Рецензия на спектакль "монологи вагины". «Бабский трёп»: Что такое «Монологи вагины Почему у пьесы был такой успех

наташа федоренко

24 февраля в галерее Omelchenko состоится последний показ спектакля «Монологи вагины» в постановке Лидии Руссковой, а до 11 марта там же можно посетить выставку «Быть ею» Алёны Федоткиной, продолжающей размышления о женском опыте. Несмотря на своё провокативное название, «Монологи вагины» - история не такая уж новая для России. Разбираемся, откуда взялся знаменитый спектакль, почему его создательница не борется за авторские права и чем отличается последняя российская постановка от всех других.


«Монологи вагины», постановка Лидии Руссковой

Почему вагины заговорили

В 1996 году в Нью-Йорке впервые прошёл показ «Монологов вагины» по одноимённой пьесе драматурга Ив Энслер, в основу которой легли две сотни интервью с женщинами разного цвета кожи, достатка, ориентации. Энслер задавала вопросы, которые предлагали женщинам взглянуть на свою вагину как на живое существо, которое может испытывать гнев и удовольствие, страх и стыд, громко заявлять о себе и даже исчезать навсегда в результате психологической травмы.

Если бы ваша вагина могла выбрать себе одежду, что бы она надела? Если бы ваша вагина могла говорить, что бы она сказала? Чем пахнет вагина? Что напоминает ваша вагина? Когда вы познакомились со своей вагиной? Как вы называете свою вагину? Энслер предложила говорить о вагине не только как о части тела, но и объекте, через который женщина переживает уникальный опыт. Менструация, роды, возбуждение, радость открытия своей природы - с одной стороны; сексуальное насилие, стыд за собственное тело, стигматизация - с другой.

Для Энслер особенно важно само слово «вагина» - честное, прямолинейное и оттого табуированное. Героини пьесы называют эвфемизмы, которыми долго подменяли истинное имя своей вагины, чтобы не нарушить общепринятый консенсус: то, что у женщины между ног, - это стыдно и странно, тогда как пенисами можно изрисовать любой общественный туалет и мериться с приятелями в душевой спортзала.

Почему у пьесы был такой успех

Через два года Энслер вместе с фемактивистками объявила 14 Февраля (традиционный праздник гетеронормативной любви) «Днём V» - временем привлечения внимания к насилию в отношении женщин по всему миру. С 1998 года деньги от постановок «Монологов» стали идти на благотворительность, а актрисами становились большие знаменитости вроде Вупи Голдберг, Вайноны Райдер, Кейт Бланшетт и Мелани Гриффит.

Однако главной целью Энслер было распространить «Монологи» как можно шире, так что драматург разрешила ставить ее пьесу бесплатно активистам в феврале - с условием не отходить от оригинального текста. Спектакль появился в университетах, театрах стран, находящихся далеко за пределами США и Западной Европы, в центрах благотворительных организаций. «День V» сотрудничает и с компаниями в Афганистане, и с российским центром «Сёстры», охватывая широкий спектр женских проблем от варварской практики калечащих операций на гениталиях до отсутствия доступа к образованию и психологической помощи жертвам сексуального насилия.

Успех «Монологов», разумеется, связан с их простотой и откровенностью текстов. Постановка спектакля не требует сложных декораций или костюмов, зато истории бьют, что называется, в лоб. Пьеса Энслер - это не сложная постдраматическая конструкция, а очевидное высказывание. Именно поэтому «Монологи» работают и в больших театрах в центре Лондона, и в мужских тюрьмах .


«Монологи вагины»,
постановка Джулиано ди Капуа

А если нет вагины?

«Монологи вагины» - знаковое событие прежде всего 90-х годов, которое часто подозревают в трансляции устаревших взглядов. В 2015 году в колледже Маунт-Холиок, в котором учатся только женщины, отменили традиционную постановку, потому что спектакль показался студенткам недостаточно инклюзивным: «Гендер не может быть сведён только к биологическим или физиологическим особенностям. И многие из нас чувствуют себя некомфортно, участвуя в такой постановке».

