. Интерьер художник писал с обстановки дома в Мартышкине, который Репины снимали в качестве дачи, как многие петербургские семьи, селившиеся на лето за городом у Финского залива.


9. Фотография. На ней - убитый в 1881 году народовольцем Гриневицким Александр II в гробу. Фотография - примета времени, указывающая на политизированность сюжета картины. Убийство царя было рубежом для народнического движения: вопреки надеждам революционеров, устранение монарха не вызвало прогрессивных перемен в Российской империи. 1880-е стали временем раздумий, когда многие разочаровались в терроре как методе и в готовности общества к преобразованиям.


10. Портреты Николая Некрасова и Тараса Шевченко , писателей и публицистов, которых народники считали идейными вдохновителями, - знак того, что члены семьи ссыльного разделяют его убеждения.


11. «На Голгофе» Карла Штейбена - очень популярная репродукция и в то же время намек на страдания, которые пришлось пережить герою, и своего рода воскресение его для семьи после нескольких лет заключения.

Художник
Илья Репин

1844 - Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине.
1864–1871 - Учился в Академии художеств в Петербурге.
1870–1873 - Писал картину .
1872 - Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. В браке родились три дочери и сын.
1874 - Начал выставляться с Товариществом передвижных художественных выставок.
1876 - Написал «Под конвоем. По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему.
1880–1889, 1892 - Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста».
1887 - Развелся с женой.
1899 - Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты», и съехался с Наталией Нордман - суфражисткой, писательницей (псевдоним - Северова).
1907–1911 - Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года».
1930 - Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь - в России).

Картина русского художника Ильи Репина «Не ждали», написанная в 1884-1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 740). Размер картины - 160,5 х 167,5 см.

И. Ё. Репин был одним из величайших русских художников. Его творчество стало ценным вкладом русского искусства в мировое художественное развитие. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского реалистического искусства. Картина Репина "Не ждали" имеет два варианта. В первом варианте "Не ждали" в семью возвращалась девушка, а ее встречали две сестры. Картина была небольшого размера. Вслед за ней в 1884 году Репин начинает другой вариант, который становится основным. Картина была написана быстро и в 1884 году экспонировалась на передвижной выставке. Но затем Репин ее дорабатывал, изменяя главным образом выражение лица входящего и отчасти выражения лиц его матери и жены. Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы.
В картине "Не ждали" Репин нашел такой сюжет, который позволил создать ему полотно большой идейной содержательности, обнаружив свой талант жанриста, свое мастерство психологической характеристики.
Перед нами изображение типичной интеллигентной семьи в обычной ее обстановке. Героическая революционная тематика в картине Репина "Не ждали" выступает в первичной форме жанровой картины современной жизни. Благодаря этому сама жанровая живопись и современная жизнь возведены в ранг исторической картины. Внутренней темой картины "Не ждали" стала проблема отношений общественного и личного. Основной задачей картины было убедительно показать именно неожиданность возвращения революционера, многообразие переживаний его самого и членов его семьи. В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Каждый из персонажей обрисован и подан с исключительной силой и выпуклостью, вплоть до таких второстепенных персонажей, как прислуга в дверях или маленькая девочка за столом. Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Темная фигура вернувшегося в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера. Репин строит композицию, как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову. Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый шаг встречи, узнавания, когда еще глазам своим не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания. Благодаря- этому решение не дается сразу готовым, а домысливается самим зрителем. Репин замечательно сумел сочетать в картине важное со второстепенным, значительное с теми мелочами, которые сообщают сцене жизненность, вносят лирическую теплоту. Таков, например, образ сидящей за столом девочки с болтающимися над полом кривыми ножками, весь с любовью написанный интерьер, таков мягкий ласковый свет -летнего дня, льющийся через полурастворенную балконную дверь, на стеклах которой еще видны капли недавно прошедшего дождя. Детали обстановки имеют разъясняющее сюжет значение. Так, над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штей-бена "Голгофа". Аналогия с евангельской легендой о страдании и жертве была очень распространена в среде революционной интеллигенции. Картина Репина "Не ждали" - выдающееся полотно Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.

Рецензия о картине Репина «Не ждали» искуствоведа Некрыловой Л.П.

Илья Репин.Не ждали, 1884-1888гг.Государственная Третьяковская галерея

Всем нам давно знакома из школьных учебников картина Репина "Не ждали".Но мало кому известно,что существовали два варианта этой картины,что художник очень много работал над портретом главного героя,неоднократно его переделывая.

Первый вариант картины, относящийся к 1883 году, был начат Репиным на даче в Мартышкине, под Петербургом. Комнаты этой дачи и изображены на картине. В первом варианте в семью возвращалась девушка, а ее встречала женщина и две другие девушки, предположительно сестры.

Вслед за этой картиной Репин в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным.
Второй вариант стал самым значительным и монументальным из полотен Репина на революционные темы. Художник и выполнил его в гораздо больших размерах, видоизменил персонажей и увеличил их число. Входящая девушка была заменена возвратившимся из ссылки революционером, встающая с кресла на первом плане - старухой матерью, вместо одной девушки за столом изображены мальчик и маленькая девочка.