Энслер поспешила отвергнуть обвинения в трансфобии, заявив, что ещё в 2004 году помогала активисткам-трансженщинам с созданием монолога «Они выбивали девочку из моего мальчика», который стал полноправной частью общего проекта. В своей колонке в Time Энслер сказала, что никогда не определяла женщину только как человека с вагиной.

Российские вагины

«Монологи вагины» привезли в Россию больше десяти лет назад: сначала показали на Чеховском театральном фестивале, потом долго ставили в Центре Мейерхольда под руководством Йоэла Лехтонена, а в Петербурге режиссурой «Монологов» занимается Джулиано ди Капуа - иногда он привозит свою версию в Москву.

В нулевых пьесу Энслер преподносили россиянам как скандальную эротическую постановку - отсюда и странные отзывы театральных критиков, сетующих, что монологи оказались «бабским трёпом», а также рассказывающих, как им было неприятно: «Как будто сходил в кабинет к гинекологу». В общем, уровень осознанности был заметно ниже, а изначально активистский спектакль часто превращался в коммерческий. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге активисты стремятся работать с «Монологами» все чаще, в том числе и режиссёр Лидия Русскова, вырученные средства от спектакля которой перечислили в центр «Сёстры».

«Когда мы проводили кастинг - одним из главных вопросов для кандидаток был: почему вам близка эта пьеса? Для меня было важно, чтобы в спектакле играли женщины, заинтересованные в женской повестке. Второй момент - разнообразие: подобрать героинь разных внешних и возрастных типажей было важнее, чем взять профессиональных актрис», - говорит Русскова. Она признаётся, что стремилась сделать свою постановку максимально естественной и «не вычурной», чтобы зрители концентрировались не на словах, которые могли вызвать у кого-то удивление и возмущение, а именно на историях. «Сама пьеса и истории в ней настолько полноценны, что даже декорации не должны отвлекать от самих монологов», - считает Русскова.

Новое прочтение «Монологов» в активистской оптике явно отличается от ретроградного желания привлечь внимание к табуированному слову в России 2000-х. «Монологи вагины» вообще сложно назвать спектаклем в общепринятом смысле слова - это манифест, к которому смешно подходить с театроведческих категорий. А вот с этических нужно прежде всего.

“Театро Ди Капуа”предлагает Вашему вниманию один из известнейших театральных проектов России – спектакль «Монологи Вагины» в постановке Джулиано Ди Капуа.

Режиссер Джулиано Ди Капуа– итальянец швейцарского происхождения создал русское прочтение великого театрального текста, которому аплодировали мировые столицы от Лондона до Нью-Йорка.

Пьеса Ив Инслер «Монологи вагины» – продукт переработки более двухсот интервью женщин разного возраста и образа жизни. В ней почитали за честь сыграть выдающиеся голливудские актрисы такие как Вайнона Райдер, Сельма Хейек, Вупи Голдберг, Гленн Клоз и Сьюзен Сарандон.

Бурный поток откровений на «женскую» тему. Но авторская воля переносит «Монологи Вагины» из гетто психологии и гинекологии в Аркадию чистого искусства, не замутненного оголтелым феминизмом. Равнодушных нет. Любой зритель либо сам является обладателем говорящего органа, либо сталкивался с ним не раз.

В запретных «Монологах» со строгим изяществом излагают заветное блистательные актрисы: Илона Маркарова, Марина Рокина и Наталья Нестерова. Ветераны сцены и молодые звезды прекрасно справляются с непростой задачей. Стыдливость уступает место правде. Которая смешит, печалит, шокирует, задевает, и, в конечном итоге, отлично развлекает.

На средства от спектакля была создана организация под названием «V-day», которая молниеносно переросла в глобальное движение. В Боснии, на Ближнем Востоке, Африке, Америке и Азии были созданы кризисные центры для женщин, ставших жертвами насилия. «Монологи вагины» — это часть крестового похода Ив Энслер, против стыда, который многие женщины испытывают по отношению к своему телу и к своей сексуальности. Эту пьесу, наделившую голосом женщин всех национальностей и возрастов посмотрело более 50 000 000 зрителей по всему миру.

Пьеса Нью-йоркской актрисы и драматура Ив Энслер «Монологи вагины» получила в 1997 году приз «Оби» и была номинирована на премию Драмадеск и Хелен Хейзью. Премьера пьесы состоялась в Нью-Йорке. В дальнейшем спектакль был поставлен почти во всех столицах мира. Как в Лондоне, Стокгольме, Афинах, Иерусалиме, Загребе, так и в Риме, Мадриде, Париже, Буэнос Айрес, Стамбуле, говорят, в Казахстане- даже в Тбилиси- правда, под названием “Сексуальная революция”

Российская премьера этого же спектакля состоялась в сентябре 2003 года в рамках «ФЕСТИВАЛЯ НОВОЙ ДРАМЫ» на сцене «МХТ» (Москва)

Спектакль «Театро Ди Капуа» покорил публику своим тонким юмором и изяществом и вот уже 14 лет вопреки запретам и скандалам- играется в России

**************************************************************************************

О спектакле «Монологи вагины» из интервью режиссера Джулиано Ди Капуа газете «Невское время»: — Мне захотелось этим чтецким спектаклем восполнить пробелы полового воспитания: недомолвки, излишнюю скромность, нелюбопытство к самим себе, — рассказал Джулиано корреспонденту «НВ». — Порой мужчины не очень хотят и не очень умеют сделать женщину счастливой. Но тогда в женщине и не проснется ее истинное предназначение, ее цветок увянет, так и не распустившись. Я уверен, что любая женщина — красива, сексуальна, удачлива, здорова, надо только дать ей волю проявить себя в полную силу. Что принципиально: эта пьеса говорит не о проблемах, а о победах. И оттого такие жизнеутверждающие красные платья на героинях (работа известного питерского модельера Лилии Киселенко), и есть на сцене желтый цвет — радостный и солнечный.
Ссылка на видео-сюжет телеканала ТНТ
Отзывы зрителей
фотоотчет Geometria
***************************************************************************

Фото из спектакля:

Спектакль "Монологи вагины" Санкт-Петербург, Эрарта

Спектаклю "Монологи вагины" (The Vagina monologues) в этом году исполняется 20 лет. Как и сериал "Секс в большом городе", эта театральная постановка стала сенсацией в своё время. Посвященный полузапретной, табуированной теме, эпатажный спектакль до сих пор собирает полные залы - в том числе и в России. Мне было интересно, что он из себя представляет, кто играет, кто на него ходит. Делюсь с вами впечатлениями от просмотра "Монологов вагины" в постановке Театро Ди Капуа (17 августа 2016 года).


Билет на спектакль "Монологи вагины"

По легенде, спектакль основан на 200 интервью, взятых автором пьесы - драматургом Ив Энслер (это она, естественно). Самые забавные и пронзительные женские монологи о женском половом органе составили "костяк" постановки, а каждый год в спектакль добавляется один новый монолог. Не уверен, что то же самое происходит и с российской версией. Я проверил википедию - все классические монологи повторяются вроде как без изменений и дополнений.