Внутренней темой картины стала проблема отношения общественного и личного, семейного долга. Она решалась в сюжете неожиданного возвращения революционера в свою семью, оставшуюся без него одинокой, как ожидание того, каким образом будет воспринято это возвращение, будет ли революционер оправдан своей семьей.

Эта проблема оправдания революционера своей семьей была, в сущности, проблемой оправдания и благословения революционного подвига, которые Репин давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме.

Репин строит композицию как схваченную на лету сцену. Действия всех персонажей изображены в самом их начале: революционер делает первые шаги, старуха только встала и хочет двинуться ему навстречу, жена только обернулась, мальчик приподнял голову.

Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Особенно показательна в этом отношении фигура поднявшейся навстречу входящему старухи матери. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего.

Она настолько выразительна, что Репин мог позволить себе почти не показать ее лица, дав его в таком повороте, при котором не видно его выражения. Хороши руки старухи и молодой женщины за роялем, охарактеризованные удивительно индивидуально.

Все застигнуты неожиданно, их переживания еще смутны и неопределенны. Это первый миг встречи, узнавания, когда еще своим глазам не веришь, еще полностью не осознаешь увиденного. Еще мгновение - и встреча произойдет, люди бросятся в объятия друг другу, раздадутся плач и смех, поцелуи и восклицания. Репин держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.

Образ главного героя менялся в сторону от полной уверенности в избранном пути до глубоких сомнений. По воспоминаниям современников, в варианте 1884 года ссыльный входил в дом как решительный, мужественный человек. В окончательном варианте, для которого позировал писатель В.М. Гаршин, на картине – робко входящий в дом человек.

Он словно ищет глазами ответ на вопрос: меня простили? меня ждут? прав ли я, что рисковал благополучием семьи? Сосредоточив основное внимание на фигурах ссыльного и его матери, художник добивается психологической правды в характеристике реакций всех изображенных персонажей: безразличие новой горничной, которая не знает, кто это пришел, испуг девочки и радость мальчика.

Темная фигура вернувшегося, в коричневом армяке и больших истоптанных на просторах дальних дорог сапогах, вносит в семейный интерьер нечто от Сибири и каторги, и с ней, раздвигая стены домика, сюда, в семью, где играют на рояле и детишки готовят уроки, словно входит громада истории, суровая жестокость жизни и испытаний революционера.

Интересно, что все изменения в композиции, удаление фигур, как и переработка выражения лиц, производились Репиным непосредственно на самом холсте. Картина таким образом компоновалась подобно тому, как если бы это была театральная мизансцена. Первый вариант картины Репин писал прямо с натуры, у себя на даче, разместив в комнате в качестве действующих лиц своих родных и знакомых.

Они же послужили моделями и для большой картины: жена возвратившегося писана с жены художника и с В. Д. Стасовой, старуха мать - с тещи, Шевцовой, девочка за столом - с Веры Репиной, мальчик - с С. Костычева, горничная в дверях - с прислуги Репиных. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Продолжая работу над нею уже в Петербурге, Репин компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену, - метод, который он применил также в «Запорожцах».

Полотно «Не ждали» - выдающаяся картина Репина по красоте и мастерству ее живописного решения. Она написана в пленэре, полна света и воздуха, ее светлый колорит сообщает ей смягчающую драму мягкую и светлую лиричность.
Репин видел казнь народовольцев, но решил рассказать об этих людях не в кровавом сюжете, а раскрыть через отдельного героя драму целого поколения, начало которой в народническом движении рубежа 1860–1870-х годов.

Поэтому художник решает столь значительную социальную тему по законам бытового жанра, подробно описывая обстановку дома разночинной интеллигенции, где на стене висят фотография Александра II на смертном одре, портреты поэтов Н.А. Некрасова и Т.Г. Шевченко. В то же время композиция картины построена по законам кульминационного кадра кинофильма, который является ключом к пониманию всего фильма.

«Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. В контексте таких напоминаний о „мятежах и казнях“, омрачивших „начало дней“ царствующего монарха, появление ссыльного в стенах родного дома получает характер неожиданного чудесного явления с порога небытия, иначе говоря - воскресения.
Эрнст Саприцкий "НЕ ЖДАЛИ"

Наверно, был воскресный день,
С детьми учила мать уроки.
Вдруг распахнулась резко дверь
И входит странник светлоокий.

Не ждали? Все изумлены,
Как будто воздух всколыхнулся.
То не герой пришел с войны,
То каторжник домой вернулся.

Он весь тревожно напряжен,
Он нерешительно застыл:
Да будет ли женой прощен?
Ей много горя причинил
Его арест, затем тюрьма…
О, как состарилась она.

Но солнцем все освещено.
Еще не вечер. Счастье будет.
Погожий день глядит в окно.
Скрепит Бог запись в книге Судеб.

Http://maxpark.com/community/6782/content/2068542

Рецензии

Это произведение при любом случайном столкновении с ним (в альбомах, в журналах, в интернете) - неизменно заставляло пытаться разгадать тайну сюжета...То, что Вы написали о её содежании, дорогая Алина, - несколько приоткрыло завесу сюжета.
А мне думалось так - некий осуждённый, или беглый каторжник возвращается домой, может даже, не совсем официально, - и реакция семьи очень неоднозначна! Жена в полной растерянности, на лице - ни капли радости, она, видимо, смирилась с его отсутсвием, возможно, даже запланировала новые отношения, мечты, которые в данный момент мгновенно рушатся, и по её взгляду и суматошной позе можно понять, что она не хочет верить в возвращение отвергнутого прошлого...Мальчик, с его детской непосредственностью и умением только в детстве радоваться всему, особенно, в данном случае, возможности по уважительной причине прервать надоевший урок с бабушкой - счастлив безмерно, по существу, даже не понимая причины, и даже не зная - кто этот изнурённый человек...Девочка, будучи постарше, и кое-что уже понимая, - изподлобья и с тревогой недовольно, даже с некоторой брезгливостью, смотрит на оборванного скитальца; она-то как раз может и помнит, кто это, но - будучи несколько в курсе планов матери о перемене семейных и материальных событий - не радуется их разрушению...Ну, служанка, чувствуется, вообще себя ощущает хозяйкой кухни и двери в этом доме, с зависящими от многих обстоятельств женщин и детей...Её возмущённая и деловитая поза и выражение говорят о том, что она готова в любой момент исправить положение и погнать из дома этого самозванца...И только то, что в центре картины - вызывает самое сильное восприятие - лицо измождённого странника полностью обращено к матери - единственной надежде и поддержке в невыносимых условиях жизни; на лице - одни глаза, и в них крик души - помнят, любят, простят, приютят?!..Видимо, он понимает, что нужен здесь только одному сердцу...И мать - одежда её печальна, она ни часа не забывала о горькой участи своего сына; возможно, даже смирилась с разлукой навсегда... и то, что она поспешно вскочила со стула, придерживаясь за стол, от избытка чувств стараясь сохранить равновесие, и её порыв броситься к сыну (хотя лица её не видно, можно представить, сколько в нём и страдания,и изумления, и радости от неожиданности встречи) - всё это говорит о том, что действительно - исключительно все "Не ждали", в этот первый миг встречи - ещё не успели одеть маски, подобающие случаю, и ярко, откровенно выражают чувства сердца, что в такой талантливой и несравненной форме и передал Мастер кисти.
Извините, дорогая Алина, за столь пространное толкование этого сюжета - возможно, я и ошибаюсь в трактовке героев картины, но мне увиделось в таком объяснении. Огромное Вам спасибо! С уважением - Лариса.

Алина, огромное спасибо Вам за такой лестный отзыв в мой адрес! Я - всего лишь неравнодушный созерцатель, и, поскольку муж мой - художник, и к тому же преподаёт в вузе живопись, я, как бы скраюшку небезразлична к такой области знаний...я даже посоветовала мужу подсказать студентам адрес Вашей странички - такое море информации, преподнесённой в сжатой, и в то же время, всеобъемлющей, добротной форме...Вот уж поистине, у кого талант искусствоведа с широким, живым и прекрасным языком и кругозором - это у Вас, это безо всякого преувеличения. Хочется от всего сердца пожелать Вам крепости сил, здоровья, радостного творческого настроения, новых вдохновенных открытий - чтобы через Ваш необыкновенный талант повествователя, аналитика, коллекционера - Ваши читатели могли больше узнать о сокровищах мира, в силу нашего технично настроенного века как-то затерявшихся в суете дней...Благодаря Вашим трудам (а это, конечно - нелёгкие муки творчества - эмоциональные, душевные и физические в том числе), благодаря Вашему кропотливому усердию - эти сокровища всплывают из забвения на всеобщее восхищение...Именно с таким ощущением и с огромной признательностью я знакомлюсь с Вашими трудами.
У нас дома немалая библиотека с альбомами работ художников разных стран и эпох, в разном качестве и описанием. Поверьте, альбомы с Вашими статьями и качественными репродукциями - заняли бы самое почётное место в этой библиотеке. Да и студентам, например - не с руки читать, в современных скоростных условиях, - многотомные описания того, что касается искусства...Чаще всего они вообще ничего не читают, к сожалению...А вот такие эссе, сконцентрированную информацию, причём - не сухую, безразличную, как обычно это бывает - а живую, написанную с любовью к автору, к его трудам, к предмету изучения - это было бы чрезвычайно полезно для обучения, для становления будущей творческой личности. Это восхищение и благоговение перед прекрасным - оно не может оставить равнодушным, это заметно и по Вашим рецензентам.
Успехов Вам, приимите самые лучшие пожелания и искреннейшую благодарность!
С уважением - Лариса.