"Монологи вагины" постановка Театро Ди Капуа

Тема спектакля одна - ВАГИНА, а подтем - великое множество:

Как найти вагину с клитором (тут важно не свернуть себе шею и самой стать одним большим клитором);

Как выглядит вагина и чем она пахнет (правильный ответ - ПИПИСЬКОЙ);

Что надела бы вагина, если бы могла выбирать (чья-то вагина останется голой, только в бриллиантах);

В чём разница между вагинальным оргазмом, клиторальным, комбо-оргазмом, вот-вот-вот оргазмом и тройным оргазмом с сюрпризом;

Можно ли полюбить вагину, не полюбив волосы вокруг неё;

Женские страхи, связанные с различными видами выделений (речь не только о менструации);

Женская гигиена;

Изнасилования - два вида. Одна история югославской женщины, вторая - грузинской девушки;

Роды (золотая тема айрека);

Как правильно называть вагину (всем известное слово из пяти букв);

Женская мастурбация, делающая женщин свободными от мужчин и т.д.


Марина Рокина в спектакле "Монологи вагины"

В общем, вагина рассмотрена со всех сторон (почему-то без демонстрации оной). Всего понемножку. Есть и забавные монологи (про Чучу и виды оргазмов), есть и удручающие (про военные изнасилования, женское обрезание и страх протечки, поставивший крест на половой жизни).


Илона Маркарова в спектакле "Монологи вагины"

К тексту пьесы у меня претензий нет, хотя с течением времени его можно было бы обновить. Всё-таки новое время диктует новые темы для обсуждений. Виновником позитивных сдвигов был и сам спектакль как общественно-политическое явление, так почему бы не пойти дальше? Но это в общем-то не главное. Меня удручила сама постановка спектакля:


Во-первых, как мне показалось - актрисы уже подустали за 7 лет играть одно и то же. Нет уже энтузиазма первооткрывателей. Скорее всего, для Teatro Di Capua "Монологи Вагины" - это золотая жила, как для четы Боярских спектакль "Интимная жизнь", который они играют очень много лет из года в год. Что я услышал (возможно, ошибаюсь): на 100% постановке отдается актриса Марина Рокина (самый эксцентричный монолог про слово из пяти букв), половину спектакля раскачивается Илона Маркарова (про Чучу - её коронный номер) и как бы постоянно пытается вспомнить свой текст актриса Наталия Кудрявцева (про подвал и Югославию). Мне не понравились голоса актрис - в них мало эмоций и им недостаёт женственности.

Во-вторых, звукорежиссёр и чел, ответственный за видеоряд на заднем плане, похоже, всё время спал. Музыка постоянно заглушала актрис и иногда им приходилось останавливаться, чтобы музыку поубавили и они могли продолжать. Или стояли несколько секунд, пока наконец-то запустят картинку, к которой им предстоит обратиться. "Монологи вагины" - не из дешёвых спектаклей. Билеты стоят от 700 до 2000 рублей. Почему такое халатное отношение к постановке - загадка. За 7 лет спектакль должен быть отработан до мельчайших деталей, что звукового и видеооформления сцены.

Стоит ли идти на спектакль "Монологи вагины" с мужем или молодым человеком? Скорее нет, чем да. Мужчинам явно будет не то, что некомфортно, а скучно слушать истории про вагину и не видеть её воочию. Вот честно - за исключением нескольких феерических моментов (есс-но, про оргазмы и матные слова), в целом постановка очень скучная и затянутая. Ах да, в афишах продолжительность спектакля заявлена в 2,5 часа, но по факту он идёт примерно полтора часа - час сорок. Публика на 95% состоит из женщин. Люди во время спектакля уходили, но таких было немного. В основном, младые девы бегали туда-сюда справлять нужду, как будто они были не в театре, а на лекции в университете или на школьном уроке. Короче, сплошное бескультурье и недержание!


Наталия Кудрявцева в спектакле "Монологи вагины"

Ставлю спектаклю "Монологи вагины" две звезды и не рекомендую к посещению. По крайней мере в этой версии - мне постановка не понравилась. Актёрская незаинтересованность + технические помарки + устарелость материала. Как мне кажется, спектакль в этой его форме уже неактуален - срок его годности истёк. И пора бы уже сделать "Монологи о пенисе" - это хоть будет ближе и понятнее. Фрагменты из спектакля можно глянуть , а от меня - запись финальных аплодисментов: